ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К РЕФЕРАТАМ МОУ СОШ 6 МОУ СОШ 6 г. Вязьма г. Вязьма Покупателева Е.А. Покупателева Е.А.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Определяешь проблему, формулируешь тему работы Знакомишься с литературой по данной проблематике Определяешь методы исследования Собираешь собственный материал.
Advertisements

Подробный план создания исследовательской работы.
Методические рекомендации для студентов и преподавателей по написанию и оформлению рефератов Разработал: преподаватель дисциплины «Языковая грамотность.
Методические рекомендации по написанию письменных отчетов МУ «Информационно-методический цент системы образования Ейского района» 2012 г.
Как правильно оформить реферат. Реферат (от латинского Referre докладывать, сообщать) небольшое устное сообщение, изложение в письменной форме какой-
Как составить реферат Как составить реферат Памятка для старшеклассников Копейский городской округ 2006.
Выполнил: Пантюков Е. А.. Все главы в оглавлении и тексте должны быть пронумерованы арабскими цифрами. Каждую главу, а также «Введение», «Заключение»,
:23(C) Karavaeva, 2008 Методические рекомендации по оформлению результатов ученической проектной деятельности Автор – Караваева Е.Л.
Исследовательская работа Автор презентации - к.п.н., замдиректора по НМР ГБОУ лицей 82 Модестова Т.В.
Правила оформления студенческих работ. 2 Реферат Курсовая работа ( проект ) Дипломная работа ( проект ) Титульный лист Содержание Введение Основная часть.
Школьная научно- исследовательская работа и основные требования к ее написанию.
Требования к ВКР ОмГУ им. Ф.М.Достоевского Факультет иностранных языков.
Указания по написанию курсовой работы. Цель курсовой работы по курсу– закрепить и обобщить полученные в процессе обучения знания, провести самостоятельное.
НОУ ТСОШ 1 Виды исследовательских работ и этапы работы над ними.
Школьный реферат и основные требования к его написанию. Автор: Данилова Юлия Валерьевна, учитель биологии, МОУ«Средняя общеобразовательная школа 1» муниципального.
ПОДГОТОВКА ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ. «Дипломная работа является выпускной квалификационной работой, имеющей профессиональную направленность,
Ким Э.В. Методическая лаборатория географии МИОО РЕФЕРАТ как средство формирования познавательной активности и творческих способностей учащихся.
Как написать реферат по литературе Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы МОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа» Тамбовской.
Диссертация и автореферат диссертации. Структура и правила оформления.
КАК ПОДГОТОВИТЬ ПРОЕКТ. ВИДЫ ПРОЕКТОВ Практико-ориентированный проект Предназначен для использования в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства.
Транксрипт:

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К РЕФЕРАТАМ МОУ СОШ 6 МОУ СОШ 6 г. Вязьма г. Вязьма Покупателева Е.А. Покупателева Е.А.

РЕФЕРАТ – форма устной аттестации обучающихся

Определение Реферат – самостоятельная исследовательская работа, в которой автор раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее. Реферат – самостоятельная исследовательская работа, в которой автор раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее.

Цель реферата Реферат как форма аттестации Реферат как форма аттестации стимулирует раскрытие исследовательского потенциала обучающихся; стимулирует раскрытие исследовательского потенциала обучающихся; способность к творческому поиску, сотрудничеству, способность к творческому поиску, сотрудничеству, самораскрытию и проявлению возможностей. самораскрытию и проявлению возможностей.

I. Общие положения Реферат должен включать индивидуальное, самостоятельное мини-исследование материалов и описание результатов исследования после полного обзора научной литературы по проблеме исследования. Реферат должен включать индивидуальное, самостоятельное мини-исследование материалов и описание результатов исследования после полного обзора научной литературы по проблеме исследования. Реферат выполняется под руководством преподавателя, рецензируется и представляется на экзамен для защиты. Реферат выполняется под руководством преподавателя, рецензируется и представляется на экзамен для защиты. Реферат имеет регламентированную структуру, содержание и оформление. Реферат имеет регламентированную структуру, содержание и оформление. Содержание должно быть логичным, грамотным, носить проблемно-тематический характер. Содержание должно быть логичным, грамотным, носить проблемно-тематический характер.

II. Виды рефератов Обзорные (по количеству источников) - для учащихся 9 кл - 3 источника, для уч-ся 11 кл – 5 источников) Обзорные (по количеству источников) - для учащихся 9 кл - 3 источника, для уч-ся 11 кл – 5 источников) Рефераты-конспекты ( ПО ВИДУ И СПОСОБУ ИЗЛОЖЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ) - ВКЛЮЧАЮТ ПОЛНОЕ ИЗЛОЖЕНИЙ ОСНОВНЫ х ПОЛОЖЕНИЙ, ДОКАЗАТЕЛЬСТВ и ВЫВОДОВ ИСХОДНОГО ТЕКСТА Рефераты-конспекты ( ПО ВИДУ И СПОСОБУ ИЗЛОЖЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ) - ВКЛЮЧАЮТ ПОЛНОЕ ИЗЛОЖЕНИЙ ОСНОВНЫ х ПОЛОЖЕНИЙ, ДОКАЗАТЕЛЬСТВ и ВЫВОДОВ ИСХОДНОГО ТЕКСТА Рефераты- резюме ( по виду и способу изложения информации) - перечисляют лишь главные положения и выводы по ним без изложения доказательства. Рефераты- резюме ( по виду и способу изложения информации) - перечисляют лишь главные положения и выводы по ним без изложения доказательства.

III. Структура реферата 1. Титульный лист; 2. Оглавление с указанием глав, параграфов, страниц; 3. Введение; 4. Основная часть (разбитая на главы и параграфы); 5. Заключение; 6. Список реферируемой литературы (библиография); 7. Приложения (если есть).

IV. Объем реферата Общий объем реферата страниц машинописного текста: Общий объем реферата страниц машинописного текста: введение – 1-2 страницы, введение – 1-2 страницы, основная часть – страниц, основная часть – страниц, заключение – 1-2 страницы. заключение – 1-2 страницы.

V. Содержание реферата 1. Введение. 1. Введение. 2. Основная часть. 2. Основная часть. 3. Заключение. 3. Заключение. 4. Библиография. 4. Библиография. 5. Приложения. 5. Приложения.

Введение Введение содержит : содержит : обоснование выбора темы, актуальности темы реферата с позиции научной значимости (малая изученность вопроса, его спорность, дискуссионность и прочее), либо современной востребованности; обоснование выбора темы, актуальности темы реферата с позиции научной значимости (малая изученность вопроса, его спорность, дискуссионность и прочее), либо современной востребованности; постановку целей и формирование задач, которые требуется решить для выполнения цели; постановку целей и формирование задач, которые требуется решить для выполнения цели; краткий обзор и анализ литературы по данному вопросу и прочих источников информации (не только учебной и справочной литературой); краткий обзор и анализ литературы по данному вопросу и прочих источников информации (не только учебной и справочной литературой); введение заканчивается словами: "Реферат состоит из введения,... глав.. и заключения введение заканчивается словами: "Реферат состоит из введения,... глав.. и заключения

Цели. Задачи реферата. Рекомендуемые фразы изложить результаты научных исследований, изучить, проанализировать посвященных проблеме... изложить результаты научных исследований, изучить, проанализировать посвященных проблеме... описать (осветить) состояние изучения проблемы... описать (осветить) состояние изучения проблемы... обосновать (доказать) следующую точку зрения (концепцию, теорию, идею)... обосновать (доказать) следующую точку зрения (концепцию, теорию, идею)... сопоставить разные точки зрения на... сопоставить разные точки зрения на... обобщить (что?)... обобщить (что?)... представить точки зрения разных ученых на (что?)... представить точки зрения разных ученых на (что?)...

Цели. Задачи реферата. Рекомендуемые фразы критически осмыслить, рассмотреть основные современные теории, связанные с проблемой… критически осмыслить, рассмотреть основные современные теории, связанные с проблемой… подробно охарактеризовать своеобразие (специфику)… подробно охарактеризовать своеобразие (специфику)… выявить особенности употребления …. выявить особенности употребления …. рассмотреть вопрос (содержание теории) …. рассмотреть вопрос (содержание теории) …. осуществить критический анализ… осуществить критический анализ… дать оценку, анализ (чего?) … дать оценку, анализ (чего?) … изучить, проанализировать… изучить, проанализировать…

Основная часть реферата делится на главы, параграфы; делится на главы, параграфы; количество и название которых определяются автором и руководителем количество и название которых определяются автором и руководителем (Глава 1 посвящена... во 2-й главе речь пойдет о... (Глава 1 посвящена... во 2-й главе речь пойдет о... содержит информацию, почерпнутую из разных источников; содержит информацию, почерпнутую из разных источников; должна включать в себя собственное мнение обучающегося и сформулированные выводы, опирающиеся на приведенные факты. должна включать в себя собственное мнение обучающегося и сформулированные выводы, опирающиеся на приведенные факты. Формулировки выводов выделяются в абзац и начинаются словами: "Итак...", "Таким образом.. Формулировки выводов выделяются в абзац и начинаются словами: "Итак...", "Таким образом..

Заключение краткое и четкое изложение выводов; краткое и четкое изложение выводов; анализ подведения итогов выполненной работы; анализ подведения итогов выполненной работы; степени выполнения поставленных во введении задач; степени выполнения поставленных во введении задач; указывается, что нового лично для себя обучающийся вынес из работы над рефератом. указывается, что нового лично для себя обучающийся вынес из работы над рефератом.

Библиография Содержит пронумерованный, в алфавитной последовательности (по первой букве фамилии автора)перечень законодательных актов, постановлений правительства, нормативных документов, статистических материалов, научных и литературных источников, монографий, статей, учебников, справочников, энциклопедий, изученных обучающимся. Содержит пронумерованный, в алфавитной последовательности (по первой букве фамилии автора)перечень законодательных актов, постановлений правительства, нормативных документов, статистических материалов, научных и литературных источников, монографий, статей, учебников, справочников, энциклопедий, изученных обучающимся. В перечне указываются: фамилия автора, инициалы, название работы, место и время её публикации. В перечне указываются: фамилия автора, инициалы, название работы, место и время её публикации.

Приложения Приложения размещаются в конце работы; размещаются в конце работы; содержат таблицы, графики, диаграммы, иллюстрации; содержат таблицы, графики, диаграммы, иллюстрации; на все приложения должны быть ссылки; на все приложения должны быть ссылки; каждое приложение нумеруется и оформляется с нового листа с указанием наверху посередине страницы слова «Приложение» и его номер; каждое приложение нумеруется и оформляется с нового листа с указанием наверху посередине страницы слова «Приложение» и его номер; приложение должно иметь заголовок, который пишется на отдельной строке прописными буквами. приложение должно иметь заголовок, который пишется на отдельной строке прописными буквами.

VI. Оформление реферата VI. Оформление реферата Нумерация. Нумерация. Поля. Поля. Шрифт. Шрифт. Заголовки. Заголовки. Знаки препинания. Знаки препинания. Сокращения. Сокращения. Ссылки. Сноски. Ссылки. Сноски. Библиографические данные. Библиографические данные. Электронные данные. Электронные данные. Титульный лист. Титульный лист. Оглавление (содержание) Оглавление (содержание)

Нумерация( сквозная) * каждая часть реферата начинается с новой страницы; * каждая страница нумеруется в середине нижней строки арабскими цифрами без точки; * каждая страница нумеруется в середине нижней строки арабскими цифрами без точки; * счет- нумерация ведется с титульного листа, на котором цифры не проставляются, и заканчивается последним; * счет- нумерация ведется с титульного листа, на котором цифры не проставляются, и заканчивается последним; * на третьем листе ставится цифра «3»; * на третьем листе ставится цифра «3»; * приложения входят в общую нумерацию. * приложения входят в общую нумерацию.

Поля * слева - не менее 3 см; * справа – не менее 1,5 см * снизу и сверху – 2,5см; * абзацный отступ одинаковый – 1,25см; Реферат должен быть оформлен на отдельных стандартных листах формата А4). Печатать следует на одной стороне листа. Поля * слева - не менее 3 см; * справа – не менее 1,5 см * снизу и сверху – 2,5см; * абзацный отступ одинаковый – 1,25см; Реферат должен быть оформлен на отдельных стандартных листах формата А4). Печатать следует на одной стороне листа.

Шрифт Шрифт * 12 – 14 кегль шрифта New Times Roman, через 1,5 интервала(один по всему тексту); * прямой (курсив и жирный шрифт использовать (курсив и жирный шрифт использовать для выделения); для выделения); * на одном листе не рекомендуется использовать больше 2-х размеров и разновидностей шрифтов; больше 2-х размеров и разновидностей шрифтов; * название каждой главы(параграфа) можно писать более крупным и жирным шрифтом. более крупным и жирным шрифтом.

Заголовки должны быть в едином стиле (единый уровень, единый шрифт, единый размер); должны быть в едином стиле (единый уровень, единый шрифт, единый размер); перед заголовком и после рекомендуется вставлять пустую строку; перед заголовком и после рекомендуется вставлять пустую строку; в конце заголовков точка не ставится; в конце заголовков точка не ставится; нельзя подчеркивать; нельзя подчеркивать; если заголовок состоит из 2 предложений, между ними ставится точка. если заголовок состоит из 2 предложений, между ними ставится точка.

Знаки препинания перед знаками препинания (кроме тире) не может быть пробела; перед знаками препинания (кроме тире) не может быть пробела; после знака препинания пробел обязателен; после знака препинания пробел обязателен; тире набирают двойным минусом; тире набирают двойным минусом; пробел набирают с двух сторон; пробел набирают с двух сторон; дефис набирают клавишей минус; дефис набирают клавишей минус; пробелы после дефиса не ставятся пробелы после дефиса не ставятся

Сокращения слово страница сокращается как С.; слово страница сокращается как С.; в тексте не допускается сокращение названий, наименований (исключение - общепринятые аббревиатуры); в тексте не допускается сокращение названий, наименований (исключение - общепринятые аббревиатуры); перенос слов недопустим. перенос слов недопустим.

Ссылки. Сноски Ссылки обязательно делаются: при цитировании; при указании цифр, фактов, названий; при формулировании определений. Ссылки обязательно делаются: при цитировании; при указании цифр, фактов, названий; при формулировании определений. Сноски чаще всего оформляются следующим образом. Над ключевым словом или цифрой ставится номер сноски. Внизу текста слева сноски отделяются от основной части чертой Сноски чаще всего оформляются следующим образом. Над ключевым словом или цифрой ставится номер сноски. Внизу текста слева сноски отделяются от основной части чертой (34 см). Под чертой указывается номер сноски и полные библиографические данные. (34 см). Под чертой указывается номер сноски и полные библиографические данные.

Библиографические данные -1 Фамилия автора, инициалы. Название работы (без кавычек). (тире) Место издания (сокращенно указываются: Москва (. М.) и Санкт-Петербург (. СПб.).: (двое­точие) Наименование издательства (без кавычек), (запятая), год издания (без буквы "г."). (тире), номер страницы или количество страниц в изда­нии (С. 3948, или 495 с.), (точка). Например: 2 Корнан Я. Дефицит. М.: Наука, С Акофф Р. Искусство принятия решений. М.: Мир, С. Фамилия автора, инициалы. Название работы (без кавычек). (тире) Место издания (сокращенно указываются: Москва (. М.) и Санкт-Петербург (. СПб.).: (двое­точие) Наименование издательства (без кавычек), (запятая), год издания (без буквы "г."). (тире), номер страницы или количество страниц в изда­нии (С. 3948, или 495 с.), (точка). Например: 2 Корнан Я. Дефицит. М.: Наука, С Акофф Р. Искусство принятия решений. М.: Мир, С.

Библиографические данные- 2 Сноски на периодические издания имеют отличия: вначале указывается название издания (без кавычек), затем год (через запятую), номер (можно указать и день, например, 27 июня) и страница. Например: 4 Коммерсант, 1996, 176, С. 3. Кроме того, реферат должен иметь титульный лист и оглавление с указанием страниц. Сноски на периодические издания имеют отличия: вначале указывается название издания (без кавычек), затем год (через запятую), номер (можно указать и день, например, 27 июня) и страница. Например: 4 Коммерсант, 1996, 176, С. 3. Кроме того, реферат должен иметь титульный лист и оглавление с указанием страниц.

Ссылки на электронные источники ссылка на электронные публикации состоит из имени автора, даты публикации документа (указывается в скобках), заглавия документа, сведения о документе, в котором помещена составная часть, даты обращения к документу и электронного адреса (URL - Uniform Resource Locator). ссылка на электронные публикации состоит из имени автора, даты публикации документа (указывается в скобках), заглавия документа, сведения о документе, в котором помещена составная часть, даты обращения к документу и электронного адреса (URL - Uniform Resource Locator). Например(1): Sosteric, M. (1996). Electronic journals: The grand information future? Electronic journal of Sociology, 4 (1). Retrieved June 27, 2001, from Например(1): Sosteric, M. (1996). Electronic journals: The grand information future? Electronic journal of Sociology, 4 (1). Retrieved June 27, 2001, from Например (2): Например (2): Sosteric, Michael. "Electronic journals: The grand information future?" Electronic journal of Sociology. 4 (1) June Sosteric, Michael. "Electronic journals: The grand information future?" Electronic journal of Sociology. 4 (1) June 2001.

Титульный лист в правом верхнем углу – название учебного заведения; в правом верхнем углу – название учебного заведения; в центре – название темы реферата (прописными буквами без кавычек), в центре – название темы реферата (прописными буквами без кавычек), наименование работы (строчными буквами курсовая работа, реферат и т.п.). наименование работы (строчными буквами курсовая работа, реферат и т.п.). ниже темы справа – фамилия, имя, отчество учащегося, класс, а также фамилия и инициалы учителя; ниже темы справа – фамилия, имя, отчество учащегося, класс, а также фамилия и инициалы учителя; внизу – город и год написания. внизу – город и год написания.

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа г. Вязьмы If Bill Gates is the Savior or Satan? Экзаменационный реферат по предмету «Английский язык» Работу выполнил: обучающийся 9г класса обучающийся 9г класса Хромченков Сергей Владимирович Хромченков Сергей Владимирович Работу проверил: Работу проверил: учитель английского языка учитель английского языка Покупателева Елена Анатольевна Покупателева Елена АнатольевнаВязьма2011 Работу выполнил: Работу выполнил: обучающийся 9г класса обучающийся 9г класса Хромченков Сергей Владимирович Хромченков Сергей Владимирович Работу проверил: Работу проверил: учитель английского языка учитель английского языка Покупателева Елена Анатольевна Покупателева Елена АнатольевнаВязьма2011

CONTENTS Introduction…………………………………………………… p. 3 Introduction…………………………………………………… p. 3 Chapter 1 Chapter 1 1.1…………………………………………………………………………………. p …………………………………………………………………………………. p ………………………………………………………………………………….p ………………………………………………………………………………….p. 7 Chapte r 2 Chapte r 2 2.1………………………………………………………………………………… p ………………………………………………………………………………… p ……………………………………………………………………… ………….p ……………………………………………………………………… ………….p. 10 Conclusions ………………………………………………………… …….… p.12 Conclusions ………………………………………………………… …….… p.12 Bibliography………………………………………………………… p.13 Bibliography………………………………………………………… p.13 Appendices Appendices Appendix 1……………………………………………………………… p.14 Appendix 1……………………………………………………………… p.14 Appendix 2……………………………………………………………… p. 15 Appendix 2……………………………………………………………… p. 15

VII. Руководство и рецензирование реферата

Учитель – руководитель реферата предлагает или корректирует тему реферата; предлагает или корректирует тему реферата; обсуждает содержание и план реферата; обсуждает содержание и план реферата; рекомендует литературу; рекомендует литературу; осуществляет контроль за работой обучающегося над рефератом; осуществляет контроль за работой обучающегося над рефератом; пишет рецензию, в которой делается анализ, отмечаются сильные и слабые стороны реферата, делаются соответствующие замечания и выставляется предварительная оценка. пишет рецензию, в которой делается анализ, отмечаются сильные и слабые стороны реферата, делаются соответствующие замечания и выставляется предварительная оценка.

Общие критерии оценки реферата актуальность, глубина и полнота раскрытия темы; актуальность, глубина и полнота раскрытия темы; соответствие содержания теме; соответствие содержания теме; логичность, связность; логичность, связность; правильность и полнота использования источников; правильность и полнота использования источников; доказательность; доказательность; языковая правильность, грамотность; языковая правильность, грамотность; структурная упорядоченность (наличие введения, основной части, заключения, их оптимальное соотношение); структурная упорядоченность (наличие введения, основной части, заключения, их оптимальное соотношение); соответствие оформления реферата стандарту (объем, шрифт, наличие плана, списка литературы, культура цитирования, сноски …) соответствие оформления реферата стандарту (объем, шрифт, наличие плана, списка литературы, культура цитирования, сноски …)

Частные критерии оценки реферата 1. Критерии оценки введения 1. Критерии оценки введения 2. Критерии оценки основной части 2. Критерии оценки основной части 3. Критерии оценки заключения 3. Критерии оценки заключения

1. Критерии оценки введения наличие обоснования выбора темы, её актуальности; наличие обоснования выбора темы, её актуальности; наличие сформулированных целей и задач работы; наличие сформулированных целей и задач работы; наличие краткой характеристики первоисточников. наличие краткой характеристики первоисточников.

2. Критерии оценки основной части 2. Критерии оценки основной части структурирование материала по разделам, параграфам, абзацам; структурирование материала по разделам, параграфам, абзацам; наличие заголовка к частям текста и их удачность; наличие заголовка к частям текста и их удачность; проблемность и разносторонность в изложении материала; проблемность и разносторонность в изложении материала; выделение в тексте основных понятий и терминов, их толкование; выделение в тексте основных понятий и терминов, их толкование; наличие примеров, иллюстрирующих теоретические положения. наличие примеров, иллюстрирующих теоретические положения.

3. Критерии оценки заключения наличие выводов по результатам анализа; наличие выводов по результатам анализа; выражение своего мнения по проблеме. выражение своего мнения по проблеме.

VIII. Порядок защиты реферата ознакомление комиссии с отзывом руководителя; ознакомление комиссии с отзывом руководителя; выступление обучающегося в пределах ~10минут; изложение существа реферата(кратко актуальность, цели, задачи, методы исследования, основные идеи реферата, полученные результаты); выступление обучающегося в пределах ~10минут; изложение существа реферата(кратко актуальность, цели, задачи, методы исследования, основные идеи реферата, полученные результаты); ответы обучающегося на вопросы членов комиссии( в пределах темы реферата); ответы обучающегося на вопросы членов комиссии( в пределах темы реферата); принятие решения комиссии об оценке реферата. принятие решения комиссии об оценке реферата.

Оценка «Отлично» соответствии реферата требованиям (актуальность темы, соответствие содержание теме, глубина проработки материалов, правильность и полнота использования источников, соответствии реферата стандарту); соответствии реферата требованиям (актуальность темы, соответствие содержание теме, глубина проработки материалов, правильность и полнота использования источников, соответствии реферата стандарту); знание обучающимся изложенного в реферате материала; знание обучающимся изложенного в реферате материала; умение грамотно и аргументированно изложить суть проблемы; умение грамотно и аргументированно изложить суть проблемы; умение делать комментарии, излагать свою точку зрения; умение делать комментарии, излагать свою точку зрения; умение свободно беседовать по любому пункту плана, отвечать на вопросы; умение свободно беседовать по любому пункту плана, отвечать на вопросы; умение анализировать фактический материал и статистические данные. Использованные в реферате; умение анализировать фактический материал и статистические данные. Использованные в реферате; наличие качественно выполненного презентационного материала (иллюстративного фона), не дублирующего защитный материал. наличие качественно выполненного презентационного материала (иллюстративного фона), не дублирующего защитный материал.

IX. Порядок хранения и использования реферата реферат, сданный в методический кабинет, является имуществом кабинета и хранится в течение 3 лет с момента сдачи, после чего может быть возвращен автору по его личному требованию либо уничтожается; реферат, сданный в методический кабинет, является имуществом кабинета и хранится в течение 3 лет с момента сдачи, после чего может быть возвращен автору по его личному требованию либо уничтожается; в период хранения реферат может быть выдан автору для чтения на месте хранения с учетом выдачи в журнале. в период хранения реферат может быть выдан автору для чтения на месте хранения с учетом выдачи в журнале.