Стратегия развития дошкольного образования в контексте современных государственных требований (2010-2020 годы)

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Утверждены Приказом Министерства образования.
Advertisements

Основные нормативные документы, определяющие новые приоритеты развития дошкольного образования: Концепция долгосрочного социально-экономического развития.
Организация работы с кадрами в МБДОУ 25 «Мишутка» в период введения Федеральных государственных требований (ФГТ) к структуре основной общеобразовательной.
Федина Нина Владимировна, к.п.н., руководитель Центра дошкольного образования ИСИО РАО, советник генерального директора ОАО «Издательство «Просвещение»,
О модернизации системы дошкольного образования Северного района в условиях введения в действие федеральных государственных требований к структуре основной.
Рекомендации по написанию основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения Муниципальное автономное дошкольное образовательное.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение : центр развития ребенка - детский сад первой категории 36 Обновление содержания дошкольного.
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ.
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Утверждены Приказом Министерства образования.
Обновление системы дошкольного образования. Задача: воспитание «нового человека», конкурентоспособной личности. Черты конкурентоспособной личности: Исследователи.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009 г. N 655 "Об утверждении и введении в действие федеральных.
Пути и средства реализации Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы ДОУ 25 августа 2011г.
Перспективы развития системы дошкольного образования в условиях введения федеральных государственных требований.
Перспективы развития системы дошкольного образования в условиях введения федеральных государственных требований.
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования ( утвержденные приказом МИНОБРНАУКИ России.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного.
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования.
ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Перспективы развития системы дошкольного образования в рамках федеральных государственных требований С.Ю.Максимова инспектор управления образования Череповецкого.
Транксрипт:

Стратегия развития дошкольного образования в контексте современных государственных требований ( годы)

Основные нормативные документы, определяющие новые приоритеты развития дошкольного образования: Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года (распоряжение Правительства РФ от г р) Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утверждена Президентом РФ Д.Медведевым года) Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от «О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования». Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (постановление Правительства РФ от г. 666) Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»; Федеральные государственные требования (ФГТ) по дошкольному образованию Закон Российской Федерации «Об образовании»

Концепция долгосрочного социально- экономического развития РФ до 2020 года (распоряжение Правительства РФ от г р) Внедрение инновационных технологий в образовании, широкое применение проектных методов Конкурсное выявление и поддержка лидеров, реализующих новые подходы в образовании Решение проблем кадрового обеспечения образовательной системы Обновление организационно-экономических механизмов системы образования Повышение гибкости и многообразия форм предоставления услуг системы дошкольного образования Осуществление предшкольной подготовки детей, поступающих в 1 класс Расширение форм обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в неспециализированных ОУ Более полное использование потенциала семьи в воспитании детей

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утверждена Президентом РФ Д.Медведевым года) 1. Переход на новые образовательные стандарты. 2. Развитие системы поддержки талантливых детей. 3. Обеспечение системы моральных и материальных стимулов поддержки педагогов, аттестация и постоянное повышение их квалификации. 4. Изменение инфраструктуры ОУ как по форме, так и по содержанию: разработка новых форм проектирования зданий ОУ, нового оснащения для создания психологического и физического комфорта пребывания ребенка в ОУ, безопасность, создание безбарьерной среды (интеграция детей-инвалидов). 5. Сохранение и укрепление здоровья детей (питание, медицинское обслуживание, физкультура и спорт, ЗОЖ, профилактические программы, индивидуальные программы развития здоровья детей, индивидуальный подход к каждому, недопустимость учебной перегрузки детей). 6. Расширение самостоятельности ОУ (составление ОП, финансово-экономическая самостоятельность, создание АУ, поддержка частных ОУ, привлечение к управлению ОУ частных инвесторов, дистанционное образование) –повышается степень свободы и уровень ответственности руководителя ОУ.

Закон Российской Федерации «Об образовании» 1. В РФ устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты, Требования к условиям реализации и к результатам освоения основных образовательных программ, не могут быть ниже соответствующих требований федеральных государственных образовательных стандартов. Статья 14. Общие требования к содержанию образования 2. Содержание образования должно обеспечивать: адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества; формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира; интеграцию личности в национальную и мировую культуру; формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества; формирование духовно-нравственной личности; воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества. 5. Содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой, утверждаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно. Основная образовательная программа разрабатывается на основе соответствующих примерных основных образовательных программ и должна обеспечивать достижение обучающимися (воспитанниками) результатов освоения основных образовательных программ, установленных соответствующими федеральными государственными образовательными Статья 15. Общие требования к организации образовательного процесса 1. Организация образовательного процесса в образовательном учреждении осуществляется в соответствии с образовательными программами и расписаниями занятий. 7. Родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся, воспитанников должна быть обеспечена возможность ознакомления с ходом и содержанием образовательного процесса, а также с оценками успеваемости обучающихся.

Документы регионального уровня: Приказ Министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области от «О внедрении федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования на территории Новосибирской области в г.г.»; Методические рекомендации «о порядке разработки образовательной программы учреждения, реализующего программу дошкольного образования». Документы муниципального уровня: Приказ Главного управления образования мэрии города Новосибирска «О внедрении федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования в городе Новосибирске в годах».

Документыучреждения,реализующегоосновную общеобразовательную программу дошкольного образования: Решение педагогического совета о разработке образовательной программы учреждения (протокол педагогического совета); Приказ о создании временного творческого коллектива по разработке образовательной программы учреждения; Положение о временном, творческом коллективе по разработке образовательной программы учреждения; График работы временного творческого коллектива по разработке образовательной программы учреждения, протоколы заседаний временного творческого коллектива по обсуждению вопросов по разработке образовательной программы учреждения.

Типовое положение о ДОУ (постановление Правительства РФ от ) Новые ценностные ориентиры дошкольного образования: 1. Ранний возраст (новый вид ДОУ) 2. Предшкольное образование (новый вид ДОУ) 3. Расширение прав на образование детей с ограниченными возможностями здоровья (совместное образование), реабилитация детей-инвалидов во всех видах ДОУ 4. Усиление воспитательного потенциала ДОУ (воспитание гражданственности, толерантности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье) 5. Создание условий в ДОУ для изучения русского языка как государственного языка Российской Федерации 6.Обеспечение квалифицированной помощи семье (оказание консультативной и методической помощи родителям). 7. Открытие дошкольных групп на базе образовательных учреждений других типов (при наличии лицензии).

8. Определение 4-х приоритетов развития детей: познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое, физическое. 9. Расширение режимов работы ДОУ: 12 часов, 8-10 часов, 14 часов, 3-5 часов, 24 часа (Исключение режима «свободного посещения детьми ДОУ») 10. Изменение наименования видов групп ДОУ: группы общеразвивающей направленности группы компенсирующей направленности группы оздоровительной направленности группы комбинированной направленности 11. В группах компенсирующей направленности: (введены дети с аутизмом, определена формулировка УО – легкой степени, умеренной, тяжелой)

Приказ Главного управления образования мэрии города Новосибирска «О внедрении федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования в городе Новосибирске в годах». 1.Считать годы переходным периодом для внедрения федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее ФГТ к структуре ООП ДО) на территории города Новосибирска. В течение данного переходного периода образовательным учреждениям предоставляется возможность разработать (либо скорректировать) основные общеобразовательные программы дошкольного образования, реализуемые в дошкольных учреждениях;

Федеральные государственные требования по дошкольному образованию (ФГТ) (выполняют функцию государственных образовательных стандартов) (приказ Минобрнауки РФ 655от ; Министерства юстиции РФ рег от г.)

Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. 309–ФЗ внес в статью 9 Закона Российской Федерации «Об образовании» новый пункт 6.2: 6.2. К структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, устанавливаются федеральные государственные требования (ФГТ).

Документы, обеспечивающие содержание ФГТ (федеральных государственных требований) по ДОУ: 1.Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Минобрнауки РФ 655 от года). 2. Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (проходят согласование). 3. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования (разрабатывается уполномоченным федеральным государственным органом на основе ФГТ, в настоящее время проходит апробацию). 4. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (разрабатывается уполномоченным федеральным государственным органом на основе ФГТ).

Функции ФГТ по правовому регулированию и обеспечению гарантий прав детей на дошкольное образование : -Устанавливают нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ООП ДО) всеми ОУ, имеющими государственную аккредитацию; -ФГТ учитывают особенности реализации ООП ДО для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ); -Обеспечивают единое образовательное пространство РФ в условиях модернизации всех уровней образования; -На основе ФГТ осуществляется экспертиза основных общеобразовательных программ дошкольного образования при лицензировании и государственной аккредитации ОУ;

-Определены пользователи ФГТ: ОУ (ДОУ), органы управления образованием; авторские коллективы, разрабатывающие общеобразовательные программы дошкольного образования (комплексные и по освоению отдельных образовательных областей); ОУ среднего и высшего профессионального образования по подготовке специалистов ДОУ; учреждения повышения квалификации; общественные организации, осуществляющие деятельность в сфере дошкольного образования;

- ФГТ повышают ответственность ДОУ за качество и конечный результат образовательной работы – (итоговые и промежуточные результаты освоения Программы) - уровень развития физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка, значимых для семьи, общества и государства и обеспечивающих преемственность основ дошкольного и начального общего образования.

Концептуальные основы ФГТ: -Развивающее образование; единство воспитательных, развивающих и обучающих задач; -Научная обоснованность и практическая применимость (соответствие фундаментальным основам возрастной психологии и дошкольной педагогики; культурно-исторический, деятельностный, личностно-ориентированный подходы к развитию ребенка); -Интеграция образовательных областей (взаимодействие содержания образовательных областей для обеспечения целостности образовательного процесса); -Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса (доступность тем, мотивация); -Организация образовательного процесса на адекватных возрасту формах и видах деятельности (ведущий вид деятельности – игра);

-«цементирующей» основой содержания дошкольного образования в условиях его вариативности определены 4 направления, соответствующие основным линиям развития ребенка: физическое; познавательно-речевое; социально-личностное; художественно-эстетическое.

Структура содержания дошкольного образования Направления развития (4): Образовательные области (10): 1.Физическое развитие ( физическая культура, здоровье) 2.Познавательно-речевое (познание, коммуникация, чтение развитие художественной литературы) 3. Художественно-эстетическое (музыка, художественное развитие творчество) 4. Социально-личностное развитие (социализация, труд, безопасность)

Основные виды детской деятельности: Игровая Коммуникативная Трудовая Познавательно-исследовательская Продуктивная Музыкально-художественная Чтение

Реализация образовательной работы в ДОУ Образовательная работа реализуется: в работе с детьми; в работе с родителями и включает время, отведенное на: образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения); образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов; самостоятельную деятельность детей; взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Модель организации образовательной деятельности с детьми: «Совместная деятельность взрослого и детей» : образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения).Отличается наличием партнерской (равноправной) позиции взрослого и партнерской формой организации (возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе непосредственно организованной образовательной деятельности). Предполагает индивидуальную, подгрупповую и групповую формы организации образовательной работы с воспитанниками; образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов.

«Самостоятельная деятельность детей» - 1 ) свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально; 2)организованная воспитателем деятельность воспитанников, направленная на самостоятельное решение ребенком задач

«Непосредственно образовательная деятельность» Основная цель дошкольного образования: обеспечение равных стартовых возможностей детям старшего дошкольного возраста – (старший дошкольный возраст)