1 ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Рекомендации по разработке ООП 2-го и 3-го поколений И.Г.Галямина УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ПО ОБРАЗОВАНИЮ В.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ РАБОЧЕГО УЧЕБНОГО ПЛАНА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ВПО Зам. начальника Методического управления Рогалева Е.Н.
Advertisements

1 Рекомендации по проектированию учебного плана 3-го поколения И.Г.Галямина УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ПО ОБРАЗОВАНИЮ В ОБЛАСТИ ПРИРОДООБУСТРОЙСТВА.
ФГОС III поколения ФГОС III поколения Основная образовательная программа.
Кыргызский технический университет им. И.Раззакова (КТУ им. И. Раззакова) О РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО.
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) © Г.Н. Варковецкая, канд. пед. наук, ИПО РАО, 2008.
О внесении изменений в законодательство в области образования.
Разработка ООП в соответствии с требованиями ФГОС.
ПЕРЕЧЕНЬ КРИТЕРИЕВ показателей деятельности образовательного учреждения ВПО, необходимых для установления его государственного статуса Критерии показателей.
О методическом обеспечении стандартов III поколения – ФГОС ВПО Гагулина Наталья Львовна начальник центра качества и НО УП.
Показатели оценки соответствия учебных планов требованиям ФГОС С.С. Андриянов - зам. начальника УМЛ и МО.
Методические рекомендации попроектированию ООП в соответствии сфедеральными государственнымиобразовательными стандартамивысшего профессиональногообразования.
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Актуальные вопросы технологии реализации ФГОС ВПО.
Показатели, устанавливающие соответствие содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников учреждений высшего профессионального образования требованиям.
Проблемы формирования учебных планов при переходе на федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ФГОС.
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ФГОС ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»
Особенности проектирования и реализации вузовских образовательных программ на основе ФГОС ВПО.
С РОКИ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ БАКАЛАВРИАТА Нормативный срок освоения ООП (для очной формы обучения), включая последипломный отпуск,
Разработка вузами основных образовательных программ.
Информация Стандарт третьего поколения. Определения основная образовательная программа - совокупность учебно- методической документации, регламентирующей.
УМКД, рабочая программа дисциплины и ФОС. - Основная профессиональная образовательная программа высшего профессионального образования (ООП ВПО) – совокупность.
Транксрипт:

1 ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Рекомендации по разработке ООП 2-го и 3-го поколений И.Г.Галямина УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ПО ОБРАЗОВАНИЮ В ОБЛАСТИ ПРИРОДООБУСТРОЙСТВА И ВОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

2 Основная образовательная программа - совокупность учебно-методической документации, включающей в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии (из Закона)

3 НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ООП Федеральные законы «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» Государственный образовательный стандарт (ГОС) по направлению подготовки (специальности) ВПО или ФГОС порядок формирования и регистрации направления подготовки (специальности) ВПО ( для ГОС) или порядок формирования и регистрации профилей по направлению подготовки ВПО ( для ФГОС) Устав вуза нормативно-методические документы Минобрнауки России (инструктивное письмо от ин/13 «О порядке формирования основной образовательной программы высших учебных заведений на основе государственных образовательных стандартов») нормативно-методические документы вуза

4 СТРУКТУРА ООП В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ (ГОС -2) и в ФГОС 1.ХАРАКТЕРИСТИКА ООП 2.РАБОЧИЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН 3.РАБОЧИЕ УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ 4.ПРОГРАММЫ ПРАКТИК 5.МАТЕРИАЛЫ ПО ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ООП 6.МАТЕРИАЛЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА 7.СТРУКТУРА, ПРОГРАММА и ФОНДЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ 8.Документы, описывающие ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, применяемые вузом при реализации ООП 9.РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА 10.ХАРАКТЕРИСТИКА СРЕДЫ ВУЗА, обеспечивающей развитие общекультурных компетенций выпускника 11.МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

5 Ответственность 1ХАРАКТЕРИСТИКА ООП Декан 2РАБОЧИЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН Декан, председ.мет.ком 3РАБОЧИЕ УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ Зав.кафедрами 4ПРОГРАММЫ ПРАКТИК Зав.кафедрами 5ОЦЕНКА ОСВОЕНИЯ СТУДЕНТАМИ ООП Зав.кафедрами 6ОРГАНИЗАЦИЯ УЧ.ПРОЦЕССА Декан 7ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ Зав. выпуск.кафедрами 8ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Прорек по УР, зав.каф 9РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Декан 10 ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИОК.СРЕДЫ ВУЗА Прорек. по воспит.раб 11МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА Менеджер вуза по качеству

6 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ наименование направления подготовки (специальности) наименование специализации или наименование профиля подготовки цели образования квалификация выпускника срок освоения ООП и трудоемкость ООП в зачетных единицах; требования к абитуриентам компетентностно – квалификационная характеристика выпускника область, объекты, виды и задачи профессиональной деятельности компетенции выпускников вуза с учетом вариативных частей требования к знаниям, умениям, навыкам вариативных частей

7 На первом этапе проектирования ООП в соответствии с ГОС -2 или ФГОС определяются конечные цели, которые должны быть достигнуты в ходе обучения и воспитания. Основанием для этого являются социальные ожидания общества.

Потребители продукции ВУЗа ВУЗ Внешние потребители Студенты и их родители Общество Работодатели Персонал (преподаватели, сотрудники) Внутренние потребители

достижение материального благополучия полезность для общества повышение интеллектуального уровня Цели личности

Цели общества и государства развитие национальной экономики формирование гражданского общества повышение интеллектуального уровня общества

Цели работодателей увеличение прибыли (конкурентность, инноватика и т.д.) стабильность и развитие производства

Ожидание личности Ожидание общества Ожидание работодателя Компетентностная модель выпускника ЦЕЛИ ООП

13 Цели подготовки В области обучения целью ВПО является получение высшего профессионального, образования, позволяющего выпускнику успешно работать в сфере повышения полезности компонентов природы, улучшения экологической и национальной безопасности. В области воспитания личности целью ВПО является укрепление нравственности, в том числе и по отношению к природе, ответственности за свою деятельность перед природой и будущими поколениями, развитие общекультурных потребностей, творческих способностей, социальной адаптации, коммуникативности, толерантности, настойчивости в достижении цели, выносливости и здоровья.

14 2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН Учебный план формируется вузом на основе ГОС (можно примерного плана, разработанного соответствующим УМО). В нем должны быть: набор дисциплин (содержание образования) последовательность изучения дисциплин с учетом их преемственности, равномерности распределения учебной нагрузки по семестрам (т.е. не более 54 часов недельной нагрузки студентов), эффективности использования ресурсов (кадров, лабораторий и т.п.); объемы, распределение по видам учебных занятий, виды контроля; график учебного процесса; сводные данные по бюджету времени

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ в учебном плане определяется путем декомпозиции компетентностной модели Компетентностная модель знания навыки умения Социальное поведение (готовность применять знания, умения, навыки, отвечать за послед- ствия принятых решений и т.д.

Распределение учебного времени подготовки бакалавра 240 зач.ед Теоретическое обучение 208 зач.ед Физическая культура 2 зач.ед Практическое обучение 18 зач.ед Итоговая государственная аттестация 12 з.е

Распределение учебного времени подготовки магистра 120 зач.ед Теоретическое обучение 60 зач.ед Практическое обучение, НИР 57 зач.ед Защита ВКР 3 зач.ед

18 Формирование теоретического обучения Наиме нование компет енции Способ ность ………. Требования для формиро- вания компетенции Обеспечивающие дисциплины по циклам ГСЭ ЕНПроф Студент должен знать………… +++ Студент должен уметь ……… ++ Студент должен владеть……… +

М атрица «знания, умения, навыки, формирующие компетенции» КомпетенцииЗнания, умения, навыки Общепрофессиональные компетенции: использует основные законы естественнонаучных дисциплин, методы математического анализа и моделирования, теоретического экспериментального исследования при решении профессиональных задач (ПК- 1); студент должен знать: методы математического анализа в части дифференци­ального и интегрального исчисления; теорию дифференциальных уравнений; теорию функций комплексного переменного; основы теории вероятности и математической статистики; и т.д. уметь: вычислять производные и интегралы, решать дифференциальные уравнения; использовать современные, стандартные пакеты ГИС и ДЗ для поиска, сбора, хранения, обработки и анализа гео- пространственных данных; и т.д

Последовательность изучения дисциплин определяется структурно-логической связью между ними Дисциплины цикла ОПД и СД Дисциплины цикла ГСЭ Дисциплины цикла ЕН

физика экология химия почво- ведение геология Структурно-логическая связь дисциплин цикла ЕН

Объем дисциплины определяется ее вкладом в формирование компетентностной модели ДИСЦИП ЛИНА 1 Компете нция 1 Компете нция 2 ДИСЦИП ЛИНА 2 Компете нция 1 Компете нция 2 Компете нция 3 Компете нция 4

23 Формирование учебного плана в зачетных единицах В одном семестре – 30 зачетных.единиц 1 з.ед= 36 час.1 экзамен – 1 зачетная единица 1 неделя практики или итоговой аттестации – 1,5 з.ед. Распределение трудоемкости по циклам: регламентируется МОН трудоемкость цикла ГСЭ Распределение трудоемкости цикла на базовую и вариативную части в соотношении 50:50 для бакалавра, 30:70 – для магистра В цикле ПРОФ вариативная часть – это профили (СПЕЦИАЛЬНОСТИ): МРОЗ, ПОТ, КИОВР, СХВ

ГОС -2 устанавливает следующие циклы о бщих гуманитарных и социально-экономических дисциплин (ГСЭ.00); общих математических и естественно-научных дисциплин (ЕН.00); общепрофессиональных дисциплин (ОПД.00); специальных дисциплин (СД. 00), включая дисциплины специализаций (ДС), если они предусмотрены ГОС ВПО. Общая трудоемкость по циклу Гуманитарные и социально- экономические дисциплины – ГСЭ устанавливается в объеме 1800 часов. Федеральный компонент цикла составляет 70%, вузовский компонент – 30% общего объема часов, при этом 15% общего объема часов цикла в его составе отводится на дисциплины по выбору студента, устанавливаемые факультетом. Дисциплины по выбору студента являются обязательными. В обязательном порядке, в соответствии с ГОС ВПО, во все учебные планы должны быть включены иностранный язык, физическая культура, отечественная история и философия. При этом на иностранный язык выделяется не менее 340 часов, а на физическую культуру – не менее 408 часов, из них 26 часов - лекционных

Объем федерального компонента цикла Общие математические и естественно-научные дисциплины – ЕН составляет не менее 80% общего объема часов, выделяемых на цикл в ГОС ВПО. Остальной объем цикла распределяется между вузовским компонентом и дисциплинами, устанавливаемыми УМО, в том числе дисциплинами по выбору студента, приблизительно в равных пропорциях. Федеральный компонент цикла ЕН формируется из дисциплин: математика, информатика, физика или концепции современного естествознания, экология или биология с основами экологии, химия, а также дисциплин, включаемых по предложению соответствующих УМО

Федеральный компонент цикла Общепрофессиональные дисциплины – ОПД устанавливается в объеме не менее 80% от общего объема цикла. Вузовский компонент – не более 20% от общего объема цикла, включая 10% по выбору студента. В цикл Специальные дисциплины – СД у специалистов могут входить Дисциплины специализаций (ДС). Некоторые специальности могут не иметь специализаций. Специализации являются частью специальности, в рамках которой они создаются, и предполагают получение более углубленных профессиональных знаний, умений и навыков в различных областях деятельности по профилю этой специальности

При составлении плана учебного процесса следует иметь в виду следующее: 1.Объем учебной нагрузки студента определяется трудоемкостью (числом часов аудиторных занятий и самостоятельной работы), и не должен превышать 54 часов в неделю. Объем обязательных аудиторных занятий студента не должен превышать за период теоретического обучения в среднем 27 часов в неделю. В это количество часов не входят обязательные занятия по физической культуре, по курсу Безопасность жизнедеятельности, а также факультативным дисциплинам. Превышение указанного количества часов возможно лишь в том случае, если таковое предусмотрено утвержденным ГОС ВПО по соответствующими направлению (специальности). 2. Количество экзаменов и зачетов в семестре, включая зачеты по курсовым работам и практикам, не должно превышать 11. При этом количество экзаменов, выносимых на каждую сессию, не должно превышать 5, а количество зачетов за семестр, как правило, не должно быть более 6. В указанное число не входит отчетность по физической культуре и факультативам.

Количество часов на дисциплину в семестре целесообразно устанавливать кратным числу учебных недель в семестре, если используется при планировании занятий недельная форма расписания, а количество часов на дисциплину в неделю – четным – для удобства составления расписания занятий. Факультативные дисциплины предусматриваются в учебном плане специальности или направления, однако они не являются для студентов обязательными. Их наименования, семестр и число часов указываются в разделе IV учебного плана.

1. Из Государственного образовательного стандарта (ГОС ВПО) выбирается учебное время в неделях : t 1 - на теоретическое обучение с учетом экзаменационной сессии; 2. Составляется график учебного процесса и рассчитывается баланс учебного времени в неделях по семестрам (t 2 ) за весь период обучения, 3. Исходя из 54-часовой рабочей недели студента, определенной ГОС, находится общая трудоемкость теоретического обучения работы студента в часах (t 3 ), как произведение 54 на количество недель теоретического обучения, t 3 = t 1 х Исходя из 27 часов в неделю, устанавливаемых ГОС в среднем на период теоретического обучения,без учёта экзаменационных сессий, определяем общее количество часов аудиторных занятий (t 4 = t 2 х 27). 5. Определяется количество часов аудиторных занятий (t 5 )с учетом физической подготовки

Определяется средняя продолжительность аудиторной недели (без учета факультативных занятий) t 6 по формуле: t 6 = t 5 : t 2 7. Определяется t 7 – количество часов аудиторных занятий с учетом часов факультативных занятий (ФЗ). t 7 = t 5 + ФЗ 8. Определяется время (t 8 ), оставшееся на самоподготовку студента (посещающего факультативные занятия), как разница времени полученных в п.3 и п.7 t 8 = t 3 – t 7.

Определяется время, выделяемое на самостоятельную работу студента (СРС) по той или иной дисциплине. 1. В том случае, если трудоемкость дисциплины не определена жестко в ГОС: время на самостоятельную работу целесообразно сначала распределить по дисциплинам пропорционально количеству аудиторных часов занятий, выделяемых на них, а затем, в случае необходимости, произвести перераспределение времени с учетом имеющихся приоритетов, но таким образом, чтобы общее время на СРС осталось неизменным. Для этого: определяется время на СРС по i-й дисциплине по формуле: t срс = t а х t 8 \ t 7 где tа - время, отводимое на аудиторные занятия по i-й дисциплине. При необходимости tсп перераспределяется с учетом приоритетов 2.Если трудоемкость закреплена в ГОС t 9, то время на СРС определяется как разность t 9 срс = t 9 - t 9а

Для этого: определяется время на СРС по i-й дисциплине по формуле: t СРС = tа х t 8 \ t 7 где t а - время, отводимое на аудиторные занятия по i-й дисциплине. При необходимости t СРС перераспределяется с учетом приоритетов 2.Если трудоемкость закреплена в ГОС t 9, то время на СРС определяется как разность t 9 срс = t 9 - t 9а

Например, t 1 = 173 нед, из них 20 нед – экз t 2 = 153 нед t 3 = t 1 х 54 = 9342 часа – объем теор.курса t 4 = t 2 х 27 = 4131 час объем ауд.занятий t 5 = 4131 час = 4539 час с учетом физкультуры t 6 = t 5 : t 2 =4539 :153 = 29,7 ч с учетом физкультуры t 7 = t 5 + ФЗ = =4989 час с уч.факультатива t 8 = t 3 – t 7 = 9342 – 4989 = 4553 час на СРС t срс = t а х t 8 \ t 7 = 68 х 4553 /4989 = 63 час

Переписываются из примерного учебного плана или из ГОС ВПО по соответствующим циклам учебные дисциплины. Затем дисциплины, с учетом требований ГОС, вышеперечисленных рекомендаций и в последовательности, предлагаемой примерным учебным планом распределяются по семестрам с указанием: видов контроля, количества часов занятий и самостоятельной работы за весь период обучения, а также с указанием количества часов занятий в неделю в том или ином семестре – что является наиболее ответственным, творческим этапом работы. При этом среднее количество часов в неделю не должно превышать t 6 с учетом физкультуры.

Пример учебного плана Ин де кс Наименование дисциплины Общий объем Аудиторные занятия Самос тоят. работа Семестры 17 недель Форма промежуто чной аттестации лек ции прак тич 12 Естественнона- учный цикл 2016 часов 56 з.ед 476 час 13 з.е 714 час 20 з.е 826 час 18 з.ед л 21 пр 35 14л 21 пр 5 экз Математика576 ч /6 9 3/6 Зачет 1сем Экз 2 сем Математика17 з.ед 35,57,59 3/6 9 3/6 Зачет 1сем Экз 2 сем

В графике учебного процесса соответствующими символами для каждого курса и семестра обозначаются календарные дни (по неделям и месяцам) теоретического обучения, практик, экзаменационных сессий, каникул и итоговой государственной аттестации.

График учебного процесса бакалавра 1-3 курс 17 нед 15 нед 17 нед 22 канпрак нед 2 4 нед эк 2 теорет обуч 8 нед итог.атт. 8 нед

Сводные данные по бюджету времени подготовки бакалавра Теоретическое обучение, включая экзаменационные сессии 148 недель Практическое обучение12 недель Итоговая аттестация8 недель Каникулы40 недель ВСЕГО208 недель

График учебного процесса магистра 15 нед 10 нед 2 канПрактика, НИР 7 нед23 нед 8 нед теорет обуч 8 нед итог. атт. 8 нед22 15 нед 22 эк

Сводные данные по бюджету времени подготовки магистра Теоретическое обучение, включая экзаменационные сессии 44 недели Практическое обучение38 недель Итоговая аттестация2 недели Каникулы20 недель ВСЕГО104 недели

График учебного процесса специалиста (сейчас) 1-2 курсы 3 курс 4 курс 5 курс 17 нед 22 канпрак 4 нед эк 2 теорет обуч 8 нед итог.атт. 17 нед нед 4 нед 6 нед 8 нед 17 нед 6 нед 2 гос эк

Сводные данные по бюджету времени подготовки специалиста (сейчас) Теоретическое обучение, включая экзаменационные сессии = 173 нед Практическое обучение24 недель Итоговая аттестация17 недель Каникулы 46 недель ВСЕГО260 недель

Особенности составления учебных планов для вечерней и заочной форм обучения 1. Структура учебного плана и Трудоемкость освоения должна соответствовать учебным планам для очного обучения за исключением физической культуры и военной подготовки. 2. При очно-заочной (вечерней) форме обучения число часов аудиторных занятий составляет не менее 10 часов в неделю. При заочной форме обучения студенту должна быть обеспечена возможность занятий с преподавателем в объеме не менее 160 часов в год. 4. Количество учебных недель для вечернего отделения должно быть тем же, что и для дневного. 5. В учебном плане заочного отделения вместо учебных недель ставится число календарных дней учебного отпуска студента, в которые организуются аудиторные занятия и проводятся экзаменационные сессии: для 1-2 курсов – 40 календарных дней (по 20 в семестр), для 3-6 – 50 календарных дней (по 25 в семестр). Для студентов, зачисленных на 1-й курс, в учебном плане предусматривается установочная сессия (1–2 недели в счет календарных дней первой экзаменационной сессии).