Теория и практика учебного исследования Электронный справочник для начинающих исследователей Разработчик: Алаева М.А., учитель русского языка и литературы.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
« Проектная деятельность в школе» 1.ВИДЫ ПРОЕКТОВ. Этапы работы над проектом. ПРОЕКТ – замысел, план; разработанный план сооружения, механизма; предварительный.
Advertisements

КАК ПОДГОТОВИТЬ ПРОЕКТ. ВИДЫ ПРОЕКТОВ Практико-ориентированный проект Предназначен для использования в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства.
С. Джонсон Знание бывает двух видов. Мы сами знаем предмет – или же знаем, где найти о нем сведения.
Теоретические аспекты проектной деятельности 1. История возникновения методов проектов; 2. Понятие метода проекта; 3. Цели и особенности проектного обучения;
« Кто испытал раз в жизни восторг научного творчества, тот никогда не забудет блаженного мгновения. Он будет жаждать повторения» П.А. Кропоткин.
Обеспечивает овладение методами научного познания в процессе поиска; Обеспечивает овладение методами научного познания в процессе поиска; Формирует мотивацию,
Деятельностно-ориентированные технологии обучения в начальной школе.
Организация научно- исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время Организация научно- исследовательской деятельности учащихся во внеурочное.
Проектная деятельность учащихся на уроках истории, обществознания, экономики.
1. Реферат как форма самостоятельной работы студента. 2. Подготовка и основные этапы выполнения курсовой работы (проекта) в высшей школе. 3. Дипломная.
Методы обучения являются инструментом развития учащихся, если: Способствуют приобретению школьниками прочных ЗУН, также умений переносить их в новые ситуации;
Методика оформления исследовательских работ с учащимися начальных классов. (консультация для педагогов начальных классов) Разработала: Гедгафова Л.М.,
Организация исследовательской деятельности учащихся Алгоритм действий.
Учебно- исследовательская деятельность в школе. Учебно-исследовательская деятельность – одна из форм работы учащихся, которая максимально стимулируется.
Научно-практическая конференция в МОУ СОШ 3 г. Черепаново Учебно-исследовательская работа учащихся Учитель иностранного языка Попова Елена Харисовна.
Критерии оценивания исследовательских работ подготовила учитель математики МБОУ « Архангельская СОШ им. Героя Советского Союза Краснова В. М.» Одинцова.
Ким Э.В. Методическая лаборатория географии МИОО РЕФЕРАТ как средство формирования познавательной активности и творческих способностей учащихся.
Научно-исследовательская работа учащихся. Методика написания, правила оформления и защиты Косовцова И.В., учитель истории МОУ-СОШ 31 г. Белгорода.
Научно-исследовательская деятельность школьников.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ.
Транксрипт:

Теория и практика учебного исследования Электронный справочник для начинающих исследователей Разработчик: Алаева М.А., учитель русского языка и литературы гимназии 1 г. Мончегорска Мурманской области

Ум человеческий имеет три ключа, всё открывающих : знание, мысль, воображение, - всё в этом. В Гюго Мысль есть главная способность человека; выражать её – одна из главных его потребностей, распространять её – самая дорогая его свобода. П. Буаст От автора Данное пособие предназначено для учителей и учащихся, начинающих заниматься исследовательской деятельностью, и представляет собой электронный справочник, в котором даются теоретические основы научного и учебного исследования и практические рекомендации по организации исследовательской деятельности.

Содержание Основные понятия научного (учебного) исследования Виды исследовательских работ Организация исследовательской работы учащихся Экспертиза исследовательских работ. Оценочный лист. Оппонирование как форма развития исследовательских навыков. Интернет – ресурсы Материалы из опыта работы

Проблема Тема и её актуальность Объект исследования Предмет исследования Цель исследования Задачи исследования Гипотеза Методы исследования Основные понятия научного (учебного) исследования

Нечто неизвестное в науке или практике, требующее поиска новых знаний о действительности Противоречие между знанием и незнанием Проблема - это…

Актуальность темытемы Признаки актуальности:актуальности Отвечает научной потребности практики Не имеет соответствующего готового научного решения NB! Формулировка темы должна отражать динамику научного познания: от известного к новомуФормулировка темы

ПредметОбъект та конкретная часть объекта или процесс, в нём происходящий, который исследуется та область, в рамках которой находится то, что будет изучаться, исследоваться

ЦЕЛЬ – представления автора о конечном результате ВЫЯВИТЬ…ДОКАЗАТЬ...РАЗРАБОТАТЬ…ОБОСНОВАТЬ…ОПРЕДЕЛИТЬ…СОЗДАТЬ…СФОРМИРОВАТЬ…ВЫЯСНИТЬ...

Задачи исследования поэтапное решение (расшифровка) целей это конкретизированные, более частные цели обозначение конкретных вопросов, обеспечивающих достижение целей обозначение тех элементов, которые должны быть выявлены в ходе исследования

Гипотеза - научное предположение, которое указывает на то, каким образом может быть достигнута цель. то…, так как…» «Если…,

Методы исследования Эмпирические Наблюдение (стандартизи- рованное, свободное, вклю- ченное, контролируемое, прямое или косвенное) Контент – анализ (анализ документов) Опросы (социологические) Анкетирование (закрытое, открытое, комбинирован.) Тестирование (интеллекту- альное, личностное, вербаль- ное, процессуальное, проект- ное, тесты состояний и свойств, достижений и т.д.) Метод измерения (получение количественных данных об изучаемых объектах) Интервьюирование Теоретические Логические: Анализ Синтез Классификация Типологизация Абстрагирование Сравнение Обобщение Аналогия Интегрирование Систематизация Моделирование Умозаключение Метод формирования гипотез Метод продуцирования идей Мыслительный эксперимент Метод проектирования

Логика исследования Цель доказать… обосновать… разработать… Выводы на основании результатов данного исследования Доказано… (разработано…) Задачи выявить… определить… установить… и т.д. Методы анализ наблюдение измерение эксперимент и т.д. Результаты в ходе данного исследования: проведен анализ… выявлено… определено… установлено…

ВИДЫ исследовательских работ ДОКЛАД ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР ПРОЕКТРЕЦЕНЗИЯРЕФЕРАТ НАУЧНЫЙ ОТЧЁТ НАУЧНАЯ СТАТЬЯ СТЕНДОВЫЙ ДОКЛАД

Доклад - это устный рассказ (сочинение) на заданную или самостоятельно сформулированную тему. - это документ, содержащий изложение результатов исследовательской деятельности или опытно – конструкторской работы, опубликованный в печати или прочитанный в аудитории. Требования к докладу: отражается новизна и практическая значимость темы; раскрывается основное содержание темы; обосновываются выводы и предложения (авторские); Может иметь форму связного текста или тезисов (публику- ются в сборниках по итогам мероприятия: конференции, семинара, симпозиума и т.д.)

Стендовый доклад Данная форма доклада принята в современной международной практике как наиболее удачная, обеспечивающая легкость и концентрированность восприятия содержания на конференциях, выставках и других мероприятиях. Для каждой исследовательской работы предоставляется специальный стенд. Материалы, предназначенные для стендового доклада, могут быть предварительно оформлены на листе ватмана. В верхней части стенда крепится название работы ( 840 × 100, шрифт не менее 48), под ним указываются фамилия автора и научного руководителя (шрифт 36), название учреждения, его адрес. В левом углу указывается номер стенда, выделенный при регистрации.

Т р е б о в а н и я к стендовому докладу Наглядность. Нацелена на формирование представления о тематике и характере выполненной работы. Соотношение иллюстративного (фотографии, диаграммы, графики, блок-схемы и т.д.) и текстового материала – 1:1. При этом текст должен быть выполнен шрифтом, свободно читаемым с расстояния 50 см. Оптимальность. Количество информации должно позволять полностью изучить стенд за 1 – 2 минуты. Популярность. Информация должна быть представлена в доступной для участников конференции форме. Структура стендового доклада Цели и задачи работы. Описание сделанного в процессе исследования. Методы, используемые в ходе исследования. Основные результаты и выводы. Благодарности организациям и специалистам, оказавшим помощь в работе. Методы и результаты исследования целесообразно представлять в графическом или иллюстративном виде.

Литературный обзор - краткая характеристика того, что известно об исследуемом явлении из различных источников, с указанием направлений исследований, которые ведут различные учёные. Порядок работы над литературным обзором Общее ознакомление с источником информации (беглое чтение или просмотр). Выделение наиболее важных частей прочитанного. Составление тезисного плана прочитанного. Выписывание из текста полных и содержательных цитат с точными ссылками на источник с указанием его выходных данных. Сравнение данной информации с той, которая получена из других источников. Критическая оценка прочитанного, оформление замечаний только на объективной основе. Подготовка литературного обзора - обязательный этап исследовательской работы, ориентированный на глубокое овладение материалом и обеспечение научной достоверности и обоснованности суждений.

Научная статья - своеобразный литературный жанр, ориентированный на обозначение какой – либо научной проблемы и известных способов её решения. Структурные компоненты научной статьи Описание проблемы и её актуальности для теории и практики. Краткие данные о методике исследования. Анализ собственных научных результатов и их обобщение. Выводы и предложения по проведению исследовательской деятельности в дальнейшем. Ссылки на цитируемую литературу.

Научный отчёт - документ, содержащий подробное описание методики и хода исследования, его результатов, а также выводов, полученных в процессе научно- исследовательской или опытно - эксперимен - тальной работы. Цель научного отчёта - исчерпывающе осветить выполненную работу по её завершении или за определенный промежуток времени. Структура научного отчёта Краткое изложение плана и программы законченных этапов научной работы. Значимость проведенной работы, её исследовательская ценность и практическая значимость. Характеристика применявшихся методов исследования. Описание результатов исследования. Заключение, подводящее итоги исследования и отмеча- ющее нерешенные вопросы. Выводы и предложения по проведению исследовательской деятельности в дальнейшем.

Реферат ( от лат. referre - докладывать, сообщать) 1) краткое устное сообщение или изложение в письменном виде содержания книги, научной работы, проблемы, результатов научного исследования и т.д. 2) доклад на какую - либо тему, освещающий её на основе обзора литературы и других источников. Реферат - это вторичный текст, создаваемый в результате систематизации и обобщения материала первоисточника, его аналитической переработки. Реферат не является конспектом литературных источников и требует от автора анализа используемой информации и самостоятельных выводов

Организация работы над рефератом Целесообразно привлекать к такой работе учащихся, склонных к исследовательской деятельности. Учитель оказывает помощь в выборе темы реферата и консультирует учащегося в процессе работы. Приступая к работе, учащийся должен знать точные сроки её выполнения. Обязательно оговариваются сроки сдачи чернового варианта реферата, выделяется время на доработку и редактирование. Реферат сдается на рецензию научному руководителю не позднее срока, указанного в Положении об учебном исследовании. Требования к оформлению реферата должны быть едины для всех и выражены в формальных показателях.

Структура реферата Содержание (оглавление с указанием страниц). Введение. Обоснование выбора темы, формулирование проблемы, её актуальность. Цели и задачи работы. Предмет и объект исследования, гипотеза (если это реферат исследовательского характера). Краткое представление первоисточников (кто разрабатывал эту проблему, в каких статьях, какие точки зрения по указанной проблеме существуют, какие тенденции в трактовке проблемы сложились и т. д.). Объем введения не должен превышать 1 – 2 страницы. Основная часть. Структурирование материала по разделам в соответствии с ключевыми понятиями темы, на основе которых раскрывается проблема. Выстраивание каждого раздела (главы) по типу рассуждения (тезис – аргументы). Описание сути понятия или проблемы, система аргументации (примеры). Обязательная расшифровка используемой информации (оформление сносок, комментариев). Каждый раздел основной части реферата завершается логическим выводом, вытекающим из содержания реферируемых источников, собственной оценкой материала.

Структура реферата (продолжение) Заключение. Подведение итогов работы, формулирование выводов на основе проанализированных источников. Подтверждение актуальности заявленной темы (проблемы), её практическая значимость (где можно использовать полученные результаты и т.д.). Формулирование своей позиции (обобщение). Обозначение перспектив решения заявленной проблемы ( в т. ч. выход на новые проблемы, сформировавшиеся в ходе исследования). Объем заключения не должен превышать1 – 3 страницы. Список источников. Оформляется в соответствии с ГОСТ : в алфавитном порядке, указываются все библиографические данные: фамилия и инициалы автора, название книги, год и место издания, раздел, глава, страница и т.д. Может содержать не только литературные источники, такие как книги, журналы, газеты, но и сведения, почерпнутые из сети Internet, информацию из теле- и радиопередач, а также частные сообщения каких – либо специалистов, высказанные в личных беседах с автором реферата.

Рецензия ( от лат. recensio – рассмотрение ) - критический разбор и оценка научной работы ( исследования ) или нового художественного произведения. Рецензия может быть представлена в различных жанрах: критической статьи, эссе, отзыва.

Интерпретация авторского замысла «исходного» («первичного») текста. 1. Сбор материала для анализа: Выяснение авторских целей, темы и логики её развития, поставленной проблемы. Определение полноты и глубины раскрытия автором темы и проблемы. Оценка актуальности затронутой проблемы. Видение данной проблемы в контексте других или всей системы рассуждений. Оценка композиции исходного текста (реферата). Оценка стилевого единства изложения. 2. Написание аналитического текста на основе собранного материала. Формирование авторского замысла рецензента. Продумывание личностной позиции рецензента: Согласие / несогласие с позицией автора реферата, с его трактовкой поставленной проблемы. Формирование целостной эмоц. оценки текста рецензентом ( что произвело глубокое впечатление, что наиболее удалось автору и т.д.) Выбор композиции рецензии 3 части (вступление, основная часть, заключение), их размер, смена микротем в каждой из них. Целостность композиции. Написание рецензии Проверка её тематической и композиционной целостности, связности, выразительности, адресности, убедительности авторской позиции Этапы работы над рецензией

Проект ( от лат. projectus - брошенный вперёд ) - 1) замысел, план; 2) разработанный план сооружения, механизма, схема технологического процесса; 3) предварительный текст какого – либо документа Проектирование представляет собой процесс создания проекта - прототипа, прообраза предполагаемого объекта или состояния.

Виды проектов Монопредметный - в рамках одного предмета. Осуществляется в условиях классно – урочной системы. Межпредметный (междисциплинарный) – в рамках нескольких предметов, на основе надпредметных умений и навыков. Осуществляется во внеурочной деятельности Надпредметный – на стыке областей знаний и за рамками содержания школьных предметов. Осуществляется во внеурочной деятельности, носит исследовательский характер.

Этапы работы над проектом Содержание работы на данном этапе Деятельность учащихся Деятельность учителя Подготовка Определение темы и целей проекта. Формирование рабочей группы. Обсуждают предмет проекта с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию. Устанавливают цели. Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся Помогает в постановке цели проекта. Наблюдает за деятельностью учащихся. Планиро – вание Определение источников информации. Определение способов сбора и анализа информации. Определение способа представления результатов (формы проекта). Установление процедур и критериев оценки результатов и процесса проектной деятельности. Распределение задач (обязанностей) между членами команды. Формируют задачи. Вырабатывают план действий. Выбирают и обосновывают свои критерии и показатели успеха проектной деятельности. Предлагает идеи, высказывает предположения. Наблюдает за деятельностью учащихся.

Этапы работы над проектом Содержание работы на данном этапе Деятельность учащихся Деятельность учителя Исследование Сбор и уточнение информации, решение промежуточных задач. Обсуждение альтернатив методом «мозгового штурма». Выбор оптимального варианта. Основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и т. п. Выполняют исследование, решая промежуточные задачи. Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью учащихся. Формулирование результатов и (или) выводов Анализ информации. Формулирование выводов. Выполняют исследование и работают над проектом, анализируя информацию. Оформляют проект. Консультирует учащихся.

Этапы работы над проектом Содержание работы на данном этапе Деятельность учащихся Деятельность учителя Защита проекта Подготовка доклада: обоснование процесса проектирования, представление полученных результатов. Возможные формы отчета: устный отчет (в т.ч. с демонстрацией материалов), письменный отчет. Участвуют в коллективном самоанализе проекта и самооценке деятельности. Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника. При необходимости направляет процесс анализа. Оценка результатов и процесса проектной деятельности Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов ( успехов, неудач ) и их причин. Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок деятельности Оценивает усилия учащихся, их креативность, качество использования источников. Определяет потенциал продолжения проекта и качество отчета.

Формирование банка данных: составление списка детей, склонных к исследовательской деятельности. Создание группы, секции НОУ или определение тех, кто будет работать индивидуально (можно на базе факультатива, кабинета и т.д.) Анкетирование (определение пожеланий учащихся, прогнозирование объектов и предметов исследования). Формулирование темы (проблемы) будущей работы. Организация занятий (консультаций) по методологии исследовательской деятельности. Изучение теоретических основ научного исследования. Составление программы исследования, плана деятельности. Самостоятельная работа по изучению литературы, источников и т.д. Контролирующие консультации. Обсуждение хода работы, промежуточных результатов. Организация эксперимента (если это необходимо). Выявление трудностей и разработка системы мер по их устранению. Организация исследовательской работы учащихся

Обработка полученных результатов. Создание модели (плана) письменного изложения исследования. Отработка всех компонентов исследовательской работы. Написание и редактирование работы. Первичная экспертиза. Корректировка работы. Повторная экспертиза. Написание рецензии. Определение формы первичной защиты работы (выступление в классе, на факультативе, секции и т.д.). Назначение оппонентов и сроков защиты. Первичная защита работы. Анализ качества защиты работы. Выявление сильных и слабых сторон. Прогнозирование деятельности по повышению качественного уровня защиты. Выдвижение работы на конкурс. Обсуждение результатов исследовательской деятельности и прогнозирование работы на следующем этапе. Составление перспективного плана. Организация исследовательской работы учащихся ( продолжение )

Рецензирование – написание письменной рецензии, раскрывающей особенности работы и устанавливающей соответствие требованиям. Внешняя рецензия: осуществляется представителями науки (образования), не являющимися непосредственными руководителями данной работы. Возможна рецензия какого – либо общественного органа, правомочного свидетельствовать о практической значимости работы. Внутренняя рецензия: составляется непосредственно научным руководителем ( учителем ) данного исследования. Экспертное заключение: составляется на основе рецензий и преследует цель установить изобретательский статус работы. Экспертиза исследовательских работ

Требования к рецензии на исследовательскую работу Структурный компонент работы Предмет рецензирования Оценка качества выполнения ТемаФормулировка темыУровень сложности выбранной темы (как доказательство сформированности навыков исследовательской деятельности) Содержание (оглавление) Формулировка названий разделов (частей) работы Качество структурирования темы (насколько точно, полно спланирована разработка темы)

ВведениеВыбор темыОбоснованность выбора темы Актуальность темы Аргументированность формулирования проблем Цели и задачиВыявление авторских целей и задач Предмет, объект, гипотеза Владение основами исследовательской деятельности Представление первоисточников Осведомленность учащегося в области исследуемой проблемы ( насколько глубоко, полно и т.д.) Основная часть Содержание темы1.Определение полноты и глубины раскрытия автором темы и проблемы. 2.Комментирование позиции автора по выделенным проблемам. 3.Видение данной проблемы (проблем) в контексте других или всей системы рассуждений. Структурный компонент работы Предмет рецензирования Оценка качества выполнения

ЗаключениеФормулирование выводов по исследованию проблемы (проблем). 1.Обоснованность выводов. 2.Формирование целостной оценки проведенного исследования. 3.Определение практической значимости разработанной темы. 4.Обозначение перспектив решения заявленной проблемы (если эта работа исследовательская) Выполнение формальных требований к оформлению работы 1.Наличие всех структурных частей работы. 2.Стандарт оформления 3.Эстетика оформления 4.Приложения Наличие (отсутствие) частей работы, как это повлияло на качество работы. Соответствие (несоответствие). Целостность замысла. Качество иллюстративного материала. Структура работы Композиция работы Оценка композиционной целостности работы Стиль работы Единство стиля Соблюдение норм стилевого единства изложения РекомендацииЗамечания по выполнению работы Перечень замечаний, которые нужно устранить для повышения качества ( оценки) работы.

Оценочный лист Название работы: _________________________________________ Ф.И.О. автора: ____________________________________________ Предмет оценивания Уровни оценивания Критический «2» Средний «3» Оптимальный «4» Высокий «5» Содержание работы ( реферата ) 1Цель работыне сформулиро- вана Сформули- рована неясно Сформулиро- вана четко Спрогнозирован результат 2Задачине мотивиро - ваны целью Сформули- рованы нечетко, нарушена логика Сформулирова- ны четко, про- слеживается связь с целью Определена поэтапная расшифровка темы 3 Элементы научного исследования Не определены Определе- ны неточно Точно определе- ны объект и предмет Точно определе- ны предмет, объект, гипотеза 4 Формулиров- ка темы Тема не отличает- ся новизной Тема носит проблемный характер Отличается новизной, свежестью

5Актуаль- ность темы Не выявленаЗаявлена, но недостаточно аргументиро- вана Аргументиро- вана,но не сформулирова- ны проблемы Аргументация на проблемном уровне 6Глубина и полнота раскрытия темы Не раскрыта Раскрывается поверхностно, однозначно Раскрывается полно, но есть неточностив содержании Раскрыта полно и глубоко, аргументы и суждения точны 7Научная доказа- тельность Не имеет научной ба- зы (нет анализа источников, опоры на критику) Анализ научных источников носит фрагмен- тарный или формальный характер Есть краткое представление источников, имеются ссыл- ки,коммента- рии Научная информация передана адек- ватно, является обязательным компонентом работы 8Выводы (результа- ты) Не представ- лены совсем Поверхностны, не связаны с целью и задачами Представлены в соответ- ствии с целя- ми и задачами, но не содер- жат оценки поставленных целей Носят обобщаю- щий характер, содержат оценку целей, обозначена практическая значимость и возможные перспективы

9Компози- ция работы Нет четкой композиции Допускаются логические несоответств ия Отличается композиционной целостностью, есть отдельные логич. ошибки Композиционная целостность, логическая завершенность всех частей 10Стиль изложения Смешение стилей Наблюдается необоснован- ное использо- вание отдельных элементов др. стилей. Используется научный или научно – популярный стиль, есть элементы публицистичес. Единство стиля (только научный и научно – популярный стиль) Оформление работы 11.Формал. требова- ния к оформле- нию Не выпол- нены пол- ностью Выполнены на 50% Имеются отдельные замечания Выполнены в полном объеме 12Приложе- ния Являются необходимой иллюстрацией к работе, но не совсем качественно выполнены Являются необходимой иллюстрацией к работе, отличаются качеством исполнения

Оппонент ( от лат. opponentis – возражающий ) – 1) лицо, выступающее с возражениями кому – либо при защите диссертации, в публичной беседе, диспуте и т.д. 2) лицо, которому поручается оценка диссертации и выступление на ученом диспуте при её защите. человек, который возражает кому – либо, противник в споре. Оппонирование как форма развития исследовательских навыков учащихся Оппонировать - 1) выступать в качестве оппонента при защите диссертации, в публичной беседе, диспуте. 2) возражать кому – либо, оспаривать чьё – то мнение Оппонент назначается учителем из числа учащихся класса (возможно, из параллельного класса или из членов секций научного общества)

Задачи оппонента: изучить работу, подлежащую оппонированию; изучить источники, используемые автором исследования (реферата); выявить сильные и слабые стороны работы, аргументировать данную оценку; подготовить систему вопросов для выступления на защите оппонируемой работы. Требования к вопросам для публичного оппонирования: вопросы должны быть сформулированы четко и только в соответствии с содержанием работы; нельзя задавать вопросы, не относящиеся к теме работы; вопросы должны быть сформулированы конкретно; вопросы должны носить последовательный характер и выполнять функции уточнения, пояснения, расшифровки; количество вопросов должно быть мотивировано содержанием работы и отражать все её структурные компоненты.

Критерии оценивания вопросов для оппонирования Достаточность количества вопросов (все важные компоненты содержания работы должны быть отражены в полном объеме); характеристика вопросов: фактологические (репродуктивный уровень); проблемные (продуктивный уровень, т.е. нацеленность на выяснение сущности проблемы); методологические (нацеленные на выявление методологии исследования); креативные (нацеленные на перенос конкретных знаний в другую смысловую ситуацию); системность вопросов; прогнозируемость ответов; корректность вопросов; ясность формулировки вопросов; культура ведения дискуссии

Оценочный лист оппонента / Предмет оценивания Уровень (качественный) критичес кий достаточ ный высокий 1.Эрудированность оппонента в исследуемой проблеме (области) 2.Научная обоснованность вопросов 3.Разнообразие вопросов (на основе их характеристики) 4.Мотивированность вопросов 5.Системность вопросов 6.Корректность позиции оппонента 7.Культура ведения дискуссии 8.Культура речи оппонента Итоговая оценка работы оппонента:« _» (…) Подписи:

Интернет - ресурсы – портал развития исследовательской деятельности школьников – конкурс юношеских исследовательских работ им. В.И.Вернадского – рассылка новостей в рамках проекта «Развитие исследовательской деятельности учащихся в России» – Общероссийская научно – практическая конференция с международным участием «Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве» – Фестиваль наук и искусств «Творческий потенциал России» - Центр развития исследовательской деятельности учащихся

Интернет - ресурсы - Юность, наука, культура: Всероссийский открытый конкурс исследовательских и творческих работ учащихся – Всероссийская олимпиада школьников - интернет-портал «Исследователь. ru » – «Вестник». Электронный научный журнал - Тренинги «Организация исследовательской деятельности учащихся» - Всероссийские дистанционные эвристические олимпиады - Олимпиады для школьников: информационный сайт

Классификация тем Теоретические ориентированы на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в различных источниках Эмпирические ориентированы на проведение собственных наблюдений и экспериментов

Основные критерии выбора темы Тема должна представлять интерес для учащегося не только на данный момент, но и иметь отношение к выбранной им будущей специальности Тема должна быть интересна и педагогу. Это бывает в том случае, если педагог сам занимается исследованием в какой-либо области и может предложить ученику соответствующую тему в рамках этой сферы. Тема должна быть реализуема в имеющихся условиях, т.е. по выбранной теме должны быть доступны оборудование и литература.

Формулировка темытемы Формулировка темы отражает сосуществование в науке уже известного и ещё не исследованного Тема должна быть понятной учителю и ученику. Тема – визитная карточка работы. Она должна быть сформулирована лаконично, все понятия в её формулировке должны быть взаимосвязаны.

Обоснование актуальности темы Обосновать актуальность выбора темы – значит объяснить необходимость изучения данной темы в контексте общего процесса научного познания Освещение актуальности темы не должно быть многословным.

Образцы формулировок тем для исследований Нетрадиционные способы доказательства неравенств Полярные системы координат Элементы теории графов и их применение Методы устранения снежных заносов автотрассы, пролегающей в ложбинах. Число π (пи) – магический геометрический символ. Заход солнца и функция синус. Энтропия в физике и теории информации. Состояние зрения у детей Крайнего Севера, причины нарушения остроты зрения и методы профилактики. Антропологические проблемы детства. Оценка загрязненности почв тяжелыми металлами в зоне аэротехногенных выбросов комбината «Североникель». Транспорт и городская среда. Экобаланс и взаимодействие некоторых типов упаковочных материалов с водной средой. Исследование негативного воздействия токсических веществ на живые организмы ( по материалам различных научно-практических конференций)

Опыт ассоциативного осмысления жизни и творчества поэта Серебряного века Черубины де Габриак. Потерянное поколение в творчестве Э.М.Ремарка. М.Ю.Лермонтов и А. Шопенгауэр. Проблематика романа «Герой нашего времени». Синтактико-стилистические особенности прозы А.П.Чехова. Идеи всемирной теократии в сочинениях Владимира Соловьева. Циклы исторического развития и что они дают для понимания истории. О роли стрельцов в вооруженных силах России XVI века. Юродство и старчество ( по фольклорным и этнографическим данным). Конкуренция в условиях Мончегорска. Реклама – двигатель торговли. Психолого-педагогическое исследование мотивов обучения современного школьника. О вариантах пунктуации при вводных и вставных конструкциях. Проблема трансформации духа в цикле произведений Н. В. Гоголя «Петербургские повести» Образцы формулировок тем для исследований

Педагогическое исследование Программа элективного курса «Введение в исследовательскую деятельность» Образцы введения и заключения исследовательской работы Мониторинг организации работы с одаренными детьми (информационная карта) План работы секции НОУ (образец) Презентация по теме «Теория и практика исследовательской деятельности» Сценарий интеллектуальной игры для старшеклассников