1 С.А. Власихин Совершенствование системы государственных и муниципальных учреждений (правовые аспекты реформы)

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Реализация в Красноярском крае Федерального закона от ФЗ 9,3.
Advertisements

ФЗ - 83 Типы учреждений Казенное учреждение - г осударственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных, (муниципальных) услуг,
0 1 МИНИСТЕРСТВО ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ 8 мая 2010 года был принят Федеральный закон 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные.
Реализация в Красноярском крае Федерального закона от ФЗ 9,3.
Правовое регулирование государственного управления Лекция 2. Правовые основы государственного регулирования деятельности государственных и муниципальных.
Министерство финансов Республики Татарстан Критерии сравнения Автономное учреждение Бюджетное учреждение (с расширенным объемом прав) Казенное учреждение.
Сравнительная таблица видов государственных (муниципальных) учреждений признак Вид учреждения Казенное учреждениеБюджетное учреждениеАвтономное учреждение.
Цель и задачи повышения качества государственных (муниципальных) услуг путем реформирования бюджетной сети Задача 1. Создание условий и стимулов для более.
Модернизация бюджетной сети. Нормативная база Федеральный закон от ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи.
О реализации Федерального закона 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового.
1 Открытие, ведение лицевых счетов и организация проведения кассовых выплат казенных, бюджетных и автономных учреждений Муртазина Роза Ильевна, заместитель.
Устав образовательного учреждения Внесение изменений в устав ОУ в связи с принятием Закона 83-ФЗ (слайды подготовила Кудрявцева Н.И., старший методист.
Формирование библиотечных фондов в свете 83-ФЗ Эйдемиллер Ирина Всеволодовна Заведующая Научно-исследовательским отделом библиотечных фондов РНБ.
Отдельные вопросы финансового обеспечения деятельности учреждений в новых условиях (открытие и ведение лицевых счетов)
Минфин России Совершенствование правового регулирования в сфере систематизации информации о государственных и муниципальных услугах и работах Межведомственная.
Об автономных учреждениях в сферах науки и образования А.Ю.Савин – и.о. директора Департамента комплексной координации программ в сфере образования и науки.
Саратов 2013 БЮДЖЕТНОЕ СОБРАНИЕ Порядок осуществления в 2013 году бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства федеральных бюджетных учреждений.
План финансово-хозяйственной деятельности и бюджетная смета.
Семинар для глав муниципальных районов, городских округов Республики Бурятия О РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ г 83-ФЗ «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ.
Целесообразно рассмотреть возможность перевода значительной части бюджетных учреждений со сметного принципа финансирования на формирование государственных.
Транксрипт:

1 С.А. Власихин Совершенствование системы государственных и муниципальных учреждений (правовые аспекты реформы)

Институциональные предпосылки снижения эффективности бюджетной сети Содержание сети бюджетных учреждений за счет средств соответствующего бюджета вне зависимости от объема и качества оказываемых учреждениями услуг Сметное финансирование снижает (исключает) стимулы к повышению эффективности и оптимизации деятельности учреждений по оказанию услуг Отсутствие требований к «публичности» деятельности бюджетных учреждений 2

Бюджетная сеть: новейшая история оптимизации (1) Федеральный закон «Об автономных учреждениях» + Самостоятельность АУ в распоряжении имуществом и денежными средствами (кроме недвижимого имущества и ОЦДИ) + Переход от сметного финансирования к субсидии + Возможность установления прямых контактов с поставщиками, минуя конкурсные процедуры (свобода + риски) + Обслуживание счетов в кредитных организациях (отсутствие санкционирования расходов) - Усложненная процедура изменения типа БУ на АУ - Отсутствие гарантий стабильности финансового положения учреждения при изменении типа - Неясность стимулов к изменению типа БУ на АУ, в т.ч. недостатки контроля за БУ и «свобода» манипулирования внебюджетными доходами - Отсутствие субсидиарной ответственности учредителя – повышение ответственности за принятие самостоятельных решений 3

Изменили тип на автономные учреждения только 0,09 % ФБУ и 0,5% РБУ и МБУ 4

Бюджетная сеть: новейшая история оптимизации (2) Программы реформирования региональных (муниципальных) финансов Легализация понятия «государственное задание» в Бюджетном кодексе Федеральный закон от ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» Программы повышения эффективности бюджетных расходов (федеральная и субфедеральные) 5

Основные задачи реформирования сети бюджетных учреждений Создание условий и стимулов для сокращения внутренних издержек бюджетных учреждений и привлечения внебюджетных средств переход на государственное (муниципальное) задание и его финансовое обеспечение за счет субсидии увеличение объема прав по распоряжению полученными доходами привлечение и удержание в бюджетной сфере высокопрофессиональных кадров упразднение субсидиарной ответственности учредителя Создание условий и стимулов для органов публичной власти по оптимизации сети учреждений расширение возможности выбора оптимального типа для конкретного учреждения создание механизмов для переложения части ответственности за отраслевое развитие на руководителей государственных и муниципальных учреждений Выход в конкурентную среду рынка услуг бюджетных и автономных учреждений наряду с иными юридическими лицами 6

7 Цель реформы бюджетной сети: повышение эффективности предоставления государственных (муниципальных) услуг при условии сохранения или снижения темпов роста бюджетных расходов на их предоставление

8 8 Этапы реформы (Минфин РФ) I Прежде II Закон 83-ФЗ III ППО Смета БУ ППО КУ Смета ППО КУ БУ СубсидииОплата услуг КУ Смета БУ иные ЮЛ Рынок АУ ППО Публично-правовое образование Рынок БУ - бюджетное учреждение КУ - казенное учреждение Иные ЮЛ - иные юридические лица Обозначения: ППО В будущем

Типы государственных (муниципальных) учреждений Государственными, муниципальными учреждениями признаются учреждения, созданные РФ, субъектом РФ и муниципальным образованием. Типами государственных, муниципальных учреждений признаются автономные, бюджетные и казенные (ст ФЗ «О некоммерческих организациях) Казенное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти или органов МСУ, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы Бюджетное учреждение - некоммерческая организация, созданная РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий соответственно органов государственной власти или органов МСУ в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах Автономное учреждение - некоммерческая организация, созданная РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти, полномочий органов МСУ в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах). 9

Какие основные критерии следует использовать при определении типа государственного/муниципального учреждения ? Возможность исполнения государственных/муниципальных функций в целях осуществления полномочий ОГВ/ОМСУ только казенное учреждение, за исключением случаев, прямо установленных федеральными законами АУ и БУ создаются для оказания государственных/муниципальных услуг (выполнения государственных/муниципальных работ), могут исполнять государственные/муниципальные функции в случаях, прямо установленных федеральными законами Сфера деятельности БУ – практически не ограничена, АУ – ограничения, установленные ФЗ «Об автономных учреждениях» к казенным учреждениям целесообразно относить учреждения, созданные в управленческой сфере, либо учреждения, отнесенные к казенным в соответствии с законом (РФ, субъекта РФ), муниципальным правовым актом ОМСУ 10

11 Чем выше экономический и управленческий потенциал государственного (муниципального) учреждения, тем менее целесообразно сохранение на установленный Федеральным законом от ФЗ переходный период финансового обеспечения данного учреждения на основе бюджетной сметы и (или) изменение его типа в целях создания казенного учреждения

12 Бюджетные, автономные и казенные учреждения: сравнительный анализ (1) Бюджетные учреждения Автономные учреждения Казенные учреждения СтатусНекоммерческая организация Деятельность Выполнение работ, оказание услуг в целях обеспечения реализации полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах Выполнение работ, оказание услуг в целях обеспечения реализации полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах). Оказание публичных услуг, выполнение работ и (или) осуществление управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера

Возможность аутсорсинга Ст. 6 БК РФ: «государственные (муниципальные) услуги (работы) - услуги (работы), оказываемые (выполняемые) органами государственной власти (органами местного самоуправления), государственными (муниципальными) учреждениями и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, иными юридическими лицами» Государственные бюджетные и автономные учреждения не вправе заключать договоры с иными юридическими лицами о передаче им на условиях аутсорсинга оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) - если иное не установлено конкретным Федеральным законом 13

Федеральные законы, устанавливающие право создавать автономные учреждения в иных сферах (1) Градостроительный кодекс Российской Федерации от ФЗ: ч.4 ст. 49 – «Государственная экспертиза проектной документации и государственная экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся…государственными (бюджетными или автономными) учреждениями» ч.4.2. ст «Государственная экспертиза проектной документации иных объектов капитального строительства и государственная экспертиза результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации, проводятся органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или подведомственным ему государственным (бюджетным или автономным) учреждением …» Федеральный закон от ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях»: п.2 ч.1 ст. 2 – «микрофинансовая организация - юридическое лицо, зарегистрированное в форме фонда, автономной некоммерческой организации, учреждения (за исключением бюджетного учреждения), некоммерческого партнерства, хозяйственного общества или товарищества, осуществляющее микрофинансовую деятельность и внесенное в государственный реестр микрофинансовых организаций в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом» 14

Федеральные законы, устанавливающие право создавать автономные учреждения в иных сферах (2) Лесной кодекс Российской Федерации от ФЗ: ч.1 ст – «…работы по тушению лесных пожаров и осуществлению отдельных мер пожарной безопасности в лесах выполняются специализированными государственными бюджетными и автономными учреждениями…» Федеральный закон от ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»: п.5 ст.2 - МФЦ могут быть автономными учреждениями Федеральный закон от ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения автономных учреждений»: ч. 4 ст. 6 - фонды содействия кредитованию (гарантийные фонды, фонды поручительств), бизнес-инкубаторы и микрофинансовые организации, созданные до 1 января 2011 года в форме автономных учреждений вправе осуществлять свою деятельность в форме автономных учреждений 15

Новые требования к закупочной деятельности автономных учреждений (Федеральный закон от N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц») ФЗ от ФЗ устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг государственными (муниципальными) автономными учреждениями ФЗ-223 не распространяется на случаи, которые должны регулироваться ФЗ от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ Закупочная деятельность АУ должна регламентироваться положением о закупке, утверждаемым наблюдательным советом АУ Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность АУ, как заказчика, и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения В положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик (АУ) обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами При закупке АУ вправе установить требование об отсутствии сведений об участниках закупки в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном ФЗ-94 Положение о закупке, изменения, вносимые в указанное положение, а также план закупок подлежат обязательному размещению на официальном сайте не позднее чем в течение пятнадцати дней со дня утверждения 16

17 Бюджетные, автономные и казенные учреждения: сравнительный анализ (2) Бюджетные учреждения Автономные учреждения Казенные учреждения Установление государст- венного (муници- пального) задания Орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя (на муниципальном уровне – уполномоченный орган местного самоуправления) Орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя (на муниципальном уровне – уполномоченный орган местного самоуправления) Государственный орган или орган местного самоуправления, осуществляющие бюджетные полномочия ГРБС, только в отношении отдельных учреждений (по решению указанных органов) Учёт 1.Приказ Минфина РФ от N 157н 2. Приказ Минфина РФ от N 174н 3. Для остающихся ПБС в переходный период: Приказ Минфина РФ от N 162н 1. Приказ Минфина РФ от N 157н 2. Приказ Минфина РФ от N 183н 1.Приказ Минфина РФ от N 157н 2.Приказ Минфина РФ от N 162н

18 Приказ Минфина РФ от н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению" Приказ Минфина РФ от н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению" Приказ Минфина РФ от н "Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению" Приказ Минфина РФ от N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению"

19 Бюджетные, автономные и казенные учреждения: сравнительный анализ (3) Бюджетные учрежденияАвтономные учреждения Казенные учреждения Финансовое обеспечение Субсидии: - на выполнение задания и на содержание имущества; - на иные цели. Средства из бюджета: - на исполнение публичных (публично-нормативных) обязательств перед физическими лицами, подлежащими исполнению в денежной форме. Дополнительные средства, полученные из источников, предусмотренных законодательством Субсидии: - на выполнение задания и на содержание имущества; -на иные цели. Средства из бюджета: на исполнение публичных (публично-нормативных) обязательств перед физическими лицами, подлежащими исполнению в денежной форме(ФЗ от ФЗ). Дополнительные средства, полученные из источников, предусмотренных законодательством Средства бюджета на основании бюджетной сметы

Понятия публичных и публичных нормативных обязательств Публичные обязательства - обусловленные законом, иным нормативным правовым актом расходные обязательства публично-правового образования перед физическим или юридическим лицом, иным публично-правовым образованием, подлежащие исполнению в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный указанным законом, актом порядок его определения (расчета, индексации) и не подлежащие включению в нормативные затраты на оказание государственных услуг Публичные нормативные обязательства - публичные обязательства перед физическим лицом, подлежащие исполнению в денежной форме в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный порядок его индексации, за исключением выплат физическому лицу, предусмотренных статусом: государственных (муниципальных) служащих, а также лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации муниципальные должности работников казенных учреждений военнослужащих, проходящих военную службу по призыву (обладающих статусом военнослужащих, проходящих военную службу по призыву) лиц, обучающихся (воспитанников) в государственных (муниципальных) образовательных учреждениях 20

21 Бюджетные, автономные и казенные учреждения: сравнительный анализ (4) Бюджетные учреждения Автономные учреждения Казенные учреждения Ответственность собственника Собственник имущества не несет субсидиарную ответственность по обязательствам бюджетного учреждения (за исключением обязательств, возник- ших до г.) Собственник имущества не несет ответственности по обязательствам автономного учреждения Субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения несет собственник его имущества Распоряжение имуществом С согласия собственника – распоряжение недвижимым и особо ценным движимым имуществом. Остальным имуществом – самостоятельно С согласия собственника - распоряжение недвижимым и особо ценным движимым имуществом. Остальным имуществом - самостоятельно Только с согласия собственника Приносящая доход деятельность Доходы поступают в полное самостоятельное распоряжение Полученные доходы зачисляются в бюджет 21

22 Бюджетные, автономные и казенные учреждения: сравнительный анализ (5) Бюджетные учреждения Автономные учреждения Казенные учреждения Совершение крупной сделки С согласия органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя С согласия наблюдательного совета Законом не определено ПубличностьПубликация в открытом доступе основных документов: устав, отчётность, аудиторское заключение и др. Кассовое обслуживание Только в органах Федерального казначейства (финансовых органах) Счета в кредитных организациях (возможно в террорганах ФК в случаях заключения соглашения учредителя с террорганом ФК, либо в ФО субъекта РФ или МО по инициативе АУ) Только в органах Федерального казначейства (финансовых органах) 22

23 Бюджетные, автономные и казенные учреждения: сравнительный анализ (6) 23 Бюджетные учреждения Автономные учреждения Казенные учреждения Сделки с ценными бумагами Совершать не вправеЗаконом не запрещеноСовершать не вправе Право на внесение имущества в уставной капитал других юридических лиц в качестве учредителя или участника В НКО - с согласия собственника (исключая недвижимость и ОЦДИ). В хозяйственные общества – в случаях и порядке, предусмотренных федеральными законами С согласия учредителя – недвижимость и ОЦДИ (за исключением объектов культурного наследия народов РФ, предметов и документов, входящих в состав Музейного фонда РФ, Архивного фонда РФ, национального библиотечного фонда). Иное имущество – решение принимается самостоятельно Совершать не вправе

Структура полномочий органов публичной власти по установлению видов и перечней особо ценного движимого имущества автономных и бюджетных учреждений ПолномочиеОрган публичной власти Установление порядка отнесения имущества к категории особо ценного движимого имущества Правительство Российской Федерации Право на определение видов особо ценного движимого имущества Федеральные органы исполнительной власти (федеральные органы государственной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ или Правительство РФ) – в отношении федеральных АУ и БУ Высшие исполнительные органы государственной власти субъектов РФ – в отношении АУ и БУ субъектов РФ Местные администрации – в отношении муниципальных АУ и БУ Определение перечней особо ценного движимого имущества Органы, осуществляющие функции и полномочия учредителей АУ и БУ 24

Определение видов особо ценного движимого имущества автономных и бюджетных учреждений Нормативное правовое регулирование до принятия ФЗ от ФЗ Нормативное правовое регулирование в связи с принятием ФЗ от ФЗ Для автономных учреждений: Виды особо ценного движимого имущества определяются в порядке, устанавливаемом Правительством РФ (ФЗ от ФЗ). Определены: для федеральных АУ – Постановлением Правительства РФ от ; для АУ субъектов РФ – порядками, утвержденными высшими исполнительными органами госвласти субъектов РФ; для муниципальных АУ – порядками, утвержденными местными администрациями. Для бюджетных учреждений не определены. Порядок отнесения имущества к особо ценному движимому – Правительство РФ (постановление от ). Виды особо ценного движимого имущества могут определяться: для федеральных АУ,БУ – федеральными органами исполнительной власти и органами государственной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ или Правительство РФ; для АУ,БУ субъектов РФ – порядками, утвержденными высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ; для муниципальных АУ,БУ – порядками, утвержденными местными администрациями. 25

Критерии отнесения имущества автономных и бюджетных учреждений к категории особо ценного движимого имущества Критерии до принятия ФЗ от ФЗ Критерии, устанавливаемые в соответствии с ФЗ от ФЗ Для федеральных АУ: имущество, без которого осуществление уставной деятельности существенно затруднено: -балансовая стоимость которого превышает 500 тыс. рублей (ППРФ от в ред. ППРФ от – ранее 50 тыс.рублей); - отчуждение которого осуществляется в специальном порядке, установленном ФЗ и иными федеральными НПА. Для АУ субъектов РФ и муниципальных АУ: В порядках, установленных высшими исполнительными органами госвласти субъектов РФ и органами МСУ с учетом требований ППРФ от Для бюджетных учреждений не определены. Движимое имущество, балансовая стоимость которого превышает: размер, установленный ФОИВ в интервале от 200 до 500 тысяч рублей – для федеральных АУ и БУ; размер, установленный НПА высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ в интервале от 50 до 500 тысяч рублей – для АУ и БУ субъекта РФ; размер, установленный муниципальным актом местной администрации в интервале от 50 до 200 тысяч рублей – для муниципальных АУ и БУ. Иное движимое имущество, без которого осуществление АУ (БУ) своей основной деятельности будет существенно затруднено и (или) отнесенное к определенному виду ОЦДИ Движимое имущество, отчуждение которого осуществляется в специальном порядке, установленном ФЗ и иными федеральными НПА 26

Критерии отнесения имущества автономных и бюджетных учреждений к категории особо ценного движимого имущества в Ставропольском крае (постановления Правительства Ставропольского края от П «Об особо ценном движимом имуществе бюджетного учреждения Ставропольского края», от П «О мерах по реализации Федерального закона об автономных учреждениях»(в ред. от ) Движимое имущество краевых автономных и бюджетных учреждений, балансовая стоимость которого превышает 100 тыс. рублей Иное движимое имущество, без которого осуществление автономным или бюджетным учреждением предусмотренных его уставом основных видов деятельности будет существенно затруднено Имущество, отчуждение которого осуществляется в специальном порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами РФ, Ставропольского края в том числе музейные коллекции и предметы, находящиеся в государственной собственности края и включенные в состав государственной части Музейного фонда РФ, а также документы Архивного фонда Ставропольского края и национального библиотечного фонда 27

Порядок отнесения имущества автономных и бюджетных учреждений к категории особо ценного движимого имущества в Ставропольском крае (постановления Правительства Ставропольского края от П «Об особо ценном движимом имуществе бюджетного учреждения Ставропольского края», от П «О мерах по реализации Федерального закона об автономных учреждениях»(в ред. от ) Краевые исполнительные органы государственной власти, осуществляющие функции и полномочия учредителей автономных или бюджетных учреждений в отношении особо ценного движимого имущества: определяют виды и перечни ОЦДИ автономных учреждений определяют виды и перечни ОЦДИ бюджетных учреждений Виды ОЦДИ краевых автономных и бюджетных учреждений определяются совместным решением краевого ОИВ, осуществляющего функции и полномочия учредителя, и Министерства имущественных отношений Ставропольского края Перечни ОЦДИ краевых автономных и бюджетных учреждений утверждаются решениями краевых ОИВ, осуществляющих функции и полномочия учредителей, по согласованию с Министерством имущественных отношений Ставропольского края Перечень ОЦДИ ведется бюджетным и автономным учреждением на основании данных бухгалтерского учета о полном наименовании объекта, отнесенного в установленном порядке к ОЦДИ, его балансовой стоимости, инвентарном (учетном) номере (при его наличии) 28

Иное движимое имущество, относящееся к ОЦДИ Имущество, индивидуальные свойства которого, влияют на возможность осуществления учреждением своей основной уставной деятельности Учет отраслевой специфики деятельности бюджетных (автономных) учреждений Уникальность и невозобновляемость конкретного имущественного объекта Определение стоимости особо ценного движимого имущества в процентах от общей балансовой стоимости имущества учреждения – по аналогии с определением размера крупной сделки (например, 10% от общей балансовой стоимости имущества учреждения). Использования такого критерия позволит более гибко и точно учесть специфику конкретных учреждений, а также влияние инфляционных процессов на оценку и переоценку балансовой стоимости имущества учреждений. Имущество, формально соответствующее стоимостным критериям, а также иным критериям, установленным органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, но приобретенное БУ или АУ за счет доходов, полученных от оказания платных услуг и иной приносящей доход деятельности, в соответствии с частью 10 статьи 9.2 Федерального закона «О некоммерческих организациях» и частью 2 статьи 3 Федерального закона «Об автономных учреждениях» не может быть отнесено к ОЦДИ 29

Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения автономных учреждений» Установление для автономных учреждений особенностей санкционирования субсидий, предоставляемых на иные цели, а также бюджетных инвестиций Урегулирование вопроса о неиспользованных в текущем финансовом году остатках средств автономных учреждений Установление для автономных учреждений нормы о том, что расходы, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, предоставленные на выполнение государственного (муниципального) задания, осуществляются без представления ими в территориальный орган Федерального казначейства, в финансовый орган субъекта Российской Федерации (муниципального образования) документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств Распространение на автономные учреждения права по исполнению ими публичных обязательств перед физическими лицами в денежной форме Дополнение части 14 статьи 31 Федерального закона 83-ФЗ, в соответствии с которой автономные учреждения, созданные до дня вступления в силу Федерального закона для выполнения работ, оказания услуг в сферах, не предусмотренных частью 1 статьи 2 Федерального закона "Об автономных учреждениях", подлежат реорганизации, ликвидации в течение одного года со дня официального опубликования Федерального закона, возможностью изменения типа соответствующего автономного учреждения до г. Автономное учреждение имеет наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму и характер деятельности. Наименование автономного учреждения может (но не должно) включать указание на его тип. Устав автономного учреждения должен содержать указание на тип – «автономное учреждение» 30

Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения автономных учреждений»(1) Открытие и ведение лицевых счетов автономным учреждениям в территориальных органах Федерального казначейства (финансовом органе субъекта Российской Федерации, муниципального образования) осуществляется в порядке, установленном Федеральным казначейством (финансовым органом субъекта Российской Федерации, муниципального образования) Проведение кассовых операций со средствами автономных учреждений осуществляется от имени и по поручению указанных учреждений территориальными органами Федерального казначейства, финансовыми органами субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в порядке, установленном соответственно Федеральным казначейством, финансовым органом субъекта Российской Федерации, муниципального образования, в пределах остатка средств, отраженных на соответствующем лицевом счете 31

Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения автономных учреждений»(2) Счета, открываемые территориальным органам Федерального казначейства, финансовым органам субъектов Российской Федерации, муниципальных образований для учета операций со средствами, поступающими автономным учреждениям, обслуживаются учреждениями ЦБ РФ, кредитными организациями без взимания плат Операции со средствами, поступающими автономным учреждениям из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с п. 5 ст. 79 БК РФ (бюджетные инвестиции) в порядке, установленном соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией муниципального образования, учитываются на отдельных лицевых счетах автономных учреждений, открытых им в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов РФ, муниципальных образований 32

Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения автономных учреждений»(3) Операции со средствами, поступающими автономным учреждениям из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с абзацем вторым п. 1 ст БК РФ (субсидии на иные цели), учитываются на открытых им счетах в кредитных организациях после проверки документов, подтверждающих произведенные кассовые расходы, или на отдельных лицевых счетах автономных учреждений, открытых им в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов РФ, муниципальных образований Расходы автономных учреждений, источником финансового обеспечения которых являются средства, полученные автономными учреждениями в соответствии с абзацем первым п. 1 ст БК РФ (субсидии на исполнение государственного/муниципального задания) и учитываемые на лицевых счетах автономных учреждений, открытых им в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов РФ, муниципальных образований, осуществляются без представления ими в территориальные органы Федерального казначейства, финансовые органы субъектов РФ, муниципальных образований документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств 33

Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения автономных учреждений»(4) Расходы автономных учреждений, источником финансового обеспечения которых являются средства, полученные автономными учреждениями в соответствии с абзацем вторым п.1 ст (субсидии на иные цели) и п. 5 ст. 79 БК РФ (бюджетные инвестиции), осуществляются после проверки документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств, и соответствия содержания данных операций кодам классификации операций сектора государственного управления и целям предоставления субсидий и бюджетных инвестиций в порядке, установленном соответствующим финансовым органом, для санкционирования этих расходов 34

Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения автономных учреждений»(5) Автономные учреждения осуществляют в порядке, установленном Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией муниципального образования, полномочия соответственно федерального органа государственной власти (государственного органа), исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления по исполнению публичных обязательств перед физическими лицами, подлежащих исполнению в денежной форме (См.:Постановление Правительства КЧР от «О Порядке осуществления бюджетным учреждением КЧР полномочий органа государственной власти КЧР по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме, и порядке финансового обеспечения их осуществления») Операции по исполнению публичных обязательств перед физическими лицами, подлежащих исполнению в денежной форме, учитываются на лицевом счете, открытом соответствующему органу государственной власти (государственному органу), органу местного самоуправления как получателю бюджетных средств (п. 6 ППКЧР от – «Финансовое обеспечение осуществления учреждением полномочий органа государственной власти по исполнению публичных обязательств осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, доведенных ему в установленном порядке как получателю бюджетных средств на указанные цели») 35

Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения автономных учреждений»(7) Не использованные в текущем финансовом году остатки средств, предоставленных автономному учреждению из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с абзацем первым п. 1 ст БК РФ (субсидия на исполнение государственного/муниципального задания), используются в очередном финансовом году в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности автономного учреждения для достижения целей, ради которых это учреждение создано Не использованные в текущем финансовом году остатки средств, предоставленных автономному учреждению из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с абзацем вторым п. 1 ст (субсидии на иные цели)и пунктом 5 ст. 79 БК РФ(бюджетные инвестиции), подлежат перечислению автономным учреждением в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации 36

Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения автономных учреждений»(8) Остатки средств, перечисленные автономными учреждениями в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации, могут быть возвращены автономным учреждениям в очередном финансовом году при наличии потребности в направлении их на те же цели в соответствии с решением соответствующего органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя автономного учреждения Обращение взыскания на средства автономных учреждений, лицевые счета которым открыты в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов РФ, муниципальных образований, осуществляется в порядке, аналогичном порядку, установленному частью 20 статьи 30 Федерального закона от 8 мая 2010 года 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" для бюджетных учреждений 37

Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения автономных учреждений»(9) С 1 января текущего финансового года остатки средств автономных учреждений на счетах территориальных органов Федерального казначейства, финансовых органов субъектов РФ, муниципальных образований, которые открыты в учреждениях Центрального банка Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и на которых отражаются операции со средствами автономных учреждений, могут перечисляться с указанных счетов в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации с их возвратом до 31 декабря текущего финансового года на счета, с которых они были ранее перечислены, в порядке, установленном соответственно Министерством финансов Российской Федерации, финансовым органом субъекта Российской Федерации, муниципального образования (вступает в силу с г.) 38

Налогообложение государственных (муниципальных) учреждений (1) Налог Бюджетное учреждение Автономное учреждение Казенное учреждение НДС (платные услуги) Уплачивает (за исключением случаев, установленных п. 2 и п.3 ст. 149 ч.2 НК РФ) Уплачивает (за исключением случаев, установленных п. 2 и п.3 ст. 149 ч.2 НК РФ) Уплачивает (за исключением случаев, установленных п. 2 и п.3 ст. 149 ч.2 НК РФ) НДС (аренда) Уплачивает Не уплачивает (в соответствии с п.3 ст. 161 ч.2 НК РФ платит арендатор – налоговый агент) НДС (реализация услуг, работ в рамках ГЗ, МЗ) С не уплачивает (п.п п.2 ст. 146 ч.2 НК РФ) С не уплачивает (п.п п.2 ст. 146 ч.2 НК РФ) С не уплачивает (п.п п.2 ст. 146 ч.2 НК РФ) 39

Налогообложение государственных (муниципальных) учреждений (2) Налог Бюджетное учреждение Автономное учреждение Казенное учреждение Налог на прибыль Уплачивает (субсидия в налогооблагаемую базу не включается на основании абзаца третьего п.п.14 п.1 ст.251 ч.2 НК РФ ) Уплачивает (субсидия в налогооблагаемую базу не включается на основании абзаца третьего п.п.14 п.1 ст.251 ч.2 НК РФ ) Не уплачивает (налогооблагаемая база отсутствует в силу п.п п.1 ст.251 НК РФ (ч.2) Упрощенная система налогообложе- ния Не вправе применятьПрименять вправеНе вправе применять Налог на имущество, земельный налог Уплачивает (расходы на уплату налога включены в объем субсидии) Уплачивает (расходы на уплату налога включены в объем субсидии) Уплачивает (за счет доведенных ему ЛБО) 40

41 Примерный перечень нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, необходимых для реализации Федерального закона от ФЗ 1Порядок принятия решения о создании казенного учреждения субъекта РФ (МО) в результате его учреждения 2Порядок изменения типа бюджетного учреждения в целях создания казенного учреждения субъекта РФ (МО), а также изменения типа казенного учреждения субъекта РФ (МО) в целях создания бюджетного учреждения субъекта РФ(МО), включая перечень казенных учреждений 3Порядок утверждения устава казенного учреждения субъекта РФ (МО )и внесения изменений в него 4Порядок принятия решения о реорганизации и проведения реорганизации казенного учреждения субъекта РФ (МО) 5Порядок принятия решения о ликвидации и проведения ликвидации казенного учреждения субъекта РФ(МО) 6Порядок осуществления контроля за деятельностью казенных учреждений субъекта РФ (МО) 7Порядок принятия решения о создании бюджетного учреждения субъекта РФ (МО) в результате его учреждения 8Порядок утверждения устава бюджетного учреждения субъекта РФ (МО) и внесения изменений в него 9Порядок принятия решения о реорганизации и проведения реорганизации бюджетного учреждения субъекта РФ (МО) 10Порядок принятия решения о ликвидации и проведения ликвидации бюджетного учреждения субъекта РФ (МО) 11Порядок осуществления бюджетными учреждениями субъекта РФ (МО) полномочий ИОГВ субъекта РФ (местных администраций) по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме 12Порядок финансового обеспечения осуществления бюджетными учреждениями полномочий ИОГВ субъекта РФ (местных администраций)по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме

42 13Внесение изменений в Порядок формирования и финансового обеспечения выполнения государственного задания органами исполнительной власти и государственными учреждениями субъекта РФ (ОМСУ и муниципальными учреждениями), утвержденный постановлением Правительства субъекта РФ (местной администрации) 14Порядок определения объема и условий предоставления субсидий из регионального (местного) бюджета бюджетным учреждениям субъекта РФ (муниципального образования) на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими государственных (муниципальных) услуг в соответствии с государственными (муниципальными) заданиями, выполнением работ и на иные цели 15Порядок определения видов особо ценного движимого имущества бюджетных учреждений субъекта РФ (муниципального образования) 16Порядок осуществления контроля за деятельностью бюджетных учреждений субъекта РФ (муниципального образования) 17Порядок предоставления бюджетных инвестиций бюджетным учреждениям субъекта РФ (муниципального образования) 18Порядок предоставления бюджетных инвестиций автономным учреждениям субъекта РФ (муниципального образования) 19Внесение изменений в Порядок определения видов особо ценного движимого имущества государственных автономных учреждений субъекта РФ (муниципальных автономных учреждений), в том числе в части дополнения порядком определения перечня особо ценного движимого имущества 20Внесение изменений в Положение об осуществлении органами исполнительной власти субъекта РФ (ОМСУ) функций и полномочий учредителя автономного учреждения 21Внесение изменений в Положение об условиях и порядке формирования задания учредителя в отношении автономного учреждения, созданного на базе имущества, находящегося в государственной собственности субъекта РФ (в муниципальной собственности), и порядке финансового обеспечения выполнения задания 22Порядок принятия решения о ликвидации, и проведения ликвидации автономного учреждения субъекта РФ (муниципального образования)

43 23Порядок изменения типа существующего автономного учреждения субъекта РФ (муниципального образования) в целях создания бюджетного или казенного учреждения субъекта РФ (муниципального образования) 24Внесение изменений в постановление ВОГИВ субъекта РФ (местной администрации) "О порядке подготовки предложений о создании автономных учреждений путем изменения типа существующих государственных учреждений субъекта РФ (муниципальных учреждений)" 25Особенности регулирования деятельности государственных учреждений субъекта РФ (муниципальных учреждений) в переходный период, включая: - форму финансового обеспечения деятельности бюджетных учреждений субъекта РФ (муниципального образования) в переходный период (путем предоставления субсидий в соответствии с пунктом 1 статьи 78 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от ФЗ) или на основании бюджетной сметы с учетом особенностей, установленных пунктом 3 части 16 или частью 19 статьи 33 Федерального закона от ФЗ); - дату, начиная с которой осуществляется зачисление в областной бюджет доходов, полученных казенными учреждениями субъекта РФ (муниципального образования)от платных услуг и иной приносящей доход деятельности; - порядок и направления использования казенными и бюджетными учреждениями субъекта РФ (муниципального образования), являющимися получателями бюджетных средств, доходов от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной собственности субъекта РФ (муниципальной собственности)и переданного в оперативное управление указанным учреждениям, и (или) полученных ими средств от оказания платных услуг, безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, в том числе добровольных пожертвований, средств от иной приносящей доходы деятельности - особенности доведения лимитов бюджетных обязательств бюджетным учреждениям субъекта РФ (муниципального образования), являющимся получателями бюджетных средств 26Перечни недвижимого имущества, закрепленного за бюджетными учреждениями учредителем или приобретенного бюджетными учреждениями за счет средств, выделенных им учредителем на приобретение такого имущества 27Перечни особо ценного движимого имущества бюджетных учреждений 28Порядок составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений 29Порядок составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности государственного учреждения субъекта РФ (муниципального учреждения)

44 30Порядок составления и утверждения отчета о результатах деятельности государственных учреждений субъекта РФ (муниципальных учреждений) и об использовании закрепленного за ними государственного (муниципального) имущества 31Порядок определения платы за выполненные работы, оказанные услуги для граждан и юридических лиц, относящиеся к основным видам деятельности бюджетного учреждения и предоставляемые бюджетным учреждением на платной основе 32Предельно допустимые значения просроченной кредиторской задолженности бюджетных учреждений, превышение которых влечет расторжение трудового договора по инициативе работодателя в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации с руководителем бюджетного учреждения 33Внесение изменений в Порядок открытия и ведения лицевых счетов финансовым органом субъекта РФ (муниципального образования) 34Внесение изменений в Порядок исполнения бюджета субъекта РФ (муниципального образования) по расходам и источникам финансирования дефицита бюджета, санкционирование оплаты денежных обязательств 35Порядок открытия и ведения лицевых счетов, проведения кассовых выплат и санкционирования расходов бюджетных учреждений субъекта РФ (муниципального образования) 36Порядок открытия и ведения лицевых счетов, проведения кассовых выплат автономных учреждений субъекта РФ (муниципального образования) 37Порядок осуществления блокировки расходов бюджета субъекта РФ (муниципального образования) 38Порядок учета и хранения исполнительных документов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетных учреждений субъекта РФ (муниципального образования)и иных документов, связанных с их исполнением 39Порядок взыскания неиспользованных остатков средств при отсутствии потребности в направлении их на те же цели 40Порядок перечисления остатков средств бюджетных учреждений на счетах финансового органа субъекта РФ (муниципального образования), открытых в учреждениях Центрального банка Российской Федерации, в бюджет и их возврата

45 Некоммерческое партнерство «Центр фискальной политики» (495) 775 – fax (495) 775 –