Психофизиология развития, истоки инициативы и самостоятельности Б.А.Архипов.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Физическая подготовленность мальчиков старшего дошкольного возраста.
Advertisements

О новых требованиях к осуществлению преемственности в свете ФГТ и ФГОС.
Старший воспитатель ГБДОУ 40 Приморского района Рудик Т.И.
1.Краткая характеристика основных форм труда. Физиология труда. Физиология труда – это наука, изучающая функционирование человеческого организма во время.
Реализацияздоровьесберегающихобразовательных технологий технологий на уроках истории.
Музыкальные игры в ДОУ. Игра - оптимальное психолого-педагогическое средств, которое позволяет всесторонне влиять на развитие детей. Цели : 1.Удовольствие.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Росинка» Использование логопедической ритмики в коррекционной работе с детьми.
Образовательный проект Автор проекта: Белоголова Ю. В. – старший воспитатель МДОУ 52 г. Красноярска.
План: 1. Концепция здоровьесберегающего воспитания и обучения. 2. Понятие «здоровье» как основополагающее в характеристике данного типа образовательных.
Психологическое здоровье студента.. Существует более 300 определений здоровья, в которых здоровье определяется: как состояние полного физического, психического.
ДОКЛАД. Музыкальное воспитание, как средство раскрытия творческого потенциала детей с ограниченными возможностями. Вихрова О.А.
Детский сад компенсирующего вида 940. НАПРАВЛЕНИЕ В РАБОТЕ ВНУТРИ ГЭП: РАЗРАБОТКА И АПРОБАЦИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО- ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ.
Педагог-психолог высшей квалификационной категории МАДОУ «ЦРР – Детский сад 396» Приволжского района Г.Казани Кравчук И.В.
Задачи и функции педагога-психолога в работе с детьми раннего возраста.
Психолого-педагогическое сопровождение детей- инвалидов в условиях инклюзивного образования Педагог-психолог МОУ СОШ 34 Литовченко И.А.
Аэробика, как одна из нетрадиционных форм организации физической активности детей дошкольного возраста. МБДОУ ДС КВ 21 Будкина Ирина Викторовна инструктор.
Из опыта работы социально-психолого- педагогической службы МОУ Ремонтненской гимназии 1.
« Забота о здоровье это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие,
Деятельность администрации МДОУ по организации и контролю психофизического развития дошкольников Составила: Резепина Е.А. заведующий МДОУ детский сад 32.
«Формирование качеств будущих школьников у детей неготовых к обучению в школе» Педагог-психолог Надежда Владимировна Резникова «Формирование качеств будущих.
Транксрипт:

Психофизиология развития, истоки инициативы и самостоятельности Б.А.Архипов

Тема: «Интегративные технологии сохранения и укрепления здоровья дошкольника» Научный руководитель, к.м.н., профессор, МГПУ «Кафедра клинических основ специальной психологии и специальной педагогики» Архипов Б.А Ответственый исполнитель., психолог Канунникова Э.П Экспериментальные площадки г. Москвы: Школы – «МЭШ», «Бакалавр», «МХШ». Д/сады – «МЭШ», «Бакалавр», «ЦЛП», Интегративные д/сады – 1465, 288, 855.

Уровни экспериментальных площадок дошкольного учреждения «Эмоционально- образная педагогика с элементами психофизиологического сопровождения» год «Интегративные технологии сохранения и укрепления здоровья дошкольника средствами психолого-педагогическими сопровождения» год «Формирование эмоционального интеллекта» год «Сохранение и укрепление здоровья дошкольника психолого-педагогическими средствами» год

Цель исследований - сохранение и укрепление здоровья ребенка, повышение его функциональных резервов и адаптационного потенциала организма для улучшения качества жизни. Объект исследования: здоровье ребенка в образовательном пространстве, способы и пути его улучшения с помощью здоровьесберегающих технологий. Предмет исследования: влияние оздоровительных психолого- педагогическиих технологий, их синтез и эффективность воздействия на здоровье ребенка. Программа научного исследования

Направления исследований Методика определения психофизиологического типа ребенка Ребенок «сегодня» Методы оценки здоровья «Норма здоровья» Понятие «здоровья» Здоровьесберегающие технологии Музыкальные технологии Технологии телесной терапии Методика формирования эмоционального интеллекта

Определение «здоровья» Согласно определению Устава Всемирной организации здравоохранения (1948 г.), «Здоровье» - это такое состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, душевное и социальное благополучие. В рамках экспериментальной площадки «Здоровье»- оптимальное функциональное состояние ребенка, функциональная и физиологическая зрелость, которая позволяет активно участвовать в учебном процессе, обладать творческим потенциалом и устойчивой работоспособностью и способствует проявлению успешности в деятельности, поведении, в жизни. Здоровье человека зависит от равновесия между внутренней средой организма и внешней, окружающей человека. Данное состояние динамично и поддерживается функциональной активностью вегетативной нервной системы

Парасимпатическая система. Дыхание, кровообращение, релаксация, тонус сосудистой системы связаны с ее активностью. Симпатическая система правый аспект. Определяет тонус интеллектуального и физического состояния Симпатическая система левый аспект. Определяет тонус психо- эмоционального состояния Вегетативная нервная система- осуществляет управление вегетативными функциями организма, связанными с жизнеобеспечивающей деятельностью внутренних органов.

Баланс вегетативной нервной системы - это то условие от которого зависит здоровье, поведение, успешность в жизни, возможность эволюционного роста человека. Правый аспект СНС Левый аспект СНС Парасимпатика Искусство баланса состоит в том, чтобы поддерживать равновесие между левым и правым аспектом симпатической нервной системы.

Вегетативная нервная система и уровни построения психики 7. Уровень Духовный 6. Уровень Ценностного осознания 5. Уровень Коммуникативный 4. Уровень психический /личностный/ 3. Уровень Эмоционально- волевой 2. Уровень Сенсомоторный 1. Уровень Рефлекторный Уровни психического развития пространственно и функционально сопряжены с вегетативной нервной системой. 7. Лимбическая область мозга 6. Зрительный перекрест нервов 5. Шейное сплетение 4. Сердечное сплетение 3. Солнечное сплетение 2. Аортальное сплетение 1. Тазовое сплетение

Если поведение не соответствует этому, то происходит потеря уровня качества восприятия, анализа и осознания, тем самым определяя принципиальную неспособность к высококачественной творческой реализации. Иерархия построения уровней психического развития 1. Рефлекторный 2. Сенсо-моторный 3. Эмоционально-волевой 4. Личностный 5.Коммуникативный 6.Ценностное осознание 7.Духовн ый ГйГй Существует идеальный паттерн поведения для оптимального функционирования каждого из семи уровней.

Многоуровневая организация пространственных функций

Образ идеального ребенка Образ современного ребенка

Современный ребенок Результаты диагностики функциональной, психоневрологической, психофизиологической, психологической, логопедической. Для современного ребенка характерно: -Несовершенство механизма адаптации к внешним условиям. - Проявления гиперподвижности, расторможенности, инфантильности, абулии, гипо- или гиперсенситивности. - Симптомы незрелости ЦНС; рефлектороная и сенсомоторная дистония, тикоидные проявления, невозможность услышать просьбу с первого раза, избыточная вокализация, сенсорная дезинтеграция. - Особенности межполушарного взаимодействия с обкрадыванием зрительного, слухового и кинестетического пространства. -Задержка речевого развития, фонетико-фонематические проблемы.

МЕТОДИКА оценки здоровья В качестве диагностического инструмента используется «аппаратно- программный комплекс анализа изменений сердечного ритма». Экспресс диагностика в течении 5 мин.

Диагностика психофизиологическая позволяет: получить бальную оценку уровня здоровья охарактеризовать активность различных отделов вегетативной нервной системы выделить устойчивые индивидуальные характеристики, судить о особенностях связанных с поведением прогнозировать трудности в процессе учебной деятельности, оценить угрожающие здоровью перегрузки. осуществить индивидуальный подход в преодолении трудностей

Гистограмма, скатерграмма для разных психотипов Истощение Функциональных систем Перенапряжение Функциональных систем Инфатильный тип Норма Гиперактивный тип

Здоровьесберегающие технологии 1. Музыкальные технологии. Хоровое сольфеджио. Действуют на все уровни психического развития, способствуют гармонизации деятельности вегетативной нервной системы. 2. Технологии телесной практики. Специальный комплекс упражнений. Консилидируют ритмы с телом. Воздействие охватывает все двигательные уровни 3. Технологии формирования «Эмоционального интеллекта»

СИ ЛЯ СОЛЬ ФА МИ РЕ ДО Гармонизация работы вегетативной нервной системы через звукоряд Двенадцать звуков, из которых состоит октава, гармонично увязаны с системами нашего организма. Мелодический строй музыки воздействует на правое полушарие мозга, музыкальные ритмы на левое. Изменив отношение к процессу музыкального воспитания, расширив границы требуемого понимания музыкальной культуры, можно достичь психического и физического оздоровления, раскрытия потенциальных и в том числе творческих возможностей ребенка.

Приемы, используемые в программе: Подача знаний по сольфеджио происходит через сказку, что позволяет упростить освоение сложного материала, сконцентрировать прохождение курса в более короткие сроки. Придание образного значения интервалу, аккорду или созвучию. Пропевание песен-правил, написанных на мелодические формулы основных тяготений, ладов, интервалов и аккордов. Слушание нот и пение по нотам. Использование систематизированных ритмоформул (пропевание), которые составляют основу классических произведений (132 ритмических рисунка). Музыкальная технология «Хоровое сольфеджио»

Главный принцип в освоении музыкального языка синтез музыки и сказки. Руки принимают активное участие в показе музыкальных образов.

Реальные сказочно - музыкальные образы «терция» «секунда» «семптим»

ЦЕЛЬ: восполнение дефицита дизонтогенетических проявлений. ЗАДАЧИ: снятие телесного напряжения; исправление двигательных стереотипов через многократное повторение; формирование образа своего тела, установление контакта с собственным телом; формирование взаимодействия разных частей тела: рук, ног, языка, глаз; оптимизация пространственного представления; снижение энергозатрат при выполнении различных действий; восстановление и замещение отклонений, возникших в онтогенезе (принцип замещающего онтогенеза). Телесная практика - Специальный комплекс упражнений онтогенетического сопровождения

Психологические проблемы находят свое отражение на телесном уровне и ведущий занятий (психолог, инструктор)должен уметь видеть разнообразные проявления дизонтогенетических форм. Тики Телесная терапия «Комплекс специальных упражнений»

ОБВАЛ Что при этом происходит с языком, с глазами, лицом, с пальцами рук, с плечевым поясом, со стопами, с осью тела? С позой головы ? Есть ли утомление? Все это элементы диагностики. Комплекс специальных упражнений

«Координация тела отсутствует, ось тела не держится, напряженная мимика на лице» Такой ребенок будет при любой деятельности делать излишние движения. В результате будет быстро уставать и истощаться физически и психологически. В школе возможны проблемы с письмом, почерком, вниманием. Комплекс специальных упражнений

Достигаемые результаты Ожидания: добрым, радостным, отзывчивым, внимательным, адаптивным, коллективным, прощающим, самоконтролирующим, стрессоустойчивым, уверенным, активным, энергичным, любознательным, созидательным. Меняется поведение - ребенок становится слышащим, видящим, чувствующим, понимающим. Процесс обучения для ребенка становится более легким, и интересным.

Спасибо за внимание