Учебный курс «Проектирование интерфейса пользователя» Преподаватель: к. т. н. Пескова Ольга Вадимовна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Лекция 7 Постникова Ольга Алексеевна1 Тема. Элементы теории корреляции
Advertisements

Алексей Иванов Агентство ISEE Marketing Анализ поведения пользователей на сайте и управление конверсией.
5 ноября 2012 г.5 ноября 2012 г.5 ноября 2012 г.5 ноября 2012 г. Лекция 6. Сравнение двух выборок 6-1. Гипотеза о равенстве средних. Парные выборки 6-2.Доверительный.
6 ноября 2012 г.6 ноября 2012 г.6 ноября 2012 г.6 ноября 2012 г. Лекция 5. Сравнение двух выборок 5-1. Зависимые и независимые выборки 5-2.Гипотеза о равенстве.
7 ноября 2012 г.7 ноября 2012 г.7 ноября 2012 г.7 ноября 2012 г. Лекция 4. Проверка статистических гипотез 4-1. Гипотеза о доле признака 4-2. Гипотеза.
Лекция 1 Введение.. Опр. эконометрика это наука, которая дает количественное выражение взаимосвязей экономических явлений и процессов.
Юзабилити сайта: как улучшить конверсию Евгения Чернявская CSN-Софт.
23 сентября 2012 г.23 сентября 2012 г.23 сентября 2012 г.23 сентября 2012 г. Лекция 9. Непрерывные распределения 9-1. Функция распределения 9-2. Плотность.
Применение генетических алгоритмов для генерации числовых последовательностей, описывающих движение, на примере шага вперед человекоподобного робота Ю.К.
Автор - составитель теста В. И. Регельман источник: regelman.com/high/Kinematics/1.php Автор презентации: Бахтина И.В. Тест по теме «КИНЕМАТИКА»
Урок-обобщение (7 класс – алгебра) МОУ "СОШ 45 г. Чебоксары" Кабуркина М. Н.1.
Урок повторения по теме: «Сила». Задание 1 Задание 2.
+7 (495) Пользовательские сценарии – залог успешной работы Юрий Батиевский.
Александр Садовский руководитель поисковых сервисов Внешняя сторона поиска Яндекса: взгляд изнутри.
Программная система «ABIS.BSC. Сбалансированная система показателей» Российская консалтинговая компания ООО Фирма «ВИП Анатех» , Москва, Сормовский.
Таблица умножения на 8. Разработан: Бычкуновой О.В. г.Красноярск год.
Анна Аверко Руководитель отдела контекстной рекламы ООО «Трилан» Октябрь 2009 Использование Google Analytics для увеличения продаж и уменьшения стоимости.
Анализ ГИА-9 по математике в учебном году.
1 Знаток математики Тренажер Таблица умножения 2 класс Школа 21 века ®м®м.
6 ноября 2012 г.6 ноября 2012 г.6 ноября 2012 г.6 ноября 2012 г. Лекция 2. Доверительные интервалы 2-1. Доверительный интервал для доли 2-2. Доверительный.
Транксрипт:

Учебный курс «Проектирование интерфейса пользователя» Преподаватель: к. т. н. Пескова Ольга Вадимовна

Оценка проектного решения Лекция 14 Анализ значений юзабилити-показателей (продолжение)

Место в общем плане проектирования Проектирование интерфейса пользователя. Лекция 14. 3

Виды показателей юзабилити ПО Проектирование интерфейса пользователя. Лекция 14.4 Показатели производительности (Performance Metrics) 1 Показатели, основанные на аспектах для обсуждения юзабилити (Issues-Based Metrics) 2 Самоговорящие показатели (Self-reported metrics) 3 Поведенческие и физиологические показатели (Behavioral and Physiological Metrics) 4 Комбинированные и сравнительные показатели 5 Прочие специализированные показатели 6

5 Поведенческие и физиологические показатели 4 Проектирование интерфейса пользователя. Лекция 14.

Наблюдение и анализ явных признаков поведения. Вербальное поведение Показатели 1)соотношение позитивных и негативных комментариев (составить перечень всех высказываний и категоризовать их – позитивные, негативные, нейтральные). 6 Поведенческие и физиологические показатели 4 выявление частей интерфейса или продукта, которые вызывают проблемы у пользователей или, наоборот, вызывают восхищение; сравнение результатов проектирования после каждой итерации. Проектирование интерфейса пользователя. Лекция 14.

Показатели 2)доля комментариев, попавших в каждую группу (более 3х категорий комментариев). 7 Поведенческие и физиологические показатели 4 записи опытных наблюдателей сессии видеозапись сессии Наблюдение и анализ явных признаков поведения. Вербальное поведение Проектирование интерфейса пользователя. Лекция 14.

Наблюдение и анализ явных признаков поведения. Невербальное поведение Виды анализируемого невербального поведения 1)выражение лица (хмуриться, улыбаться, выглядеть удивлённо, поднимать бровь и др.); 2)язык тела (ёрзать на стуле, изучать близко к экрану, потирать лоб, голову, хаотично двигать мышь, глубоко вздыхать и др.) Проектирование интерфейса пользователя. Лекция 14.8 Поведенческие и физиологические показатели 4 выявление частей интерфейса или продукта, которые вызывают проблемы у пользователей или, наоборот, вызывают восхищение; ограниченное применение для продуктов, с ограниченным физическим взаимодействием; сравнение результатов проектирования после каждой итерации или сравнение различных продуктов. Пример процедура установки ПО для синхронизации MP3-плеера с компьютером (серийный номер белыми символами на серебристом корпусе); прищуриваться, вертеть в руках, подносить к источнику света, просить подростков прочитать – хорошие индикаторы сложности задачи для пользователей. записи опытных наблюдателей сессии видеозапись сессии

Проектирование интерфейса пользователя. Лекция 14.9 Наблюдение и анализ признаков поведения, регистрируемых посредством специального оборудования Поведенческие и физиологические показатели 4 1)выражение лица; 2)слежение за взглядом; 3)анализ реакции зрачка; 4)электропроводность кожи и сердцебиение; 5)другие.

Проектирование интерфейса пользователя. Лекция Наблюдение и анализ признаков поведения, регистрируемых посредством специального оборудования. Выражение лица Поведенческие и физиологические показатели 4 потенциально точнее выражает ощущения людей (реакцию на продукт), чем их слова. Техники 1)видеозапись участника во время сессии: анализ вручную (категории выражений лица и их взаимосвязь с эмоциями); автоматический анализ видеозаписи (например, 6 эмоций – радость, злость, грусть, удивление, страх, отвращение и нейтральность).

Проектирование интерфейса пользователя. Лекция Наблюдение и анализ признаков поведения, регистрируемых посредством специального оборудования. Выражение лица Поведенческие и физиологические показатели 4 Техники 2)электромиограмма (ЭМГ) – сенсоры измеряют электрическую активность мышц лица, лоб (хмуриться) и скулы (улыбаться). Примеры 1)[Hazlett, 2003]: 28 участников, 5 задач, 2 веб-сайта; «индекс разочарования» коррелирован с традиционными показателями («успех задания»). 2)[Hazlett&Benedek, 2005]: демонстрация возможных особенностей новой ОС (Microsoft); опрос участников о понравившихся функциях; «показатель желанности» на основе ЭМГ – хотя бы одно стандартное отклонение от базиса для мышц скул (положительная реакция) и одновременное отсутствие движения мышц лба (негативная реакция). для массового использования в ю- тестировании нужны средства менее навязчивые с т. з. участника

Проектирование интерфейса пользователя. Лекция Наблюдение и анализ признаков поведения, регистрируемых посредством специального оборудования. Eye-Tracking Поведенческие и физиологические показатели 4 Без аппаратуры на голове инфракрасные источники света и инфракрасная камеры встроены в монитор; оценка отражённого света от роговицы глаза и сравнение с положением зрачка; первичная калибровка. С аппаратурой на голове оптическая или магнитная система; отслеживание поворотов головы и глаз; минимум первичной настройки; назойливый способ с т. з. участника. Пример участник не выполнил задание, так как не совершил переход по ссылке, ведущей к решению. Почему? (не нашёл её или не понял её)

Проектирование интерфейса пользователя. Лекция Наблюдение и анализ признаков поведения, регистрируемых посредством специального оборудования. Eye-Tracking Поведенческие и физиологические показатели 4 График последовательности фиксаций фиксация – задержка взгляда на определённой области интерфейса; размер окружности ~ длительности фиксации; нумерация фиксаций – последовательность перемещений взгляда; саккада – перемещение между фиксациями – линии. (а)

Проектирование интерфейса пользователя. Лекция Наблюдение и анализ признаков поведения, регистрируемых посредством специального оборудования. Eye-Tracking Поведенческие и физиологические показатели 4 «Тепловая карта» последовательности фиксаций множества участников на одной и той же странице интерфейса; самые светлые области – наибольшая плотность фиксаций. (b)(b)

Проектирование интерфейса пользователя. Лекция Наблюдение и анализ признаков поведения, регистрируемых посредством специального оборудования. Eye-Tracking Поведенческие и физиологические показатели 4 Варианты использования в ю-исследовании 1)доля пользователей, рассматривающих конкретный элемент или участок ПИ; 2)время, потраченное на просмотр конкретного элемента или участка ПИ.

Проектирование интерфейса пользователя. Лекция Наблюдение и анализ признаков поведения, регистрируемых посредством специального оборудования. Eye-Tracking Поведенческие и физиологические показатели 4 Варианты использования в ю-исследовании 3)сравнение продуктивности расположения конкретного элемента ПИ в различных местах. Пример. где разместить рекламу: над или под логотипом компании?

Проектирование интерфейса пользователя. Лекция Наблюдение и анализ признаков поведения, регистрируемых посредством специального оборудования. Eye-Tracking Поведенческие и физиологические показатели 4 Варианты использования в ю-исследовании 4)время, требуемое для обнаружения конкретного элемента ПИ: усреднить время начала первичной фиксации в области данного элемента, для всех участников, которые его заметили 5)пути изучения страницы: длина траекторий перемещения взгляда (чем короче, тем эффективнее ПИ); длительность фиксаций (чем длиннее, тем больше времени потребовалось участнику на чтение и обработку информации).

Примеры применения в ю- исследовании 1)[Igbal et al., 2004]: 4 различных задания, по 2 варианта каждого задания (легкий и трудный); существенное расширении зрачка при выполнении сложных вариантов заданий, требующих умственных усилий. 2)Узнать эмоциональную реакцию на новое графическое оформление сайта: для каждого участника измерить % отклонений от базиса, усреднить по всем участникам; или просто измерить % участников, чьи зрачки расширялись при рассматривании сайта. Проектирование интерфейса пользователя. Лекция Поведенческие и физиологические показатели 4 выявление участков с повышенной умственной концентрацией и/или эмоциональным возбуждением (увеличением интереса); многие системы отслеживания взгляда обнаруживают положение зрачка и измеряют его диаметр. Наблюдение и анализ признаков поведения, регистрируемых посредством специального оборудования. Реакция зрачка

Оборудование и показатели 1)Galvanic Skin Response (GSR) измеряет электрическое сопротивление: при волнении выделяется пот, увлажняется кожа, электропроводность повышается. 2)Частота сердцебиений при волнении сердцебиение учащается. 3)Heart Rate Variability (HRV): снижается при повышение стресса; это способность сердца биться чаще или реже в ответ на эмоциональные или физические нагрузки. Проектирование интерфейса пользователя. Лекция Поведенческие и физиологические показатели 4 выявление участков, вызывающих стресс у участников. Наблюдение и анализ признаков поведения, регистрируемых посредством специального оборудования. Электропроводность кожи и сердцебиение

Проектирование интерфейса пользователя. Лекция Поведенческие и физиологические показатели 4 Наблюдение и анализ признаков поведения, регистрируемых посредством специального оборудования. Электропроводность кожи и сердцебиение Примеры применения в ю-исследовании 1)[Ward et al., 2003]: 2 дизайна сайта, хорошо спроектированный и плохо продуманный (интенсивное использование представления функций в виде раскрывающихся список, скудные подсказки навигации, случайные всплывающие окна, необоснованная анимация); базис – измерения в первую минуту сессии; для продуманного дизайна: снижение сердцебиения и электропроводности кожи; для плохо продуманного варианта: увеличение электропроводности кожи и сердцебиение на базовом уровне.

Проектирование интерфейса пользователя. Лекция Поведенческие и физиологические показатели 4 Наблюдение и анализ признаков поведения, регистрируемых посредством специального оборудования. Электропроводность кожи и сердцебиение Примеры применения в ю-исследовании 2)[Lin et al, 2005]: 3D-игра Super Mario, 3 различных участка игры, ограничено время прохождения участка (более, чем достаточно для выполнения задачи); поиск зависимости между продуктивностью, субъективными рейтингами и электропроводностью кожи; сильная корреляция между субъективными рейтингами задач (от участников) и показаниями GSR. из опроса

Проектирование интерфейса пользователя. Лекция Поведенческие и физиологические показатели 4 Наблюдение и анализ признаков поведения, регистрируемых посредством специального оборудования. Электропроводность кожи и сердцебиение Примеры применения в ю-исследовании 3)[Trimmel et al., 2003]: анализ сердцебиения в зависимости от уровня стресса, вызванного реакцией на время ожидания загрузки веб- страницы; время загрузки страницы: 2, 10 или 22 секунды; для электропроводности кожи выявлен аналогичный шаблон.

Проектирование интерфейса пользователя. Лекция Поведенческие и физиологические показатели 4 Наблюдение и анализ признаков поведения, регистрируемых посредством специального оборудования. Электропроводность кожи и сердцебиение Применение в ежедневном ю-исследовании 1)во время сессии участники испытывают давление осознания наличия видеокамер, одностороннего зеркала, устройства слежения за взглядом; 2)зажимы на пальцы и т. п. окончательно запугают участников; 3)для измерения уровня стресса требуются менее навязчивое оборудование.

Проектирование интерфейса пользователя. Лекция Комбинированные и сравнительные показатели 5 Какова общая картина юзабилити продукта?

25 Комбинированные и сравнительные показатели 5 Проектирование интерфейса пользователя. Лекция 14. Комбинированные показатели, вычисленные относительно конечных целей Процедура: 1)Сформулировать конечные цели, например: «каждый участник должен успешно выполнить хотя бы 80% заданий и потратить на каждое задание в среднем не более 70 сек». 2)Для каждого участника выставить двоичную оценку достижения цели. 3)Вычислить % участников, которые достигли этих целей в ходе исследования. Пример средние значения отдельных показателей удовлетворяют конечной цели; успешность задания: 6 из 8 – 75%; время на задачу: 5 из 8 – 62%; однако, итоговый показатель низкий – 38%; важнее анализ показателей каждого участника в отдельности, чем их среднего < 70 сек> 80%

26 Комбинированные и сравнительные показатели 5 Проектирование интерфейса пользователя. Лекция 14. Комбинированные показатели, основанные на вычислении процентных соотношений Процедура: 1)Преобразовать значение каждого отдельного показателя (A) в процентное соотношение (P%): без использования весовых коэффициентов; с использованием весовых коэффициентов; 2)Усреднить процентные соотношения разных показателей для каждого участника. 3)Усреднить эти «средние» по всем участникам. Правила преобразования (или правила выбора минимальных или максимальных значений). 1)Если по определению значения показателя – от 0 до 100, то P = А%. Пример: SUS. 2)Если минимум – 0, а максимум известен (Max), то P = (A / Max ) * 100%. Пример: число успешно выполненных заданий, удовлетворённость по оценочной шкале. 3)Если минимум – 0, а максимум неизвестен, то Max =. Если при этом целью исследование является минимизация показателя, то P = 1 – (A / Max ) * 100%. Пример: количество ошибок. 4)Если минимум и максимум неизвестны. Max =, Min = Пример: время выполнения задания – P = ( Min / A ) * 100%.

27 Комбинированные и сравнительные показатели 5 Проектирование интерфейса пользователя. Лекция 14. Комбинированные показатели, основанные на вычислении процентных соотношений. Без использования весовых коэффициентов Пример 1. Общая оценка юзабилити – 62%; доверит. инт. (95%) – 51-72% общая оценка смещена в сторону показателей производительности

28 Комбинированные и сравнительные показатели 5 Проектирование интерфейса пользователя. Лекция 14. Пример 2. Комбинированные показатели, основанные на вычислении процентных соотношений. Без использования весовых коэффициентов ( 1 – / 5) * 100% чем больше %, тем выше оценка юзабилити

29 Комбинированные и сравнительные показатели 5 Проектирование интерфейса пользователя. Лекция 14. Комбинированные показатели, основанные на вычислении процентных соотношений. С использованием весовых коэффициентов Пример «взвешенные средние» стали ближе к оценке удовлетворённости, чем средние при равных весовых коэффициентах Для участника 1 «средняя взвешенная оценка»: (38%*1 + 47%*1 + 60%*2) / ( ) 51%

30 Комбинированные и сравнительные показатели 5 Проектирование интерфейса пользователя. Лекция 14. Комбинированный показатели, основанные на вычислении z- значений (z-scores) основано на предположении о нормальном распределение показателей; каждое множество показателей нормализуется (μ = 0, σ = 1): z = ( x – μ ) / σ, где x – значение показателя (подлежащее преобразованию); μ – среднее распределения показателя; σ – стандартное отклонение распределения показателя; z-значения показывают, на сколько значений стандартного отклонения значение показателя больше или меньше среднего; для усреднения шкалы всех показателей должны иметь одинаковое направление: бóльшие значения – лучший результат оценки. Достоинства: никаких предположений относительно минимума и максимума значений показателя; при усреднении z-значения всех показателей делают одинаковый вклад в среднее z-значение Недостатки: нельзя использовать обобщённое среднее z-значение как обобщённый показатель юзабилити, так как по определению он равен 0.

31 Комбинированные и сравнительные показатели 5 Проектирование интерфейса пользователя. Лекция 14. Комбинированный показатели, основанные на вычислении z- значений (z-scores) Пример 1. Номер участника Время за задание (сек) Завершённые задачи (всего – 15) Рейтинг (0-4) z-Время (-1) z-Задачиz-РейтингСреднее 16572,40,98-0,98-0,91-0,46-0, ,60,02-0,020,05-0,20-0, ,1-1,011,011,970,431, ,71,30-1,30-1,39-1, ,2-1,391,391,010,560, ,30,15-0,150,050,690, ,50,53-0,53-0,43-0,33-0, ,40,66-0,66-0,91-1,73-1, ,8-1,591,590,051,320, ,60,34-0,340,531,070,42 Среднее 49,78,92, Стандартное отклонение 15,572,080,791,00 0,90 Используя Excel: СРЗНАЧ( ), или AVERAGE( ); СТАНДОТКЛОН( ), или STDEV( ); НОРМАЛИЗАЦИЯ(,, ), илиSTANDARDIZE( ).

32 Комбинированные и сравнительные показатели 5 Проектирование интерфейса пользователя. Лекция 14. Комбинированный показатели, основанные на вычислении z- значений (z-scores) Пример 2. Эксперимент: цель – изучить влияние возраста пользователей на производительность при пользовании веб-сайтом; z-значения как комбинация показателей времени на задачу и успешности заданий; результат – производительность прототипа 2 выше, влияние возраста отсутствует. Область применения: итеративное исследование разных прототипов (данные из разных ю-исследований); сравнение данных от разных групп пользователей (в одном ю-исследовании); сравнение разных условий или дизайна) (в одном ю-исследовании).

33 Комбинированные и сравнительные показатели 5 Проектирование интерфейса пользователя. Лекция 14. Единый юзабилити-показатель (Single Usability Metric, SUM) 1)Jeff Sauro и др. (2005); 2)учитываются (равный вклад): показатель успешности выполнения заданий; время на задание; ошибки при выполнении задания; позадачная оценка удовлетворённости (близкая к ASQ) – три 5-бальных шкалы, простота использования, удовлетворённость и воспринимаемое время; 3)по построение SUM уровня задач (в отличие от предыдущих комбинированных показателей – уровня ю-исследования); 4)итоговый показатель даёт близкие значения к показателям, основанным на вычислении процентов или z-значений; 5)Excel-таблица для вычисления SUM на ввод четырёх показателей; значения показателей нормируются; для каждой задачи вычисляется значение SUM и его доверительный интервал.

34 Комбинированные и сравнительные показатели 5 Проектирование интерфейса пользователя. Лекция 14. Единый юзабилити-показатель (Single Usability Metric, SUM) Пример: 1)10 участников, 6 заданий; 2)цель – выяснить, какие задания участникам даются легче/сложнее остальных. доверительные интервалы

35 Комбинированные и сравнительные показатели 5 Проектирование интерфейса пользователя. Лекция 14. Графические оценочные сводки (Usability Scorecards) 1)представить данные ю-исследования таким образом, чтобы общие тенденции и наиболее важные аспекты стали наглядными – на сводных оценочных диаграммах; 2)два распространённых подвида диаграмм: для двух показателей; для трёх и более показателей.

36 Комбинированные и сравнительные показатели 5 Проектирование интерфейса пользователя. Лекция 14. Графические оценочные сводки (Usability Scorecards). Случай двух показателей Пример: 1)два показателя: уровень выполнения заданий; субъективная оценка выполнения заданий (удовлетворённость); 2)наглядно отображает: различие между заданиями; наиболее проблемные для пользователей задания; несоответствие между тенденциями разных показателей.

37 Комбинированные и сравнительные показатели 5 Проектирование интерфейса пользователя. Лекция 14. Графические оценочные сводки (Usability Scorecards). Случай трёх и более показателей Лепестковая диаграмма (radar-diagram). обобщённые значения показателей – итоги ю-исследования. Пример: 1)показатели: уровень выполнения заданий; посещения веб-страницы; аккуратность (отсутствие ошибок); оценка удовлетворённости; оценка полезности; 2)наглядно отображает: на какие аспекты продукта надо обратить внимание на следующей итерации проектирования.

38 Комбинированные и сравнительные показатели 5 Проектирование интерфейса пользователя. Лекция 14. Графические оценочные сводки (Usability Scorecards). Случай трёх и более показателей Круги Харви (Harvey Balls). 1)Harvey Poppel, Booz Allen Hamilton, 1970-е гг., – резюмирование длинных таблиц с числовыми данными; 2)представление: пять уровней отображения данных; от пустого круга (худшее значение показателя) до полностью заполненного (наилучшее значение). 3)представление данных ю- исследования на уровне заданий. Пример. таблица со слайда 34. наглядно отображает: как участники выполнили каждое задание (по строкам); какие аспекты продукта выявлены участниками как худшие/лучшие ( по столбцам).

39 Комбинированные и сравнительные показатели 5 Проектирование интерфейса пользователя. Лекция 14. Показатели, основанные на сравнении с гипотетическим эталоном. Процедура: 1)Перед ю-исследованием сформулировать цели: на уровне заданий, например: –«хотя бы 90% типичных пользователей смогут успешно зарезервировать подходящий номер в гостинице»; –«хотя бы 85% типичных пользователей смогут открыть новый счёт в сети в течение 10 минут»; –«хотя бы 95% новых пользователей смогут в течение 5 минут купить в сети выбранный ими товар»; или на уровне исследования: –«пользователи смогут успешно выполнить хотя бы 90% их задач»; –«пользователи смогут успешно выполнить свои задачи, потратив не более 3 минут в среднем на задачу»; –«пользователи дадут оценку SUS приложению хотя бы на уровне 80%». 2)Цели должны быть «измеряемыми», например, ссылаться на показатели типа: уровень успешности заданий; время выполнения заданий; аккуратность; удовлетворённость; 3)Вычислить % участников, которые достигли этих целей в ходе исследования.

40 Комбинированные и сравнительные показатели 5 Проектирование интерфейса пользователя. Лекция 14. Показатели, основанные на сравнении с гипотетическим эталоном. Пример. всего участников – 10; цели могут различаться для различных заданий. % цели, достигнутый при выполнении каждого задания.

41 Комбинированные и сравнительные показатели 5 Проектирование интерфейса пользователя. Лекция 14. Показатели, основанные на сравнении с данными о производительности экспертов. Процедура: 1)Провести два одинаковых ю-исследования: первое – с пользователями; второе – с экспертами (специалистами в предметной области продукта, досконально знакомыми как с заданиями, так и с самим продуктом). 2)Проанализировать, насколько результаты двух ю-исследований близки, имеют общие тенденции. 3)Наиболее распространённый аспект для привлечения экспертов – время выполнения заданий, для многих остальных аспектов результат работы экспертов предполагается очевидным.

42 Комбинированные и сравнительные показатели 5 Проектирование интерфейса пользователя. Лекция 14. Показатели, основанные на сравнении с данными о производительности экспертов. Пример вычислить соотношение значений показателей, полученных в ходе двух исследований – с типичными пользователями и экспертами. усреднённое значение соотношения «эксперт/пользователь» – очередной обобщённый показатель юзабилити.

43Проектирование интерфейса пользователя. Лекция 14. Прочие специализированные показатели 6

44Проектирование интерфейса пользователя. Лекция 14. Прочие специализированные показатели 6 Оценка действующего веб-сайта. Показатель отдачи ссылок (click-through rate, CTR) оценка эффективности различных способов представления ссылок; самое распространённое применение – реклама в Веб; Пример Nielsen Norman Group рекламировали свою конференцию, посвящённую вопросам юзабилити, проводимую в Лондоне; реклама показывалась пользователям поисковой системы, формулирующим соответствующие поисковые запросы. есть ли существенная разница между полученными значениями CTR?

45Проектирование интерфейса пользователя. Лекция 14. Прочие специализированные показатели 6 Оценка действующего веб-сайта. Показатель отдачи ссылок (click-through rate, CTR) критерий хи-квадрат – наиболее простой критерий проверки значимости различия двух качественных переменных; основан на выяснении, отличаются ли наблюдаемые значения от ожидаемых значений (теоретически равновероятных); CTR (Link1) = 1,4% CTR (Link2) = 1,7% Пример Процедура: 1)Построить таблицу ожидаемых частот (с равномерным распределением); 2)Вычислить значение критерия: Хи-квадрат = (Н - О)² / О; 3)Сравнить значение критерия с критическим значением, взятым из таблицы критических значений критерия с заданной вероятностью ошибки (p различие между двумя переменными (Link1 и Link 2) статистически несущественно. Иначе различие – существенно.

46Проектирование интерфейса пользователя. Лекция 14. Прочие специализированные показатели 6 Оценка действующего веб-сайта. Показатель отдачи ссылок (click-through rate, CTR) Пример (продолжение) Используя Excel: =ХИ2ТЕСТ( ; ).

47Проектирование интерфейса пользователя. Лекция 14. Прочие специализированные показатели 6 Оценка действующего веб-сайта. Показатели покидания страниц (drop-off rates) Специализированный способ выяснения, в каком месте в последовательности страниц: пользователь уходит; прерывает процесс, например, открытия счёта или совершения покупки. Пример: пользователь создаёт учетную запись; этот процесс занимает на 5 страниц; процентные соотношения в таб относительно количества пользователей, начавших процесс со страницы 1. выяснить разницу между тем, сколько человек перешли на страницу и тем, сколько её завершили успешно

48Проектирование интерфейса пользователя. Лекция 14. Прочие специализированные показатели 6 Оценка действующего веб-сайта. A/B исследование Процедура: 1)Создать два (несколько) вариантов веб-страницы – А и В, отличающиеся: взаимным расположением функциональных и информационных элементов страницы; графическим оформлением элементов или всей страницы; информационным представлением элементов страницы и др. 2)Случайным образом показывать различные варианты разным пользователям. 3)Вычислять юзабилити-показатели отдельно для каждого варианта: процент продаж для интернет-магазинов; уровень конверсии; число посетителей и др. Инструмент для A/B исследования: Google's Website Optimizer

49Проектирование интерфейса пользователя. Лекция 14. Прочие специализированные показатели 6 Оценка действующего веб-сайта. A/B исследование Пример. Вариант А (изначальный) Вариант В (перепроектированный) В: повышение процента продаж на 20%. См. blog/how-aquasoft-increased-their-sales-by-20-doing-ab- split-tests-in-multiple-phases/

50Проектирование интерфейса пользователя. Лекция 14. Прочие специализированные показатели 6 Оценка действующего веб-сайта. Многовариантное исследование исследование 1)Создать несколько вариантов представления элементов одной и той же страницы, например, заголовка, изображения, текста и др.; 2)Применять только для веб-сайтов с высоким трафиком (более 1000 показов в неделю). Инструмент для многовариантного исследования: Google's Website Optimizer. См. between-ab-testing-or-split-testing-and-multivariate-testing/

10 общих сценариев ю-исследования и наиболее подходящие для них показатели оценки 51Проектирование интерфейса пользователя. Лекция 14. Сценарий ю-исследования Успешность заданий Время на задание Ошибки Эффективность (затраты) Обучаемость Показатели, основанные на выявлении ю-аспектов для обсуждения Самоговорящие показатели Поведенческие и физиологические показатели Комбинированные и сравнительные показатели Показатели действующего веб- сайта Карточная сортировка 1) Завершение транзакции 2) Сравнение продуктов 3) Оценка частого использования продукта 4) Оценка навигации и/или информацион ной архитектуры 5) Повышение понимания продукта

10 общих сценариев ю-исследования и наиболее подходящие для них показатели оценки 52Проектирование интерфейса пользователя. Лекция 14. Сценарий ю-исследования Успешность заданий Время на задание Ошибки Эффективность (затраты) Обучаемость Показатели, основанные на выявлении ю- аспектов для обсуждения Самоговорящие показатели Поведенческие и физиологические показатели Комбинированные и сравнительные показатели Показатели действующего веб- сайта Карточная сортировка 6) Обнаружение проблем 7) Повышение юзабилити "критического" продукта 8) Создание общего позитивного опыта пользователя 9) Оценка мелких изменений 10) Сравнение альтернативных проектных решений

Количественный анализ пользовательских интерфейсов (без тестирования с участием пользователей) На самостоятельное изучение. Количественный анализ пользовательских интерфейсов (без тестирования с участием пользователей) 53 Проектирование интерфейса пользователя. Лекция 14. Джеф Раскин (Jef Raskin) (26 марта февраля 2005) специалист по компьютерным интерфейсам, автор статей по юзабилити и книги «The Human Interface», сотрудник 31 фирмы Apple Computer, наиболее известен как инициатор проекта Макинтош в конце 70-x [Википедия]. Модель GOMS (Goals, Operators, Methods, and Selection rules): один из подходов к количественному анализу моделей [Card, Moran and Newell, 1983].; позволяет выполнить сравнительный анализ нескольких моделей интерфейсов в терминах, сколько времени потребуется опытному пользователю на выполнение конкретной операции при использовании данной модели интерфейса; Другие методы оценки: количественные методы оценки производительности интерфейсов; оценка скорости движения курсора (закон Фитса); оценка времени, необходимого для принятия решения (закон Хикка).