Профориентационная работа Профориентационная работа с учащимися.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Профориентационная работа Профориентационная работа с учащимися.
Advertisements

- научно обоснованная система подготовки молодежи к свободному и самостоятельному выбору профессии, призванному учитывать как индивидуальные особенности.
Влияние окружающих факторов на выбор профессии Шесть шагов к решению Ошибки в выборе профессии.
Что влияет на выбор профессии 1. Позиция старших членов семьи 1. Позиция старших членов семьи 2. Позиция товарищей, подруг 2. Позиция товарищей, подруг.
ОСОЗНАННЫЙ ВЫБОР ПРОФЕССИИ. Ошибки при выборе профессии Отношение к выбору профессии как к неизменному. Бытующее мнение о престижности профессии. Выбор.
Правила выбора профессии Область обоснованного выбора хочу могу надо.
Районное Методическое Объединение Участие социального педагога школы в профессиональной ориентации подростков 25 ноября 2010 года.
УЧРЕЖДЕНИЕ «РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЦЕНТР ПРОФОРИЕНТАЦИИ МОЛОДЕЖИ» ПРАВИЛА ВЫБОРА ПРОФЕССИИ (в помощь выбирающему профессию)
Профориентация – это комплекс психолого - педагогических мероприятий направленных на оптимизацию процесса трудоустройства в соответствии с желаниями,
ПРАВИЛА ВЫБОРА ПРОФЕССИИ (в помощь выбирающему профессию)
Психологическое сопровождение процесса самоопределения старшеклассников Выполнил: педагог-психолог ГБОУ Борского психологического центра Колесникова Н.Ю.
Я и мир профессий «Все профессии от людей и только три от Бога: учитель, судья и врач» СОКРАТ.
Методическая разработка курса «Основы производства. Выбор профессии»
Жизненное и профессиональное самоопределение. Традиционно под самоопределением личности понимают сознательный акт утверждения собственной позиции личности.
Профориентационная работа классного руководителя «Твой выбор» Автор: Порфирьева Светлана Владимировна, учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ с.Озерки.
Роль классного руководителя в предпрофильной подготовке и профильном обучении учащихся Маргорина А.В. - председатель школьного методического объединения.
Мы выбираем, нас выбирают… Как это часто не совпадает… Проектирование профессионального жизненного пути.
Company LOGO ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ВЫБОРА ПРОФЕССИИ 2008.
Содержание разделов проекта «Мой выбор» Шаг 1: Проблема Шаг 2: Осознание проблемной области Шаг 3: Определение потребности и ее формулировка Шаг 4: Определение.
Профессиональная ориентация как условие социализации личности современного ученика Левина Оксана Евгеньевна, руководитель кабинета профориентации МОУ "Лицей.
Транксрипт:

Профориентационная работа Профориентационная работа с учащимися

Профориентация - научно обоснованная система подготовки молодежи к свободному и самостоятельному выбору профессии, призванному учитывать как индивидуальные особенности каждой личности, так и необходимость полноценного распределения трудовых ресурсов в интересах страны, отдельной отрасли, экономического региона, города.

Содержание профориентационной работы в школе обуславливается задачами профориентации: Профинформированием Профпросвещением Профконсультированием

Профинформирование и профпросвещение обеспечивают: знание мира профессий, представления о требованиях к каждой профессии и человеку, о типах учебных заведений, о востребованности профессии на современном рынке труда и т.д.

Профконсультирование – получение знаний о себе, своих возможностях, способностях и перспективах их развития, коррекции, профессиональных интересах и склонностях, об особенностях нервной системы, типа темперамента и др.

«хочу» Личностные цели и ценности «могу» Человеческие возможности «надо» Потребности рынка труда

Хочу? Интересы Интересы Склонности Склонности Потребности Потребности

Поиск ответа на вопрос «хочу?» Интересы - активная познавательная направленность Интересы - активная познавательная направленность Склонности – стремление заниматься определенной деятельностью Склонности – стремление заниматься определенной деятельностью Их можно изучить с помощью методик: ДДО, Карта интересов, анкета ориентации.

Могу ? Особенности здоровья Особенности здоровья Темперамент Темперамент Способности Способности Характер Характер Знания, умения, навыки. Знания, умения, навыки.

Поиск ответа на вопрос «могу?» Темперамент можно изучить с помощью методики Г. Айзенка. Темперамент можно изучить с помощью методики Г. Айзенка. Характер - по типологическим опросникам Личко, Шмишека, Прутченкова. Характер - по типологическим опросникам Личко, Шмишека, Прутченкова. Способности - ШТУР, профиль специальных способностей и другие тесты на интеллект. Способности - ШТУР, профиль специальных способностей и другие тесты на интеллект.

Специальные способности Технические Технические Математические Математические Педагогические Педагогические Организаторские Организаторские Литературно-лингвистические Литературно-лингвистические Способности к искусcтву Способности к искусcтву

Надо? Востребованность профессии на рынке труда.

Структура работы по профориентации со школьниками Ученик Учитель- предметник ПсихологБиблиотекаВрачСМИ Центр профориентации Родители

Администрация школы Координация работы Олимпиады Связь с учебными заведениями Пробные экзамены Связь с центрами профориентации

Психолог Собеседование Дифференциально- диагностический опрос Тестирование Разработка рекомендаций

Учителя-предметники Беседа о профессиях на уроках Интеллектуальный марафон Экскурсии в учебные заведения Совместная научно-практическая деятельность с учебными заведениями

Медицинский работник Обследование Определение физических возможностей к освоению профессий Мониторинг состояния здоровья

Библиотека информационный центр, предоставляющий необходимый объём знаний о мире профессий

Классы профессий Гностические Гностические Преобразующие Преобразующие Изыскательские Изыскательские

Отделы профессий Профессии ручного туда Профессии ручного туда Профессии с использованием машин с ручным управлением Профессии с использованием машин с ручным управлением Профессии с использованием автоматических систем Профессии с использованием автоматических систем Профессии с преобладанием функциональных средств (жесты, мимика, слова и т.д.) Профессии с преобладанием функциональных средств (жесты, мимика, слова и т.д.)

Типы профессий Человек-природа Человек-природа Человек- техника Человек- техника Человек-человек Человек-человек Человек-знак Человек-знак Человек - художественный образ Человек - художественный образ

Человек - природа Ведущий предмет труда: Животные организмы Животные организмы Растительные организмы Растительные организмы Микроорганизмы Микроорганизмы

Человек - техника Ведущий предмет труда: Технические механизмы, станки и аппараты

Человек - человек Ведущий предмет труда: Люди

Человек - знак Ведущий предмет труда: схемы схемы карты, карты, таблицы, таблицы, формулы, формулы, знаки знаки

Человек – художественный образ Ведущий предмет труда: Художественные образы

Требования профессии, предъявляемые к здоровью Профессии с условиями труда, близкими к бытовым Профессии с условиями труда, близкими к бытовым Профессии с умеренным воздействием неблагоприятного фактора Профессии с умеренным воздействием неблагоприятного фактора Профессии с совокупностью неблагоприятных факторов Профессии с совокупностью неблагоприятных факторов Профессии с тяжелыми и вредными условиями труда Профессии с тяжелыми и вредными условиями труда

Профессиональная пригодность- это взаимное соответствие человека и его дела. Степени профпригодности: Непригодность (отклонение в состоянии здоровья, несовместимые с работой) Непригодность (отклонение в состоянии здоровья, несовместимые с работой) Пригодность (нет противопоказаний, но и нет явных склонностей) Пригодность (нет противопоказаний, но и нет явных склонностей) Соответствие (выраженный интерес к объекту труда) Соответствие (выраженный интерес к объекту труда) Призвание (полное соответствие требованиям профессии) Призвание (полное соответствие требованиям профессии)

7 шагов выбора профессии

1. Составить список подходящих профессий Составьте список профессий, которые Вам нравятся, интересны, по которым Вы хотели бы работать, которые Вам подходят.

2. Составить перечень требований выбираемой профессии выбираемая профессия и будущий род занятий; выбираемая профессия и будущий род занятий; выбираемая профессия и жизненные цели; выбираемая профессия и жизненные цели; выбираемая профессия и мои сегодняшние проблемы; выбираемая профессия и мои сегодняшние проблемы; выбираемая профессия и реальное трудоустройство по специальности; выбираемая профессия и реальное трудоустройство по специальности; желательный уровень профессиональной подготовки; желательный уровень профессиональной подготовки; выбираемая профессия и мои склонности и способности; выбираемая профессия и мои склонности и способности; желательные содержание, характер и условия работы. желательные содержание, характер и условия работы.

3. Определить значимость каждого требования Определите, насколько все перечисленные требования значимы. Может быть, есть менее важные требования, которые можно и не учитывать

4. Оценить свое соответствие требованиям каждой из подходящих профессий Проанализируйте, развиты ли у Вас профессиональные качества, отвечают ли ваши интеллектуальные способности, психологические особенности, состояние здоровья требованиям профессии

5. Подсчитать и проанализировать результаты Проанализируйте, какая профессия из всего списка больше других подходит Вам по всем пунктам.

6. Проверить результаты Чтобы убедиться в правильности Ваших размышлений, обсудите свое решение с друзьями, родителями, учителями, психологом, профконсультантом.

7. Определить основные практические шаги к успеху Итак, Вы приняли решение, теперь важно определить: в каком учебном заведении Вы сможете получить профессиональное образование, как развивать в себе профессионально важные качества, как можно получить практический опыт работы по данной специальности, как повысить свою конкурентоспособность на рынке труда.

Наиболее популярные профессии сегодня Профессия Количество запросов в месяц 1Программист примерно 4000 запросов в месяц 2 Секретарь-референт со знанием иностранных языков Инженер-технолог1600 4Бухгалтер1500 5Дизайнер Менеджер по продажам Менеджер по рекламе Менеджер офиса Юрист900 10Логистик700

Что влияет на выбор профессии

Ошибки при выборе профессии 1. Отношение к выбору профессии как к неизменному 2. Бытующие мнения о престижности профессии 3. Выбор профессии под влиянием товарищей (за компанию, чтобы не отстать).

Ошибки при выборе профессии 4. Перенос отношения к человеку, представителю той или иной профессии, на саму профессию 5. Увлечение только внешней или какой-нибудь частной стороной профессии 6. Отождествление школьного учебного предмета с профессией или плохое различение этих

Ошибки при выборе профессии 7. Устарелые представления о характере труда в сфере материального производства 8. Устарелые представления о характере труда в сфере материального производства 9. Незнание/ недооценка своих физических особенностей, недостатков, существенных при выборе профессии 10. Незнание основных действий, операций и их порядка при решении, обдумывании задачи при выборе профессии

Классным руководителям 1-3 классов Классным руководителям 1-3 классов Цель: подробное знакомство с видами труда, с миром профессий.

Тема занятий Форма проведения Школа, в которой мы учимся Экскурсия по школе Мир профессий. Профессии сказочных героев Беседа о профессиях: учитель, врач, повар, шофер, продавец. Ввести понятия «профессия» и «должность». Примеры. Профессии моих родителей Конкурс рисунков. Устные рассказы детей. Как растет хлеб? Беседа, экскурсия, встреча. Труд руки любят Беседа. Выставка поделок

Тема занятий Форма проведения Кем я хочу быть? Рассказы родителей. Интересы и кружковая работа На основании анализа бесед с учениками, дать конкретные советы каждому по занятию в кружках.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ Тема собрания Форма проведения Что вы делаете для воспитания детей, развития их интересов, склонностей Круглый стол. Советы психолога. Мир профессий, окружающих ваших детей Информация о профессиях, с которыми будут знакомиться дети в школе.

Классным руководителям 5-6 классов Цель: дать понятие классификации профессий, о связи школьных предметов с миром профессий.

Тема занятий Форма проведения Мои увлечения Знакомство с кружковой работой школы, центрами творчества Классифика ция профессий Рассказы о типах профессий –(Человек- Человек, Человек- Природа, Человек- Техника, Человек- Художественный образ, Человек-Знак

Классным руководителям 7-8 классов Цель: продолжение знакомства с миром профессий, с профессионально-значимыми качествами профессий типа «Человек-Человек», «Человек-Природа» и т.д.

Тема занятий Форма проведения Формула выбора профессий Х-М-Н Встреча с профконсуль- тантом. Знакомство с требованиями профессии к человеку Встреча с профконсультан- том.

Тема занятий Форма проведения Профконсуль- тационный урок Индивидуальные советы учащимся по выбору профессии с использованием методики «Карта интересов» Встреча с представите- лями разных профессий Беседа

Тема занятий Форма проведения Школьные занятия и мир профессий. Встреча с учителями – предметниками. Мое любимое занятие в свободное время. Сочинение. «Ездить, плавать, летать» Классный праздник. «Угадай профессию» Профориента- ционная игра

Тема занятий Форма проведения Здоровье и выбор профессий Беседа школьного врача Кто знает больше о профессиях Игра «Ассоциация» Представление профессий.

Цели и задачи профориентацион- ной работы в классе Беседа Как готовить детей к выбору профессии Беседа о факторах выбора профессии. (психолог) Итоги сочинений Обозрение. Работа с родителями

Классным руководителям 9 класса Цель: знакомство с системой учебных заведений, формирование адекватной оценки своих возможностей и способностей, согласование их с выбором профессии.

Тема занятий Форма проведения Выявление профнамере- ний учащихся Анкета «Дорогой друг!» Система учебных заведений Беседа о системе ПУ, техникумов, колледжей, лицеев, ВУЗОВ

Тема занятий Форма проведения Особенности нервной системы и выбор профессии Диагностическая консультация(Тест «Пластичность- ригидность по Кеттелу» Особенности памяти Диагностика слухо- речевой памяти.Советы психолога Пути дальнейшего получения образования учащегося Индивидуальная беседа.

Тема занятий Форма проведения Профконсульта- ционный урок Индивидуальные советы учащимся по выбору профессии (на основе диагностической консультации «Тип темперамента и выбор профессии».) Типичные ошибки при выборе профессии Классный час

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ Тема занятий Форма проведения Система учебных заведений Беседа. Индивидуальные консультации для родителей,дети которых идут в ПУ, техникум, колледж, лицеи Индивидуальные консультации. Медицинские противопоказания при выборе профессии Беседа врача.

Роль здоровья в выборе профессии Беседа Типы учебных заведений Беседа Результаты диагностики учащихся по выявлению интересов Рассказ

Классным руководителям классов Цель: формирование и уточнение личного профессионального плана.

Тема занятий Форма проведения Определение готовности школьников к выбору профессии. Анкетирование. Беседа врача о медицинских противопоказа- ниях при выборе профессии. Индивидуальная беседа на основе данных о состоянии здоровья.

Оценка своих возможностей и согласованности их с профессиональ- ными намерениями. Диспут. Пути дальнейшего получения образования учащимся. Индивидуальная беседа.

Тема занятий Форма проведения Потребность региона в кадрах или состояние на рынке труда Классный час с приглашением представителей районного ЦЗ населения Систематизация знаний о правилах выбора профессий и мире профессий КВН «Защита профессий»

Тема занятий Форма проведения Знакомство с условиями приема в средние и высшие учебные заведения края. Информация классного руководителя и ответственного за профориентацион- ную работу школы. Информация о подготовитель- ных курсах. Информация.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ Тема занятий Форма проведения Информация о ВУЗах и ССУЗах, других учебных заведениях. Зав. центром профориентации. Проведение анкеты для родителей. Ответы на вопросы родителей. Анкетирование.Беседа.

умение разбираться в содержании профессиональной деятельности; способность соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами; умение анализировать свои возможности и способности Ожидаемые результаты