Организация контроля и оценки образовательных результатов. Приёмы формирования оценочной деятельности младших школьников. Л. П. Никитина, п реподаватель.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Организация контроля и оценки образовательных результатов. Приёмы формирования оценочной деятельности младших школьников Л. П. Никитина, научный сотрудник.
Advertisements

Ц ЕЛЕПОЛАГАНИЕ КАК СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЙ КОМПОНЕНТ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ УРОКА С УЧЁТОМ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС НОО Зоя Александровна Кокарева, к.п.н, заведующий лабораторией.
Совершенствование фонетических умений – необходимое условие формирования языковых и коммуникативных компетентностей младших школьников.
Оценочная деятельность в начальной школе в условиях ФГОС НОО З.А. Кокарева к.п.н., доцент, зав. лабораторией развития НОО.
Стандарт оценивания и механизм оценивания Оценивание достижений учащихся – это процесс сбора информации об умении ученика усваивать и адаптировать полученные.
Урок обучения грамоте в 1 классе Тема: «Письмо строчной буквы а» Тип урока: открытие нового знания.
Анализ результатов регионального мониторинга по русскому языку ( 4 класс, 2015 учебный год) Шило Татьяна Борисовна, кандидат педагогических наук, доцент.
Кружок «Занимательная азбука» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка - детский сад 45 «Флажок» Воробьева.
Характеристика самостоятельного учения Ученик знает и понимает цели обучения; умеет самостоятельно мыслить; способен ориентироваться в новой ситуации;
Осуществление преемственности формирования УУД в образовательном пространстве школы Педагогический совет, 19 мая 2012.
«Формирование метапредметных результатов на уроках обучения грамоте по системе Л.В.Занкова». Муниципальное образовательное казённое учреждение «Тюкалинский.
Упорова В.П. МАОУ «СОШ 2» г. Краснокамск. обоснование, разработка и апробация системы использования педагогических подходов и технологий, способствующих.
Система оценки сложная и многофункциональная система, включающая как текущую, так и итоговую оценку результатов деятельности младших школьников; как оценку.
РЕЗУЛЬТАТЫ НАБЛЮДЕНИЙ ЗА ФОРМИРОВАНИЕМ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МОУ СОШ 69 1 – а класс.
Реализация программы формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования МОУ «Средняя общеобразовательная.
Обучение младших школьников работе со словарями синонимов и антонимов на уроках написания изложения и сочинения.
Камышанова Т.В. Завуч по УВР в начальных классах МОУ СОШ 3 г.Суровикино Волгорадской области.
К концу курса «Обучение грамоте» учащиеся должны уметь: - называть звуки, из которых состоит слово (ударные и безударные, глухие и звонкие, мягкие и твердые);
( Творческая группа ОС « Перспективная начальная школа ») Учитель начальных классов МОУ СОШ 5 Мокеева П. Е.
Памятки К урокам русского языка Памятки 1. Написание безударных гласных 2. Написание непроизноси- мых согласных мых согласных 3. Списывание.
Транксрипт:

Организация контроля и оценки образовательных результатов. Приёмы формирования оценочной деятельности младших школьников. Л. П. Никитина, п реподаватель лаборатории развития начального общего образования Б ОУ СПО ВО «Вологодский педагогический колледж»

Рассматриваемые вопросы: 1. Требования нормативных документов к организации оценки образовательных достижений. 2. Требования к критериям оценки образовательных результатов. 3. Примерное содержание оценочных листов. 4. Выделение критериев на основе видов деятельности обучающихся. 5. Методические приёмы развития у обучающихся умения выделять критерии оценки учебной деятельности самостоятельно.

Почему необходима критериальная оценка? 6. Стандарт направлен на обеспечение: формирования критериальной оценки результатов освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования, деятельности педагогических работников, образовательных учреждений, функционирования системы образования в целом;

Почему необходима критериальная оценка? 8. В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования осуществляется: формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;

Регулятивные УУД как метапредметный результат обучения формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; способность к моральной децентрации. В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательном учреждении и вне его, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

Почему необходима критериальная оценка? Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования должна:закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, описание объекта и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки;

1. Требования к критериям оценки образовательных результатов Оценочная деятельность обучающихся формируется прежде всего на основе чётко выделенных критериев. Критерием является конкретное знание, умение, необходимое для решения конкретной учебной задачи. Критерии можно разработать для выполнения одного задания, по результатам изучения темы, четверти, года. В оценочном листе могут быть отражены основные критерии и дополнительные. В основных критериях должны быть такие, с которыми может справиться каждый ученик класса. Дополнительные критерии постепенно переходят в основные. Один и тот же критерий может переходить из четверти в четверть.

2. Примерное содержание оценочных листов. Оценочный лист за … по обучению грамоте. КритерииОбразец задания Самооцен ка Оценка задания Итоговая оценка Дополнительные критерии

Оценочный лист за 1 четверть по обучению грамоте. Критерии: 1. Различать на слух все гласные и согласные звуки. 2. Находить гласный звук в односложных словах. 3. Последовательно интонировать все звуки в слове. 4. Определять количество звуков, слогов в одно- и дву сложном слове. 5. Устанавливать последовательность изображений, действий, явлений. 6. Составлять устно 2-3 предложения по тематической иллюстрации. 7. Давать точный развёрнутый ответ на вопрос. 8. Плавно читать слоги с изученными буквами. 9. Плавно читать односложные слова. 10. Знать условные обозначения учебника. 11. Ориентироваться на странице учебника. УМК «Перспективная начальная школа». Образец задания: 1. Сравнение звуков (л),(р); слов (лак, рак); (мал, мял) на слух. 2. Есть ли звук (у) в словах: утка, мул, шутка, белка, несу, паук? 3. Мал, мама, мала, рама, нос, сон. На слух или по модели. 4. Нос, кот, кит, ум, рот, мал. 5. Почка-цветок-плод. Утро-день вечер-ночь-утро. Зима-весна-лето осень. Сядь правильно- возьми тетрадь- открой- положи наклонно- возьми ручку. 7. Чем ты любишь заниматься летом? 8. Ма, ну, ло, ры, ми, эм, ум, ан. 9. Ум, Наум, Мила, мила, мама, рама, лама, умна, мол, лом, мало. 11. Что изображено в верхнем левом углу страницы?

Оценочный лист за 1 четверть по обучению грамоте. Критерии: 1. Различать на слух все гласные и согласные звуки. 2. Находить гласный звук в односложных словах. 3. Последовательно интонировать все звуки в слове. 4. Определять количество звуков, слогов в одно- и дву сложном слове. 5. Устанавливать последовательность изображений, действий, явлений. 6. Составлять устно 2-3 предложения по тематической иллюстрации. 7. Давать точный или развёрнутый ответ на вопрос. 8. Плавно читать слоги с изученными буквами. 9. Плавно читать односложные слова. 10. Знать условные обозначения учебника. 11. Ориентироваться на странице учебника. УМК «Перспективная начальная школа». Образец задания: 1. Сравнение звуков (л),(р); слов (лак, рак); (мал, мял) на слух. 2. Есть ли звук (у) в словах: утка, мул, шутка, белка, несу, паук? 3. Мал, мама, мала, рама, нос, сон. На слух или по модели. 4. Нос, кот, кит, ум, рот, мал. 5. Почка-цветок-плод. Утро-день вечер-ночь-утро. Зима-весна-лето осень. Сядь правильно- возьми тетрадь- открой- положи наклонно- возьми ручку. 7. Чем ты любишь заниматься летом? 8. Ма, ну, ло, ры, ми, эм, ум, ан. 9. Ум, Наум, Мила, мила, мама, рама, лама, умна, мол, лом, мало. 11. Что изображено в верхнем левом углу страницы?

Определите критерии контроля и оценки для 2 четверти букварного периода. Темы уроков обучения грамоте по УМК «ПНШ»: -Звуки и буквы Рр, Йй, Яя, Ёё, Юю, Ее, ь, Дд, Тт, Зз, Сс, Гг, Кк. Виды деятельности: - Упражнения в чтении слогов, слов и предложений. - Сравнение слов, отличающихся одним звуком. - Обозначение мягкости согласного звука при помощи букв гласных звуков или ь. - Постановка ударения в двусложных словах. - Работа с текстом. Пересказ. Наизусть скороговорки.

Критерии контроля и оценки для 2 четверти букварного периода. 1. Выделять все звуки в слове. 2. Составлять звуковую модель. 3. Делить слова на слоги. 4. Ставить ударение. 5. Плавно читать слоги и слова с изученными буквами. 6. Различать на слух слова, отличающиеся одним звуком. 7. Составлять устно 2-3 предложения по тематической иллюстрации. 8. Обознач ать мягкости согласного звука при помощи букв гласных звуков или ь. 9. Давать точный или развёрнутый ответ на вопрос.

3. Выделение критериев на основе видов деятельности обучающихся. 1. Образец задания: Есть ли звук (у) в словах: утка, мул, шутка, белка, несу, паук? Критерий: 2. Образец задания: Сравни звуки (л),(р); слова (лак, рак); (мал, мял) на слух. Критерий:

3. Выделение критериев на основе видов деятельности обучающихся. 1. Образец задания: Есть ли звук (у) в словах: утка, мул, шутка, белка, несу, паук? Критерий: Находить гласный звук в односложных словах. 2. Образец задания: Сравни звуки (л),(р); слова (лак, рак); (мал, мял) на слух. Критерий: Различать на слух все гласные и согласные звуки. - Как получить критерии оценки образовательных достижений? - Из основных видов деятельности обучающихся и содержания учебных заданий.

Как получить критерии оценки образовательных достижений? Уроки письма. Подготовительный период обучения грамоте. Формирование навыка каллиграфического письма:

Как получить критерии оценки образовательных достижений? Критерии оценки начертания элементов букв, самих букв и их соединений: высота, ширина, наклон. І І І в ш н

Что нужно знать и уметь, чтобы выполнить это задание? Какие критерии содержит задание? Из данных слов выпиши имена существительные с безударным проверяемым гласным в корне слова, запиши проверочные слова. Отличать существительные от других частей речи. Находить безударный гласный в корне слова. Уметь проверять безударный гласный.

4. Методические приёмы развития у обучающихся умения выделять критерии оценки учебной деятельности самостоятельно. Учим обучающихся работать с критериями (выбор критериев из ряда предложенных): Обсудите в паре и выберите из предложенного критерии оценки выразительности чтения: Удалось передать настроение стихотворения. Паузы (короткие и длинные) сделаны верно. Интонация конца предложения соблюдена. Непонятные слова объяснены.

Выбор заданий, соответствующих заявленному критерию: Какое из заданий (упражнений на странице …) соответствует критерию (умению) подбирать проверочные слова? 1. Спиши слова, поставь ударение, подчеркни буквы безударных гласных звуков. 2. Найди проверочные слова в ряду однокоренных слов: Вода – водичка, водный, воды, подводный, водоросли, подводник. 3. Подбери как можно больше проверочных слов к слову «снежинка».

Самостоятельное выделение критериев обучающимися на основе анализа собственных действий: Ребята, вы составили звуковую схему к слову «зима». Какие умения вам потребовались? Что вы делали, чтобы составить схему? (По каким критериям можно оценить вашу работу?) - Верно определили количество звуков.

Самостоятельное выделение критериев обучающимися на основе анализа собственных действий: 3 класс: обсудите в паре (группе) и назовите, по каким критериям вы будете оценивать фонетический разбор слова. Критерии, предложенные детьми: Верно определено количество звуков в слове. Верно дана характеристика звуков. Звуки обозначены буквами верно. Верно определено количество слогов в слове. Верно поставлено ударение.

Самостоятельное выделение критериев обучающимися на основе анализа собственных действий: Мы изучили тему: «Обозначение парных согласных звуков на конце слова буквами». Проверьте, верно ли Маша и Миша определили необходимые умения для письма под диктовку таких слов? Слышать парный согласный на конце слова. Уметь подбирать проверочное слово, чтобы за согласным следовал гласный. Умение записать слово без ошибок. Умение проверить написанное.

Тема урока: Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Утёс» Цель: определить настроение и главную мысль стихотворения М. Ю. Лермонтова «Утёс». Выберите из предложенных задач те, которые подходят к заявленной цели: прочитать стихотворение; проанализировать прочитанное; определить главную мысль произведения; найти новый литературный приём; составить план стихотворения. (Последняя задача не подходит к жанру. Её нужно заменить на «подготовиться читать выразительно»).

Выделение критериев оценки из задач этапов урока: Задача этапа урокаКритерий оценки прочитать стихотворениеПредставляю картину, описанную автором; умею находить значение непонятных слов проанализировать прочитанное;понимаю настроение произведения; могу ответить на вопросы; могу сформулировать вопрос по прочитанному; умею находить ключевые слова в тексте; умею находить выразительные средства языка определить главную мысль произведения; могу назвать и пояснить главную мысль произведения найти новый литературный приём;могу находить литер. приём в тексте подготовиться читать выразительноМогу передать голосом настроение произведения; соблюдаю паузы; голосом выделяю главные мысли; читаю в нужном темпе

Тема урока: «Растительное сообщество луга». О чём будем говорить на уроке? (цель) Выберите из списка вопросов те, на которые необходимо ответить на уроке: - что такое луг? - какие растения растут на лугу? - какие условия нужны для существования луга? - сколько ярусов растений на лугу? - чем похожи и чем отличаются лес и луг?

Выделение критериев оценки из задач этапов урока: Задача этапа урокаКритерий оценки узнать, что такое луг? какие растения растут на лугу? какие условия нужны для существования луга? сколько ярусов растений на лугу? чем похожи и чем отличаются лес и луг? Метапредметный критерий

Выделение критериев оценки из задач этапов урока: Задача этапа урокаКритерий оценки узнать, что такое луг?- уметь находить определение луга в статье учебника; -уметь называть существенные признаки луга; -уметь давать определение луга; какие растения растут на лугу? - уметь называть 2-3 растения луга; - уметь находить в гербарии, атласе- определителе растения луга какие условия нужны для существования луга? - уметь называть условия существования луга; - уметь доказывать необходимость этих условий сколько ярусов растений на лугу? - знать количество ярусов растений на лугу; - уметь называть растения каждого яруса чем похожи и чем отличаются лес и луг? - уметь называть сходства; - уметь называть различия;

Выводы: Таким образом, развитие у обучающихся оценочной деятельности базируется на развитии умения выделять критерии оценки учебной деятельности самостоятельно. Названные приёмы работы с критериями позволяют детям осознать, какие умения требуются для выполнения деятельности, какие критерии можно проверить и оценить в результате выполнения данного задания. Самое важное в развитии оценочной деятельности – умение выделять критерии оценки самими учащимися. -Критериями оценки могут быть предметные и метапредметные умения.