Самовольные уходы детей из учреждения. Типы побегов (Нураева А.Н.) Эмансипационные - наиболее частые(45%),совершаются, чтобы избежать опеки и контроля,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Государственное казенное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Курмышский детский дом» Причины и профилактика.
Advertisements

Государственное образовательное автономное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, школа-интернат 5 для детей-сирот и детей,
«Особенности деятельности психологической службы образования образовательного учреждения, направленной на профилактику правонарушений несовершеннолетнпих»
«Работа социального педагога с различными видами девиаций в поведении детей». Социального педагога МАОУ СОШ 1 г. Р.п.Красные Баки Жолобовой В.В.
Психолого-педагогическое сопровождение детей- инвалидов в условиях инклюзивного образования Педагог-психолог МОУ СОШ 34 Литовченко И.А.
1. Своевременное выявление и комплексное обследование детей дошкольного и школьного возрастов, имеющих отклонения в физическом, интеллектуальном и эмоциональном.
Психологическое сопровождение детей с проблемами здоровья в процессе образования Особенности психологического сопровождения школьников с проблемами здоровья.
- Выявление детей с ОВЗ и детей – инвалидов, нуждающихся в психолого – педагогической помощи; - Взаимодействие со специалистами районных ДОУ, СОШ, детским.
«Актуальные вопросы психологического сопровождения введения ФГОС ДО» I. Теоретическая часть «Организация психолого-педагогического сопровождения образовательного.
Презентация к уроку на тему: Социальные презентации
Психолого-медико- педагогический консилиум в школе.
Общие положения 1.1. Социально-психологическая служба (далее СПС) – является структурным подразделением школы; СПС в своей работе руководствуется: конституцией.
Татьяна Владимировна Сафонова заместитель директора ГОУ ЦПМСС «Ново-Переделкино» Психологические риски участников образовательного процесса при переходе.
Учебно-методический семинар « Алгоритм разработки рабочих программ для специалистов службы сопровождения по профилактике побегов и коррекции аномального.
«Особенности деятельности психологической службы образования образовательного учреждения, направленной на профилактику правонарушений несовершеннолетних»
Педагог-психолог это сотрудник образовательного учреждения, который следит за социальной адаптацией детей, их поведением, психологическим развитием.
ТОГОУ «Рассказовская общеобразовательная школа- интернат среднего (полного) общего образования»
Модель психолого- педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС общего образования Баранова Юлия Юрьевна, руководитель.
«Мыслей у детей не меньше, и они не беднее и не хуже, чем у взрослых, только они другие.… Поэтому нам так трудно найти с детьми общий язык, поэтому нет.
Семинар классных руководителей «Психотерапия по профилактике правонарушений» г.
Транксрипт:

Самовольные уходы детей из учреждения

Типы побегов (Нураева А.Н.) Эмансипационные - наиболее частые(45%),совершаются, чтобы избежать опеки и контроля, от наскучивших обязанностей и понуждений и отдаться свободной, «веселой» и «легкой» жизни.Эмансипационные - наиболее частые(45%),совершаются, чтобы избежать опеки и контроля, от наскучивших обязанностей и понуждений и отдаться свободной, «веселой» и «легкой» жизни. oИмпульсивные - составляет 26%. Как правило первые побеги – следствие жестокого обращения, сурового наказания, «расправ» товарищей. oДемонстративные – наблюдаются в 20%, с целью привлечь внимание. oДромоманические – редкий тип(9%). Этим побегам предшествует внезапно и беспричинно изменяющееся настроение, немотивированная тяга к перемене обстановки. Побег в одиночку лет От7 до 15 лет От12 до 17 лет

Классификация побегов (Н.Stutte) 1) Побеги, как следствие недостаточного надзора, поиск удовольствия, развлечения. 2) Побеги, как реакция протеста на чрезмерные требования или на недостаточное внимание 3) Побеги, как реакция тревоги и страха наказания у робких и забитых. 4) « Специфический пубертатный побег» вследствие возрастного фантазерства и мечтательности.

Зарубежная классификация (Roberts) Беглецы-исследователи – молодые люди, желающие путешествовать, лишенные самостоятельности. Побег - способ утвердить свою независимость. Обычно оставляют записку, возвращаются домой по собственной инициативе.Беглецы-исследователи – молодые люди, желающие путешествовать, лишенные самостоятельности. Побег - способ утвердить свою независимость. Обычно оставляют записку, возвращаются домой по собственной инициативе. Беглецы – шантажисты – серьезные и длительные конфликты по поводу домашних дел, выбора друзей и т.п., поэтому уход – способ заставить принять их условия.Беглецы – шантажисты – серьезные и длительные конфликты по поводу домашних дел, выбора друзей и т.п., поэтому уход – способ заставить принять их условия. Беглецы от опасности - чтобы избавиться от постоянного физического (сексуального) насилия. Часто сопутствует употребление алкоголя, наркотиков. К уходу часто подталкивают избиения и угрозы.Беглецы от опасности - чтобы избавиться от постоянного физического (сексуального) насилия. Часто сопутствует употребление алкоголя, наркотиков. К уходу часто подталкивают избиения и угрозы.

Причины побегов Социально -психологическиеСоциально -психологические Медико-биологическиеМедико-биологические

Оценка форм нарушений при решении диагностических и реабилитационных задач должна опираться на многоосевую квалификационную систему.Оценка форм нарушений при решении диагностических и реабилитационных задач должна опираться на многоосевую квалификационную систему. Это необходимо потому, что кроме клинических признаков существенным является выделение значимых социальных проблем, которые несовершеннолетний испытывал в семье, школе, своем окружении, а также проблем, связанных с отклонениями в возрастном психическом и личностном развитии, соматическом здоровье. Это необходимо потому, что кроме клинических признаков существенным является выделение значимых социальных проблем, которые несовершеннолетний испытывал в семье, школе, своем окружении, а также проблем, связанных с отклонениями в возрастном психическом и личностном развитии, соматическом здоровье. Для того чтобы объединить все эти данные, используется многоосевая классификационная система. Для того чтобы объединить все эти данные, используется многоосевая классификационная система. При этом в интегративную оценку состояния воедино сводятся социальные, психологические и клинические аспекты. При этом в интегративную оценку состояния воедино сводятся социальные, психологические и клинические аспекты.

Одновременно определяется то, что является значимым в проблеме и может способствовать успеху при оказании консультативной или коррекционно- реабилитационной помощи.Одновременно определяется то, что является значимым в проблеме и может способствовать успеху при оказании консультативной или коррекционно- реабилитационной помощи. Такой диагностический подход является новым шагом в организации и проведении консультативной и реабилитационной работы с детьми и подростками, имеющими диссоциальные расстройства.Такой диагностический подход является новым шагом в организации и проведении консультативной и реабилитационной работы с детьми и подростками, имеющими диссоциальные расстройства.

Социально – психологические причины Нарушение социализации:Нарушение социализации: - социально-педагогическая запущенность - социально-педагогическая запущенность - социально-психологическая дезадаптация, в том числе, школьная; - социально-психологическая дезадаптация, в том числе, школьная; Нарушения психо-социального и личностного развития.Нарушения психо-социального и личностного развития. Возрастные кризисы, акцентуации и патохарактерологические изменения личностиВозрастные кризисы, акцентуации и патохарактерологические изменения личности Ситуативные, социально-средовые обстоятельстваСитуативные, социально-средовые обстоятельства (межличностные отношения, конфликты с персоналом., отсутствие контроля, надзора) Глубокий психологический дискомфорт / острый, хронический дистрессГлубокий психологический дискомфорт / острый, хронический дистресс ПсихотравмыПсихотравмы Депривация в определенный ( как правило ранний) возрастной периодДепривация в определенный ( как правило ранний) возрастной период и т. п. и т. п.

Медико-биологические причины Отклонения в физическом и психическом здоровье и развитии ( интеллектуальная недостаточность, дромомания и др.)Отклонения в физическом и психическом здоровье и развитии ( интеллектуальная недостаточность, дромомания и др.) Эмоционально-волевые нарушения (при ММД, органических поражениях ЦНС)Эмоционально-волевые нарушения (при ММД, органических поражениях ЦНС) Физиологические и психоневрологические свойства (гиперактивность, высокая аффективная заряженность, возбудимость нервной системы, повышенная тревожность и т.д.)Физиологические и психоневрологические свойства (гиперактивность, высокая аффективная заряженность, возбудимость нервной системы, повышенная тревожность и т.д.) Последствия психотравмыПоследствия психотравмы Формирующиеся психопатииФормирующиеся психопатии

Социальные функции учреждения. Защитительная функция связана с обеспечением сохранности жизни детей, их безопас­ности, правовой защиты законных прав и интересов ребенка, оказанием ему экстренной помощи.Защитительная функция связана с обеспечением сохранности жизни детей, их безопас­ности, правовой защиты законных прав и интересов ребенка, оказанием ему экстренной помощи. Профилактическая функция связана с ранним выявлением неблагоприятных факторов развития, оказанием профилактической помощи в разрешении внутренних и внешних конфликтов, оказанием квалифицированной социальной, психологической поддержки ребенка.Профилактическая функция связана с ранним выявлением неблагоприятных факторов развития, оказанием профилактической помощи в разрешении внутренних и внешних конфликтов, оказанием квалифицированной социальной, психологической поддержки ребенка. Восстановительная функция связана с оказанием мер, направленных на оздоровление условий жизнедеятельности ребенка в учреждении, на восстановление социального статуса ребенка, на укрепление его связей с основными институтами социализации.Восстановительная функция связана с оказанием мер, направленных на оздоровление условий жизнедеятельности ребенка в учреждении, на восстановление социального статуса ребенка, на укрепление его связей с основными институтами социализации.

Коррекционно-развивающая функция ориентирована на коррекцию нарушений психического, личностного развития, на восстановление утраченного или формирование недостающего социального опыта, а также на развитие важнейших форм жизнедеятельности детей игры, учебы и познания, общения и социальных навыков.Коррекционно-развивающая функция ориентирована на коррекцию нарушений психического, личностного развития, на восстановление утраченного или формирование недостающего социального опыта, а также на развитие важнейших форм жизнедеятельности детей игры, учебы и познания, общения и социальных навыков. Оздоровительная функция связана с оказанием ребенку необходимой медицинской помощи, укреплением его адаптационных возможностей и устойчивости к влиянию негативных факторов. Реализуется во взаимодействии с различными медицинскими учреждениями.Оздоровительная функция связана с оказанием ребенку необходимой медицинской помощи, укреплением его адаптационных возможностей и устойчивости к влиянию негативных факторов. Реализуется во взаимодействии с различными медицинскими учреждениями. Компенсаторная функция связана с поиском путей замещения биологической семьи, если невозможно преодолеть отчуждение от нее ребенка, с тем чтобы, несмотря на утрату кровных связей, он мог получить опыт семейной жизни.Компенсаторная функция связана с поиском путей замещения биологической семьи, если невозможно преодолеть отчуждение от нее ребенка, с тем чтобы, несмотря на утрату кровных связей, он мог получить опыт семейной жизни.

Функции определяют основные направления деятельности Направления деятельности Диагностическая работа: взаимодействие специалистов всех профилей при диагностике и разработке индивидуальной программы профилактической, коррекционной, реаби­ литационной работы с ребенком, обеспечение комплексной диагностики в процессе социально-психологической реабилитации ребенка; Диагностическая работа: взаимодействие специалистов всех профилей при диагностике и разработке индивидуальной программы профилактической, коррекционной, реаби­ литационной работы с ребенком, обеспечение комплексной диагностики в процессе социально-психологической реабилитации ребенка; Формирование среды обитания детей, способствующей решению задач социальной реабилитации и удовлетворяющей потребности детей в тепле, индивидуальном внимании, общении, в разносторонней деятельности.Формирование среды обитания детей, способствующей решению задач социальной реабилитации и удовлетворяющей потребности детей в тепле, индивидуальном внимании, общении, в разносторонней деятельности. Организация и обеспечение индивидуальной медико- психолого-педагогической помощи и социально-правовой поддержки.Организация и обеспечение индивидуальной медико- психолого-педагогической помощи и социально-правовой поддержки.

Организация и обеспечение индивидуальной коррекционно- реабилитационной работы посредством создания комплекса современных методик и технологий, направленных на изменение отношения детей к учебной деятельности, на восстановление нарушенных связей со школой и развитие познавательной активности, на привитие детям жизненно необходимых социальных и трудовых навыков.Организация и обеспечение индивидуальной коррекционно- реабилитационной работы посредством создания комплекса современных методик и технологий, направленных на изменение отношения детей к учебной деятельности, на восстановление нарушенных связей со школой и развитие познавательной активности, на привитие детям жизненно необходимых социальных и трудовых навыков. Осуществление мероприятий, направленных на восстановление важнейших видов деятельтети детей:Осуществление мероприятий, направленных на восстановление важнейших видов деятельтети детей: создание условий для привития детям жизненно необходимых социальных, в том числе трудовых навыков, организация разнообразных производственных и ремесленных мастерских, предоставляющих возможность удовлетворять потребность ребенка в свободном выборе трудовой деятельности; организация подсобных хозяйств как база для трудовой реабилитации детей и материальной поддержки учреждения;

привлечение к работе с детьми профессиональных училищ, центров занятости населения, предприятий различных форм собственности с целью организации профессиональной ориентации и подготовки подростков, расширения сферы их трудовой деятельности. Создание условий для организации досуга детей как элемента коррекционно-реабилита-ционной работы:Создание условий для организации досуга детей как элемента коррекционно-реабилита-ционной работы: введение в реабилитационный процесс различных форм арттерапии (домашний театр, хор детей и взрослых, изобразительное творчество); обеспечение возможности для самостоятельного выбора детьми вида досуговой деятельности; развитие содружества, сотворчества детей и взрослых во всех видах досуговой деятель­ности. Ориентация на работу с детьми в условиях их повседневной жизни:Ориентация на работу с детьми в условиях их повседневной жизни: овладение сотрудниками методикой сбора информации и определения типа неблагополучия ребенка (см. причины);

Развитие различных форм компенсации семейных связей детей:Развитие различных форм компенсации семейных связей детей: активизация работы по созданию «семейных» групп ( моделирование семейных отношений);активизация работы по созданию «семейных» групп ( моделирование семейных отношений); участие в поиске для ребенка возможных опекунов, усыновителей, приемных родителей.участие в поиске для ребенка возможных опекунов, усыновителей, приемных родителей. Взаимодействие учреждений интернатного типа с соответствующими социальными структурамиВзаимодействие учреждений интернатного типа с соответствующими социальными структурами осуществляется на основе общности задач, направленных на решение проблем неблагополучного детства. Общность задач определяет и формы взаимодействия субъектов государственной системы профилактики детской безнадзорности и правонарушений: взаимная информация о неблагополучных семьях, безнадзорных детях, мерах, предпринимаемых разными субъектами для изменения сложившегося положения; осуществляется на основе общности задач, направленных на решение проблем неблагополучного детства. Общность задач определяет и формы взаимодействия субъектов государственной системы профилактики детской безнадзорности и правонарушений: взаимная информация о неблагополучных семьях, безнадзорных детях, мерах, предпринимаемых разными субъектами для изменения сложившегося положения;

совместная деятельность разных структур, ориентированная на выявление неблагополучных семей и безнадзорных детей; проектирование совместных программ социальной профилактики и социальной реабилитации детей; организация разностороннего влияния на семью и детей с целью снятия или нивелирования их проблем.

Профилактические мероприятия 1. Диагностический этап –1. Диагностический этап – а) сбор предварительных данных о психическом статусе ребенка, поступившего в ОУ – формирование диагностической карты развития ребенка; б) включенное наблюдение ( наблюдаемые показатели: напряжение тела позы напряжения позы напряжения напряжения мимики напряжения мимики общий тремор или тремор отдельных частей тела общий тремор или тремор отдельных частей тела напряжение общения напряжение общения стереотипность действий стереотипность действий двигательное возбуждение или бездействие, подавленность двигательное возбуждение или бездействие, подавленность в фрустрирующих ситуациях – агрессивность или уход от проблем в фрустрирующих ситуациях – агрессивность или уход от проблем в ситуациях страха – бегство или оцепенение, с сопутствующим покраснением, побледнением, потливостью и т.д. в ситуациях страха – бегство или оцепенение, с сопутствующим покраснением, побледнением, потливостью и т.д. в) специальное диагностическое обследование ( психолог, логопед, дефектолог, педиатр и др.) в) специальное диагностическое обследование ( психолог, логопед, дефектолог, педиатр и др.)

2. Коррекционный2. КоррекционныйЛечебно-педагогическиеПедагогическиеСоциально-педагогическиеПсихотерапевтические Е.И.Рогов - коррекция личностных нарушений: агресии. Замкнутости, страхов и т. п. В.С.Мухина – коррекция отклонений в структуре самосознания развивающейся личности ( коррекция отклонений в идентификации с образом тела, именем и заменяющим его местоимением «Я», индивидуальной духовной сущности; коррекция отклонений в притязании на признание; коррекция отклонений в половой идентификации; коррекция отклонений в психологическом времени личности; коррекция отклонений в социальном пространстве личности)

Основные коррекционные подходы Профилактический, ориентированный на изменение и обогащение условий развития ребенка, воспитывающегося вне родительского попечения;Профилактический, ориентированный на изменение и обогащение условий развития ребенка, воспитывающегося вне родительского попечения; В основу профилактического подхода положены разработанные В.С.Мухиной положения об организации условий воспитания и развития ребенка, воспитывающегося в условиях учреждений интернатного типа Ядром профилактического подхода является организация всей деятельности педагогов и воспитателей приемами пристального, центрированного на ребенка внимания. Ядром профилактического подхода является организация всей деятельности педагогов и воспитателей приемами пристального, центрированного на ребенка внимания. Общий подход реализуется включением в среду обитания детей стимульных предметов, средств воспитания и психолого-коррекционных методов, бытующих в современной обыденной жизни ( игротерапия, куклотерапия, арт-терапия, муз.терапия, ароматерапия, релаксационные и активизирующие тренинги и др.)

Индивидуальный, ориентированный на работу с отдельным ребенком, у которого негативная психическая напряженность трансформируется в осложненные формы поведения, затрудняющие общение;Индивидуальный, ориентированный на работу с отдельным ребенком, у которого негативная психическая напряженность трансформируется в осложненные формы поведения, затрудняющие общение; Используются различные методы, ведущим из которых является метод позитивных проективных мифов, цель которого – снять с ребенка чувство вины и стыда за то, что от него отказались родители, что он оказался в детском доме.

Психолого-управленческий, непосредственно не связанный с ребенком, но имеющий огромный потенциал воздействия на его развитие.Психолого-управленческий, непосредственно не связанный с ребенком, но имеющий огромный потенциал воздействия на его развитие.

В детском учреждении должна быть построена система общения взрослых с ребенком, обеспечивающая основную его потребность в положительных эмоциях, что содействует формированию чувства защищенности и базового доверия к другим людям. Отношения взрослых с детьми должны строиться на удовлетворение эмоционального голода.

Все три подхода могут дать положительный коррекционный эффект лишь во взаимодействии.

Матрица для составления позитивного проективного мифа об индивидуальном прошлом ребенка. Деятельность ориентирована на выстраивание у ребенка, лишенного родительского попечения, положительно индивидуального прошлого, составляющего психологическое время личности. Цель метода: через выстраивание положительного образа прошлого дать ребенку установку на обеспечение психологической защиты и достижения успеха в настоящем и отдаленном будущем. Матрица для составления позитивного проективного мифа об индивидуальном прошлом ребенка. Деятельность ориентирована на выстраивание у ребенка, лишенного родительского попечения, положительно индивидуального прошлого, составляющего психологическое время личности. Цель метода: через выстраивание положительного образа прошлого дать ребенку установку на обеспечение психологической защиты и достижения успеха в настоящем и отдаленном будущем.