Переход на Федеральные государственные образовательные стандарты Начальник Учебно-методического управления Фирулина И. И. Фирулина И. И.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ФГОС III поколения ФГОС III поколения Основная образовательная программа.
Advertisements

ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ РАБОЧЕГО УЧЕБНОГО ПЛАНА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ВПО Зам. начальника Методического управления Рогалева Е.Н.
1 Формирование основных образовательных программ по направлению «Менеджмент» Кабанова Татьяна Александровна кандидат хим. наук, доцент Государственный.
Методика проектирования учебных планов подготовки бакалавров и магистров по направлению «Менеджмент» в РГАУ-МСХА Методика проектирования учебных.
Формирование рабочих программ учебных дисциплин в соответствии с требованиями ФГОС ВПО Володина Наталья Геннадьевна – Председатель УМС по отрасли АПК УМО.
Методические рекомендации попроектированию ООП в соответствии сфедеральными государственнымиобразовательными стандартамивысшего профессиональногообразования.
СИСТЕМА ЗАЧЕТНЫХ ЕДИНИЦ Предложения по внедрению в технических вузах.
О методическом обеспечении стандартов III поколения – ФГОС ВПО Гагулина Наталья Львовна начальник центра качества и НО УП.
Проблемы формирования учебных планов при переходе на федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ФГОС.
Информационные технологии в автоматизации планировании учебного процесса вуза Проектирование компетентностно- ориентированных рабочих программ учебных.
Требования ФГОС ВПО третьего поколения. Информация о совещании проректоров в МГМУ от г. Г. МОСКВА Проректор по УВ и СР, доцент З.З.Нажмудинов.
1 Разработка учебных планов основных образовательных программ высшего профессионального образования в логике ФГОС ВПО Харитонова О.В., начальник отдела.
Консультация для преподавателей Муниципальное образовательное учреждение высшего профессионального образования Южно-Уральский профессиональный.
Российский государственный университет туризма и сервиса ПОДХОД К РАЗРАБОТКЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ФГОС ВПО (для текущего контроля.
Рекомендуемые методические подходы при проектировании основных образовательных программ при реализации ФГОС 3+
Основные образовательные программы Рекомендации по формированию.
Кыргызский технический университет им. И.Раззакова (КТУ им. И. Раззакова) О РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО.
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Гунявина Наталья Леонидовна, начальник Управления методического обеспечения.
Новый формат рабочих программ дисциплин Л.Е. Егорова Пленум Совета УМО вузов России по образованию в области энергетики и электротехники, Москва
Показатели оценки соответствия учебных планов требованиям ФГОС С.С. Андриянов - зам. начальника УМЛ и МО.
Транксрипт:

Переход на Федеральные государственные образовательные стандарты Начальник Учебно-методического управления Фирулина И. И. Фирулина И. И.

Терминология/Сокращения ООП – основная образовательная программа, (совокупность учебно-методической документации, включающей в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии); ПООП – примерная основная образовательная программа, (учебно-методическая документация, определяющая содержание и объем образования, планируемые результаты их освоения и соответствующие требования к условиям образовательного процесса, структурированные по учебным курсам, предметам, дисциплинам (модулям)).

Вузовская ООП Система взаимосвязанных документов, разработанная и утвержденная вузом на основе ФГОС ВПО и рекомендованной ПООП с учетом потребностей реально сложившегося регионального рынка труда, на который ориентирована работа конкретного вуза, его традиций и достижений его научно- педагогической школы, а также с учетом запросов работодателей и специфики будущей профессиональной деятельности выпускника.

Основа для разработки Основной образовательной программы по профилям подготовки: ФГОС ВПО по направлениям подготовки; Примерная образовательная программа по направлениям подготовки (н/п) (имеют рекомендательный характер).

Информация по ФГОС Утвержденные ФГОС ВПО: документы приказы Проекты ФГОС ВПО: ПРОЕКТЫ федеральные государственные образовательные стандарты

Основная образовательная программа Основная образовательная программа (ООП) устанавливает: Цели; Планируемые результаты; Структуру и содержание образования; Условия и технологии реализации образовательного процесса; Системы деятельности преподавателей, обучающихся, организаторов образования; Средства и технологии оценки и аттестации качества подготовки, обучающихся на всех этапах их обучения в вузе.

Содержание ООП ООП бакалавриата/магистратуры - совокупность учебно-методической документации включающей в себя*: Учебный план; Рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей); Календарный учебный график; Программы практик и научно- исследовательской работы;

Материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся, включающие методические рекомендации по выполнению всех видов учебной нагрузки: - семинарских занятий - лабораторных работ - курсовых проектов/работ - внеаудиторной самостоятельной работы студентов - самостоятельной работы студентов в аудитории под контролем преподавателя - домашних заданий - контрольных работ - практик - НИР - выпускных квалификационных работ.

Методические материалы реализации активных, интерактивных и других инновационных образовательных технологий, которые способствуют развитию общекультурных и профессиональных компетенций обучающихся: - интерактивных лекций; - компьютерных стимуляций; - анализу деловых ситуаций на основе кейс- метода и имитационных моделей; - деловых и ролевых игр; - психологических и иных тренингов; - групповых дискуссий и проектов; - обсуждению результатов работы студенческих исследовательских групп; - участию в телеконференциях; - иных технологий (в соответствии со спецификой программы подготовки)

Инновационные оценочные средства сформированности общекультурных и профессиональных компетенций обучающихся на разных стадиях освоения ООП (текущая и промежуточная аттестация обучающихся, итоговая государственная аттестация выпускников): - Ситуационные задания на основе кейс-метода; - Компетентно-ориентировочные тесты; - Тесты практических умений; -Портфолио; - Иные оценочные средства (в соответствии с профессиональной спецификой программы подготовки); План воспитательной работы со студентами и другие материалы, обеспечивающие формирование компетенций; *-данный перечень может быть также использован при формировании учебно-методического комплекса.

Компетентностный подход при разработке учебного плана 1.Составление шаблона матрицы компетенций на основе ФГОС направления подготовки (н/п), ответственный - УМУ; 2.Составление шаблона учебного плана в части базовых дисциплин – ответственный УМУ; 3.Наполнение дисциплинами матрицы и РУП (на основе рабочих программ), ответственный –кафедра- разработчик; 4.Составление рабочего учебного плана (РУП) в соответствии с ФГОС, ответственный – кафедра – разработчик при поддержке УМУ; 5.Согласование РУП с кафедрами, привлекаемыми к реализации образовательной программы, ответственный – кафедра-разработчик; 6.Обсуждение РУП на Научно-методическом совете; 7.Утверждение РУП на Ученом Совете СГЭУ.

Матрица соответствия компетенций, составных частей ООП и оценочных средств Учебные циклы, дисциплины Учебного плана Компетенции по ФГОС н/п Общенаучный цикл (ОК) (5-15 ЗЕ) Профессиональный цикл (ПК) Практики/ НИР (45-55 ЗЕ) ИГА (5-15 ЗЕ) Вариативная часть Базовая часть (18 ЗЕ) Вариативная часть (27-37 ЗЕ) Орга низа цио нно- упра влен ческ а Нау чно- иссл едо вате льск ая Пед агог ичес кая Гос экза мен ВКР( вып ускн ая квал ифи каци онна я рабо та) Дисциплины 1234 n 123n12345n ОК-1-ОК-6 Виды профессиональной деятельности: 1. организационно-управленческая: ПК-1-ПК-4

1 ЗЕ – 36 академических часов 2.аналитическая: ПК- 5- ПК-8 3. научно-исследовательская: ПК- 9- ПК педагогическая: ПК- 13- ПК- 14

ТРУДОЕМКОСТЬ ООП Мерой трудоемкости при компетентностном подходе ООП ВПО, является зачетная единица (36 часов). В терминологии ФГОС 1 зачетная единица соответствует 1 кредит ECTS –Европейская система переноса и накопления кредитов (European Credit Transfer System)

Распределение трудоемкости освоения учебных циклов и разделов ООП бакалавриата по направлению «Менеджмент» Код УЦ ООП Учебные циклы и разделыТрудоемкость, зачетные единицы Б.1 Гуманитарный, социальный и экономический цикл Базовая часть 28 Вариативная часть Б.2 Математический и естественнонаучный цикл Базовая часть 24 Вариативная часть Б.3 Профессиональный цикл Базовая (общепрофессиональная) часть 52 Вариативная часть Б.4 Физическая культура 2 Б.5 Учебная и производственная практики 6-10 Б.6 Итоговая государственная аттестация 12 Общая трудоемкость основной образовательной программы 240

Между академическими часами, отводимыми на изучение отдельных элементов образовательной программы, и зачетными единицами существует определенная зависимость, но не всегда прямо пропорциональная. Например, трудоемкость учебного цикла Б.4 «Физическая культура» составляют 2 зачетные единицы.

Методика расчета трудоемкости ООП ВПО в зачетных единицах Информационное письмо Министерства образования России от года ( ин/13) 1.Одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам общей трудоемкости продолжительностью по 45 минут (или 27 астрономическим часам). 2.Максимальный объем учебной нагрузки студента в неделю составляет 54 академических часа, т.е. 1,5 зачетные единицы. 3.Расчет трудоемкости дисциплины в зачетных единицах производится исходя из деления ее трудоемкости в академических часах на 36 с округлением до 0,5 по установленным правилам. Зачет по дисциплине и трудоемкость курсовых проектов (работ) входит в общую трудоемкость дисциплины в зачетных единицах. 4.Одна неделя практики выражается 1,5 зачетными единицами. 5.Один семестровый экзамен выражается 1 зачетной единицей (3 дня подготовки и 1 день экзамен). 6.Трудоемкость итоговой аттестации рассчитывается исходя из количества отведенных на нее недель: 1 неделя соответствует 1,5 зачетным единицам.

Трудоемкость дисциплин В соответствии с требованиями ФГОС общая трудоемкость учебной дисциплины не может быть менее 2 зачетных единиц (за исключением дисциплин по выбору обучающихся). При этом по дисциплинам, трудоемкость которых составляет 3 и более зачетных единиц, должна выставляться оценка («отлично», «хорошо», «удовлетворительно»).

Пример расчета трудоемкости дисциплины 1) Дисциплина 4 ЗЕД -144 часа, форма контроля – экзамен Изучается в 1 семестре 4 ЗЕД – 36×4=144 часа – в т.ч. экзамен 1 ЗЕД – 36 часов, т.е. остается 108 часов (бакалавриат) 54 часа 54 часа (аудиторная(самостоятельная работа) нагрузка) Раньше по ГОС – 144 часа 72 аудиторных 72 самостоятельная работа

2) Дисциплина 360 часов – 10 ЗЕД изучается 4 семестра, форма контроля – зачет экзамен – 1ЗЕД зачет экзамен 1 – ЗЕД 10 ЗЕД (360 часов) в т. ч. 2 ЗЕД экзамен (72 часа), т. е. остается 288 часов 144 аудиторных часа 144 самостоятельная работа на 4 семестра

Формы организации занятий Обоснованию и выбору форм организации занятий и технологий обучения, направленных на формирование компетенций и интеграции их в целостную функциональную систему должно быть уделено особое внимание.

В образовательном процессе необходимо использовать активные, интерактивные и другие инновационные образовательные технологии, проблемно- ориентированную самостоятельную работу обучающихся Формы проведения занятий Коды сформированных компетенций Дискуссии Компьютерные симуляции Интерактивные лекции Деловые игры Ролевые игры Разбор конкретных ситуаций (кейсов) с заданиями, способствующими развитию профессиональных компетенций Психологические тренинги Иные тренинги Групповые дискуссии Обсуждение результатов работы студенческих исследовательских групп Участие в вузовских и межвузовских телеконференциях

Контрольно-оценочные средства качества в образовании Должны быть предусмотрены формы, технологии и процедуры, обеспечивающие гарантии качества подготовки обучающихся на всех этапах образовательного процесса. Компетентностный подход предполагает перестройку контрольно-оценочной составляющей образовательного процесса. Сущность перестройки состоит в переходе от оценки знаний к оценке компетенций как результатов образования.

Например, оценочные средства, включающие задания, способствующие выявлению сформированности компетенций и позволяющие получить достоверную информацию о качестве подготовки: ситуационные задания на основе кейс-метода; компетентностно-ориентированные тесты; тесты практических умений; Портфолио; другие оценочные средства, учитывающие профессиональную специфику образовательной программы.

Карта/матрица компетенций по образовательной программе, формируемых при освоении магистерской программы по направлению подготовки… Описание основных признаков проявления каждой компетенции (в соответствии с принятой структурой компетенции: знать, уметь, владеть), которые должен продемонстрировать обучающийся на разных этапах освоения ООП, и названия учебных дисциплин, курсов, модулей, практик, научно-исследовательской работы, направленных на формирование данной компетенции Код компетенции Формулировка компетенцииНазвания учебных дисциплин, курсов, модулей, практик, научно- исследовательской работы, направленных на формирование компетенций Структура компетенции Этапы формирование компетенции при освоении ООП началосеред ина завер шение Основные признаки проявления ОКОбщекультурные компетенции ОК-1 … Способность развивать свой общекультурный и профессиональный уровень и самостоятельно осваивать новые методы исследования Знать: Уметь: Владеть: ПК Профессиональные компетенции Организационно- управленческая деятельность: ПК-1 … Способность управлять организациями, подразделениями, группами (командами) сотрудников, проектами, сетями Знать: Уметь: Владеть:

Аналитическая деятельность: ПК-5 … Способность использовать количественные и качественные методы для проведения научных исследований и управления бизнес- проектами Знать: Уметь: Владеть: Научно-исследовательская деятельность: ПК-9 … Способность обобщать и критически оценивать результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями, выявлять и формулировать актуальные научные проблемы Знать: Уметь: Владеть: Педагогическая деятельность: ПК- 13 Способность применять современные методы и методики преподавания управленческих дисциплин Знать: Уметь: Владеть: Дополнительные профессиональные компетенции, обусловленные спецификой магистерской программы ПК- 15 … Знать: Уметь: Владеть:

Детализация содержательной структуры ООП магистерской программы «Менеджмент в связях с общественностью и рекламе» Ко д Наиме новани е УЦ, раздел а Учебные дисциплины, входящие в базовую (вариативную) часть ООП Итого трудое мкость (ЗЕ) При меч ани е Наимено вание дисципли ны Коды форми руемы х компет енций Труд оемк ость (ЗЕ) В результате изучения учебной дисциплины обучающийся должен ЗнатьУметьВладет ь М. 1 Общен а- учный цикл 1. Методолог ия научных исследова ний ОК- 1,ОК-3 2Методологи ю научного исследовани я, тенденции развития проблематик и и методологии научных исследовани й в сфере связей с общественно стью Разрабатыв ать и реализоват ь программу научного исследован ия. Применять методы и методики научного исследован ия в профессион альной Термино логическ им аппарат ом, методам и, методик ами, техника ми и инструм ентарие м научног о исследо вания Всего трудоемкость по учебному циклу, разделу

М.2Профе ссиона льный цикл 1. Управление PR-проектами ОК- 4,ОК- 6,ПК- 1,…ПК- 19 4Специфик у этапов разработк и и осуществ ления PR- проекта Определи ть цели PR- проекта, осуществ лять руководст во их достижен ием Навыками организац ии, контроля и оценки эффектив ности PR- деятельно сти Всего трудоемкость по учебному циклу, разделу Общая трудоемкость учебных дисциплин, входящих в базовую и вариативную часть основной образовательной программы Ответственный – кафедра-разработчик

Структура программы по направлению подготовки на примере магистерской программы «Менеджмент» Код Структура учебного цикла, раздела Итого трудо емкос ть (зач. ед.) Наименова ние учебного цикла, раздела Базовая (общепрофессиональная) часть Вариативная часть Практика и НИР Итоговая государст венная аттестаци я Наимен ование учебной дисципл ины Трудое мкость (зач. ед.) Коды фор миру емых комп етен ций Наимено вание учебной дисципл ины Трудоем кость (зач. ед.) Коды фор миру емых комп етен ций Вид Тру дое мко сть (зач. ед.) Ви д Тру дое мко сть (зач. ед.) М.1 Общенаучны й цикл 1.Иностр. язык ОК-5 Всего трудоемкость по уч. циклу, разделу М М.2 Профессиона льный цикл 1.Управле нческая экономика Методы исследова ний в менеджме нте 2. 3.Совреме нный стратегиче ский анализ 3. Всего трудоемкость по уч. циклу, разделу М

М.3 Практика и научно- исследовате льская деятельность Перечень компетенций, формируемых при соответствующем виде практики или в процессе научно- исследовательской работы Общекультур ные компетенции (ОК) Профессиональ ные компетенции (ПК) Орг.- управ. Науч.- исслед. Педаг. НИР Всего трудоемкость по уч. циклу, разделу М М.4 Итоговая государст венная аттестация Перечень компетенций, формируемых при итоговой государственной аттестации Общекультур ные компетенции (ОК) Профессиональ ные компетенции (ПК) Написа ние и защита магист ерской диссер тации Всего трудоемкость по уч. циклу, разделу М Общая трудоемкость основной образовательной программы Ответственный – кафедра-разработчик

Бюджет времени, в неделях Ответственный – кафедра-разработчик КурсыТеоретическ ое обучение Экзаменаци онная сессия Учебная практика Производстве нная практика Итоговая государственная аттестация Каник улы Всего I52 II52 III52 … Итого:208 Учебная практика (разделом практики может быть НИР)___семестр Производственная практика Итоговая государственная аттестация: Подготовка и защита выпускной квалификацио нной работы ___семестр

ЭТАПЫОТВЕТСТВЕННЫЙ 1) Наличие утвержденных ФГОС и ПООПВыпускающая кафедра 2) Разработка рабочих учебных планов (РУП): - Составление шаблона матрицы компетенций (МК); - Составление унифицированного УП (базовая часть)по направлениям подготовки ); - Наполнение РУП дисциплинами (на основе шаблона МК); -Согласование РУП с УМУ на соответствие с ФГОС; - Согласование РУП с кафедрами- «субподрядчиками»; - Представление согласованного с «субподрядчиками» РУП с УМУ - Организация обсуждения РУП на НМС; - Организация утверждения на Ученом Совете; -УМУ -Выпускающая кафедра -УМУ 3) Разработка учебных и учебно- методических материалов: -Разработка рабочих программ по дисциплинам; Разработка учебных и учебно-методических материалов по дисциплинам Разработка материалов по практикам; ВКР; итоговой аттестации -кафедры, реализующих подготовку по данной дисциплине Выпускающая кафедра

НАЧАЛО РАБОТЫ Оптимальный вариант На основе утвержденных ФГОС ПООП Возможный вариант На основе проектов ФГОС Зависит от их появления Зависит от преподавателя

ОКОНЧАНИЕ РАБОТЫ По разработке РУП до 31 декабря 2010 г. (оптимистический вариант) По разработке учебных и учебно-методических материалов до 1 февраля 2011 г. ЧЕМ ОБУСЛОВЛЕНЫ СРОКИ ОКОНЧАНИЯ ? Обязательством для ВУЗов объявления приема на основе размещенных на сайте СГЭУ материалов для подготовки по конкретным ООП

ЧТО ОЖИДАЕТ НАС? появятся ФГОС ВПО и ПООП, Чем позже сжатые сроки для разработки учебных планов, учебных и учебно- методических материалов начнем работу, Тем более НАС ОЖИДАЕТ БОЛЬШАЯ ДРУЖНАЯ РАБОТА, НО