Обзор круглого стола «Проблемы реализации нового законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев опасных объектов»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Определение уровня безопасности опасных объектов Пантюхова Юлия Владимировна Научный сотрудник ЗАО НТЦ ПБ (495) ;
Advertisements

Обязательное страхование ответственности владельцев опасных объектов изменения законодательства по ФЗ-225 от г.
Первый заместитель Генерального директора ОАО «НТЦ «Промышленная безопасность» А.В. Денисов Роль независимых экспертов в оценке рисков, ущерба и разрешении.
Обязательное страхование опасных объектов. Федеральный Закон 225-ФЗ.
Актуальные вопросы реализации Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев опасных объектов»
ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения.
ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения.
ОАО «НТЦ «Промышленная безопасность» Глухов А.П. Вопросы реализации Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца.
Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 225-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за.
1 Основные положения Правил страхования ОСОПО Введены Постановлением Правительства РФ от г. 916.
ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ ОПАСНОСТЕЙ ДЛЯ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Пантюхова Юлия Владимировна Научный сотрудник ЗАО НТЦ ПБ (495) ;
ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ВНЕСЕНИЮ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЗ «О ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТОВ» В ЧАСТИ КЛАССИФИКАЦИИ ОПО.
Порядок заключения и оплаты договора страхования, санкции за его отсутствие. Бюджетирование. Выбор страховой компании. 19 ноября 2012 г. г. Санкт-Петербург.
19 ноября 2012 года ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном.
О ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНЫХ И РАЗРЕШИТЕЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ И ОПТИМИЗАЦИИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ, ОКАЗЫВАЕМЫХ.
Обязательное страхование опасных объектов. Федеральный Закон 225-ФЗ.
Сведения, характеризующие опасный производственный объект 1 Объектом проведения идентификации опасных производственных объектов является _______________________________________________________________________.
Обязательное страхование гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.
Федеральный закон ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ СТРАХОВАНИИ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦА ОПАСНОГО ОБЪЕКТА ЗА ПРИЧИНЕНИЕ ВРЕДА В РЕЗУЛЬТАТЕ АВАРИИ НА ОПАСНОМ.
Курс «Управление рисками и страхование» Договор страхования.
Транксрипт:

Обзор круглого стола «Проблемы реализации нового законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев опасных объектов» г. Москва

Опасные объекты Осуществлять обязательное страхование обязаны владельцы следующих опасных объектов : 2 Опасных производственных объекты, на которых ( ): имеются опасные вещества ( ) используется оборудование, работающее при высоких показателях температуры и давления (35 000) используются подъемные механизмы лифты, краны, эскалаторы и т. д. ( ) получаются сплавы / расплавы металлов (4000) ведутся горные работы (12000) Опасных производственных объекты, на которых ( ): имеются опасные вещества ( ) используется оборудование, работающее при высоких показателях температуры и давления (35 000) используются подъемные механизмы лифты, краны, эскалаторы и т. д. ( ) получаются сплавы / расплавы металлов (4000) ведутся горные работы (12000) Гидротехнических сооружений (65 000): плотины ГЭС туннели насосные станции каналы дамбы и т. д. Гидротехнических сооружений (65 000): плотины ГЭС туннели насосные станции каналы дамбы и т. д.

Структура опасных объектов России ( более 350 тыс. объектов ) 3 Декларируемые объекты Средняя страховая сумма декларируемых объектов 260 млн. руб. Структура числа объектов в зависимости от страховой суммы

Особенности Закона по страхованию ответственности владельцев ОПО 4. Дополнительный мониторинг технического состояния опасных объектов со стороны страховщиков и страхователей 1. Адекватные возможному ущербу страховые суммы 2. Отнесение расходов по обязательному страхованию на себестоимость 3. Возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью сотрудников опасного объекта 5. Не покрывается вред, причиненный природной среде 4

О правилах профессиональной деятельности « Порядок определения вреда, который может быть причинен в результате аварии на опасном объекте, максимально возможного количества потерпевших и уровня безопасности опасного объекта » 5

Структура основного текста Порядка определения вреда 3.Общие положения Основной текст 4. Порядок определения МВКП в результате аварии на опасном объекте 5. Порядок определения вреда, который может быть причинен в результате аварии на опасном объекте 6. Порядок определения уровня безопасности опасного объекта Приложения Предисловие 1. Область применения 2. Термины и определения 7. Оформление результатов определения вреда, который может быть причинен в результате аварии на опасном объекте, МВКП и уровня безопасности опасного объекта 6

Структура Приложений к Порядку определения вреда Приложения Приложение 1. Группировка опасных объектов по отраслевой принадлежности, признакам опасности с учетом их технических и конструктивных характеристик Приложение 2. Формы представления исходных сведений владельцами опасных объектов для определения вреда, который может быть причинен в результате аварии на опасном объекте, максимально возможного количества потерпевших и уровня безопасности опасного объекта Приложение 3. Методика определения МВКП от аварий на опасных объектах, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества Приложение 4. Методика определения максимально возможного количества потерпевших от аварий на опасных объектах трубопроводного транспорта, по которым транспортируются опасные вещества (углеводороды) Приложение 5. Методика определения максимально возможного количества потерпевших вследствие аварий на опасных объектах, использующих оборудование, работающее под давлением более 0,07 МПа или при температуре нагрева воды более 115оС Приложение 7. Методика определения МВКП в результате аварий на опасных производственных объектах, на которых ведутся горные работы, работы по обогащению полезных ископаемых, а также работы в подземных условиях Приложение 8. Методика определения МВКП в результате аварии на АЗС (АГЗС) Приложение 9. Методическое обоснование МВКП в результате аварии на опасных производственных объектах производства черных, цветных металлов Приложение 10. Методика определения МВКП вследствие аварии комплексов гидротехнических сооружений Приложение 11. Методика определения вреда, который может быть причинен в результате аварии на опасном объекте, для которого отсутствует декларация промышленной безопасности (декларация безопасности гидротехнического сооружения) Приложение 12. Методика определения уровня безопасности опасного объекта Приложение 13. Формы представления результатов определения вреда, который может быть причинен в результате аварии на опасном объекте, максимально возможного количества потерпевших и уровня безопасности опасного объекта Приложение 14 (Справочное). Социально-экономические показатели субъектов РФ (информация может уточняться по мере публикации более актуальных статистических данных) Приложение 6. Методика определения МВКП вследствие аварий на опасных объектах, на которых используются подъемные сооружения 7

Приложение 12. Методика определения уровня безопасности опасного объекта ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ : при каждом заключении договора страхования ответственности; для следующих объектов: ОПО типов 3.1 и 3.2*; ОПО типа 3.3 с признаком опасности 2.2*; ОПО типа 3.3 с признаком опасности 2.3 (др. признаки отсутствуют); ОПО с признаком опасности 2.4 (профильный признак опасности); ОПО угольной и горнорудной промышленности с признаком опасности 2.5; ОПО – АЗС. на основании исходных сведений, представляемых владельцем опасного объекта. * - типы ОПО и признаки их опасности определены в соответствии с Требованиями к ведению государственного реестра опасных производственных объектов в части присвоения наименований ОПО для целей регистрации в государственном реестре ОПО, утвержденными Приказом Ростехнадзора от

Порядок определения уровня безопасности опасного объекта (1) 1) Для удобства определения уровня безопасности опасного объекта и наглядности проведения расчетов вводится понятие составляющих уровня безопасности. КодСоставляющая уровня безопасности 1. Сведения о технической безопасности опасного объекта А1 Оборудование опасного объекта Б1Обеспечение безопасности технологического процесса В1Выполнение предписаний Ростехнадзора Г1Соблюдение требований в области промышленной безопасности Д1Профессиональная подготовка персонала 2. Сведения о пожарной безопасности опасного объекта А2Технические решения по обеспечению пожарной безопасности Б2Выполнение предписаний МЧС России (в области пожарной безопасности) В2Соблюдение требований пожарной безопасности 3. Сведения о готовности владельца опасного объекта к предупреждению, локализации и ликвидации последствий возможной аварии на опасном объекте А3Резервирование систем обеспечения опасного объекта Б3Выполнение предписаний МЧС России (в области ГО ЧС) В3Соблюдение требований в области ГО ЧС Г3Силы и средства ликвидации аварии Д3Оповещение при авариях Е3Предотвращение постороннего вмешательства 9

Порядок определения уровня безопасности опасного объекта (2) 2) Значение уровня безопасности определяется для каждой составляющей по следующей схеме 1.1Год ввода объекта в эксплуатациюгод 1.2Износ производственных фондов% А1. Оборудование опасного объекта Определение уровня безопасности для составляющей А1 Уровень безопасностиУсловие низкийесли число в и число в 1.2. > 70 минимально приемлемый если число в 1.1. > 1960 или число в 1.2. < 70 среднийесли число в 1.1. > 1980 или число в 1.2. < 50 высокийесли число в 1.1. > 1990 или число в 1.2. < 20 Исходные сведения, представляемые владельцем ОО 10

Порядок определения уровня безопасности опасного объекта (3) 3) Для каждой составляющей значение уровня безопасности переводится в баллы Уровень безопасностиКоличество баллов низкий1 балл минимально приемлемый2 балла средний3 балла высокий4 балла КодКоличество баллов 1. Сведения о технической безопасности опасного объекта А1 Б1 В1 Г1 Д1 2. Сведения о пожарной безопасности опасного объекта А2 Б2 В2 3. Сведения о готовности владельца опасного объекта к предупреждению, локализации и ликвидации последствий возможной аварии на опасном объекте А3 Б3 В3 Г3 Д3 Е3 4) Заполняется следующая таблица 11

Порядок определения уровня безопасности опасного объекта (4) 5) Определяется численное значение уровня безопасности опасного объекта (количество баллов) по следующей формуле: S = К А1 ×А1 + К Б1 ×Б1 + К В1 ×В1 + К Г1 ×Г1 + К Д1 ×Д1 + К А2 ×А2 + К Б2 ×Б2 + К В2 ×В2 + К А3 ×А3 + К Б3 ×Б3 + К В3 ×В3 + К Г3 ×Г3 + К Д3 ×Д3 + К Е3 ×Е3 Примечание. Коэффициенты для каждой составляющей уровня безопасности опасного объекта берутся из таблицы, являющейся приложением к Методике определения уровня безопасности опасного объекта. 6) Численное значение уровня безопасности опасного объекта переводится в лингвистические переменные по следующей схеме: S ( количество баллов ) Уровень безопасности опасного объекта 1.00 S < 1.50низкий 1.50 S < 2.50минимально приемлемый 2.50 S < 3.50средний 3.50 S 4.00высокий 12

О практике обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте 13

Возмещение вреда в результате инцидента Существуют разные определения « авария » в законах 116- ФЗ и в 225- ФЗ, а также действий, которые должны предпринимать заинтересованные стороны. ОТВЕТ : Понятие « авария » в Законе 225- ФЗ – термин, объединяющий определения происшествий на ОПО, в результате которых может быть причинен вред, установленный законом 116- ФЗ. В результате инцидента вред также может быть причинен, поэтому его определение включено в понятие аварии для целей страхования. Вместе с тем, это понятие не включает нарушение положений Федерального закона 116- ФЗ, иных нормативных правовых актов РФ, а также нормативных технических документов, устанавливающих правила ведения работ на опасном производственном объекте. Указанные нарушения относятся к инциденту согласно закону 116- ФЗ, однако не являются аварией, поскольку связь таких нарушений с причинением вреда не очевидна. 14

Вступление в действие закона 225- ФЗ ФЗ 225 « Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте » вступает в силу 1 января 2012 года. Предыдущие договора страхования у организаций, владельцев ОПО, заканчивают действие в течение всего года. ОТВЕТ : Всем организациям, владельцам ОПО, необходимо застраховать гражданскую ответственность с 1 января по 1 апреля 2012 года. Если договор страхования заканчивается до вступления закона в действие ( последние месяцы 2011 года ), то возможно заключить дополнительное соглашение о продлении срока действия предыдущего договора страхования до начала 2012 года. Если договор страхования заканчивается после вступления закона в действие, то необходимо расторгнуть предыдущий договор страхования и заключить новый. 15

Страхование гражданской ответственности владельцев АЗС В соответствии со статьей 5 ФЗ 225 автозаправочные станции с заправкой сжиженными углеводородными газами и ( или ) жидким моторным топливом относятся к опасным объектам, владельцы которых обязаны осуществлять обязательное страхование ОТВЕТ : В соответствии с Требованиями к ведению государственного реестра опасных производственных объектов в части присвоения наименований ОПО для целей регистрации в государственном реестре ОПО, утвержденными Приказом Ростехнадзора от автозаправочные станции не подлежать регистрации в государственном реестре ОПО. Однако в соответствии с ФЗ -225 и Правилами страхования, владельцам АЗС необходимо застраховать гражданскую ответственность. Справочно : В Правилах обязательного страхования ответственности указано, что обязательному страхованию подлежит риск наступления гражданской ответственности : владельца опасного объекта, подлежащего регистрации в государственном реестре в соответствии с законодательством о промышленной безопасности опасных производственных объектов ; а также владельца АЗС. 16

Достоверность исходных данных для страхования В соответствии с Правилами обязательного страхования гражданской ответственности страхователь при страховании предоставляет Сведения, характеризующие ОПО, подготовленные в соответствии с Административном регламентом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по регистрации ОПО и ведению государственного реестра ОПО. В большинстве случаев в организациях данные сведения не являются актуальными. ОТВЕТ : Функцией Национального союза страховщиков ответственности ( НССО ) является аккумулирование данных, собранных при страховании гражданской ответственности владельцев опасных объектов. При расхождении данных сведений с данными, предоставляемыми РТН, страховщик может попросить расторгнуть договор страхования либо заключить дополнительное соглашение. Справочно : В будущем планируется ввести дополнительный повышающий коэффициент за предоставление ложных сведений 17

Регресс к страхователю В соответствии со ст. 13 Закона 225- ФЗ страховщик вправе предъявить регрессное требование в пределах произведенной страховой выплаты к страхователю, если вред был причинен вследствие невыполнения страхователем предписаний соответствующего надзорного органа или же причинение вреда потерпевшим вызвано умышленными действиями ( бездействием ) работника страхователя. Страховщику при предъявлении регресса к страхователю будет необходимо доказать наличие причинно - следственной связи между не устраненным предписанием и возникновением страхового события. Банальный пример : предписание МЧС о снятии решеток с окон в помещении и взрыв котельной. Причинно - следственная связь отсутствует. Безусловно, шансы у страховщика в судебном порядке получить средства в порядке регресса - ничтожны. Вместе с тем, если бы законодатель не предусмотрел наличия такого инструмента, фактически отсутствовал бы механизм финансового воздействия на владельца опасного объекта, который не считает необходимым выполнять требования надзорных органов. Умысел работника страхователя, при нашей судебной системе – практически не доказуем, т. к. бремя его доказывания будет лежать на страховщике. 18

Возможность увеличения страховой суммы для недекларируемых объектов Если на недекларируемом объекте возможна гибель 5- ти и более человек, то выплаты по страховому случаю могут составить более 10 млн. рублей. В п. 10 ст 8 ФЗ 225 указано, что размер выплат, установленный в соответствии с частью 1 статьи 6 ФЗ не может превышать размер страховой суммы, указанной в договоре. Возможно ли уменьшение или увеличение страховой суммы ? ОТВЕТ : Законом 225- ФЗ определена обязательность страхования гражданской ответственности по страховым суммам, указанным в ст.6. Данные страховые суммы являются суммой, в пределах которой страховщик обязуется произвести страховые выплаты. В соответствии со ст.8 ФЗ -225 если размер вреда, причиненного потерпевшему, превышает предельный размер страховой выплаты, установленный частью 2 статьи 6, разницу между страховой выплатой и фактическим размером вреда возмещает владелец опасного объекта. Вывод : Изменение страховой суммы возможно только в сторону увеличения Решением данной проблемы является возможность заключения дополнительного договора страхования на сумму, превышающую размер, установленный ФЗ -225, в результате чего владелец опасного объекта будет застрахован на всю сумму, соответствующую возможному ущербу и снимет риск возможных выплат пострадавшим за счет предприятия. Справочно : Затраты на дополнительное страхования учитываются не в себестоимости, а относят на уменьшение прибыли 19