Гуманистические воспитательные системы: опыт построения и развития.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Дополнительное образование детей основной ресурс организации внеурочной деятельности Наталия Николаевна Жукова, старший методист кафедры общей педагогики.
Advertisements

Проблемы классного руководства в современной школе Кондакова Ирина Петровна, директор МОУ СОШ 4 г. Приозерска.
Построение воспитательной системы класса в среднем и старшем звене.
Методическое объединение классных руководителей МОУ «СОШ 62» Руководитель МО Куценко Галина Анатольевна.
Формирование детско- взрослой общности в школьном коллективе Формирование детско- взрослой общности в школьном коллективе ЯКУШ Ю.И. Директор МОУ «школа.
Идеальная цель: подготовка детей с отклонениями в развитии к полноценной жизни, их социализация, к умению реализовывать в жизни свою индивидуальность.
Воспитательная система - это целостный социально- педагогический комплекс, возникающий в процессе интеграции основных компонентов воспитания.
Совместное заседание Кафедры педагогики и МО классных руководителей.
Характеристика и структура национальной системы образования.
«Современная воспитательная модель класса». Основатель гуманистической воспитательной системы современной массовой школы.
Стратегия развития МБОУ СОШ 41 на период года Цель: Создание образовательно – воспитательного пространства для успешной социализации и развития.
Педагог - организатор. 1. Содействует развитию личности, талантов и способностей, формированию общей культуры обучающихся. 2. Изучает возрастные и психологические.
это человек с определенным социально- принятым способом поведения, являющийся носителем общечеловеческих ценностей, осознанной нравственной позиции.
Самоуправление как средство развития и саморазвития личности школьника выступление на педагогическом совете подготовила классный руководитель 5 А класса.
В настоящее время актуальным направлением воспитания является формирование у ребёнка дошкольного возраста этнического самосознания, интереса к национальной.
«Театр- высшая инстанция для решения жизненных вопросов» А.Н. Герцен.
Организация воспитательной работы в ГБОУ СОШ 317 Принципы построения воспитательной работы.
КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАНИЯ. КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАНИЯ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ( ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ )
Методический день по теме: Совершенствование обучающего и воспитательного потенциала уроков как фактора повышения качества знаний в условиях модернизации.
Анализ воспитательной работы МОУ «Татаробашмаковской СОШ» за учебный год.
Транксрипт:

Гуманистические воспитательные системы: опыт построения и развития

Гуманизм - мировоззренческая система, признающая человека «мерой всех вещей» и утверждающая его права на свободное развитие и самореализацию

Подлинный, наиболее глубокий и точный смысл гуманизации образования – это конструктивное самоизменение людей, очеловечивание и гармонизация личности каждого педагога и каждого учащегося, включённых в образовательный процесс

ШВС Ф.Ф.Брюховецкого (58 г.Краснодар) Системообразующая деятельность – трудовая Проект г. ШВС родилась из совместной коллективной деятельности Проблемы воспитания: П. пед коллектива П. структуры и самоуправления д. коллектива П. накопления опыта колл-х действий и колл-х переживаний П. закрепления опыта колл-й жизни в традициях Решающее условие воспитания- наличие сплочённого и вооружённого единой методикой педагогического коллектива через ф-е отношений взаимозависимости, взаимоконтроля и взаимоподдержки. Влияние п.к. на д.к. осущ-ся не только в результате совместной деятельности, но в силу пед. «индукции» («наведения»), пед. «поля».

Традиции: «Дежурные классы» Совет коллектива ( координатор деят-ти всех ученических организаций), Совет актива (200ч-к) Праздник «За честь школы» Майский пикник День памяти Праздник творчества и труда Праздник первого звонка Спартакиада Традиция коллективного труда: 1. Самообслуживание 2. Работа на пришкольном участке 3. Создание памятника 4. Строительство стадиона 5. Трудовые десанты и др. Характеристики ШВС: Культ труда (порядок в школе – без помощи учителей) Интеграция традиций и творчества В центре – не коллектив, а личность Индивидуализация воспитание и создание программ развития каждого Могла функционировать в период тоталитарной системы в государстве и господства авторитарной педагогики (а сейчас??) ШВС: до середины 70-х гг., сейчас школа носит имя создателя- Ф.Ф. Брюховецкого

ШВС ОУ 1 г.Челябинска (В.А.Караковский) Начало 60-х / середина 70-х гг. КД + идея социального творчества Коммунарство- социальное движение (конец 50-х гг.), основанное на самостроительстве личности в процессе работы на пользу людям, применение методики колллективных дел для развития социального творчества Основа ШВС – воспитание «крупными дозами» (погружение воспитанников в яркую, эмоционально насыщенную атмосферу творческого, социально значимого дела, фундаментом чего является самоорганизация и самоуправление).

Наличие концептуальной, обоснованной теоретически с гуманистических позиций, стратегии; Сохранение традиций и преемственность руководства; Постоянное введение инноваций; Рациональная и эстетическая организация окружающей социальной и предметной среды; Самосохранение и самовоспроизводство через подготовку пед.кадров – носителей традиций и «духа»; Гуманистический характер педагогической практики, считающейся с личностью воспитанника и направленной на её развитие; Гуманистический характер отношений между воспитанниками и воспитателями: «Эпицентр» подобных отношений, их «камертон» - личность директора; Открытый характер для построения многообразных отношений в социуме. Условия успешного и стабильного развития ШВС:

ШВС ОУ 825 г.Москва (В.А.Караковский) 1977г. 1978г. – модель будущей школы; 1981г. – завершён этап становления ШВС Опыт г. Челябинска - «не ложился», т.к. сложно сразу из авторитарной системы сделать гуманистическую. Выход: опережающие ситуации как фрагменты новой деятельности (творческая учёба актива, знакомство с новыми идеями педагогов...) Характеристики ШВС: Концептуальная целостность; Интеграция воспитательных воздействий; Широкое использование методики КТД; Развитость и гуманистическая окраска неформальных отношений «Творчество на всех этажах системы»; Плодотворное взаимодействие с наукой; Ориентация на личность воспитанника, его интересы и способности; Действительное признание прав и свобод ребёнка, уважение его уникальности; Единство воспитательного коллектива (системность и комплексность воспитания, интеграция пед. воздействий)

Главные элементы структуры ШВС: Лагерный сбор ( весенние каникулы) – комплекс КТД в условиях высокой интенсивности (3-4 дня; с обязательным выездом за пределы города) Годовой цикл ключевых общешкольных дел – воспитательных комплексов (от уровня класса до школы) Интеграция учебной и внеурочной деятельности Влияние на мотивацию учебной деятельности межличностных отношений между педагогами и детьми, складывающихся во внеурочной деятельности и в свободном общении Совокупный образ школы: одна из лучших школ страны, известная качеством работы, хорошими отношениями, лагерными сборами (а у Вас?)

Застой середины 80-х гг. в ШВС: принято решение обогатить внеурочную деятельность познавательным содержанием, а на урок ввести КТД (4 года) (новые формы: штабы знаний, познавательная игра «Робинзонада», общественный экзамен, дидактический театр, Ломоносовский месячник и др.) Выход Интенсификация учебно-познавательной деятельности: 1.Повышение общей культуры и пед. мастерства учителя (пед.дискуссии, межпредметные группы, внутришкольная система методической работы…) 2. Поиск содержания и форм познавательной деятельности, привлекательной для учащихся; включение коллектива в борьбу за знания ( коллективная ценность знаний ----инд.ценность ) Творчество закреплено нормативно: каждый взрослый и ребёнок знает – любое действие, выступление будет оцениваться по уровню творчества (творчество, коммуникативность, ответственность, юмор)

Обновление ВС – важнейший элемент управления процессом её развития!!!! Своевременное определение застойных или кризисных явлений системы позволяет (в опоре на теорию) вводить инновации, способствующие преодолению негативных явлений и выведению системы на Новый уровень

ВС Небыловской средней школы (Владимирская область) 1940-е год: первый выпуск, 1960-е гг. – «стихийный» этап ВС на основе воспитания любви к земле, ф-я трудолюбия, создания учебно- производственной бригады с целью оказания помощи совхозу 1976г.: стабильное функционирование ВС (трудовая сист-щая д-ть) Производственная бригада школы (своя земля, техника) – в структуре совхоза; юноши выходят из школы со спец-ю – водителя, девушки – оператор машинного доения. Работа организована на принципах самоуправления, подряда, хозрасчёта и экономического партнёрства с совхозом. Столовая школы полностью обеспечивается своими продуктами. Школа «живёт» трудом! Система трудовой подготовки: Трудовое обучение Общественно-полезный труд Профориентационная работа Внеклассная работа по техническому творчеству и с/х-му опытничеству Летний трудовой лагерь с ученическим самоуправлением «Каждая школа должна иметь своё лицо, индивидуальность, неповторимость – в этом её развитие» (Е.Г.Лоханов, директор)

Застой ШВС: «обязаловка», формализм в профориентации и др. 1990г. : Этап обновления – от директора!!! Инновации: Гуманитарный характер труда Усиление социализирующей роли производства Трудовая деятельность + художественно-эстетическая (школа искусств)+ спортивная Возрастание роли учебно-познавательной деятельности (введение новых предметов: краеведения, экономики, ритмики, швейного дела, правоведения и др.) Цель: воспитание культурного хозяина земли, физически и нравственно здорового, ответственного за своё поведение

Признаки наличия ШВС: 1.Содержание, объём и характер воспитательной деятельности соответсвует возможностям и условиям школы, все крупные события скоординированы, что способствует упорядоченности жизни школы. 2.Весь единый школьный коллектив живёт по общим законам, зафиксированным в Уставе, и опираясь на давние традиции. 3.Педагогические усилия концентрируются в крупные организационные формы (тематические программы и ключевые дела). 4.Дети и взрослые считают школу «вторым родным домом». 5.Дискотеки, вечера, тусовки и т.п. выступают зонами неупорядоченности и свободного общения воспитанников всех возрастов. 6.Главным и постоянным органом самоуправления является ученический комитет (5-11кл.), который анализирует, планирует, координирует, регулирует жизнедеятельность воспитанников не только в школе, но зачастую и вне её. 7.Организационно-функциональная структура внутренних отношений общинного типа.

ВС школы по интересам (СШ 27 г.Кирова) Самоопределение и удовлетворение запросов детей в ОУ Введение дифференцированного обучения с целью обеспечения каждому ребёнку возможности учиться в соответствии с уровнем его способностей и интересов. Продолжение дифференциации – в организации внеурочного времени (детские объединения по интересам). Организаторы д-ти по интересам – старшеклассники и родители: семейные праздники, походы, поездки; спортивно-оздоровительная и просветительская работа.

ВС школы-театра (6 г. Киреевск Тульской области) Идея – создание школы-театра как территории добра, любви, свободного самовыражения личности Театральная д-ть как системообразующая: Вариативная часть учебного плана содержит интегрированные курсы ( Основы театрального искусства, Тульский фольклор, Риторика, литературное краеведение и др.) Театр пришёл на урок: уроки-спектакли, театр одного учителя, интегрированные уроки-спектакли; Введено инновационное обучение педагогов с целью овладения ими основами актёрского мастерства; Перевод классов эстетической направленности в театральные; Изменения в управленческой системе ( созданы художественный и научно-методический советы, кафедра искусствоведения); КТД проходят в театрализованной форме

ВС сельской школы (Покровская СШ Псковской области) Идеи – 1.построение жизнедеятельности школы как открытого и культурного центра на селе, доступного всем социальным группам сельских жителей и не ограничивающая свою работу лишь с детьми школьного возраста; 2.формирование личности сельского ребёнка на основе изучения и развития традиций русской культуры, участия в возрождении народных ремёсел и промыслов; 3. индивидуализация и дифференциация в обучении и воспитании учащихся как главное условие реализации гуманистического подхода в работе с детьми; 4. Интенсификация межвозрастного взаимодействия, позволяющего устранить дефицит общения учащихся в условиях сельской школы. Системообразующая деятельность – преобразование окружающей среды: центры активного отдыха сельчан, деревенские посиделки как традиционный элемент сельского образа жизни.

ВС московской гимназии на Юго-Западе 1543 Воспитание культурой + развитие познательных интересов Традиции: Праздники культуры («День серебряного века», «Неделя эпохи Возрождения» и др.); Ярмарки Ведение летописи Дух гимназии: интеллигентность «…Знания сами по себе очень важны, но если знания не оплодотворены чистотой помыслов, благородством замыслов, любовью и доьротой к людям, а, самое главное, - поиском смысла жизни, то, в конечном итоге, эти знания приводят к саморазрушению» (Ю.В.Завельский, директор)

Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным даже делом лёгким, - и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком теоретически или практически. Почти все признают, что воспитание требует терпения; некоторые думают, что для него нужны врождённая способность и умение, т.е. навык; но весьма немногие пришли к убеждению, что кроме терпения, врождённой способности и навыка, необходимы ещё и специальные знания, хотя многочисленные блуждания наши и могли бы всех убедить в этом». (К.Д.Ушинский «Человек как предмет воспитания»)