Учитель Низамова Л.М Словосочетание Учиться увлеченно В новой школе Читать в книге Подготовка к ЕГЭ: часть 2, В 3.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Типы и виды словосочетаний Урок русского языка в 10-11классах.
Advertisements

Типы связи слов в словосочетании. Подчинительные словосочетания.
Типы связи слов в словосочетании. Подчинительные словосочетания. Юрицина Ольга Ивановна учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 1 г.Новочеркасска.
Словосочетание – это соединение двух или нескольких знаменательных слов, связанных друг с другом по смыслу и грамматически. Не являются подчинительными.
Презентация учителя Рогач Г.Н. ГОУ СОШ 2034 г. Москва.
«Считай несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию». Я.А.Коменский Учитель Лебедева.
Презентация учителя русского языка и литературы школы 2034 Рогач Г.Н.
Начать тестирование 10 Всего заданий Введите фамилию и имя Виды связи в словосочетании.
Синтаксис изучает строение и значение словосочетаний и предложений Словосочетание – это группа самостоятельных (знаменательных) слов, объединенных по смыслу.
Урок повторения и углубления знаний обучающихся 11 класса.
Подготовил Эфендиев Муртаза,учитель русского языка и литературыМОУ « Игалинская СОШ» учебный год Подготовил Эфендиев Муртаза,учитель русского.
Словосочетание – это сочетание двух и более знаменательных слов, связанных по смыслу подчинительной связью.
Юрицина Ольга Ивановна учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 1 г.Новочеркасска.
Тема «Словосочетание» Для слушателей факультета довузовской подготовки и профориентации, подготовительных курсов, абитуриентов.
Словосочетание. Типы подчинительной связи: примыкание, согласование, управление.
БУКВА ЗВУК ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ КОРЕНЬ ОРФОГРАММА ПРЕДЛОЖЕНИЕ СИНОНИМ СЛОВО СЛОВО- СОЧЕТАНИЕ СУФФИКС ФРАЗЕ- ОЛОГИЗМ ЧАСТЬ РЕЧИ 1.
Классификация словосочетаний. Словосочетание Словосочета́ние это соединение двух или нескольких знаменательных слов, связанных по смыслу и грамматически,
ИНТЕРАКТИВНЫЙ ПЛАКАТ Гынгазова Елена Владимировна, МОУ СОШ 23 г. Томск.
Типы подчинительной связи в словосочетании: согласование, управление, примыкание ( задание В3).
Урок русского языка в 8 классе. Учитель – Шейкина И. Ф.
Транксрипт:

Учитель Низамова Л.М Словосочетание Учиться увлеченно В новой школе Читать в книге Подготовка к ЕГЭ: часть 2, В 3.

Словосочетание- это соединение двух или нескольких знаменательных слов, связанных друг с другом по смыслу и грамматически. Например: зеленые глаза, писать письма, трудно передать.

Словосочетание В словосочетании выделяется главное и зависимое слово Например: синий мяч главное слово мяч, от него можно задать вопрос к зависимому слову какой?; отдыхать за городом - главное слово отдыхать, от него можно задать вопрос к зависимому слову где?

Не являются словосочетаниями: 1. сочетание самостоятельного слова со служебным: около дома, перед грозой, пусть поет; 2. сочетания слов в составе фразеологизмов: бить баклуши, валять дурака, сломя голову; 3. подлежащее и сказуемое: наступила ночь; 4. составные словоформы: более светлый, будет ходить; 5. группы слов, объединенных сочинительной связью: отцы и дети.

Способы подчинительной связи между словами Существует три главных способа подчинительной связи между компонентами словосочетания: согласование управление примыкание

Согласование - такой способ подчинительной связи слов, когда зависимое слово уподобляется главному в формах рода, числа и падежа: первый снег, кипящая вода, с нашим другом, о молодой березке. Главное слово Зависимое слово существительное прилагательное, причастие, местоимение, порядковое числительное При склонении изменяется как главное, так и зависимое слово: морской берег, морского берега, морскому берегу.

Управление - такой способ подчинительной связи, при котором главное слово требует от зависимого постановки в определенном падеже с предлогом или без предлога: рубить (что?) дрова, веря (во что?) в дружбу, дружба (с кем?) с одноклассниками, доволен (кем?) тобой, связанный (из чего?) из шерсти, двое (из кого?) и з них (из пяти). Главное слово Зависимое слово глагол и его формы (причастие, деепричастие), существительное, прилагательное, числительное существительное, местоимение, числительное При изменении формы главного слова зависимое не изменяется: помогать отцу, помогал отцу, помогал бы отцу. В сочетании слов типа три дерева (с неодушевленным существительным) числительное в именительном и винительном падежах управляет существительным, а в остальных падежах согласуется с ним. В сочетании типа три дочери (с одушевленным существительным) управление наблюдается только в именительном падеже, а в остальных падежах – согласование.

Примыкание - такой способ подчинительной связи, при котором зависимое слово связано с главным только по смыслу и интонационно: внимательно слушать, собираться уехать, идти не оглядываясь, яйца всмятку, желание учиться. Главное слово Зависимое слово глагол, причастие, деепричастие, наречие, прилагательное, существительное Любое неизменяемое знаменательное слово (наречие, деепричастие, инфинитив, сравнительная форма, неизменяемое прилагательное) Притяжательные местоимения его, её, их не изменяются и являются зависимыми словами в словосочетаниях с примыканием: его книга, ее слова, их дети. Их следует отличать от личных местоимений, которые являются зависимыми словами в словосочетаниях с управлением: вижу его, окликнул её, вызвал их.

Трудные случаи управления В конструкциях с управлением часто встречаются следующие ошибки: 1. употребление предложного сочетания вместо беспредложной конструкции: установить о причинах аварии – правильно: установить причины, не касаться к этим вопросам – правильно: не касаться этих вопросов, оплатить за проезд – правильно: оплатить проезд; 2. беспредложная конструкция вместо предложного сочетания: характерная им особенность – правильно: характерная для них особенность; 3. неправильный выбор предлога: партнер в игре гольф – правильно: партнер по игре в гольф.

Практические советы: как найти в тексте словосочетание определенного вида. 1. чтобы найти словосочетание с согласованием, надо выделить в предложении слово адъективной структуры (отвечающее на вопрос какой?), а затем найти слово, от которого оно зависит; 2. поиск словосочетания с управлением – это поиск (с предлогом или без), отвечающего на падежный вопрос (кого? чего? кому? чему? и т.д.), а затем установление главного слова, чаще всего глагола или существительного; 3. найти словосочетание с примыканием можно, отыскав неизменяемое слово, а затем установив слово, от которого оно зависит.

Укажите типы связи в словосочетании дождь на улице: 1) согласование; 2) управление; 3) примыкание. Главным словом в словосочетании является имя существительное дождь, которое требует определенной формы зависимого слова на улице в данном словосочетании это форма имени существительного с предлогом в предложном падеже. Дождь (где?) на улице. Ответ 2.

Внимание! Сходный с чем-либо – сходный с прежнимИдентичный чему-либо – идентичный прежнему Обижен чем-либо – обижен упрекамиОбидеться на что-либо – обиделся на эти слова Обрадован чем-либо – обрадован встречейОбрадоваться чему-либо – обрадовался встрече Уделять внимание чему-либо – уделять внимание каждому Обращать внимание на что-либо – обращать внимание на мелочи Базироваться на чем-либо – базироваться на фактахОпираться на что-либо – опираться на факты Рецензия на что-либо – рецензия на книгуОтзыв о чем-либо – отзыв о книге Преимущество перед чем-либо, кем-либо – преимущество перед другими Превосходство над чем-либо, кем-либо – превосходство над другими Предупредить о чем-либо – предупредить об опасности Предостеречь от чего-либо – предостеречь от опасности Тормозить что-либо – тормозить развитиеПрепятствовать чему-либо – препятствовать развитию Отличать что от чего – отличать плохое от хорошегоРазличать что и что – различать плохое и хорошее Рассержен чем-либо – рассержен шуткойРассердиться на что-либо – рассердиться на шутку Вера во что-либо – вера в победуУверенность в чем-либо – уверенность в победе Удивлен чем-либо – удивлен успехамиУдивляться чему-либо – удивляться успехам Оплатить что-либо – оплатить проездУплатить за что-либо – уплатить за проезд

Тест 1. В каком ряду все словосочетания со связью согласование? а) в соседней комнате, погруженный во тьму, в какую-то сторону; б) под шелковым покрывалом, с распахнутой дверью, не дожидаясь возвращения; в) первый снег, из веселой компании, под белыми березами; г) в новой шапке, все общество, чувство ненависти.

Тест 2. В каком ряду все словосочетания со связью управление? а) сижу за столом, вижу их, этот номер; б) вспоминает что-то, тянется к красоте, в этот момент; в) развернув ребром, непонятный для него, открытую ладонь; г) напоминает брата, изображения пирамид, подносит кружку.

Тест 3. В каком ряду все словосочетания со связью примыкание? а) тотчас остановиться, тихо подошел, стать к окну; б) давно забытый, когда-то нашел, на это место; в) украдкой зевая, никогда не возражал, стояли нахмурившись; г) стремиться туда, тихо летали, помнил их.

Тест 4. Укажите в предложении словосочетание со связью согласование. И эту поступь миллионов ног должна сегодня чувствовать планета.

Тест 5. Укажите в предложении словосочетание со связью управление. Вечером ребята шумно и увлеченно что-то сочиняли.

Тест 6. Укажите в предложении словосочетание со связью примыкание. Я помню, как величественные горы по- весеннему зеленели у подножий.

Ответы 1. В каком ряду все словосочетания со связью согласование? В каком ряду все словосочетания со связью согласование? в) первый снег, из веселой компании, под белыми березами;

Ответы 2. В каком ряду все словосочетания со связью согласование? г) напоминает брата, изображения пирамид, подносит кружку.

Ответы 3. В каком ряду все словосочетания со связью согласование? в) украдкой зевая, никогда не возражал, стояли нахмурившись;

Ответы 4. Словосочетание со связью согласование Эту поступь.

Ответы 5 Словосочетание со связью управление Что-то сочиняли.

Ответы 6. Словосочетание со связью примыкание По-весеннему зеленели.

Самостоятельная работа 1) Какой вид связи использован в словосочетании купить альбом? 2) Укажите словосочетание со связью примыкание: а) новое положение, б) двигаясь легко, в) идти в кино. 3) Укажите словосочетание со связью согласование: а) смотреть в окно, б) говорить бессвязно, в) интересующийся ученик. 4) Укажите словосочетание со связью управление: а) здоровый ребенок, б) купить книгу, в) читать увлеченно. 5. Какое объединение слов не является словосочетанием: а) быстро разогнал, б) ученики и учителя, в) опоздал на урок.

Ответы 1) управление, 2) б, 3) в, 4) б, 5) б.

Использованная литература 1.А.Г. Нарушевич. Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку: планирование занятий, организация урока, система упражнений. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2007; 2. Н.А. Сенина. Русский язык. ЕГЭ – Вступительные экзамены. - Р/Д: Легион, 2006; 3. Д.Э. Розенталь, И.Б. Голуб, Н.Н. Кохтев. Русский язык для школьников 5-9-х классов. Путешествие в страну слов. – М.: Дрофа, 1995; 4. О.М. Чупашева. Трудности синтаксического анализа. – М.: Русск. яз. – Медиа, 2004.

С п а с и б о