25 мая 2010 г.Диалог-20101 ПУНКТУАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ И ЕЁ РОЛЬ В СИНТЕЗЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОЙ РЕЧИ ПО ТЕКСТУ Лобанов Б.М. (lobanov@newman.bas-net.by),

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
СОЧИНЕНИЕ- РАССУЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 9 КЛАСС.
Advertisements

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ВНУТРИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. что такое пунктуация?
Пишем сочинение на лингвистическую тему. Функции знаков препинания: 1.Выделительные 2.Разделительные.
И т о г о в а я а т т е с т а ц и я п о р у с с к о м у я з ы к у 9 к л а с с.
Урок Урок русского языка в 8 классе на тему: «Предложение» Учитель: Грибанова Ирина Эдуардовна МОУ СОШ 3 с.Камбулат Туркменского района Ставропольского.
Ученическая презентация Зачем нужна пунктуация?. Авторы работы: 1. Аверкина Анастасия 2. Евтеева Анна 3. Крысанов Андрей 4. Никишин Дмитрий 5. Юдина Яна.
Тема урока: Синтаксис словосочетания и простого предложения Цель урока: повторить, что входит в понятия «Синтаксис и пунктуация», «пунтограммы», «словосочетание»,
Результаты пробного ЕГЭ по русскому языку, проведённого Таганрогским государственным педагогическим институтом г.
Методическая разработка по русскому языку (9 класс) по теме: Пишем сочинение ГИА-9 (Синтаксис)
9 класс. Выполнение задания С2.1 (сочинение-рассуждение на лингвистическую тему) Зачем нужна пунктуация?
Без знаков препинания в письменной речи обойтись невозможно. Пунктуация служит целям общения людей. При помощи знаков препинания пишущий выражает определённые.
Готовимся к ЕГЭ Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы Свечаревская С.А.
9 класс. Выполнение задания С2.1 (сочинение-рассуждение на лингвистическую тему) Зачем нужна пунктуация?
9 класс. Выполнение задания С2.1 (сочинение-рассуждение на лингвистическую тему) Зачем нужна пунктуация? Подготовила: Калинина С.В.,учитель русского языка.
Подготовка к ГИА. 9 класс. Выполнение задания С2.1. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Зачем нужна пунктуация?
ИСТОРИЯ ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ. ТОЧКА И ЗАПЯТАЯ УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ РОМАЩЕНКО И.В. МБОУ СОШ 8 Н.П. СЕВЕРОМОРСК - 3.
Проблемный вопрос: В каких случаях вводные предложения выделяются запятой, а в каких тире? В каких случаях вводные предложения выделяются запятой, а в.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧАСТНИКОВ ККР-2011 ПО ТИПАМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ Тип ОУДоля учащихся в общем количестве участников ККР-2011 СОШ115/72% ООШ35/22% НОШ9/6.
СОЧИНЕНИЕ ГИА 9 класс. 1. Местоименные слова – слова вторичные, слова - заместители. Золотым фондом для местоимений являются знаменательные слова, без.
Семинар для учителей русского языка и литературы «Проведение промежуточного муниципального мониторинга образовательных достижений учащихся 9-х классов.
Транксрипт:

25 мая 2010 г.Диалог ПУНКТУАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ И ЕЁ РОЛЬ В СИНТЕЗЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОЙ РЕЧИ ПО ТЕКСТУ Лобанов Б.М. Объединенный институт проблем информатики НАН Беларуси, Минск, Беларусь

25 мая 2010 г.Диалог АННОТАЦИЯ В работе приводятся статистические сведения о частоте употребления различных знаков препинания, а также сведения о частоте употребления простых и сложных предложений в художественных произведениях различного жанра. Полученные статистические данные позволили выявить наиболее частотные знаки препинания и особенности их употребления,наиболее частотные знаки препинания и особенности их употребления, определить частотный и количественный состав простых и сложных предложений,определить частотный и количественный состав простых и сложных предложений, формулировать особенности использования информации о знаках препинания для просодического оформления синтезированной речи по тексту.формулировать особенности использования информации о знаках препинания для просодического оформления синтезированной речи по тексту.

25 мая 2010 г.Диалог Введение -1 К настоящему времени системы синтеза речи достигли определённого совершенства и уже используются в ряде практических приложений, в том числе, при создании аудиокниг.К настоящему времени системы синтеза речи достигли определённого совершенства и уже используются в ряде практических приложений, в том числе, при создании аудиокниг. Однако комфортность восприятия синтезированной речи в реальных условиях, в особенности в этом конкретном её применении, остаётся ещё далекой от удовлетворительной.Однако комфортность восприятия синтезированной речи в реальных условиях, в особенности в этом конкретном её применении, остаётся ещё далекой от удовлетворительной. Мировая тенденция развития речевых технологий указывает на актуальность создания систем синтеза выразительной речи (expressive text-to-speech).Мировая тенденция развития речевых технологий указывает на актуальность создания систем синтеза выразительной речи (expressive text-to-speech). Исследования в области создания систем синтеза выразительной речи проводятся для ряда европейских языков: английского [1], немецкого [2], а также для синтеза речи на японском языке [3].Исследования в области создания систем синтеза выразительной речи проводятся для ряда европейских языков: английского [1], немецкого [2], а также для синтеза речи на японском языке [3]. Некоторые аспекты создания системы синтеза выразительной речи на русском языке были рассмотрены ранее в наших докладах [4]. Некоторые аспекты создания системы синтеза выразительной речи на русском языке были рассмотрены ранее в наших докладах [4].

25 мая 2010 г.Диалог Введение -2 Понятие «выразительность речи» в лингвистике и педагогике сформировалось как междисциплинарное понятие одной из функций устной речи человека [5]. Одним из главных компонентов звуковой реализации выразительности устной речи является просодика: мелодика, ритмика и динамика речи. Эти элементы взаимодействуют, поддерживают друг друга и все вместе обуславливают её выразительность. Пунктуационная структура текста отображается знаками препинания, которые выполняют функции выделения смысловых отрезков текста (абзацев, предложений и его частей, словосочетаний, слов, частей фонетического слова),выделения смысловых отрезков текста (абзацев, предложений и его частей, словосочетаний, слов, частей фонетического слова), указания на грамматические и логические отношения между словами,указания на грамматические и логические отношения между словами, указания на коммуникативный тип предложения, его эмоциональную окраску, законченность, а также некоторые иные функции.указания на коммуникативный тип предложения, его эмоциональную окраску, законченность, а также некоторые иные функции. Знаки препинания, синтаксически оформляют текст, а при синтезе речи по тексту помогают осуществить её просодическое оформление (интонация, смысловые паузы, логические ударения).

25 мая 2010 г.Диалог Введение -3 В данной работе мы коснёмся лишь одного из многих аспектов проблемы синтеза выразительной речи, а именно: выяснению, как воспользоваться информацией, заложенной в знаках препинания книжных текстов, для их выразительного «чтения» синтезатором речи?выяснению, как воспользоваться информацией, заложенной в знаках препинания книжных текстов, для их выразительного «чтения» синтезатором речи? С этой целью мы проанализируем пунктуационную структуру 2-х произведений художественной прозы: Л. Толстой Анна КаренинаЛ. Толстой Анна Каренина А.Толстой Пётр Первый,А.Толстой Пётр Первый, а также полное собрание стихотворных произведений Пушкинаа также полное собрание стихотворных произведений Пушкина и пьесу Гоголя «Ревизор».и пьесу Гоголя «Ревизор». На примере этих произведений мы рассмотрим далее статистические характеристики и роль различных знаков препинания в выражении тех или иных интонационных свойств синтезируемой речи.

25 мая 2010 г.Диалог Общая структура синтезатора выразительной речи

25 мая 2010 г.Диалог Статистика употребления знаков препинания в исследуемых текстах Кол. слов в тексте Кол. всех предл. в тексте Средн кол. предл. в абзаце Средн. кол. слов в предл. Средн. кол. знаков путкт. в предл. Кол. повеств. предл. в тексте (%) Кол. воскл. предл. в тексте (%) Кол. вопр. предл. в тексте (%) 1Л.ТолстойАнна Каренина ,112,12,383,36,710 2А.Толстой Пётр Первый ,68,01,691,14,04,9 3А.Пушкин Стихи, поэмы ,77,91,278,512,19,4 4Н. Гоголь Пьеса Ревизор ,94,71,074,615,59,9

25 мая 2010 г.Диалог Среднее количество слов (А) и знаков препинания (Б) внутри предложений для текстов (1 – 4) Среднее количество слов (А) и знаков препинания (Б) внутри предложений для текстов (1 – 4) А) Б) (1) Анна Каренина (2) Пётр Первый, (3) Стихи Пушкина (4) Пьеса Гоголя «Ревизор».

25 мая 2010 г.Диалог Относительное количество (в %) повествовательных (ряд 1), восклицательных и вопросительных (ряд 2) предложений в текстах 1 – 4 Относительное количество (в %) повествовательных (ряд 1), восклицательных и вопросительных (ряд 2) предложений в текстах 1 – 4 (1) Анна Каренина (2) Пётр Первый, (3) Стихи Пушкина (4) Пьеса Гоголя «Ревизор».

25 мая 2010 г.Диалог Статистика употребления простых и сложных предложений 2. Статистика употребления простых и сложных предложений Повеств. предл. [.] Восклиц. предл. [!] Вопросит. предл. [?] сложнпростыесложнпростыесложнпростые 1.Анна Каренина в % 80,619,453,646,440,159,9 2.Пётр Первый в % 84,315,756,643,449,450,6 3.Стихи Пушкина в % 82,617,464,635,452,847,2 4.Ревизор Гоголя в % 60,139,964,735,353,546,5

25 мая 2010 г.Диалог Процентное содержание сложных (ряд 1) и простых (ряд 2) предложений в текстах 1 – 4 А) Повествовательные Б) Восклицательные В) Вопросительные (1) Анна Каренина (2) Пётр Первый, (3) Стихи Пушкина (4) Пьеса Гоголя «Ревизор».

25 мая 2010 г.Диалог Среднее и максимальное количество слов в простых предложениях Повеств. предл. [.] Восклиц. предл. [!] Вопросит. предл. [?] Средн.Макс.Средн.Макс.Средн.Макс. 1.Анна Каренина 5,5282,7143,718 2.Пётр Первый5,4242,2153,316 3.Стихи Пушкина 3,2212,8224,321 4.РевизорГоголя 2,5162,8123,611

25 мая 2010 г.Диалог Среднее (А) и максимальное (Б) количество слов в простых повествовательных (ряд 1), восклицательных (ряд 2) и вопросительных (ряд 3) предложениях для 4-х текстов А)Б) (1) Анна Каренина (2) Пётр Первый, (3) Стихи Пушкина (4) Пьеса Гоголя «Ревизор».

25 мая 2010 г.Диалог Примеры простых и сложных предложений максимальной длинны из романа Анна Каренина Тип предложен ия П р и м е р ы [.] простые И татарин с развевающимися фалдами над широким тазом побежал и через пять минут влетел с блюдом открытых на перламутровых раковинах устриц и с бутылкой между пальцами. [.] сложные Ему казалось, что при нормальном развитии богатства в государстве все эти явления наступают, только когда на земледелие положен уже значительный труд, когда оно стало в правильные, по крайней мере в определенные условия; что богатство страны должно расти равномерно и в особенности так, чтобы другие отрасли богатства не опережали земледелия; что сообразно с известным состоянием земледелия должны быть соответствующие ему и пути сообщения, и что при нашем неправильном пользовании землей железные дороги, вызванные не экономическою, но политическою необходимостью, были преждевременны и, вместо содействия земледелию, которого ожидали от них, опередив земледелие и вызвав развитие промышленности и кредита, остановили его, и что потому, так же как одностороннее и преждевременное развитие органа в животном помешало бы его общему развитию, так для общего развития богатства в России кредит, пути сообщения, усиление фабричной деятельности, несомненно необходимые в Европе, где они своевременны, у нас только сделали вред, отстранив главный очередной вопрос устройства земледелия. [!] простые И как я смел соединять мысль о чем-нибудь не невинном с этим трогательным существом! [!] сложные Так же буду сердиться на Ивана кучера, так же буду спорить, буду некстати высказывать свои мысли, так же будет стена между святая святых моей души и другими, даже женой моей, так же буду обвинять ее за свой страх и раскаиваться в этом, так же буду не понимать разумом, зачем я молюсь, и буду молиться, - но жизнь моя теперь, вся моя жизнь, независимо от всего, что может случиться со мной, каждая минута ее - не только не бессмысленна, как была прежде, но имеет несомненный смысл добра, который я властен вложить в нее! [?] простые Неужели эта трогательная радость его при ее приближении была причиной охлаждения Анны Павловны? [?] сложные Разве не молодость было то чувство, которое он испытывал теперь, когда, выйдя с другой стороны опять на край леса, он увидел на ярком свете косых лучей солнца грациозную фигуру Вареньки, в желтом платье и с корзинкой, шедшей легким шагом мимо ствола старой березы, и когда это впечатление вида Вареньки слилось в одно с поразившим его своею красотой видом облитого косыми лучами желтеющего овсяного поля и за полем далекого старого леса, испещренного желтизною, тающего в синей дали?

25 мая 2010 г.Диалог Примеры простых и сложных предложений максимальной длинны из стихотворений Пушкина Тип предл ож. П р и м е р ы [.] простые В теченьи медленном река Вблизи плетень из тростника Волною сонной омывала И вкруг него едва журчала При легком шуме ветерка. [.] сложные Цветы, луга, ручей живой, Счастливый грот, прохладны тени, Приют любви, забав и лени, Где с Анжеликой молодой, С прелестной дщерью Галафрона, Любимой многими - порой Я знал утехи Купидона. [!] простые Не дай мне бог сойтись на бале Иль при разъезде на крыльце С семинаристом в желтой шале Иль с академиком в чепце! [!] сложные А ты, повеса из повес, На шалости рожденный, Удалый хват, головорез, Приятель задушевный, Бутылки, рюмки разобьем За здравие Платова, В козачью шапку пунш нальем - И пить давайте снова! [?] Простые Когда в сияньи возгорится Светильник тусклый юных дней И мрачный путь мой озарится Улыбкой спутницы моей? [?] сложные Давно ли с трепетом народы Несли мне робко дань свободы, Знамена чести преклоня; Дымились громы вкруг меня, И слава в блеске над главою Неслась, прикрыв меня крылом?

25 мая 2010 г.Диалог Среднее количество знаков препинания внутри предложений [, ][ – ][, – ][ ; ][ : ][ ( ] Анна Каренина Л.Н. Толстого 1,690,430,120,050,030,02 Пётр ПервыйА.Н. Толстого 1,010,370,10,070,080,04 Стихи, поэмы А.С. Пушкина 0,780,060,010,140,10,06 Пьеса Н.В. Гоголя Ревизор 0,640,040,050,030,060,14 3. Статистика употребления знаков препинания внутри и на концах предложений

25 мая 2010 г.Диалог Процентные соотношения предложений с различными знаками препинания в конце предложения [. ][ || ] [ ! ][…][?][ || –][. – ][? – ][… –][ ! – ][ !.. ] Текст ,43,47,3204,92,70,41,30 Текст ,48,74,5101,30,40,10,60 Текст ,8109,20,60,30,20,10,30 Текст ,2139,300,10,62,40,31,2 Средн. 70,718,09,58,87,67,51,61,00,70,60,3

25 мая 2010 г.Диалог Использование информации о знаках препинания при синтезе выразительной речи по тексту В порядке уменьшения относительной длительности межсинтагменной паузы знаки препинания можно условно разбить на следующие группы: (2 – 5 сек) – суперабзац, отделяющий отдельные части произведения (параграф, глава и др.) – [ ||| ].(2 – 5 сек) – суперабзац, отделяющий отдельные части произведения (параграф, глава и др.) – [ ||| ]. (1 – 2 сек) – абзацы, соответствующие разделам повествовательной – [ || ] и диалоговой речи [ || –].(1 – 2 сек) – абзацы, соответствующие разделам повествовательной – [ || ] и диалоговой речи [ || –]. (0,5 – 1 сек) – повествовательные – [. ], [. – ], [ …], […. – ], восклицательные – [ !], [ ! …], [ !!!] и вопросительные предложения – [ ? ], [? – ], [?!].(0,5 – 1 сек) – повествовательные – [. ], [. – ], [ …], […. – ], восклицательные – [ !], [ ! …], [ !!!] и вопросительные предложения – [ ? ], [? – ], [?!]. (0,2 – 0,5 сек) – вводные предложения – [ ( ) ], [ – / – ], а также части предложения, отделяемые знаками – [ ; ], [ : ], [ – ].(0,2 – 0,5 сек) – вводные предложения – [ ( ) ], [ – / – ], а также части предложения, отделяемые знаками – [ ; ], [ : ], [ – ]. (0 – 0,2 сек) - части предложения, отделяемые запятыми.(0 – 0,2 сек) - части предложения, отделяемые запятыми. Примером нулевой длительности паузы является запятая перед вводным словом: « И, наконец, он сказал».

25 мая 2010 г.Диалог Знаки препинания на концах предложений: [ |||], [ ||], [. ], [. – ], [ ) ], […], […–][ |||], [ ||], [. ], [. – ], [ ) ], […], […–] – определяют тот или иной подтип интонации завершенности, знаки: [ !!! ], [ ! ], [ ! – ], [ !.. ][ !!! ], [ ! ], [ ! – ], [ !.. ] – тот или иной подтип восклицательной интонации, – тот или иной подтип восклицательной интонации, а знаки: [?!], [?], [? – ] – вопросительной.[?!], [?], [? – ] – вопросительной. Знаки препинания внутри предложений: [ ; ], [ : ], [( ], [, ], [ – ], [, – ][ ; ], [ : ], [( ], [, ], [ – ], [, – ] – определяют тот или иной подтип интонации незавершенности. Особенно разнообразную роль в реализации интонации незавершенности играют знаки [, ] и [ – ].

25 мая 2010 г.Диалог Заключение Информация о знаках препинания в тексте является безусловно полезной, но явно недостаточной для синтеза выразительной русской речи.Информация о знаках препинания в тексте является безусловно полезной, но явно недостаточной для синтеза выразительной русской речи. Дальнейшее улучшение выразительности синтезированной речи может быть достигнуто за счёт качественного членения на просодические синтагмы и расстановки акцентов внутри синтагм.Дальнейшее улучшение выразительности синтезированной речи может быть достигнуто за счёт качественного членения на просодические синтагмы и расстановки акцентов внутри синтагм. Очевидным путём улучшения качества членения на просодические синтагмы и расстановки акцентов внутри синтагм является использование механизмов глубокого синтаксического анализа предложений, что и явится предметом наших дальнейших исследований.Очевидным путём улучшения качества членения на просодические синтагмы и расстановки акцентов внутри синтагм является использование механизмов глубокого синтаксического анализа предложений, что и явится предметом наших дальнейших исследований.

25 мая 2010 г.Диалог СКАЗКИ Пушкина и Ершова О царе Салтане О золотой рыбке О золотом петушке О мёртвой царевне О попе и балде О Коньке-Горбунке

25 мая 2010 г.Диалог Запятая может играть различную функциональную роль в предложении: отделение однородных членов предложения;отделение однородных членов предложения; отделение предикативных частей бессоюзного сложного или сложносочиненного предложения;отделение предикативных частей бессоюзного сложного или сложносочиненного предложения; отделение главного и придаточного предложений;отделение главного и придаточного предложений; при выделении обособленных членов предложения (причастий, деепричастий).при выделении обособленных членов предложения (причастий, деепричастий). В зависимости от этой роли реализуется тот или иной подтип интонации незавершенности. Тире в предложении также употребляется в разнообразной функциональной роли: отделение подлежащего и сказуемого в эллиптических предложениях;отделение подлежащего и сказуемого в эллиптических предложениях; отделение однородных членов предложения перед обобщающим словом;отделение однородных членов предложения перед обобщающим словом; для выражения неожиданности, резкой противоположности между членами предложения;для выражения неожиданности, резкой противоположности между членами предложения; для выделения вводных и вставных предложений;для выделения вводных и вставных предложений; для выделения слов автора при прямой речи.для выделения слов автора при прямой речи.