Тема: «Реструктуризация сети общеобразовательных учреждений регионов Российской Федерации» Направление: «Разработка рекомендаций по созданию муниципальных.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Немного истории Проект реформы системы образования России(ПРСО) Эксперимент по реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской.
Advertisements

Подходы к реструктуризации сети общеобразовательных учреждений Моздокского района Во время этого доклада может возникнуть дискуссия с предложениями конкретных.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 160 с углубленным изучением английского языка Государственное.
Развитие сети общеобразовательных учреждений региона: обеспечение условий для получения качественного общего образования.
Тенденции и перспективы развития школьной сети в регионах: что удалось достичь в рамках КПМО Директор Центра прикладных экономических исследований и разработок.
«Стандарт качества муниципальных образовательных услуг »
Внутришкольная модель оценки качества образования МОУ СОШ 1 г.п.п. Ч. Боры, 2009.
Развитие сети образовательных учреждений Экспертиза выполнения обязательств.
Дигорский муниципальный район. Общеобразовательные учреждения Дигорского района.
1.Информационная справка о деятельности и потенциале организации. 2.Проблемно-ориентированный анализ ситуации. 3.План мероприятий реализации программы.
Структура и содержание Программы развития ОО. Программа развития Учреждения должна содержать следующие разделы: информационно-аналитическая справка о.
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования - основа «Нашей новой школы» часть 4 Введение стандарта С.Н.Махновец, февраль-март.
ФЦПРО Проект «Разработка нормативной правовой и методической базы, обеспечивающей переход в субъектах Российской Федерации.
«Сеть общеобразовательных учреждений» – совокупность всех образовательных учреждений района (региона, страны) реализующих программы начального общего,
Основные положения ФГОС ДО (часть 2). Требования к условиям реализации О О программы ДО При реализации Программы может проводится оценка индивидуального.
Управленческие решения в период подготовки введения ФГОС ООО. Переход на новый образовательный стандарт как проект. Н.Губанова.
Показатели необходимости развития рынка дошкольных образовательных услуг на территории МО «город Оренбург» Муниципальные ДОУ (99,2%) Негосударственный.
Областная целевая программа « Развитие муниципальной службы в Самарской области на 2012 – 2015 годы »
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА Калужской области «РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ» НА ГОДЫ А.С. Аникеев министр образования и науки Калужской.
Организация введения ФГОС на муниципальном уровне (методический аспект) Методист начальных классов МБУ ГНМЦ г.Читы Мыльникова О.И.
Транксрипт:

Тема: «Реструктуризация сети общеобразовательных учреждений регионов Российской Федерации» Направление: «Разработка рекомендаций по созданию муниципальных программ реструктуризации сети учреждений общего образования»

Реструктуризация подразумевает системный характер оптимизации функционирования системы образования. Она включает многоаспектный и взаимоувязанный комплекс мероприятий, процессов, методов, начиная с анализа ситуации и заканчивая реорганизацией, как организационной структуры, так и образовательных процессов на основе современных подходов к управлению. Осуществление процесса реструктуризации требует переосмысления ряда позиций, казавшихся незыблемыми: необходимость «отхода от «школоцентрической» модели организации общего образования, использование образовательных ресурсов других ведомств и социальных институтов, а также образовательного потенциала местного сообщества; осуществление финансирования за счет бюджета не производителей, а потребителей услуг; ориентация на достижение качества образования в рамках образовательной сети, а не отдельного образовательного учреждения. Реструктуризация сети может порождать для участников образовательного процесса как позитивные, так и негативные последствия. Она не всегда ведет к сокращению расходов на одного учащегося. Реструктуризация не может быть единовременным актом, т.е. не может закончиться, например в 2005 году, поскольку изменения ситуации будут вызывать необходимость переопределения (переформатирования) сети образовательных учреждений.

УровеньОсновные акценты Федеральный Разработка федеральной стратегии развития образования, определяющей основные приоритеты и направления реструктуризации сети образовательных учреждений, разработка концепции, разработка федерального нормативно-правового обеспечения, планирование и осуществление эксперимента, анализ результатов эксперимента, принятие решения о целесообразности широкомасштабного распространения результатов эксперимента Региональный Включение вопросов реструктуризации сети общеобразовательных учреждений в региональную стратегию развития образования, программу развития образования, разработка региональной концепции реструктуризации разработка нормативно-правовой документации регионального уровня, не противоречащей федеральному законодательству; организация и осуществление консультативной поддержки муниципальным (межмуниципальным) органам управления образованием, организация и осуществление целевого повышения квалификации. Муниципальный Разработка программы реструктуризации, разработка и принятие нормативно-правовой документации муниципального уровня, не противоречащей федеральному и региональному уровням; организация и осуществление консультативной поддержки, организация и осуществление целевого повышения квалификации. Образовательное учреждение Разработка программы развития с учетом сетевого взаимодействия. Разработка учебных планов, программ сотрудничества, обеспечивающих преемственность в условиях сетевого взаимодействия. Специфика разработки программ на разных уровнях управления

Базовая схема проектирования Проблемы Идея Ожидаемые результаты Мониторинг Социальные последствия и риски 2.Концептуализация3. Целеполагание 1. Анализ ситуации4. Реализация

Основные этапы разработки программы реструктуризации сети общеобразовательных учреждений 2. Формирование образа будущего состояния сети 3. Постановка целей и задач, определение ожидаемых результатов программы реструктуризации 4. Определение показателей реализации задач программы реструктуризации 5. Разработка стратегии, формирование плана действий 6. Формирование бюджета программы 7. Экспертиза и утверждение программы 1. Анализ ситуации, выявление тенденций проблем, имеющихся ресурсов и возможных рисков 2. Формирование образа будущего состояния сети 3. Постановка целей и задач, определение ожидаемых результатов программы реструктуризации 4. Определение показателей реализации задач программы реструктуризации 5. Разработка стратегии, формирование плана действий 6. Формирование бюджета программы 7. Экспертиза и утверждение программы

Шаг 1. Анализ ситуации в целях реструктуризации сети общеобразовательных учреждений

Контур факторов инфраструктуры муниципального округа Контур факторов инфраструктуры муниципальной системы образования Контур факторов макросреды Контур факторов инфраструктуры региона СТРАНА Регион Муниципальный округ МСО Сеть общеобразовательных учреждений МО Сеть дошкольных образовательных учреждений Сеть учреждений дополнительного образования Сеть учреждений начального профессионального образования Прямая двусторонняя связь Прямая односторонняя связь Косвенная двухсторонняя связь Косвенная односторонняя связь Внешняя среда функционирования сети общеобразовательных учреждений

Основные факторы внешней среды Название факторовНаправленность анализаПоказатели тенденций 1. Общеэкономическая ситуация Определение перспектив развития системы образования в целом. Изменения финансового благополучия территории и отраслевого профиля ее развития. 2. Демографическая ситуация Прогнозирование потребностей в образовании. Выявление пространственной структуры для выбора мест размещения базовых школ и образовательных центров. Изменения численности всего населения, численности учащихся сети учреждений общего образования; изменения численности детей, подростков (до 18 лет). Изменения системы расселения (растущие или сокращающиеся населенные пункты). 3. Транспортная и коммуникационная сеть Выявление транспортной доступности и определения схемы доставки школьников. Перспективы развития систем дистанционного обучения Изменения автодорожной сети; уровня телефонизации, охвата теле- и радиовещания. 4. Финансирование отрасли Выявление низкоэффективных образовательных учреждений Изменение расходов на одного учащегося. 5. Рынок труда Определение направлений профилизации Изменение занятости по отраслям экономики, уровня безработицы Конъюктура рынка труда. Прогноз профессионально- квалификационной структуры СПРОСА.

Пространственная структура сети (взаимоположение и транспортная доступность всех учреждений). Видовая структура сети (количественное соотношение начальных, основных, средних школ, лицеев, гимназий). Организационно-правовая структура сети (количественное соотношение государственных, муниципальных, негосударственных частных, негосударственных общественных учреждений). Организационная структура сети (количественное соотношение между самостоятельными юридическими лицами, их филиалами, отделениями и структурными подразделениями). Имущественная структура сети (по уровню обеспеченности учреждений зданиями), сооружениями, землей, оборудованием, учебными материалами и литературой, иным имуществом. Структура по формам обучения (количественное соотношение учреждений, представляющих обучение по очной, очно-заочной, заочная форма обучения, семейной, самообразованию и экстернату). Структура по численности обучающихся (большие, средние, малые школы) и наполняемости. Структура по обеспеченности педагогическими работниками высшего уровня профессионально-педагогической квалификации. Финансовая структура сети (по источникам и объему финансирования). Предпринимательская структура сети. Структурные показатели сети:

Параметрическая модель ООУ

Внешние требования к образовательному продукту (Государственный и социальный заказ на продукт системы общего образования) Внешние условия функционирования сети ООУ (условия осуществления образовательного процесса) Фактические значения параметров продукта Параметры продукта: на выходе: поступление выпускников в профессиональную школу в разрезе специальностей результаты ЕГЭ на промежуточных этапах производства продукта: удовлетворенность результатами образовательного процесса со стороны родителей и учащихся миграция учащихся по сети в разрезе звеньев Фактические значения параметров сети ООУ Параметры сети ООУ: Пространственная структура сети и транспортная доступность ООУ Видовая структура Орг-правовая структура Организационная структура Имущественная структура Структура по формам обучения Контингент учащихся Кадровая структура Финансовая структура Предпринимательская структура СетьООУСетьООУ Выявление тенденций, закономерностей и ключевых факторов изменения ситуации в целях повышения доступности, эффективности и качества общего образования Обобщенная модель процедуры анализа ситуации

П редставление данных в виде компактных таблиц Уч.годНазвание МОНазвание ОУ1-й блок показателей 2-й блок показателей …k-й блок показателей N-скийОУ N-скийОУ N-скийОУ M-скийОУ M-скийОУ M-скийОУ3 …… N-скийОУ N-скийОУ N-скийОУ M-скийОУ M-скийОУ M-скийОУ3 …..……..

Несколько элементарных узловых структур в пространстве Пошехонского р-на Ярославской области

Муниципальный орган управления образованием Образовательные учреждения муниципальной системы ООУ Администрация МО, органы управления здравоохранением, охраной правопорядка, транспортным сообщением, … Сторонние организации (учреждения гос.статистики, ВУЗы, предприятия, ….) Органы управления образованием субъектов РФ Данные регионального уровня Данные уровня образовательных учреждений Данные муниципа льного уровня Организация сбора данных

Шаг 2. Построение образа будущего состояния сети Основное назначение этапа – определение единого ценностного пространства сети и построение образа будущего состояния сети, представляющего собой модель реструктуризации сети на данной территории. Обе составляющие этапа в совокупности представляют собой разработку концепции (концептуального проекта) будущего состояния сети. Блок формирования образа будущего состояния сети предполагает опору на принципы, отражающие содержательную, ценностно-смысловую сторону проекта: принцип обеспечения равенства доступа к качественному образованию не зависимо от места проживания, принцип целостности; принцип сохранения социокультурных ценностей; принцип государственно-общественного характера планирования и осуществления изменений;, материального благополучия и других факторов.

Шаг 3 Постановка целей и задач, определение ожидаемых результатов программы реструктуризации

ЦелиОжидаемые результатыПримечание Создание сетевых условий психофизической безопасности учащихся и комфортных условий образовательного процесса. – изменение в результате реализации проекта процента детей, обучающихся в школах-ступенях (отдельных образовательных учреждениях) или физически изолированных подразделениях-ступенях одного учреждения – соответствие наполняемости сетевых единиц проектной мощности зданий (например, процент сетевых единиц, в которых количество детей не превосходит проектную мощность) в сравнении с ситуацией отсутствия проектного вмешательства при задании 100% может использоваться как ограничение при проектировании Обеспечение пространственной доступности образовательных услуг. – наличие услуги начального образования в каждом населенном пункте (для сельской местности) – расположение ближайшей школы, реализующей программу начального образования, таким образом, чтобы младший школьник мог сам до нее безопасно добраться (город) – максимальное время (расстояние) в пути с учетом возраста учащихся до соответствующей образовательной услуги (определяемые с учетом планируемого подвоза детей в сельской местности и существующей транспортной инфраструктуры – в городах) может использоваться как ограни-чение при проектировании Создание сетевых условий для выбора индивидуальной образовательной траектории в образовательном учреждении. – изменение в результате реализации проекта или программы среднего количества детей в параллели в одной сетевой единице территориальной системы образования – изменение в результате реализации проекта минимального количества детей в параллели в одной сетевой единице территориальной системы образования в сравнении с ситуацией отсутствия проектного вмешательства Создание сетевых условий для профилизация старшей ступени. – изменение в результате реализации проекта среднего количества старшеклассников (классов-комплектов старшеклассников) в параллели в одной сетевой единице территориальной системы образования – изменение в результате реализации проекта минимального количества старшеклассников (классов-комплектов старшеклассников) в параллели в одной сетевой единице территориальной системы образования – процент старшеклассников на данной территории, которые будут обучаться в школах, в старших параллелях которых выдержано минимальное количество классов- комплектов (например, 3 в сельской местности и 6 в городской) – изменение процента старшеклассников, имеющих в школе выход в интернет в сравнении с ситуацией отсутствия проектного вмешательства

Шаг 4. Определение показателей реализации задач программы реструктуризации

Возможные индикаторы, которые могут быть использованы для задания ожидаемых результатов реализации программы реструктуризации сети общеобразовательных учреждений.

Таблица мероприятий ЗадачиДействия (меропри- ятия) Сроки прове- дения Ответствен- ный испол- нитель Источник финан- сирования Ожидае- мый результат Шаг 5. Разработка стратегии, формирование плана действий Разработка стратегии, формирование плана действий

Надежность выбора и осуществления действий по выполнению задач может быть подкреплена заполнением вспомогательной таблицы, в которой указаны ресурсы (условия), необходимые для успешной реализации действий. Задач и Ресурсы (условия) Норма- тивно- право- вые Органи- зацион- ные Кадро -вые Научно - методи - ческие Матери- ально- техни- ческие Финан- совые Моти- ваци- онны е Инфор- мацион -ные

Шаг 6. Формирование бюджета программы

Шаг 7. Экспертиза и утверждение программы

Управление разработкой и реализацией программы реструктуризации Организация деятельности с основными субъектами разработки и реализации программ Организация деятельности с основными субъектами разработки и реализации программ Подготовка педагогов и управленцев в процессе проведения реструктуризации Подготовка педагогов и управленцев в процессе проведения реструктуризации Минимизация рисков Минимизация рисков Мониторинг реализации программы Мониторинг реализации программы PR-обеспечение разработки и реализации программы PR-обеспечение разработки и реализации программы

Социально-психологический аспект Неготовность руководителей школ к проведению реформ Сопротивление руководителей системы образования, основанное на стремлении сохранить рычаги распределения финансирования Сопротивление населения проводимым мероприятиям в силу сложившихся стереотипов общественного мнения Неготовность учителей к деятельности в условиях реструктуризации Сопротивление родительского сообщества, предвзятое отношение родителей к обучению детей в отдельных школах-ступенях, т.к. подавляющая часть населения обучалась в единой школе (особенно в малых городах) Риски

Социально-педагогический аспект Сокращение квалифицированных педагогических кадров «Потеря» учащихся с особыми потребностями Снижение качества образовательного процесса в связи со сложностью адаптации детей Финансово-экономический аспект Снижение экономической эффективности в связи с эксплуатацией или консервацией высвободившихся зданий Риски возникновения дополнительных затрат для сохранения имущества Недостаточное финансирование процесса реструктуризации и деятельности в новых условиях

Нормативно-правовой аспект Отсутствие на данный момент нормативно-правовых актов, соответствующих проектируемым моделям школ (например, начальной школы с двумя классами среднего звена, профильной школы для учащихся 7-11 классов). Отсутствие нормативно-правовой базы, позволяющей осуществлять подготовку педагогических кадров по двум или трем предметам Отсутствие законодательства в части разделения общего образования на ступени Отсутствие возможности аттестации учащихся по результатам освоения образовательных программам в учреждениях дополнительного образования Отсутствие нормативно-правовых документов, регламентирующих процесс реструктуризации и деятельность сети ОУ при переходе на межмуниципальное управление

Организационно-управленческий аспект Обострение проблемы преемственности между школами- ступенями Отсутствие преемственности между ступенями Рассогласование целей и результатов программ Снижение эффективности образовательного процесса, связанное с длительной перевозкой детей и их утомлением Ресурсно-технологический аспект Риски, связанные с осуществлением подвоза детей: - опасность маршрутов подвоза детей (в зимний период, из-за сложного рельефа местности, из-за необходимости пересечения железнодорожных и оживленных автомагистралей); - увеличение затрат на содержание транспорта, плохое функционирование городского общественного транспорта и высокая стоимость проезда на нем и т. д. Недостаток необходимых материально-технических ресурсов

постановка целей, задач определение плана мероприятий реализации программы реализация плана мероприятий программы контроль за реализацией программы реструктуризации (мониторинг) корректировка программы (уточнение задач, плана мероприятий и т. д.) Мониторинг является специально организованной системой наблюдения за процессом реструктуризации сети общеобразовательных учреждений с целью выявления динамики изменений, происходящих в ходе реализации программы, с целью выявления соответствия фактических результатов, достигнутых в ходе реализации программы, целям (желаемому результату) программы, и, в случае необходимости, коррекции тех аспектов программы, которые в этом нуждаются.