Национальный исследовательский университет – Высшая школа экономики МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ И ТРУДОВЫХ ТРАЕКТОРИЙ ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛ И ВУЗОВ Москва, 2011.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Государственный университет – Высшая школа экономики МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ И ТРУДОВЫХ ТРАЕКТОРИЙ ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛ И ВУЗОВ: первые результаты XI Международная.
Advertisements

Национальный исследовательский университет – Высшая школа экономики Институт развития образования МОЛОДЁЖЬ: НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ КАК РЕСУРС? Исследование траекторий.
Необходимость оценки эффективности школьного обучения в отсутствие лонгитюдных исследований Выделение других индикаторов (помимо средних результатов)
Возможно ли оценить эффективность образования в стране с помощью сравнительных международных мониторингов? (на примере международного исследования PISA)
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ (ИТОГОВОЙ) АТТЕСТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ 11 КЛАССОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В 2013 ГОДУ 28 октября 2013 ГОДА 1.
1 Восточно-Казахстанский государственный технический университет им. Д. Серикбаева Результаты анкетирования « АНКЕТА ПЕРВОКУРСНИКОВ » 2013 год Департамент.
Высшее образование в России: качество, ценность, востребованность МОСКВА, 2011 год.
Прогноз результатов I этапа Программы развития образования.
Чьи дети учатся в российских элитных вузах? Рощина Я.
Москва, 2011 Российские СМИ сегодня и их аудитория.
Итоговая аттестация учебный год. Результаты итоговой аттестации за курс основной школы 114 учащихся успешно прошли итоговую аттестацию за курс.
Результаты ЕГЭ по русскому языку: Школа – 68,03 Город – 65,21 Край – 62,98 2 место среди школ города Высший балл – 98.
Электронный мониторинг Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» Петряева Е.Ю., руководитель службы мониторинга.
Организация и проведение исследований в комплексной системе профессиональной ориентации в школе (все ступени обучения) Свистунова Ульяна Викторовна Педагог-психолог.
Powerpoint Templates Page 1 Powerpoint Templates Первокурсник 2012.
–определить потребности студентов в дополнительном образовании (в том числе ДПО); –разработать и запустить новые, наиболее востребованные программы дополнительного.
Оценка эффективности деятельности общеобразовательных учреждений по итогам комплектования-2010 Л.Е. Загребова, руководитель Тольяттинского управления министерства.
Исследование «Взаимодействие СПбГЭТУ с предприятиями Санкт-Петербурга» По заказу СПбГЭТУ «ЛЭТИ» САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИЙ.
Требования к гимназиям при государственной аккредитации ОУ Пермского края в соответствии с приложением 1 к приказу Гособрнадзора от «08» ноября 2011 СЭД.
Условия осуществления образовательного процесса В школе обучалось 728 учащихся в 26 классах- комплектах. Средняя наполняемость классов составила 28 учеников.
Транксрипт:

Национальный исследовательский университет – Высшая школа экономики МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ И ТРУДОВЫХ ТРАЕКТОРИЙ ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛ И ВУЗОВ Москва, 2011 Д.С.Попов, Ю.А.Тюменева

ИССЛЕДОВАНИЯ ЗА РУБЕЖОМ Австралия Longitudinal Surveys of Australian Youth (LSAY) Великобритания Youth Cohort Study (YCS) Longitudinal Study of Young People in England (LSYPE) Канада Youth in Transition Survey (YITS) США National Longitudinal Survey of Youth (NLSY 79, NLSY 97) National Education Longitudinal Study (NELS 88)

Выявление типичных образовательных и трудовых траекторий, отслеживание траекторий. Формирование «портрета поколения»; Прогнозирование изменения направления траекторий (с учетом влияния социо-психологических факторов, параметров микро- и макро-контекста, институциональных изменений); Определение существующих барьеров/ресурсов затрудняющих/способствующих формированию траекторий разных типов. АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ

КАРТА РАБОТ ВеснаОсеньВеснаОсеньВеснаОсеньВеснаОсень Школьники 9х классов, 4000 чел. (Ярославская область, Татарстан) 2 раунд, учащиеся и выпускники школ Телефонный опрос (результаты ЕГЭ, поступление в вузы) Студенты 4х курсов вузов, 4000 чел. (Ярославская область, Татарстан) 2 раунд, выпускники вузов Студенты 1х курсов вузов, 2000 чел. (Москва) Студенты 1х курсов вузов, 4000 чел. (Санкт-Петербург) Анкетирование школьников, прошедших тест TIMSS-2011 и их родителей (5000 школьников) Тест PISA-2012 Телефонный опрос (результаты ГИА) Школы Ярославской обл. (пилотное обследование школ) Обследование выпускников школ в Томске и Красноянске (back-tracer study)

Общеобразовательные школы Единица отбора – школьный класс Местоположение школы (региональный центр, город, сельский населенный пункт) Тип школы (общеобразовательная школа, гимназия, интернат и т.д.) ВУЗы Отбор программ Был использован Общероссийский классификатор специальностей по образованию, все направления подготовки были разделены на 10 укрупненных групп (например: инженерные специальности, естественные науки, гуманитарные науки и т.д.) МОДЕЛЬ ВЫБОРОК (Ярославская область и Татарстан)

МОДЕЛЬ ВЫБОРКИ (Москва и Санкт-Петербург) 123 Большие вузы Приоритетное направление подготовки Популярность выше среднего Популярность средняя или ниже среднего Неприоритетное направление подготовки Популярность выше среднего Популярность средняя или ниже среднего Вузы среднего размера Приоритетное направление подготовки Популярность выше среднего Популярность средняя или ниже среднего Неприоритетное направление подготовки Популярность выше среднего Популярность средняя или ниже среднего Маленькие вузы Приоритетное направление подготовки Популярность выше среднего Популярность средняя или ниже среднего Неприоритетное направление подготовки Популярность выше среднего Популярность средняя или ниже среднего

ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ОПРОСНИКОВ Фокусные области 1 ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ 2 СЕМЕЙНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ - образовательный, культурный, социальный, профессиональный статус 3 ОСОБЕННОСТИ ШКОЛЫ И ШКОЛЬНАЯ ЖИЗНЬ - близость школы к дому; внеурочная активность; установки к школе и к обучению 4 ПЛАНИРУЕМАЯ УЧЕБА И РАБОТА - достаточный уровень образования; ожидания от работы 5 ЛИЧОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ - настойчивость, устойчивость интересов 6ЗДОРОВЬЕ

Планируемые образовательные траектории (сопоставление школьников и студентов) Исследование «групп риска» Выявление однородных групп (кластеров) НАПРАВЛЕНИЯ АНАЛИЗА

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЗНАЧЕНИЙ ИНДЕКСА НАИВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОДИТЕЛЕЙ В ДВУХ КОГОРТАХ Значение индекса и соответствующий наивысший уровень образования среди двух родителей: Школьники (%) Студенты (%) 1 - оба родителя имеют образование 9 классов начальное профессиональное образование, не выше наивысший уровень образования среди двух родителей – общее среднее (10 классов) наивысший уровень образования среди двух родителей – среднее профессиональное наивысший уровень образования среди двух родителей – неоконченное высшее наивысший уровень образования среди двух родителей – высшее хотя бы один из родителей имеет два высших образования или ученую степень 87

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЗНАЧЕНИЙ ИНДЕКСА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ДВУХ КОГОРТАХ Значения индекса Школьники (в процентах) Студенты (в процентах) Высокий17,928,7 Средний8070,8 Низкий2,10,5

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЗНАЧЕНИЙ ИНДЕКСА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАТУСА РОДИТЕЛЕЙ Процентили Показатель социально-экономического индекса профессионального статуса (ISEI) ШкольникиСтуденты МатьОтец Наивыс ший МатьОтец Наивыс ший 25-ый ый ый

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТРАЕКТОРИИ ШКОЛЬНИКОВ

УСТАНОВКИ ШКОЛЬНИКОВ ОТНОСИТЕЛЬНО «ДОСТАТОЧНОГО УРОВНЯ ОБРАЗОВАНИЯ» I –11-й класс вуз; II – нач./сред проф. образование вуз; III – нач./сред проф. образование работа; IV – не определились на период после 9-го класса; V – не определились на период после 11-го класса.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТРАЕКТОРИИ ШКОЛЬНИКОВ В СЕМЬЯХ С РАЗНЫМИ ПОКАЗАТЕЛЯМИ ИНДЕКСА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ Индекс образователь- ных ресурсов Планируемые траектории 10 класс-вуз Начальное профессиональн ое - вуз Начальное или среднее профессиональн ое – работа 10 класс – не решили Начальное профессиональн ое – не решили Низкий13%12%22%10%21% Средний40%13% 8%11% Высокий65%11%5% 4%

ОЦЕНКА ШКОЛЬНИКАМИ НЕОБХОДИМОГО УРОВНЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ИНДЕКС ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ Индекс образователь- ных ресурсов Уровень образования, необходимый и достаточный для успеха Полное среднее образование Среднее профессиональ ное Высшее образование Два высших образова ния или ученая степень Низкий13%19%23%5% Средний7%12%41%14% Высокий3%5%53%20%

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТРАЕКТОРИИ СТУДЕНТОВ

УСТАНОВКИ СТУДЕНТОВ ОТНОСИТЕЛЬНО «ДОСТАТОЧНОГО УРОВНЯ ОБРАЗОВАНИЯ» I - школа – вуз(+подработка) – работа; II - школа – вуз(+подработка) – послевузовское образование; III - школа – вуз(+подработка) – «не определились».

ОЦЕНКА СТУДЕНТАМИ НЕОБХОДИМОСТИ УРОВНЯ ОБРАЗОВАНИЯ Индекс образователь- ных ресурсов Уровень образования, необходимый и достаточный для успеха Полное среднее образование Среднее профессиональ ное Высшее образование Два высших образова ния или ученая степень Низкий6%-64%6% Средний1%3%61%14% Высокий2% 56%18%

ПРОГНОЗ СМЕНЫ ТРАЕКТОРИИ: «ГРУППЫ РИСКА» Группа риска Группа студентов с высокой вероятность несоответствия последующего пути профессионализации студента получаемому образованию

I. Информированность о специальности на момент поступления; II. Устойчивость выбора специальности к моменту поступления III. Желание учиться и работать по специальности на момент поступления IV. Работа на полную ставку по другой специальности с первого-второго курса обучения V. Устойчивость интересов как личностная черта ПРОГНОЗ СМЕНЫ ТРАЕКТОРИИ: «ГРУППЫ РИСКА» Паттерны поведения студентов как предикторы изменения траектории:

ИСТОЧНИКИ ПОЛУЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ О СПЕЦИАЛЬНОСТИ Источники информации Процент по выборке Знакомые, обучающиеся этой специальности 26 Родители, знакомые, имеющие эту специальность 25 Реклама вуза о специальности 23 Популярные книги, статьи об этой специальности, справочная информация 17 Знакомые, друзья, сами не имеющие отношения к этой специальности 10 Я работал(а) по этой специальности до поступления 2 Я практически не имел(а) информации об этой специальности 13 Сумма % больше 100, т.к. респондент мог выбрать несколько вариантов ответа.

ВРЕМЯ ВЫБОРА СПЕЦИАЛЬНОСТИ Как задолго до поступления Вы приняли решение о выборе этой специальности Процент по выборке За месяц или меньше до поступления28,3 За полгода до поступления28,4 За год до поступления20,4 За полтора-два года до поступления10,1 Более чем за два года до поступления12,4

ЖЕЛАНИЕ РАБОТАТЬ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ НА МОМЕНТ ПОСТУПЛЕНИЯ К моменту поступления хотели ли Вы работать по выбранной специальности? Процент по выборке Да, хотел(а)65,3 Не уверен(а), что хотел(а) или мне было скорее все равно 26,9 Нет, не хотел(а)7,4

РАБОТА ВО ВРЕМЯ ОБУЧЕНИЯ Работали ли Вы во время обучения Процент по выборке Работали полный рабочий день начиная с 1-2-го курса не по специальности 5 Другие варианты работы 95

УСТОЙЧИВОСТЬ ИНТЕРЕСОВ Индекс Процент по выборке Высокий 12 Средний 75 Низкий 13 Устойчивость интересов как личностная черта измерялась с помощью Grit Scale (Duckworth et al. 2007). Надежность шкалы альфа Кронбаха приемлемая: 0,745 по нашим данным 0,81 по данным автора

ЧИСЛО СТУДЕНТОВ В «ГРУППАХ РИСКА» Количество «групп риска», в которые попадает студент Количество студентов в процентах

СВЯЗЬ ВЫБРАННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ С ДРУГИМИ КОНСТРУКТАМИ Принадлежность к «группе риска» и достижения Индекс достиженийГруппа риска Не входит в группу риска Низкий19%12% Средний62% Высокий19%26% Группа риска Не входит в группу риска Я уверен(а) в том, чем я буду заниматься, когда закончу обучение 59%75% Принадлежность к «группе риска» и представление о будущей карьере

СВЯЗЬ ВЫБРАННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ С ДРУГИМИ КОНСТРУКТАМИ Что Вы планируете делать после окончания обучения? Входит в одну группу риска Входит в две группы риска Входит в три группы риска Получить второе высшее образование 43%46%62% Планирую учиться, но не знаю где именно 7%12%23% Еще не решил(а), что делать после обучения 7%10%17%

СЕМЕЙНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И ПРИНАДЛЖЕНОСЬ СТУДЕНТА К ГРУППЕ РИСКА Из всех семейных характеристик образовательный статус родителей имел наибольшую связь с принадлежностью студента к группе риска : с его ростом вероятность попадания студента в группу риска снижалась

ПРОЦЕНТ СТУДЕНТОВ ИЗ ГРУППЫ РИСКА* В РАЗНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЯХ * Здесь и далее считался по числу студентов, попадающих в группу риска хотя бы по одному критерию

КЛАСТЕРНЫЙ АНАЛИЗ СТУДЕНТОВ МОСКОВСКИХ ВУЗОВ Для выделения кластеров был применен двухшаговый кластерный анализ. Этот метод позволяет выделять однородные группы респондентов на основе как метрических, так и интервальных переменных и хорошо работает на больших выборках. Для кластеризации выбраны несколько показателей: семейные характеристики студента, академическая успешность; осознанность выбора специальности.

КЛАСТЕРНЫЙ АНАЛИЗ СТУДЕНТОВ МОСКОВСКИХ ВУЗОВ Всего выделено 4 кластера: 1)Целеустремленные москвичи из обеспеченных семей. Этот кластер объединил 16% опрошенных студентов. 2)Среднеуспевающие студенты, поздно определившиеся с выбором специальности. В этот кластер вошли 22% студентов. 3)Студенты, чьи родители не имеют высшего образования. В этот кластер вошли 20% первокурсников. 4)Целеустремленные студенты из регионов. В этот кластер вошли 29% опрошенных студентов.

КЛАСТЕРНЫЙ АНАЛИЗ СТУДЕНТОВ МОСКОВСКИХ ВУЗОВ Целеустремленные москвичи из обеспеченных семей Основные характеристики: -Все до поступления жили в Москве или области -Самые высокие баллы по ЕГЭ по русскому языку -Самая высокая дополнительная учебная активность -Лучше всех осведомлены были о будущей специальности -Семьи имеют высокий материальный статус

КЛАСТЕРНЫЙ АНАЛИЗ СТУДЕНТОВ МОСКОВСКИХ ВУЗОВ Студенты со средней успеваемостью, поздно определившиеся с выбором специальности Основные характеристики: -Самая низкая осведомленность о выбранной специальности -Все определились с выбором специальности за месяц и менее -Средние оценки по ЕГЭ по математике и русскому языку

КЛАСТЕРНЫЙ АНАЛИЗ СТУДЕНТОВ МОСКОВСКИХ ВУЗОВ Студенты, чьи родители не имеют высшего образования Основные характеристики: -У всех родители не имеют высшего образования -Самые низкие материальные ресурсы -Самая низкая дополнительная учебная активность -Самые низкие баллы ЕГЭ по обязательным предметам

КЛАСТЕРНЫЙ АНАЛИЗ СТУДЕНТОВ МОСКОВСКИХ ВУЗОВ Целеустремленные студенты из регионов Основные характеристики: - Все студенты не проживали в Москве или области до поступления в вуз. - Самые высокие образовательные ресурсы в семье - Самые высокие баллы ЕГЭ по математике - Рано определились с выбором специальности

КЛАСТЕРНЫЙ АНАЛИЗ СТУДЕНТОВ МОСКОВСКИХ ВУЗОВ Направления анализа различий Предварительный анализ показал, что студенты из выделенных кластеров по-разному оценивают свое пребывание в вузе, свои трудности, перспективы, имеют разные образовательные и жизненные перспективы и предпочитают разные специальности. При этом целеустремленные студенты из Москвы и других регионов в целом проявляют схожие оценки пребывания в вузе, но выбирали разные виды специальностей.

Спасибо!