Программа учебного курса «Актуальные проблемы дошкольного образования» (в свете изменений в действующем законодательстве) для системы СПО Специальность.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Программа учебного курса «Актуальные проблемы дошкольного образования» Программа учебного курса «Актуальные проблемы дошкольного образования» (в свете.
Advertisements

Рекомендации по написанию основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения Муниципальное автономное дошкольное образовательное.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009 г. N 655 "Об утверждении и введении в действие федеральных.
Разработка основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
О проекте Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Федина Нина Владимировна, к.п.н.,
Федина Нина Владимировна, к.п.н., руководитель Центра дошкольного образования ИСИО РАО, советник генерального директора ОАО «Издательство «Просвещение»,
К.Ю. Белая, профессор кафедры педагогики и методики дошкольного образования МИОО МАСТЕР - КЛАСС.
О модернизации системы дошкольного образования Северного района в условиях введения в действие федеральных государственных требований к структуре основной.
Методические рекомендации к составлению основной общеобразовательной программы ДОУ компенсирующего вида.
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ.
Пути и средства реализации Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы ДОУ 25 августа 2011г.
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования.
Перспективы развития системы дошкольного образования в условиях введения федеральных государственных требований.
ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
1 Методические рекомендации по составление учебного плана в ДОУ с учетом ФГТ 2011 г.
Подготовка дополнительных образовательных программ в логике ФГТ Н.В. Селедкина, МОУ ДПОС РЦ.
ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Перспективы развития системы дошкольного образования в условиях введения федеральных государственных требований.
Проектирование основной образовательной программы дошкольного учреждения 3 декабря 2010г.
ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Транксрипт:

Программа учебного курса «Актуальные проблемы дошкольного образования» (в свете изменений в действующем законодательстве) для системы СПО Специальность «Дошкольное образование»

Отличительные особенности системы СПО Профессиональные задачи: Трудовые и образовательные стратегии: функционально- предметные две наиболее важные цели: - получить профессию; - получить профессиональные практические умения и навыки воспитателя

Статус курса для системы СПО Отвечает федеральным государственным требованиям в сфере дошкольного образования. Статья 9 Закона Российской Федерации «Об образовании» в редакции Федерального закона от 1 декабря 2007 г. 309–ФЗ (о структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиях ее реализации)

Получены положительные заключения по результатам апробации, проведенной в 2009 году в образовательных учреждениях профессионального образования, среди которых:

ГОУ СПО г. Хабаровск ГОУ Забайкальский краевой институт повышения квалификации работников образования (г.Чита) ГОУ СПО г. Челябинск ГОУ CПО г. Пермь ГОУ СПО Калужский педагогический колледж

Содержание корректировки по результатам апробации ДОПОЛНЕНО: после каждого модуля задания подразделены на три блока: - тесты на репродукцию (помогут глубже изучить текст); - упражнения на понимание текста (направлены на осмысленное усвоение изучаемой информации); - творческие задания (предоставляют возможность применения полученных знаний)

Содержание корректировки по результатам апробации Изменено: Темы: история вопроса создания программ, нормативно-правовая база сферы дошкольного образования выделены в отдельную тему Формы практических заданий: выделено составление проектов, выработка методических рекомендаций, разработка планов практической работы и пр. Предложены разные формы оценивания: промежуточные и итоговые тесты, вопросы устного и письменного контроля.

СТРУКТУРА ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ КУРСА для системы СПО 1.Учебно-тематический план учебного курса. 2.Программа (примерная) учебного курса. 3.Методическое пособие. 4.Список литературы. 5.Словарь терминов к учебному курсу. 6.Контрольно-измерительные материалы (КИМ): Тест 1 на понимание Тест 2 на репродукцию 3 творческие задания ИТОГОВЫЙ тест по всему учебному курсу. 1.Вопросы к зачёту 2.Контрольные задания к зачету.

Содержание программы курса пояснительная записка цели и задачи курса; типовые задачи; требования к уровню освоения курса; виды учебной работы; модульное планирование учебного курса; практические и семинарские занятия; методические рекомендации для преподавателей СПО; КИМы (контрольно-измерительные материалы).

Пояснительная записка содержит принципы отбора содержания и организации учебного материала курса: принцип практикоориентированности, предполагающий отбор содержания курса и технологий его освоения исходя из практических педагогических задач профессионального обучения в современной высшей школе; принцип процессуальности; принцип вариативности, обусловливающий построение содержания курса, предполагающий выбор педагогами, как элементов содержания учебного материала, так и способов его освоения с опорой на заданные в Федеральных государственных требованиях к структуре и условиям основной общеобразовательной программы.

Цель курса СПО раскрыть сущность актуальных проблем в сфере дошкольного образования и пути реализации Федеральных государственных требований в сфере дошкольного образования

Модули программы курса 1. Современная система дошкольного образования России 2. Проблемы программности образования детей в дошкольной педагогике 3. Современные концептуальные подходы к разработке федеральных государственных требований (ФГТ) 4. Оценки результативности освоения основной общеобразовательной программы и качества деятельности на основе ФГТ 5. Пути внедрения ФГТ в дошкольные образовательные учреждения

Например: В 3 модуль включены требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации. В структуре выделены 1) инвариантная - обязательная часть, 2) вариативная часть, формируемая участниками образовательного процесса. представлены алгоритмы и схемы.

Структура содержания дошкольного образования (инвариантная часть) в различных образовательных областях Образовательные области: Физическая культура Здоровье Чтение художественной литературы Коммуникация Познание Музыка Художественное творчество Социализация Труд Безопасность

Содержание инвариантной части в различных образовательных областях Основные направления развития детей Физическое развитие Познавательно- речевое развитие Художественно- эстетическое развитие Социально- личностное развитие Образовательные области Физическая культура, Здоровье Чтение художественной литературы, Коммуникация, Познание Музыка, Художест венное творчество Социализация, Труд, Безопасность

Дидактико-методический материал сопутствующий курсу СПО Учебная и справочная литература Словарь терминов (глоссарий)

Особенности работы по курсу «Актуальные проблемы дошкольного образования» Акцент на правовое обеспечение Основной общеобразовательной программы. Основные документы: Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации (п. 6.2 ст. 9 Закона РФ «Об образовании» в редакции ФЗ от г. 309-ФЗ )

Постановление Правительства РФ от 12 сентября 2008 г. 666 «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении; Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 26 марта 2003 года N 24 «О введении в действие санитарно- эпидемиологических правил и нормативов СанПиН »

Методологические подходы к реализации Федеральных государственных требований в сфере дошкольного образования Культурно-исторический Деятельностный Личностный

Например Все основополагающие понятия культурно- исторического подхода: понятия ведущей деятельности, социальной ситуации развития, понятия центральной психической функции - закономерно проецируются на материалы курса. Программа реализует деятельностный подход к поэтапному освоению базовых знаний и развитию умений. Авторы также придерживаются личностного подхода, предполагающего не формирование личности с заданными свойствами, а создание условий для полноценного проявления и развития личностных функций будущих специалистов сферы дошкольного образования

Специфика организации образовательного процесса в ДОУ будущими воспитателями на основе ФГТ Нормативно зафиксирована реализация ООПДО в двух основных моделях организации образовательного процесса, : 1) совместной (партнерской) деятельности взрослого и детей, 2) свободной самостоятельной деятельности самих детей. Появление учебной модели (специально организованных занятий) возможно при осуществлении образовательного процесса с детьми в возрасте от 6 до 7 лет.

Организационные формы (модели) дошкольного образования на основе ФГТ 1 модель – только инвариантная, обязательная часть (группы общеразвивающей направленности без приоритетных направлений деятельности во всех типах и видах образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, а также группы кратковременного пребывания);

2-я модель – обязательная часть + часть, формируемая участниками образовательного процесса, с приоритетным осуществлением деятельности по одному или нескольким направлениям развития детей, таким, как физическое, социально-личностное, познавательно-речевое, художественно- эстетическое (группы общеразвивающей направленности с приоритетными направлениями деятельности во всех типах и видах образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования), дошкольное образовательное учреждение детский сад - центр развития ребенка

3-я модель – обязательная часть + часть, формируемая участниками образовательного процесса, с приоритетным осуществлением деятельности по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях (группы общеразвивающей направленности для детей в возрасте от 5 до 7 лет в дошкольных образовательных учреждениях для детей предшкольного (старшего дошкольного) возраста, образовательных

4-я модель – обязательная часть + часть, формируемая участниками образовательного процесса, с приоритетным осуществлением деятельности по проведению санитарно- гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур (группы оздоровительной направленности во всех типах образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования);

5-я модель – только обязательная часть для детей с ограниченными возможностями здоровья с приоритетным осуществлением деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в их физическом и (или) психическом развитии (группы компенсирующей и комбинированной направленности в образовательных учреждениях всех типов, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования);

6-я модель - обязательная часть для детей с ограниченными возможностями здоровья с приоритетным осуществлением деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в их физическом и (или) психическом развитии + часть, формируемая участниками образовательного процесса, с приоритетным осуществлением деятельности по одному или нескольким направлениям развития детей, таким, как физическое, социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое, а также по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях (группы компенсирующей и комбинированной направленности в образовательных учреждениях всех типов, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования).

Характеристика КИМов (контрольных измерительных материалов ) Соответствие содержания КИМов Федеральным государственным требованиям в сфере дошкольного образования. Соотнесенность с требованиями к знаниям, умениям студентов. Соотнесенность с содержанием ГОСт в средней профессиональной школе.

Например: ТЕСТ на понимание Инструкция: дописать пропущенный текст : Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. 309–ФЗ в статье 9 Закона Российской Федерации «Об образовании» устанавливает федеральные государственные требования к _________________основной общеобразовательной программы дошкольного образования и __________________ее реализации.

ТЕСТ на репродукцию знаний Отметьте правильные ответы. Наполняемость предметно – развивающей среды в ДОУ не отвечает федеральным требованиям и не обеспечивает разностороннее развитие детей Варианты ответов 1) если предметно – развивающая среда чрезмерно наполнена 2) если предметно – развивающая среда одной из образовательных областей выпадает 3) если предметно – развивающая среда недостаточна

Творческое задание Образовательная область Познание - Задание: спроектировать содержание работы воспитателя в данной образовательной области Перечень материалов для отчета: Проект по данной образовательной области. Комплект методик по данной образовательной области для определения результатов освоения основной образовательной программы дошкольного образования (с учетом положения о преемственности обучения детей в дошкольном образовательном учреждении и начальной школе

Факторы, влияющие на внедрение курса в системе СПО соответствие Федеральным государственным требованиям в области дошкольного образования; - соответствие возрастным и психологическим особенностям студентов СПО; - соотнесенность с содержанием психолого-педагогической подготовки в среднем профессиональном образовательном учреждении по специальности «Дошкольное образование»; - программно-методическое обеспечение курса для системы СПО

Инструкция к процедуре оценивания по контрольно-измерительным материалам (КИМ) и примерная интерпретация результатов тестирования Оценивание результатов работы осуществляется по абсолютному показателю (баллы) в следующем порядке: Количество правильных ответов Баллы Недопустимый уровень1-3 1 балл балла Минимальный уровень балла балла баллов Базовый уровень баллов баллов Оптимальный уровень баллов баллов баллов. Баллы успешности переводятся в отметки: 1-2 балла – "2", 3 -5 баллов - "3", 6-7 баллов - "4", 8-10 баллов - "5"

(продолжение) Процесс освоения студентами материала предлагаем определять в соответствии с технологией В.П. Беспалько: сравнение ответов студентов по числу правильно выполненных ими операций (а) теста дает возможность определить коэффициент усвоения (Ка) При Кa > 0,7 (7 баллов) процесс обучения можно считать завершенным, так как в последующей деятельности будущий воспитатель способен в ходе самообучения совершенствовать свои навыки.

Благодарим участников апробации за плодотворное сотрудничество и активное участие в разработке учебного курса «Актуальные проблемы дошкольного образования» (в свете изменений в действующем законодательстве) для системы СПО