Как открыть НКО? 18 июля 2012г. Подготовлено правовой службой CAF Россия.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема 2: СОЗДАНИЕ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ИХ ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ.
Advertisements

Новеллы некоммерческого законодательства: новые правила регистрации и отчетности, правовые условия работы добровольцев Руководитель юридической службы.
Программа «Правовая поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций» Цель Программы: распространение практики профессиональной правовой.
Правовое обеспечение деятельности фондов местных сообществ Илья Чукалин, исполнительный директор Фонда «Саратовская губерния», заместитель председателя.
Федеральный закон О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные.
« Об изменениях действующего законодательства, регулирующего деятельность некоммерческих организаций » Гумерова Эльмира Ренатовна Заместитель начальника.
Формы организаций (предприятий) в условиях рыночной экономики.
Реализация в Красноярском крае Федерального закона от ФЗ 9,3.
Правовой брейн-ринг Москва, 17 декабря 2010г. Некоммерческое партнерство «Юристы за гражданское общество» |
Создание некоммерческой организации Некоммерческое партнерство «Юристы за гражданское общество» | Ижевск, 29 июня 2012.
Принципы и правила общественного контроля в свете реализации Федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации». Нормативные.
Требования к уставу образовательной организации. Статья 25 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" 1 ) тип образовательной организации;
ФЗ - 83 Типы учреждений Казенное учреждение - г осударственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных, (муниципальных) услуг,
Финансы. ХАРАКТЕРИСТИКА АВТОНОМНЫХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Детские и молодежные общественные объединения и организации.
ФЗ «О кредитной Кооперации» от г. 190-ФЗ О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ п.7. ч. 1. Ст. 6 Обеспечение финансовой устойчивости.
Организационно - правовые формы предприятий. Организационно-правовая форма способ закрепления и использования имущества хозяйствующим субъектом и вытекающие.
Реализация в Красноярском крае Федерального закона от ФЗ 9,3.
Тема 16. Финансы предприятий различных форм хозяйствования.
0 1 МИНИСТЕРСТВО ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ 8 мая 2010 года был принят Федеральный закон 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные.
Транксрипт:

Как открыть НКО? 18 июля 2012г. Подготовлено правовой службой CAF Россия

СТРУКТУРА ТЕМЫ 1. Что такое НКО? 2. Формы НКО. 3. Порядок создания НКО. Эмблема и символика. 4. Отчетность НКО. Контроль Минюста.

Используемые сокращения НКО – некоммерческая организация АНО – автономная некоммерческая организация ОО – общественное объединение ГК РФ – Гражданский кодекс Российской Федерации НК РФ – Налоговый кодекс Российской Федерации ФЗ о НКО - Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» ФЗ о благотворительной деятельности - Федеральный закон от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» ФЗ о ЦК - Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. N 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» ФЗ об общественных объединениях - ФЗ «Об общественных объединениях» от N 82-ФЗ // СЗ РФ N 21. Ст. 1930

1. Что такое НКО? Некоммерческая организация (НКО) (ст. 50 ГК РФ, ст. 2 и 26 ФЗ о НКО): не имеет в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли; не распределяет полученную прибыль между участниками/членами; создается для достижения определенных целей, направленных на достижение общественных благ.

НКО VS Коммерческая организация. Отличия. основная цель создания и деятельности в целом; наименование некоммерческой организации в обязательном порядке должно содержать указание на ее организационно-правовую форму и характер деятельности; специальная правоспособность (основные виды деятельности строго регулируются Уставом и законом); возможность осуществлени я общественными объединениями деятельности без государственной регистрации юридического лица; открытый перечень организационно-правовых форм (новые формы могут регулироваться специальными законами); особый порядок регистрации и предоставления отчетности; ?Специальные налоговые льготы?

Цели создания НКО (ст. 120 ГК РФ, п.2 ст. 2 ФЗ о НКО) В соответствии с ФЗ о НКО целями создания НКО являются: социальные, благотворительные, культурные, образовательные, научные, управленческие, охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, иные цели, направленные на достижение общественных благ.

Предпринимательская деятельность НКО НКО могут осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствует этим целям. Виды деятельности (должны быть предусмотрены учредительными документами НКО): приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика.

2. Ф ормы НКО НКО могут создаваться в любых формах, предусмотренных не только ГК РФ, но и другими законами. Открытый перечень организационно- правовых форм НКО в ГК РФ (ст.50 ГК РФ)

Организационно-правовые формы НКО Общественные объединения: общественная организация, общ/движение, общ/фонд, общ/учреждение, органы общественной самодеятельности религиозные объединения: религиозная группа, организация потребительские кооперативы (кредитные, сельскохозяйственные) некоммерческие партнерства (саморегулируемые организации, садоводческие и иные некоммерческие объединения) учреждения (частные и государственные (бюджетные, автономные, казенные) автономные некоммерческие организации фонды государственные корпорации и компании ассоциации и союзы ТСЖ другие формы, предусмотренные федеральным законодательством.

Социально ориентированные НКО Понятие введено Федеральным законом N 40-ФЗ от г. Социально ориентированные НКО – это организации, созданные в предусмотренных ФЗ о НКО формах и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также иные виды деятельности, предусмотренные статьей 31.1 ФЗ о НКО (п. 2.1 ст. 2 ФЗ о НКО) Не могут быть социально-ориентированными НКО: - государственные корпорации, - государственные компании, - общественные объединения, являющиеся политическими партиями.

Фонд. Виды фондов. ФОНД - не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная физическими и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели (ст. 7 ФЗ о НКО). Виды некоммерческих фондов: Фонды (в соотв. с ФЗ о НКО) Общественные фонды (в соотв. с ФЗ об общественных объединениях) Благотворительные фонды (в соотв. с ФЗ о благотворительной деятельности) Фонды с целевым капиталом (в соотв. с ФЗ о ЦК)

Фонды (2) Наличие членства – нет. Не могут быть учредителями благотворительного и общественного фондов органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также государственные и муниципальные унитарные предприятия, государственные и муниципальные учреждения. Ежегодный аудит (п.2 ст.5 ФЗ от N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»). Обязательный орган. Попечительский совет фонда является органом фонда и осуществляет надзор за деятельностью фонда, принятием другими органами фонда решений и обеспечением их исполнения, использованием средств фонда, соблюдением фондом законодательства

Автономная некоммерческая организация АНО признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных услуг (ст. 10 ФЗ о НКО). Учредительные документы – Устав и учредительный договор (в случае его заключения). Наличие членства в АНО – нет.

Некоммерческое партнерство Цель – содействие членам НП в осуществлении деятельности, направленной на достижение общеполезных целей. Наличие членства – да; Количество учредителей – min 2 лица; Учредительные документы – Устав и учредительный договор (при заключении) Обязательная и/или рекомендованная форма для отдельных видов юридических лиц (фондовая биржа/садоводческие, огороднические, дачные объединения граждан, коллегия адвокатов); Члены НП имеют право на часть имущества или его стоимости при выходе из НП и в случае его ликвидации с ограничениями (!Если иное не установлено иное Уставом/ФЗ)

Ассоциации и союзы Цель – координация деятельности членов. Наличие членства – ДА Учредительные документы – учредительный договор и Устав. Ограничение количества учредителей – min 2 лица (п.2 ст. 15 ФЗ о НКО) П. 4 ст. 50 ГК РФ, ст. 121 ГК РФ и ст. 11 Закона о НКО в одной ассоциации или в одном союзе: коммерческие организации и (или) НКО если только коммерческие организации - все равно НКО. Ведение предпринимательской деятельности ассоциацией или союзом коммерческих организаций Преобразование в хозяйственное общество или товарищество; Создание или участие в хозяйственном обществе. Нет ограничений ведения предпринимательской деятельности для ассоциации (союза) НКО

Общественные объединения ФЗ об общественных объединениях Общественное объединение - добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Наименование: организационно-правовая форма - характер деятельности - территориальная сфера деятельности (!). Организационно-правовые формы общественных объединений: общественная организация // общественное движение // общественный фонд // общественное учреждение// орган общественной самодеятельности // политическая партия. Наличие членства в ОО: Общественная организация, политическая партия и профсоюз - Да. Общественное движение и орган общественной самодеятельности - Нет.

Общественные объединения (2) Создание НКО без приобретения прав юридического лица: Момент создания – принятия решения о создании Осуществление деятельности без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица. Особенности возраста членов и участников ОО: Молодежные общественные объединения - граждане, достигшие 14 лет Детские общественные объединения - граждане, достигшие 8 лет.

Религиозное объединение (группа и организация) Конституция ст. 14 – РФ – светское государство особенности правового статуса (ФЗ о свободе совести и религиозных объединениях): цели создания: совместное исповедание и распространение веры; Признаки: совершение религиозных обрядов, обучение религии и т.п. (п. 1 ст. 6 ФЗ). Пример РО - Русская Православная Церковь, Конгресс еврейских религиозных организаций и объединений России (КЕРООР ).

3. Порядок создания НКО Подготовка к регистрации: 1) выбор организационно-правовой формы 2) учредители 3) адрес 4) оформление учредительных и иных документов для регистрации

Учредители НКО Кто может быть учредителем НКО? Юридические лица (российские, международные и иностранные, коммерческие и некоммерческие организации) Полностью дееспособные граждане РФ Иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся в РФ ( при наличии деловой визы, отметок о пересечении границы в паспорте, копии миграционной карты) MIN необходимое количество учредителей: Для членских организаций –2 лица (некоммерческое партнерство, ассоциация, союз), Для нечленских -1 лицо (фонд, АНО).

Кто не может быть учредителем НКО? иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которого принято решение о нежелательности их пребывания (проживания) в Российской Федерации; лицо, включенное в перечень в соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) денежных средств, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"; общественное объединение или религиозная организация, деятельность которых приостановлена в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности"; лицо, в отношении которого вступившим в законную силу решением суда установлено, что в его действиях содержатся признаки экстремистской деятельности.

Оформление документов для регистрации (1) Для регистрации НКО необходимо предоставить (ст п. 5 ФЗ Об НКО): 1) заявление (форма РН 0001) (2 экз: 1-ый экз. заверяется нотариусом, ) 2) учредительные документы НКО (3 экз.) Устав Учредительный договор (ассоциации, союзы, НП, АНО) Положение (казенные учреждения) 3) решение о создании некоммерческой организации и об утверждении ее учредительных документов с указанием состава избранных (назначенных) органов –ВОУ и исполнительного органа(2 экз). ;

Оформление документов для регистрации (2) Для регистрации НКО необходимо предоставить: 4) сведения об учредителях (2 экз.) (лист Б из Заявления); 5) документ об уплате государственной пошлины ( подлинник и копия) ( ст НК РФ) обязательно подлинник с синей печатью банка размер госпошлины на сегодняшний день – 4000 рублей плательщиком указывается заявитель (или лицо по доверенности) 6) сведения об адресе (о месте нахождения) постоянно действующего органа некоммерческой организации, по которому осуществляется связь с НКО.

Оформление документов для регистрации (3) 7) при использовании в наименовании НКО имени гражданина, символики, защищенной законодательством Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности или авторских прав, полного наименования иного юридического лица как части собственного наименования - документы, подтверждающие правомочия на их использование (Например: разрешение на включение в наименование некоммерческой организации официального наименования "Российская Федерация" или "Россия", а также слов, производных от этого наименования) (1 экз.); 8) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иной равный по юридической силе документ, подтверждающий юридический статус учредителя - иностранного лица (1 экз). 9) доверенность на лицо, подающее документы (1 экз.) 10) Если применимо - заявление на применение упрощенной системы налогообложения, подписанное будущим директором ( 2 экз.)

Государственная регистрация НКО Регистрирующий орган - Минюст России (его территориальные органы) Подача документов на регистрацию не позднее 3х месяцев со дня принятия решения о создании (учредительного собрания) Срок принятия решения о регистрации НКО : 23 рабочих дня Возможно приостановление регистрации – на срок до 3 месяцев по инициативе Минюста (п. 1.1 ст ФЗ «О некоммерческих организациях»)

Особенности регистрации НКО в форме общественных объединений 1) Учредители : физические лица, достигшие 18 лет; юридические лица – ОО. Органы государственной власти и органы местного самоуправления не могут быть учредителями, членами и участниками общественных объединений. 2) MIN необходимое количество учредителей ОО: не менее 3 -х. 3) Регистрирующий орган: международное или общероссийское ОО - Минюст РФ. межрегиональное, региональное или местное - территориальный орган Минюста 4) Срок принятия решения о государственной регистрации: 30 дней

Отказ в регистрации НКО Основания отказа – ст ФЗ Об НКО: 1) учредительные документы противоречат КРФ и законодательству РФ; 2) ранее зарегистрирована НКО с таким же наименованием; 3) наименование некоммерческой организации оскорбляет нравственность, национальные и религиозные чувства граждан; 4) документы для государственной регистрации представлены не полностью либо в ненадлежащий орган; 5) если выступившее в качестве учредителя некоммерческой организации лицо не может быть учредителем в соответствии с законом; 6) если решение о реорганизации, ликвидации НКО, внесении изменений в ее учредительные документы или об изменении сведений, принято не уполномоченным лицом лицом (лицами) 7) в представленных для государственной регистрации документах содержатся недостоверные сведения; 8) неустранение заявителем оснований, вызвавших приостановление государственной регистрации НКО, в установленный указанным решением срок. После отказа - устранить замечания и подать повторно либо обжаловать отказ в вышестоящий орган и/или в суд

После регистрации Получить в Минюсте документы: свидетельства о регистрации в Минюсте, внесении в ЕГРЮЛ и постановке на налоговый учет и выписки из ЕГРЮЛ из Минюста: Изготовить печать НКО. Налоговый орган на основании данных о регистрации НКО, содержащихся в ЕГРЮЛ, направляет сведения во внебюджетные фонды и Статрегистр. Но! Получить письмо о присвоении кодов статистики в Отделе ведения Статрегистра г. Москвы. Встать на учет во территориальных внебюджетных фондах (ПФР, ФСС). Постановка в ФОМС -автоматически на основании постановки в ПФР. Открыть расчетный счет/счета и в течение 7 дней уведомить налоговую инспекцию, ФСС и ПФР об открытии счета/счетов в установленной форме.

Эмблема и символика Подлежит регистрации в Минюсте России: эмблема НКО; символика общественного объединения, являющегося юридическим лицом; символика общественного объединения, функционирующего без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица. Срок регистрации – 35 рабочих дней

4. Отчетность НКО Виды отчетности: бухгалтерская отчетность (ст. 13 ФЗ от ФЗ «О бухгалтерском учете») + аудиторское заключение для фондов; налоговая отчетность (ст. 23 НК РФ); отчетность перед государственными внебюджетными фондами(ПФР, ФОМС, ФСС РФ); статистическая отчетность; + специальная отчетность НКО перед Минюстом ( ст. 32 Закона об НКО)

Специальная отчетность НКО Ежегодная отчетность перед Минюстом России (до 15 апреля года, следующего за отчетным) : 1) Упрощенный порядок если: учредителями НКО не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, НКО в течение года не имела поступлений имущества и денежных средств от международных или иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, если поступления имущества и денежных средств в НКО в течение года составили до рублей, то предоставляется: 1. Заявление, подтверждающее их соответствие названным требованиям 2. Информация в произвольной форме о продолжении своей деятельности. 2) Остальные НКО : Отчет о деятельности некоммерческой организации и сведения о персональном составе ее руководящих органов (Форма ОН0001) Уведомление о расходовании некоммерческой организацией денежных средств и об использовании иного имущества, включая полученные от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства (Форма ОН0002)

Специальная отчетность общественных объединений Общественные объединения не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным: направляют в Минюст сообщение о продолжении деятельности, с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц; направляют в Минюст отчет об объеме получаемых общественными объединениями от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании (форма ОН0003); + публикуют отчет об использовании своего имущества или обеспечивают доступность ознакомления с указанным отчетом.

Размещение отчетов и сообщений в сети Интернет Обязательное размещение: Отчеты и сообщения размещаются на специальных информационных ресурсах Минюста России в сети Интернет, предназначенных для размещения отчетов и сообщений, доступ к которым осуществляется через официальный сайт Минюста России ( и официальные сайты его территориальных органов в сети Интернет. Прямой адрес – unro.minjust.ruunro.minjust.ru Срок размещения отчетов и сообщений в сети Интернет не может составлять менее 1 года. Добровольное размещение: Отчеты и сообщения дополнительно могут быть размещены в сети Интернет на сайте некоммерческой организации и на иных сайтах в сети Интернет.

Специальная отчетность благотворительных организаций Не позднее 30 марта года следующего за отчетным - Отчет о деятельности, содержащий сведения о: финансово-хозяйственной деятельности, подтверждающие соблюдение требований настоящего Федерального закона по использованию имущества и расходованию средств благотворительной организации; персональном составе высшего органа управления благотворительной организацией; составе и содержании благотворительных программ благотворительной организации (перечень и описание указанных программ); содержании и результатах деятельности благотворительной организации; нарушениях требований ФЗ о благотворительной деятельности, выявленных в результате проверок, проведенных налоговыми органами, и принятых мерах по их устранению.

Специализированный контроль за НКО Минюст России и его территориальные органы осуществляют контроль за НКО в следующих формах: проведение проверок НКО по вопросам, отнесенным к компетенции Минюста России (территориальных органов); анализ отчетов НКО; участие в мероприятиях НКО. Плановые и внеплановые проверки проводятся: в месте нахождения и (или) деятельности НКО (выездные проверки); без выезда на место нахождения и (или) деятельности НКО (документарные проверки). План проверок на соответствующий год можно найти на сайте Минюста (территориального органа)

Сайт CAF Россия (Проект ИКПЦ CAF ) Портал о российском некоммерческом законодательстве Сайт НП «Юристы за гражданское общество» Информационный портал Минюста РФ о деятельности НКО Полезные ссылки (здесь вы можете найти основные для НКО нормативные акты, мнения юристов, обзоры законодательства, формы документов )