Бизнес-Планирование Климатических Проектов Получение углеродного финансирования. Что нужно? Сергей Шевченко, CT-Centre.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Процедура разработки проектов Совместного Осуществления Коньшин Е.В. ООО «НТЦ Биомасса», Киев IV Международная конференция «Энергоэффективность и бизнес»
Advertisements

Slide #1 Процедуры проектов совместного осуществления Докладчик: Кулигин А.П., к.ф.-м.н. руководитель отдела международных программ ОАО «Уральский центр.
1 Киотский протокол как механизм привлечения зарубежных инвестиций в жилищно- коммунальное хозяйство. ВСЕРОССИЙСКАЯ НАУЧНО – ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «Модернизация.
Секретариат РКИК Session 1 Руководящие принципы осуществления проектов по Статье 6 Киотского протокола Первый семинар РКИК по осуществлению.
1 ЧТО ТАКОЕ PDD? Проектно-техническая документация для проектов совместного осуществления В.Х. Бердин, РРЭЦ 11 марта 2005 г.
Международные требования к проектам совместного осуществления Нина Коробова Global Carbon Международная конференция «Глобальное изменение климата и углеродный.
1 Энергетическая ситуация и политика по изменению климата в Норвегии Ханс Борксениус Руководитель международного отдела Norsk Energi
Проекты совместного осуществления: схема реализации в Украине Использованы материалы В.В. Гаврилова Минэкономразвития России.
Проекты по сокращению утечек газа в газопроводах низкого давления Опыт валидации DNV Международная конференция по ПСО Москва апреля 2007.
Структурирование и подготовка ГЧП проектов в дорожной инфраструктуре Юрий Халимовский Старший юрист практики юридических услуг для инфраструктурных проектов.
«Создание информационной системы, обеспечивающей разработку типологии субъектов Российской Федерации для целей проведения образовательной политики с учетом.
Киотский Протокол. Круглый стол. ТПП Киотский Протокол и продажа прав на сокращенные выбросы парниковых газов в Российской металлургической отрасли Москва,
Выполнение и оценка 1 МОДУЛЬ 5: Выполнение и оценка Понимание ценности планирования Модуль 2 Определение цели и масштаба проекта Модуль 3 Планирование.
Положение об отделе В.Андреев, Д.Сатин. Штат отдела начальник отдела; бизнес-аналитик; проектировщик пользовательских интерфейсов; специалист по анализу.
Задачи решаемые EPCM командой Июль 2009 г.. Термины и определения EPCM (EPCM = Engineering Procurement Construction Management - управление проектированием,
1 Бизнес-планирование климатических проектов Сергей Фащевский Norsk Energi
Проект новой версии ISO 9001:2015 Ключевые изменения Презентация подготовлена для 22 Казахстанской Международной Конференции «Нефть и Газ» Докладчик: Наталья.
Автоматизация лизинговой компании Общее описание проекта.
Стратегия, нормативная база и опыт реализации Киотского протокола на Украине «МОСКОВСКИЙ ФОРУМ ПО УГЛЕРОДНОМУ РЫНКУ 2008», апреля 2008 Тарас Бебешко.
Телеконференция «Новые возможности для бизнеса – переход с «1С:Управление производственным предприятием« на «1С:ERP Управление предприятием 2.0", 24 сентября.
Транксрипт:

Бизнес-Планирование Климатических Проектов Получение углеродного финансирования. Что нужно? Сергей Шевченко, CT-Centre

2 Гибкие механизмы Киотского протокола

33 Категории проектов Переход на более низкое углеродное топливо Возобновляемые источники энергии для производства тепла и/или электроэнергии Энергоэффективность на стороне генерации и/или потребления Комбинированная выработка Снижение выбросов метана систем хранения отходов Снижение выбросов метана из биомассы Снижение выбросов метана от добычи угля Проекты по снижению выбросов N 2 O Другие типы проектов, как напр. залеснение, уменьшение использования растворителей и т.д.

4 Выбросы по проекту (ВП) Выбросы в границах проекта после реализации проекта Источники должны быть определены, а выбросы рассчитаны на годовой основе Подлежат мониторингу после реализации проекта Методики часто предоставляют руководство по идентификации источников выбросов по проекту

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПСО Идентификация проекта Бизнес план, ТЭО ПИН (PIN) Поддержка НАЭИ Проектная документация (PDD) Детерминация PDD Одобрение/Регистрация проекта НАЭИ Реализация проекта и мониторинг Валидация снижения выбросов, передача ЕСВ.

6 Цикл разработки ПСО Разработка Идентификация Спецификация ТЭО Бизнес-план Проектирование Строительство Пуск Эксплуатация Разработка ПИН Разработка ПДД Валидация Регистрация Верификация Выдача ЕСВ Разработка проекта Цикл разработки ПСО Мониторинг и снижение выбросов Реализация Эксплуатация

ПИН (PIN) Н А К А З N 32 Нетехнічне резюме проекту (зрозуміле для непрофільних організацій, установ та громадськості). Опис технічних аспектів проекту. Технологія, конкретні заходи, які призведуть до скорочення викидів парникових газів. Визначення меж, у яких оцінюється вплив проекту на зміну викидів (поглинання) парникових газів. Стисла інформація щодо юридичних осіб, заінтересованих в успішності проекту. Очікувані дати початку та завершення проекту. Попередній опис базового сценарію та орієнтовний розрахунок антропогенних викидів. Стислий опис методології, яка буде використана для визначення антропогенних викидів Обґрунтування додатковості. Орієнтовний розрахунок антропогенних викидів/абсорбції основних парникових газів по роках періоду кредитування, а також за життєвий цикл проекту. Результати орієнтовного розрахунку кількості одиниць скорочення викидів (ОСВ). Основні заходи моніторингу скорочень антропогенних викидів у визначених межах, після введення в дію проекту СВ. Оцінку вартості проекту та укрупнену структуру капітальних витрат. Орієнтовну структуру фінансування проекту, обсяг надходжень інвестицій від реалізації одиниць скорочення викидів. Фактори ризику (втрата/перегляд в бік зменшення очікуваної кількості ОСВ у період кредитування, та заходи, які будуть спрямовані на зниження ризиків). Додаткову інформацію (заповнюється за бажанням).

8 Шаблон ПИНа Мирового банка

Проектная Документация/PDD JOINT IMPLEMENTATION PROJECT DESIGN DOCUMENT FORM Joint Implementation Supervisory Committee ЗМІСТ A. Загальний опис проекту B. Базовий рівень C. Термін проекту / заліковий період D. План моніторингу E. Оцінка зниження викидів парникових газів F. Впив на навколишнє середовище G. Коментарі головних учасників проекту Додатки Додаток 1: Контактна інформація учасників проекту Додаток 2: Інформація базового рівня Додаток 3: План моніторингу This template shall not be altered. It shall be completed without modifying/adding headings or logo, format or font.

10 Базовый сценарий Сценарий, который бы развивался при отсутствии ПСО –Продолжение существующей ситуации? –Продолжение существующей ситуации с повышением выработки –Реализована ли более традиционная технология ? –Переход на более интенсивное по CO2 топливо ? –Реализация проекта, но более медленными темпами ? –То же самое, но без МЧР ? Разработчик проекта должен оценить, что является базовым сценарием и откорректировать его в проектной документации Аргументация базового сценария будет тщательно изучена в ходе детерминации

11 Базовый сценарий Основные принципы Базовый сценарий должен разрабатываться прозрачным образом (описательно показать все предположения, источники данных, ключевые факторы и т.д.) С учетом всех неопределенностей и с использованием консервативных предположений С учетом национальных и/или секторальных политик и обстоятельств –Наличия местного топлива –Планов по расширению энергосектора –Экономической ситуации

12 Базовый сценарий и мониторинг СО требует использования методики МЧР –Не требуется на этапе ПИНа, но полезно, чтобы избежать отклонений в будущем Методики обычно применимы к категориям проектов. Методики содержат: –Описательную информацию по условиям, которым должен соответствовать проект для применения этой методики (критерий применимости); –Руководство по идентификации базового сценария и источникам выбросов по базовому сценарию-, по проекту и по утечкам –Алгоритмы и формулы, необходимые для количественной оценки снижений выбросов –Руководство по мониторингу проекта – ologies/approved.html

13 Критерий дополнительности Снижения выбросов (СВ) должны быть ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМИ к тем, которые бы возникли без проекта Дополнительность тесно связана с разработкой базового сценария Необходимо доказать, что снижения выбросов не возникли бы без реализации проекта, как проекта МЧР Оценить дополнительность за счет –Анализа альтернатив по реализации проекта –Доказательства того, что только проектная альтернатива соответствует законодательным требованиям –Доказательства того, что реализация проекта – это не базовый сценарий –Выполнения анализа препятствий

14 Альтернативный базовый сценарий 1: tCO 2 e Время Учетный период Выбросы по БС Выбросы по проекту Дополнитель ные СВ Продолжение существующей практики

15 Альтернативный базовый сценарий 2: tCO 2 e Время Учетный период Выбросы по БС Выбросы по проекту Продолжение существующей практики с повышением производства Дополнитель ные СВ

16 Альтернативный базовый сценарий 3: tCO 2 e Время Учетный период Выбросы по БС Выбросы по проекту Использование более традиционной технологии Допонительн ые СВ

17 Альтернативный базовый сценарий 4: tCO 2 e Время Учетный период Выбросы по БС Выбросы по проекту Дополнитель ные СВ Переход на более интенсивное топливо по CO 2 (напр. С газа на мазут)

18 Альтернативный базовый сценарий 5: tCO 2 e Время Учетный период Выбросы по БС =Выбросы по проекту Дополнительные СВ = 0 Те же мероприятия по проекту, только без МЧР

19 Выбросы по базовому сценарию (БС) Базовый сценарий –Описание того, что бы произошло без проекта Выбросы по БС –Количественное определение выбросов по БС –Рассчитывается на годовой основе Коэффициент выбросов по БС –Выражается как коэффициент (КВ) напр. тCO2/МВт-ч Baseline emissions Project emission Year GHG emission Project implementation Утвержденные методики и инструменты предлагают руководство по разработке БС и расчету выбросов по БС

Финансовая дополнительность

21 Детерминация Независимая организация (НО) публикует ПДД через секретариат НО осуществляет детерминацию соответствия ПДД требованиям и на полноту НО публикует отчет о детерминации через секретариат

22 Получение одобрения от всех задействованных сторон Одобрения, необходимые от всех задействованных сторон, включая Национальное агентство (координатор) –Пример: Если покупатель из Норвегии, органы власти как в Норвегии, так и в Украине должны выдать Письмо одобрения, констатирующее добровольное участие –Национальное агентство должно также подтвердить, что проект отвечает требованиям устойчивого развития, действующих для страны

23 Выбросы по проекту и отчет о мониторинге Участник проекта производит мониторинг проекта На основе результатов мониторинга, снижения выбросов ПГ могут быть просчитаны Участник проекта подает отчет о мониторинге независимой организации

24 Верификация снижений выбросов Независимая организация (НО) производит верификацию результатов мониторинга на соответствие утвержденному плану мониторинга –НО публикует отчет о мониторинге через Секретариат –НО проверяет отвечают ли результаты мониторинга плану мониторинга –НО публикует отчет о детерминации

25 Выдача и передача ЕСВ Страна проекта может передать ЕСВ в соответствии с соглашением о их покупке (ERPA) ERPA устанавливает условия и сроки сделки по передаче ЕСВ между покупателем и продавцом; ERPA должно указывать количество ЕСВ и варианты, если передается больше или меньше ЕСВ 2% ЕСВ направляется в ООН

26 Успешный ПСО Общие характеристики: Легко измерить, производить мониторинг и количественную оценку Большая длительность и срок эксплуатации оборудования Хороший уровень подготовки местных специалистов по эксплуатации и техническому обслуживанию Приспособленность к местным климатическим и другим условиям

27 Типичные причины отклонения проекта Дополнительность «под вопросом» Недостаточность документации Расчеты основаны на неправильной методике Не адекватно описан базовый сценарий

Roles of involved stakeholders Этапы Собственник проекта Консультант Национальное агентство Назначенная эксплуатацион ная организация 1 (DOE) Назначенная эксплуатационн ая организация 2 (DOE) Наблюдательн ый комитет СО Покупатель ЕСВ 1 Идентификация проекта, разработка ПИН, поиск покупателей Помощь 2 Разработка ПДД и переговоры с покупателем (ERPA) Помощь Подписание соглашения на покупку ЕСВ 3 Выдача письма одобрения 4 Выбор DOE для валидации Помощь Публикация ПДД для общественного комментировани я и валидации 5 Оплата регистрации Отсылка запроса на регистрацию с отчетом о валидации Обзор валидации и регистрации проекта 6 Мониторинг выбросов, составление отчета о мониторинге 7 Выбор DOE для верификации Верификация снижений выбросов и сертификация 8 Выплата остатка SOP Админ. Выдача ЕСВ 9 Составление соглашения на распределение ЕСВ Распределение ЕСВ в соответствии с соглашением

4 – 8 /tCO 2 7 – 11 /tCO 2 > 12 /tCO 2 Наибольшая Мировая цена Ед. выбросов Индикативный уровень цен на рынке Цена CO 2 / риск Верификация и передача ЕСВ Идентификация проекта Регистрация проекта Валидация/ детерминация

30 Покупатели Продавцы Правительственные программы –Норвегия (Нейтральная по углероду Норвегия/Министерство финансов) –Нидерланды (CERUPT) –Австрийская программа по ПСО/МЧР Фонды –Углеродные фонды МБ –Nefco –Частные инвестиционные фонды Частные компании –Компании под EU-ETS –Добровольные покупатели ЕСВ –Профессиональные разработчики, продающие вторичные ЕСВ Частные компании –Крупные компании, сами разрабатывающие проекты –Более мелкие компании, работающие с консультантом по разработке проектов Государственные компании

Рентабельность проекта совместного осуществления В общем все проект СО имеют коммерческую составляющую: Чем больше проект, тем выше его коммерческая привлекательность В общем все проект СО имеют коммерческую составляющую: Чем больше проект, тем выше его коммерческая привлекательность Для подготовки проекта СО нужны операционные расходы ( СО инвестиции ) Владелец проекта должен заранее сопоставить операционные расходы и углеродную прибыль

Рентабельность Проекта совместного осуществления В принципе СО инвестиции рентабельны если: TC

33 Планирование Подготовка PIN Подготовка PDD Детерминация Регистрация Верификация Передача ЕСВ Проектный цикл СО Мониторинг IРеализация Работа Операционные расходы СО(JI) Затраты на поиск партнера Позиции операционных затрат СО Затраты на разработку PDD Затраты на первоначальное рассмотрение проектных идей и разработку Затраты на подготовку и переговоры по ДПЕСВ/ERPA Затраты на детерминацию PDD независимым лицом Затраты на авторизацию и одобрение гос.органом Затраты на мониторинг в соответствии с планом мониторинга Затраты на верификацию, независимым органом Выплаты в стране-владельце и в наблюдательный комитет Выплаты в случае недопоставки ЕСВ Источник: Basrec JI Handbook

Условия реализации проектов СО проект уже работает или началась его реализация (строительные работы); проект заключается в совершенствовании существующего оборудования, режимов эксплуатации, оптимизации, ремонтных работах; проект начат только с одной целью – выполнения национальных требований, стандартов, реализуется в рамках национальной программы и полностью финансируется из национального бюджета; проект – домонстрационная научно-техническая разработка, не имеющая надежных результатов испытаний; проект не относится к ВПК, не использует оборудование или другие поставки из стран в Черном списке, составленном международными финансовыми институтами