Всё что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи. Ян Амос Коменский.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Межпредметные связи на уроках географии как средство активизации мыслительной деятельности учащихся Воронина Валентина Михайловна, учитель географии МОУ.
Advertisements

Межпредметные связи в обучении и воспитании Единый методический день г. МОУ «СОШ 7» г. Острова.
Волынкина Марина Алексеевна, учитель географии Уваровщинской СОШ, Кирсановский район, Тамбовская область.
география БиологияХимия Изобразительное искусство ФизикаИнформатикаМатематикаЛитератураИстория.
Районное методическое объединение учителей географии.
Ландшафтные исследования антропогенной трансформации геосистем Презентацию подготовил Барановский Н.П.
Андрощук Наталья Ариевна, аспирант кафедры педагогики РГПУ им. А. И. Герцена 2013.
1 Межпредметная интеграция в начальной школе. 2 Интеграция (в обучении) – это процесс установления связей между структурными компонентами содержания в.
География в системе наук: дифференциация и интеграция в географии. Система географических наук
Мастер-класс Хумарова Ирина Васильевна. Тема: «Интеграция, межпредметные связи в школьных курсах географии при традиционной и инновационной системах обучения».
Все вещи находятся во вселенной и вселенная во всех вещах; мы – в ней, она – в нас. Так все сходится в совершенном единстве. Дж. Бруно.
РЕФЕРАТ по Обществознанию ПРИРОДА И ОБЩЕСТВО. ВВЕДЕНИЕ Природа воздействует на развитие общества и как среда обитания. Однако общество неотделимо от природы.
В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в средней школе. Это не только новые технические средства, но.
Экологическое воспитание личности Выполнила : Галиуллина Азалия.
Межпредметные связи в изучении географии Одно из направлений развивающего обучения Prezentacii.com.
Выполнила : учитель физики МОУ Русская гимназия Ломакина Л. Б.
ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ. Принципы и компоненты процесса обучения Процесс обучения совокупность последовательных взаимосвязанных действий учителя и.
"Использование межпредметных связей на уроке" Выполнили: Чудиновских В. А. Сергеенкова О.В. Киршина Ю. А. «Когда приступают к изучению какого-либо предмета,
Функции процесса обучения Теория обучения Доцент Г.А.Капранов.
Транксрипт:

Всё что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи. Ян Амос Коменский.

Согласно современным тенденциям развития содержания образования одно из направлений его модернизации - интеграция ряда учебных дисциплин и попытка поиска единства различных компонентов образования. Все отрасли современной науки тесно связаны между собой, поэтому и школьные учебные предметы не могут быть изолированы друг от друга. Связь между ними - это отражение интеграции между соответствующими науками, каждая из которых в своей области изучает единый объективно существующий материальный мир. Эти связи играют важную роль в повышении практической и научно-теоретической подготовки учащихся. Значение и актуальность

В педагогической литературе имеется более 30 определений МПС, т.е. существуют самые различные подходы к их педагогической оценке и различные классификации. 1) « Межпредметные связи как дидактическое условие, обеспечивающее последовательное отражение в содержании школьных естественно-научных дисциплин объективных взаимосвязей, действующих в природе». (В. Н. Федорова, Д. М. Кирюшкин) 2) « Межпредметные связи представляют собой отражение в содержании учебных дисциплин тех диалектических взаимосвязей, которые объективно действуют в природе и познаются современными науками». (Ф.П.Соколова)

Технология межпредметного урока Технология использования межпредметных связей заключается в том, что в урок включается эпизодически материал других предметов, но при этом сохраняется самостоятельность каждого предмета со своими целями, задачами, программой. В целом сохраняется структура урока..

Интегрированные уроки именуют межпредметными: Конструирование и проведение урока двумя и более учителями разных дисциплин. Конструирование и проведение интегрированных уроков одним учителем, имеющим базовую подготовку по соответствующим дисциплинам; Создание на этой основе интегрированных тем, разделов и, наконец, элективных курсов. Классификация интегрированных уроков

Используя процесс интеграции наук в школьном обучении, реализующимся через межпредметные связи, можно достичь следующих результатов: 1. Знания приобретают качества системности

2. Умения становятся обобщенными способствуют комплексному применению знаний, их синтезу, переносу идей и методов из одной науки в другую, что лежит в основе творческого подхода к научной, художественной деятельности человека в современных условиях.

3. Усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов учащихся. 4. Более эффективно формируются их убеждения, и достигается всестороннее развитие личности. 5. Способствует оптимизации, интенсификации учебной и педагогической деятельности.

А это, по мнению Сухомлинского, и дает «желанное пробуждение мысли». На интегрированных уроках дети учатся понимать прекрасное, ценить красоту жизни, беречь добрые отношения между людьми. Следовательно, создание таких уроков помогает сформировать у ребенка систему нравственных ценностей и идеалов. Результатом проведения интегрированных уроков является развитие эмоциональной сферы детей

создает новые условия деятельности учителей и учащихся и представляет собой действенную модель активации мыслительной деятельности и развивающих приемов обучения. Интегрированное обучение

Интеграция необходима в современной системе образования. в современной школе учебные дисциплины носят конкурирующий характер. Каждая противостоит всем остальным, как бы претендуя на большую значимость по сравнению с другими. каждая из школьных дисциплин сама по себе представляет набор сведений из определенной области знаний, поэтому не может претендовать на системное описание действительности традиционная монологическа я система в образовании почти полностью утратила свою практическую эффективность.

Интеграция предметов возможна тогда, когда выполняется ряд условий: объекты исследования должны совпадать либо быть достаточно близкими; в интегрированных учебных предметах используются одинаковые или близкие методы исследования; интегрируемые учебные предметы строятся на общих закономерностях, общих теоретических концепциях.

География настолько универсальна, что при желании может интегрироваться с любым предметом. В каждом уроке географии можно найти связь с какой-либо дисциплиной. География тесно связана со многими науками, такими как математика, химия, физика, экономика и другими, что позволяет осуществлять, как опорные, так и перспективные, межпредметные связи.

Цели и задачи географического и экологического образования во многом совпадают и тесно взаимосвязаны. Так, методологической основой экологии является полинаучность, комплексный и системный подход. Комплексность, учение о геосистемах служат теоретической основой географии.

В этом случае близость географической науки к экологии очевидна, поскольку она вытекает из содержания экологии как науки, «изучающей отношения организмов между собой и окружающей средой». В одном из словарей отмечено, что география представляет собой «систему естественных и общественных наук, изучающих природные и производственные географические комплексы и их компоненты. Систему географических наук объединяет тесная взаимосвязь между изучаемыми ими объектами и общностью конечной задачи, заключающейся в комплексном исследовании природы, населения и хозяйства и в установлении характера взаимодействия между человеческим обществом и географической средой».

Многообразие экологических знаний, формируемых в курсе физической географии, может быть объединено в несколько разделов:

Указанные знания формируются преимущественно в курсе физической географии и расширяются в курсе экономической географии при рассмотрении влияния человека на компоненты природного комплекса.

Значение природы и оценка условий для жизни и деятельности человека, антропогенное изменение природной среды, формы и способы охраны природы, глобальные геоэкологические проблемы и социально-политические аспекты геоэкологических проблем).

Землепользование, водопользование, использование биоресурсов, меры по охране и принципы рационального природопользования).

Программа курса географии средней школы предполагает последовательное ознакомление учащихся с природой Земли, её разнообразием, с единством процессов, происходящих в компонентах природы. Страноведческая направленность программы отражает подход к процессу взаимодействия человека и природы, влияния хозяйственной деятельности человека на природный комплекс и возникающие при этом проблемы. Программами предусмотрен возрастной подход к ознакомлению с проблемами охраны окружающей среды. Вместе с тем, основная масса учащихся мало вовлечена в практическую работу по отработке природоохранных навыков. В результате проводимых мероприятий, учащимися усвоены правила поведения при контактах с природой (не рвать, не сорить, не жечь и т.д.), но этого не достаточно. Для того, чтобы эти правила стали нормой поведения, необходимо осознанное понимание процессов, происходящих во взаимодействии человека и природы. Здесь на помощь учителю географии приходит экология, которая своей концепцией является связующим звеном законов развития природы, человека и общества – провожу уроки географии, интегрированные с экологией.

География: 8 класс При изучении видов транспорта. Хозяйственная деятельность человека. География: 10 класс «Земельные ресурсы, проблемы использования» Показать, что подлинное богатство человечества это почвы, которые являются продуктом тысячелетий. Выделить регионы и континенты, которые занимают ведущие позиции обрабатываемых земель, лугов и пастбищ. Вывод на уроке может быть таким: сохранение земельного фонда планеты одна из важнейших задач человечества. Особо важное значение в современном мире приобретает рекультивация земель. Домашнее задание: Какие экологические последствия возникают при нерациональном использовании земельных ресурсов.

В качестве таковых средств могут выступать различные фотографии. Это могут быть фотографии из учебников, а также из иных источников: научно-популярной литературы, периодических изданий, коллекций на компакт-дисках, интернета, собственных коллекций учителя. Особенно интересно использование фотографий при изучении природных зон и районов России. Здесь вводя понятие естественных и антропогенных ландшафтов, необходимо проиллюстрировать их различия. Кроме того, эффективен способ противопоставления фотографий. С помощью его можно красноречиво показать результаты, вредящей природе деятельности человека, показывая фотографии до и после такой деятельности. В основу данного приёма положен метод экологической лабилизации

Показ кино- и видеофильмов позволяет создать ещё большую наглядность изложения. Кроме того, эти средства в отличие от статичной фотографии способны передавать динамизм процессов. Целесообразен показ фильмов посвященных экологическим проблемам конкретных территорий: загрязнение Байкала, опустынивание Калмыкии и т.д. Но кроме этого возможен показ фильмов рассказывающих об уязвимых местах природных ландшафтов: невосполнимое сведение лесов вдоль северной границы лесотундры, опустынивании сухих степей и полупустынь Прикаспия и т.д. Последнее направление использования данного средства может быть даже предпочтительнее, поскольку экологическое образование не должно быть переполнено негативной информацией. Ученики должны познать не только проблемы природы, но и её естественную сущность, красоту и привлекательность.

Кроме изображений реальных объектов применимы и условные изображения объектов и явлений. Специфика экологического образования в курсе географии заключается в возможности (и необходимости) использования карт. С их помощью ученики могут проанализировать географические закономерности распространения экологических проблем.

Важно отметить, что школьной географии принадлежит сегодня доминирующее значение в механизме интеграции учебных дисциплин среднего образования, затрагивающих сферу регулирования окружающей человека среды. Для более эффективной реализации экологических задач обучения и воспитания в учебном процессе важно привлечь к школьной географии содержание других дисциплин. Например, при рассмотрении влияния ряда отраслей промышленности на загрязнение воздуха и вод целесообразно опираться на данные химии (образование кислотных дождей), биологии (воздействие кислотных дождей на живую природу).

Целесообразность интеграции географии и экологии сомнений не вызывает. Полученные на интегрированных уроках знания необходимы каждому человеку для того, чтобы осознать свою роль и место в жизни, определить активную жизненную позицию. Интегрированные уроки можно проводить в различных формах: – традиционные уроки с включением экологических вопросов; – межпредметные уроки; – уроки внутрипредметного обобщения; – ролевая игра.

1. Традиционные уроки по предмету с фрагментарным включением экологического содержания. Это сравнительно небольшой по объему материал, ненарушающий основную тему и структуру программных разделов, дополнение темы урока фактическим учебным материалом, достаточно ярко иллюстрирующим изучаемые программные темы по физической и экономической географии. 2. Уроки, посвященные программной экологической проблеме. На них обобщается фактический материал по конкретной эколого-географической проблеме, знания по которой накапливались и формировались на протяжении изучения отдельных уроков и целых тем. 3. Творческие уроки по решению злободневных экологических проблем, связанных с географией: это заседания «круглого стола», «мозговые штурмы», дискуссии. Результаты таких уроков оформляются в виде предложений, статей или передач в школьных СМИ, а также в других средствах гласности.

Уроки межпредметного обобщения могут быть разнообразными по целям и учебным задачам, по содержанию и структуре. Среди них можно выделить следующие типы: 1.Уроки свободных мыслей по обсуждению интересующих школьников экологических проблем, возникающих на грани с другими областями знаний, например, разнообразие ландшафтов и биоразнообразие (география – биология); шумовое (или радиоактивное) загрязнение окружающей среды (география – физика); загрязнение окружающего воздуха (география – химия) и др. 2. Аукцион проектов решения локальных экологических проблем. Каждая группа предлагает свои проекты решения учебных проблем, которые могут быть сформулированы по-разному. Реальные предложения: «Как превратить отходы в доходы?»; «Как благоустроить территорию школьного двора?» и др. Далее жюри, состоящее из кружковцев, учителей и представителей администрации, оценивает проекты и принимает их полностью или частично к реализации. 3. Пути решения экологических проблем в разных странах мира, на разных континентах. Урок проводится в виде обзора по публикациям, радио- и телепередачам, по сайтам Internet.

который влияет на отбор и структуру учебного материала целого ряда предметов, усиливая системность знаний учащихся, активизирует методы обучения, ориентирует на применение комплексных форм организации обучения, обеспечивая единство учебно-воспитательного процесса.

В.А.Сухомлинский говорил, что детство - это каждодневное открытие мира, и нужно сделать так, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием природы, человека и Отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем не сравнимая красота природы и Отечества. Он считал, что знакомить детей с каждым предметом надо в его связях с другими, « открыть его так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги». Этим восстанавливается естественно- природный процесс познания мира учащимися. Познавательная деятельность ребенка возможна лишь там, где созданы определенные условия для ее развития. И в этом огромную роль играет интеграция учебного процесса.

На таких уроках дети учатся понимать прекрасное, ценить красоту жизни, беречь добрые отношения между людьми. Следовательно, организация уроков с использованием межпредметных связей помогает сформировать у ребенка систему нравственных ценностей и идеалов. Подводя итог, хочется отметить, что интеграция предметов в современной школе – реальная потребность времени, необходимая всем тем, кто заинтересован в формировании всесторонне развитой личности, а также всем, кто занимается вопросами педагогического образования.

«Велика и поразительна область географии. Где найдутся предметы, сильнее говорящие юному воображению! Какая другая наука может быть прекраснее для детей, может быстрее возвысить поэзию младенческой души их!» Н.В.Гоголь.