1 САНКТ-ПЕТЕРБУРГ 2012 Основные направления совершенствования и новации в нормативном регулировании по вопросам охраны труда Заместитель директора департамента.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДОЛЖНОСТЕЙ СПЕЦИАЛИСТОВ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ РАБОТЫ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА ФГБУ «ВНИИ охраны и экономики труда» Минздравсоцразвития.
Advertisements

РЕФОРМИРОВАНИЕ НОРМАТИВНОЙ ПРАВОВОЙ БАЗЫ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА Технический инспектор труда Кирилах Т.А.
Обязанности работодателя по обеспечению безопасности условий охраны труда.
Новый порядок проведения государственной экспертизы условий труда Начальник отдела политики охраны труда Департамента условий и охраны труда Минтруда России.
1 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКСПЕРТИЗА УСЛОВИЙ ТРУДА Государственная экспертиза условий труда - оценка соответствия объекта экспертизы государственным нормативным.
ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ И ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА Директор Департамента условий и охраны труда Корж.
1 Реформирование системы управления охраной труда в Российской Федерации Жарова Наталия Викторовна.
1 С ОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПОДБОРУ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ОХРАНЕ ТРУДА О.В. Л ЕВШИНА заместитель начальника отдела профилактики производственного травматизма и.
Современные подходы к системному управлению охраной труда и профессиональными рисками Директор Департамента заработной платы, охраны труда и социального.
Уполномоченный по охране труда профсоюзного комитета образовательного учреждения.
Машковцева С.А.начальник дошкольного отдела департамента образования администрации г.Кирова.
1 РОССИЯ 2010 «Основные направления развития системы оказания услуг в области охраны труда. О требованиях к деятельности аттестующих организаций в условиях.
Статистика типовых и массовых нарушений обязательных требований, анализ возможных причин возникновения типовых и массовых нарушений обязательных требований,
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ РАБОТЫ ПО АТТЕСТАЦИИ РАБОЧИХ МЕСТ ПО УСЛОВИЯМ ТРУДА И СЕРТИФИКАЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ ОХРАНЫ ТРУДА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ И В ОРГАНИЗАЦИЯХ ВОЛГОГРАДСКОЙ.
Вопрос 1. Основные положения законодательства Российской Федерации о труде и об охране труда.
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ от 26 апреля 2011г. 342н ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ПРОВЕДЕНИЯ АТТЕСТАЦИИ РАБОЧИХ.
Конституция Российской Федерации (Ст.37, п.3 ): «Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены…» Трудовой кодекс.
«Охрана труда – задачи модернизации» директор Департамента заработной платы, охраны труда и социального партнерства Н.В. Жарова РОССИЯ, 2012.
Company LOGO 24) обеспечение функционирования системы внутреннего мониторинга качества образования в образовательном учреждении РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ЗАКОН.
Предварительные и периодические медицинские осмотры Игорь Леонидович Путилов Заместитель начальника Центрального Екатеринбургского отдела Управления Роспотребнадзора.
Транксрипт:

1 САНКТ-ПЕТЕРБУРГ 2012 Основные направления совершенствования и новации в нормативном регулировании по вопросам охраны труда Заместитель директора департамента заработной платы, охраны труда и социального партнерства Минздравсоцразвития России В. А. Корж

Привлечение в реальный сектор экономики квалифицированных рабочих требует создания комфортных и безопасных рабочих мест Вместе с тем, современное состояние условий труда и системы управления охранной труда создают ограничения для развития инновационной экономики Совершенствование законодательства об охране труда в Российской Федерации

3 ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ЗАДАЧИ МОДЕРНИЗАЦИИ В СФЕРЕ ОХРАНЫ ТРУДА Основной целью модернизации системы управления охраной труда, направленной на постоянное улучшение условий труда работников является переход от компенсационной, затратной модели управления охраной труда к современной системе управления профессиональными рисками, позволяющей реализовать превентивные подходы к сохранению здоровья работников на производстве и сократить все виды издержек, связанных с неблагоприятными условиями труда.

4 комплексные меры: 1. Совершенствование трудового законодательства; 2. Внедрение механизмов экономического стимулирования работодателей к улучшению условий труда; 3. Создание национальной информационной системы о состоянии условий труда и профессиональных рисках; 4. Формирование прогноза возникновения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости; 5. Совершенствование системы нормативов в области охраны труда; 6. Реформирование системы медико-профилактического обслуживания работников; 7. Повышение качества обеспечения работников средствами индивидуальной защиты (СИЗ); 8. Совершенствование деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны труда.

5 В целях формирования современной системы управления охраной труда 1. Организационные, экономические, правовые механизмы управления охраной труда 2. Система оценки профессиональных рисков 3. Система управления профессиональными рисками

6 организационные, экономические, правовые механизмы управления профессиональными рисками - в Трудовой кодекс Российской Федерации введены понятия «профессиональный риск» и «управление профессиональными рисками» - приняты изменения в Федеральный закон об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, предусматривающие увязку скидок (надбавок) к страховым тарифам в зависимости от условий труда обеспечение в период 2013 – 2014 г.г. перехода к установлению страховых тарифов в системе обязательного социального страхования на основе индивидуального уровня профессионального риска у каждого конкретного работодателя. - реализуются меры, направленные на переход к назначению компенсаций на основании реальных условий труда на рабочих местах, определяемых по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, закрепленный постановлением Правительства РФ от 20 ноября 2008 г ведется работа по созданию национальной информационной системы по охране и условиям труда, формированию инструмента прогнозирования возникновения производственного травматизма и профзаболеваемости - подготовка изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в целях регламентации прав и обязанностей субъектов трудовых отношений, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере оценки и управления профессиональными рисками

7 в целях повышения достоверности оценки условий труда и профессиональных рисков: 1) сформирована независимая система оказания услуг в области охраны труда путем введения процедуры обязательной аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда (приказ Минздравсоцразвития России от г. 205н); 2) принят новый Порядок аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда; 3) проводится системная работа по контролю за деятельностью аттестующих организаций, качеством проводимых ими работ по оценке условий труда работников; 4) принят новый порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, устанавливающий прозрачные, понятные работодателю и работнику процедуры (приказ Минздравсоцразвития России от 26 апреля 2011 г. 342н); разрабатывается порядок оценки профессиональных рисков; 5) утвержден перечень измерений, производимых при выполнении работ по обеспечению безопасных условий и охраны труда, в том числе на опасных производственных объектах, а также обязательные метрологические требования к данным измерениям, которые позволят более точно определить принадлежность рабочего места к тому или иному классу условий труда (приказ Минздравсоцразвития России от г. 1034н); 6) во исполнение поручения Президента Российской Федерации Д.А. Медведева в течение 2012 – 2013 г.г. осуществление гармонизации санитарных норм, устанавливающих требования к уровням факторов рабочей среды, с нормами, установленными в развитых странах мира 7) Минздравсоцразвития России утвержден Приказ от 17 мая 2012 года 558н «Об утверждении порядка проведения государственной экспертизы условий труда в Российской Федерации и перечня документации и материалов, представляемых на государственную экспертизу условий труда (в зависимости от объекта экспертизы)

8 в целях формирования системы управления профессиональными рисками: 1)Разрабатывается положение об управлении профессиональными рисками 2)Проводится работа по созданию и внедрению механизмов управления условиями труда -обеспечение работников СИЗ на основе единого каталога средств индивидуальной защиты, исходя исключительно из фактических условий труда на каждом рабочем месте, объективно установленных по результатам аттестации рабочих мест -Утвержден Перечень типовых мероприятий по улучшению условий труда 3)Внедряются механизмы профилактики здоровья работающих - Проведение предварительных и периодических медицинских осмотров 4)Осуществляется формирование системы подготовки работников по вопросам охраны труда и поддержания их компетенций в этой сфере - Квалификационные характеристики специалистов по охране труда (утверждены), подготовка профстандартов - Проработка вопроса о введении специальности ВПО «Охрана труда и управление профессиональными рисками», подготовка проекта федерального государственного образовательного стандарта и ФГТ - Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны руда (утвержден)

9 Трудовой Кодекс Российской Федерации рассматривает государственную экспертизу условий труда одним из элементов государственного управления охраной труда. Государственная экспертиза условий труда направлена на обеспечение законных прав работников на труд, отвечающих требованиям охраны труда. В случае непроведения на производственном объекте аттестации рабочих мест по условиям труда государственная экспертиза условий труда обеспечивает заключение о соответствии условий труда требованиям охраны труда на рабочем месте и полагающихся работникам компенсаций за работу во вредных условиях труда. Значимость государственной экспертизы условий труда

10 Приказ Министерства здравоохранения и социального развития России от 17 мая 2012 года 558 н определил Перечень документации и материалов, представляемых на государственную экспертизу условий труда (в зависимости от объекта экспертизы), согласно приложению 2. Порядок проведения государственной экспертизы условий труда в Российской Федерации согласно приложению 1. Структура Порядка: общие положения, права, обязанности и ответственность органа государственной экспертизы и государственного эксперта, порядок подачи и регистрации заявлений о проведении государственной экспертизы условий труда, правила проведения государственной экспертизы условий труда и оформления ее результатов, заключительные положения

11 Разграничены полномочия по проведению государственной экспертизы условий труда между федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда. Государственная экспертиза условий труда, проводимая в целях оценки соответствия проектов строительства, реконструкции, технического переоснащения производственных объектов государственным нормативным требованиям охраны труда, проводится в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. Государственная экспертиза условий труда, проводимая в целях оценки соответствия проектов производства и внедрения новой техники, внедрения новых технологий требованиям безопасности, в том числе содержащимся в государственных нормативных требованиях охраны труда, проводится в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Предмет Порядка государственной экспертизы условий труда, утвержденного приказом МЗСР РФ от н

12 В случае, если заявителем является работник, то государственная экспертиза условий труда проводится в отношении условий труда на его рабочем месте (рабочих местах). Объектами экспертизы являются: –Качество проведения аттестации рабочих мест –Правильность предоставления работникам компенсаций –Фактические условия труда работников В зависимости от объекта экспертизы, утверждены перечни документации и материалов, представляемых на государственную экспертизу условий труда. Подробно прописана процедура организации и проведения государственной экспертизы условий труда. Четко определены права, обязанности и ограничения для государственных экспертов условий труда, требования к их квалификации и опыту. Инновации Порядка государственной экспертизы условий труда, утвержденного приказом МЗСР РФ от н

13 Инновации Порядка государственной экспертизы условий труда, утвержденного приказом МЗСР РФ от н Эксперты (комиссия) Орган гос. экспертизы Заявитель / иная заинтересованная сторона направление заявления регистрация заявление назначение экспертов (комиссии) рассмотрение заявления соответствует НЕ соответствует заявителю для устранение нарушений в компетентный гос. орган отсутствие в заявлении сведений, предусмотренных пунктом 15 Порядка; непредставление документации и материалов, предусмотренных Перечнем (если заявителем является работодатель); экспертиза документов и материалов привлечение лаборатории обязательно в случаях: несогласия заявителя с результатами замеров в ходе аттестации; необходимости оценки условий труда непосредственно перед НС. подготовка заключения внесение заключения в реестр заявителю работодателю аттестующей организации иные заинтересованные стороны (по требованию) согласие не согласие обжалование в суде отсутствие у органа гос. экспертизы полномочий по проведению гос. экспертизы условий труда у работодателя или в его обособленном подразделении, в отношении рабочих мест которого поступило заявление. устранение недостатков утверждение заключения федеральная система сбора, обработки и хранения запрос документации и материалов у работодателя

14 Инновации Порядка государственной экспертизы условий труда, утвержденного приказом МЗСР РФ от н Объекты государственной экспертизы условий труда Оценка качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда Оценка соответствия государственным нормативным требованиям охраны труда оформленных в установленном порядке материалов и документации по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда Оценка правильности предоставления работникам компенсаций за тяжелую работу, работу вредными и (или) опасными условиями труда Оценка соответствия государственным нормативным требованиям охраны труда и документации материалов, обосновывающих и устанавливающих следующие виды компенсаций: -сокращенная продолжительность рабочего времени; -ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск; -повышенный размер оплаты труда Оценка фактических условий труда работников Оценка соответствия государственным нормативным требованиям охраны труда и документации материалов, подтверждающих соответствие государственным нормативным требованиям охраны труда следующие объекты: - здания, сооружения, оборудование, технологические процессы, применяемые инструменты, сырье и материалы; - средства индивидуальной и коллективной защиты работников; - фактические уровни факторов производственной среды и трудового процесса; - материалы аттестации рабочих мест по условиям труда и оценки профессиональных рисков; - санитарно бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников; - режимы труда и отдыха работников; - обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, оказание первой медицинской помощи, проведение инструктажей, стажировок и проверка знаний требований охраны труда; - предоставление компенсаций; - меры по предотвращению АС и травмирования работников; - меры по оказанию первой помощи; - ознакомление работников с требованиями охраны труда; - локальные нормативные акты и инструкции по охране труда

15 Обеспечение подготовки специалистов по вопросам охраны труда 71 млн. занятых в экономике, из них - 61 млн. работников 5 млн. работодателей, из них - 3 млн. действующих Требования к специалисту на рынке: - право профессиональной деятельности - уровень основного образования, квалификация - дополнительное образование - личностные характеристики - практический опыт и навыки - поддержание компетентности

16 ЕДИНЫЙ КВАЛИФИКАЦИОННЫЙ СПРАВОЧНИК ДОЛЖНОСТЕЙ РУКОВОДИТЕЛЕЙ, СПЕЦИАЛИСТОВ И СЛУЖАЩИХ, раздел «Квалификационные характеристики должностей специалистов, осуществляющих работы в области охраны труда» Квалификационные характеристики призваны способствовать правильному подбору и расстановке кадров, обучению и повышению их квалификации, а также установлению единых подходов при определении их должностных обязанностей и предъявляемых к ним квалификационных требований (Приказ Минздравсоцразвития России от 17 мая 2012 года 559н) Могут применяться в качестве нормативных документов или служить основой для разработки должностных инструкций Характеристики представлены для руководителей служб охраны труда и специалистов по охране труда. Квалификационные характеристики каждой должности имеют три раздела: должностные обязанности; должен знать; требования к квалификации.

17 ЕДИНЫЙ КВАЛИФИКАЦИОННЫЙ СПРАВОЧНИК ДОЛЖНОСТЕЙ РУКОВОДИТЕЛЕЙ, СПЕЦИАЛИСТОВ И СЛУЖАЩИХ, раздел «Квалификационные характеристики должностей специалистов, осуществляющих работы в области охраны труда» Действующий Квалификационный справочник - Начальник отдела охраны труда - Инженер по охране труда Приказ Минздравсоцразвития России от 17 мая 2012 года 559н - Руководитель службы охраны труда - Специалист по охране труда Новации - дополнены обязанности, знания и навыки по управлению профессиональными рисками - усилена методическая компонента знаний - уточнены требования к обязанностям в связи с изменениями в законодательстве «Должностные обязанности», «Должен знать»

18 ЕДИНЫЙ КВАЛИФИКАЦИОННЫЙ СПРАВОЧНИК ДОЛЖНОСТЕЙ РУКОВОДИТЕЛЕЙ, СПЕЦИАЛИСТОВ И СЛУЖАЩИХ, раздел «Квалификационные характеристики должностей специалистов, осуществляющих работы в области охраны труда» Действующий Квалификационный справочник Высшее профессиональное (техническое) образование + стаж работы Инженер по охране труда (без категории) …или среднее профессиональное (техническое) образования + стаж работы Приказ Минздравсоцразвития России от 17 мая 2012 года 559н Высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Техносферная безопасность» или соответствующим ему направлениям подготовки (специальностям) по обеспечению безопасности производственной деятельности либо высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование (профессиональная переподготовка) в области охраны труда + стаж работы Специалист по охране труда (без категории) …или среднее профессиональное образование и ДПО (профессиональная переподготовка) в области охраны труда + стаж работы «Требования к квалификации»

19 Образовательные стандарты по специальностям различных квалификаций высшего профессионального образования (бакалавр/специалист/магистр) Имеют узкоспециальную направленность и не обеспечивают подготовку специалиста- универсала, способного в соответствии с приобретенными в ходе обучения компетенциями решить полный комплекс задач в сфере социально-трудовых отношений, производственной и санитарно-гигиенической безопасности на большинстве предприятий (организаций) Введение направления подготовки (специальности) высшего профессионального образования «Охрана труда и управление профессиональными рисками» позволит готовить востребованных и квалифицированных специалистов, способных в соответствии со своими компетенциями качественно выполнять обязанности на предприятиях (организациях) самого широкого спектра деятельности, различных форм бизнеса в соответствии с современными требованиями на основе отечественного и зарубежного опыта. «Техносферная безопасность» - бакалавр/магистр; «Управление персоналом» - бакалавр/магистр; «Социальная работа» - бакалавр/магистр; «Физические процессы горного и нефтегазового производства» - специалист; «Специальные системы жизнеобеспечения» - специалист.

20 Новая специальность Экономика и управление Охрана труда и управление профессиональными рисками Информационная безопасность Проводимая работа: 1.Включение компетенций в сфере охраны труда и управления профессиональными рисками в ФГОС ВПО инженерных и управленческих специальностей 2.Разработка ФГОС ВПО по направлению подготовки «Охрана труда и профессиональные риски» (проект на стадии обсуждения) 3.Проработка вопроса о ФГТ