Профессиональная аккредитация образовательных программ подготовки специалистов в учебных заведениях профессионального образования Плутенко А.Д., Зам.директора.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Профессиональная аккредитация образовательных программ подготовки специалистов в учебных заведениях профессионального образования Яблонскене Наталья Леонидовна.
Advertisements

О проекте создания Центра прикладных квалификаций Научно-образовательный кластер Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего.
Москва, 22 – 23 марта 2012 года Московский городской психолого–педагогический университет УЧЕБНО–МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ При поддержке: Министерства образования.
Нормативно-методическое обеспечение профессионально- общественной аккредитации профессиональных образовательных программ ФАКТОРОВИЧ А.А., д.п.н., заместитель.
Разработка моделей профессионально- общественной аккредитации Ассоциация ведущих вузов в области экономики и менеджмента (АВВЭМ) С.Ю.Рощин,
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРАКТ «РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ, ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ.
Москва сентября 2012 Профессионально-общественные обсуждения «Результаты деятельности сети ФИП в 2012 году» Государственное бюджетное образовательное.
1 Таганрогский технологический институт Южного федерального университета ВОПРОСЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СОБСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ИНЖЕНЕРНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ.
Опыт решения кадровых проблем через формирование ключевых компетенций специалистов (на примере наноиндустрии) Соболева Елена Николаевна, директор образовательных.
РОЛЬ УЧЕБНОГО УПРАВЛЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ УМК В ВОЛГГМУ Начальник учебного управления ВолГМУ Кагитина И.В.
Государственный контракт на выполнение работ (оказание услуг) для государственных нужд от«07» ноября 2011 г. 12.Р «Создание и внедрение системы.
Проектирование образовательных стандартов, самостоятельно устанавливаемых университетами: актуальный опыт Попова И.В.- директор ЦПДО УрФУ, Ребрин О.И.-
Развитие систем общественной и профессиональной оценки качества образовательных программ профессионального образования Повышение конкурентоспособности.
Проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» Редакция на 15 июля 2011 года Редакция на 15 июля 2011 года.
Актуальные вопросы подготовки специалистов в области стандартизации и метрологии в контексте реформы технического регулирования Проректор по стратегическому.
Шевченко Н.П., Зам. директора по НМР ГБОУ СПО РО «Новочеркасский колледж промышленных технологий и управления» О размещении информации об образовательной.
1 Предоставление отчетности в части реализации мероприятий Программы развития по направлению «Совершенствование образовательной деятельности» проект рекомендаций.
О ПРОЕКТАХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ М.Б. Челышкова.
1 «Государственно – общественные механизмы развития профессионального образования» Лейбович Александр Наумович, первый заместитель директора Федерального.
Профессионально-общественная аккредитация образовательных организаций Материалы программы повышения квалификации «Методология профессионально - общественной.
Транксрипт:

Профессиональная аккредитация образовательных программ подготовки специалистов в учебных заведениях профессионального образования Плутенко А.Д., Зам.директора департамента образовательных программ ГК «Роснанотех»

Аккредитационный центр при Ассоциации инженерного образования России Агентство по общественному контролю качества образования и развитию карьеры ( АККОРК ) В России уже есть опыт разработки механизмов и проведения Общественно-профессиональной аккредитации

Со стороны государства – да. Госсовет, новая редакция « Закона об образовании », модернизация системы гос. аккредитации Со стороны рынка труда. ОАК, РОСНАНО, автомобилестроители … Система профессионального образования ? Существует ли спрос на профессиональную аккредитацию?

Последний относительно полный набор в вузы был в 2006 году, тогда из школ выпустилось 1,5 млн. человек. В 2010 году выпустилось уже 800 тысяч человек, в 2012/2013 году ожидается выпуск в количестве 730 тысяч человек, т. е. в два раза меньше по отношению к последнему « спокойному » году. Восстановление абитуриентской базы будет идти медленно, подъем ожидается только с 2020 года. К 2012 году количеству студентов в российских вузах уменьшится с сегодняшних 7,5 миллионов до 5,5 миллионов, что будет означать, что предстоит уволить 50 тысяч преподавателей. Негосударственные вузы сделали в прошлом году от 15% до 50% своего обычного набора. Государственные вузы, которые обычно набирали 2/3 студентов на бюджетные места и 1/3 – на платны, в прошлом году приняли студентов в соотношении 50:50, при этом 23 государственных вуза вообще не сделали бюджетный набор – не добрали людей до контрольных цифр. В то же время система ВПО развивается и учится жить в конкурентной среде Какова ситуация в системе профессионального образования?

Что необходимо для того, чтобы профаккредитация образовательных программ стала реальностью 1. Апробированная и согласованная методика профессиональной аккредитации. 2. Организационные механизмы и нормативные документы, регулирующие взаимодействие государственных органов управления образованием и общественно- профессиональных организаций или объединений работодателей. 5

Барьеры Помимо того, что профессиональная экспертиза законодательно не определена в качестве равноправного (государственному) механизма оценки качества образования: Пока нет должного количества объединений работодателей (ОР) У работодателей нет должного количества подготовленных экспертов для проведения Специализированной экспертизы программ Вузам трудно дается работа в непривычном формате: при планировании и описании программ в компетентностном ключе, при попытках получить и проанализировать обратную связь от стейкхолдеров (рынка труда, выпускников, студентов) 6

Принципы взаимодействия : возможные сценарии Одновременная институциональная государственная аккредитация вуза и специализированная экспертиза его программ ( или гос. аккредитация вуза на базе проф. аккредитации программ ); Делегирование объединениям работодателей ( крупным работодателям ) полномочий проведения специализированной экспертизы вузовских программ в ходе государственной аккредитации вузов 7

С чего можно начинать – « второй вариант » В этой ситуации представляется оптимальным « мягкий » вариант создания и развития системы профессиональной экспертизы и аккредитации программ образовательных учреждений : ПАРАЛЛЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПРОЦЕССОВ И СБЛИЖЕНИЕ ПОДХОДОВ 8

Что возможно при реализации второго сценария Работодатели : занять более активную позицию 1. Формирование объединений работодателей, не обязательно « профильных » ( отраслевых ) – с большим пулом привлеченных и специально подготовленных экспертов ; 2. Подготовка экспертов из числа сотрудников предприятий ; 3. Самостоятельная аккредитация вузовских программ по их обращениям на основе общих подходов и согласованной методики ; Есть основания полагать, что вузы начнут обращаться с заявками на профессиональную аккредитацию 4. Активное позиционирование этой деятельности вовне : публикация результатов профессиональной аккредитации на сайтах ОР и отдельных корпораций и предприятий, рейтинги программ и вузов ; 5. Вхождение в международные сети аккредитационных агентств. 9

Что возможно при реализации второго сценария Государство : активная поддержка деятельности ОР 1. Поддержка усилий ОР : публикация реестра ОР, осуществляющих эту деятельность, сведений о проведении профессиональной аккредитации и ее результатов на официальных сайтах ; 2. Продвижение успешного опыта профессиональной аккредитации программ учреждений профессионального образования ; 3. Использование элементов методики профаккредитации программ при доработке процедуры и критериев государственной аккредитации вузов 10

Профаккредитация предполагает оценку образовательных программ по следующим базовым позициям : учет запросов рынка труда : подтвержденное использование и учет требований работодателей при определении содержания программы и ее образовательных результатов ; соответствие программы требованиям профессиональных стандартов, если таковые имеются ; наличие всей совокупности условий, предоставляемых студентам / слушателям программы для выхода на запланированные образовательные результаты : кадры, инфраструктура, оборудование, партнерские связи ; использование адекватных задачам и запланированным результатам образовательных технологий, включая методы оценки достижений студентов современность программы : использование результатов новейших научных исследований Элементы методики : основные подходы 11

Рекомендуемый перечень запрашиваемых у вуза материалов для камеральной проверки Отчет о самообследовании Описание программы Спецификация программы и модулей / курсов Описание информационно - методической и материальной инфраструктуры программы, включая сведения о ППС ; Учебно - методические комплексы по курсам ( дисциплинам, модулям программы ) Экзаменационные вопросы и тематика письменных работ ( рефератов, дипломных работы ), а также примеры лучших и худших работ студентов за последние 2-3 года ( для уже существующих программ ); Отчет о проведенном исследовании ( анкетировании ) работодателей и выпускников, обобщающий их отношение к качеству / результативности программы. Элементы методики : материалы 12

Важно то, как программа выполняет свои образовательные задачи и выводит студентов на запланированные образовательные результаты Необходимо получить ответ на вопросы как запланированное содержание обучения будет способствовать достижению поставленных образовательных целей ? Необходимо показать, что в конструкции программы учтены все следующие аспекты и соблюден баланс между ними, а именно : что в программе ( какие курсы, дисциплины, модули ) будет формировать знания, формировать интеллектуальные навыки, что в программе будет способствовать выработке умений и навыков, специфических для данной предметной области, что в программе позволить развивать познавательные способности и формирование универсальных навыков. Суть – в « деталях » 13

Апробацию разработанной в РОСНАНО методики общественно - профессиональной аккредитации проходили четыре высших учебных заведения и шесть образовательных программ : 1. ГОУ ВПО Казанский Государственный Технический Университет им. А. Н. Туполева, КГТУ - КАИ. Программы : « Самолето - и вертолетостроение » специализация « Проектирование и конструирование авиационной техники »; « Самолето - и вертолетостроение » специализация « Расчет прочности авиационной техники » 2. ГОУ ВПО Московский государственный институт электронной техники ( Технический университет ), МИЭТ. Магистерские программы по направлению « Электроника и наноэлектроника »: « Проектирование СБИС с топологическими нормами 90 нм » « Производство СБИС с топологическими нормами 90 нм » 3. ГОУ ВПО Уральский Федеральный Университет им. Первого Президента РФ Б. Н. Ельцина, УрФГУ. Программа профессиональной переподготовки « Разработка и применение высокоэффективных катализаторов для нейтрализации выбросов » 4. Учреждение Российской академии наук Санкт - Петербургский Академический университет – научно - образовательный центр нанотехнологий РАН. Магистерская программа Физика полупроводников и диэлектриков Проведена апробация методики 14

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !