Проведение переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих. О.Савранская.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ Пермский муниципальный район МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.
Advertisements

Профессиональное образование по Федеральному Закону от 21 декабря 2012 г. 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования.
1 Открытое заседание рабочей группы по совершенствованию квалификационных требований к претендентам на замещение должностей государственной гражданской.
Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов (Постановление Правительства.
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года 273-ФЗ «Об образовании в РФ»
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года.
Патрикова Т.С. ОПОП Реализация основной профессиональной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования должна.
Областная целевая программа « Развитие муниципальной службы в Самарской области на 2012 – 2015 годы »
Осуществление методической деятельности по профилю реализуемых программ.
Правовое регулирование отношений в сфере образования Гептина О.С., методист КГБОУ НПО ПЛ 2.
«Стандарт качества муниципальных образовательных услуг »
Статья 76. Дополнительное профессиональное образование 1.Дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных.
Нормативное обоснование образовательных программ.
Нормативные правовые основания осуществления инновационной деятельности в образовательных организациях Алла Сергеевна Бурмистрова канд.пед.наук, доцент.
1 Плановое повышение квалификации работников общего образования Калининградская область, 2005.
Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования Малунова. Г.С. д.п.н. профессор.
ПОНЯТИЕ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКА И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА.
Проблемы введения эффективного контракта в деятельность образовательных организаций.
С истема нормативно-правового обеспечения в ОУДОД. Разработка, внедрение и действие локальных актов. Организационно-методический центр Детско-юношеский.
Транксрипт:

Проведение переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих. О.Савранская

Знания - это основа профессионализма всех кадров и совершенствования социальной структуры общества.

Практически для всех муниципальных служащих стоит задача актуализации имеющихся знаний и навыков управленческой работы в связи с изменившимися социально- экономическими и политическими условиями.

Процесс развития управленческого труда характеризуется усложнением его содержания, качественными изменениями в трудовых функциях, а, следовательно, и в обязанностях и в требованиях, которые предъявляются к персоналу управления

Развитие профессиональной компетенции и компетентности муниципального служащего требует непрерывного обновления и реализации комплекса профессиональных знаний и практического опыта эффективного управления экономическими, социально- культурными и политическими процессами на территории МО для достижения целей местного самоуправления - удовлетворения потребностей жизнеобеспечения населения и развития муниципального образования

Основа развития муниципального служащего как специалиста – управленца – в системе постоянного профессионального образования

Слабое использование в муниципальном управлении новейших методов и технологий, преобладанию в деятельности муниципальных служащих текущего оперативного даже не управления, а руководства отраслями муниципального хозяйства.

Муниципальные служащие продолжают ассоциировать себя со специалистом определенной отрасли хозяйства, не используют комплексный подход в управлении, не видят муниципальное образование и его потребности в целом, не связывают свою деятельность как управленца с достижением поставленных целей и решением задач местного самоуправления.

Практически повсеместно исключительно низка доля стратегического управления, использования индикативных, а не административных методов, необходимого разделения труда, оценки результатов, использования информации и информационных технологий управления, и, как следствие – низкая эффективность муниципального управления.

Еще одной проблемой обеспечения качественного муниципального управления и профессионального мастерства, требующей проведения обучения муниципальных служащих, является постоянное изменение законодательства

Особенностью муниципального управления является многофакторность при принятии управленческих решений, их высокая социальная значимость, быстрая смена ситуации и ее нестандартность и потребность в быстром же принятии нестандартных решений.

Для этого нужно развитие специальных профессиональных навыков и умений организационно-управленческой деятельности, в том числе определенной психологической подготовки.

Обучение стало основной стратегией управления во многих организациях всего мира и является движущей силой развития.

Необходимо проводить оценку обучения, чтобы показать его эффективность для муниципального управления.

На основании п.7 части 1 ст.11 ФЗ «О муниципальной службе в РФ» муниципальный служащий имеет право на повышение квалификации в соответствии с муниципальным правовым актом за счет средств местного бюджета.

В муниципальном образовании должны быть урегулированы вопросы периодичности, задач, форм обучения, порядка его планирования, муниципальных минимальных стандартов в этой области, нормирования расходов на повышение квалификации и др. вопросы, обеспечивающие муниципальному служащему его права на повышение квалификации, т.е. являющиеся правовыми гарантиями реализации предоставленного законом права.

Обязанности муниципального образования по повышению квалификации муниципального служащего, установленные муниципальным правовым актом (актами), являются расходными обязательствами местного бюджета.

Это требует очень тщательного планирования повышения квалификации муниципальных служащих, причем не на один год, а как минимум на среднесрочную перспективу.

ФЗ о муниципальной службе устанавливает не только право муниципального служащего на повышение квалификации, но и его обязанность поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей

Сам служащий должен постоянно осуществлять самообразование и самообучение, отслеживать появление и изучать новые формы, методы, технологии муниципального управления, обеспечивающие высокую эффективность осуществления должностных обязанностей.

В соответствии с п.3 статьи 5 ФЗ о муниципальной службе взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы обеспечивается посредством единства требований к подготовке, переподготовке и повышению квалификации муниципальных служащих и государственных гражданских служащих.

Все установленные ФЗ о государственной гражданской службе требования к подготовке, переподготовке и повышению квалификации государственных гражданских служащих в полной мере распространяются и на муниципальных служащих.

Основанием для направления гражданского служащего на профессиональную переподготовку, повышение квалификации или стажировку являются назначение гражданского служащего на иную должность гражданской службы в порядке должностного роста на конкурсной основе; включение гражданского служащего в кадровый резерв на конкурсной основе; результаты аттестации гражданского служащего.

Условия и виды дополнительного образования: профессиональная переподготовка гражданского служащего осуществляется с учетом профиля его образования в случаях, предусмотренных пунктом 3 Положения, а также в случае изменения вида его профессиональной служебной деятельности;

Условия и виды дополнительного образования: гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы категории "помощники (советники)", "специалисты" или "обеспечивающие специалисты", в случае его назначения в порядке должностного роста на должность гражданской службы категории "руководители" направляется на профессиональную переподготовку. - повышение квалификации гражданского служащего осуществляется по мере необходимости, определяемой представителем нанимателя, но не реже одного раза в три года;

Условия и виды дополнительного образования: гражданский служащий, впервые принятый на должность гражданской службы, направляется на повышение квалификации по истечении испытательного срока или шести месяцев после поступления на гражданскую службу. гражданский служащий в случае его назначения в порядке должностного роста на должность гражданской службы иной группы в пределах одной категории должностей направляется на повышение квалификации;

Условия и виды дополнительного образования: стажировка гражданского служащего осуществляется по мере необходимости, определяемой представителем нанимателя.

Необходимо учитывать, исходя из квалификационных требований и реестра муниципальных должностей муниципальной службы в субъекте РФ, соотношение должностей государственной гражданской и муниципальной службы.

Муниципальным служащим, в отличие от государственных, не гарантировано право на подготовку и переподготовку, а лишь на повышение квалификации, необходимо ограничиться указанными выше случаями для направления муниципальных служащих на подготовку или переподготовку.

Такое направление должно быть напрямую связано со служебной необходимостью для нанимателя в подготовке или переподготовке специалистов, а не формально наступившими случаями.

Повышение квалификации гражданского служащего осуществляется по мере необходимости, но не реже одного раза в три года. Этот срок, определяющий периодичность повышения квалификации, не должен нарушаться и в отношении муниципальных служащих.

За гражданским служащим в период получения им дополнительного профессионального образования сохраняется замещаемая должность и денежное содержание. Аналогичная норма с учетом единства требований к подготовке, переподготовке и повышению квалификации муниципальных и государственных гражданских служащих должна действовать и в отношении муниципальных служащих.

Вводиться это положение должно муниципальным правовым актом, регулирующим вопросы муниципальной службы и устанавливающим расходные обязательства местного бюджета.

ТК РФ установлено, что трудовое законодательство регулирует отношения по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников непосредственно у данного работодателя.

Одним из основных принципов правового регулирования трудовых и непосредственно связанным с ними отношений признаётся обеспечение равенства возможностей работников на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации.

Необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель.

Для большинства служащих в ходе их профессиональной деятельности необходимо повышение профессионального уровня, включающее: получение новых знаний и навыков; применение полученных, но не использовавшихся до сих пор знаний и навыков; повышение и расширение профессиональной квалификации; улучшение качественных и количественных показателей службы; адаптация к изменившимся условиям производственного процесса.

Должен быть проведен анализ потребности в обучении по направлениям, специальностям, необходимым знаниям, навыкам и умениям, количеству специалистов и т.п.

Анализ должен основываться на определённой в МО стратегии, компетенции органов местного самоуправления, установленных муниципальными правовыми актами функциях органов местного самоуправления и оказываемых населению услугах, определенных компетенциях работников, принятых и планируемых к внедрению технологиях и стандартах управленческой деятельности, статистических данных о наличии специалистов соответствующего уровня, квалификационных данных имеющегося персонала, структуре органов и штатном расписании, профессионально-должностных характеристиках и т.д.

Работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.

Право работников на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, включая обучение новым профессиям и специальностям, реализуется в соответствии со ст.197 ТК РФ путем заключения дополнительного договора между работником и работодателем.

Так как ФЗ о муниципальной службе не вводит особенностей регулирования трудовых отношений муниципальных служащих в данной части, то должны применяться положения ТК РФ о заключении дополнительного договора.

Профессиональное обучение и переобучение являются не обязанностью, а правом сторон.

ТК РФ предусматривает гарантии работникам только при совмещении работы с обучением при получении образования соответствующего уровня, причем впервые (ст.177 ТК РФ).

В соответствии с законодательством РФ в сфере образования дополнительные образовательные программы и дополнительные образовательные услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства в пределах каждого уровня профессионального образования, не являясь самостоятельным уровнем образования

Гарантии для лиц, совмещающих работу с обучением, не распространяются на случаи дополнительного образования.

Гарантии и компенсации могут предоставляться работникам, направленным на обучение работодателем, в соответствии с трудовым договором или соглашением об обучении, заключенным между работником и работодателем в письменной форме.

Для предоставления гарантий и компенсаций, связанных с повышением квалификации муниципальных служащих, в трудовом договоре с муниципальным служащим необходимо предусматривать соответствующие нормы, а также при направлении служащего на обучение должно быть заключено соглашение – дополнительный договор в соответствии со ст.197 ТК РФ.

Овладение необходимыми знаниями, умениями, навыками, поддержание их на должном уровне и стремление к достижению профессионального мастерства является служебной обязанностью всех муниципальных служащих.

Основными задачами повышения профессионального уровня муниципальных служащих являются: формирование и поддержание квалифицированного кадрового состава органов местного самоуправления в соответствии с современными требованиями к управленческой деятельности и для достижения целей муниципального управления; совершенствование знаний и умений муниципальных служащих в области управления сложными процессами, навыков внедрения в практику службы достижений науки, передовых форм и методов работы, научной организации труда;

Основными задачами повышения профессионального уровня муниципальных служащих являются: освоение и развитие навыков системных и эффективных действий, обеспечивающих успешное выполнение служебных задач; формирование профессионального самосознания сотрудников, чувства ответственности за свои действия, стремления к постоянному совершенствованию своего профессионального мастерства с учетом специфики деятельности по выполнению служебных функций;

Основными задачами повышения профессионального уровня муниципальных служащих являются: выработка и постоянное совершенствование практических навыков разработки и применения правовых норм для регулирования общественных отношений и обеспечения законности; поддержание у служащих постоянной готовности решительно и умело действовать в чрезвычайных ситуациях, обучение сотрудников приемам и способам обеспечения безопасности в чрезвычайных обстоятельствах и в экстремальных условиях;

Основными задачами повышения профессионального уровня муниципальных служащих являются: формирование и развитие профессионально- психологических качеств и навыков; совершенствование навыков работы с информацией, использования информационных технологий; расширение и совершенствование современного инструментария управления; внедрение новых форм и методов работы с населением, привлечения населения к участию в осуществлении местного самоуправления.

Вид, форма и продолжительность обучения муниципальных служащих должна определяться МО с учетом требований законодательства.

При организации профессионального развития муниципальных служащих надо четко знать его виды, а также цели и задачи, которые ставятся при каждом из видов обучения.

Профессиональная переподготовка, повышение квалификации и стажировка не влекут за собой изменения образовательного уровня работника (среднее, высшее и т.д.).

Переподготовка (переобучение) - это получение служащими новых знаний, навыков, необходимых для выполнения новых видов профессиональной деятельности. Она организуется для освоения работниками, уже имеющими профессию, новых профессий с учетом потребностей производства и для получения дополнительной квалификации.

Целью профессиональной переподготовки специалистов является получение ими дополнительных знаний, умений и навыков по образовательным программам, предусматривающим изучение отдельных дисциплин, разделов науки, техники и технологии, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности.

Профессиональная переподготовка осуществляется также для расширения квалификации специалистов в целях их адаптации к новым экономическим и социальным условиям и ведения новой профессиональной деятельности, в том числе с учетом международных требований и стандартов.

По результатам прохождения профессиональной переподготовки специалисты получают диплом государственного образца, удостоверяющий их право (квалификацию) вести профессиональную деятельность в определенной сфере.

В результате профессиональной переподготовки специалисту может быть присвоена дополнительная квалификация на базе полученной специальности. Профессиональная переподготовка для получения дополнительной квалификации проводится путем освоения дополнительных профессиональных образовательных программ.

Повышение квалификации представляет собой обновление теоретических и практических знаний специалистов, которые необходимы для освоения новых, современных методов решения профессиональных задач в связи с повышением требований к уровню квалификации.

Повышение квалификации - это дальнейшее обучение работника той же профессии в целях совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков.

В результате подготовки и переподготовки работник получает новую профессию или квалификацию, а в случае повышения квалификации - совершенствует свое мастерство по уже имеющейся специальности.

Для осуществления управленческой деятельности нужны новые знания, т.е. профессиональная переподготовка.

Основной целью стажировки является формирование и закрепление на практике профессиональных знаний, умений и навыков, полученных в результате теоретической подготовки. Стажировка осуществляется также в целях изучения передового опыта, приобретения профессиональных и организаторских навыков для выполнения обязанностей по занимаемой или более высокой должности.

Стажировка может быть как самостоятельным видом дополнительного профессионального образования, так и одним из разделов учебного плана при повышении квалификации и переподготовке специалистов.

Работодатель проводит профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации работников, обучение их вторым профессиям в организации, а при необходимости - в образовательных учреждениях начального, среднего, высшего профессионального и дополнительного образования на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Формы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, перечень необходимых профессий и специальностей определяются работодателем с учетом мнения представительного органа работников

Подготовка, переподготовка, обучение вторым профессиям и повышение квалификации служащих осуществляется по дневной, вечерней (сменной) формам обучения, с отрывом и без отрыва от работы, путем сочетания этих форм (частичный отрыв от службы), а также посредством индивидуального обучения или в рамках экстерната

Частичный отрыв от службы предполагает, что муниципальный служащий покидает служебное место для пребывания на занятиях в соответствии с расписанием занятий, установленным образовательным учреждением по согласованию с органом местного самоуправления по прохождению службы.

Законодательством о гражданской службе установлено использование форм обучения для разных групп служащих и видов дополнительного образования. Как уже не раз отмечалось, эти нормы должны использоваться и в отношении муниципальных служащих с учетом соотношения должностей государственной гражданской службы и муниципальной службы.

Профессиональная переподготовка и повышение квалификации гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы категории "руководители", относящиеся к высшей группе должностей, осуществляются с отрывом, с частичным отрывом или без отрыва от государственной гражданской службы и с использованием возможностей дистанционных образовательных технологий.

Профессиональная переподготовка и повышение квалификации гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы категории "помощники (советники)" или "специалисты", относящиеся к высшей группе должностей, а также должности гражданской службы категории "руководители", "помощники (советники)", "специалисты" или "обеспечивающие специалисты", относящиеся к главной и ведущей группам должностей, осуществляются с отрывом или с частичным отрывом от государственной гражданской службы.

Профессиональная переподготовка и повышение квалификации гражданских служащих, замещающих иные должности гражданской службы, осуществляются с отрывом от государственной гражданской службы.

Стажировка гражданских служащих осуществляется с отрывом от государственной гражданской службы. Формы профессиональной переподготовки устанавливаются в зависимости от сложности образовательных программ и в соответствии с потребностями заказчика.

Законодательные акты о публичной службе не регулируют вопросов самостоятельного обучения служащих, внутреннее обучение персонала (работодателем, в том числе с привлечением консультантов), а также групповую (бригадную) форму.

Самостоятельная подготовка (самообучение, саморазвитие) служащего, как форма непрерывного, систематического пополнения и углубления знаний, закрепления практических умений и навыков, проводится по индивидуальному плану, утвержденному его непосредственным руководителем и выполняемому под его контролем, обычно за счет личных средств работника.

Самостоятельная подготовка включает в себя: изучение текущих и вновь принятых законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации; регулярное ознакомление с новой юридической, экономической, общественно-государственной и специальной литературой, материалами средств массовой информации; практическую работу по совершенствованию навыков управления, использования информационных технологий и ресурсов, организационной техники;

Самостоятельная подготовка включает в себя: формирование профессионально важных психологических и личностных качеств; изучение и обмен опытом с коллегами; другие способы самостоятельного повышения своего профессионального мастерства.

Групповое (бригадное) обучение предполагает объединение служащих в специальные группы и обучение в этих группах. При данной форме обучения итоговый результат может быть получен группой.

Внутреннее обучение (повышение квалификации) без получения итоговых аттестационных документов может включать: лекции, семинары, проблемные семинары; деятельностные игры; адаптационное обучение для вновь принятых работников; интерактивное обучение; взаимообучение; тренинги; видеокурсы; демонстрации опыта; и другие.

Самообучение и саморазвитие также относятся к внутреннему обучению.

Профессиональное обучение работников организаций сроком до 72 часов в целях углубления и поддержания уровня квалификации работников организаций, их очередной аттестации, адаптации вновь принятых работников к специфике службы, условиям труда, традициям трудового коллектива, с отражением сведений о прохождении обучения в квалификационной характеристике, без выдачи документов об образовании или квалификации лицензированию на право ведения образовательной деятельности не подлежит

Работодатель вправе осуществлять такую деятельность собственными обучающими подразделениями или с помощью привлекаемых специалистов.

Повышение квалификации работодателем должно проводиться, если: необходимый учебный продукт не представлен на рынке образовательных услуг, осуществляемых учебными заведениями, или цели обучения специфичны и связаны с проблемами данного МО; качество предлагаемых программ неудовлетворительное;

Повышение квалификации работодателем должно проводиться, если: расходы по самостоятельному проведению повышения квалификации значительно ниже; предлагаемые учебными заведениями программы требуют значительных затрат на проезд и проживание обучаемых.

Дополнительное образование муниципальных служащих осуществляется на основе муниципального заказа

Заказ представляет собой задание по профессиональной переподготовке и повышению квалификации служащих на календарный год, установленное уполномоченным органом местного самоуправления для всех органов и (или) структурных подразделений в пределах средств, предусмотренных в местном бюджете на эти цели.

Муниципальный заказ на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку муниципальных служащих на очередной год содержит следующие сведения: численность подлежащих обучению муниципальных служащих (отдельно по программам профессиональной переподготовки и по программам повышения квалификации, по стажировке);

Муниципальный заказ на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку муниципальных служащих на очередной год содержит следующие сведения: объем средств, необходимых для оплаты обучения (отдельно за профессиональную переподготовку и за повышение квалификации, стажировку); объем средств для финансирования научно-методического, учебно- методического и информационно- аналитического сопровождения муниципального заказа.

Муниципальный заказ рассчитывается на основе: установленных расходных обязательств по обучению муниципальных служащих и других категорий муниципальных работников; прогнозируемой численности муниципальных служащих, подлежащих обучению, с распределением по должностным категориям, направлениям, видам, формам и срокам обучения; экономических нормативов для определения стоимости обучения по группам должностей и видам обучения муниципальных служащих; других экономических нормативов.

В структуру затрат на профессиональное обучение входят: оплата труда педагогических работников и лиц, осуществляющих теоретическое и практическое обучение (учебную практику), стажировку; оплата труда членов комиссий по аттестации лиц, закончивших обучение;

В структуру затрат на профессиональное обучение входят: оплата за квалификационные экзамены (если они предусмотрены по программе и виду обучения); оплата за разработку, приобретение, изготовление, экспертизу учебных планов и программ, учебно - методических материалов, средств обучения;

В структуру затрат на профессиональное обучение входят: оплата за приобретение, аренду и содержание необходимых для обучения учебно - производственных площадей, оборудования, инструментов, приспособлений, сырья, других материальных ресурсов; оплата при необходимости стоимости проезда и проживания обучаемых к месту обучения или преподавателей к работодателю при обучении служащих на рабочем месте;

В структуру затрат на профессиональное обучение входят: затраты на развитие учебно - производственной базы учебных центров; методическое обеспечение образовательного процесса, внедрение в образовательный процесс современных технологий и методик обучения; иные расходы, связанные непосредственно с организацией и осуществлением профессионального обучения.

Размещение муниципального заказа осуществляется уполномоченным органом на конкурсной основе в соответствии с законодательством в образовательных учреждениях профессионального образования, имеющих лицензию на проведение профессиональной переподготовки и повышения квалификации муниципальных и (или) государственных гражданских служащих и государственную аккредитацию.

Размещение муниципального заказа на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку муниципальных служащих осуществляется с учетом программ развития муниципальной службы и (или) программ развития муниципальных служащих соответствующего органа местного самоуправления, аппарата муниципальных органов.

Процедура планирования должна быть ориентирована на анализ соответствия кадров решаемым проблемам, обеспечение необходимого периодичного и своевременного повышения квалификационного уровня служащих, снижение издержек на профессиональный рост персонала при достижении необходимого эффективного уровня профессиональной годности, соблюдение прав служащих.

Необходимость обеспечения равенства прав муниципальных служащих на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации и выполнения установленных расходных обязательств выдвигает существенные требования к планированию обучения.

Планируемый период должен быть установлен исходя из периодичности повышения квалификации и числа муниципальных служащих.

Представители работников имеют право получать от работодателя информацию по вопросам профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников.

Важными факторами для планирования обучения являются результаты аттестации муниципальных служащих, анализ должностных инструкций и оценка персонала.

Существенное значение также имеет анализ эффективности выполнения должностных обязанностей, сравнение уровня знаний, навыков и умений с предусмотренными профессионально-должностными характеристиками (при их наличии), формирование индивидуальных планов профессионального развития муниципального служащего.

Индивидуальный план профессионального развития служащего разрабатывается им в соответствии с МПА по муниципальной службе на основе должностного регламента совместно с непосредственным руководителем сроком на три года и утверждается в порядке, устанавливаемом представителем нанимателя.

В индивидуальном плане указываются: цель, вид, форма и продолжительность получения дополнительного профессионального образования, включая сведения о возможности использования дистанционных образовательных технологий и самообразования; направления дополнительного профессионального образования; ожидаемая результативность дополнительного профессионального образования муниципального служащего.

Логично также в индивидуальном плане указать: формы, методы и порядок самоподготовки и самообразования, его цели, направления, ожидаемые результаты; направления, по которым муниципальный служащий участвует в групповых формах повышения квалификации, цели, ожидаемые результаты; планируемое участие служащего в конференциях, съездах специалистов по профессии, выставках, научных семинарах и т.п.; планируемое участие в обмене опытом с другими муниципальными служащими, с органами местного самоуправления других муниципальных образований.

Выявление профессиональных требований к конкретным должностям в данном муниципальном образовании (на базе четко очерченной в должностных инструкциях трудовой функции) может стать основой для качественного, целенаправленного планирования обучения и обучения.

Образовательные учреждения дополнительного профессионального образования могут осуществлять по итогам обучения слушателей комплексную оценку их профессиональных знаний и деловых качеств и на этой основе вырабатывать рекомендации кадровым службам органов местного самоуправления по дальнейшему использованию и развитию специалистов.

Для того, чтобы образовательное учреждение оказало такую услугу, в параметры муниципального заказа и в договор о его исполнении нужно включить соответствующие положения.

В ходе планирования, а также при определении его периода необходимо проводить анализ возможностей бюджета по финансированию расходов на обучение и потребностей в бюджетных средств на реализацию первоочередных направлений переподготовки и повышения квалификации служащих.

Если профессиональное обучение производится без отрыва от работы, то труд служащего оплачивается в обычном порядке. При этом работодатель должен создать необходимые условия для совмещения работы с обучением.

Функциями лиц, организующих повышение квалификации служащих на рабочем месте и обучение в учреждениях дополнительного образования, являются: планирование процесса обучения; организация процесса, создание нормативной правовой базы процесса обучения, создание материальной базы для консультативно- учебного процесса.

В области организации обучения должны быть осуществлены: формирование муниципального заказа на повышение квалификации муниципальных служащих, определение его параметров, размещение и контроль исполнения; заключение договоров с учебными заведениями и преподавателями; подготовка и заключение дополнительных договоров об обучении с сотрудниками;

В области организации обучения должны быть осуществлены: организация направления на обучение сотрудников или (и) обучения на рабочих местах; организация обмена опытом внутри муниципального образования, а также с другими муниципальными образованиями; организация семинаров, тематических лекций;

В области организации обучения должны быть осуществлены: организация подбора литературы и публикаций по различным профилям муниципальной службы, формирование перечней и реферативных перечней новой литературы и публикаций; подготовка или приобретение периодических информационно-аналитических обзоров по изменениям законодательства; подготовка проекта муниципальной программы (раздела муниципальной программы) профессионального дополнительного образования служащих;

В области организации обучения должны быть осуществлены: нормативное правовое обеспечение организации обучения муниципальных служащих; анализ хода реализации муниципальной программы дополнительного образования муниципальных служащих и контроль за выполнением мероприятий программы;

В области организации обучения должны быть осуществлены: определение заданий по научно- методическому, учебно-методическому и информационно- аналитическому сопровождению муниципального заказа по повышению квалификации муниципальных служащих и объема средств для его финансирования.

При выборе видов, методов обучения, образовательных организаций, а также формировании параметров муниципального заказа на повышение квалификации, подготовку и переподготовку муниципальных служащих и его размещении необходимо учитывать основные требования к проведению обучения, установленные федеральным законодательством.

Требования к минимуму содержания дополнительных профессиональных образовательных программ и уровню профессиональной переподготовки устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим проведение единой государственной политики в области дополнительного профессионального образования, совместно с другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции.

Образовательное учреждение для проведения обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам должно иметь лицензию на право ведения образовательной деятельности.

Аккредитованные образовательные учреждения выдают слушателям после успешного окончания обучения документы государственного образца о повышении квалификации, профессиональной переподготовке, стажировке.

Базовыми требованиями к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ являются: соответствие квалификационным требованиям к профессиям и должностям; преемственность по отношению к государственным образовательным стандартам высшего и среднего профессионального образования; ориентация на современные образовательные технологии и средства обучения;

Базовыми требованиями к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ являются: совместимость программ дополнительного профессионального образования по видам и срокам; соответствие учебной нагрузки слушателей нормативам; соответствие принятым правилам оформления программ; соответствие содержания программ видам дополнительного профессионального образования.

Соответствие образовательных программ квалификационным требованиям к профессиям и должностям определяется составом профессиональных задач, включенных в цели конкретной образовательной программы.

В образовательном учреждении повышения квалификации устанавливаются следующие виды учебных занятий и учебных работ: лекции, практические и семинарские занятия, лабораторные работы, семинары по обмену опытом, выездные занятия, стажировка, консультации, курсовые, аттестационные, дипломные и другие учебные работы.

Говорить об использовании образовательным учреждением современных образовательных технологий можно, если в программах отражаются новации: в принципах обучения (модульность, обучение "до результата", вариативность сроков обучения в зависимости от исходного уровня подготовленности слушателей, индивидуализация, обучение с профессиональным подбором претендентов на различные роли и др.); в формах и методах обучения (активные методы, дистанционное обучение, дифференцированное обучение, оптимизация обязательных аудиторных занятий);

Говорить об использовании образовательным учреждением современных образовательных технологий можно, если в программах отражаются новации: в методах контроля и управления образовательным процессом (распределенный контроль по модулям, использование тестирования и рейтингов, корректировка индивидуальных программ по результатам контроля, переход к автоматизированным системам управления и т.д.); в средствах обучения (компьютерные программы, интегральные и персональные базы данных, многосредные средства, тренажеры).

В зависимости от целей и сроков обучения в программах может варьироваться соотношение между теоретической подготовкой и практическим обучением решению профессиональных задач. Это исключительно важно для обеспечения потребностей муниципального заказчика и реализации поставленных им целей дополнительного образования муниципальных служащих.

Содержание дополнительных профессиональных образовательных программ определяется учебно - методическими документами: учебным планом, учебно - тематическим планом и учебной программой. С этими документами необходимо ознакомиться при выборе образовательного учреждения.

Примерный Учебный план отражает: цель обучения; категорию обучаемых (занимаемая должность); продолжительность обучения (согласно нормативным документам); форму обучения (с отрывом от работы, без отрыва от работы, с частичным отрывом от работы); режим занятий (количество часов в день);

Примерный Учебный план отражает: перечень разделов и дисциплин; количество часов по разделам и дисциплинам; виды учебных занятий; формы аттестации и контроля знаний.

Учебно - тематический план конкретизирует учебный план и включает описание тем, разделов; виды учебных занятий (лекции, практические, игровые занятия и др.); количество часов, отводимых на различные виды занятий; формы и виды контроля. Здесь можно наиболее точно увидеть, чему и как будут обучать.

Учебная программа предусматривает перечень тем; реферативное описание тем или разделов (изложение основных вопросов в заданной последовательности); наименование видов занятий по каждой теме; методические рекомендации по реализации учебной программы; список литературы (основной и дополнительной), а также других видов учебно - методических материалов и пособий, используемых для изучения

По этим материалам можно судить о глубине изложения предмета, основным признаваемым концепциям, системности обучения и т.п.

Профессиональная переподготовка и повышение квалификации специалистов осуществляются на основе договоров, заключаемых муниципальным образованием в лице уполномоченного органа или должностного лица местного самоуправления с образовательными учреждениями повышения квалификации.

Повышение квалификации (краткосрочные программы) и стажировка могут также осуществляться работодателем, самостоятельно муниципальным служащим или по договоренности работодателя в ином органе, однако в этом случае документ государственного образца о повышении квалификации или стажировке не выдается.

Повышение квалификации может проходить на рабочем месте и в образовательном заведении.

Повышение квалификации, проводимое образовательным учреждением, включает в себя следующие виды обучения: краткосрочное (не менее 72 часов) тематическое обучение по вопросам конкретного производства, которое проводится по месту основной работы специалистов и заканчивается сдачей соответствующего экзамена, зачета или защитой реферата;

Повышение квалификации, проводимое образовательным учреждением, включает в себя следующие виды обучения: тематические и проблемные семинары (от 72 до 100 часов) по научно-техническим, технологическим, социально-экономическим и другим проблемам, возникающим на уровне отрасли, региона, муниципального образования; длительное (свыше 100 часов) обучение специалистов в образовательном учреждении повышения квалификации для углубленного изучения актуальных проблем науки, техники, технологии, социально-экономических и других проблем по профилю профессиональной деятельности.

Повышение квалификации может осуществляться у работодателя как краткосрочное (менее 72 часов) тематическое обучение, тренинги, самостоятельное обучение, обучение по индивидуальным программам, обучение в «бригаде», взаимообучение.

Профессиональная переподготовка проводится как длительное обучение по учебным программам, необходимым специалисту для выполнения нового вида профессиональной деятельности. Форма и сроки обучения устанавливаются в соответствии с целями обучения.

Нормативный срок прохождения профессиональной переподготовки специалистов для выполнения нового вида профессиональной деятельности должен составлять свыше 500 часов аудиторных занятий.

Нормативный срок прохождения профессиональной переподготовки для получения специалистами дополнительной квалификации должен составлять не менее 1000 часов трудоемкости.

Уровень образования специалистов, проходящих профессиональную переподготовку, должен быть не ниже уровня образования, требуемого для нового вида профессиональной деятельности.

Организация стажировки регулируется работодателем (периодичность, продолжительность, содержание). Продолжительность стажировки устанавливается работодателем, направляющим работника на обучение, исходя из ее целей и по согласованию с руководителем органа или организации, где она проводится.

Стажировка носит индивидуальный характер и может предусматривать: самостоятельную теоретическую подготовку; приобретение профессиональных и организаторских навыков; изучение организации и технологии управления, работ;

Стажировка носит индивидуальный характер и может предусматривать: непосредственное участие в планировании работы организации; работу с технической, нормативной и другой документацией; выполнение функциональных обязанностей должностных лиц (в качестве временно исполняющего обязанности или дублера); участие в совещаниях, деловых встречах и др.

Стажировка, являющаяся самостоятельным видом дополнительного профессионального образования муниципального служащего, организуется представителем нанимателя совместно с органом местного самоуправления (в том числе другого муниципального образования), государственным органом или иной организацией, в которые служащий направляется для прохождения стажировки, при участии образовательного учреждения.

Стажировка, являющаяся элементом профессиональной переподготовки организуется на основании и в соответствии с программой профессиональной переподготовки образовательным учреждением.

Контроль за организацией и состоянием профессионального обучения служащих осуществляется с целью оценки ее влияния на результаты деятельности муниципального служащего.

При осуществлении контроля проверяются: порядок организации дополнительного профессионального образования; качество и регулярность проводимых занятий, успешность выполнения учебной программы;

При осуществлении контроля проверяются: своевременность и необходимость проведенного обучения; актуальность и практическая направленность обучения; соотношение практических и теоретических занятий в тематическом плане и расписании занятий;

При осуществлении контроля проверяются: посещаемость занятий сотрудниками; уровень сформированных знаний, умений и навыков, а также их взаимосвязь с показателями деятельности служащего;

При осуществлении контроля проверяются: усвоение служащим программного материала, умение применять и применение полученных знаний и навыков на практике; присвоение сотрудникам квалификационных званий и результаты аттестации; другие показатели, характеризующие качество обучения служащего.