И.А. Вальдман вед. научный сотрудник ФИРО зав. лабораторией мониторинга в образовании ИУО РАО, кандидат пед. наук Как обеспечить информационную открытость.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тренинговый Центр ИУО РАО Тренинговый центр Института управления образованием РАО Учебный курс «Проектирование национальных и территориальных.
Advertisements

И.А. Вальдман зав. лабораторией мониторинга в образовании Института управления образованием РАО, директор Российского тренингового центра ИУО РАО, к.п.н.
И.А. Вальдман директор Российского Тренингового центра ИУО РАО Учебный курс «Национальные экзамены и мониторинги учебных достижений: интерпретация и представление.
Об опыте регулярных и нерегулярных исследований состояния системы образования в регионе Чупин В.Н., директор Регионального центра мониторинга в образовании,
Опыт организации информационного сопровождения федерального проекта Захир Юлия Симановна директор Новосибирского института мониторинга и развития образования.
Администрация Тутаевского муниципального района Департамент образования Государственно-общественное управление образованием: практика становления и перспективы.
УПРАВЛЯЮЩИЙ СОВЕТ Итоги деятельности Управляющего совета МАОУ гимназии 26 г. Томск, ул. Беринга, 4 Тел./факс (8382-2)
С ЕМИНАР ДИРЕКТОРОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ 11 декабря 2008г. Зудиловская сош.
Участие общественности в управлении образованием – ресурс повышения эффективности муниципальной системы образования Смирнова Т.А., начальник Управления.
1 Ханты-Мансийский автономный округ – Югра Департамент образования и молодежной политики Модель сетевого графика (дорожной карты) по формированию необходимой.
«Внедрение модели системы управления качеством образования в общеобразовательных учреждениях Новосибирской области» Отчет о результатах участия ОУ в региональном.
Регламент Публичный доклад ОУ – форма ежегодного широкого информирования общественности о деятельности, основных результатах и проблемах его функционирования.
Комитет по образованию Правительства Санкт-Петербурга Состояние и перспективы Санкт- Петербургской региональной системы оценки качества образования (СПб.
Современная система оценки качества образования, открытость и доступность.
Роль и задачи Общественного Совета при Управлении образования в системе независимой оценки качества образования. Чернышева Ирина Ивановна, председатель.
О задачах деятельности муниципальных и школьных рабочих групп на учебный год. Дозморова Е.В.
Н.А. Зильберман, директор МОУ «Начальная общеобразовательная школа 14»
«Сайт класса, педагога: назначение, структура, поддержка»
Социальное партнерство – новые возможности оценки деятельности современной школы.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – гимназия 2 Советского района города Тулы Сайт ОУ создан в декабре 2009 года.
Транксрипт:

И.А. Вальдман вед. научный сотрудник ФИРО зав. лабораторией мониторинга в образовании ИУО РАО, кандидат пед. наук Как обеспечить информационную открытость системы образования: уроки международного опыта ФГАУ «Федеральный институт развития образования» Курсы повышения квалификации работников системы образования дошкольного и школьного уровней, направленные на развитие государственно-общественного управления в образовательных учреждениях 30 октября – 3 ноября 2011 года

Подотчётность: базовые понятия Информационная открытость системы образования Международный опыт информирования Российская ситуация ВВЕДЕНИЕ

ПОДОТЧЁТНОСТЬ в ОБРАЗОВАНИИ Что такое подотчётность и каким образом она влияет на качество образования? Кто является основными заинтересованными сторонами в обеспечении подотчётности в образовании? Подотчётность кому и подотчётность для чего? Какую роль играет информирование в процессе обеспечения системы подотчётности?

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ Какие формы информирования потребителей образовательных услуг используются в мире? Каковы отличительные особенности информационной политики зарубежных стран, ориентированной на вовлечение родителей и местного сообщества в деятельность образовательного учреждения? Чему следовало бы поучиться России у других стран?

РОССИЙСКАЯ СИТУАЦИЯ Что нам говорят сайты школ? Публичный доклад школы – стратегии использования

Подотчётность и информационная открытость

А есть ли повод для разговора? Пример 1. Департамент образования г. Иркутска Пример 2. Ханты-мансийский образовательный портал Пример 3. Портал «Электронное образование в Республике Татарстан»

Департамент образования г. Иркутска

Ханты-Мансийский образовательный портал

«Электронное образование» в Республике Татарстан

Сайты региональных министерств Республика Карелия

Повод для разговора есть! Открытость системы образования Автономия и подотчётность Что такое информационная открытость? Способы информирования общественности (международный опыт) Основные характеристики наиболее успешных информационных продуктов Публичный доклад ОУ

ОТКРЫТОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ Открытость образования - принцип, предусматривающий интеграцию образовательной системы и социума. Факторы, обеспечивающие открытость: увеличение информированности представителей социума изменение состава авторов социального заказа наличие общественных структур, участвующих в управлении партнёрские взаимоотношения СО с различными организациями и социальными группами

Открытость образовательного учреждения Открытость образовательного учреждения – добровольное решение ОУ относительно прозрачности и доступности её деятельности для всех участников образовательного процесса и представителей общественности. Школа как социальный институт с «открытой архитектурой», позволяющей ОУ организовывать эффективный образовательный процесс за счёт кооперации с различными элементами современной инфраструктуры знаний. Ключевыми элементами этой «открытой архитектуры» становятся институциональная и информационная открытость.

Открытость образовательного учреждения Институциональная открытость – система правил и норм, позволяющая формировать систему социального партнёрства. Она обеспечивает вовлечение общественности в деятельность школы. Информационная открытость – направлена на создание каналов двусторонней связи ОУ и социума. Она позволяет ОУ получать обратную реакцию от представителей социума относительно опубликованной информации с целью повышения эффективности своей деятельности

Образовательная среда за стенами школы (музеи науки)

ИНФ-образование Формальное образование – получение в стенах формальных образовтаельных институтов (школы, техникумы, вузы). Неформальное образование – (дополнительное образование, курсы, тренинги, обучение на рабочем месте). Информальное образование – спонтанное, средовое образование (семья, улица, неформальные коммуникации, музеи, библиотеки, СМИ).

Базовые элементы децентрализован. системы образования Профессиональная автономия Подотчётность

Подотчётность в образовании Подотчетность означает требование обязательной ответственности ОУ/органов управления образованием перед общественностью и органами власти по результатам своей деятельности Клиенты (Родители) Поставщики услуг (ОУ) Политики (Министерство образования) Типы подотчётности Бюрократичексая Профессиональная Рыночная (информационная открытость)

ТИПЫ ПОДОТЧЁТНОСТИ Подотчётность для чего?Подотчётность кому? Тип 1. Соответствие правилам и инструкциям Бюрократическая для строго соблюдения правил представители системы образования подотчётны бюрократии (вышестоящему начальству) Тип 2. Приверженность профессиональным нормам Профессиональная для строго соблюдения профессиональных стандартов представители системы образования подотчётны «авторитетам» от образования (ведущим учёным и образовательным деятелям) Тип 3. Ориентация на результат Рыночная для улучшения обучения учащихся представители системы образования подотчётны общественности

Информационная открытость Информационная открытость – Доверие – Социальное партнёрство – Объединение усилий – Эффективное решение проблем – Устойчивое развитие

Информационная открытость Информационная открытость ОУ – это режим деятельности по управлению информационными потоками, направленный: на обеспечение прав всех участников образовательного процесса на общедоступную информацию о деятельности ОУ; на поддержку конструктивного взаимодействия между представителями различных социальных и профессиональных групп, заинтересованных в результатах деятельности образовательного учреждения.

Информационная открытость Информационная открытость ОУ проявляется в расширении каналов предоставления/получения информации и увеличении числа адресатов/источников информации Школа Внешняя среда информация прямого доступа открытая информация непрямого доступа закрытая информация непрямого доступа Информ. потоки Школа - Внешняя среда Информ. потоки Внешняя среда - Школа Внутренние информ. потоки

Международный опыт информирования общественности в образовании

Способы информирования Отчёты по итогам самооценки; Доклады национальной инспекции; Школьные информационные карты (School Report Cards); Использование различных способов информирования клиентов: Интернет, СМИ, проведение очных встреч

США: Национальный web-ресурс «Школьные соседи»

«Школьные соседи»: пример информации по школе

Раздел для родителей: сайт школьного округа Сан Диего (Калифорния)

Информационная карта: школа Рузвельта

Информационная карта школы, штат Северная Каролина

Великобритания: таблицы достижений Размещённые в открытом доступе в Интернет таблицы достижений (Achievement and attainment tables) содержат информацию о результатах обучения школьников на ключевых этапах обучения по разным предметам, особенно по математике и английскому языку. Такая информация даётся по каждой школе в динамике по годам, а также в сравнении с другими образовательными учреждениями.

Великобритания: доклад инспекции OFSTED Доклад имеет следующую структуру: Введение (когда проводилась инспекция, в каком составе, каковы были её цели, какие документы школы изучались и т.п.) Информация о школе (её размер, особенности образовательных программ, наличие детей с особыми нуждами, представителей этнических меньшинств, мигрантов и т.п.); Выводы инспекции по следующим областям: Общее заключение о деятельности школы; Что школе следует сделать для улучшения работы; Насколько школа эффективно обеспечивает обучение ; Насколько эффективно управление и руководство школой; Мнения родителей и опекунов.

Великобритания: проспект школы Проспект школы – это информационный ресурс, ориентированный, прежде всего, на потенциальных потребителей услуг учебного заведения и используемый для привлечения новых учеников в школу

Бразилия, штат Парана: Информационная карта школы Оценка достижений школы 2000 ШколаДругие школы в вашем муниципалитете штат Парана Сред- нее Число оценённых учащихся Ученики на I уровне Ученики на II уровне Ученики на III уровне Ученики на IV уровне Сред- нее Число оценённых учащихся Сред- нее Число оценённых учащихся Португ.4-й * 2577, ,239 язык8-й 258AP 6116%25% 34%2634, ,125 Матем.4-й * 2557, ,441 8-й 262AC 5623%11%27%39%2614, ,007 Естест.4-й * 2547, ,033 науки8-й 251AB 6319%30%25% 2604, ,125 Перевод, повторное обучение, выбытие 1 ШколаМуниципалитетштат Парана Классы 1-4 Классы 5-8 Среднее образов. Классы 1-4 Классы 5-8 Среднее образов. Классы 1-4 Классы 5-8 Среднее образов. Перевод *67%78%95%79%71%89%81%75% Повтор. обучение *33%20%4%16%13%9%13%10% Выбытие *0%2% 5%15%2%6%15%

Бразилия, штат Парана: Информационная карта школы Учителя и учащиеся 1 ШколаМуниципалитетштат Парана Всего 2 Классы 1-4 Классы 5-8 Средн. образов. Классы 1-4 Классы 5-8 Среднее образ. Классы 1-4 Классы 5-8 Средн. образов. Ученики2,192 *1, ,573100,75465,965825,850737,602408,020 Ср. размер класса * Учителя *47346,0484,1932,76539,25537,46422,938 Учителя с высш. обр. 100% 67%98% 46%97% Мнения родителей школы относительно… Качества образования 59 из 70 родителей (84%) удовлетворены качеством образования, которое получают их дети Участия родителей 65 из 69 родителей (94%) хотели бы быть больше вовлечены в деятельность школы Распространения информации 48 из 72 родителей (67%) сообщают, что школа report поощряет проведение регулярных встреч между родителями и учителями Безопасности 51 из 72 родителей (71%) чувствуют своих детей защищёнными, когда посылают своих детей в школу Оценки, выставленной школы 7.8(средняя величина, определённая данными 68 родителей). Сведений о родителях 5 из 70 родителей (7%) отмечают, что участвуют в деятельности Совета школы

Характеристика наиболее успешных информационных продуктов Небольшой объём информационного продукта Наличие двух версий – короткой и более объёмной Язык, понятный неподготовленному пользователю Пояснения, как интерпретировать информацию Наличие сравнительных данных (с собой по годам и другими школами, с муниципалитетом, регионом) Включение данных опросов родителей, учащихся, сотрудников школы Обязательное обсуждение с потребителями

Основные фиксации Школы имеют достаточно большую автономию и должны информировать государственные органы и общественность о достигнутых результатах и мерах по улучшению ситуации. Представляемая школами информация тесно увязана с национальными (региональными) образовательными приоритетами и ориентирована на запросы потребителей услуг школы (прежде всего родителей). Информирование проводится не как частная инициатива наиболее активных школ, а как часть общей политики на уровне страны или региона (штата).

Основные фиксации Появление нового информационного продукта в практике деятельности школы не является волевым решением сверху, а базируется на обсуждении и широких консультациях с общественностью и профессиональным сообществом относительно формата, содержания и процедур использования. Как следствие имеется много различных информационных ресурсов, прежде всего в Интернет, которые предоставляют информацию о результатах деятельности учебных заведений.

Российская ситуация

О чём говорят сайты школ? Исследование «Сайт школы как инструмент для обеспечения общественного участия в образовании». 100 российских обшеобразовательных учреждений из 6 регионов Российской Федерации (Республика Карелия, Красноярский край, Чувашская Республика, Ханты-Мансийский АО, Москва и Санкт-Петербург) Ключевой вопрос исследования - насколько информация, представленная на сайтах школ, ориентирована на внешнего потребителя, на поддержку участия заинтересованных сторон в деятельности школы?

О чём говорят сайты школ? АНаличие на сайте информации об органах общественного управления школой (попечительский совет, управляющий совет, родительский комитет). ВНаличие на сайте информации для родителей об их правах и обязанностях как участников образовательного процесса. СНаличие на сайте информации для родителей как оказывать помощь своим детям в обучении. DНаличие на сайте информации для учеников об их правах и обязанностях как участников образовательного процесса. EПубликация на сайте ежегодного отчёта (доклада) школы. FНаличие возможности оставить отзыв о работе школы, задать вопрос, обратиться с просьбой, получить консультацию. GНаличие на сайте информации по учебным достижениям школьников. HНаличие на сайте информации по квалификации педагогов. IНаличие на сайте информации по здоровью учащихся. JПредставление этих данных в динамике по предыдущим годам. KПредставление этих данных в сравнении с результатами группы школ, муниципалитетом, регионом.

О чём говорят сайты школ?

лишь немногим более трети сайтов школ располагают информацией об общественных органах управления школой; информацию о правах и обязанностей родителей и учеников публикует всего около 10% школ; ежегодные публичные доклады размещают на сайтах немногим более половины школ; сайты школ практически не обеспечивают обратную связь с пользователями информации; актуальная для родителей информация публикуется далеко не всеми школами; информация далеко не всегда представляется в виде, удобном для понимания неподготовленным пользователем.

О чём говорят сайты школ? Общественное участие является пока «внешним» и не присвоенным школой приоритетом. Образовательное учреждение не видит явных выгод от привлечения родителей и внешних партнёров к совместной деятельности. Представители внешних заинтересованных групп не воспринимаются как помощники и партнёры. Школьные Советы в большей степени носят формальный характер, в основном они используются для одобрения решений руководства школы, их собственная инициатива крайне незначительна.

Основные трудности в информировании 1. отсутствие опыта в подготовке информационных материалов на доступном для общественности языке 2. далеко не все данные, интересующие родителей и общественность, собираются школой 3. представители общественности далеко не всегда заинтересованы в знакомстве со школьной информацией (их потребность в получении информации невысока) 4. организация систематического информирования требует больших организационных усилий, которые школа не может себе позволить 5. неготовность администрации школы делиться информацией из-за опасения утраты контроля и ослабления власти 6. опасение за утрату позитивного имиджа школы 7. опасение получения санкций со стороны вышестоящего органа управления

Основные трудности 1. отсутствие опыта в подготовке информационных материалов на доступном для общественности языке 2. далеко не все данные, интересующие родителей и общественность, собираются школой 3. представители общественности далеко не всегда заинтересованы в знакомстве со школьной информацией (их потребность в получении информации невысока) 4. организация систематического информирования требует больших организационных усилий, которые школа не может себе позволить 5. неготовность администрации школы делиться информацией из-за опасения утраты контроля и ослабления власти 6. опасение за утрату позитивного имиджа школы 7. опасение получения санкций со стороны вышестоящего органа управления

Публичный доклад Публичный доклад - ежегодное послание широкой общественности, направленное на информирование родителей, учащихся и социальных партнёров ОУ о результатах деятельности общеобразовательного учреждения, его проблемах и достижениях, с целью получения общественной поддержки ОУ

Публичный доклад Стратегия 1. Публичный доклад как односторонний информационный канал. Публикация Доведение до общественности Разработка структуры доклада Подготовка доклада

Публичный доклад Стратегия 2. Публичный доклад как двусторонний информационный канал для получения обратной связи. Доведение до общественнос ти Получение обратной связи Корректиров ка планов и решений Информир ование о принятых решениях Разработка структуры доклада Подготовка доклада Публикация

Благодарю за внимание!