Методика уроков-лекций и уроков-семинаров по биологии. Лектор О.Б.Макарова.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Презентацию подготовил студент 5 курса Группы ПДД-13 Мосин Виктор.
Advertisements

Самостоятельная работа студентов по подготовке к семинарским, практическим занятиям, зачетам и экзаменам Методика подготовки к семинарским и практическим.
Методика проведения семинарских занятий. Самостоятельная работа слушателей.
1. Сущность понятия «семинар». Задачи и функции семинарского занятия в высшей школе. 2. Типы и виды семинарских занятий. Критерии оценки семинарского.
Активные методы обучения Юринская Н.Н.. Понятие и сущность метода обучения Метод- способ достижения цели, определённым образом упорядоченная деятельность.
Типология уроков Урок является сложной педагогической системой и разделяется на типы по признакам: Вводный урок. Урок изучения нового материала(первичного.
Методы обучения Метод (буквально путь к чему-то) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность.
Сегодня как никогда для педагога особенно важно пробудить интерес к звучащему, научить детей почувствовать его истинный вкус и назначение. Процесс этот.
Отчет по методической теме: «Использование практических заданий на уроках технологии с целью формирования общетрудовых и профессиональных умений и навыков»
Научно-исследовательская деятельность учащихся Крутилина Юлия Анатольевна, учитель истории МОУ СОШ 287 Г. Заозерска Мурманской области.
Семинарское занятие - одно из видов учебных занятий, для которого характерно: активность, самостоятельность, проверка своих способностей, вооружение знаниями.
Реализация плана урока. Продуктивное задание – это переход от изученной закономерности к конкретному случаю в жизни, преобразование информации для решения.
1. Реферат как форма самостоятельной работы студента. 2. Подготовка и основные этапы выполнения курсовой работы (проекта) в высшей школе. 3. Дипломная.
Применение метода кейс-стади в учебном процессе. Одна из важных особенностей современного образования, это его постоянное совершенствование. Изменения.
Презентация учебного проекта по теме « Свойства функций » Предмет : алгебра Авторы : учащиеся 9 А класса ; учитель математики Дубенкина О. В. Г.Ковров.
1. Классификация исследовательских работ учащихся: 1. Классификация исследовательских работ учащихся: -исследовательская деятельность - деятельность, связанная.
Специфика использования ЭОР на уроках изучения нового материала Верещагина О. Ю. МБОУ СОШ 62 г. Архангельск.
Исследовательская работа в начальной школе Куренгина С.Ю., учитель начальных классов МБОУ «Мезенская СОШ»
Организация научно- исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время Организация научно- исследовательской деятельности учащихся во внеурочное.
Урок - семинар как эффективная форма обучения старшеклассников при подготовке к ЕГЭ. ". Из опыта работы учителя истории МБОУ СОШ 10 с.Суворовского Усть-Лабинского.
Транксрипт:

Методика уроков-лекций и уроков-семинаров по биологии. Лектор О.Б.Макарова

План лекции 1. Методика урока-лекции. 2. Методика урока-семинара. 3. Методика урока-семинара с использованием фрагментов словесно-логической технологии.

Лекция – монологический метод обучения, длительный по времени – почти весь урок. Урок-лекция (вид урока) предполагает, что новый материал занимает большую часть урока, по типу урока он может быть: вводный, изучение нового материала и реже – обобщающий.

В практике обучения биологии используют вводные, тематические и обобщающие лекции. На вводной лекции раскрывается основное содержание темы, ставятся проблемы, вопросы, которые будут решаться в процессе изучения.

Тематическая лекция посвящается изучению одного важного вопроса или проблемы. Обобщающая лекция обычно завершает изучение темы, систематизирует и углубляет знания учащихся.

Требования, предъявляемые к лекции: - иметь глубокое теоретическое содержание, которое должно быть научным и доступным; - излагаться в логической последовательности;

- излагаться эмоционально; - органично связываться с другими формами организации процесса обучения (быть в системе);

- для повышения доходчивости изложения и создания зрительных образов биологических объектов и явлений необходимо использовать наглядные пособия и ТСО; - продолжительность школьной лекции мин.

Лекция состоит из введения, основной части и заключения Каждая часть несет свою дидактическую нагрузку..

Цель введения – активизировать внимание учащихся, вовлечь их в процесс освоения знаний Этого можно достичь, если начать лекцию с ярких примеров, постановки проблемы, сообщения интересных фактов, сведений из жизни учащихся.

Примеры : - самый старый дуб Европы, которому более 2тыс. лет, растет в местечке Стельмуж в Литве. - пиявка весом 2г. может высосать мл. крови; - луна-рыба откладывает до 300 млн икринок, менее 1% которых дают начало малькам.

Основная часть лекции посвящается изложению основного содержания. Она может излагаться как в индуктивном, так и дедуктивном плане.

Тематическая лекция чаще строится в индуктивном плане (от простого к сложному), во вводной лекции используется дедукция: раскрываются основные положения темы, проблемы в целом, теории или закономерности, а в дальнейшем на уроках учитель подробно останавливается на каждом положении теории, вопросе темы и т.п.

В заключении учитель подводит итог сказанному, делает выводы, повторяет основные вопросы темы.

Важным условием эффективности лекции является организация учебной деятельности учащихся. С этой целью могут быть использованы следующие приемы: составление плана, запись основных положений лекции в виде тезисов, конспектирование, подготовка ответов на вопросы.

Такая работа активизирует познавательную деятельность учащихся, позволяет сосредоточить внимание на главном и глубже понять содержания темы.

Семинар – вид урока, на котором основным методом является беседа и деятельность учащихся заключается в том, что они отвечают на вопросы, выступают с сообщениями и сами задают вопросы.

Обычно учащиеся работают коллективно и самостоятельно. В процессе беседы анализируются и углубляются основные положения ранее изученной темы, конкретизируются знания, закрепляются умения.

Специфика семинара – в коллективном обсуждении учащимися сообщений, докладов, рефератов, выполненных ими самостоятельно под руководством преподавателя.

При подготовке к семинарским занятиям у учащихся формируются навыки самообразования, общеучебные умения работать с учебной и научно-популярной литературой.

Одним из основных условий проведения семинара является наличие доступных каждому учащемуся источников: книжной и другой литературы, справочных материалов.

Учитель проводит сбеседы, в которых разъясняет цель, тематику и содержание предстоящего семинара, дает необходимые указания по подготовке сообщений, докладов и т.п.

Семинарские занятия, проводимые в форме дискуссий, деловых игр, конференций, учат школьников: Обсуждать поставленные вопросы. Доказательно высказывать свои суждения. На практике применять свои знания и умения.

Приобретать навыки самостоятельной работы и ее оформления (устного или письменного изложения, аргументированной защиты собственных выводов и т.п.). Самостоятельно анализировать ответы товарищей. Выступления учащихся способствуют развитию монологической речи, повышают культуру общения.

В российской школе семинары начинаются обычно на завершающей ступени базового школьного образования. Мы считаем что можно проводить семинары начиная с 7- 8классов. Самостоятельный поиск учащегося во время предварительной подготовки семинара осуществляется при значительной корректирующей помощи учителя.

Кроме того, ход дискуссии на семинаре также должен планироваться учителем в интересах развития навыков семинарской работы учащихся.

Для первых семинаров важно учитывать ряд особенностей: - не все вопросы, выносимые на обсуждения, должны готовиться всем классом; - класс может быть разбит на группы, каждая из которых готовит свой вопрос;

- объем рекомендуемой литературы сводится до минимума, и к ней даются четкие поисковые ориентиры (вплоть до конкретных страниц), самостоятельная проработка учащимися источника пока невелика.

Эффективность семинара значительно возрастает, если учитель заранее продумает желательный ход дискуссии, в том числе «неожиданные» вопросы, которые заставят школьников самостоятельно искать пути решения возникшей проблемы, помогут отказаться от привычных штампов и стереотипов мышления и создать условия для выявления личной позиции ученика.

Семинар позволяет моделировать любую ситуацию и использовать ее в учебных и воспитательных целях. Учащиеся 8-х классов должны приобрести следующие навыки: работать с первоисточниками по вопросам, заранее заданным учителем и в форме, им определенной (конспект, тезисы, план устного выступления и т.п.);

- реферирования, составление краткого доклада, сообщения; - самостоятельной проработки дополнительной литературы по теме; - составления таблиц, схем, графиков и т.п.; - участие в коллективном обсуждении.

Подготовку к семинару необходимо начать заранее (за 2-3 недели). Учитель сообщает тему, задачи семинара, вопросы для обсуждения, распределяет доклады, указывает список литературы, проводит консультации.

На первых этапах подготовки к семинару преподаватель должен научить учащихся готовить доклады (помочь составить план, подобрать примеры, наглядные пособия, сделать выводы или заключение). Поэтому проведению семинара предшествует консультация, которая проводится во внеурочное время.

На консультации учитель отвечает на вопросы учащихся, просматривает подготовленные доклады, сообщения, наглядный материал, оказывает методическую помощь. В этот же период с учащимися может работать консультант из числа хорошо подготовленных ребят, который помогает отобрать литературу, составить план выступления.

Важным требованием к докладам является их кратковременность – не более 4-6 мин, что позволяет вовлечь в работу большое число учащихся. Другим непременным условием успешной работы семинара является подготовка к нему всех учащихся.

Это возможно при знакомстве с вопросами для обсуждения, подготовкой содокладов, рецензированием или комментированием сообщений одноклассников.

Обсуждение намеченных вопросов должно носить конструктивный характер, в ходе которого систематизируются знания учащихся, устанавливаются связи между фактическими и теоретическими положениями, биологическими закономерностями, совершенствуется умение делать выводы.

Структура семинара зависит от учебно-воспитательных целей, уровня подготовленности учащихся. Наиболее распространенной является такая структура:

1. Вводное выступление учителя. Он напоминает учащимся задачи семинара, знакомит с планом проведения, ставит проблему (2 мин). 2. Выступления учащихся (сообщения по заданным темам) – не белее мин. 3. Дискуссии (обсуждения проводятся по вопросам семинара) – 10-15мин.

4. Подведение итогов (на этом заключительном этапе занятия учитель анализирует сообщения учащихся и оценивает их участие в дискуссии, сообщает материал и делает выводы) -2 мин. 5. Домашнее задание (дается преподавателем для закрепления полученных знаний).

В ходе разработки семинарского занятия можно рекомендовать следующий план его подготовки : Выбор темы, определение цели и задач. Подготовка вопросов для обсуждения. Распределение заданий и тем для сообщений.

Организация предварительной работы, консультации. Составление плана проведения семинара Выбор методов и приемов проведения семинара. Подбор средств наглядности.

Для того чтобы усилить активность и самостоятельность выступающих на семинаре, следует предложить каждому, кто будет выступать, самому найти необходимое пособие.

На старшей ступени средней школы постепенно уменьшается инструктивная роль учителя, и углубляются возможности самостоятельного поиска и творчества учащихся.

В старших классах возможно использование не только семинаров повторительно-обобщающего типа, но и семинаров-поисков, воспитательная цель которых состоит в содействии формированию творчески мыслящей личности.

Старшеклассники способны: - освоить работу с разнообразными первоисточниками; - научиться анализировать различные точки зрения по проблеме в ходе реферирования и подготовки к семинарам;

- уметь самостоятельно обобщать, делать выводы, давать аргументированные оценки, - рецензировать литературу по теме, выступления одноклассников; овладение навыками ведения дискуссии, защиты своей точки зрения при уважительном отношении к мнению оппонента.

Переход к творческим семинарам необходим как мера, подготавливающая учащихся к продолжению образования. Творческий семинар имеет своей целью закрепить и углубить полученные знания. В качестве примера приведем организацию семинара с использованием элементов словесно-логической технологии

Подготовительный этап: I. Учащиеся готовят сборник понятий по теме обобщения. Лучше в таблице (графы – термин, содержание и объем понятия).

II.Составляют по каждому вопросу семинара по 5-7 вопросов-суждений (итого 20-30вопросов).Вопросы заносятся в анкету обратной связи (Ф,И.О. учащегося, тема семинара, вопросы- суждения).

Известно, что познание окружающего мира начинается с анализа, а заканчивается синтезом и обобщением. Средством анализа является вопрос, средством синтеза – ответ. Вопросы могут быть проблемными и непроблемными.

Все вопросы, по мнению Ботова М.И., в которых не задействована необходимость вычленения понятий и суждений, являются непроблемными.

Проблема – это потребность в мысли. В связи с тем, что существует две формы общечеловеческой мысли – понятия и суждения, то может быть только два вида проблемных вопросов:

Вопрос-понятие. Вопрос-суждение. Вопросы-понятия требуют раскрыть понятие по содержанию и объему.

Структура вопроса-понятия Называется…. Считается… Понимается… Что Представляют … Выражается… Является… Такое… КАКОВЫ виды и свойства… … В ЧЕМ заключается сущность… …

Вопрос-суждение требует раскрыть два понятия по содержанию и объему и установить связь между ними. ЧЕМ ОБЪЯСНИТЬ, ЧТО… КАК ДОКАЗАТЬ, ЧТО….. В КАКОМ СЛУЧАЕ…. КОГДА…….. 1 понятие – глагол связка КАКИМ ОБРАЗОМ 2 понятие? ВСЛЕДСТВИИ ЧЕГО… ПОЧЕМУ….

Раскрыть содержание понятия это значит перечислить его существенные признаки, необходимые для отличия данного предмета (явления) от сходных с ним.

Раскрыть объем понятия это значит перечислить его виды, т.е. установить те предметы (явления), которым присуще содержание (совокупность определенных признаков), рассматриваемого понятия.

В формальной логике данная логическая операция носит название «деление понятий». Деление понятий осуществляется по основанию деления (признаку, с учетом которого происходит установление видов делимого понятия).

Работа на семинаре В начале урока учитель назначает (из числа наиболее успевающих по теме) арбитра и согласительную комиссию, которые будут вести семинар и фиксировать баллы.

Работу можно начать сразу, а можно разделив класс на группы (у каждой один из вопросов семинара) дать возможность в течении мин подготовить выступления

Учитель задает вопросы без учета желания учащихся. Если ученик отказывается отвечать, он отстраняется от семинара и получает «2» балла.

III. Доклад (не более 7-10 минут).Излагать материал следует непременно своими словами. Разрешается пользоваться текстом первоисточника или конспекта. Если потребуется приводить цитаты.

При подготовке ответа на вопрос семинара материал следует располагать таким образом. Чтобы каждая мысль вытекала из предыдущей.

Доклад состоит из вступления, основной части и заключения. Во вступительной части докладчик должен подготовить аудиторию к восприятию конкретного учебного материала семинара.

Для этого он формулирует тезис – основную мысль, основное утверждение, истинность которого необходимо обосновать в ответе. Тезис должен быть сформулирован ясно и точно.

Основная часть - способ доказательства, разрешения противоречия (т.е. логическое рассуждение, в процессе которого из аргументов выводится истинность или ложность тезиса).

В качестве аргумента могут быть использоваться: основоположения какой-либо теории; определения понятий, принятые в науке; суждения, описывающие установленные факты; ранее доказанные положения.

В заключительной части докладчик делает вывод по своему выступлению.

IY. Докладчик после выступления отвечает на вопросы своих товарищей: ему полагается задать 7-10 вопросов-суждения. Если докладчик не отвечает на вопрос, то на него отвечает задающий (и получает баллы и за вопрос и за ответ).

V. Дополнения по докладу делаю другие ученики. VI. Анализ доклада делает любой ученик. Логика, полнота, правильность, доказательность, непротиворечивость выступления, использование наглядных пособий. Правильность ответов на вопросы.

За доклад до 3 баллов За правильно составленный вопрос-суждение 1-2балла За правильный ответ на него1-2 балла За правильное дополнение1-2 балла За исправление ошибок1-2 балла За анализ выступлениядо 3 баллов За работу арбитром9 баллов За ошибки в анализе доклада- 1балл За необъективность при работе арбитром - 3 балла Критерии отметок

Для получения отметки на семинаре, необходимо набрать, следующее количество баллов: «удовлетворительно» 4-5 баллов «хорошо» 6-8 баллов «отлично» 9-10 баллов

Ботов М.И. Словесно-логический способ обучения. Красноярск,1994. / А.Н.Мягкова и др. Организация учебной деятельности школьников на уроках биологии – м.:Просвящение,1988/.

5 мая 2010 Семинар «История методики обучения биологии» -вопросы стр. 46 Пономарева И.Н. Общая методика обучения биологии