Основные направления совершенствования качества рабочей силы Машукова Наталья Дмитриевна - директор Центра развития профессиональных квалификаций НИУ ВШЭ,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Профессиональный стандарт как механизм регулирования качества рабочей силы Машукова Наталья Дмитриевна - директор Центра развития профессиональных квалификаций.
Advertisements

Система профессиональных стандартов как основа структуры профессиональных квалификаций Машукова Наталья Дмитриевна директор Центра развития профессиональных.
Содержание и структура профессионального стандарта и его применение в сфере образования Машукова Наталья Дмитриевна - директор Центра развития профессиональных.
НОУ ВПО «Международный юридический институт» Проект Ф-146 «Реализация комплекса мероприятий по созданию сети сертификационных центров оценки профессиональной.
Роль инновационной образовательной программы в развитии социального партнерства Чебоксарский электромеханический колледж.
Нижний Тагил, 2013 Профессиональный стандарт по профессии «сварщик» как ресурс управления конкурентоспособностью персонала.
Региональные требования к качеству НиСПО посредством вариативной составляющей ОПОП Факультет повышения квалификации и переподготовки работников профессионального.
МЕТОДИКА ПРИВЕДЕНИЯ В СООТВЕТСТВИЕ РОССИЙСКИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ МЕЖДУНАРОДНЫМ СТАНДАРТАМ WSI НОВОСИБИРСК 2015.
АНО «Научно-методический центр подготовки водителей» Совершенствование системы подготовки профессиональных водителей транспортных средств.
УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г р К О Н Ц Е П Ц И Я долгосрочного социально-экономического развития.
Семинар ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Маркетинговый подход к управлению персоналом в российских компаниях Содержание Содержание I. Предпосылки развития инновационных подходов к управлению персоналом.
Развитие системы профессионального образования Ростовской области Министерство общего и профессионального образования Ростовской области Отдел профессионального.
Потенциал профессионального образования - сегодняшние акценты Почему проблема подготовки кадров не замыкается между двумя рынками – труда и образовательных.
Цель государства – общественная безопасность Защита прав человека; Защита прав человека; Безопасность жизни; Безопасность жизни; Социальная защита; Социальная.
Профессиональные стандарты : разработка и внедрение проф. Александр Лейбович ген. директор,
Деятельность НП «Экспертный клуб» промышленности и энергетики» в рамках формирования современной квалификационной системы Разработка методики определения.
Современные подходы к оценке качества профессионального образования : позиция работодателей Национальное агентство развития квалификаций
Ноябрь 2011 г., г. Красногорск Красногорский государственный колледж Красногорский МОДУЛЬНО-КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ.
Цели и задачи, основные проблемы и механизм профессиональной стандартизации и сертификации в сфере HR Докладчик: Федин В.В., Генеральный директор ФГУП.
Транксрипт:

Основные направления совершенствования качества рабочей силы Машукова Наталья Дмитриевна - директор Центра развития профессиональных квалификаций НИУ ВШЭ, к.э.н. т. (495)

Ретроспектива разработки профессиональных стандартов Начало разработок профессиональных стандартов (ПС) с 1998 г.: индустрия туризма г., менеджер инновационной деятельности г., преподаватель профессионального обучения г., менеджер в сфере здравоохранения г., индустрия питания – 2003 г. специалист сухого строительства – 2004 г. авиаконструирование гг., информационные технологии гг. атомная отрасль г. управление государственными и муниципальными заказами –2007 г. финансовое консультирование г. машиностроение г. металлургия – 2008 г. социально значимая отрасль г. авиаконструирование г. автомобилестроение – 2011 г.

Основные проблемы развития качества трудовых ресурсов Новые экономические условия формируют конкурентную среду и стимулируют ускорение научно-технического прогресса, процесса вывода на рынок новых продуктов, техники и технологий Рынок труда востребовал высококвалифицированных специалистов, как по традиционным профессиям, так и принципиально новым, не имеющим отечественных аналогов Эволюция профессий и квалификаций потребовала нового подхода к их классификации, актуализации и описанию с учетом требований к компетенциям по квалификационным уровням Выявился дисбаланс между спросом и предложением рабочей силы в профессионально-квалификационном разрезе; отставание предложений образовательных услуг от потребности рынка труда Переход на инновационный путь развития в большинстве отраслей экономики, ускоряющийся рост производства наукоемкой продукции, стимулирует потребности в высококвалифицированных кадрах, способных обеспечивать реализацию таких проектов Нормативная база в сфере труда не актуализирована в соответствии с требованиями новых экономических условий

Основные тенденции формирования системы профессиональных стандартов ПС, разработанные в организациях, объединенных по виду экономической деятельности (ВЭД), формируют отраслевую структуру профессиональных квалификаций Наукоемкие отрасли экономики задают максимальное количество квалификационных уровней, соответствующих их научному потенциалу и социально-экономическому развитию Интеграция структур профессиональных квалификаций по ВЭД формирует рамочную структуру квалификаций сферы труда Система ПС, сформированная по ВЭД, позволяет построить отраслевые классификаторы профессий, соответствующие новым экономическим условиям Рамочная структура квалификаций формируется как механизм взаимодействия систем квалификаций сфер труда и образования Рамочная структура квалификаций закладывает основу для обеспечения взаимосвязи и признания профессиональных квалификаций на внутреннем и внешнем рынках труда

Основные принципы формирования профессиональных стандартов Разработка квалификационных требований по профессиям осуществляется только при участии экспертов, высококвалифицированных специалистов организаций, объединенных по ВЭД Репрезентативность выборки при обследовании организаций, обеспечивает объективность формирования основных квалификационных требований по профессиям ПС рассматривается как система квалификационных требований, сформированная в соответствии с видами и уровнями ответственности работников для обеспечения соответствующего технологического цикла по выпуску продукции или предоставлению услуг Квалификационные требования по профессиям формируются исходя из объективной базы данных, отражающей объемы компетенций персонала, которые необходимы и достаточны для качественного выполнения работниками должностных обязанностей (трудовых функций) ПС отражает наиболее устойчивые и воспроизводимые функции и компетенции работников, которые характерны для обеспечения технологических процессов в организациях определенного ВЭД, что предполагает возможность признания профессиональной компетентности работников (сертификации) и способствует их мобильности Требования ПС, сформулированные работодателями могут использоваться в системе профессионального образования и обучения как объективные ориентиры для достижения результативности обучения

Пример государственно-частного партнерства по формированию системы профессиональных квалификаций отрасли автомобилестроения По заказу Минпромторга России и Объединения автопроизводителей России в 2011г. в реализации НИР «Разработка концепции программы кадрового обеспечения Стратегии автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2020 года, включая создание профессионально-квалификационной структуры отрасли и профессиональных стандартов» приняли участие ряд организаций автомобилестроения: ОАО «АВТОВАЗ»; «Группа ГАЗ»; ОАО «КАМАЗ»; ОАО «СОЛЛЕРС»; ООО «ФОЛЬКСВАГЕН Груп Рус»

Профессиональный стандарт как инструмент развития профессиональных квалификаций Профессиональный стандарт – документ, отражающий минимально необходимые требования к профессии по квалификационным уровням с учетом обеспечения качества, продуктивности и безопасности выполняемых работ. Требования включают функциональные обязанности как совокупность знаний, умений, навыков и компетенций, которые должны выполняться работником при осуществлении трудовых функций и могут использоваться для оценки его профессиональной компетентности, способствовать мобильности на рынке труда. ПС - продукт коллективной деятельности специалистов организаций, объединенных по видам экономической деятельности,. ПС применяется всеми заинтересованными сторонами: работодателем, работником и системой профессионального образования и обучения.

Схема разработки ПС Разработка анкеты для формирования ПС Анкетирование Анкетированиереспондентов Обработка статистических данных по результатам анкетирования Апробация первой версии ПС Разработка первой версии ПС Анкетирование Анкетированиереспондентов респондентов Апробация первой версии ПС Апробация Разработка второй версии ПС Согласование и подготовка заключительной версии ПС

Уровни профессиональных квалификаций по ВЭД ПК, ПП, сертификация ПК, ПП, сертификация ПК, ПП сертификация В/О, ПК, ПП сертификация СПО,ПК,ПП сертификация НПО, ПК сертификация Х n кв. уровень IY квалиф. уровень III квалиф. уровень II квалиф. уровень I квалиф. уровень Начальный квалиф. уровень

Уровни РСК, базирующиеся на основе результатов, полученных в процессе обследований Первый квалифика ционный уровень Второй квалификаци онный уровень Третий квалификац ионный уровень Четвертый квалификаци онный уровень Пятый квалификаци онный уровень Шестой квалификацио нный уровень Седьмой квалифика- ционный уровень Восьмой Валифика- ционный уровень Отсутству- ют требов- ания к профессио- нальным знаниям и умениям Рабочие задания рутинные, предопреде ленные Рабочее задание руководит работни- ком, ответствен- ность косвенная. Профессионал ьные знания и умения приоб- ретены либо в результате обучения, либо в процес- се работы Работа под чьим-либо руководством Умение справляться с ограниченным и рабочими заданиями Ответствен- ность в преде- лах рабочего задания К профес- сиональным знаниям и умениям прибавляет- ся сноровка Умение справляться с различными рабочими заданиями Предполагае тся способность к работе в коллективе, ответствен- ность за работу Профессионал ьная зрелость Передача приобретен- ных професси- ональных зна- ний и умений другим Умение справ- ляться со сло- жными и чере- дующимися рабочими заданиями Готовность к ответственнос ти за распре- деление ресу- рсов и за работу других К профессио- нальным зна- ниям и уме- ниям прибавляются умения и способности руководить Умение спра- вляться с мно- гочисленными сложными и разнообразны- ми заданиями при меняю- щиххся ситуациях Ответствен- ность за работу других Знание теоре- тиических основ экономической деятельности Умение справ- ляться с зада- ниями, предпо- лагающими вла- дение разно- образными ме- тодами действия в измняющихся ситуациях Ответственность за распределе- ние ресурсов и за работу других Умения и спо- собности руководить Знание фунда менталных основ профессио- нальной деятельности Навыки стра- тегического планирования Умение справляться с многочислен ыми слож ными и раз- нообразными задачами при меняю- щихся си- туациях Высокая са- мостоятель- ность и от- ветствен- ность за реализацию стратегии Знание фундаменталь ных основ экономической и управленческо й деятельности Умение применять совокупность фундаменталь ных принципов при широком и часто непредсказуем ом разнообразии обстоятельств Управление ресурсами для достижения стратегически х целей Велика персональная ответственност ь за распределение значительных ресурсов и за результат деятельности Личностные и профессиональные компетенции

Восемь уровней ЕКР, базирующейся на основе результатов, полученных в процессе образования Уро- вень ЗнанияУмения Самостоятельность и ответственность Умение учиться Коммуникативна я и социальная ответственность Профессиональн ая компетентность 1 По памяти воспроизводить знания общеобразовательного характера Использовать базовые умения для выполнения простых задач Осуществлять задания под непосредственным контролем/руководс твом и демонстрировать эффективность в простых и стабиль- ных контекстах Занимать активную позицию в процессе обучения Реагировать на простые письменные и устные сообщения Демонстрировать понимание при решении проблем 8 Использовать специальные знания для критического анализа, оценки и синтеза новых сложных идей, которые находятся на передовом рубеже в конкретной области. Расширять существующие знания в рамках конкретной области Исследовать, разрабатывать и адаптировать проекты, ведущие к получению новых знаний и новых решений Демонстрировать значительные лидерские качества, инновационность и самостоятельность в практической и учебной деятельности в новых контекстах, требующих решения проблем Демонстриро- вать способ- ность устой- чивого инте- реса к разра- ботке новых идей или процессов и высокий уро- вень пони- мания проце- ссов обучения Авторитетно общаться в рамках крити- ческого диалога с равными по статусу специа- листами. Изучать и осмысливать социальные нормы взаимо- отношений, быть лидером Критически ана- лизировать, оце- нивать и синте- зировать новые и сложные идеи, принимать стра- тегические решения. Демонстрировать способность принятия решений в слож- ном контексте Личностные и профессиональные компетенции

Схема формирования рамочной структуры квалификаций Национальная рамка квалификаций Система квалификаций выпускников образовательных учреждений Система квалификаций сферы образования Система квалификаций, формируемая рынком труда (ОРК)

Профессионально-квалификационная структура Профессионально-квалификационная структура (ПКС) – совокупность профессий, ранжированных по квалификационным уровням и описаний соответствующих им общих требований с учетом основных направлений профессиональной деятельности

Схема разработки ПКС автомобилестроительной отрасли Свод информации по профессиям и квалификационным требованиям по 6 организациям Анкетирование (первичное) подразделений организации Обработка результатов первичного анкетирования подразделений организации Анкетирование (повторное) подразделений организации Обработка результатов повторного анкетирования подразделений организации Обсуждение результатов анкетирования с группой экспертов Разработка ПКС Обсуждение результатов разработки ПКС

Профессионально-квалификационная структура автомобилестроения / Наименование профессии Квалификационный уровень по профессии Нача льны й (+) 1 (+) 2 (+) 3 (+) 4 (+) 5 (+) 6 (+) 7 (+) 8 (+) Конструктор автомобиля Специалист металлообрабатыва ющего производства Специалист по инструментальной оснастке Специалист по металлоконструкци ям Специалист по сборке агрегатов и автомобиля ……… (+) – обозначение наличия квалификационного уровня профессии

Основные тенденции формирования ПКС Отраслевая структура профессиональных квалификаций формируется в организациях, объединенных по виду экономической деятельности (ВЭД) Наукоемкие отрасли экономики задают максимальное количество квалификационных уровней, соответствующих их научному потенциалу и социально-экономическому развитию Рамочная структура квалификаций формируется как механизм взаимодействия систем квалификаций сфер труда и образования Рамочная структура квалификаций закладывает основу для обеспечения взаимосвязи и признания профессиональных квалификаций на внутреннем и внешнем рынках труда

Результат построения ПКС отрасли автомобилестроения Построена ПКС в соответствии с жизненным циклом изделия. ПКС представляет собой перечень из 21 профессии, ранжированный по квалификационным уровням и включающий 266 должностей

Схема формирования профессиональных квалификаций по уровням и по видам экономической деятельности

Сфера применения профессиональных стандартов Организации внутренний аудит компетенций персонала и построение профессионально- квалификационной структуры организации в соответствии с производственными целями; наем и мотивация персонала; совершенствование организационной структуры; формирование новых компетенций; формирование программ (модулей) внутрифирменного обучения; организация и проведение сертификации персонала, выпускников ОУ; формирование отраслевого классификатора профессий; достижение качества труда персоналом организации и конкурентоспособность на рынке продукции и услуг Работник построение профессиональной карьеры; повышение производительности труда, профессиональная мотивация; активное участие в повышении квалификации; принятие на себя ответственности в рамках профессиональной компетентности; достижение качества труда и конкурентоспособность

Сфера применения профессиональных стандартов Образование и обучение актуализация программ обучения в соответствии с требованиями работодателей; повышение квалификации преподавателей; участие в системе внутрифирменного обучения персонала; разработка учебных модулей при появлении новых профессиональных компетенций; участие в системе сертификации персонала в качестве экспертов; гармонизация групп профессий и соответствующих им специальностей (направлений подготовки); достижение результативности образования и обучения

Профессиональный стандарт как инструмент взаимодействия сфер труда и образования Работодатели Сфера образования - Разработка ПС -Участие в формировании требований для ППМ - Создание независимых Центров по сертификации персонала - Формирование групп экспертов для системы сертификации персонала/выпускников - Разработка ОП (ППМ) - Участие в разработке программ ДПО, тестов для сертификации - Формирование групп экспертов для системы сертификации персонала/выпускников Качество рабочей силы

качество персонала организации Влияние ПС на качество персонала организации ПС как элемент поддержания качества труда Входной Входнойконтролькомпетенций при найме Аудит профессионально- квалификационной структуры и восполнение недостающих компетенций персонала Идентификациякомпетенцийперсонала и его развитие Внутрифирменная подготовка и повышениеквалификацииперсонала Взаимосвязьтехнологических изменений и требований ПС Взаимосвязьнормативной документации и требований ПС Взаимодействие с ОУ по актуализация образовательных программ в соответствии с требованиями ПС Осуществлениепроцедурысертификацииперсонала Взаимосвязь системы мотивации персонала и требований ПС

Опыт разработки профессиональных стандартов в атомной отрасли ( 2007 г.) «Специалист в области теплоэнергетики» «Специалист по тепловой автоматике и измерениям» «Специалист в области электроэнергетики» «Менеджер в атомной энергетике»

Спасибо за внимание ! Основные направления совершенствования качества рабочей силы