Адаптация первоклассников к школе. 2 Физиологическая адаптация 3 этапа приспособления ребенка к школе (с физиологической точки зрения): 1 этап – ориентировочный.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
! меняется его место в системе общественных отношений; меняется весь уклад его жизни; возрастает психоэмоциональная нагрузка; На смену беззаботным играм.
Advertisements

Адаптация учащихся к обучению в школе Мир будущего первоклашки При поступлении в первый класс детям обязательно задают вопрос общего характера: об их поле.
(Адаптация детей в пятом классе) Муниципальное общеобразовательное учреждение Гимназия 1 г. Сыктывкар 2010.
(Адаптация детей в пятом классе). ОВЛАДЕНИЕ БАЗОВЫМИ ШКОЛЬНЫМИ ЗНАНИЯМИ И УМЕНИЯМИ; РАЗВИТИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ, ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСОВ; РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ.
Информация подготовлена: методистом Регионального социопсихологического центра Антошкиной И.В. Август 2013 г.
Психофизиологические особенности детей 6-7 лет. Психологические особенности Аспекты развития ребенка, которые влияют непосредственно на его состояния,
Адаптация первоклассников к школьным условиям Адаптация первоклассников к школьным условиям Трофименко Наталья Владимировна, учитель начальных классов.
Р Е Б Е Н О К Сверстники Родители Педагоги «Я ученик»
Родительское собрание (адаптация первоклассников) "Испытание школой"
Психологические факторы эффективности адаптации первоклассников.
ПОСТУПЛЕНИЕ В ПЕРВЫЙ КЛАСС ВАЖНЫЙ ЭТАП В ЖИЗНИ РЕБЕНКА.
(Адаптация детей в пятом классе). Первый этап – ориентировочный, когда на весь комплекс новых воздействий организм отвечает бурной реакцией и значительным.
Трудности и особенности адаптации первоклассников.
Что нужно знать родителям об адаптации к школе. Адаптация к школе Это многоплановый процесс. Его составляющими являются физиологическая адаптация и социально-
АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЕ. МЫ ТЕПЕРЬ НЕ ПРОСТО ДЕТИ – МЫ ТЕПЕРЬ УЧЕНИКИ ! МЫ ТЕПЕРЬ НЕ ПРОСТО ДЕТИ – МЫ ТЕПЕРЬ УЧЕНИКИ !
ГБОУ СОШ 709 ПЕДАГОГ- ПСИХОЛОГ ТАРАНЕНКО ИРИНА МИХАЙЛОВНА Почетное звание «Родители первоклассника»
Смена ведущей деятельности (на смену игровой - учебная деятельность) Появление новообразований характерных для данного возраста: формируется словесно-логическое.
В детский сад с радостью. Адаптация ребенка в детском саду Адаптация – от латинского слова «приспосабливаю» - это сложный процесс приспособления организма,
Проблемы адаптации учащихся первых классов к обучению в школе.
(Адаптация детей в пятом классе). ОВЛАДЕНИЕ БАЗОВЫМИ ШКОЛЬНЫМИ ЗНАНИЯМИ И УМЕНИЯМИ; РАЗВИТИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ, ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСОВ; РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ.
Транксрипт:

Адаптация первоклассников к школе

2 Физиологическая адаптация 3 этапа приспособления ребенка к школе (с физиологической точки зрения): 1 этап – ориентировочный – организм на комплекс новых воздействий отвечает бурной реакцией и напряжением всех своих систем – этап «физиологической бури» - длится 2-3 недели. 2 этап – отмечается неустойчивое приспособление организма, находятся какие-то оптимальные варианты реакций на эти воздействия. 3 этап – организм находит наиболее подходящие варианты реагирования на нагрузку. В первые недели обучения с организмом ребенка происходит: - низкий уровень и неустойчивость работоспособности, - напряжение сердечно-сосудистой системы, симпатоадреналиновой системы, - низкие показатели координации различных систем организма между собой, - резко выраженное утомление. 3 этапа приспособления ребенка к школе (с физиологической точки зрения): 1 этап – ориентировочный – организм на комплекс новых воздействий отвечает бурной реакцией и напряжением всех своих систем – этап «физиологической бури» - длится 2-3 недели. 2 этап – отмечается неустойчивое приспособление организма, находятся какие-то оптимальные варианты реакций на эти воздействия. 3 этап – организм находит наиболее подходящие варианты реагирования на нагрузку. В первые недели обучения с организмом ребенка происходит: - низкий уровень и неустойчивость работоспособности, - напряжение сердечно-сосудистой системы, симпатоадреналиновой системы, - низкие показатели координации различных систем организма между собой, - резко выраженное утомление.

3 Трудности протекания адаптации Поступление в школу сказывается на нервно- психическом состоянии ребенка самым неблагоприятным образом: у 70% школьников отмечаются функциональные нарушения центральной нервной системы в виде неврологических реакций. При этом у: 53% - отмечается астенический синдром, проявляющийся в повышенной истощаемости и утомляемости организма, снижении порогов чувствительности, неустойчивом настроении и нарушении сна. 39% - отмечается соматовегетативные расстройства, для которых характерны головные боли, боли в области сердца, живота и пр., 33% первоклассников появляются вредные привычки - сосание пальца, обкусывание ногтей. 19% - отмечаются реакции страха.

Психосоциальная адаптация Может проходить по-разному. Значительная часть детей (50-60%) адаптируются в течение первых 2-3 месяцев обучения. Другим детям (примерно 30%) требуется больше времени для привыкания к новой школьной жизни. Они могут до конца первого полугодия предпочитать игровую деятельность учебной, не сразу соглашаются выполнить требования учителя, часто выясняют отношения со сверстниками неадекватными методами (дерутся, капризничают, жалуются, плачут). У этих детей встречаются трудности в усвоении учебных программ. В каждом классе есть примерно 14% детей, у которых к значительным трудностям учебной работы прибавляются трудности болезненной и длительной (до одного года) адаптации. 4

5 Ситуация развития Меняется социальная ситуация развития, формируется новый для ребенка вид деятельности - учебная деятельность, 2,5 - 4 года - "Я сам" - игра с предметами (кубики, мячики). 5-6 лет - "Я - пилот" - ролевая игра. 6-7 лет - "Я - ученик, я - школьник" - учебная деятельность. Мышление становится доминирующей психической функцией и начинает определять постепенно и работу всех других психических функций (памяти, внимания, восприятия). Развитие мышления способствует появлению нового свойства личности ребенка - рефлексии, то есть осознания себя, своего положения в семье, классе, оценка себя как ученика: хороший - плохой. Эту оценку "себя" ребенок черпает из того, как относятся к нему окружающие, близкие люди. Согласно концепции известного американского психолога Эриксона, в этот период у ребенка формируется такое важное личностное образование как чувство социальной и психологической компетентности или при неблагоприятных условиях - социальной и психологической неполноценности. Меняется социальная ситуация развития, формируется новый для ребенка вид деятельности - учебная деятельность, 2,5 - 4 года - "Я сам" - игра с предметами (кубики, мячики). 5-6 лет - "Я - пилот" - ролевая игра. 6-7 лет - "Я - ученик, я - школьник" - учебная деятельность. Мышление становится доминирующей психической функцией и начинает определять постепенно и работу всех других психических функций (памяти, внимания, восприятия). Развитие мышления способствует появлению нового свойства личности ребенка - рефлексии, то есть осознания себя, своего положения в семье, классе, оценка себя как ученика: хороший - плохой. Эту оценку "себя" ребенок черпает из того, как относятся к нему окружающие, близкие люди. Согласно концепции известного американского психолога Эриксона, в этот период у ребенка формируется такое важное личностное образование как чувство социальной и психологической компетентности или при неблагоприятных условиях - социальной и психологической неполноценности.

Личностная или социальная адаптация Связана с желанием и умением ребенка принять новую роль - школьника и достигается целым рядом условий. 1. Развитие у детей умения слушать, реагировать на действия учителя, планировать свою работу, анализировать полученный результат - то есть умений и способностей, необходимых для успешного обучения в начальной школе. 2. Развитие умения налаживать контакт с другими детьми, выстраивать отношения со взрослыми, быть общительным и интересным для окружающих - то есть умений, позволяющих устанавливать межличностные отношения со сверстниками и педагогами. 3. Формирование умения правильно оценивать свои действия и действия одноклассников, пользоваться простейшими критериями оценки и самооценки (такими критериями выступают полнота знаний, их объем, глубина; возможность использовать знания на практике в различных ситуациях и т д.) - то есть формирование устойчивой учебной мотивации на фоне позитивных представлений ребенка о себе и низкого уровня школьной тревожности. 6

7 Родительское отношение Отношение родителей к ребенку противоречиво – с одной стороны безусловное принятие и любовь, отношение как к самоценному существу (личностный компонент) с другой – забота о будущем, оценка, сравнение с другими, требования по развитию, освоению навыков и т.д. (предметный компонент Эти два компонента неистребимы и всегда присутствуют, вопрос в их соотношении и взаимоотношении. Преобладание одного из них приводит к существенным перекосам в развитии, самоощущении и поведении ребенка. Неправомерное увязывание (я тебя не люблю сегодня – ты получил двойку), либо жесткое разделение их между собой (когда требую, забываю что люблю) порождают многочисленные проблемы в воспитании ребенка. Отношение родителей к ребенку противоречиво – с одной стороны безусловное принятие и любовь, отношение как к самоценному существу (личностный компонент) с другой – забота о будущем, оценка, сравнение с другими, требования по развитию, освоению навыков и т.д. (предметный компонент Эти два компонента неистребимы и всегда присутствуют, вопрос в их соотношении и взаимоотношении. Преобладание одного из них приводит к существенным перекосам в развитии, самоощущении и поведении ребенка. Неправомерное увязывание (я тебя не люблю сегодня – ты получил двойку), либо жесткое разделение их между собой (когда требую, забываю что люблю) порождают многочисленные проблемы в воспитании ребенка.