Работа над типичными ошибками при подготовке к ЕГЭ: решение генетических задач.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Работа над типичными ошибками при подготовке к ЕГЭ: решение генетических задач Составитель: учитель высшей категории МОУ СОШ 58 Баранова Валентина Ивановна.
Advertisements

Генетика Решение задач. Скрестили два растения львиного зева с красными и белыми цветками. Их потомство оказалось с розовыми цветками. Определите генотипы.
Разминка (проверочная работа) Изучение новой темы. Решение генетических задач. Подведение итогов.
Генетическое лото класс Моногибридное скрещивание. Неполное доминирование 1задача2задача3задача4задача Дигибридное скрещивание. 1задача2задача3задача4задача.
Тема: Генетика пола. Определение половых хромосом. Наследование, сцепленное с полом Цель презентации: Ознакомиться с механизмом хромосомного определения.
2 Моногибридное скрещивание, генетика пола, сцепленное с полом наследование, ЕГЭ линия С 6 Составила: учитель биологии Устенко И.В.
Урок-практикум « Решение задач на сцепленное с полом наследование» Автор: Ходченкова Галина Михайловна учитель биологии высшей категории МОУ «Жарковскася.
Автор: учитель Поречской СОШ Ростовского района, Ярославской области Зайцева Е. А.
Тема: «Генетика пола» Пименов А.В. Задачи: o Дать характеристику механизму определения пола и особенностям наследования признаков, сцепленных с полом;
Генеалогический метод тема: «Методы изучения наследственности человека» Биология. 11 класс.
Тема урока:. Сформировать знания о хромосомном механизме определения пола, о гомогаметных и гетерогаметных организмах Сформировать знания о хромосомном.
К самостоятельной работе Одна из форм анемии (за­бо­ле­ва­ние крови) наследуется, как аутосомный доминантный признак. У гомозигот это заболевание.
На уроке мы должны: Познакомиться с гибридологическим методом как основным методом генетики Изучить закономерности наследования признаков, установленные.
Известно, что у кролика чёрная пигментация шерсти доминирует над альбинизмом (отсутствие пигмента, белая шерсть и красные глаза). Какая окраска шерсти.
Презентация к уроку по биологии (9 класс) по теме: Законы Г. Менделя
Работу выполнила: ученица 10 класса Матвиенко Юлия Руководитель: Братына Татьяна Леонидовна Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Клюквинская.
Определение пола и наследование признаков, сцепленных с полом Урок биологии в 9 классе Учитель МОУ Суходольская школа 2 Кирилова В.И.
Подготовка к ЕГЭ по биологии по теме «Генетика и селекция» Учитель высшей квалификационной категории МОУ «СОШ 7» Будкова Татьяна Владиленовна.
Тема: «Решение генетических задач на законы Грегоря Менделя»
Подготовка к ЕГЭ. Решение генетических задач по схемам родословных.
Транксрипт:

Работа над типичными ошибками при подготовке к ЕГЭ: решение генетических задач

По результатам экзаменов в форме ЕГЭ в заданиях по генетике учащиеся наиболее слабо реша ют задачи на - анализирующее скрещивание, - сцепленное наследование, - летальные гены, - анализ родословных % учащихся вообще не приступают к решению задач.

При подготовке учащихся к решению задач обратить внимание на: - Генетический словарь - Правила оформления задачи - Задания части А - Задания части С

Учащиеся не умеют: - определять тип задачи; - определять доминантный и рецессивный признак; - знают мало признаков, сцепленных с полом (мышечная дистрофия, куриная слепота, отсутствие потовых желез), окрас шерсти кошек. Нет навыка решения этих задач; - неправильно записывают генотипы (например, таким образом АВАВ); - во многих задачах на дигибридное скрещивание рисуют решетку Пеннета (например, в задаче на скрещивание двух растений гороха с зелеными и гладкими семенами). - при неполном доминировании не обращают внимание на три фенотипа; - у чащиеся боятся неизвестных названий болезней и не приступают к решению задач. - определять тип задачи; - определять доминантный и рецессивный признак; - знают мало признаков, сцепленных с полом (мышечная дистрофия, куриная слепота, отсутствие потовых желез), окрас шерсти кошек. Нет навыка решения этих задач; - неправильно записывают генотипы (например, таким образом АВАВ); - во многих задачах на дигибридное скрещивание рисуют решетку Пеннета (например, в задаче на скрещивание двух растений гороха с зелеными и гладкими семенами). - при неполном доминировании не обращают внимание на три фенотипа; - у чащиеся боятся неизвестных названий болезней и не приступают к решению задач.

Необходимо знание терминов: ген ген аллельные гены аллельные гены неаллельные гены неаллельные гены генотип генотип фенотип фенотип зигота зигота гамета гамета мейоз мейоз оплодотворение оплодотворение рецессивный признак рецессивный признак доминантный признак доминантный признак гомозигота гомозигота гетерозигота гетерозигота дигомозигота дигомозигота дигетерозигота гомогаметный организм гетерогаметный организм анализирующее скрещивание моногибридное скрещивание дигибридное скрещивание гибрид кариотип аутосомы половые хромосомы соматическая клетка полное доминирование неполное доминирование генофонд

Пример задачи на моногибридное скрещивание Плоды томатов бывают красные и желтые. Какое потомство можно ожидать от скрещивания гетерозиготных томатов с красными плодами с особью гомозиготной по рецессивному признаку? Составьте схему решения задачи. Плоды томатов бывают красные и желтые. Какое потомство можно ожидать от скрещивания гетерозиготных томатов с красными плодами с особью гомозиготной по рецессивному признаку? Составьте схему решения задачи. Дано: Решение: Дано: Решение: объект: томаты Р Аа х аа объект: томаты Р Аа х аа признак: окраска кр. ж. признак: окраска кр. ж. плодов гаметы плодов гаметы А – красная окраска F а Аа ; аа А – красная окраска F а Аа ; аа а – желтая окраска кр. ж. а – желтая окраска кр. ж. Определить: F а - ? Ответ: 50% Аа – раст. с кр. плод. Определить: F а - ? Ответ: 50% Аа – раст. с кр. плод. 50% аа – раст. с ж. плод. 50% аа – раст. с ж. плод. А аа

Примеры заданий части А 1. В анализирующем скрещивании растение гороха с желтыми семенами скрестили с гомозиготным растением с зелеными семенами. В результате получили 50% потомков с желтыми семенами, 50% - с зелеными. Это означает, что исследуемое растение было: 1) гетерозиготным 1) гетерозиготным 2) гомозиготным по доминантному гену 2) гомозиготным по доминантному гену 3) гомозиготным по рецессивному гену 3) гомозиготным по рецессивному гену 4) генотип растения не удалось определить 4) генотип растения не удалось определить 2. У гороха желтый цвет семян (А) доминирует над зеленым (а), а гладкая форма семени (В) – над морщинистой (в). Выберите генотип гомозиготного растения, у которого зеленые гладкие семена: 1) ААВв 2) ааВВ 3) ааВв 4) ААВВ 1) ААВв 2) ааВВ 3) ааВв 4) ААВВ

3. В семье здоровых родителей родился мальчик, больной гемофилией. Каковы генотипы родителей (ген гемофилии h)? 1) мать X H X h ; отец X h Y 3) мать X H X H ; отец X H Y 1) мать X H X h ; отец X h Y 3) мать X H X H ; отец X H Y 2) мать X H X h ; отец X H Y 4) мать X h X h ; отец X H Y 2) мать X H X h ; отец X H Y 4) мать X h X h ; отец X H Y 4. Если соотношение генотипов и фенотипов в результате моногибридного скрещивания равно 1 : 2 : 1, то исходные родительские особи: 1) гомозиготные 3) дигомозиготные 1) гомозиготные 3) дигомозиготные 2) гетерозиготные 4) дигетерозиготные 2) гетерозиготные 4) дигетерозиготные

5. При скрещивании организмов с генотипами АА и Аа доля гомозигот в потомстве составит: 1) 25% 2) 50% 3) 75% 4) 100% 1) 25% 2) 50% 3) 75% 4) 100% 6. При скрещивании дигетерозиготных растений томата с рецессивными по обоим признакам особями появится потомство с генотипами АаВв; ааВв; Аавв; аавв в соотношении: 1) 3 : 1 3) 1 : 1 : 1 : 1 1) 3 : 1 3) 1 : 1 : 1 : 1 2) 9 : 3 : 3 : 1 4) 1 : 2 : 1 2) 9 : 3 : 3 : 1 4) 1 : 2 : 1

Типы хромосомного определения пола : 1. У человека, млекопитающих, дрозофилы: хх – гомогаметный организм хх – гомогаметный организм хy – гетерогаметный организм хy – гетерогаметный организм 2. У птиц, пресмыкающихся, бабочек: хх - гомогаметный организм хх - гомогаметный организм хy – гетерогаметный организм хy – гетерогаметный организм 3. У кузнечиков, клопов: хх - гомогаметный организм хх - гомогаметный организм хо – гетерогаметный организм хо – гетерогаметный организм 4. У моли: хх - гомогаметный организм хх - гомогаметный организм хо – гетерогаметный организм хо – гетерогаметный организм

Задание на типы определения пола К акой пол у организмов гетерогаметен, К акой пол у организмов гетерогаметен, а какой гомогаметен? а какой гомогаметен? Распишите гаметы у следующих организмов: Распишите гаметы у следующих организмов: - кузнечика (24 хромосомы), - непарного шелкопряда (56 хромосом), - моли (62 хромосомы), - тигра (36 хромосом).

Примеры задач части С 1. Смешанные задачи У человека наследование альбинизма не сцеплено с полом (А – наличие меланина в клетках кожи, а отсутствие его а - альбинизм), гемофилия – сцеплено с полом (Х Н – нормальная свертываемость крови, X h – гемофилия). Определите генотипы родителей, а также возможные генотипы, пол и фенотипы детей от брака дигомозиготной нормальной по обеим аллелям женщины и мужчины альбиноса, больного гемофилией. Составьте схему решения задачи. У человека наследование альбинизма не сцеплено с полом (А – наличие меланина в клетках кожи, а отсутствие его а - альбинизм), гемофилия – сцеплено с полом (Х Н – нормальная свертываемость крови, X h – гемофилия). Определите генотипы родителей, а также возможные генотипы, пол и фенотипы детей от брака дигомозиготной нормальной по обеим аллелям женщины и мужчины альбиноса, больного гемофилией. Составьте схему решения задачи.

Дано: Решение: объект: человек Р ААх Н х Н х аах h у признаки: пигментация н.п. н.св. альб.гем. кожи, свертываемость гаметы крови А – наличие пигмента F1 Аах Н х h ; Aax H y а – альбинизм н.п. н.св. н.п. н.св. Н – норм. свертываем. h – гемофилия Ответ: генотипы родителей: генотипы родителей: Р - ? ААх Н х Н и аах h у; F1 - ? все девочки Аах Н х h имеют нормальную пигментацию кожи и свёртываемость крови, но носительницы генов альбинизма и гемофилии, все мальчики Aax H y имеют нормальную пигментацию кожи и свёртываемость крови, но носители генов альбинизма Ах Н ах h ay

2. Сцепленное наследование У человека врожденное заболевание глаз – катаракта (с) и одна из форм анемий – эллиптоцитоз (е) наследуются сцепленно, как аутосомно – рецессивные признаки. Какое потомство можно ожидать от брака мужчины, больного эллиптоцитозом и катарактой, и здоровой дигетерозиготной женщины при условии, что: У человека врожденное заболевание глаз – катаракта (с) и одна из форм анемий – эллиптоцитоз (е) наследуются сцепленно, как аутосомно – рецессивные признаки. Какое потомство можно ожидать от брака мужчины, больного эллиптоцитозом и катарактой, и здоровой дигетерозиготной женщины при условии, что: 1) кроссинговер отсутствует; 1) кроссинговер отсутствует; 2) кроссинговер имеет место? 2) кроссинговер имеет место?

Дано: Решение: объект: 1) отсутствие кроссинговера человек Р СЕ х се признаки: се се катаракта, здорова обе аномалии анемия гаметы с – катаракта С – норма Fа СЕ ; се е – анемия се се Е – норма здорова обе аномалии 1)Fа -? 2) наличие кроссинговера 2)Fа- ? Р СЕ х се се се се се здорова обе аномалии здорова обе аномалии гаметы гаметы Fа СЕ ; се ; Се ; сЕ Fа СЕ ; се ; Се ; сЕ се се се се се се се се здор.; обе аном.; анем.; катар. здор.; обе аном.; анем.; катар. се СЕсе сЕСе СЕ се

3. Летальные гены 1. Мыши с генотипом аа – серые, Аа – желтые, АА – гибнут на эмбриональной стадии развития. Каким будет потомство от скрещиваний: 1) самка желтая х самец серый; 2) самка желтая х самец желтый. 2) самка желтая х самец желтый. В каком скрещивании можно ожидать более многочисленного потомства? В каком скрещивании можно ожидать более многочисленного потомства? Дано: Решение: Дано: Решение: объект: мыши 1) Р Аа х аа объект: мыши 1) Р Аа х аа признак: окраска шерсти желтые серые признак: окраска шерсти желтые серые Аа – желтые гаметы Аа – желтые гаметы аа – серые F1 Аа ; аа аа – серые F1 Аа ; аа АА – гибнут желтые серые АА – гибнут желтые серые 1)F1 - ? 2) Р Аа х Аа 1)F1 - ? 2) Р Аа х Аа 2)F1 - ? гаметы желтые желтые 2)F1 - ? гаметы желтые желтые F1 АА ; 2Аа ; аа F1 АА ; 2Аа ; аа гибель желтые серые Ответ: 1) 50% желтых, 50% серых, более многочисленное потомство. гибель желтые серые Ответ: 1) 50% желтых, 50% серых, более многочисленное потомство. 2) 25% гибель, 50% желтых, 25% серых 2) 25% гибель, 50% желтых, 25% серых А аа АаАа

2. У кур встречается сцепленный с полом летальный ген (а), вызывающий гибель эмбрионов, гетерозиготы по этому гену жизнеспособны. Скрестили нормальную курицу с гетерозиготным по этому гену петухом. Составьте схему решения задачи, определите генотипы родителей, пол, генотип возможного потомства и вероятность гибели эмбрионов.

Дано: Решение: объект: куры Р х А у х х А х а Признак: жизн. жизн. жизнеспособность гаметы АА – жизнесп. F1 х А х А ; х А х а ; х А у; х а у Аа – жизнесп жизн. жизн. жизн. гибель аа – гибель Ответ: Ответ: Р: х А у х х А х а Р: х А у х х А х а Р - ? жизн. жизн. F1 - ? в F1: % гибели 50% петухов жизнеспособных х А х А, эмбрионов-? 50% петухов жизнеспособных х А х а, но носителей летального гена а; 50% кур нормальных х А у, 50% кур нормальных х А у, 50% кур х а у погибло на стадии 50% кур х а у погибло на стадии эмбрионов эмбрионов хАхА у хАхА хаха

4. Наследственные болезни - Болезнь Вильсона (нарушение обмена меди); - Полидактилия (шестипалость); - Элиптоцитоз (форма анемии); - Глаукома (заболевание глаз); - Брахидактилия (короткопалость); - Фенилкетонурия (нарушение аминокислотного обмена); - Гипертрихиоз (повышенная волосатость ушной раковины); - Хорея Гентингтона (нарушение функций головного мозга).

5. Составление и анализ родословных Условные обозначения: - мужчина - мужчина - женщина - женщина - пол не выяснен - пол не выяснен, - обладатель признака, - обладатель признака, - гетерозиготные носители признака, - гетерозиготные носители признака - носительница признака - носительница признака - рано умер - рано умер - брак - брак - двойной брак - двойной брак - родственный брак - родственный брак - брак без детей - брак без детей - дети и порядок их рождения - дети и порядок их рождения - разнояйцовые близнецы - разнояйцовые близнецы 21

По родословной, представленной на рисунке, установите характер наследования признака, выделенного черным цветом (доминантный или рецессивный, сцеплен или не сцеплен с полом), генотипы детей в первом и во втором поколениях. По родословной, представленной на рисунке, установите характер наследования признака, выделенного черным цветом (доминантный или рецессивный, сцеплен или не сцеплен с полом), генотипы детей в первом и во втором поколениях. Ответ: 1) признак доминантный, не сцеплен с полом; 2) генотипы детей 1-го поколения: дочь Аа, дочь аа, сын Аа; 2) генотипы детей 1-го поколения: дочь Аа, дочь аа, сын Аа; 3) генотипы детей 2-го поколения: дочь Аа, сын Аа. 3) генотипы детей 2-го поколения: дочь Аа, сын Аа.

6. Наследование по типу множественных аллелей По такому типу идет наследование групп крови системы АВ0. Группа Группа Генотип Генотип I jj jj II II АА, А0 АА, А0 J A J A, J A j J A J A, J A j III III ВВ, В0 ВВ, В0 J B J B, J B j J B J B, J B j IV IV АВ АВ J A J B J A J B

Задача. У мальчика I группа, у его сестры – IV. Что можно сказать о группах крови их родителей? Дано: Решение: Объект: человек 1) Р А0 х В0 Признак: группы крови II III - 00 F1 00 ; АВ - 00 F1 00 ; АВ - АВ I IV - АВ I IV 2) Р J A j х J B j 2) Р J A j х J B j Р - ? II III F1 jj ; J A J B F1 jj ; J A J B I IV I IV Ответ: 1) Р А0 ; В0 Ответ: 1) Р А0 ; В0 2) J A j ; J B j 2) J A j ; J B j