Программа « Радуга » Пальчикова Е.Г., методист кафедры дошкольного образования СПбАППО 2011
Обеспечивает комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результа нт, позволяет осуществлять оценку динамики достижений детей и включает описание объекта, форм, периодичности и содержания мониторинга. Полученные результаты помогают осознанно планировать образовательную работу с детьми и отслеживать динамику развития каждого ребенка и группы в целом.
Физические Интеллектуальные Личностные качества ребенка
Определяется видовой принадлежностью ДОУ Наличием ( или отсутствием ) в штате ДОУ определенных специалистов
Проводят мониторинг здоровья Педагоги получают от медиков следующую информацию : физкультурную группу, различные ограничения ( по физической нагрузке, посещению некоторых занятий, закаливанию, питанию )
Дважды в год ( сентябрь и май ) проводят мониторинг физической подготовленности Участие в обследовании принимает старший воспитатель, медицинская сестра, воспитатели ДОУ
Мониторинг в виде педагогических наблюдений два раза в год ( начало и конец года ) Длительность две недели Направления развития ребенка : познавательно - речевое, художественно - эстетическое, социально - личностное
Мониторинг общего психического развития детей требует участия в обследованиях специально подготовленных специалистов, владеющих методиками проведения и интерпретации результатов психологических методик. Наиболее важными для диагностики развития маленьких детей признаются моторная и познавательные сферы, речь и социальное поведение ( А. Анастази, 1982, Й. Шванцара, 1978 и др.) ( см. приложение ).
проводит диагностические методики в рамках коррекционных программ, используемых специалистом.
Анализирует и обобщает данные мониторинга На основании полученных данных проводится коллективное обсуждение каждой группы с педагогами и специалистами, работающими с детьми конкретной группы, согласовываются действия воспитателей и специалистов, осуществляется ( при необходимости ) корректировка воспитательно - образовательной работы с детьми. Данные итогового мониторинга являются результатом освоения программы.
Существуют специальные шкалы, устанавливающие социальную зрелость детей, способность их к самостоятельному удовлетворению простейших потребностей, умению адаптироваться к разнообразным условиям окружающей среды. Достаточно известной является шкала Вайнленд, предназначенная для изучения способностей ребенка обслуживать себя и брать на себя ответственность. Она содержит 117 пунктов, сгруппированных по разным возрастным уровням, и включает восемь областей поведения : общее самообслуживание, самообслуживание во время еды, при одевании, саморегуляцию, навыки общения, предпочитаемые занятия, особенности моторики, социалиализацию. Для оценки уровня умственного развития дошкольников чаще всего используются шкала Стенфорд Бине, тест Векслера и тест Равенна. Для этих же целей могут использоваться и методики Пиаже.
В отечественной педагогике и психологии разработано несколько диагностических пакетов, позволяющих оценить готовность ребенка к школе. Важнейшими показателями являются уровень сформированности произвольности внимания, памяти ; навыки сотрудничества ( кооперации ), качество речи, коммуникативные и социальные навыки, общий уровень культуры и сформированность представлений о конвенциональных нормах ; качество социализации, представление о нормах коммуникации и справедливости, уровень моральных суждений и оценок, готовность к моральному выбору
Для мониторинга достижений по программе нам представляется целесообразным использовать в работе следующие методики : Методика « Беседа о школе » ( модифицированный вариант Т. А. Нежновой, Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера ) Проба на познавательную инициативу « Незавершенная сказка » Методика выявления характера атрибуции успеха / не успеха ( Рефлексивная оценка каузальная атрибуция неуспеха ) Задание на учет мотивов героев в решении моральной дилеммы ( модифицированная задача Ж. Пиаже, 2006)
« В остальных образовательных областях используются традиционно сложившиеся и оправдавшие себя в практике методики, описанные авторами в методических рекоменда - циях к программе. В частности, вы найдете такие программы обследования детей в ключевых областях формирования элементарных математических представлений, основ логического мышления ребенка, подготовки к обучению грамоте 1.»
В работе по организации мониторинга педагогам и старшим воспитателям помогут следующие книги : Диагностика умственного развития детей старшего дошкольного возраста / Р. И. Бардина, А. И. Булычева, О. М. Дьяченко и др. М., Дневник воспитателя : развитие детей дошкольного возраста / Под ред. О. М. Дьяченко, Т. В. Лаврентьевой. М., а б р а м н а я С. Д. От диагностики к развитию / С. Д. Забрамная, О. В. Боровик. М., Марцинковская Т. Д. Диагностика психического развития де тей / Т. Д. Марцинковская. М., Вильсон Г. Узнай интеллектуальные возможности своего ребен ка / Г. Вильсон, Д. Гриллз. М., Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе / Н. И. Гуткина. М., Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей / Под ред. Д. Б. Эльконина и А. Л. Венгера. М., 1981.