Галина Владимировна Резапкина, ст. н. с. Федерального института развития образования, Академии социального управления ( Москва ) ДИАГНОСТИКА МОТИВОВ И.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ГЛАВНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ ЛИЧНОСТИ. ИСТОРИЯ ПРОБ И ОШИБОК Г.В. Резапкина IX Всероссийская неделя психологии Сочи, 27 июня 2013 года.
Advertisements

МОДЕЛЬ ТРЕХМЕРНОЙ ДИАГНОСТИКИ «ГРАНИ ЛИЧНОСТИ» Г.В. Резапкина, ФИРО (Москва)
Мотивация Мотивация это побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность. Важнейшим условием профессиональной самореализации.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 4 МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ШКОЛА 4 МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ГОРОД НЕРЕХТА И НЕРЕХТСКИЙ.
Родительское собрание Жизненные ценности подростков.
Сфера духовной культуры Цель урока – освоить понятия: душа, дух духовность, духовная жизнь, духовная культура, культура. уметь – характеризовать духовную.
Всё, что прекрасно – нравственно. Г. Флобер. Ответьте письменно, продолжив следующие строки: Неповторимый человек… Во мне меня радует то, что… Когда я.
Роль родителей в нравственном воспитании своих детей.
Я и моё будущее Рефлексивный круг. Мои способности Способности - ещё не талант, их надо развивать Лингвистические способности Творческие способности Учебные.
Родительское собрание на тему: Наши ошибки в воспитании детей « Нет детей – есть люди, но с иным масштабом понятий, иными источниками опыта, иными стремлениями,
Тема: «Что возьмет с собой в дорогу выпускник» Форма занятия: час общения.
Технология проведения мониторинга уровня воспитанности обучающихся в условиях школы 43.
Наши духовные ценности Библиотечный урок. Ценности Все, что для человека является дорогим, жизненно важным, что определяет его отношение к действительности,
Бутурлиновская средняя общеобразовательная средняя школа 7 За здоровый образ жизни Подготовила учитель биологии Климова С.В год.
Результаты психологической диагностики в 7 «Б» классе. Родительское собрание г.
В соответствии с Уставом Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) под здоровьем понимается «состояние полного физического, душевного и социального.
В чем счастье ? Исследовательская работа ученика 11 б класса Намзырай Чойгана.
МОРАЛЬ 9 класс. Мораль (от лат. нравственный, относящийся к нраву, характер) – совокупность особых, духовных правил, регулирующих поведение человека,
Модуль Основы светской этики(поурочное планирование)
Ориентационный курс предпрофильного обучения Я и окружающий мир учитель биологии МОУ СОШ 98 Савченко Елена Анатольевна.
Транксрипт:

Галина Владимировна Резапкина, ст. н. с. Федерального института развития образования, Академии социального управления ( Москва ) ДИАГНОСТИКА МОТИВОВ И ЖИЗНЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ : ОГРАНИЧЕНИЯ И ВОЗМОЖНОСТИ

Существует множество отечественных и зарубежных методик, цель которых – выявление ценностных ориентаций, мотивов и потребностей человека, в том числе : Диллемы Колберга Тест локус - контроля Дж. Роттера Методика " Ценностные ориентации " М. Рокича, Опросник терминальных ценностей И. Г. Сенина Методика изучения ценностей личности Ш. Шварца, Тест смысложизненных ориентаций Д. А. Леонтьева, Диагностика направленности личности В. М. Басса, Диагностика социально - психологических установок личности в мотивационно - потребностной сфере О. Ф. Потемкиной и другие.

Однако насколько достоверны результаты, основанные на самооценке тестируемого, " пропущенной " через представления авторов методик о смыслах и ценностях ? Уязвимость подобных методов в том, что они восходят ( или нисходят ?) к идеям древнегреческих софистов, которые наиболее полно выразил Протагор : " Я мера всех вещей " ( в другой версии « человек есть мера всех вещей », имея в виду относительность всякого знания ).

Фрагмент бланка методики « Иерархия жизненных ценностей » IIIIIIIVVVIVIIVIII

Примеры утверждений методики « Иерархия жизненных ценностей » Я планирую выбрать профессию, которая не создаст мне проблем со здоровьем Я слежу за своим здоровьем ( регулярно прохожу медосмотр, соблюдаю режим, диету, занимаюсь спортом ) Я очень боюсь заболеть или потерять физическую форму Я люблю читать статьи о новых методах лечениях и оздоровительных системах Мне нравится высказывание « Здоровье это не всё, но без него всё – ничто » Я планирую выбрать высокооплачиваемую профессию Я ищу и нахожу возможные способы зарабатывания денег, чтобы не зависеть от родителей За большие деньги я возьмусь за любую работу

Методика « Иерархия жизненных ценностей » Здоровье (I) Материальная обеспеченность (II) Творчество (III) Семья (IV) Карьера (V) Служение (VI) Слава (VII) Отдых (VIII)

Фрагмент бланка к методике «Мотивы труда» 1АБ 2АБ 3АБ 4АБ 5АБ 6АБ 7АБ 8АБ 9АБ 10АБ 11АБ 12АБ

Примеры утверждений методики « Мотивы труда » 1. Я предпочитаю профессию, которая позволит мне А) всегда быть в центре внимания или Б) помогать людям 2. Если бы у меня было много денег, я бы вложил (а) их А) в рекламу своей деятельности или Б) в благотворительность 3. Мне ближе высказывание А) У человека, слава которого гремит, никогда не будет недостатка в друзьях, в приязни и доброжелательстве людей или Б) Если вы ищете способ сделать свою жизнь осмысленной, начните служить другим людям и помогать им 4. Мне привлекает профессия А) Телеведущего, журналиста или Б) священнослужителя, врача

Деструктивные мотивы Стремление к славе как ведущий мотив деятельности блокирует творческие способности и разрушает личность. Стремление к наживе как основной мотив труда характеризует «рыночную личность», воспринимающую себя как товар. Стремление к власти как самоцель, а не как инструмент достижения каких-то благородных целей, делает человека опасным для общества.

Все три мотива ненасыщаемы и тесно переплетены: жажда денег обычно обусловлена желанием с их помощью достичь большей власти и славы, а стремлении к власти и славе вызвано желанием иметь много денег. Человек, выбирающий профессию под влиянием этих мотивов, не имеет шансов стать успешным профессионалом. Развитие этих мотивов приводит к патологическим состояниям, граничащим с психическими заболеваниями.

Конструктивные мотивы Творчество – ведущий мотив труда людей, для которых работа – средство самореализации, а не самопрезентации, самоутверждения или заработка. Творческое отношение может проявляться в любой деятельности. Творческая личность постигает мир через любовь и разум. Служение – мотив труда духовно зрелых людей, ставящих интересы дела и других выше собственных.

Смысловыми носителями морали являются топы (общезначимые утверждения, «общее место») – ценностные суждения, прошедшие культурный отбор и определяющие основные нравственные понятия, которые понимаются всеми людьми одинаково и без доказательств. Хотя моральные нормы фактически однородны во всех религиях, семантическое пространство содержит прямо противоположные утверждения, касающиеся фундаментальных понятий (отношение к людям, богатству, труду, болезни, смерти и т.д.)

IIIIIIIVVVIVIIVIIIIX 1а1б4а4б7а7б10а10б13а13б16а16б19а19б22а22б25а25б 2а2б5а5б8а8б11а11б14а14б17а17б20а20б23а23б26а26б 3а3б6а6б9а9б12а12б15а15б18а18б21а21б24а24б27б Методика представляет собой двадцать семь пар различных по смыслу топов, сгруппированных по девяти темам. Выбор высказывания фиксируется в бланке.

I. Умеренность – Излишества 1. а ) Умеренность здоровье души 2. а ) Невоздержанная и сластолюбивая молодость передает старости изношенное тело 3. а ) Сытое брюхо к ученью глухо б ) Бери от жизни все б ) Сладострастие : это величайшее блаженство, символ высшего счастья и высшей надежды б ) Ешь больше, проживешь дольше

ЧРЕВОУГОДИЕ

II. Нестяжание – Сребролюбие 4. а ) Рука дающего не оскудеет 5. а ) Счастлив не тот, кто получает подарок, а тот, кто подарок делает 6. а ) Научная работа не подходит человеку, который обеими ногами стоит на земле и обеими руками тянется к долларам б ) Деньги отпирают все двери б ) С помощью имущества приобретаешь господнее могущество б ) С деньгами и в аду не пропадешь

СРЕБРОЛЮБИЕ

III. Кротость – Гнев 7. а ) Ничего не делайте под воздействием гнева, раздражения или зависти 8. а ) На добро отвечать добром дело каждого, на зло добром дело отважного 9. а ) Блаженны подавляющие свой гнев и прощающие людей б ) Гнев слаще меда б ) Месть – это блюдо, которое подают холодным б ) Бойтесь первого движения души, потому что оно, обыкновенно, самое благородное

ГНЕВ

IV. Жизнелюбие – Уныние 10. а ) Оптимист видит возможность в каждой опасности, пессимист видит опасность в каждой возможности 11. а ) Пессимист – человек, который, вдыхая аромат цветов, озирается, ища гроб с мертвецом 12. а ) Нет ничего утомительнее невеселого ума б ) Пессимист – это хорошо информированный оптимист б ) Оптимизм религия революций б ) Нередко оптимизм всего лишь еще одно проявление лености мысли

V. Скромность – Тщеславие 13. а ) Не стремись быть первым во Вселенной 14. а ) Кто много начинает, очень мало осуществляет 15. а ) Тот, кто не разбирается ни в чем, может взяться за что угодно б ) Лучше быть первым в деревне, чем вторым в городе б ) Только большие проблемы дают большие возможности б ) Всё великое совершили великие люди двух типов : гениальные, которые знали, что это выполнимо, и абсолютно тупые, которые не знали, что это невыполнимо.

ТЩЕСЛАВИЕ

VI. Великодушие – Зависть 16. а ) Зависть – это скорбь по благополучию близких 17. а ) Великодушные люди не меняют своего настроения в зависимости от своего благополучия или своих несчастий 18. а ) Зависть непримиримее ненависти б ) Лучше десять завистников, чем один сострадалец б ) Нам мало добиться успеха – надо ещё, чтобы друзья наши потерпели крах б ) Самая чистая радость это злорадство, которое мы ощущаем, наблюдая несчастия тех, кому мы завидуем

ЗАВИСТЬ

VII. Доверчивость – Подозрительность 19. а ) Просите – и дадут вам, ищите – и найдете, стучите – и откроют вам 20. а ) Проверяя без конца того, кому мы дали поручение, мы уподобляемся человеку, выдергивающему росток из земли, чтобы убедиться, растут ли корни 21. а ) Доверяй людям, и они будут верны тебе ; обращайся с ними как с великими людьми, и они проявят подлинное величие б ) Не верь, не бойся, не проси б ) Пусть меня Бог бережет от того, кто мне внушает доверие, а с тем, кого я остерегаюсь, я и сам справлюсь б ) Каждого незнакомца считай вором

VIII. Трудолюбие – Безделье 22. а ) Кто не работает – не ест 23. а ) Если я работаю по четырнадцать часов в день и семь дней в неделю, то мне определенно начинает везти 24. а ) Если бы каждый подмел возле своего порога, вся улица была бы чистой б ) Кто не работает, тот ест б ) Работа не волк, в лес не убежит б ) Работа - последнее прибежище тех, кто больше ничего не умеет.

ЛЕНЬ

IX. Самостоятельность – Зависимость 25. а ) Не стоит прогибаться под изменчивый мир, пусть лучше он прогнется под нас 26. а ) Когда кто - то идет не в ногу, не спеши осуждать его : возможно, он слышит звук другого марша 27. а ) И один в поле воин б ) Плетью обуха не перешибешь б ) Вся рота не в ногу, один он в ногу б ) Один в поле не воин

Утверждения "а" соответствуют добродетелям, общим для всех культур, "б" – порокам, что, конечно, не может свидетельствовать о добродетельности или порочности человека, но говорит о его этической направленности. Расхождение между выбором модели поведения и реальным поведением человека, предсказуемо и почти неизбежно. Но в данной ситуации важно, принимает ли человек то или иное высказывание как созвучное своим убеждениям, или отвергает. Задачи данных методик выходят за рамки диагностики, которая бессмысленна и безнравственна, если не ставит своей целью развитие личности.

metodkabi.net.ru, proftime.edu.ru, psychologia.edu.ru