МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
« КОГДА ЧЕЛОВЕК ХОЧЕТ УЗНАТЬ - ОН ИССЛЕДУЕТ, КОГДА ОН ХОЧЕТ СПРЯТАТЬСЯ ОТ ТРЕВОГ ЖИЗНИ - ОН ВЫДУМЫВАЕТ » (МАКСИМ ГОРЬКИЙ, СОВЕТСКИЙ ПИСАТЕЛЬ) Методы научного.
Advertisements

МЕТОДОЛОГИЯ В ПЕДАГОГИКЕ Выполнила : магистранты II курса группы СВ ( б ) Каныбекова Алтынай К. Шейшеев Стамбек К. Проверил : Куватбеков Каныбек.
Организация научно- исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время Организация научно- исследовательской деятельности учащихся во внеурочное.
Понятие методологии и метода Методы эмпирического и теоретического познания Формы научного знания Процесс научного познания Критерии истинности научного.
Методология научного исследования Подпорин И.Г.. 1.Научное исследование: уровни и методы 2.Этапы научного исследования 3.Структура научно-исследовательского.
Учебно- исследовательская деятельность в школе. Учебно-исследовательская деятельность – одна из форм работы учащихся, которая максимально стимулируется.
Внимательно прочтите вопрос и варианты ответов на него. Выберите из предложенных вариантов один или несколько верных и впишите номер/а выбранных вами ответов.
Методика организации научно- исследовательской деятельности педагогов.
С. Джонсон Знание бывает двух видов. Мы сами знаем предмет – или же знаем, где найти о нем сведения.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ТЕХНОЛОГИИ УЧЕБНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ УШАКОВ А.А.
Основные понятия в области научного-педагогического исследования 1) Проблема, объект и предмет научно-педагогического исследования 2) Цели и задачи научно-педагогического.
Методы, применяемые в естествознании
КАК ПОДГОТОВИТЬ ПРОЕКТ. ВИДЫ ПРОЕКТОВ Практико-ориентированный проект Предназначен для использования в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства.
Определение объектной области, объекта и предмета исследования Выбор и формулировка темы, проблемы и обоснование их актуальности Изучение научной литературы.
Методология научных исследований Понятие методологии и метода Методы эмпирического и теоретического познания Формы научного знания Процесс научного познания.
Методология научных исследований Понятие методологии и метода Методы эмпирического и теоретического познания Формы научного знания Процесс научного познания.
Технология и организация педагогического исследования И.Г. Назарова, зав.кафедрой общей педагогики и психологии.
Реализация стадии моделирования в ходе реализации фазы проектирования научного исследования: Общая характеристика стадий моделирования в фазу проектирования.
Научно-исследовательская работа учащихся. Методика написания, правила оформления и защиты Косовцова И.В., учитель истории МОУ-СОШ 31 г. Белгорода.
Теория систем и системный анализ Тема1 «Системные исследования. Теория систем»
Транксрипт:

Тема 4 МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Учебные вопросы: 1. Методы и методология научного познания. 2. Сущность научного исследования. 3. Методологический замысел научного исследования и его основные этапы 4. Методика написания научного исследования.

Вопрос 1 Методы и методология научного познания

1. Всеобщие, философские методы, сфера применения которых наиболее широка. 2. Общенаучные методы, применяются во всех или почти во всех науках. 3. Частные, или специальные, методы, применяются в отдельных наук или областях практической деятельности. Особую группу методов образуют методики - приемы и способы, вырабатываемые для решения какой-либо частной проблемы. Всеобщих философских методов познания - два: диалектический и метафизический. Диалектический метод - это метод познания действительности в ее противоречивости, целостности и развитии. Метафизический метод - противоположный диалектическому метод, рассматривающий явления вне их взаимной связи и развития. 2 Метод - это совокупность приемов, способов, правил познавательной, теоретической и практической, преобразующей деятельности людей. Методология – учение о методе. МЕТОД И МЕТОДОЛОГИЯ

Анализ - разложение объекта на составляющие его части. Синтез - объединение познанных в результате анализа элементов в единое целое. Обобщение - процесс мысленного перехода от единичного к о общему. Абстрагирование - мысленное внесение определенных изменений в изучаемый объект. Индукция - процесс выведения общего положения из ряда единичных фактов. Дедукция - процесс аналитического рассуждения от общего к частному. Аналогия – вероятное заключение о сходстве двух предметов в каком-либо признаке. Моделирование - воспроизведение свойств объекта на специально устроенном его аналоге - модели. Исторический метод - воспроизведение истории объекта с учетом всех деталей и случайностей. Логический метод - логическое воспроизведение истории изучаемого объекта. Классификация - распределение объектов по классам в зависимости от их общих признаков. 3

4

5 Графические методы Методы структуризации Методы «мозговой атаки» Метод типа «Делфи» Методы сценариев Методы экспертных оценок Методы организации сложных экспертиз « Когда человек хочет узнать - он исследует, когда он хочет спрятаться от тревог жизни - он выдумывает » (Максим Горький, советский писатель)

АЛГОРИТМ ПОЗНАНИЯ 6

ПОНЯТИЕ МЕТОДОЛОГИИ 7 Методология прикладная система (комплекс, взаимосвязанная совокупность) принципов и подходов исследовательской деятельности, на которые опирается исследователь (ученый) в ходе получения и разработки знаний в рамках конкретной науки: физике, химии, биологии, информатики и других разделах науки Методология - это учение о структуре, логической организации, методах и средствах познания Методология конкретной науки учение о принципах построения, формах и способах познания объектов этой науки Методология научного исследования форма организации научного знания и научной деятельности, содержащая основные принципы, соответствие структуры и содержания задачам исследования, включая методы, проверку истинности результатов, их интерпретацию Методология системного исследования совокупность системных методов и средств, направленных на решение сложных и комплексных проблем

Вопрос 2 Сущность научного исследования

СУЩНОСТЬ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 8 Целесообразную деятельность человека Научное исследование - процесс изучения, экспериментирования, концептуализации и проверки теории, связанный с получением научных знаний Предмет научного труда Фундаментальные получение принципиально новых знаний и дальнейшее развитие системы уже накопленных знаний Прикладные поиск и решение практических задач на основе результатов фундаментальных исследований Разработки использование результатов прикладных исследований для создания и отработки опытных моделей техники Средства научного труда «Вот, что получается, когда исследователь вместо того, чтобы идти параллельно и ощупью с природой, форсирует вопрос и приподнимает завесу: на, получай Шарикова и ешь его с кашей» (Михаил Булгаков, советский писатель)

9 КЛАССИФИКАЦИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ По методам решения поставленных задач Теоретические Теоретико- экспериментальные Экспериментальные По составу исследуемых свойств объекта Комплексные Дифференцированные По признаку места их проведения Лабораторные Производственные По стадиям выполнения исследования Поисковые Научно- исследовательские Опытные конструкторские разработки

10 Комплексная проблема Проблема Тема ОСНОВЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Научное направление - наука или комплекс наук, в области которых ведутся исследования Научный вопрос Упорядоченность социальной природы мира Все события имеют некую причину Экономия доводов В основе поведения и мышления лежит некая базовая реальность « Нет законченных исследований, есть законченные исследователи, которым уже не приходят в голову никакие мысли » (Владимир Александров, советский ученый, биолог)

11 СТРУКТУРА НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Вопрос 3 Методологический замысел исследования и его основные этапы

12 ЭЛЕМЕНТЫ СТРУКТУРЫ ЗАМЫСЛА ИССЛЕДОВАНИЯ Замысел исследования – это основная идея, которая связывает воедино все структурные элементы методики, определяет порядок проведения исследования, его основные этапы Порядок и формы представления результатов исследования Последовательность применения этих методов, порядок управления ходом исследования (эксперимента) Цель, задачи, гипотеза исследования Порядок регистрации, накопления и обобщения исследовательского материала Критерии, показатели развития конкретного явления, соотносящиеся с конкретными методами исследования

13 ЭТАПЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПЕРВЫЙ ЭТАПТРЕТИЙ ЭТАПВТОРОЙ ЭТАП - выбор научной проблемы и темы; - определение объекта и предмета исследования, целей и основных задач; - разработка гипотезы исследования. - выбор методов и разработка методики проведения исследования; - непосредственно специальные процессы самого научного исследования; - формулирование предварительных выводов, их апробирование и уточнение; - обоснование заключительных выводов и практических рекомендаций. - внедрения полученных научно- исследовательских результатов в практику; - литературное оформление работы «Сначала неизбежно идут: мысль, фантазия, сказка. За ними шествует научный расчет и уже, в конце концов, исполнение венчает мысль» (Константин Циолковский, советский ученый)

14 ПЕРВЫЙ ЭТАП ИССЛЕДОВАНИЯ Проблема научного исследования – это то, что предстоит открыть, доказать Тема – отражает научную проблему в ее характерных чертах Объект исследования - это та совокупность связей, отношений и свойств, которая существует объективно в теории, практике, требует некоторых определенных уточнений и служит источником необходимой для исследователей информации Цель формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь Предмет исследования - это элемент, который более конкретно устанавливает те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данном исследовании, а также границы научного поиска в каждом объекте Первая задача связана с выявлением, уточнением, углублением, методологическим обоснованием сущности, природы, структуры изучаемого объекта Четвертая задача связана с выявлением направлений, путей и средств повышения эффективности совершенствования исследуемого явления, процесса Третья задача касается основных возможностей и способностей преобразования предмета исследования, моделирования, проверки Вторая задача связана с анализом реального состояния предмета исследования, динамики, внутренних противоречий развития во времени и пространстве Формулировка гипотезы – это творческий поиск частных проблем и вопросов исследования, без решения которых невозможно реализовать методический замысел, решить главную проблему

ПИРАМИДА НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Современные политические технологии (на примере одной из технологий) Лоббизм – как политическая технология современной России Генезис лоббизма в законотворческом процессе России Проанализировать влияние лоббизма на законотворческий процесс в современной России 1. Рассмотреть лоббизм как современное политическое явление. 2. Выделить этапы развития лоббизма в законотворческом процессе России. 3. Определить формы и методы лоббизма в ходе законотворческой деятельности Государственной Думы РФ. 4. Предложить пути искоренения лоббизма в ходе принятия законов. 15

16 СУЩНОСТЬ ЭЛЕМЕНТОВ ВТОРОГО ЭТАПА ИССЛЕДОВАНИЯ Методика – это совокупность приемов, способов исследования, порядок их применения и интерпретации полученных с ее помощью результатов - это своего рода модель исследования. Программа исследования включает: какое явление исследуется; по каким показателям; какие критерии исследования применяются; какие методы исследования используются; порядок и регламентация применения исследователем тех или иных методов. Основные компоненты методики исследования: теоретико-методологическая часть, концепция, на основе которой строится вся методика; исследуемые явления, процессы, признаки, параметры, факторы; субординационные и координационные связи и зависимости между ними; совокупность применяемых методов, их субординация и координация; порядок и регламентация применения методов и методологических приемов; последовательность и техника обобщения результатов исследования; состав, роль и место исследователей в процессе реализации исследовательского замысла. Выводы по исследованию должны отвечать следующим методическим требованиям: быть всесторонне аргументированными, обобщающими основные итоги исследования; вытекать из накопленного материала, являясь логическим следствием его анализа и обобщения.

17 ОБЩИЕ ПРАВИЛА ПО ОФОРМЛЕНИЮ НАУЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ название, содержание глав и вопросов должно соответствовать теме исследования и не выходить за его рамки, содержание глав должно исчерпывать тему, а содержание вопросов – главу в целом; изучив материал для написания очередного вопроса (главы), необходимо продумать его план, ведущие идеи, систему аргументации и зафиксировать все это письменно, затем провести уточнение, «шлифовку» отдельных смысловых частей и предложений, сделать необходимые дополнения, перестановки, убрать лишнее, провести редакторскую и стилистическую правку; сразу уточнять, проверять оформление ссылок, составлять справочный аппарат и список литературных источников (библиографических ссылок); дать материалу «отлежаться»; избегать наукообразности, игры в эрудицию, приведения большого количества ссылок, злоупотребления специальной терминологией; литературное изложение материала должно быть спокойным (без эмоций), аргументированным или полемическим, критикующим, кратким или обстоятельным и развернутым; соблюдать авторскую скромность, учесть и отметить все, что сделано предшественниками, трезво и объективно оценить свой конкретный вклад в научные изыскания; перед тем, как оформить чистовой вариант материалов для подготовки к печати, провести апробацию работы.

Вопрос 4 Методика написания научного исследования

18 МЕТОДИКА НАПИСАНИЯ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Выбор темы научного исследования Планирование научного исследования Календарный план План выбор и формулирование научной задачи; разработка плана научного исследования; сбор и изучение исходного материала, поиск необходимой литературы; анализ собранного материала, теоретической разработки научной задачи; сообщение о предварительных результатах исследования научному руководителю; письменное оформление научного исследования; обсуждение работы введение; основная часть; заключение; список используемых источников; приложения «Человек должен непоколебимо верить, что непостижимое постижимо, иначе он ничего не сможет исследовать» (Иоганн Гете, немецкий поэт, естествоиспытатель)