Организация промышленных кластеров - стратегическое направление развития регионов и отраслей экономики.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Механизмы создания технопарка: принципы, структура, взаимодействие.
Advertisements

Создание Технопарка на базе Концессионного соглашения Используя инструменты концессионного соглашения, можно решить вопросы о передаче имущества, целесообразно.
СТРОИТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР ХАБАРОВСКОГО КРАЯ ЧТО ЭТО ТАКОЕ И КАК ЕГО РАЗВИВАТЬ?
Состояние в условиях кризиса, инструменты поддержки, эскизы перспектив развития МОНОГОРОДА: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ.
О мерах поддержки российских производителей медицинских изделий Июль 2014.
1 К вопросу разработки концепции развития сети федеральных университетов 29 февраля 2008 года, г. Москва.
Самара, 17 ноября 2011 г. О развитии территориальных кластеров Директор Департамента стратегического управления (программ) и бюджетирования Минэкономразвития.
Аппарат полномочного представителя Аппарат полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе Инвестиционный и.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ЭКСПЕРТИЗА ИСПОЛНЕНИЯ В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ ТРЕБОВАНИЙ 6, 10 СТАНДАРТА деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
1 Региональная энергетическая комиссия Удмуртской Республики О механизмах государственной поддержки энер О механизмах государственной поддержки энергоэффективных.
ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ Кластерный подход в развитии инновационной экономики региона Ноябрь 2009 года.
1 Возможности участия Внешэкономбанка в развитии особых экономических зон 16 октября 2007, Москва ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОРПОРАЦИЯБАНК РАЗВИТИЯ И ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ.
Основным инструментом реализации государственной финансовой политики в этой области служат федеральные, региональные ( межрегиональные ), отраслевые (
МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ ФОНДА РАЗВИТИЯ МОНОГОРОДОВ Февраль 2016, Москва Фонд развития моногородов.
Нормативно-правовая база, обеспечивающая взаимодействие вуза и участников кластера Эксперт Национального фонда подготовки кадров Туликов Алексей Викторович.
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРОГРАММА СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ.
КОМИТЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ И ТОРГОВЛИ Выполнил: Березовский Д.К. Группа:5221/3.
Лариса Семенюк, директор по управлению качеством и методологией аудиторско- консалтинговой группы «Градиент Альфа» Заседание Комитета ТПП РФ по инвестиционной.
ИНВЕСТИЦИИ в комплексное развитие регионов на базе территориально-производственных КЛАСТЕРОВ.
М ] ф Государственная программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности на период до 2020 года Воронин Филипп Игоревич.
Транксрипт:

Организация промышленных кластеров - стратегическое направление развития регионов и отраслей экономики

Общая информация Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, предусматривается создание сети территориально-производственных кластеров, реализующих конкурентный потенциал территорий. Кластер - специально выстраиваемая кооперация двух и более организаций с системой комплексного управления и максимальной географической локализацией, нацеленной на эффективное инновационное развитие и повышение конкурентных преимуществ, как отдельных предприятий, так и кластера в целом, получаемых на основе системной синергии.

Мировой опыт Мировой опыт по созданию и развитию кластеров показывает их эффективность в развитии конкурентных преимуществ отдельных компаний, и следовательно, кластера в целом. Мировая практика свидетельствует, что в последние два десятилетия процесс формирования кластеров происходил довольно активно. В ЕС насчитывается свыше 2000 кластеров, в которых занято 38% его рабочей силы.

Мировой опыт В целом, по оценке экспертов, к настоящему времени кластеризацией охвачено около 50% экономик ведущих стран мира: СтранаКоличество кластеров СтранаКоличество кластеров США380Дания 34 Италия206Германия32 Великобритания168Нидерланды 20 Индия106Финляндия 9 Франция96

Основы для разработки кластерной политики Наиболее важным документом для разработки промышленных кластеров являются методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах РФ от 26 декабря 2008 г. N ак/д19

Финансирование мероприятий по развитию кластера В соответствии с Правилами предоставления средств федерального бюджета, предусмотренных на государственную поддержку малого предпринимательства, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2005 г. N 249, на конкурсной основе осуществляется предоставление субсидий субъектам Российской Федерации на финансирование мероприятий в соответствующей региональной программе, предусматривающей реализацию региональной кластерной политики.

Финансирование мероприятий по развитию кластера Благоприятные возможности для развития кластерных проектов открывает использование потенциала особых экономических зон : технико-внедренческого; промышленно-производственного; туристско-рекреационного; портового типа, создаваемых в соответствии с Федеральным законом «Об особых экономических зонах» от 22 июля 2005 г. 116-ФЗ.

Федеральный закон от N 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» После внесения изменений в ст. 5 Закона 116-ФЗ допускается создание ОЭЗ на земельных участках, находящихся в собственности граждан или юридических лиц Ряд льгот по налогу на прибыль предусматривается ст. 251 НК РФ От обложения налогом на имущество организаций освобождаются организации в отношении имущества, учитываемого на балансе организации – резидента ОЭЗ Освобождены от обложения НДС передача исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы и на выполнение организациями научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ Вправе в отношении собственных основных средств применять к основной норме амортизации специальный коэффициент, но не выше 2 Предусмотрены таможенные преференции для организаций, осуществляющих свою деятельность на территории ОЭЗ. освобождение резидента от обложения земельным налогом на 10 лет для судостроительных организаций, имеющих статус резидента промышленно- производственной ОЭЗ

Финансирование мероприятий по развитию кластера Важным механизмом финансирования проектов развития кластеров – это использование средств государственных институтов развития, в том числе, в порядке, предусмотренном Положением об Инвестиционном фонде РФ, утвержденным ПП РФ от 23 ноября 2005 г. N 694 и Меморандумом о финансовой политике государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», утвержденным распоряжением Правительства РФ от 27 июля 2007 г. N 1007-р.

Финансирование мероприятий по развитию кластера Прямые формы финансирования со стороны государства: Льготные государственные кредиты, выдаваемые кластерообразующей организации под ее залоги и поручительство других членов Кластера. Льготные государственные кредиты, выдаваемые на имя члена кластерного консорциума. Государственные субсидии и гранты, выдаваемые в рамках ФУП, РУП, предусматривающих создание конкретных кластеров. Инвестиции, выдаваемые через государственные заказы Кластеру, в цене которых учтены потребности в развитии. Государственные вложения в инфраструктуру Кластера.

Финансирование мероприятий по развитию кластера Косвенные формы финансирования со стороны государства: Предоставление услуг государственных лизинговых компаний. Выдача государственных гарантий коммерческим банкам для снижения ставок по кредитам и увеличения сроков кредитования и порядка погашения кредитных задолженностей организациями-участниками ядра Кластера. Снижение налоговой, таможенной и тарифной нагрузки на организации - члены Кластера с целью увеличения их прибыли. Субсидирование части затрат членов ядра Кластера по оплате услуг образовательного, консультативного и т.п. характера.

Реализация кластерных инициатив на примере организации кластера по производству объектов с ядерными энергоустановками морского базирования (ОЯМБ) Используемые документы: Энергетическая Стратегия России на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 13 ноября 2009 г р; Стратегия развития морской деятельности Российской Федерации до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от N 2205-р; Постановление Правительства РФ от 6 октября 2006 г. N 605 о федеральной целевой программе "Развитие атомного энергопромышленного комплекса России на годы и на перспективу до 2015 года"; Постановление Правительства РФ от 3 февраля 2010 г. 50 "О федеральной целевой программе "Ядерные энерготехнологии нового поколения на период годов и на перспективу до 2020 года"; Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 17 февраля 2009 года N 152 «О мерах по реализации инновационной политики в Санкт-Петербурге в годах» (с изменениями на 14 сентября 2011 года). Федеральный закон 392-ФЗ от «О зонах территориального развития»

Реализация кластерных инициатив на примере организации кластера по производству объектов с ядерными энергоустановками морского базирования (ОЯМБ) Основные цели и задачи Кластера ОЯМБ: 1. Создание современного производства объектов морского базирования с использованием новейших ядерных энергетических установок, как наиболее перспективного направления отечественной промышленности в мировой конкурентной среде инновационного развития. 2. Создание необходимой инфраструктуры и локализация ключевых технологий для производства ОЯЭМБ и дальнейшего освоения надежного энергетического обеспечения северных территорий России, континентального арктического шельфа и развития логистической инфраструктуры северного морского пути. 3. Переход на качественно новый уровень организации и управления процессами разработки и производства ОЯЭМБ со значительным уменьшением издержек. 4. Эффективное сотрудничество с ведущими зарубежными компаниями по освоению новейших технологий и расширению объемов высокотехнологичного экспорта. 5. Обеспечение роста прямых отечественных и иностранных инвестиций в отрасль и ускоренного инновационного развития.

Реализация кластерных инициатив на примере организации кластера по производству объектов с ядерными энергоустановками морского базирования (ОЯМБ) Основные цели и задачи Кластера ОЯМБ: 6. Синергетический эффект от реализации инновационных проектов по использованию ядерных энергетических установок в объектах морского базирования (ПАТЭС, подводные атомные энергоустановки, атомные ледоколы, транспортные атомные суда, рыболовные атомные плавбазы и др.). 7. Формирование научно-исследовательской и обучающей среды, повышение спроса на квалифицированные научно-технические кадры, сохранение и расширение числа рабочих мест на предприятиях, входящих в состав Кластера. 8. Снижение сроков и стоимости разработки новых видов продукции, необходимых для производства ОЯЭМБ. 9. Увеличение производительности труда и уровня его оплаты на предприятиях, входящих в состав Кластера. 10. Обеспечение дополнительных налоговых поступлений в федеральные и региональные бюджеты.

Реализация кластерных инициатив на примере организации кластера по производству объектов с ядерными энергоустановками морского базирования (ОЯМБ) Принципиальная структура Кластера:

Принципы интеграции «Ядром» кластера могут быть: 1.Косвенный инициатор-инвестор кластера. (Доверенное лицо инвестора, чаще всего крупного промышленного производителя или того или иного государственного органа, уполномоченного финансировать те или иные проекты; Доверенными лицами, главным образом, могут быть: хозяйственные организации, принадлежащие государственным органам управления (госкорпорации, ОАО с контрольным пакетом акций, принадлежащим государству и т.п.); организации – разработчики инноваций; организации – производители инноваций, завершающие производственный цикл. 2. Потребители (заказчики) продукции кластера, участвующие в ее изготовлении на конечной стадии производственного цикла, либо специализирующиеся только на сбыте продукции данного типа и являющиеся ее заказчиками.

Алгоритм формирования ядра кластера и органа управления В случае успешного становления кластера, он начнет развиваться и в своем развитии должен будет пройти несколько этапов, на каждом из которых возможны изменения и форм и механизмов взаимодействия и управления им.

Принципы интеграции Для интеграции ядра с организациями других сегментов – страт Кластера целесообразно использовать: Для первой страты – систему участия члена (членов) ядра Кластера в долях исполнителей первой страты, создавая дочерние и зависимые общества, либо получая акции (доли, паи) в распоряжение на весь срок осуществления Кластером проекта; Для организаций второй страты – регулятором будут многосторонние контракты, подписанные непосредственным заказчиком (как правило, членом ядра Кластера), исполнителем и инвестором всего проекта, либо его представителем в ядре, либо органом управления, созданным в ядре и компетентным управлять всем Кластером; Для организаций третьей страты – регуляторами являются двухсторонние контракты, обуславливающие планируемые поставки продукции и предоставление услуг; Для организаций третьей страты – объектов инфраструктуры – соглашения об обслуживании, заключаемые на календарные периоды.

Принципы интеграции Одной из приоритетных задач при формировании Кластера является обеспечение контроля над информационными, материальными и финансовыми потоками, для чего целесообразно использовать системы автоматизации управления ресурсами Кластера (ERP-системы).

Инвестиционное товарищество – новый инструмент реализации кластерной политики Статус Инвестиционным товариществом (ИТ) является объединение на основании договора об ИТ коммерческих организаций, а также индивидуальных предпринимателей для ведения совместной инвестиционной деятельности без образования юридического лица. Порядок создания (учреждения) Создается участниками ИТ (товарищами) на ограниченный срок(не более 5 лет), на основании ФЗ от г 335 «Об инвестиционном товариществе» Состав учредительных документов Договор об ИТ, Инвестиционная декларация(ИД) Положение об инвестиционном комитете (ИК) Необходимость и порядок регистрации Регистрации в органах юстиции не требуется. Договор ИТ, ИД и доверенности на ведение общих дел ИТ подлежат нотариальному удостоверению Наличие и вид баланса Имеет отдельный баланс Право владения имуществом Имущество находится в полном хозяйственном ведении Наличие и вид счета Банковский счет открывается уполномоченным управляющим товарищей(УУТ) для операций с денежными средствами по договору ИТ. Для учета прав на ценные бумаги УУТ открывается счет депо Порядок образования имущества Имущество образуется за счет: -вкладов товарищей; -имущества, переданного УТ и УУТ в счет своего вклада; -доходов от инвестиционной деятельности Порядок финансирования Находится на самофинансировании Ответственность по своим обязательствам Товарищи отвечают своей долей в складочном капитале ИТ. При недостаточной стоимости общего имущества ИТ УТ несут солидарно субсидиарную ответственность всем своим имуществом Органы управления В соответствии с Договором об ИТ: -Уполномоченный управляющий товарищ (УУТ); -Управляющие товарищи (УТ)

Инвестиционное товарищество – новый инструмент реализации кластерной политики Статус Инвестиционным товариществом (ИТ) является объединение на основании договора об ИТ коммерческих организаций, а также индивидуальных предпринимателей для ведения совместной инвестиционной деятельности без образования юридического лица. Образуемые фонды Могут образовываться в соответствии с Договором об ИТ Планирование деятельности Самостоятельно планирует свою инвестиционную деятельность, в соответствии с Договором об ИТ, ИД и решений ИК, (если ИК –нет, то решением всех товарищей) Контроль деятельности По инициативе товарищей Право заключения договоров (сделок) Сделки заключаются Уполномоченным управляющим товарищем и управляющими товарищами в рамках ограничений, по доверенности Учет и отчетность Ведется уполномоченным управляющим товарищем, обособлено, с отдельным балансом Право осуществлять коммерческую деятельность Осуществляется УТ и УУТ в рамках доверенностей, в соответствии с ИД Право осуществлять внешнеэкономическую деятельность УУТ по доверенности в соответствии с ИД Право выступать в ассоциации, объединения, союзы Не имеет Право быть соучредителем совместных предприятий Через покупку паев и др. ценных бумаг УУТ по доверенности Порядок распределения прибыли Пропорционально доле в складочном капитале товарищества Порядок покрытия убытков За счет общего имущества товарищей, при его нехватке УТ несут солидарно субсидиарную ответственность всем своим имуществом Порядок реорганизации и ликвидации Договор ИТ прекращается в следствие: -истечения предельного срока (15 лет) ; -достижения цели, если она указана в договоре ИТ -возникновение ситуации, при которой в договоре ИТ участвует только один товарищ. Возможно преобразование ИТ в ОАО или другое хозяйственное общество.

Основные этапы развития кластера на примере организации кластера по производству объектов с ОЯМБ Наименование этапаЦелевые индикаторы 1. Создание Кластера Формирование ядра Кластера. Поддержка кластерной инициативы федеральными и региональными властями. 2. Формирование Кластера Окончательное формирование страты первого уровня. Формирование страты второго уровня (установление объектов и субъектов кооперации для условий серийного производства). Юридическое оформление Кластера. 3. Запуск Кластера Окончательное формирование страты второго и третьего уровня на основе организационно-правового оформления долгосрочных связей по кооперации. Получение поддержки на федеральном и региональном уровнях. Завершение работ по внедрению систем управления и взаимодействия. 4. Вывод Кластера на проектную мощность Реализация возможностей Кластера по максимально эффективному серийному строительству ОЯЭМБ. Расширение продуктовой линейки Кластера ОЯЭМБ. Формирование портфеля заказов на основе активной маркетинговой политики. Создание развитой системы постпродажного обслуживания. 5. Инновационный путь развития Последующее совершенствование продуктовой линейки ОЯЭМБ на основе коммерциализации ведущих разработок в области гражданского атомного судостроения и максимально быстрого удовлетворения потребностей формирующихся у потребителей. Реализация экспортного потенциала.

Рекомендации по характеристикам наиболее перспективных мест расположения кластера При определении наиболее перспективных мест расположения Кластера следует учитывать: 1. Исторически сложившуюся специализацию территории, обеспечивающей наличие собственных мощностей и квалифицированных кадров в отраслевом и межотраслевом разрезе (уровень диверсификации). 2. Наличие оборудованной базы, способной расширенно воспроизводить кадры базовых специальностей, повышать их квалификацию. 3. Наличие развитой инфраструктуры, либо условий для ее быстрого и комплексного развития. 4. Наличие необходимого набора специализированных стейкхолдеров, которые на высоком профессиональном уровне обеспечивали бы все вспомогательные потребности кластера. 5. Широкие возможности по организации международной кооперации. 6. Расположение основных предприятий членов кластера (ядра кластера) достаточно компактно для формирования материальных и финансово- экономических условий привлечения малого и среднего бизнеса в кластер (создание технопарков, бизнес-инкубаторов, особых экономических зон и т.п.)

Рекомендации по характеристикам наиболее перспективных мест расположения кластера 7. Наличие опыта сотрудничества у предприятий и организаций региона, претендующих на роль участника ядра кластера, при условии, что их совместная деятельность способна реализовать основной комплекс работ в рамках цикла «И-П-С» («Исследование-производство-сбыт»), либо наиболее сложные и финишные операции производственного цикла. 8. Расположение основных предприятий членов кластера (ядра кластера) достаточно компактно для формирования материальных и финансово- экономических условий привлечения малого и среднего бизнеса в кластер (создание технопарков, бизнес-инкубаторов, особых экономических зон и т.п.) 9. Наличие резерва энергоресурсов, уровень которых не будет фактором, сдерживающим развитие деятельности кластера. 10. Наличие и степень готовности инновационных разработок к их внедрению в производство, базу которого составит формируемый кластер. 11. Активная позиция представителей власти по вопросам создания кластеров в экономической системе города, готовность оказывать административную, информационную и финансовую поддержку инвесторам.

Выводы 1. Учитывая широкое распространение и продуктивность реализации кластерной политике в ведущих мировых экономиках, применение такого подхода в региональном развитии является приоритетным направлением. 2. Существующая законодательная база позволяет в полной мере обеспечить государственную (федеральную) поддержку кластерным инициативам при условии активной позиции представителей региональной власти и наличии региональных экономических компетенций, которые послужат основой создания кластера. 3. Важной задачей при реализации кластерных инициатив является обеспечение должного уровня контроля над информационными, финансовыми и материальными потоками. 4. Существующие и возможные преференции от участия в кластерных инициативах интересны и важны для бизнеса. 5. Создание регионального кластера должно служить привлечению прямых инвестиций в региональную инфраструктуру, а также увеличению налоговых поступлений.

Агентство Инвестиционного Консультирования Адрес: г. Москва, ул.Гиляровского, д. 57 Тел./факс: (495) , Генеральный директор Зазимко Вадим Николаевич Тел.:(495) Благодарю за внимание