Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования 1.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования 1.
Advertisements

1 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ второго поколения.
Основные идеи и приоритетные направления федеральной и региональной образовательной политики Лекция С.Л.Каганович,д.филол.н. зав.кафедрой теории и методики.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Семинар ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
1 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ второго поколения.
Оценка образовательных достижений Е. В. Смирнова, ст. преподаватель кафедры дидактики и частных методик.
Автор – Казначеева Инна Петровна Должность – учитель начальных классов Место работы – МАОУ СОШ 36 города Тамбова Для коллег Требования к результатам освоения.
Хорошая школа для достойной жизни Реализация программы развития школы «Школа социального успеха» Введение ФГОС НОО Школа при Посольстве России В Турции.
Реализация системно-деятельностного подхода как основа определения требований к результатам образования в рамках ФГОС 1.
( разработаны Российской академией образования по поручению Министерства образования и науки Российской Федерации )
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования.
Реализация системно-деятельностного подхода как основа определения требований к результатам образования в рамках ФГОС Хохлов Н.П. учитель физической культуры.
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной.
Основные направления ФГОС Занятие 2 МОУ Игринская СОШ 2.
1 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ второго поколения.
Концептуальные и методологические основы ФГОС тема 4.
1 Образовательные стандарты нового поколения. Новые образовательные результаты. Иванова Т.В., методист кафедры культурно-исторической психологии и философской.
1 Планируемые результаты общего образования как цели и их оценка Т. С. Горбунова, ректор БОУ ДПО «ИРООО», к.п.н.
Требования к результатам освоения основных образовательных программ.
Транксрипт:

Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования 1

Новые подходы к определению стратегических целей стандартов Образование - системообразующий ресурс социокультурной модернизации российского общества, социально-экономического развития государства Образование - системообразующий ресурс социокультурной модернизации российского общества, социально-экономического развития государства От узковедомственного характера стандартов - к статусу общенационального приоритета От узковедомственного характера стандартов - к статусу общенационального приоритета Стандарты – инструмент построения открытого гражданского общества Стандарты – инструмент построения открытого гражданского общества

Инновационность стандартов Впервые стандарты разрабатываются как целостная система требований ко всей системе образования, а не как требования к предметному содержанию образования (новая ред. 7 ст. Закона «Об образовании») Впервые основой эффективного внедрения стандартов в реальную жизнь должна стать новая организационно-экономическая модель образования

Инновационность структуры стандартов 4 Требования к результатам освоения основных образовательных программ Требования к результатам освоения основных образовательных программ Требования к структуре основных образовательных программ Требования к структуре основных образовательных программ Требования к условиям реализации основных образовательных программ Требования к условиям реализации основных образовательных программ

Инновационность содержания стандартов Ориентация на развитие вариативности образования Ориентация на развитие вариативности образования Системно-деятельностный подход – основа определения требований к результатам образования Системно-деятельностный подход – основа определения требований к результатам образования Определение научного содержания образования на основе выделения его фундаментального ядра Определение научного содержания образования на основе выделения его фундаментального ядра Воспитание как важнейшая составная часть и личностный результат стандартов Воспитание как важнейшая составная часть и личностный результат стандартов Новая система организации образовательного процесса через новую структуру базисного образовательного плана, здоровьесберегающие технологии, открытую образовательную среду и т.д. Новая система организации образовательного процесса через новую структуру базисного образовательного плана, здоровьесберегающие технологии, открытую образовательную среду и т.д.

standart.edu.ru 6

Требования к результатам освоения основных образовательных программ

Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования второго поколения Задача ориентация системы образования на новые образовательные результаты, связанные с пониманием развития личности как цели и смысла образования

Назначение Характеризуют и регулируют планируемые результаты, отражаемые в: Характеризуют и регулируют планируемые результаты, отражаемые в: учебных программах (предметные, метапредметные, личностные) учебных программах (предметные, метапредметные, личностные) программах внеклассной деятельности (личностные, метапредметные) программах внеклассной деятельности (личностные, метапредметные)

Личностные результаты – сформировавшиеся в образовательном процессе мотивы деятельности, система ценностных отношений учащихся Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе нескольких или всех учебных предметов обобщенные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях Предметные результаты - выражаются в усвоении обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельных учебных предметов

Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ должны являться ориентиром для оценки состояния системы общего среднего образования на муниципальном, региональном и федеральном уровнях основой для аккредитации учреждений общего образования основой для аттестации учителей учреждений общего образования основой для итоговой аттестации выпускников учреждений общего образования

Система оценки предполагает: использование критериев, основанных на планируемых результатах освоения основной образовательной программы; комплексный подход к оценке результатов образования (оценку предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования); ориентацию оценки на деятельностный подход, на формирование обобщенных способов деятельности; оценку индивидуального прогресса учащихся, использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких методов оценки, как проекты, практические работы, портфолио, самоанализ и самооценка и др. использование персонифицированных процедур (в целях итоговой оценки и аттестации обучающихся) и неперсонифицированных или анонимных процедур в целях оценки состояния и тенденций развития системы образования, а также в иных аттестационных целях; уровневый подход к разработке инструментария и представлению результатов; использование накопительной системы оценивания, т.е. учет стартового уровня и результатов текущего и промежуточного оценивания в итоговой оценке обучающихся. 12

Для аттестации педагогических кадров и образовательных учреждений необходимым условием должно стать отслеживание динамики образовательных достижений выпускников школы данного образовательного учреждения

Оценка результатов освоения программ Субъективные методы Другие Прое кты Практич еские работы Стартовый, текущий и итоговый контроль Портфо лио Письме нный и устный опрос Объективные методы Тестирование (стандартизиро ванное) Аттестация учащихся, педкадров, ОУ Анкетирова ние (стандартиз ированное) Мониторин говые исследован ия

Итоговая аттестация учащихся на ступенях основного и полного среднего образования должна включать Контрольные испытания (в форме проверочных работ, экзаменов, тестов или в иной форме, определяемой федеральным органом управления образования); Представление выпускниками учреждений общего образования портфолио – пакета свидетельств об их достижениях в каких-либо видах социально значимой деятельности 15

Требования к результатам, не подлежащим формализованному итоговому контролю и аттестации К результатам, которые не подлежат итоговой аттестации, относятся следующие: - ценностные ориентации выпускника, которые отражают его индивидуально-личностные позиции (религиозные, эстетические взгляды, политические предпочтения и др.) ; - характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.); - индивидуальные психологические характеристики личности Эти результаты образования выявляются в ходе массовых мониторинговых социологических и других обследований и служат одним из средств оценки эффективности деятельности образовательных учреждений, системы образования на муниципальном, региональном и федеральном уровнях

Требования к результатам, подлежащим проверке и аттестации К результатам, которые подлежат проверке и аттестации, относятся следующие: научные знания и представления о природе, обществе, человеке, знаковых и информационных системах умения учебно-познавательной, исследовательской, практической деятельности, обобщенные способы деятельности коммуникативные и информационные умения умение оценивать объекты окружающей действительности с определенных позиций способность к контролю и самоконтролю способность к творческому решению учебных и практических задач

Объектами контроля и анализа результатов образования выпускника начальной школы, которые подлежат проверке и аттестации овладение системой предметных знаний, которые представлены в развернутом виде в Примерных программах обучения; сформированность компонентов учебной деятельности (ориентация на обобщенные способы действий, выполнение /составление/ алгоритма действий, необходимого для решения учебной задачи; самоконтроль и самооценка); набор универсальных учебных действий, необходимых для формирования общеучебных умений-навыков; способность к моделированию изучаемых связей, отдельных взаимозависимостей объектов окружающего мира, понимание соотношений между реальным явлением и его моделью; знание способов поведения в реальных жизненных ситуациях, типичных для детей данного возраста.

Объектами контроля и анализа результатов образования выпускника начальной школы, которые не подлежат формализованному итоговому контролю и аттестации и не влияют на возможность продолжения образования, являются: познавательная активность, интерес школьников к учению, школе; сформированность нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностных ориентаций и отношения к учению, себе и окружающему миру; применение правил и способов поведения в реальных жизненных ситуациях; участие детей в различной социально-значимой деятельности, в том числе творческого характера; выполнение учащимися различных социальных ролей, в том числе связанных со школьной системой взаимоотношений.

Ведущими планируемыми результатами образования в основной школе являются: овладение предметными и универсальными способами действий, умением организовывать свою учебную деятельность; формирование умений применять приобретенные знания для решения различных типичных жизненных ситуаций, а также проблем, связанных с выполнением типичных социальных ролей; воспитание осознанной мотивации и умения учиться, формирование готовности к продолжению образования, самообразованию, обоснованному выбору профиля обучения в старших классах; индивидуальный прогресс в основных областях личностного развития – эмоциональной, познавательной, в сфере саморегуляции; развитие инициативности, самостоятельности, навыков сотрудничества в разных видах деятельности; достижение уровня функциональной грамотности по отдельным учебным предметам; формирование нравственных норм поведения в природе, общественных учреждениях; умений действовать, не подвергая риску себя и окружающих.

В результате обучения у обучающихся должны быть сформированы умения организовывать свою деятельность – определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации целей и применять их на практике, взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей, оценивать достигнутые результаты; умения на основе приобретенных знаний объяснять явления действительности – природной, социальной, культурной, технической среды, т. е. выделять их существенные признаки, систематизировать и обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, оценивать их значимость, выдвигать и проверять гипотезы; умения ориентироваться в мире социальных, нравственных и эстетических ценностей – различать факты, суждения и оценки, их связь с определенной системой ценностей, формулировать и обосновывать собственную позицию; умения решать проблемы, связанные с выполнением человеком определенной социальной роли (избирателя, потребителя, пользователя, жителя определенной местности и т. д.), – обладать способностью анализировать конкретные жизненные ситуации и выбирать и реализовывать способы поведения, адекватные этим ситуациям; ключевые (универсальные) навыки – решения проблем, принятия решений, работы с информацией, ее поиска, анализа и обработки, коммуникации, сотрудничества; способность ориентироваться в мире профессий, в ситуации на рынке труда и в системе профессионального образования, в собственных интересах и возможностях, экономических условиях; быть подготовленным к условиям обучения в профессиональном учебном заведении, обладать знаниями и умениями, имеющими опорное значение для профессионального образования определенного профиля.

Требования к структуре основных образовательных программ

Требования к структуре основной образовательной прогрммы ТРЕБОВАНИЯ Базисный учебный план Программа формиро- вания культуры здорового и безопасного образа жизни Программаформиро-ванияУУД Программа духовно- нравственного развития и воспитанияПрограммыпопредметам Программа коррекционной работы Система оценки Планируе мые результаты

ВИДЫ УУД Личностные Личностные Регулятивные, включая действия саморегуляции Регулятивные, включая действия саморегуляции Познавательные, включая общеучебные и логические Познавательные, включая общеучебные и логические Коммуникативные Коммуникативные

классы учебные занятия (количеств о часов) инвариантная часть обязательных учебных занятий (в %) вариативная часть обязательны х учебных занятий (в%) ч.88 %12% ч.86 %14% ч.58%42%

Виды внеучебной деятельности, доступные для реализации в школе: игровая деятельность; игровая деятельность; познавательная деятельность; познавательная деятельность; проблемно-ценностное общение; проблемно-ценностное общение; досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение); досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение); художественное творчество; художественное творчество; социальное творчество (социально значимая волонтерская деятельность); социальное творчество (социально значимая волонтерская деятельность); трудовая (производственная) деятельность; трудовая (производственная) деятельность; спортивно-оздоровительная деятельность; спортивно-оздоровительная деятельность; туристско-краеведческая деятельность. туристско-краеведческая деятельность.

Cистема гигиенических требований к условиям реализации образовательной программы начального общего образования 27

Рост школьно-обусловленных нарушений здоровья Рост школьно-обусловленных нарушений здоровья нервно-психических и вегетативных расстройств нервно-психических и вегетативных расстройств нарушений опорно-двигательного аппарата, зрения нарушений опорно-двигательного аппарата, зрения функциональных отклонений и хронических заболеваний желудочно- кишечного тракта функциональных отклонений и хронических заболеваний желудочно- кишечного тракта 28

29 Суммарный объем учебной нагрузки у современных школьников на разных ступенях школьного образования (для 6- дневной учебной недели) Компоненты нагрузки Ступени школьного образования 1-я (на примере уч-ся 4 кл.) 2-я (на примере уч-ся 9 кл.) 3-я (на примере уч-ся 11 кл.) Максимально допустимое количество часов в неделю (аудиторная школьная нагрузка в ч) Факультативы (обязательные занятия по выбору*) в пересчете на неделю (в ч) 255 Затраты времени на приготовление домашних заданий в пересчете на неделю (ч) 1428 Дополнительная образовательная нагрузка в связи с предстоящим поступлением в ВУЗ (ч) --9 Итого в неделю (ч) Итого в день (ч)7,011,313,0

Существующие СанПиНы, регламентирующие жизнедеятельность общеобразовательных учреждений, не отвечают в полной мере тем переменам, которые происходят сегодня в школьном образовании 30

Алгоритм оценки здоровьесберегающей деятельности включает: а) оценку факторов внешней среды, а) оценку факторов внешней среды, б) комплексное исследование функционального состояния организма и состояние здоровья учащихся в начале учебного года, результаты которого принимаются в качестве исходного уровня состояния их организма, б) комплексное исследование функционального состояния организма и состояние здоровья учащихся в начале учебного года, результаты которого принимаются в качестве исходного уровня состояния их организма,исследование функционального состояния организма и состояние здоровья исследование функционального состояния организма и состояние здоровья в) комплексное исследование функционального состояния организма и состояние здоровья воспитанников и учащихся в конце учебного года, результаты которого сравниваются с исходным уровнем состояния их организма, в) комплексное исследование функционального состояния организма и состояние здоровья воспитанников и учащихся в конце учебного года, результаты которого сравниваются с исходным уровнем состояния их организма, г) сравнительный анализ с использованием современных статистических методов и программ и установление характера динамики (или ее отсутствие) каждого из оцениваемых показателей, г) сравнительный анализ с использованием современных статистических методов и программ и установление характера динамики (или ее отсутствие) каждого из оцениваемых показателей, д) оценку здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения д) оценку здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения 31

- умственная работоспособность (по данным корректурного теста и критической частоты слияния мельканий), - физическая работоспособность (PWC 170 по данным степ-теста), - функциональные возможности (по уровню адаптационного потенциала), - физиометрические показатели (жизненная емкость легких, мышечная сила кисти), - физическая подготовленность (результаты тестирования по специальным тестам), - психо-эмоциональное состояние (выраженность психо- эмоционального напряжения и стресса, уровень тревожности) - физическое развитие (длина и масса тела), - состояние здоровья (по данным острой заболеваемости, индексу здоровья, количеству часто болеющих детей). назад 32