Департамент культуры и искусства Пермской области Пермская областная универсальная библиотека им.А.М.Горького Совет директоров муниципальных библиотек.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Н ОРМАТИВНАЯ БАЗА ИСПОЛНЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ ПО ОРГАНИЗАЦИИ БИБЛИОТЕЧНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Л.С. Ведерникова, заведующая.
Advertisements

2012 год Секретарь Профсоюза – заведующий правовым отделом Авдеенко М.В.
Информационно-ресурсный центр Ташкентского промышленного профессионального колледжа Обслуживание всех категорий пользователей в Информационно- ресурсном.
Руководитель управления стратегии развития социальной защиты населения Целина Марина Эриковна.
Роль школьного информационно - библиотечного центра в формировании ИКТ - компетентности участников образовательного процесса Роль школьного информационно.
БИБЛИОТЕКИ ЧУВАШИИ: ОТКРЫТОЕ ПРОСТРАНСТВО ИНФОРМАЦИИ И КУЛЬТУРЫ Старикова Светлана Михайловна, директор Национальной библиотеки Чувашской Республики 1.
О проекте изменений социальных нормативов и норм Начальник отдела информационно-аналитической и проектной работы И.И. Чернова.
Вопрос: Обязана ли образовательная организация создать и вести свой официальный сайт в сети Интернет? Ответ: - до не обязано; - с
Переход на нормативно – подушевое финансирование общеобразовательных учреждений.
Количество государственных и муниципальных библиотек в 2013 г областные библиотеки - 3 муниципальные библиотеки в том числе : библиотеки,
1 Тема 16 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СОЦИАЛЬНО- КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЕ, ЗДРАВООХРАНЕНИИ И ОБРАЗОВАНИИ СПК ПС ОМС.
О порядке обеспечения учебниками в учебном году.
Роль и задачи Общественного Совета при Управлении образования в системе независимой оценки качества образования. Чернышева Ирина Ивановна, председатель.
Библиотека – информационный центр школы: информация к размышлению или руководство к действию? Протасова Алла Викторовна
Статья 29. Информационная открытость образовательной организации.
П.Курган Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Курганская ООШ» Директор школы: Шишигина В.П. Библиотекарь: Калинина Л.Е.
Межпоселенческая центральная библиотека
Корпоративная база данных - online «Центральные библиотеки субъектов РФ» Российская национальная библиотека Научно-методический отдел библиотековедения.
1 Об итогах социально- экономического развития Суксунского муниципального района в сфере культуры и молодежной политики Проектный офис «Инновации в культуре.
Особенности формирования перечней государственных (муниципальных) услуг (работ) в сфере культуры.
Транксрипт:

Департамент культуры и искусства Пермской области Пермская областная универсальная библиотека им.А.М.Горького Совет директоров муниципальных библиотек Пермской области Пермская областная детская библиотека им. Л.И.Кузьмина Модельный стандарт деятельности муниципальной публичной библиотеки Пермской области Канд. пед. наук Ю.А. Гриханов Академия переподготовки работников искусства, культуры и туризма Москва, Россия

1. Основные положения Муниципальная (публичная) библиотека является юридическим лицом и финансируется из местного бюджета в объемах, предусматривающих расходы на выполнение ее функционального предназначения, в т.ч. на информатизацию, комплектование, содержание зданий и штатов. Благодаря своей доступности публичные библиотеки имеют стратегическую возможность совершенствовать качество и демократические устои жизни граждан. В своей деятельности публичные библиотеки ориентируются на потребности личности и общества, обеспечивают и защищают права пользователей на библиотечное обслуживание, уважительно и доброжелательно относятся к ним, выступают против цензуры и сегрегации любого вида, против неоправданной коммерциализации библиотечного обслуживания.

2. Пользователи и обслуживание 1. Обеспечение свободного доступа граждан к информации, знаниям, культуре является основной задачей публичной библиотеки. 2. Публичная библиотека осуществляет обслуживание с учетом интересов, потребностей граждан, местных традиций. Библиотечные услуги предоставляются индивидуальным пользователям и целым коллективам - группам, организациям. 3. Публичная библиотека способствует развитию подрастающего поколения, обслуживает детей и юношество, прививает им навыки чтения и компьютерной грамотности, помогает развивать воображение и творческие способности, совместно с образовательными учреждениями участвует в обеспечении учебного процесса. 4. Услуги и материалы в любой доступной форме сервисного обслуживания (с использованием специального оборудования, с помощью специально подготовленного персонала, с привлечением волонтеров и т.д.) библиотека предоставляет тем, кто, по тем или иным причинам, не может посещать ее в обычном режиме: инвалидам, пациентам больниц и специальных лечебных заведений, детям, содержащимся в детских домах, престарелым, беженцам, заключенным, при условии целевого финансирования.

5. Для обеспечения доступа к информации этническим группам местного населения на родном языке библиотека: изучает национальный состав населения, выявляет потребности в литературе и информации на языках этнических групп, ведет базы данных по данному направлению; изучает национальный состав населения, выявляет потребности в литературе и информации на языках этнических групп, ведет базы данных по данному направлению; устанавливает связи и осуществляет сотрудничество с национально-культурными центрами и землячествами на территории местности и за ее пределами; устанавливает связи и осуществляет сотрудничество с национально-культурными центрами и землячествами на территории местности и за ее пределами; 6. Информационное обеспечение развития своей территории библиотека осуществляет в сотрудничестве с органами местного самоуправления, с местными организациями, с представителями местного сообщества: 7. Публичная библиотека формирует информационные потребности и информационную культуру своих читателей и всего местного населения.

8. Особая роль публичной библиотеки заключается в распространении среди населения историко-краеведческих знаний и информации. 9. Каждая библиотека самостоятельно определяет перечень услуг, которые отражают интересы пользователей, ценностные ориентиры и приоритеты, а также условия и возможности предоставления, зафиксированные в «Правилах пользования муниципальной публичной библиотеки». 10. Библиотека, строящая свою деятельность на основе использования новейших информационных технологий, предоставляющая пользователям доступ в корпоративные и глобальные информационные сети, расширяет спектр услуг, обслуживает пользователей в режимах локального и удаленного доступа.

3. Доступное размещение публичной библиотеки 1. На территории каждого сельского муниципального (административного) образования, поселка, района, города располагается не менее одной библиотеки. В крупных населенных пунктах, удаленных на 3 и более километров, может быть создан отдел сельской библиотеки, работающий по особому графику, со штатной единицей, в других поселениях организуется внестационарная библиотечная сеть, которая является предметом особой заботы не только руководства центральной библиотеки, сельского библиотекаря, но и органов управления культурой местной администрации, а также сельской администрации (помещения, транспорт, выполнение графиков обслуживания). 1. На территории каждого сельского муниципального (административного) образования, поселка, района, города располагается не менее одной библиотеки. В крупных населенных пунктах, удаленных на 3 и более километров, может быть создан отдел сельской библиотеки, работающий по особому графику, со штатной единицей, в других поселениях организуется внестационарная библиотечная сеть, которая является предметом особой заботы не только руководства центральной библиотеки, сельского библиотекаря, но и органов управления культурой местной администрации, а также сельской администрации (помещения, транспорт, выполнение графиков обслуживания). В труднодоступных (северных) и удаленных поселениях допускается открытие и содержание стационарной библиотеки менее, чем на 500 жителей. В тех случаях, когда нагрузка на такую библиотеку значительно ниже установленных нормативов, в порядке исключения может быть изменен режим работы библиотеки. Кроме того, если библиотека ведет надомное обслуживание ветеранов войны и труда, инвалидов, то норматив населения на одну библиотеку может быть уменьшен (но не менее 300 жителей).

Если в населенном пункте проживает 500 человек в возрасте до 15 лет, организуется детский отдел при сельской библиотеке. Если в населенном пункте проживает 500 человек в возрасте до 15 лет, организуется детский отдел при сельской библиотеке. В малых городах и районных центрах, и городах областного подчинения функционируют универсальная центральная библиотека и специализированная центральная библиотека для детей. В микрорайонах с числом жителей не менее 15 тыс. функционируют городские библиотеки. Самостоятельная детская библиотека или детский филиал центральной библиотеки в городах открывается при наличии 4-7 тысяч жителей в возрасте до 15 лет. В областном центре сеть публичных библиотек равномерно размещается в пределах административных районов (одна библиотека на 20 тыс. читателей). В отдаленных, обособленных микрорайонах с числом жителей от 10 тыс. человек может быть открыта библиотека, обслуживающая взрослых и детей.

2. Доступность публичной библиотеки для всего населения обеспечивается ее удобным местоположением - в центре поселения, на пересечении пешеходных путей, вблизи транспортных сообщений, в наиболее часто посещаемых культурных, торговых, деловых местных центрах. 3. Публичная библиотека может размещаться в специальном, отдельно стоящем здании, или в блоке-пристройке к жилому или общественному зданию, а также в специально приспособленном помещении жилого или общественного здания. При размещении в одном здании с образовательным учреждением (школой, колледжем) библиотека должна иметь автономный вход-выход для свободного доступа публики. При размещении библиотеки в социально-культурном комплексе (например, с выставочным залом, музеем) должны предусматриваться специальные библиотечные помещения, обеспечивающие комфортную обстановку для пользователей. 4. Физические компоненты здания помещений, где размещается библиотека, должны олицетворять значимость ее как объекта культурного назначения и принципы деятельности.

5. Созданию привлекательного образа библиотеки, ее обозримости и доступности для местных жителей и приезжих граждан благоприятствуют также: свободные подходы к библиотеке, чистота прилегающей территории; свободные подходы к библиотеке, чистота прилегающей территории; видимое и легко узнаваемое название библиотеки, реклама и др.; видимое и легко узнаваемое название библиотеки, реклама и др.; 6. Библиотекарям должны иметь бедж с указанием их имен и фамилий. 7. Ежедневный режим работы (в том числе, перерывы, выходные, санитарные дни) публичной библиотеки устанавливается с учетом потребностей местных жителей и интенсивности ее посещения, один из выходных дней должен быть обязательно рабочим. Время работы библиотеки, расположенной в непосредственной близости к месту жительства граждан, может колебаться от 40 (по условиям организации труда в РФ) до 60 часов в неделю (по рекомендациям международных стандартов).

4. Ресурсы муниципальной библиотеки 1. Муниципальная библиотека обеспечивает доступ к широкому диапазону документов в самых разных форматах (книги, периодика, аудио-видеодокументы, электронные документы, CD-ROMы, базы данных, в том числе, базы данных Интернет, озвученные книги, другие издания специальных форматов для слепых и слабовидящих и т.п.), представленных в достаточном количестве. Центральная библиотека муниципального образования имеет право на получение местного обязательного бесплатного экземпляра, на основе которого формирует наиболее полный фонд документов на своей территории. 2. Документный фонд любой муниципальной библиотеки обязан отвечать сложившемуся в обществе многообразию мнений, точек зрения, исключать материалы, не отвечающие критериям качества отбора, а также связанные с пропагандой вражды, насилия, жестокости, порнографии.

3. Политика формирования фонда ориентирует муниципальную библиотеку на стратегию доступа ко всей имеющейся информации, а не только к ее собственным ресурсам. Каждая муниципальная библиотека становится участницей распределенного единого библиотечного фонда муниципального образования второго уровня и получает к нему свободный доступ. 4. Объем фонда муниципальной библиотеки ориентируется в настоящее время на среднюю книгообеспеченность одного жителя: 9 томов, в том числе в городе томов; в г. Перми – 4-5 томов, на селе томов, для жителей до 15 лет может быть 12 томов.

Центральная библиотека муниципального образования для обслуживания жителей всей территории (город, район), а в каких-то случаях и соседних территорий, должна располагать увеличенным объемом фонда: дополнительно из расчета от 0,5 до 2 томов на одного жителя. Для сохранения значимости фонда муниципальной библиотеки необходимо его постоянное обновление. В составе фонда должно содержаться до 50% наименований изданий за последние 5 лет на различных носителях. Полностью фонд муниципальной библиотеки может обновляться в течение 10 лет. Ежегодное пополнение фонда - не менее 250 документов в самых разных форматах (книги, периодика, аудио-видеодокументы, электронные документы, CD-ROMы, базы данных, озвученные книги и др.) из расчета на 1000 жителей. Расчет финансирования комплектования производится по формуле 0,25*Ц*Н, где 0,25 коэффициент, характеризующий количество книг, приобретаемых в год на 1000 жителей; Ц – средняя стоимость 1 документа и Н – число жителей, проживающих в зоне обслуживания муниципальной библиотеки.

5. В универсальном фонде муниципальной библиотеки, если в микрорайоне обслуживания нет специализированной детской библиотеки, литература для жителей в возрасте до 15 лет должна составлять от 30% до 50% фонда библиотеки и включать документы на различных носителях, а также обучающие и развивающие программы, игры и т.п. 6. Величину собраний для этнических групп пользователей целесообразно определять с учетом международных принципов (например: при численности 500 жителей томов; при численности до 2000 жителей - из расчета 1 том на 10 человек). Ежегодные поступления соответствуют пропорции: 1 том на 50 человек для районов, где проживает более 2000 и 1 том на 25 человек для районов, где проживает до 2000 представителей национальных меньшинств.

7. Центральная библиотека муниципального образования должна получать местные газеты и журналы в качестве бесплатного обязательного экземпляра. 8. Объем фонда периодических изданий муниципальной библиотеки определяется из расчета не менее 15 названий изданий (5 газет и 10 журналов) на 1000 жителей. 9. Показатели для фонда звукозаписей (речевых и музыкальных) и видеозаписей (в том числе снабженных субтитрами для людей с ослабленным слухом), должны быть не менее 10 единиц на 1000 жителей. Ежегодное пополнение - не менее 20 звукозаписей и 4 видеозаписей из расчета на 1000 жителей. 10. Показатели для фонда специальных форматов для слепых и слабовидящих должны быть единиц книг рельефно-точечного шрифта на 1000 жителей. Ежегодное пополнение не менее 2 изданий специальных форматов из расчета на 1000 жителей. 11. Муниципальная библиотека стремится обеспечить достаточную полноту фонда справочных и библиографических изданий. Особой полнотой должен отличаться справочно-библиографический фонд Центральной библиотеки муниципального образования второго уровня (не менее 10% к общему фонду).

…14. Сроки хранения отдельных частей фонда муниципальной библиотеки зависят от существующих потребностей и востребованности со стороны пользователей, а также от состояния документов, степени их устарелости или износа. Документы, имеющие непреходящее значение для данной местности, должны оставаться в составе фонда муниципальной библиотеки и Центральной библиотеки муниципального образования. Единственный экземпляр таких документов может храниться в традиционном виде (если имеются для этого условия) или быть преобразован в иной вид носителя (например, в электронную форму). 15. Муниципальная библиотека обязана обеспечить сохранность фонда и нормальное физическое состояние документов в соответствии с установленными нормами размещения, освещения, состояния воздуха, температурного режима, пожарной сигнализации и др. Для обеспечения сохранности в процессе использования библиотечного фонда применяются превентивные средства защиты (копирование документов, перевод документов на новые носители и т.д.).

16. При каждой Центральной библиотеке муниципального образования должен существовать обменно-резервный фонд, куда передаются документы, изъятые по той или иной причине из состава фондов муниципальных библиотек, но еще пригодные к использованию, для хранения и дальнейшей передачи в случае необходимости другим библиотекам независимо от их ведомственной принадлежности и депозитарий. 17. Для эффективного использования документов в процессах библиотечного и информационного обслуживания публичная библиотека должна иметь соответствующие технические средства и средства связи (не менее одного видеокомплекса, ксерокса, персонального компьютера, телефона и др.). Наличие в сельской муниципальной библиотеке телефона и аудио-видеотехники в 1 экз. обязательно.

5. Помещения библиотеки. 1. Помещения библиотеки предназначаются для размещения и передвижения пользователей, библиотечных ресурсов, персонала. Количество необходимых помещений, размеры площадей обусловлены их функциональным назначением в библиотеке и масштабами ее деятельности. 2. Размеры площадей определяются в соответствии с установленными нормативами: для размещения абонемента с открытым доступом к фонду и кафедрами выдачи - не менее 70 кв. м; с закрытым доступом к фонду - 5,5 кв. м на 1000 томов; с ограниченным доступом к фонду - 7 кв. м на 1000 томов; читальные залы с открытым доступом к фонду из расчета 10 кв. м на 1000 томов; число посадочных мест в библиотеке определяется из расчета 2,5 кв. м на 1 место (или 1,5 кв. м на 1000 жителей); около 10% посадочных мест для читателей должны находиться в зоне «легкого» чтения или в зоне отдыха; число посадочных мест для просмотра периодики определяется из расчета 3 кв. м на 1 место (или одно место на каждые жителей); площади для индивидуального использования аудио-видеодокументов должны быть увеличены на 2,5 кв. м; справочная служба (места «быстрой справки») может составлять 10 кв. м на 1000 томов, в крупных библиотеках 2,5 кв. м на одного человека; для размещения выставок площадь требуется увеличить до 10%; для проведения культурно-массовых мероприятий необходимо иметь отдельное помещение.

3. Размеры помещений, предназначенных для обслуживания детей, включают показатели размещения служб выдачи материалов, индивидуальной работы (просмотра, прослушивания), коллективных форм. Для детских мероприятий целесообразно выделить отдельное помещение размером - из расчета 1,5 кв. м на 1 место. Помещение, предназначенное для творческой деятельности детей, может вмещать одновременно от 30 до 100 детей и требует увеличения площади до 2 кв. м на 1 место или до 20% площадей. 4. Помещения библиотеки, обслуживающей инвалидов, как правило, требуют увеличения для обеспечения свободного передвижения и доступа в библиотеку, к фонду, к пунктам обслуживания. Библиотека должна быть приспособлена и оборудована соответствующим образом: иметь пандусы при входе-выходе, при уровневых переходах, специальные держатели, ограждения, лифты, специальные кресла для работы в библиотеке и т.д.

6. Персонал муниципальной библиотеки 1.Администрация библиотеки и ее учредитель должны обеспечить достаточное число сотрудников. 2. Нормативная потребность в штатных работниках-специалистах определяется, исходя из основных показателей деятельности конкретной библиотеки (число читателей, диапазон услуг, количество структурных подразделений, филиалов и внестационарных форм обслуживания, интенсивность посещений, др.), на основе конкретных расчетов: в городах с числом жителей до 50000: из расчета 1 работник 1200 жителей; в городах с числом жителей до 50000: из расчета 1 работник 1200 жителей; в городах с числом жителей от до : из расчета 1 работник на 1500 жителей; в городах с числом жителей от до : из расчета 1 работник на 1500 жителей; в городах с числом жителей от и более: из расчета 1 работник на 2000 жителей; в городах с числом жителей от и более: из расчета 1 работник на 2000 жителей; в сельской местности: из расчета 1 работник на 500 жителей. в сельской местности: из расчета 1 работник на 500 жителей.

3. Администрация библиотеки обязана заботиться о наличии в штате библиотеки специалистов, обладающих специальными знаниями, необходимыми для выполнения различных функциональных обязанностей, которые выделяются сверх нормативной обеспеченности (но на основе конкретных расчетов). В том числе: для обслуживания особых групп пользователей (дети, молодежь, этнические группы, инвалиды разной категории, пожилые люди с ограниченными возможностями передвижения и т.д.) - педагог, психолог, социолог, юрист; для обслуживания особых групп пользователей (дети, молодежь, этнические группы, инвалиды разной категории, пожилые люди с ограниченными возможностями передвижения и т.д.) - педагог, психолог, социолог, юрист; для внедрения и использования информационных технологий, создания информационных продуктов и услуг – программист, оператор, техник-инженер. для внедрения и использования информационных технологий, создания информационных продуктов и услуг – программист, оператор, техник-инженер. 4. В штатном расписании муниципального объединения библиотек предусматриваются сверх расчетного норматива штаты, обеспечивающие деятельность административно- хозяйственного блока, финансово-экономического блока, управленческо-административного блока.

…9. Эффективность управления администрации и учредителя определять на основании предпринятых мер по развитию персонала, созданию условий для каждого работника раз в 5 лет обновлять знания по курсовой программе. Крайне необходимо систематическое обучение работников информационным технологиям. Сумма, предназначенная для целей обучения персонала библиотеки, должна быть не менее от 0,5% до 1% от общего бюджета библиотеки. 10. Администрация библиотеки и ее учредитель в целях закрепления молодых кадров (выпускников колледжа и института искусства и культуры) вводят систему выплат надбавок из надтарифного фонда в течение трех лет этой категории специалистов; предусматривают меры по их творческому и профессиональному росту. 11. Администрация муниципальной библиотеки и ее учредитель обеспечивают социальную и профессиональную защиту своих работников в соответствии с федеральным и региональным законодательством, а также местными нормативными документами.

7. Связи публичной библиотеки с общественностью (PR) 1. Опора на местных жителей, привлечение их внимания к проблемам библиотеки является обязанностью публичной библиотеки. 2. Значительную поддержку библиотека может найти у волонтеров из числа местного населения, используя добровольный труд на благо библиотеки и библиотечного обслуживания, а также создав общество друзей библиотеки или попечительский совет. 3. Библиотека формирует свой положительный образ, привлекает на свою сторону общественное мнение, демонстрирует свою специфику и свои преимущества.

4. Библиотека участвует в мониторингах мнений, взглядов, предпочтений, ожиданий местных жителей, постоянно анализирует качество предоставляемых ею услуг, их соответствие потребностям пользователей. Систематически библиотека выявляет и учитывает претензии в свой адрес, предложения и замечания читателей, информирует их о результатах работы с неудовлетворенными запросами, объясняет причины отказов. 5. Библиотека отчитывается перед местными жителями о своей работе, особо подчеркивая участие конкретных людей в том или ином содействии библиотеке. Библиотека издает ежегодный отчет о своей деятельности, распространяемый среди местного населения и местной администрации.