Николай Алексеевич Некрасов Поэма «Кому на Руси жить хорошо» Материалы к урокам литературы в 10 классе Исяндавлетова Эльмира Валерьевна, преподаватель.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Горькая доля народа пореформенной России» «Горькая доля народа пореформенной России»
Advertisements

«Крестьянка» Матрена Тимофеевна Корчагина. Осанистая женщина, Широкая и плотная, Лет тридцати осьми. Красива; волос с проседью, Глаза большие, строгие,
Образ Матрены Тимофеевны в поэме «Кому на Руси жить хорошо» «Не всё между мужчинами Отыскивать счастливого, Пощупаем-ка баб!»
Задача о выборе места для железнодорожной станции Кому на Руси жить хорошо?
ПОЭМА – лиро- эпический жанр большого объема ЭПОПЕЯ - художественное произведение, в котором отражаются целые эпохи в жизни страны и народа.
Крестьянская реформа 1861 года Д/З: § 20, читать, вопрос 3, пересказ.
И.С.Тургенев и Н.А.Некрасов ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА. Тургенев (Некрасов) по взглядам и убеждениям был 1.Револющионер-демократ 2. Убежденный крепостник 3. Сторонник.
«Крепостное право на крестьян отменяется навсегда» (Крестьянская реформа 1861 г.)
Хаипова Е.В.. Композиция - построение художественного произведения, связь и расположение его частей Тема - круг событий, отраженных в произведении. То,
Тест по поэме Н.А. Некрасова « Кому на Руси жить хорошо» для учащихся 10-х классов (из четырех вариантов ответа выбрать правильный)
Задача о выборе места для железнодорожной станции Кому на Руси жить хорошо?
ПОЭМА – лиро- эпический жанр большого объема ЭПОПЕЯ - художественное произведение, в котором отражаются целые эпохи в жизни страны и народа.
Поэма Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Замысел, жанр, композиция.
Ты и могучая Ты и бессильная, Матушка Русь! Н.А. Некрасов.
«Кому на Руси жить хорошо». Н. А. Некрасов начал работу над поэмой «Кому на Руси жить хорошо» в первой половине 60-х годов XIX века. Упоминание о ссыльных.
Презентация подготовлена учителем русского языка и литературы МОУ СОШ 13 города Королёва Московской области Земсковой Еленой Евгеньевной Н.А. Некрасов.
Николай Алексеевич Некрасов Поэма « Кому на Руси жить хорошо»
Презентация к уроку: «Отмена крепостного права. Крестьянская реформа 1861 г.» учителя истории и обществознания ГБОУ гимназии 66 Черниковой Н.Л.
ТЕМА: «Исповедальность образа Матрены Тимофеевны» (по поэме Н.А.Некрасова«Кому на Руси жить хорошо») Молва идет всесветная, Молва идет всесветная, Что.
«Крепостное право на крестьян отменяется навсегда…» Александр II «Распалась цепь великая, Распалась и ударила Одним концом – по барину, другим – по мужику»
Транксрипт:

Николай Алексеевич Некрасов Поэма «Кому на Руси жить хорошо» Материалы к урокам литературы в 10 классе Исяндавлетова Эльмира Валерьевна, преподаватель русского языка и литературы ГБОУ НПО ПЛ-24

1. Исторические сведения о крестьянской реформе 1861 г. Исторические сведения о крестьянской реформе 1861 г 2. Общая характеристика поэмы. Общая характеристика поэмы. 3. Пролог. Пролог. 4. Содержание глав : Глава «Поп» ;Глава «Поп» ; Глава «Сельская ярмарка»Глава «Сельская ярмарка» Глава «Пьяная ночь»Глава «Пьяная ночь» Глава «Счастливые»Глава «Счастливые» Глава «Помещик»Глава «Помещик» Часть 3. «Крестьянка»Часть 3. «Крестьянка» Часть 2. «Последыш»Часть 2. «Последыш» «Пир на весь мир»«Пир на весь мир» 5. Достоевский о Некрасове.. Достоевский о Некрасове. 6. Источники. Источники.

Иллюстрация Н. И. Гришина к поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». «На столбовой дороженьке Сошлись семь мужиков. Сошлися и заспорили: Кому живется весело, вольготно на Руси». Пролог

Сошлись семь мужиков: Семь временнообязанных, Подтянутой губернии, Уезда Терпигорева, Пустопорожней волости Из смежных деревень- Заплатова, Дырявина, Разутова, Знобишина, Горелова, Неелова, Неурожайка тож.

Матрена Тимофеевна. Художник В. Серов Глава «Крестьянка»

В главе Крестьянка предстает перед странниками Матрена Тимофеевна, воплощающая в себе лучшие качества русского женского характера. Суровые условия оттачивали особый женский характер независимый, привыкший везде и во всем полагаться на свои собственные силы.

Глава «Крестьянка» Матрена Тимофеевна Осанистая женщина, Широкая и плотная, Лет тридцати осьми. Красива; волос проседью, Глаза большие, строгие, Ресницы богатейшие, Сурова и смугла. На ней рубаха белая, Да сарафан коротенький, Да серп через плечо.

Глава «Крестьянка» Семья была большущая, Сварливая... попала я С девичьей холи в ад! В работу муж отправился, Молчать, терпеть советовал: Не плюй на раскаленное Железо - зашипит! Осталась я с золовками, Со свекром, со свекровушкой, Любить-голубить некому, А есть кому журить! «Крестьянка». Художник Н. Воробьев

Глава «Крестьянка» На старшую золовушку, На Марфу богомольную, Работай, как раба; За свекором приглядывай, Сплошаешь - у кабатчика Пропажу выкупай. И встань и сядь с приметою, Не то свекровь обидится; А где их все-то знать?

САВЕЛИЙ, БОГАТЫРЬ СВЯТОРУССКИЙ С большущей сивой гривою, Чай, двадцать лет не стриженной, С большущей бородой, Дед на медведя смахивал, Особенно как из лесу, Согнувшись, выходил… Да распрямиться дедушка Не мог: ему уж стукнуло, По сказкам, сто годов. Дед жил в особой горнице, Семейки недолюбливал. В свой угол не пускал; «Крестьянка». Художник Н. Воробьев

Глава «Крестьянка» Терпи, многокручинная! Терпи, многострадальная! Нам правду не найти". "Да почему же, дедушка?" "Ты – крепостная женщина!"- Савельюшка сказал. Матрена на могиле Дёмушки. Художник В. Нагаев

В центре повествования оказывается крестьянская семья, но ее судьба, как и судьба рассказчицы – Матрены Тимофеевны – настолько типична, что может быть рассказана в народных песнях, которые странники сами знают и потому «подтягивают» их. Оказывается все, что рассказывала крестьянам героиня, они давно знали и сами, но этот рассказ помогает им понять безнадежность поисков счастливого человека среди народа, а читателю позволяет проникнуть во внутренний мир крестьянской женщины и посочувствовать ее судьбе. Общая идея счастья, взволновавшая семь мужиков в прологе, выражена здесь на примере яркой судьбы нескольких лиц, прежде всего – Матрены Тимофеевны. Глава «Крестьянка» начинается и завершается мыслью о счастье женщины. С вопросом: «В чем счастие твое?» обращаются к Матрене Тимофеевне семь странников в одной из начальных строф. Горьким стоном о потерянных ключах от счастья женского завершается «Бабья притча» финальная глава «Крестьянки». Примечательно, что здесь, как и во многих других случаях, понятие счастья ассоциируется с «вольной волюшкой»: