2 сентября - продолжение праздника или работа?
Вслед за первым праздничным днём следуют учебные будни. Они существенно меняют жизнь ребёнка и его родителей. Необходимо время для того, чтобы организм маленького ученика привык к изменению ритма жизни, к смене основной деятельности (игровой на учебную), ограничению двигательной активности. Изменяется и характер взаимоотношений ребёнка с окружающими его взрослыми и детьми. Возникает необходимость соблюдать школьный распорядок и дисциплину.
Приспособление организма ребёнка к изменившимся условиям называется адаптацией. Потребуется не день и даже не неделя для адаптации маленького ученика к школе. И родители и учителя могут оказать ребёнку помощь в привыкании к новому ритму и правилам школьной жизни. Существуют понятия физиологической и социальной адаптации ребёнка к школе.
Физиологическая адаптация ребёнка к школе Особенно трудны для организма ребёнка первые две – три учебные недели, они характеризуются значительным напряжением практически всех систем организма. Если выбранная родителями программа обучения не соответствует возрастному развитию ребёнка, его физическим и интеллектуальным возможностям, то уже в первые недели обучения можно наблюдать резкое падение учебной активности и снижение работоспособности первоклассника. Этот период физиологической адаптации называют этапом «физиологической бури».
Период физиологической адаптации составляет около пяти-шести недель, то есть продолжается до 10 – 15 октября. Легче адаптируются к умственной и физической нагрузкам здоровые дети с гармоничным развитием.
Основные симптомы возбуждение или заторможенность нежелание идти в школу или ложиться спать плаксивость раздражительность провокационное поведение головные боли частая смена настроения нарушение сна
Внимательно наблюдайте за здоровьем ребёнка весь период обучения в первом классе. Частые простудные, хронические заболевания затрудняют адаптацию первоклассника, снижают уровень его работоспособности, являются причиной быстрой утомляемости и могут отразиться на успешности усвоения школьной программы.
Социальная адаптация ребёнка к школе Начало учёбы в школе – это не только уроки, но и перемены, а значит, общение и дружба с детьми, которые учатся вместе с вашим ребёнком. У многих детей уже сформирована внутренняя социальная позиция: «Я – школьник». Осознание этой позиции помогает ребёнку принять требования учителя, правила школьной дисциплины, распорядок дня и новые взаимоотношения со сверстниками. Постарайтесь научить ребёнка уважать точку зрения других людей, вежливо высказывать своё несогласие с чем-либо.
Каждому ребёнку важно, чтобы в школе его любили и учитель, и дети. Те положительные эмоции, которые испытывает ребёнок, общаясь с одноклассниками, облегчают его адаптацию к школе. По характеру адаптации к школе выделяют три группы детей: с лёгкой А. (первая четверть) А. средней тяжести (первое полугодие) тяжёлая А. (возможны нарушения в состоянии здоровья и социальная дезадаптация)
Как помочь ребёнку быстрее и легче адаптироваться к новым жизненным условиям? 1.Прежде всего оказывать поддержку ребёнку в его делах, вселять в него уверенность, что вы верите в него, в его силы, а при необходимости всегда придёте на помощь. 2.Выслушивайте все рассказы ребёнка о школе.
4. Приобщайте ребёнка к самостоятельности постепенно, не обрушивая на него непосильную нагрузку. 3. Не сводите беседу к примитивным вопросам, касающимся питания, количества уроков. 5. Поощряйте любые попытки ребёнка проявить самостоятельность.
6. Соблюдайте режим дня. 7. Помогите организовать пространство и время, особенно при выполнении домашних заданий. 8. Постарайтесь в первые минуты встречи не спрашивать ребёнка, какие оценки он получил в школе.
9. Постарайтесь спокойно относиться к «плохим» оценкам. 10. Следите за состоянием здоровья ребёнка. 11. Перед сном не устраивайте шумных игр, серьёзных разговоров, не наказывайте ребёнка.
Главное! Постоянно выражайте надежду на то, что завтрашний день принесёт удачу Вам и Вашему ребёнку!
Задание дается в следующей форме: «Рассмотрите это дерево. Вы видите на нем и рядом с ним множество человечков. У каждого из них разное настроение и они занимают различное положение. Возьмите красный фломастер и обведите того человечка, который напоминает вам себя, похож на вас, ваше настроение в новой школе и ваше положение. Мы проверим насколько вы внимательны. Обратите внимание, что каждая ветка дерева может быть равна вашим достижениям и успехам. Теперь возьмите зеленый фломастер и обведите того человечка, которым вы хотели бы быть и на чьем месте вы хотели бы находиться ». Методика «Дерево»
Интерпретация результатов выполнения проективной методики «Дерево» проводится нами исходя из того, какие позиции выбирает данный ученик, с положением какого человечка отождествляет свое реальное и идеальное положение, есть ли между ними различия.
Выбор позиции 1, 3, 6, 7 - характеризует установку на преодоление препятствий 2, 19, 18, 11, 12 общительность, дружескую поддержку 4 – устойчивость положения (желание добиваться успехов, не преодолевая трудности) 5 - утомляемость, общая слабость, небольшой запас сил, застенчивость 9 - мотивация на развлечения 13, 21 – отстраненность, замкнутость, тревожность 8 - характеризует отстраненность от учебного процесса, уход в себя 10, 15 - комфортное состояние, нормальная адаптация 14 - кризисное состояние, «падение в пропасть». Позицию 20 часто выбирают как перспективу учащиеся с завышенной самооценкой и установкой на лидерство Следует заметить, что позицию 16 учащиеся не всегда понимают как позицию «человечка, который несет на себе человечка 17», а склонны видеть в ней человека, поддерживаемого и обнимаемого другим (человечком под 17).
Реальное: 1 – 1 человек, 6 – 1 человек, 7 – 1 человек, 8 – 8 человек, 10 – 2 человека, 11,12 – 1 человек, 13 – 1 человек, 14 – 1 человек, 15 – 1 человек, 19 – 1 человек, 20 – 2 человека.
Идеальное: 20 – 13 человек, 10– 4 человека, 16 – 1 человек, 9 – 1 человек, 14 – 1 человек.
1, Нравится ли тебе в школе? Да – 19 ч., нет – 2 ч. 2. Хотел бы ты вернуться в детский сад? Да – 4 ч., нет – 17ч. 3 Что в школе тебе нравится больше всего? А) узнавать новое – 5ч. Б) общаться – 9ч. В) кушать булочки в столовой – 6ч.. 4. Как сильно ты устаёшь в школе? А)очень сильно – 5ч. Б)устаю – 3ч. В)не устаю – 12ч. 5. Нравятся ли тебе одноклассники? А) большинство нравятся - 17ч. Б) большинство не нравятся – 3ч. 6. Кого бы ты пригласил вести уроки: маму или учительницу? А) маму – 7ч. Б) учительницу – 14ч. 7. Хотел ли бы ты более доброго учителя? Да – 7ч.; Нет – 14 ч.
Подведём итоги. Если вы смогли угадать 6 или 7 ответов ребёнка, можно говорить о том, что вы самый внимательный родитель на свете. 4 – 5 угаданных ответов – у вас есть неразгаданные тайны, и вы откроете их вместе с ребёнком. Менее 3 совпадений – вам несказанно повезло! У вас ещё так много тем для бесед с ребёнком, так много интересного вы ещё можете узнать!
Спасибо за работу! 5+