Основы транзактного анализа как принцип поддержания положительного психологического климата в команде Удачно подобранная команда это 50% успеха.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
« Мы можем стать умнее тремя путями : -путем опыта- это самый горький путь, -путем подражания – это самый легкий путь, -путем размышления – это самый.
Advertisements

Советы по поддержанию психологического здоровья. Как сохранить психологическое здоровье.
Философия трансактного анализа Все люди хорошие: человеческие отношения во многом обусловлены представлениями о самих себе. Других людях и о том, как.
Чтобы выжить, организация должна сохранять устойчивость. Для этого организация развивает и сохраняет свои структуру и культуру. Сотрудники организации.
Работа по устранению негативных ДРО Ильинова Н.А. - педагог-психолог МКУ «Информационно-методический отдел»
«КАК СОХРАНИТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ» ВЫПОЛНИЛ: ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ ГБПОУ МО «ПРОМЫШЛЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ» ЖУКОВА ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА.
Презентация Ксении Ольт. Потребность в самовыражении (40%) Потребности в самоуважении и признании (60%) Потребности в принадлежности обществу, причастности,
C:\Users\БукаБяка\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.IE5\W3CC6LBQ\MCj [1].wmf
1 КАК СКАЗАТЬ «НЕТ» МОЛОДЁЖЬ В ДЕЙСТВИИ КИЕВ МАРТ 2002 Надежда Иванова.
Трансактный анализ, или игры, в которые играют люди Международный образовательный проект Психология-3000» Клуб «Искусство жить», г. Челябинск.
Чему необходимо научить ребенка?. Любовь к себе Любовь к себе - наиболее фундаментальная и существенная из всех способностей. Пока ребенок не будет ценить.
У ЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ Подготовила и провела: Педагог-психолог Потапова Т.А.
дети хорошо информированы, но развитие речи, мышления и умственных способностей не всегда соответствуют возрастной норме; в связи с проблемами со здоровьем.
Вы замечали, что некоторым людям очень тяжело произнести слово «нет»? Они боятся, что это слово может разрушить их добрые отношения с собеседником, и.
Возникновение эмоций и возможность контроля эмоциональных состояний человека Автор: Есипова Зося 9 «а» Руководитель: Шалимова Елена Георгиевна.
Как помочь ребенку в период подростковых изменений?
целенаправленное создание комплекса внешних условий, способствующих удовлетворению, радости, спектру положительных эмоций участников педагогического процесса;
Заставляют действовать! Один из самых простых и быстрых способов удовлетворения потребностей подростков. Пивной алкоголизм – основная проблема страны!
Психологический климат в семье Руководители проекта Артемьева Н.В. – учитель обществознания Маркова С.В. – учитель психологии.
Мотивация деятельности в менеджменте. Основные понятия Мотивация Мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека.
Транксрипт:

Основы транзактного анализа как принцип поддержания положительного психологического климата в команде Удачно подобранная команда это 50% успеха

Книга Клода Штайнера 1974 г. появилась в русском переводе хотя и с временной за ­ держкой, но тем не менее чрезвычайно свое ­ временно. Более ранняя публикация в России работ Эрика Берна в конце 80- х и начале 90- х годов XX века, с одной сторо ­ ны, привлекла внимание читателей к проблематике практи ­ ческой психо ­ логии, а с другой стороны, оставила транзактный анализ в памяти большинства лишь как одну из более или ме ­ нее распространенных в мире концепций, автор которой уже является достоянием истории. Приведенный в книге материал может стать хорошим поводом для анализа личного отношения к гендерным проблемам в семье и на работе, анализа влияния представлений о тради ­ ционных ролях на карьер ­ ные кризисы и служебные конфликты. Книга написана в традиционном для транзактного анализа стиле простым и доступным языком со всеми необходимы ­ ми пояснениями и может быть реко ­ мендована читателям всех возрастных групп.

Родитель Взрослый Ребенок Часть личности отвечающая за эмоции, творчество. Принятие решения на фоне эмоционального состояния. У взрослых людей Ребенок проявляет себя в случае сильного стресса, сильной боли или большой радости. Содержание этой части личности постоянно. Это состояние помогает принимать решения, когда недоступна информация, необходимая для принятия решения Взрослым, оно хранит традиции и ценности. У некоторых людей оно всегда заменяет собой взрослое состояние Это бесстрастная часть личности, которая собирает и обрабатывает информацию логической программой, прогнозирует ситуацию. Человек временно отключается от своих эмоциональных и других внутренних реакций. Некоторые жесты, позы, манеры, выражения лица и интонации, а также некоторые слова ассоциируются с определенным состоянием Я. Каждое состояние специально предназначено для решения проблем определенного рода. Можно сказать, что родительское состояние идеально подходит для ситуаций, требующих контроля над страхами, над новой ситуацией, над нежелательным поведением и над Ребенком. Взрослый востребован в случаях, когда необходим точный прогноз. Ребенок подходит для всех творческих действий для рождения новых идей, для вхождения в образ.

Специфической формой сти ­ мула является поглаживание. Так как поглаживания жизненно не ­ обходимы человеку, обмен поглаживаниями является одной из самых важных форм деятельности, в которую вовлечены люди. Поглаживания могут принимать раз ­ личные формы : от настоящего физического прикоснове ­ ния до краткого приветствия. Чтобы поглаживание было эффективным, оно должно подходить тому, кто его полу ­ чает. Тем не менее, хотя че ­ ловек и может выжить, получая « минимальную норму » поглаживаний, дефицит поглаживания вреден как для физического, так и для эмоционального состояния чело ­ века, и именно поэтому он является одной из главных движущих сил человеческого поведения. Потребность в поглаживании является бо ­ лее важной, чем потребность в признании. Эрик Берн го ­ ворил, что человеку нужны поглаживания, чтобы « его позвоночник не высох ». Состояние Я единица структурного анализа, транзак­ция единица транзактного анализа Транзакция называется простой, когда в ней задействован ы только два состояния Я. Несоответствие стимула и реакции создает пересекающуюся транзакцию и прерывает процесс ком­муникации. Пересекающиеся транзакции также являются основой игр. Суще­ствуют также двойные, или скрытые, транзакции. Они происходят одновременно на двух уровнях социальном и психологическом. В двойной транзакции социальный смысл взаимодействия обычно скрывает психологиче­ский (истинный) смысл; следовательно, поведение не бу­дет понято, если неизвестны суть скрытого взаимодей­ствия и участвующие в нем состояния. Транзакция со­стоит из стимула и реакции, происходит между двумя определенными состояниями Я людей, вступив­ших во взаимодействие. В любой серии транзакций коммуникация возможна в случае, если реакция на предыдущий стимул адресует­ся состоянию Я, которое было источником этого стимула, а источником этой реакции является то состояние, кото­рому был адресован стимул.

Теория транзактного анализа говорит, что двое или несколько людей могут совместно структурировать свое время лишь с помощью ограниченного числа способов, а именно : деятельности ритуалов времяпрепровожде ­ нии замкнутости близости Игр Экзистенциальная ( жизненная ) позиция это чувства, которые человек испытывает к самому себе и к другим. Центральная позиция звучит как « Я в порядке, Ты в порядке ». Со временем, под давлением жизненных обстоятельств, люди меняют эту позицию на одну из трех других, а именно : « Я в порядке, Ты не в порядке » « Я не в порядке, Ты в порядке » « Я не в порядке, Ты не в порядке » Из - за этого им становится все труднее общаться, достигать поставленных целей и, главное, наслаждаться жизнью. Игра является обменом поглаживаниями, помогает структурировать время группе людей и подкрепляет жиз ­ ненные позиции собравшихся. Каждый человек, участвующий в игре, исполняет в ней определенную роль. Существуют три базовые роли : Преследова ­ тель, Спаситель и Жертва. Согласно пирамиды потребностей Маслоу в основе мотивации каждого человека на первой ступени находится голод. Эту же причину как основную приводит К. Бакшт. Голод – это не только физиологическое понятие. Потребность в структурировании времени является производной от стимульного голода, следовательно, более сложной его формой. Структурный голод потребность в социальной ситуации, в которой ин ­ дивид мог бы общаться с другими людьми Стимульный голод утоляется поглаживанием или признанием.

Эти роли взаимозаменяемы, как и чувства, которые их сопровождают. В случае Жертвы это чувство беспо ­ мощности и стыда, Спасителя вины, а Преследовате ­ ля чувство гнева. Спасение обычно не удается и ведет к Преследованию. Иногда приятно расслабиться и позволить другим поза ­ ботиться о себе. Это вполне можно сделать на короткое время, не включаясь в игру « Спасение ». Не важно, насколько слабым ты себя чувству ­ ешь, все равно хочется услышать, что ты не полностью бессилен. А когда тот, кто помогает нам, требует и ожи ­ дает от нас, что мы сделаем то, что можем сделать сами, это вселяет надежду и новые силы. Отбросив роли треугольника и ру ­ ководствуясь своим центром, мы приобретаем власть над своей жизнью и перестаем препятствовать в этом другим Люди от природы склонны к сотрудничеству и обладают глубокой потребностью в совместной деятельности и взаимопомощи. Ситуации, где один человек нуждается в помощи, а другой может ему предложить эту помощь, часты в социальной жизни. Настоящая помощь может быть радостным и глубоко удовлетворяющим опытом сотрудничества, и я бы хотел разделить позитивную по ­ мощь и неприятный, разрушительный опыт, который я называю игрой в спасение Позиция Жертвы : « Я не в порядке, Ты в порядке » ( я беспомощный и безнадежный ; помогите мне ). Пози ­ ция Спасителя дополняет позицию Жертвы : « Я в поряд ­ ке, Ты не в порядке » ( ты беспомощный и безнадежный, тем не менее я попытаюсь тебе помочь ). Позиция Пресле ­ дователя совпадает с позицией Спасителя : « Я в порядке, Ты не в порядке » ( ты беспомощный и безнадежный, и это твоя вина ).

Однако не все люди разделяют конкурентный стиль жизни. Нерав ­ ные отношения в корне отличаются от отношений меж ­ ду равными, которые характеризуются взаимно поддер ­ живаемой позицией « Я в порядке, Ты в порядке ». Никто не лучше другого ; каждый человек сложен, интересен, ценен и в большом временном масштабе так же значим, как любой другой. Каждый из нас эксперт в одной области и не ­ вежда в другой. Основная межличностная операция, которая вводит в обиход конкуренцию и индивидуализм, это силовая игра. Силовая игра это транзакция, в результате которой один человек получает от другого то, что он хочет, против воли последнего. От ­ ношения, основанные на силовых играх, превращают жизнь человека в вечную войну, в которой не бывает по ­ бедителей. Единственная альтернатива конкурен ­ ции, которая обеспечивает благополучие человека это сотрудничество между равными. Конкурентное поведение основано на предположении, что для удовлетворения потребностей индивида в окру­жающем мире не имеется достаточно ресурсов. Люди, запрограммированные на конкуренцию, оказываются не способны к сотрудничеству и равным отношениям. Конкурентное поведение, жад­ность и потребность создавать запасы объяснимы стра­хом дефицита. Пример искусственного дефицита, связанного с базовой человеческой потребностью, экономия по­глаживаний. Чувство собственной значимости в боль­шом дефиците, поэтому людям трудно почувствовать се­бя умными, красивыми или здоровыми, как если бы были только одна красота, один ум и одно здоровье на всех. Но в ситуации изобилия соперничество причиняет вред как другим людям, так и самому «побе­дителю». Индивидуализм создает у человека ощущение, что его достижения результат исключительно его личных уси­лий, а неудачи исключительно его вина. Преувеличен­ная значимость индивидуального вклада заставляет лю­дей забыть о том, что они влияют друг на друга посто­янно принося как пользу, так и вред. Так как считается, что наши победы, так же как и наши достижения, есть результат исключительно ин­дивидуальных усилий, значит, следует думать, что все вокруг стремятся к индивидуальному успеху, то есть к победе над нами.

Два, три или больше … Формирование отношений сотрудничества легче всего происходит в паре. За ­ тем отношения сотрудничества можно распространить на троих, четверых или большее число людей. Партнерские отношения между людьми, которые не являются парой, формируются с большим трудом, так как здесь нет того един ­ ства, которое помогает справляться с трудностями паре, но и здесь они воз ­ можны. Чем больше людей вклю ­ чены в отношения, тем больше трудностей, поэтому со ­ трудничество между двумя людьми является неизбеж ­ ным первым шагом в движении к сотрудниче ­ ству в группе людей.