Практика инклюзивного образования: методология и барьеры реализации Н.М.Назарова ГБОУ ВПО МГПУ Г. Москва.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Учреждение образования «Барановичский государственный университет» Инклюзивное образование: возможности, преимущества, риски.
Advertisements

СЕКЦИЯ 1. Неформальное образование как ресурс развития пространства образовательных возможностей ребенка: сущность, миссия, основные субъекты неформального.
Организация работы методического кабинета ДОУ как условие непрерывного повышения квалификации педагога.
Организация инклюзивной образовательной среды в общеобразовательных учреждениях Самсонова Елена Валентиновна, руководитель Городского ресурсного центра.
Положительные и негативные тенденции развития образовательных учреждений РФ дошкольного, общего и дополнительного образования
Развитие готовности педагогов к участию в государственно- общественном управлении в условиях введения ФГОС общего образования Развитие готовности педагогов.
Директор ГБОУ ЦПМСС « Взаимодействие » Ковалев Евгений Валерьевич.
Программа развития средней общеобразовательной школы 106 «ЭКОЛОГИЯ ДЕТСТВА »
Модель психолого- педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС общего образования Баранова Юлия Юрьевна, руководитель.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: проблемы внедрения и пути их решения.
Оценка результатов организации внеурочной деятельности образовательного учреждения в условиях формирования модели школы профессионального самоопределения.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: проблемы и риски внедрения.
Тема августовской конференции и методических дней: Социальный ресурс образования: сотрудничество, ответственность, компетентность Муниципальное автономное.
МОСКВА: совместные действия в инклюзивном образовании, позиция Уполномоченного по правам ребенка Евгений Бунимович
МЕНЕДЖМЕНТ В ОБРАЗОВАНИИ. Программа повышения квалификации « Мене д жмент в образовании » направлена на получение слушателями теоретических знаний и практических.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: проблемы внедрения и пути их решения.
Краткая информация идеи проекта В Калининградской области около 10 % детей - дети с особыми образовательными потребностями (ограниченными возможностями.
Современная модель образования (проект). Миссия- решение задач инновационного развития экономики. Новые составляющие современного качества образования:
Роль профсоюзной организации в оценке деятельности учителя в свете Федеральных Государственных образовательных стандартов.
Транксрипт:

Практика инклюзивного образования: методология и барьеры реализации Н.М.Назарова ГБОУ ВПО МГПУ Г. Москва

Используемые понятия: Инклюзивное обучение, интегрированное обучение Практика инклюзивного образования: практика внедрения инклюзивных форм образования в систему общего образования практика реализации инклюзивного учебного процесса в конкретном учреждении, классе

Методология внедрения инклюзивных форм образования (административно –управленческий аспект) 1. Модели внедрения образовательной интеграции и инклюзии: поглощение сосуществование

Методология внедрения инклюзивных форм образования (административно –управленческий аспект) 2. Методология внедрения 1 и 2 модели - Системно-синергетический подход Система образования – целостное многоуровневое психолого-педагогическое пространство, имеющее сетевой и синергетический характер организации и функционирования, целеустремленную направленность развития. Значимость соответствия внутренних и внешних целей развития системы. Синергетический подход позволяет выявить общие закономерности самоорганизации устойчивых структур в педагогической системе, точки бифуркации, возможности объединения усилий, ресурсов для получения взаимно полезного результата.

Методология практики инклюзивного учебного процесса Инклюзивное или интегрированное обучение как закономерное продолжение развития реформаторской педагогики и ее конструктивистской дидактики. - д етоцентристская позиция учебного и воспитательного процессов (в центре ребенок, а не учитель или учебный предмет) -ребенок – саморазвивающаяся система; активно и избирательно воспринимая окружающее, конструирует свой собственный мир – мир знания, мир жизни, мир ценностей, мир отношений и т.д. - специально организованная среда, включающая дидактическую зону, социальное окружение, близких взрослых, педагога, выступающая как источник и мотивация общения, деятельности, формирования разного рода конструктов и их проверки на жизненность и достоверность; - доступность и упорядоченность дидактической среды; - многообразие и свобода выбора форм организации учебного процесса - д еятельностная и социальная активность ребенка как способ проверки адекватности собственного конструируемого мира

Методология практики инклюзивного учебного процесса (продолжение) - свобода выбора места, способа, содержания, языка и темпа обучения; -принятие ребенком ответственности за выбор и результаты учения; -личностное, а не нормативное оценивание учебных достижений ребенка; -демократический характер отношений между всеми участниками процесса учения; -широкое привлечение к процессу обучения и всей жизни образовательного учреждения родителей, общественных организаций, учреждений;

Барьеры общего образования, препятствующие успешной реализации инклюзивных процессов В развитии отечественной педагогики пропущен важный этап – этап осмысления и освоения философии, теории и дидактики реформаторской педагогики, в отличие от зарубежной педагогики ХХ века. Россия с начала 30-х годов ХХ в. вынуждена была уйти к идеологии советской педагогики. Кризис последней, затянувшийся до настоящего времени, рождает целый ряд других барьеров для инклюзивного образования : -некомпетентность административных структур, внедряющих инклюзивное обучение; -отсутствие системного видения проблемы инклюзии и путей ее решения в различных структурах образования; -неподготовленность педагогического корпуса общего образования (дидактическая, психологическая, личностная) к участию в инклюзивных процессах и отсутствие кадров по специальной психологии в учреждениях, декларирующих инклюзивные программы;

Барьеры общего образования, препятствующие успешной реализации инклюзивных процессов ( продолжение) - в системе высшего педагогического образования отсутствует обязательный модуль подготовки любого учителя к работе в условиях инклюзии; -не имеет соответствующей компетентности в рамках данной проблемы и педагогический корпус высших и средних педагогических учебных учреждений; новые ФГОС по педагогическому образованию(кроме направления «Психолого- педагогическое образование») этой проблемой не отягощены; - общее образование не имеет реальных стимулов и не проявляет активного интереса к проблемам инклюзии – об этом свидетельствует состав участников многочисленных конференций, семинаров – представители общего образования составляют там, в лучшем случае, 20-25% присутствующих; -страна выбрала худшую (видимо, самую экономичную, по мнению чиновников ) модель внедрения инклюзии в образование – ПОГЛОЩЕНИЕ при неудовлетворительном ее финансировании и нормативно-правовом обеспечении, следствием чего является дискредитация интеграционных идей и развал системы специального образования;

Барьеры общего образования, препятствующие успешной реализации инклюзивных процессов ( продолжение) - приоритеты и ценности современной школы массового общего образования (успешность сдачи ЕГЭ, число поступивших в вузы) ориентированы сегодня не на личность, а на результат. Социальное партнерство, как обязательный атрибут инклюзии, подменено в общем образовании конкуренцией, где в цене только самые умные, красивые и сильные; -особенность традиционной российской ментальности с ее приоритетом социальной защиты над образованием и выстраивание в таком ключе социальной политики в отношении лиц с ограниченными возможностями отводят на второй план государственную (в т.ч. экономическую) поддержку реформирования образования под задачи инклюзии, например, предоставляя, в первую очередь, средства на строительство пандусов, переходов, ведущих в никуда.

Пути преодоления барьеров в развитии инклюзивных процессов -знакомство с конструктивистской дидактикой реформаторской педагогики и использование ее в учебном процессе системы общего образования; -достижение специальной педагогической, психологической и методической компетентности всех специалистов, причастных к управлению и реализации инклюзивных процессов в образовании; - обеспечение сертификации специальной образовательной среды в учреждениях образования, реализующих инклюзивные программы; -переход к вариативным формам организации учебного процесса (в первую очередь в инклюзивных школах) как важнейшее условие реализации индивидуальной образовательной программы учащегося с ОВ, определения ее статуса и тщательного методического обеспечения реализации таких программ; -обеспечения доступности квалифицированной и бесплатной специальной педагогической и психологической помощи в учреждениях массового образования; - сохранение и развитие существующих специальных (коррекционных) образовательных учреждений для повышения качества специальной педагогической и психологической помощи тем детям и подросткам с ОВ, которые по объективным причинам не могут посещать инклюзивные образовательные учреждения; -нормативно-правовое и экономическое обеспечение нового статуса этих учреждений как ресурсных центров специального и инклюзивного образования. -установление долговременного и прочного сотрудничества между учреждениями общего и специального образования.