ГИА 2011год Результаты итоговой аттестации выпускников 9-х классов.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ГИА по истории 2012/2013. Документ, определяющий содержание экзаменационной работы Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.
Advertisements

ГИА по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ (в новой форме). Время проведения экзамена: 180 минут (3 часа). Экзамен по обществознанию состоит из 31 задания: - часть 1 – 20.
Характеристика экзаменационной работы ГИА 2010 года Паневина Г.Н., председатель региональной предметной комиссии Хабаровского края.
ГИА по истории 2013 г. Подготовка выпускников 9 классов к ГИА.
Королева А.А. ГИА 2011 Государственная итоговая аттестация.
ОГЭ по обществознанию Экзаменационная работа состоит из 2 частей, включающих в себя 31 задание Часть 1 содержит 25 заданий с кратким ответом Часть.
Методическая поддержка ГИА-9 (в новой форме) Презентация по предмету: «Биология» Кобозева О.И., учитель высшей квалификационной категории, отличник народного.
Государственная (итоговая) аттестация выпускников IX классов.
ГИА 2012 Щекотихин С.Н.. План работы семинара 1.Анализ результатов диагностической работы по текстам методического кабинета АММР. 2. Изменение в расписании.
Экзаменационная работа для проведения государственной итоговой аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений (в новой форме) по ИСТОРИИ.
Заседание руководителей городских методических объединений руководителей учительских (педагогических) организаций (объединений) и методических объединений.
Изменения в экзаменационной работе ГИА – 9 и особенности оценивания заданий части
1 Государственная (итоговая) аттестации выпускников XI и IX классов общеобразовательных учреждений в 2012 году Строганова Наталья Александровна, начальник.
«Государственная (итоговая) аттестация выпускнитиков IX классов общеобразовательных учреждений (в новой форме) 2013 год Баширова Эльза Владимировна.
Государственная ( итоговая ) аттестация по истории 2011 г.
Изменения КИМ ЕГЭ 2013 года. Основные направления совершенствования Добавлены новые/скорректированы задания в КИМ по истории, географии, обществознанию,
Сравнительный анализ содержания КИМов по обществознанию (спецификации 2009г, 2010г.) Блошко А.А., руководитель РМО учителей истории Свердловского района.
КРАСНОДАРСКИЙ КРАЕВОЙ ИНСТИТУТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ О методических особенностях подготовки выпускников XI (XII)
Общие цифры ЕГЭ по обществознанию Минимальный балл 39 Средний балл 56,3857,11 Количество cдававших Не сдали ЕГЭ, % 3,9.
ЕГЭ 2015 Каждый вариант экзаменационной работы состоит из двух частей, включающих в себя 40 заданий. Часть 1 содержит 35 заданий с кратким ответом, в их.
Транксрипт:

ГИА 2011год Результаты итоговой аттестации выпускников 9-х классов

Состав участников 393 человека из 96 классов, 62 образовательных учреждений. 14-ти муниципальных образований Хабаровского края. Не принимали участия в проведении итоговой аттестации в новой форме 5 муниципальных районов: Аяно- Майский, Ванинский, Вяземский, Советско-Гаванский, Тугуро-Чумиканский

Участие школ различных муниципальных районов Хабаровского края. ТерриторияКол-во школКоличество школьников 1Амурский муниципальный район 530 2Бикинский муниципальный район 311 3Верхнебуреинский муниципальный район 22 4Комсомольский муниципальный район 46 5Муниципальный район им. Лазо 464 6Нанайский муниципальный район Николаевский муниципальный район 328 8Охотский муниципальный район 11 9Муниципальный район им. П.Осипенко 11 10Солнечный муниципальный район 11 11Ульчский муниципальный район 12 12Хабаровский муниципальный район 13 13г. Комсомольск-на-Амуре г. Хабаровск ИТОГО 54393

Состав участников Самыми представительными были г.Хабаровск (23 школы) г. Комсомольск-на –Амуре (11школ). По одной школе представили 3 муниципальных района: Охотский, Солнечный районы, район им. П.Осипенко

Состав участников Наибольшее количество учащихся, выбравших новую форму итоговой аттестации было в г.Хабаровске (46 %), г.Комсомольске-на-Амуре ( 16,2%), Амурском (7, 63%), Хабаровском муниципальном районе (8, 3%).

Результаты экзаменов в 9-х классах по материалам РОСОБРНАДЗОРА 2011 год Наименование района всего участни ков кол-во "5" кол-во "5" в % кол-во "4" кол-во "4" в % кол-во "3" кол-во "3" в % кол-во "2" кол-во "2" в % средний тестовый балл средний оценочный балл процент качества 1 Амурский муниципальный район301136,71653,3310,000,028,04,390,0 3 Бикинский муниципальный район11545,55 19,100,028,74,490,9 5 Верхнебуреинский муниципальный район200,02100,000,00 25,04,0100,0 7 Комсомольский муниципальный район600,0466,7233,300,021,03,766,7 8 Муниципальный район им. Лазо281139,31657,113,600,029,24,496,4 9 Нанайский муниципальный район28414,3932,11553,600,022,13,646,4 10 Николаевский муниципальный район3133, ,024,74,066,7 11 Охотский муниципальный район100, ,000,014,03,00,0 12 Муниципальный район им. П.Осипенко11100,000, ,05,0100,0 14 Солнечный муниципальный район200,02100,000,00 25,54,0100,0 16 Ульчский муниципальный район3266,7133,300,00 31,04,7100,0 17 Хабаровский муниципальный район33927,32060,6412,100,027,54,287,9 18г. Комсомольск-на-Амуре64812,51625,04062,500,020,13,537,5 19г. Хабаровск ,56837,63619,900,027,24,280,1 Итого: ,816040,710426,500,025,44,173,5

Средний аттестационный балл - 4,1 Показатель выше среднего имеют 7 территорий: Амурский, Бикинский, Ульчский, Хабаровский муниципальный районы, муниципальный районы им. Лазо, им. П.Осипенко, г.Хабаровск. Ниже среднекраевого показателя имеют имеют 7 территорий. Самый маленький показатель имеют Охотский муниципальный район -3,0 и г. Комсомольск-на-Амуре-3,5.

Диаграмма 1

Результаты ГИА Отличные отметки в крае получили 32,8% школьников. Самый большой процент пятерок в р-не им. П.Осипенко (100%),Ульчском (66,7), Бикинском. (45,5)районах. Сравнивая процентное соотношение полученных в крае отметок, мы выделяем самый большой процент четверок - 40,7%. Наибольший процент четверок получен в муниципальных районах: Верхнебуреинском, Солнечном (100%) Комсомольском (66,7), Хабаровском (60,6).

Результаты ГИА В 2011 году в Хабаровском крае 26,5% учащихся получили отметку «3». Самый большой процент троек в Охотском муниципальном районе (100%), Комсомольске (62,5%), Нанайском (53,6%), Комсомольском (33,3%).Нет троек у учащихся Верхнебуреинского, Солнечного, Ульчского муниципальных районов, района им П.Осипенко. Впервые в 2011 году справились с работой 100% выпускников, сдававших экзамен по истории в новой форме.

Диаграмма 2

Результаты ГИА В 2011 году результаты выше среднекраевого (25,4) показали 8 из 14 муниципальных районов: Амурский, Бикинский, им.Лазо, им П.Осипенко, Солнечный, Ульчский, Хабаровский муниципальные районы, г.Хабаровск. Низкий средний тестовый балл -14 (Охотский муниципальный район).

Диаграмма 3

Изменения в экзаменационной работе ГИА – 9 и особенности оценивания заданий части

Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2012 году государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по ИСТОРИИ обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования

1. Назначение экзаменационной работы Оценить уровень общеобразовательной подготовки выпускников IX классов общеобразовательных учреждений по истории в целях их государственной (итоговой) аттестации. Результаты экзамена могут быть использованы при приеме учащихся в профильные классы средней школы.

2. Документ, определяющий содержание экзаменационной работы Содержание экзаменационной работы определяется на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (приказ Минобразования России от «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»).

3. Подходы к отбору содержания и структуры КИМ Подходы к отбору проверяемых элементов и конструированию заданий определялись с учетом требований указанного выше нормативного документа, конкретизированных в Примерной программе основного общего образования по истории, и включают требования как к составу исторических знаний, так и к умениям, которыми должен овладеть учащийся.

Важен учет: целей исторического образования в основной школе; – специфики курса истории основной школы; – ориентации не только на знаниевый, но и в первую очередь на деятельностный компонент исторического образования.

Содержание предмета «История» включает изучение двух курсов: истории России, занимающей приоритетное место в учебном процессе, и всеобщей истории. В экзаменационной работе представлены задания, ориентированные на проверку знаний по истории России с включением элементов всеобщей истории (темы по истории международных отношений и внешней политики России, по истории мировых войн, отдельные вопросы истории культуры и др.).

4. Связь экзаменационной работы за курс основной школы с ЕГЭ Преемственность в проведении экзаменов по итогам обучения в основной и старшей школе. Преемственность с ЕГЭ по истории прослеживается как в подходах к отбору проверяемых элементов и видов познавательной деятельности, так и в структуре экзаменационной работы в целом и в формах отдельных заданий. Вместе с тем учитываются возрастные познавательные возможности учеников и специфика курса истории основной школы, ограничивающие со- держательное пространство и уровень требований к знаниям и умениям

4. Связь экзаменационной работы за курс основной школы с ЕГЭ Вместе с тем учитываются возрастные познавательные возможности учеников и специфика курса истории основной школы, ограничивающие содержательное пространство и уровень требований к знаниям и умениям

5. Характеристика структуры и содержания экзаменационной работы Работа охватывает содержание курса истории с древности до настоящего времени. Общее число заданий – 35. Работа состоит из 3 частей. Часть 1 содержит 22 задания с выбором ответа (один верный ответ из четырех предложенных).

5. Характеристика структуры и содержания экзаменационной работы Часть 2 состоит из 8 заданий с кратким ответом в виде слова (словосочетания), набора цифр. Часть 3 содержит 5 заданий с развернутым ответом. Проверка выполнения заданий части 3 проводится экспертами на основе специально разработанных критериев.

Таблица 1. Распределение заданий по частям экзаменационной работы Части работыКоличество за- даний Максимальный пер- вичный балл Тип заданий Часть 122 С выбором ответа Часть 2810С кратким ответом Часть 3512С развернутым ответом Итого:3544

6. Распределение заданий экзаменационной работы по содержанию, проверяемым умениям и видам деятельности В части 1 работы задания условно разделены на тематические блоки, относящиеся к одному из четырех периодов истории, выделенных с учетом общей периодизации: 1) VIII–XVII вв.; 2) XVIII – начало XX в.; 3) 1917–1945 гг.; 4) 1945–2010 гг.

В каждый вариант КИМ включается Два задания по истории Великой Отечественной войны (А14, А15), задания, направленные на проверку: знания выдающихся деятелей отечественной истории (А9, А19), основных фактов истории культуры (А10, А20); умения работать с исторической картой, схемой (А21), иллюстративным материалом (А22).

В частях 2 и 3 работы все задания могут относиться к любым периодам истории с VIII в. по 2010 г. При этом в каждом из заданий частей 2 и 3 могут быть рассмотрены разные аспекты истории: экономика и социальные отношения, внутренняя и внешняя политика государства, история материальной и духовной культуры, жизнь и деятельность отдельных исторических личностей.

Таблица 2. Распределение заданий по проверяемым умениям и видам деятельности (для заданий, направленных исключительно на проверку знаний, указаны проверяемые знания).

Проверяемые элементы подготовки Код 1Число задан ий Макси мальн ый перви ный балл Процент от максималь ного первично- го балла за всю работу, равного 44 1Знание основных дат, этапов и ключевых событий истории России и мира с древности до наших дней % 2Знание выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории ,5% 3Знание важнейших дости- жений культуры и системы ценностей, сформировав- шиеся в ходе историческо- го развития ,5%

Проверяемые элементы подготовки Код 1Число задани й Макси мальны й перви ный балл Процент от максимальн ого первично- го балла за всю работу, равного 44 4Определение последовательности и длительности важнейших событий отече- ственной и всеобщей истории 2112% 5Использование данных различных исторических и современных источников (текста, схем; иллюстративного, статистического материала) при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнение свидетельств разных источников %

Распределение заданий 6Работа с исторической картой2.4112% 7Использование приобретенных знаний при составлении плана и написании творческих работ (в том числе сочинений) ,8% 8Соотнесение общих исторических процессов и от- дельных фактов ,8% 9Группировка исторических явлений и событий по заданному признаку ,8% 10Объяснение смысла изученных исторических понятий и терминов ,5% 11Выявление общности и различия сравниваемых исторических событий и явлений ,8% 12Определение причин и следствия важнейших исторических событий ,8%

7. Распределение заданий КИМ по уровню сложности. Задания базового уровня сложности -узнавание даты, факта и т.п., опираясь на представленную в явном виде информацию. Все задания части 1, а также задания В2, В3, В4 и В8. Задания повышенного уровня сложности - от учащегося требуется самостоятельно воспроизвести, частично преобразовать и применить информацию в типовых ситуациях, при этом деятельность является по преимуществу репродуктивной. Задания В1, В5, В6, В7, С1, С2.

Задания высокого уровня сложности Задания, где учащиеся выполняют частично-поисковые действия, используя приобретенные знания и умения в нетиповых ситуациях или создавая новые правила, алгоритмы действий, т.е. новую информацию. К таким заданиям относятся С3, С4 и С5.

8. Продолжительность экзамена по предмету для выпускников IX классов На выполнение экзаменационной работы отводится 3 часа (180 минут).

9. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом За верное выполнение заданий А1–А22 выставляется 1 балл. Задание с выбором ответа считается выполненным верно, если учащийся указал только номер правильного ответа. Во всех остальных случаях (выбран другой ответ; выбрано два или более ответов, среди которых может быть и правильный; ответ на вопрос отсутствует) задание считается невыполненным

9. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом Задание с кратким ответом считается выполненным верно, если верно указаны требуемое слово (словосочетание), последовательность цифр. За верный ответ на каждое из заданий В1, В3, B5, В6, B7, В8 выставляется 1 балл. За полный правильный ответ на каждое из заданий В2 и В4 ставится 2 балла. Если допущена одна ошибка, то ответ оценивается в 1 балл. Если допущены две и более ошибок или ответ отсутствует, то ставится 0 баллов.

9. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом Задания части 3 оцениваются в зависимости от полноты и правильности ответа. За выполнение заданий С1, С2, С4 ставится от 0 до 2 баллов, за задания С3 и С5 – от 0 до 3 баллов. Максимальный первичный балл за выполнение всей работы – 44.

10. Условия проведения и проверки экзамена (требования к специалис- там) На экзамене в аудиторию не допускаются специалисты в области гуманитарных дисциплин. Использование единой инструкции по проведению экзамена позволяет обеспечить соблюдение единых условий без привлечения лиц со специальным образованием по истории. Проверку экзаменационных работ (заданий с развернутыми ответами) осуществляют специалисты-предметники.

11. Изменения в КИМ ГИА-2012 по сравнению с КИМ ГИА Оптимизирована структура кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования. Часть 1 работы увеличена с 20 до 22 заданий.

11. Изменения в КИМ ГИА-2012 по сравнению с КИМ ГИА Из части 1 исключены все задания на знание понятий, терминов. Данный вид заданий перенесен в часть 2. Кроме того, предполагается, что знание понятий и терминов опосредованно проверяется в заданиях других типов

11. Изменения в КИМ ГИА-2012 по сравнению с КИМ ГИА На отдельных позициях каждого варианта КИМ выделены задания на проверку знания истории Великой Отечественной войны (А14, А15), знания выдающихся деятелей отечественной истории (А9, А19), знания основных фактов истории культуры России (А10, А20).

11. Изменения в КИМ ГИА-2012 по сравнению с КИМ ГИА Добавлены задания на проверку умения работать с исторической картой, схемой (А21), иллюстративным материалом (А22).

А21. Рассмотрите карту и выполните задание. На карте флажком обозначено место, где произошла (-о) 1) Невская битва 2) Ледовое побоище 3) стояние на Угре 4) битва на р. Сити

А22. Рассмотрите изображение и выполните задание. Какое событии иллюстрирует данная картина? 1) движение под предводительством Е.И. Пугачёва 2) убийство народовольцами Александра II 3) восстание декабристов 4) восстание под предводительством С.Т. Разина

11. Изменения в КИМ ГИА-2012 по сравнению с КИМ ГИА Часть 2 увеличена с 7 до 8 заданий. Изменилось содержательное деление части 2 на периоды истории России: если в 2011 г. каждое задание относилось к одному из четырех названных выше периодов истории, то в 2012 г. все задания части 2, которые направлены на проверку умений, могут охватывать весь курс истории России (VIII в. – 2010 г.).

11. Изменения в КИМ ГИА-2012 по сравнению с КИМ ГИА В целях предотвращения неэффективной проверки одних и тех же умений на материале разных исторических периодов, в 2012 г. исключены повторяющиеся в части 2 работы задания на группировку фактов, понятий (В5 по нумерации 2011 г.), поиск информации в источнике (В6), систематизацию фактов, понятий (В7).

11. Изменения в КИМ ГИА-2012 по сравнению с КИМ ГИА Добавлены задания на работу со статистической информацией (В4), 2 различных по типу задания на знание понятий, терминов (В5, В8), на сравнение исторических событий и явлений (В6) и задание на работу с информацией, представленной в виде схемы (В7).

Производительность труда:Период гг гг гг. в промышленности4,65,83,1 в сельском хозяйстве4,85,41,5 Ответ: АБВ В4. Используя данные статистической таблицы, завершите представленные ниже суждения, соотнеся их начальные части и варианты завершения. Среднегодовые темпы прироста производительности труда (в процентах) А)Последовательный прирост темпов производительности труда сменился спадом Б)Спад темпов прироста производительности труда в большей степени затронул В)Темпы прироста производительности труда в сельском хозяйстве опережали темпы прироста в промышленности 1)в гг. 2)в гг. 3)сельское хозяйство 4)промышленность 5)в гг.

В5. Запишите термин, о котором идет речь. «Изображение или узор из скрепленных друг с другом кусочков цветного непрозрачного стекла (смальты), разноцветных камешков, эмали, дерева». Ответ: _________________________ В8. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, получили распространение в нашей стране в период 1991 – 2000 гг. Приватизация, СНГ, ваучер, дефолт, госприёмка. Найдите и укажите термин, «выпадающий» из этого ряда. Ответ: ___________________________

Черты сходстваЧерты отличия В6. Сравните черты политической системы СССР в периоды 1941 – 1945 гг. и 1953 – 1964 гг. Выберите и запишите в первую колонку порядковые номера черт сходства, а во вторую – порядковые номера черт отличия. 1) однопартийная система 2) ГКО обладает всей полнотой власти в СССР 3) отсутствие негосударственных СМИ 4) высший орган исполнительной власти – Совет министров СССР

Укажите год, пропущенный в схеме Достижения СССР в освоении космического пространства ? запуск первого искусственного спутника Земли 1961 первый полёт человека в космос Ответ: __________________________________________

11. Изменения в КИМ ГИА-2012 по сравнению с КИМ ГИА Пересмотрен уровень сложности некоторых заданий части 2: Задания на систематизацию фактов, понятий (В2) и на группировку фактов, понятий (В3), в соответствии с характером проверяемых умений, отнесены к базовому уровню сложности. К базовому уровню сложности отнесены также новые задания – В4 и В8

11. Изменения в КИМ ГИА-2012 по сравнению с КИМ ГИА Часть 3 работы увеличена с 4 до 5 заданий. Исключены 2 задания на обобщенную характеристику, систематизацию фактов, понятий (С3, С4 по нумерации 2011 г.). Изменено задание С2 на анализ исторического источника: в работе 2012 г. это задание нацелено на проверку умения логически анализировать структуру текста

11. Изменения в КИМ ГИА-2012 по сравнению с КИМ ГИА Добавлены следующие задания: задание- задача на анализ исторической ситуации (проверка умения соотносить общие исторические процессы и отдельные факты, С3 по нумерации 2012 г.), задание на сравнение исторических событий, явлений (С4) и задание на составление плана ответа по какойлибо теме (С5).

11. Изменения в КИМ ГИА-2012 по сравнению с КИМ ГИА Пересмотрен уровень сложности заданий С1 и С2 на анализ исторического источника: они отнесены к повышенному уровню сложности (в 2011 г. они являлись заданиями высокого уровня сложности). Увеличено время выполнения работы со 150 до 180 минут.

Обобщенный план варианта КИМ 2012 года для ГИА выпускников IX классов по истории В спецификации

«Признать, что в результате ошибок и неправильных действий т. Хрущева... за последнее время создалась совершенно ненормальная обстановка, затрудняющая выполнение членами президиума ЦК ответственных обязанностей по руководству партией и страной. Тов. Хрущев, занимая посты первого секретаря ЦК КПСС и председателя Совета министров СССР и сосредоточив в своих руках большую власть, в ряде случаев стал выходить из-под контроля ЦК КПСС, перестал считаться с мнением членов президиума ЦК и членов ЦК КПСС.... Президиум ЦК КПСС считает, что при сложившихся отрицательных личных качествах как работника, преклонном возрасте и ухудшении здоровья т. Хрущев не способен исправить допущенные им ошибки и непартийные методы в работе. Учитывая также поданное т. Хрущевым заявление, президиум ЦК КПСС постановляет: 1. Удовлетворить просьбу т. Хрущева об освобождении его от обязанностей первого секретаря, члена президиума ЦК и председателя Совета министров СССР…»

С1. Укажите год, когда было принято данное Постановление. Назовите фамилию политического деятеля, сменившего Н.С. Хрущёва на посту председателя Совета министров СССР. Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Бал лы В ответе должны быть названы: 1) год – 1964; 2) политический деятель – А.Н. Косыгин. Правильно названы год и фамилия 2 Правильно назван только год. ИЛИ Правильно назван только политический деятель. 1 Ответ неверный 0 Максимальный балл 2

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Баллы В ответе должно быть указано предложение: «Удовлетворить просьбу т. Хрущева об освобождении его от обязанностей первого секретаря, члена президиума ЦК и председателя Совета министров СССР». Могут быть названы следующие факты: 1) ошибки и неправильные действия т. Хрущева создали совершенно ненормальную обстановку в Президиуме ЦК; 2) Хрущёв, сосредоточив в своих руках большую власть, в ряде случаев стал выходить из-под контроля ЦК КПСС; 3) Хрущёв перестал считаться с мнением членов президиума ЦК и членов ЦК КПСС 4) Хрущёв не способен исправить допущенные им ошибки и непартийные методы в работе по причине личных качеств, преклонного возраста и ухудшения здоровья. Правильно названо предложение (или в иных формулировках верно передан его смысл) и два факта 2 Правильно названо предложение (или в иных формулировках верно передан его смысл) и один факт. 1 Правильно указано только предложение ИЛИ Правильно указаны только один-четыре факта ИЛИ Ответ неверный 0 Максимальный балл 2 С2. Выпишите из текста предложение, содержащее решение Президиума ЦК КПСС. Используя отрывок, укажите не менее двух фактов, которые призваны обосновать мысль о том, что принятое решение полезно для страны.

«Хрущёв перестал считаться с мнением членов президиума ЦК; при сложившихся отрицательных личных качествах как работника, преклонном возрасте и ухудшении здоровья т. Хрущев не способен исправить допущенные им ошибки и непартийные методы в работе» Ответ 0 баллов (факты названы, но нет логической связи) «Предложение: Удовлетворить просьбу т. Хрущева об освобождении его от обязанностей первого секретаря, члена президиума ЦК и председателя Совета министров СССР Факты: Хрущёв, сосредоточив в своих руках большую власть, в ряде случаев стал выходить из-под контроля ЦК КПСС» Ответ 1 балл

«Предложение: Удовлетворить просьбу т. Хрущева об освобождении его от обязанностей первого секретаря, члена президиума ЦК и председателя Совета министров СССР Факты: Тов. Хрущев, занимал посты первого секретаря ЦК КПСС и председателя Совета министров СССР» «Пленум освободил Хрущева от обязанностей первого секретаря, ЦК и председателя Совета министров СССР Факты: 1) ошибки и неправильные действия т. Хрущева создали совершенно ненормальную обстановку в Президиуме ЦК; 2) Хрущёв, сосредоточив в своих руках большую власть, в ряде случаев стал выходить из-под контроля ЦК КПСС»

«Удовлетворить просьбу т. Хрущева об освобождении его от обязанностей первого секретаря. Факты: 1) ошибки и неправильные действия т. Хрущева создали совершенно ненормальную обстановку в Президиуме ЦК; 2) Хрущёв, сосредоточив в своих руках большую власть, в ряде случаев стал выходить из-под контроля ЦК КПСС»

Из сочинения историка С.М. Соловьёва «Начиная с Петра Великого, в каждое царствование предпринимались обширные законодательные работы, и всегда шли они безуспешно относительно главной цели своей, составления уложения. Но чем более развивалось русское общество, тем громче становились вопли на трудности и злоупотребления, порождаемые отсутствием … свода существующих постановлений. Медленность в решении дел была чрезвычайная; по справкам оказалось, что в разных судах империи накопилось дел и подсудимых находилось в заключении. Император принял законодательные работы в непосредственное свое ведение, учредил в собственной своей канцелярии особое для них отделение (второе) и поручил его человеку, уже трудившемуся над составлением уложения в царствование Александра I и приобретшего опытность вследствие самых неудач своего дела, Сперанскому. Положено было составить свод действующих законов».

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Балл ы В ответе должны быть названы: 1) имя императора – Николай I; 2) хронологические рамки правления – 1825 – 1855 гг. Правильно названы имя императора и период правления 2 Правильно названо только имя императора ИЛИ правильно назван только период 1 Ответ неверный0 Максимальный балл2 С1. Назовите императора, о котором идёт речь в данном отрывке, и укажите хронологические рамки его правления.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Баллы В ответе должна быть указано предложение: «Но чем более развивалось русское общество, тем громче становились вопли на трудности и злоупотребления, порождаемые отсутствием … свода существующих постановлений». Могут быть указаны следующие действия: 1) император взял под личный контроль законодательные работы; 2) император учредил в собственной своей канцелярии второе отделение для работ над законодательством; 3) император пригласил М.М. Сперанского для работы над упорядочиванием законодательства. Правильно указаны предложение (или в иных формулировках верно передан его смысл) и два действия 2 Правильно указаны предложение (или в иных формулировках верно передан его смысл) и одно действие 1 Правильно указано только предложение ИЛИ Правильно указаны только действия (любое количество) ИЛИ Ответ неверный 0 Максимальный балл2 С2. В первом абзаце отрывка найдите и запишите предложение, где названа непосредственная причина действий, перечисленных во втором абзаце. Выпишите не менее двух действий.

«Медленность в решении дел была чрезвычайная; по справкам оказалось, что в разных судах империи накопилось дел и подсудимых находилось в заключении».

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Баллы Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) XX съезд КПСС; 2) Н.С. Хрущёв; 3) впервые было сказано об отступлении от принципов демократии, о грубейших нарушениях социалистической законности, массовых репрессиях, крупнейших просчётах и порочных методах руководства, допущенных по воле Сталина – человека, который совсем недавно казался непогрешимым. (может быть указана другая верная формулировка) Верно названы 3 элемента ответа 3 Верно названы 2 любые элемента ответа 2 Верно назван 1 любой элемент ответа 1 Ответ неверный 0 Максимальный балл 3 С3. Делегат партийного съезда вспоминал, что 25 февраля, на заключительном заседании, где Первый секретарь ЦК КПСС читал «секретный доклад», посвящённый его предшественнику на этом посту, несколько делегатов, поражённых содержанием доклада, упали в обморок. 1) На каком съезде происходили описываемые события? 2) Укажите фамилию Первого секретаря ЦК КПСС – автора доклада. 3) Что так поразило в докладе делегатов съезда?

«делегатов съезда поразил факт, что доклад читал не какой-нибудь бывший заключённый, только что вернувшийся из лагеря, а Первый секретарь ЦК КПСС» «Делегатов съезда поразила критика Сталина, прозвучавшая в докладе. Было сказано, что Сталин сделал много ошибок».

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Баллы Могут быть приведены факты: 1) существование в СССР однопартийной системы (ВКП(б) – КПСС); 2) официально закреплённое господство марксистко-ленинской идеологии; 3) сохранение (несмотря на некоторой ослабление) в период 1953 – 1964 гг. контроля партии над духовной культурой (пример: гонения на писателя Б.Л. Пастернака); 4) партийно-государственный контроль над всеми общественными организациями; 5) партийно-государственный контроль над СМИ. Могут быль приведены другие верные факты. Верно приведены 2 факта 2 Верно приведён 1 факт 1 Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания ИЛИ Ответ неверный 0 Максимальный балл 2 С4. Существует точка зрения, что, несмотря на серьёзные изменения, в общественно-политической жизни СССР периодов 1945 – 1953 гг. и 1953 – 1964 гг. было много общего. Приведите не менее двух фактов, подтверждающих эту общность.

«в периоды 1945 – 1953 гг. и 1953 – 1964 гг. тяжёлая промышленность развивалась быстрее, чем лёгкая промышленность» «существование в периоды 1945 – 1953 гг. и 1953 – 1964 гг. тоталитарного политического режима в СССР» «общей была политика, проводимая правительством»

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Баллы При анализе ответа учитываются: – количество пунктов плана и пояснений к ним; – корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме; – корректность пояснений к пунктам плана (полнота представленной информации и отсутствие фактических ошибок). Один из вариантов плана раскрытия данной темы: 1) Корректировка внешнеполитического курса СССР после смерти И.В. Сталина Председатель Совета Министров Г.М. Маленков (а позже Н.С. Хрущёв) выступил с идеей о том, что в ядерный век мирное сосуществование государств является единственно возможной основой межгосударственных отношений. Это определило направленность внешней политики СССР в постсталинский период. ХХ съезд КПСС обосновал и закрепил тезисы о мирном сосуществовании и соревновании двух систем, о возможности предотвращения войны в современную эпоху, о многообразии форм перехода различных стран к социализму. Несмотря на сохранявшуюся обстановку холодной войны, происходят изменения в международных отношениях. 2) Изменение и развитие отношений СССР со странами Запада а) прекращение Корейской войны; б) вывод СССР своих войск с территории Австрии; в) установление дипломатических отношений с ФРГ; г) одностороннее сокращение СССР вооружённых сил; д) посещение Н.С. Хрущёвым США в 1959 г.; е) Карибский кризис 1962 года; ж) подписание СССР, США и Англией Договора о запрещении испытаний ядерного оружия в трёх средах: в атмосфере, космосе и под водой. 3) СССР и страны социалистического лагеря. В данный период была создана ОВД, в 1956 году советские войска были введены в Венгрию для подавления антисоветского восстания, в 1961 г. была воздвигнута берлинская стена, ставшая символом противостояния Восток – Запад. В данный период значительно ухудшились отношения СССР с Албанией и Китаем. 4) Взаимоотношения с развивающимися странами СССР, заботясь об укреплении своих позиций в освободившихся от колониальной зависимости странах, оказывал им активную материальную и военную помощь. Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах. Пояснения могут быть приведены в форме подпунктов (п. 2), ненумерованного перечня позиций (п. 3), комментариев в свободной форме (пп.1, 4). С5. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Внешняя политика СССР в 1953 – 1964 гг.». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов. Напишите краткое пояснение содержания любых двух пунктов. План с пояснениями должен отразить основные направления (события) внешней политики СССР данного периода.

План содержит не менее трёх пунктов, к двум из которых даны пояснения. Формулировки пунктов плана и пояснений отражают содержание темы, в пояснениях без фактических ошибок приведены основные исторические события, раскрывающие содержание пунктов плана. 3 План содержит не менее трех пунктов, к одному из которых дано пояснение. Формулировки пунктов плана и пояснения отражают содержание темы, в пояснении без фактических ошибок приведены основные исторические события, раскрывающие содержание пункта плана. ИЛИ План содержит два пункта, к обоим даны пояснения. Формулировки пунктов плана и пояснений отражают содержание темы, в пояснениях без фактических ошибок приведены основные исторические события, раскрывающие содержание пунктов плана. ИЛИ План содержит не менее трех пунктов, к двум из которых даны пояснения. Формулировки пунктов плана отражают содержание темы. В пояснениях к одному-двум пунктам плана наряду с верными позициями содержатся фактические ошибки, существенно не искажающие ответ, ИЛИ в пояснениях к одному-двум пунктам плана представлены верные, но не основные, а только частные факты, не в полной мере раскрывающие содержание пунктов плана. 2

План содержит не менее трёх пунктов без пояснений или в качестве пояснений приведены рассуждения общего характера, не содержащие конкретной информации по теме. Формулировки пунктов плана отражают содержание темы и не содержат фактических ошибок. ИЛИ План содержит два пункта, к одному из которых дано пояснение. Формулировки пунктов плана и пояснения отражают содержание темы, без фактических ошибок приведены основные исторические события, раскрывающие содержание пунктов плана. ИЛИ План содержит не менее трех пунктов, к одному из которых дано пояснение. Формулировки пунктов плана отражают содержание темы. В пояснении к пункту плана наряду с верными позициями содержатся фактические ошибки, существенно не искажающие ответ, ИЛИ в пояснениях к пункту плана представлены верные, но не основные, а только частные факты, не в полной мере раскрывающие содержание пунктов плана. ИЛИ План содержит не менее двух пунктов, к обоим дано пояснение. Формулировки пунктов плана и пояснений в целом отражают содержание темы, но допущена одна фактическая ошибка, значительно искажающая её содержание. ИЛИ Пункты плана носят общий характер и не отражают содержания темы, но приведенные к трем (или более) пунктам пояснения не содержат фактических ошибок и раскрывают некоторые аспекты темы. 1

План содержит два пункта без пояснений или в качестве пояснений приведены рассуждения общего характера, не содержащие конкретной информации по теме. ИЛИ План содержит менее двух пунктов, независимо от качества пояснений. ИЛИ Пункты плана не отражают содержание темы. Приведенные к одному-двум пунктам пояснения не содержат фактических ошибок и раскрывают некоторые аспекты темы. ИЛИ В пунктах плана и пояснениях допущено две или более фактические ошибки, искажающие содержание темы. 0 Максимальный балл3

«1) Борьба за власть после смерти И.В. Сталина. В борьбе за власть принимали участие Хрущёв, Маленков и Берия. В результате у власти оказался Н.С. Хрущёв. 2) Политика Н.С. Хрущёва а) критика Сталина б) кукуруза 3) Международные отношения первый визит советского лидера в США, Карибский кризис»

«1) Изменения во внешней политике СССР после смерти И.В. Сталина (мирное сосуществование государств с разным строем) а) начало периода разрядки международной напряжённости; б) подписание Хельсинского акта; в) вывод Советских войск из Афганистана. 2) Отношения со странами Восточной Европы Создание социалистического лагеря, ввод войск в Венгрию, ввод войск в Чехословакию»

«1) СССР и страны социалистического лагеря в 1953 – 1964 гг. а) ухудшение отношений с Китаем; б) подавление восстания в Польше (1956); 2) Отношения СССР со странами Запада а) установление дипломатических отношений с Германией; б) посещение Н.С. Хрущёвым США; в) Карибский кризис. 3) Отношения СССР с развивающимися странами»

«1) прекращение Корейской войны; 2) Карибский кризис; 3) ввод войск в Венгрию». «1) Изменение отношений СССР со странами Запада В 1953 году начались изменения в отношениях СССР с западными странами 2) Карибский кризис. Карибский кризис был в 1962 г. 3) СССР и Восточная Европа. Развивались отношения между СССР и странами Восточной Европы».

«1) Отношения СССР со странами Запада Линия прямой связи между президентами России и США, Хрущёв встретился с Дж. Кеннеди. 2) СССР и соцстраны. 3) СССР и развивающиеся страны»

«1) СССР и Западная Европа в 1953 – 1964 гг. а) вывод СССР своих войск с территории Австрии; б) установление дипломатических отношений с ФРГ; в) строительство Берлинской стены. 2) Карибский кризис. Карибский кризис 1962 г. - международная конфликтная ситуация, вызванная размещением Советским Союзом ядерных ракет на Кубе. Это чрезвычайно напряжённое противостояние между Советским Союзом и Соединёнными Штатами. В 1959 г. на Кубе произошла революция. Для защиты острова от американского вмешательства СССР установил там, по соглашению с Ф. Кастро ракеты средней дальности, которые были обнаружены американцами. Началось противостояние, когда мир оказался на грани ядерной войны. Президент США Джон Кеннеди предложил Советскому Союзу демонтировать установленные ракеты и развернуть всё ещё направлявшиеся к Кубе корабли в обмен на гарантии США не нападать на Кубу и не свергать режим Ф. Кастро. Н.С. Хрущёв согласился, и начался демонтаж ракет. В ноябре 1962 г. блокада Кубы была снята. 3) Визит Н.С. Хрущёва в США Это был первый в истории советского государства визит в Америку главы Советского правительства. И хотя важных политических результатов визит не принес, он имел важное значение для укрепления международного престижа Советского Союза. В ходе поездки по США Н.С. Хрущев много говорил о выгодности двустороннего сотрудничества, о преимуществах коммунизма. С президентом США Д. Эйзенхауэром была достигнута договоренность о созыве в мае 1960 г. в Париже совещания в верхах руководителей четырех держав. В числе других на нем предлагалось обсудить ситуацию сложившуюся вокруг Западного Берлина».

«1) Введение (после смерти И.В. Сталина внешнеполитический курс СССР значительно изменился). 2) Основная часть (вывод о мирном сосуществовании государств с различным политическим строем, визит Н.С. Хрущёва в США, Карибский кризис). 3) Заключение» (итогом внешнеполитического курса СССР в период правления Н.С. Хрущёва стало некоторое смягчение отношений СССР с Западом, в Венгрия СССР ввёл войска в 1956 г.)».