Анализ экспертизы основных образовательных программ и учебных планов Давыдова О.В. 2012.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Научно-методическое обеспечение обновления структуры и содержания подготовки педагогических кадров Начальник Учебно-методического управления МПГУ Екатерина.
Advertisements

РОЛЬ УЧЕБНОГО УПРАВЛЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ УМК В ВОЛГГМУ Начальник учебного управления ВолГМУ Кагитина И.В.
Учебно - методическое управление Март 2012 г. ФГБОУ ВПО « Марийский государственный университет »
Презентация начальника УМУ К.Г. Тарасова ( заседание УМС ) О разработке ООП бакалавриата.
Содержание и структура раздела 6. Экспертиза материалов раздела 6 Р.У.Богданова, председатель научно-методического совета по развитию воспитательной деятельности.
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ РАБОЧЕГО УЧЕБНОГО ПЛАНА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ВПО Зам. начальника Методического управления Рогалева Е.Н.
Методические рекомендации попроектированию ООП в соответствии сфедеральными государственнымиобразовательными стандартамивысшего профессиональногообразования.
О методическом обеспечении стандартов III поколения – ФГОС ВПО Гагулина Наталья Львовна начальник центра качества и НО УП.
ФГОС III поколения ФГОС III поколения Основная образовательная программа.
ПЕРЕЧЕНЬ КРИТЕРИЕВ показателей деятельности образовательного учреждения ВПО, необходимых для установления его государственного статуса Критерии показателей.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Самарский государственный экономический университет»
Информационные технологии в автоматизации планировании учебного процесса вуза Проектирование компетентностно- ориентированных рабочих программ учебных.
1 Учебно-методическое объединение ВУЗов Российской Федерации по образованию в области горного дела. Профессор Петров В.Л. Апрель 2012 Особенности разработки.
Основные образовательные программы Рекомендации по формированию.
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Гунявина Наталья Леонидовна, начальник Управления методического обеспечения.
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) © Г.Н. Варковецкая, канд. пед. наук, ИПО РАО, 2008.
Шевченко Н.П., Зам. директора по НМР ГБОУ СПО РО «Новочеркасский колледж промышленных технологий и управления» О размещении информации об образовательной.
Новый формат рабочих программ дисциплин Л.Е. Егорова Пленум Совета УМО вузов России по образованию в области энергетики и электротехники, Москва
УМКД, рабочая программа дисциплины и ФОС. - Основная профессиональная образовательная программа высшего профессионального образования (ООП ВПО) – совокупность.
Показатели оценки соответствия учебных планов требованиям ФГОС С.С. Андриянов - зам. начальника УМЛ и МО.
Транксрипт:

Анализ экспертизы основных образовательных программ и учебных планов Давыдова О.В. 2012

Виды экспертизы Добровольная экспертиза: Экспертиза, проводимая другим вузом или другой кафедрой Экспертиза, проводимая работодателем Экспертиза, проводимая общественной организацией Экспертиза, проводимая официальными государственными органами

Требования стандарта к условиям реализации основных образовательных программ (раздел VII ФГОС) П.7.1 Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП бакалавриата, которая включает в себя 1) учебный план 2) рабочие программы учебных дисциплин 3) программы учебной и производственной практик 4) календарный учебный график 5) методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии Высшие учебные заведения обновлять ООП с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы

П.7.3 Широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий. Удельный вес таких занятий – не менее 30% аудиторных занятий П.7.4 В учебной программе дисциплины должны быть четко сформулированы конечные результаты обучения в органичной увязке с приобретаемыми компетенциями П.7.5 Дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее одной трети вариативной части суммарно по циклам Б.1, Б.2 и Б.3.

Структура ООП 1. Общие положения Основная образовательная программа (ООП) бакалавриата/магистратуры, реализуемая ВУЗом по направлению подготовки «Менеджмент» программы «_____________________________________». Нормативные документы для разработки ООП бакалавриата/магистратуры по направлению подготовки «Менеджмент» программы «___________________________________________».. Общая характеристика вузовской основной образовательной программы высшего профессионального образования (ВПО) (бакалавриат/магистратура). Требования к абитуриенту

2. Характеристика профессиональной деятельности выпускника ООП бакалавриата/магистратуры по направлению подготовки «Менеджмент» программы «________________________________________» Область профессиональной деятельности выпускника. Объекты профессиональной деятельности выпускника. Виды профессиональной деятельности выпускника. Задачи профессиональной деятельности выпускника. 3. Компетенции выпускника ООП бакалавриата/ магистратуры, формируемые в результате освоения данной ООП ВПО. Компетенции из ФГОС + дополнительные профессиональные компетенции (5-6) Матрица компетенций / Карта компетенций / Паспорта компетенций

4. Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса при реализации ООП бакалавриата/магистратуры по направлению подготовки «Менеджмент» программы «_________________________________». Годовой календарный учебный график. Учебный план подготовки магистра. Рабочие программы учебных дисциплин (модулей). Программы учебной и производственной практик. 5. Фактическое ресурсное обеспечение ООП бакалавриата/магистратуры по направлению подготовки «Менеджмент» программы «___________________________» в вузе. 6. Характеристики среды ВУЗа, обеспечивающие развитие общекультурных и социально-личностных компетенций выпускников.

7. Нормативно-методическое обеспечение системы оценки качества освоения обучающимися ООП бакалавриата/магистратуры по направлению «Менеджмент» программы «_______________________________» в вузе. Фонды оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации. Итоговая государственная аттестация выпускников ООП бакалавриата/магистратуры. 8. Другие нормативно-методические документы и материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся.

Учебный план - важнейшая составная часть основной образовательной программы В учебный план, в соответствии со структурой ООП (п.6.3 ФГОС ВПО), должны входить -все дисциплины базовой части структуры, представленные в ФГОС по данному направлению -дисциплины, выбранные вузом для обязательного изучения всеми обучающимися по направлению (профилю) ВПО -дисциплины по выбору обучающихся -практики -итоговая государственная аттестация Трудоемкость всех элементов структуры ООП выражается в зачетных единицах

Проведение Учебно-методическим объединением по образованию в области менеджмента экспертизы учебных планов По инициативе учебного заведения учебные планы по направлениям подготовки «Менеджмент», «Государственное и муниципальное управление» и «Управление персоналом» могут проходить экспертизу в Учебно-методическом объединении по образованию в области менеджмента. С целью повышения объективности и сопоставимости результатов экспертизы учебных планов Центром по обеспечению деятельности УМО и качества управленческого образования ГУУ подготовлена методика проведения экспертизы учебного плана.

Основные направления оценивания учебного плана Срок и трудоемкость освоения основной образовательной программы Структура освоения основной образовательной программы Соответствие содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников требованиям ФГОС ВПО Требования к условиям реализации основной образовательной программы

Структура методики экспертизы учебных планов Методика состоит из трех частей, которые комплексно отражают все требования ФГОС по данному направлению подготовки и учитывают многолетний опыт экспертизы учебных планов, накопленный в УМО: 1) Вводная часть (название учебного учреждения, а также, если есть, подразделения вуза (института, факультета, кафедры, направление подготовки ВПО, профиль ООП, в рамках которого разработан данный учебный план, и название учебного плана) 2) Основная часть - Оценка экспертов (правила для выставления баллов экспертов по направлению подготовки ВПОв соответствии с критериями, включенными в таблицу в соответствии с ФГОС) 3) Заключение (выводы эксперта, направления развития данного учебного плана, его достоинства и недостатки, актуальность ООП, построенной на основе данного учебного плана и другие соображения, возникшие при вынесении заключения по данному учебному плану)

Основная часть методики экспертизы учебного плана Требования к учебному плануКритерий оценивания Оценка 1Общая трудоемкость ООП по учебному плану 240 зачетных единиц (з.е.) Да/Нет 2Общая трудоёмкость учебных дисциплины (за исключением дисциплин по выбору обучающихся) Не менее 2-х з.е.Да/Нет 3Объем факультативных дисциплин за весь период обучения Не более 10 з.е.Да/Нет Правила для выставления баллов экспертов по направлению подготовки ВПО - В случае, если оценивается обязательное требование ФГОС, оценка ставится «да» или «нет».

Основная часть методики экспертизы учебного плана Правила для выставления баллов экспертов по направлению подготовки ВПО -Если требование ФГОС носит рекомендательный характер, оценка выставляется в баллах от 0 до 3 (большее число баллов соответствует более высокому качеству учебного плана) Требование к учебному плануКритерий оценивания Оценка 18 Обязательное наличие альтернативной дисциплины (дисциплин) для каждой дисциплины по выбору Не менее 2-х для каждого выбора балла 22 Дисциплины вариативной части цикла Б.3, выбранного профиля для реализации учебного плана – так называемого «содержательного ядра» - соответствуют рекомендациям, принятым Советом УМО и размещенным в примерной ООП на сайте УМО Соответствие «содержательного ядра» профиля цикла Б.3 примерной ООП 3 балла – полное соответствие, 2 – 70 – 99% соответствия, 1 – 50 – 69% соответствия, 0 – 0 – 49 % соответствия

Заключение эксперта Учебный план получает положительную оценку в случае, если отсутствует оценка «Нет» по таблице во второй части и набранная сумма баллов составляет 12 и более. Если имеется хотя бы одна оценка «Нет», это значит, что план не соответствует требованиям ФГОС и должен быть доработан. В заключении эксперты могут указать направления развития данного учебного плана, его достоинства и недостатки. Может быть отмечена актуальность ООП, построенной на основе данного учебного плана и другие соображения, возникшие при вынесении заключения по данному учебному плану.

Типичные ошибки в учебных планах Для дисциплин по выбору обучающихся в учебном плане отсутствуют альтернативные дисциплины для каждой дисциплины по выбору, т.е. выбор фактически отсутствует (невыполнение пп.7.5, 7.14 ФГОС). В учебном плане практически отсутствуют дисциплины, отражающие заявленный профиль учебного плана. Например, «Управление персоналом в высокотехнологичных отраслях промышленности». Об отраслевой принадлежности программы к высокотехнологичным отраслям говорят, да и то в некоторой степени, только названия 2 дисциплин: «Профессиональная эргономика» и «Правовая защита интеллектуальной собственности». Для высокотех- нологичных отраслей могли бы быть актуальны дисциплины, связанные с управлением проектом и другие.

Типичные ошибки в учебных планах В учебном плане встречается довольно много пересечений в названиях учебных дисциплин, а, следовательно, и в их содержании. Например, в вариативную часть цикла Б.3 включены дисциплины «Сокращение и увольнение персонала» (3 з.е.), «Управление дисциплинарными отношениями» (3 з.е.). Также эти аспекты рассматриваются дисциплиной «Трудовое право» (3 з.е.), включенной в базовую часть цикла Б.3. Все три названные выше дисциплины изучаются в 5 семестре, и по каждой из них предусмотрен экзамен. Среди дисциплин по выбору цикла Б.3. безальтернативно названы дисциплины «Управление карьерой и развитие персонала» (3 з.е.) и «Повышение квалификации и переподготовка» (3 з.е.). Представляется, что эти дисциплины во многом дублируют друг друга.

Выводы Существует целесообразность проведения общественной экспертизы учебных планов в рамках УМО Целесообразно разработать методику оценки основных образовательных программ, рабочих программ дисциплин (модулей), фондов оценочных средств и др.материалов Вуз имеет возможность на основе разработанных методик проводить самооценку ООП

Спасибо за внимание!