Компетентностный подход в оценивании качества образования: опыт института экономики Костромского государственного университет им. Н.А. Некрасова Брагина.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Әмірбекұлы Е ОТЧЕТ Председателя ГАК по специальности 5В МЕНЕДЖМЕНТ Әмірбекұлы Е. д.э.н., профессор.
Advertisements

КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА УНИВЕРСИТЕТА: ПРОБЛЕМЫ ПОСТРОЕНИЯ Пискунова Елена Витальевна, Российский государственный педагогический университет.
Образовательная программа «Международный бизнес» Государственный университет управления Институт управления на транспорте, в индустрии туризма и международного.
Компетентностный подход Компетенция – способность и готовность применить знания и умения при решении профессиональных задач в различных областях Компетентность.
Содержание и структура модуля «Технологии проектирования профессионально ориентированного обучения в медицинском вузе» Лопанова Елена Валентиновна, Омская.
Education – Employer – Career (Образование – Работодатель – Карьера) Докладчики: Екатерина Байщерякова Максим Ларин Итоговые результаты работы Лидер тематики:
Автор: мастер п/о Тетерич О.В.. Профессиональная подготовка обучающихся является неотъемлемой частью их профессиональной подготовки и обеспечивается путем.
НОУ СПО Челябинский юридический колледж Эффективность деятельности преподавателя в системе управления качеством образования Орлова И.Г., председатель ПЦК.
Учебная, научная и научно-методическая деятельность.
Карьерный менеджмент как интеграционная основа управления развитием карьеры молодых специалистов СПЭК пленарное заседание Всероссийская научно-практическая.
Профиль: «Управление проектом» Квалификация (степень) выпускника «Бакалавр» срок обучения – 4 года Направление подготовки «Менеджмент»
Данилин А.В., зам.начальника управления образовательных стандартов и программ НИТУ «МИСиС» Образовательные стандарты НИТУ «МИСиС»: Опыт.
Тема: Методы обучения с использованием модульных программ на компетентностной основе Преподаватель: Николаева В. И.
Практика в структуре ООП ВПО РЕКОМЕНДУЕМЫЕ СТРУКТУРЫ ОСНОВНЫХ ПРОГРАММНЫХ ДОКУМЕНТОВ, ВХОДЯЩИХ В СОСТАВ ООП ВПО: Приложение 10.Программа учебной практики.
О ПРОЕКТАХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ М.Б. Челышкова.
Магистерская программа ФИНАНСОВАЯ ЭКОНОМИКА ИНВЕСТИЦИОННО - СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА ( НАПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИКА )
Компетентностный подход в проектировании ООП ВПО.
Чернышева Р.И., доцент кафедры, к.х.н.. Какие изменения принесет новый стандарт общему среднему образованию? Если кратко сформулировать ответ, то получим.
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ВЫПУСКНИКОВ СПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ В РАМКАХ ОСВОЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН И.Г. Орлова Челябинский.
Новый формат рабочих программ дисциплин Л.Е. Егорова Пленум Совета УМО вузов России по образованию в области энергетики и электротехники, Москва
Транксрипт:

Компетентностный подход в оценивании качества образования: опыт института экономики Костромского государственного университет им. Н.А. Некрасова Брагина З.В. засл. деятель науки РФ, д.т.н., Профессор кафедры управления социально-экономическими системами Костромского государственного университета им. Н.А Некрасова 19 апреля 2012

Результаты нашей работы в следующих аспектах: 1.предмет экспериментального оценивания компетенций ( специальности и формы учебного процесса) 2.методическая база (какие компетенции учитывались) 3.процедура оценивания 4.Результаты оценивания и практические выводы для всех заинтересованных сторон.

1. предмет экспериментального оценивания компетенций. Проводилась оценка компетентности выпускников, обучение которых происходило в парадигме «ЗУН». Исследование идет четвертый год и для всех форм занятий, предусмотренных учебным планом специальности «менеджмент организаций» и бакалавров «бизнес-информатика» у нас были разработаны компетенции. Оценивание проводилось во время государственных аттестационных испытаний (экзаменов) и при защите выпускных квалификационных работ. Выполняли его члены аттестационных комиссий, сочетая это с традиционной оценкой в пяти бальной системе. Не все члены ГАК справились с такой работой. Это сложно: слушать доклад, задавать вопросы, слышать ответы и оценивать не только общее впечатление, но и уровень усвоения каждой компетенции, предусмотренной в этой форме учебного процесса. Поэтому до начала работы ГАК были приглашены к участию в оценке молодые кандидаты наук – доценты, работавшие с этими студентами.

2.Второй аспект: методическая база Методическую базу составили перечни компетенций, которые должен продемонстрировать выпускник в этих формах (видах) учебного процесса. Состав этих компетенций не противоречит утвержденному в стандартах третьего поколения. Но мы использовали свой перечень, поскольку преподаватели в течение предшествующих двух лет с ним работали, они осмыслили эти компетенции, в своем сознании уже их связали с содержанием учебных дисциплин.

Компетентность мы рассматриваем как систему, а компетенции как ее элементы, как обособленные характеристики компетентности, призванные ее конкретизировать. В свою очередь компетенции тоже являются комплексными характеристиками. Первичными для них являются индикаторы, как действия, обеспечивающие реализацию каждой компетенции. Индикаторы мы рассматриваем как «атом» в «молекуле» компетенции. Такие представления компетентности дают возможность увидеть не только ее анатомию, но проектировать анатомию учебного плана специалиста.

Состав компетенций оцениваемых при аттестационных испытаниях определен преподавателями выпускающей кафедры. Принято оценивать девятью компетенциями, в том числе: 3 - профессиональных, 3 - уиверсальных, 3 - инструментальных.

Компетенции для оценки компетентности выпускников специальности «менеджмент организаций» Универсальные: Участвовать в обмене идеями, информацией и знаниями с другими людьми. Аналитическое и концептуальное мышление Оперировать правовыми нормами в рамках профессиональной деятельности Профессиональные: Иметь базовые знания профессионального и межпрофессионального характера Способность и готовность к профессиональной деятельности Выявлять проблемы и использовать адекватные технологии их решения Инструментальные: Осуществлять письменную и устную коммуникацию на родном языке. Способность к ведению переговоров Ораторское искусство

Индикатором мы назвали степень (качество) освоения студентом каждой компетенции. Индикатор конкретизирует представление о компетенции, по сути, они обеспечивают декомпозицию каждой компетенции. Если по проявлению компетенций оценивается уровень компетентности специалиста, то набор индикаторов, освоенных специалистом дает основание для определения уровня его квалификации.

Пример:Индикаторы профессиональной компетенции менеджера «Способность и готовность к профессиональной деятельности» 1. Исполнять профессиональные обязанности 2. Выдвигать инновационные идеи и нестандартные подходы 3.Способность быстро перестраиваться психологически при изменении условий деятельности или переходе к решению принципиально новых задач. 4. Выступает инициатором деятельности и активно влияет на ситуацию. 5. Прогнозирует развитие процессов и последствия принятых профессиональных решений

Формы проявления компетенций варьируют от «исполнять профессиональные обязанности» в соответствии с должностной инструкцией до «Понимание общей структуры проблемной ситуации и последствий принятых профессиональных решений». Промежуточные индикаторы отражают разные формы профессиональной активности специалиста, то есть способность выполнять профессиональные обязанности разной сложности.

3.Процедура оценивания. 3.1.На первом шаге оцениваются усвоенные формы проявления каждой компетенции, т.е. ее индикаторы. Каждый индикатор оценивается в пяти бальной системе. Один балл получает выпускник, у которого способность к применению компетенции не развита. Выпускник не владеет необходимыми навыками и не старается их применять. Этот уровень признан неудовлетворительным, поскольку выпускник не только не проявляет навыки, но и не понимает их важность и не пытается их развивать.

Два балла оценивают недостаточно развитую способность к применению компетенции. Выпускник частично проявляет профессиональные навыки, входящие в состав компетенции. Пытается, стремится проявлять нужные навыки, понимает их необходимость, но у него это не всегда получается. Три балла характеризуют базовый уровень, необходимый и достаточный для выпускника. Он дает представление о том, какое именно поведение и какие именно навыки и способности предполагаются данной компетенцией. Четыре балла – хорошо сформированная способность к применению компетенции. Выпускник владеет сложными навыками, способен активно влиять на происходящее, проявлять соответствующие навыки в ситуациях повышенной сложности.. Пять баллов - лидерский уровень способности к применению компетенции. Данный уровень развития способности проявлять компетенцию характерен для выпускников, склонных принимать стратегические решения. Достижение выпускником лидерского уровня развития компетенции означает, что он способен занимать руководящие должности

3.2.На втором шаге Оценивается уровень владения компетенцией как среднеарифметическая величина оценок всех ее индикаторов. Уровень усвоенной компетентности выпускником определяется аналогично, только по значениям всех компетенций.

4.Результаты оценивания и практические выводы для всех заинтересованных сторон. Мы анализировали несколько аспектов качества обучения: 1. Как уровень освоения компетенций выпускником, 2.Как процесс, направленный на освоение компетенций (содержание образовательных программ и технологий обучения) 3.Как удовлетворение запросов работодателей (рынка труда) 4.Как удовлетворение интересов потребителей образовательных услуг (готовность к профессиональной карьере, получение престижной работы)

Таблица 3. Среднее значение оценки компетенций по результатам государственного экзамена студентов ИнЭк КГУ им. Н.А. Некрсова (Заочное отделение) Компетенции выпускников Государственный экзаменВыпускная квалификационная работа УниверситетФилиалУниверситетФилиал

Компетентно сть выпускника Фактическая оценка Соответстви е компетентно стей 43%42%47%42%

Анализ результатов оценивания позволяет нам утверждать, что А) уровень освоения (владения) компетенций, приведенный в сравнимое состояние с традиционной оценкой (т.е. пяти бальную систему) существенно ниже, чем традиционные оценки. Б) Обобщение проведенной оценки компетенций показало, что те же преподаватели компетентность выпускника оценили на 30-40% ниже, чем обычная оценка. В) Если оценка за комплексный государственный экзамен или защиту ВКР 4,7 балла, то компетентность 2,8 балла. Рассмотрим оценку уровня освоения компетенций выпускником.

Прежде всего, надо обратить внимание на то, что существенных различий в уровне сформированных компетенций у выпускников заочного отделения филиала и в ВУЗе нет. Это позволяет утверждать, что содержание образовательных программ и технологий обучения в головном Вузе и его филиале аналогичны.

численное выражение результатов обучения выраженных в уровне владения компетенциями значительно ниже, чем при традиционной оценке. По филиалу ВКР и по госэкзамену 42% от фактически полученных студентами оценок.. По университету по госэкзамену величина составляет 43%, а по ВКР 47%. Из этого следует, что работодатель получая выпускника с высокими и очень высокими оценками, может рассчитывать на его информированность в профессиональной деятельности. Выпускник отлично справился с требованиями рубежного контроля, но не владеет способностью и не готовностью выполнять практическую деятельность. Это в среднем.

Посмотрим, на сколько удалось выполнить ожидания работодателей Индикаторы компетенции «иметь базовые знания профессионального и межпрофессионального характера»(заочное отделение университета, специальность «менеджмент организаций») Индикатор компетенцииСр. балл 1. Осуществляет поиск необходимой информации для решения проблем 2,3 2. Владеет базовыми навыками принятия решений в профессиональной сфере Предлагает выполнимые решения и делает обоснованные выводы Обоснвывает практическую и теоретическую ценность полученных результатов Понимает общую структуру предметной ситуации и последствия принятых решений 1.7 Компетенция2.1

Полученная в результате эксперимента информация наталкивает на мысль о возможности (в целесообразности нет сомнения) построения профиля компетентности профиля выпускника. Такой профиль может быть приложением к диплому, а может быть подготовлен по запросу работодателя. Профиль компетентности выпускницы института экономики Костромского государственного университете Никаноровой Н.М. (очное отделение)

Наименование компетенций1 бал.2 бал.3 бал.4 бал.5 бал. Участвовать в обмене идеями и знаниями 4,0 Аналитическое и концептуальное мышление 3,2 Оперировать правовыми нормами в рамках профессиональной деятельности 3,8 Иметь базовые знания профессионального и межпрофессионального характера 4,0 Способность и готовность к профессиональной деятельности 3,5 Выявлять проблемы и использовать адекватные технологии их решения 2,8 Осуществлять письменную и устную коммуникацию на родном языке 4,0 Способность к ведению переговоров4,0 Ораторское искусство3,8

Вывод по профилю выпускника студентам явно недостает практических занятий необходимо кардинальное изменение содержания производственных практик. И тот и другой вид учебных занятий должен предусмотреть активные формы, имитационные и ролевые игры, проектное обучение, основанные на процессной методологии социального управления. Необходимо погружение студента в профессиональную среду, иначе у него не могут быть выработаны такие способности как «предлагать выполнимое решение и делать обоснованные выводы», «обосновывать практическую и теоретическую ценность полученных результатов», «понимать общую структуру предметной ситуации и последствия принятых решений». Для выпускника и работодателя важны именно эти способности высокого профессионального уровня.

Компетентностная оценка качества подготовки студентов и специалиста (выпускника) в ВУЗе полезна, поскольку : 1. дает анатомическое представление о содержании полученного образования, методах обучения, стиля взаимодействия преподавателя со студентами, вовлеченности студентов в образовательный процесс, 1.1. общего «образовательного климата в ВУЗе» (своего рода, образовательной культуры ВУЗа). 2. позволяет вести мониторинг роста индивидуальных достижений каждого студента по отдельным компетенциям на протяжении всего периода обучения в ВУЗе. 3.Такого рода мониторинг важен не только выпускникам и работодателям, но и профессорско-преподавательскому составу ВУЗа. 3.1.Фактические профили компетенций и компетентности студентов дают: исчерпывающий материал для корректировки учебных планов в части как содержания, так и распределения учебного времени между разными формами учебных занятий Не меньшее значение эта информация имеет для разработки образовательных программ по каждой дисциплине.

Практическое освоение компетентностной оценки качества подготовки специалиста в ВУЗе требует большого объема новой работы. Кто это будет делать? Реинжиниринг служб по управлению учебным процессом. Должностные инструкции специалистов этих служб принципиально не изменились при достаточно широком практическом использовании информационных технологий в организации учебного процесса. Изменения, которые произошли в технико- технологическом обеспечении организации учебного процесса и изменении образовательной парадигмы являются убедительным основанием для перехода от должностных инструкций специалистов служб по управлению учебным процессом к ролевым характеристикам. То есть саму службу надо переводить в компетентностный формат.

Возможность переключить центр внимания с формального выполнения должностных инструкций на активизацию способности и готовности человека выполнять профессиональную деятельность является аргументом в пользу подхода, основанного на компетенциях.. Основная привлекательность компетентностного подхода к оценке качества подготовки выпускников ВУЗа состоит в прямой связи с рыночными успехами бизнеса.

Спасибо за внимание!