Программа развития муниципального дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида детский сад 13 «Буратино»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Старший воспитатель МБДОУ «Детский сад «Сибирский Бреусова Н.В.
Advertisements

Краткая информация идеи проекта В Калининградской области около 10 % детей - дети с особыми образовательными потребностями (ограниченными возможностями.
Деятельность администрации МДОУ по организации и контролю психофизического развития дошкольников Составила: Резепина Е.А. заведующий МДОУ детский сад 32.
Модель психолого- педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС общего образования Баранова Юлия Юрьевна, руководитель.
Организация работы методического кабинета ДОУ как условие непрерывного повышения квалификации педагога.
Организация сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках ПМПк ДОУ.
1. Своевременное выявление и комплексное обследование детей дошкольного и школьного возрастов, имеющих отклонения в физическом, интеллектуальном и эмоциональном.
Педагог-психолог это сотрудник образовательного учреждения, который следит за социальной адаптацией детей, их поведением, психологическим развитием.
Охрана жизни и здоровья детей, укрепление физического и психического здоровья; Развитие познавательных процессов и морально-волевых качеств ребенка; Художественно-эстетическое.
ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
«Дефект какого-нибудь анализатора или интеллектуальный дефект не вызывает изолированного выпадения одной функции, а приводит к целому ряду отклонений»
ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего.
МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад 3 » Система методической работы в МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад 3»
СЛУЖБА ППМС СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ Н.И. Черкасова Заместитель руководителя стажировочной площадки.
«Система мониторинга результатов воспитанников в условиях внедрения ФГТ как инструмент обеспечения качества образования» МДОУ «Детский сад 6» г. Ухта Старший.
«Актуальные вопросы психологического сопровождения введения ФГОС ДО» I. Теоретическая часть «Организация психолого-педагогического сопровождения образовательного.
АЛГОРИТМ НАПИСАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПО РАЗДЕЛУ « ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ » ПЕДАГОГ - ПСИХОЛОГ МБДОУ 402 КАРТАШОВА АЛЁНА ВАЛЕРЬЕВНА.
Организация сопровождения в образовательных учреждениях.
Организация совместной работы учителя-логопеда и педагога-психолога в дошкольном учреждении Педагог-психолог ДС1 «Айголек» Кун Анастасия Александровна.
Транксрипт:

Программа развития муниципального дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида детский сад 13 «Буратино»

Общая информация Программа развития на г.г. МДОУ 13 «Буратино» - для детей с патологией речи, разработана творческой группой: заведующей С.С. Морозовой, старшим воспитателем Л.Н. Редькиной, музыкальным руководителем Т.П. Семеновой, специалистом ЦПМСС «Лабиринт» А.К. Шагимуратовой. Муниципальное дошкольное учреждение компенсирующего вида детский сад 13 «Буратино» был открыт 13 июня 1978 года. Юридический адрес: Республика Марий Эл, г. Волжск, ул.Щорса., 24-а, тел Учредителем является администрация г. Волжска РМЭ. Нормативно-правовой статус: семь коррекционных логопедических групп (6 – сад, 1 – ясли). Нормативно- правовые основы деятельности МДОУ отражаются Уставом и локальными актами; договорами с учредителями, с родителями, со специалистами на оказание дополнительных образовательных услуг; правилами внутреннего трудового распорядка, должностными инструкциями. Режим работы: ежедневно, кроме выходных и праздничных дней с 7.00 до часов. Кадры (количество ставок): младший обслуживающий персонал – 12 чел.; узкие специалисты – 12 чел.; воспитатели – 15 чел. Административно-управляющий персонал – 3 чел. Медицинский персонал – 4 чел. В МДОУ 13 имеются: групповые комнаты, спортивный зал, музыкальный зал, театральная студия, изостудия, кабинеты узких специалистов (учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога, музыкального руководителя, хореографа, массажиста), медицинский кабинет, изолятор, прачечная, пищеблок. Участки прилегающей территории закреплены за группами по возрастам, имеется озеленение, физкультурная площадка. МДОУ 13 расположен в отдельно стоящем типовом здании. Имеются соответствующее оборудование, нормативные технические средства обучения.

Деятельность МДОУ 13 направлена на: Обеспечение непрерывного, всестороннего и своевременного развития ребенка, содержательную и методическую преемственность между дошкольным и начальным общим образованием; Обеспечение непрерывного, всестороннего и своевременного развития ребенка, содержательную и методическую преемственность между дошкольным и начальным общим образованием; Построение воспитательно-образовательной работы на основе медико- психолого-педагогической диагностики; Построение воспитательно-образовательной работы на основе медико- психолого-педагогической диагностики; Учет склонностей и способностей с целью обеспечения их максимальной самореализации; Учет склонностей и способностей с целью обеспечения их максимальной самореализации; МДОУ 13 «Буратино» работает по программам коррекционного обучения и воспитания, парциальных программ. Организация учебно-воспитательного процесса строится на психолого- педагогическом обоснованном выборе воспитателем, специалистом учебных планов, программ, средств, форм и методов воспитания и обучения детей, обеспечивающих получение образования, соответствующего государственным стандартам. Проблемы перегрузки решается путем организации подгрупповой и индивидуальной работы с детьми. Развивающая среда соответствует санитарно-гигиеническим требованиям и обеспечивает: Физкультурно-оздоровительную работу с детьми (спортивный зал, люстра Чижевского, физкультурные уголки, тубусный кварц, массаж, стадион). Физкультурно-оздоровительную работу с детьми (спортивный зал, люстра Чижевского, физкультурные уголки, тубусный кварц, массаж, стадион). Коррекционно-познавательное развитие ребенка (кабинеты логопедов, дефектологов, психолога, уголок экологических инноваций, уголок леса, цветника и т.д.). Коррекционно-познавательное развитие ребенка (кабинеты логопедов, дефектологов, психолога, уголок экологических инноваций, уголок леса, цветника и т.д.). Художественно-эстетическое направление работы (музыкальный зал, хореографии, музыкальный центр, театральная студия, изостудия и т.д.). Художественно-эстетическое направление работы (музыкальный зал, хореографии, музыкальный центр, театральная студия, изостудия и т.д.). Социально-личностное развитие (кабинет психолога, психолого-коррекционные игры, аудиокассеты и т.д.). Социально-личностное развитие (кабинет психолога, психолого-коррекционные игры, аудиокассеты и т.д.). Сформирован грамотный и творческий педагогический коллектив.

Социально-качестввенный состав (медико-педагогический) МДОУ 13 Всего педаго гов ОбразованиеСтажКатегорияНациональность Семейное положение Педагогический состав 27СреднееСредн-спец.Средн.-техн.Высшее До 3 лет До 5 лет До 10 лет До 20 лет До 25 лет До 30 лет IIIВысшаяНет11961РусскиеМариТатарыЧуваши Др. нац Замужем Не замужем 207 Медицинский персонал 4Средн-спец.Высшее22 До 5 лет До 30 лет 22IВысшая22МариРусские22Замужем Не замужем 31 Таблица г. Педагогический состав 27+1совм.СреднееСредн-спец.Средн-спец.Высшее До 3 лет До 5 лет До 10 лет До 20 лет До 25 лет До 30 лет IIIВысшаянет11863РусскиеМариТатарыЧуваши Др. нац Замужем Не замужем 226 Медицинский персонал 4Средн-спецВысшее22 До 5 лет Св. 30 лет 22 I Высшая 22МариРусские22Замужем Не замужем 31 Таблица г.

Предметно-развивающая среда детского сада Кабинеты (учителя-логопеда, учителя-дефектолога) Группы Для интелектуально- познавательного развития. Уголки природы, уголки физкультуры, лого-уголок. Уголки эстетическо- художественного творчества. Центры экспериментирования. Зоны игровой, двигательной, самостоятельной деятельности. Для эстетического развития. Изостудия Театральная студия Физкультурный зал Музыкальный зал Для речевого развития. Учебная зона Игровая зона Для эмоционально-волевой сферы, психических процессов. Кабинет психолога Уголки для развития эмоций Для оздоровления детей. Кабинет массажа КУФ-кабинет

Концепция и назначения МДОУ 13 «Буратино» Тенденция снижения жизненного уровня, нарушения нормальной экологии порождают условия, при которых на фоне повышения выживаемости, здоровье детей значительно ухудшается. Сегодня каждый пятый ребенок рождается больным. Растет младенческая смертность (в России она в 5 раз выше, чем в Японии, и в 2,5 раза, чем в США). По данным Министерства образования Российской Федерации, 85% воспитанников детских садов нуждаются в помощи медицинского, психологического и коррекционно- педагогического характера. Примерно 25% детей требуется специализированная (коррекционная) поддержка. Особую тревогу вызывает значительный рост числа детей с задержкой психического развития, для которых необходимы специальные программы в условия обучения. Таким образом, для решения проблем сохранения здоровья и обеспечения нормального развития детей нужны конкретные меры профилактики всех возможных нарушений, отклонений в развитии, особенно связанных с обучением в школе. Для этого создаются группы коррекционного и компенсирующего обучения. Организация учебно- воспитательного процесса и помощи такой категории детей возможна только в основе понимания комплексной модели работы специалистов различного профиля (учителей- логопедов, психологов, дефектологов, врачей-психиатров и т.д.), которые в настоящее время разобщены. Нескоординированные усилия не дают и не могут дать желаемых результатов. И хотя во многих местах уже работают службы психологии, психолого- медико-педагогические консультации. Этого явно не достаточно. Комплексность необходима не только в консультативной, но и во всякой другой деятельности – воспитательной, учебной, психо-коррекционной, профилактической. Педагоги и специалисты узкого профиля, выполняющие многочисленные ситуативные заказы, должны превратиться в специалистов, объективно оценивающих картину развития определенной возрастной группы и каждого ее члена в отдельности. Педагоги должны владеть объективной информацией о ситуации и иметь возможность управлять ею, корректировать поведение ее участников.

Одной из проблем, стоящих перед организацией комплексной помощи детям, можно назвать отсутствие ее единой концепции. Основа концепции – положения науки о психологической структуре личности, о неразрывном единстве социальной и биологической обусловленности ее развития, о культурно-историческом, личностно- деятельном подходах к исследованию данной проблемы (Б.Г. Ананьев, В.М. Бехтерев, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, П.И. Зинченко, Р.Е. Левина, Н.Д. Левитов, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, К.К. Платонов и др.). Миссия любого специализированного (компенсирующего) учреждения можно сформулировать следующим образом: создание для детей условий в освоении культурных норм и образовательных программ (из рекомендаций МО РФ). В основе педагогического процесса в МДОУ 13 положена концепция коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. Цель создания деятельности МДОУ 13 «Буратино» - построение целостной системы, обеспечивающей оптимальные условия для детей с трудностями в обучении и социальной адаптации, в соответствии с их возрастными и индивидуально-типологическими особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья.

Задачи коррекционно-развивающего обучения и воспитания заключаются в обеспечении нескольких условий: Комплексности в подходах к предубеждению и преодолению стойкой социальной дезадаптации; Комплексности в подходах к предубеждению и преодолению стойкой социальной дезадаптации; В организации взаимодействия дошкольных групп, а также служб диагностирования, консультирования детей, родителей, педагогов и врачей; В организации взаимодействия дошкольных групп, а также служб диагностирования, консультирования детей, родителей, педагогов и врачей; В профилактике социальной и педагогической дезадаптации путем ранней диагностики, а затем коррекции ЗПР и речевого развития в коррекционно- развивающих группах; В профилактике социальной и педагогической дезадаптации путем ранней диагностики, а затем коррекции ЗПР и речевого развития в коррекционно- развивающих группах; В интеграции детей, в улучшении психологического климата в неблагополучных семьях; В интеграции детей, в улучшении психологического климата в неблагополучных семьях; В триаде «педагог – ребенок – семья»; В триаде «педагог – ребенок – семья»; В сотрудничестве с ЦПМСС «Лабиринт» по научно-методической работе. В сотрудничестве с ЦПМСС «Лабиринт» по научно-методической работе.

Формирование общих способностей, коррекции недостатков развития, а также лечебно-профилактическая работа в комплексе должны обеспечивать выполнение МДОУ 13 «Буратино» федерального образовательного стандарта. Исходя из основного процесса, фиксируются рамки деятельности МДОУ 13: 1. Индивидуализация педагогического процесса, реализуемая на основе соответствующего подхода к обучению и воспитанию, а также построение программы развития каждого воспитанника; 2. Диалогичность педагогического процесса, как основы реализации принципов демократизации, дифференциации, гуманизации и экологизации образования. В МДОУ 13 принимаются дети, плохо адаптируемые к окружающей среде, вследствие различных психофизиологических и социальных причин (недостатка внимания, отсутствие психических процессов), а также испытывающие трудности в обучении (отсутствие учебной мотивации, общей познавательной пассивности, ограничение запаса знаний и представлений об окружающем мире), имеющие нарушения речи.

Главная идея концепции МДОУ 13 – обеспечение непрерывного развития воспитанника в процессе его деятельности и обучения средствами комплексного медико-психолого-педагогического сопровождения. Концепция опирается на принципы: 1. Гуманизма. Основывается на усилении внимания к личности каждого гражданина с полноценными интеллектуальными, моральными и физическими качествами, создании максимально благоприятных условий для развития его творческой индивидуальности. 2. Преемственности. Предполагает обогащение средств, форм, и методов воспитания и обучения. Предопределяет характер связей между элементами педагогического процесса в возрастных группах МДОУ и стилем воспитания в семье. 3. Интеграции и координации. Отражает способы взаимосвязанности деятельности всех субъектов (администрации, сотрудников, педагогов, специалистов узкого профиля, родителей воспитанников) в системе «дети – педагоги – родители» и в соответствующих подсистемах, направленных на согласованную работу. Интеграция обеспечивает взаимодействие как внутри элементов, входящих в учебно-воспитательный процесс МДОУ 13 «Буратино», так и между ними и характеризует уровень их связей, определяющих его целостность. Это не что иное, как процесс «сопровождения».

4. Дифференциации и индивидуализации. Предполагает создание условий для полного проявления способностей каждого воспитанника и своевременной коррекции проблем в его развитии. 5. Диалогичности. Основывается на утверждении, что только в условиях взаимных отношений возможно формирование творческой личности. Принцип нацелен в первую очередь на оптимизацию взаимодействия сторон образовательного процесса. 6. Диатропичности (многообразии). Вытекает из разнообразия функций, содержания, средств и методов учебно-воспитательного процесса в специализированном учреждении типа МДОУ 13 «Буратино». 7. Человекосообразности. Предполагает учет возрастных, психологических, типологических, индивидуальных особенностей и возможностей детей и соответствия национального компонента в развитии воспитанников. Содержание воспитания и обучения определяется личностно-деятельным подходом на основе вышеприведенных принципов.

Образовательный процесс основывается на: 1. Усвоении необходимых знаний, формировании умений и навыков интеллектуальной активности, направленных на оптимальную социализацию ребенка; 2. Овладении способами игровой и учебной деятельности, общения; 3. Приобретении опыта ценностных отношений в коллективе и обществе; 4. Формировании навыков творческой деятельности; 5. Коррекционной и лечебной направленности педагогического процесса. Каждый из этих пунктов оптимален в определенном возрасте. Это учитывается в коррекционно-развивающем процессе. Содержание образования МДОУ 13 тесно связано с созданием условий для реализации его ведущих компонентов:

Мотивационно-целевой компонент обеспечивает оптимальный уровень мотивации и готовности ребенка к предстоящей деятельности. Его приоритет определяется опытом воспитанников и поставленных целей. Содержательный компонент ориентирован на непрерывное общекультурное и социальное развитие воспитанников. Он отражается в мотивационно- ценностном и эмоционально-оценочном отношении ребенка к ведущей деятельности, в занятиях, умениях и навыках. Учебные планы и коррекционно- образовательные программы МДОУ 13 «Буратино» основываются на программах МО РФ коррекционно-развивающего обучения. Организационно-процессуальный компонент обеспечивает диалектическое единство содержания, средств, форм и методов обучения при взаимодействии педагогов и детей, а также направлен на развитие самоуправлении и саморегуляции в учебно-воспитательном процессе. Технологический компонент предполагает применение активных, коррекционных технологий, методик лечебной диагностики, социальной и семейной педагогики. Центральное место здесь занимает личностно- ориентированное и личностно-деятельное обучение, позволяющее не только учитывать индивидуально-типологические особенности воспитанника, но и создавать планы и программы развития каждого ребенка. Результативный компонент обеспечивает учебно-воспитательный процесс адекватными диагностическими методиками, на формировании самооценочной рефлексии воспитанников, на расширении навыков творчества в изменяющихся условиях. Программа развития МДОУ 13 «Буратино» представляет собой совокупность взаимосвязанных новшеств и предпосылок по их освоению в рамках базового учебно-воспитательного процесса. Она предполагает модульную систему деятельности специалистов.

Модульная система деятельности специалистов МДОУ 13 для детей с нарушениями речи. МодулиНовшества Планируемый результат Коррекционно- педагогический 1. Создание коррекционно- развивающей среды. 2. Обеспечение единого пространства развития ребенка на основе интеграции модулей, взаимодействии в системе воспитанник-педагог- родитель 1. Среда, отвечающая потребностям детей и взрослых, в пространстве становления личности ребенка в МДОУ и семье на преемственных началах. 2. Сформированность мотивационной готовности у ребенка к инновационной деятельности в системе воспитанник-педагог-родитель. Психолого- педагогический 1. Программа направленная на развитие и коррекцию психических процессов. 2. Развитость у детей: а) применение знаний в объеме коррекционной программы; б) эмоционально-ценностных и оценочных отношений к миру, к самому себе. Социально- педагогический Технология индивидуального подхода к детям. Эффективность технологии индивидуального подхода к детям с учетом специфики их развития и деятельности МДОУ в целом, обеспечивающей оптимальные результаты воспитательно- образовательной работы. Развитость у детей социально-приемленой деятельности общения и на этой основе умения удовлетворять собственные желания и потребности, способность к творчеству.

Модульная система включает в себя стандарты и требования коррекционной программы дошкольного воспитания, а также развивающие авторские разработки. Она предполагает интенсивное применение методик педагогической и психологической коррекции на основе квалифицированной психодиагностики. Система содержит разработки социальной семейной педагогики, направленной на повышение соответствующих знаний родителей, оптимизацию и взаимоотношений с детьми, педагогизацию и психологизацию семейного воспитания при участии специалистов.

Концепция совершенствования взаимодействия специалистов в комплексной помощи детям. Анализ теоретических основ и исходной ситуации деятельности МДОУ 13 «Буратино» приводит к выводу о необходимости, наряду с коррекционными программами обучения и воспитания, включения дополнительных программ и специалистов, которые бы позволили сосредоточиться на усилении развивающей функции образовательного учреждения. Их содержание затрагивает вопросы профилактики нарушений здоровья с различными дисгармониями психического развития; организации помощи ребенку в педагогическом процессе (индивидуальный подход при дифференцируемом обучении и воспитании); работы с семьей и культурной средой при социальном воспитании детей. Реализовать миссию, цели и задачи МДОУ 13 возможно лишь путем создания структур (служб), способных на основе комплексной, всесторонней диагностики, обеспечить успех интегрированного обучения детей с нарушениями речи, проблемами психического развития и оказать им психологическую, коррекционно-педагогическую, логопедическую, медицинскую помощь, объединенную в одну систему. Выделенные службы сопровождения базового процесса МДОУ 13 «Буратино» рассматриваются как основные составляющие социопсихопедагогической системы помощи детям с нарушениями речи. Они должны обеспечивать необходимый уровень познавательной и речевой деятельности ребенка, оптимальные условия его жизни и социальной адаптации. Службы ориентированы на работу с детьми, направленную на всестороннюю диагностику каждого воспитанника и психологическую поддержку ребят с проблемами в развитии. Службы обязаны оказывать квалифицированную помощь педагогам и родителям в решении проблем детей, относящихся к «группам риска» с учетом их функционально-психологических и личностных особенностей. Особую роль службы сопровождения играют в кризисные периоды адаптации ребенка: - При его поступлении в МДОУ; - при смене воспитателей;

- при выборе индивидуальных проектов воспитания и обучения; - во время конфликтных ситуаций в семье. Концепция создания службы сопровождения заключается в объединении усилий специалистов разного профиля для реализации комплексного научно-обоснованного подхода к обеспечению оптимальных условий жизнедеятельности воспитанников с непременным учетом особенностей и уровня развития. Система служб сопровождения представляет собой взаимосвязанные в едином комплексе и вместе с тем достаточно самостоятельные структуры – модули, действующие по принципу ведущих факторов развития воспитанников. В каждом из этих модулей выдвигаются специальные задачи, направленные на развитие индивидуальных возможностей воспитанников и соответственной оптимизации учебного и воспитательного процессов. В основе организации деятельности служб сопровождения – документы ПМПк МДОУ 13 и ПМПк ЦПМСС «Лабиринт». Службы сопровождения МДОУ 13 «Буратино» осуществляют комплексное сопровождение развития ребенка (планируют постоянную, всестороннюю поддержку и помощь детям, создают необходимые условия, обеспечивают должное медицинское, социальное, психолого-педагогическое наблюдение). В ПМПк входят представители администрации, педагоги, работающие с проблемными детьми, логопеды, психологи и другие специалисты. Задачи консилиума: - Изучение ситуации и анализ уровня развития и воспитания ребенка; - Выявление особенностей формирования ребенка; - Выявление потенциальных возможностей ребенка и условий, способствующих его оптимальному развитию; - Разработка проектов и программ индивидуализированного воспитания и обучения; - Определение перспектив, а также сроков и форм поэтапной интеграции воспитанника в среду нормально развивающихся сверстников; - Профилактика физических, интеллектуальных и психологических перегрузок, эмоциональных срывов ребенка; - Подготовка подробного заключения о состоянии здоровья и развития ребенка для обсуждения на ПМПк.

Модель взаимодействия специалистов в комплексной помощи детям. ВТК – временный творческий коллектив – создается из специалистов ДОУ, привлекаемых для решения актуальных вопросов и проблем. МО – методические объединения педагогов. Реализация концепции развития МДОУ представлена в виде взаимодействующих модулей с четким определением задач каждого. Организационно-управляющие позиции деятельности МДОУ 13 «Буратино» Заведующая Педагогический совет Медико-психолого- педагогический консилиум ВТК МО

Взаимодействие модулей субъектов реализации концепции. Взаимодействие модулей субъектов реализации концепции. Модульное построение взаимодействия специалистов основывается на том, что каждый сотрудник ДОУ, решая свои специфические задачи, интегрируется с деятельностью коллег. Таким образом возникает система сопроводительных служб, обеспечивающих полноту и всесторонность детского развития. Модульный подход резко повышает продуктивность работы всех субъектов образовательного процесса и делает ее системной, комплексной, планомерной и контролируемой. Взаимодействие модулей под руководством управленческого блока позволяет оперативно решать педагогические задачи, своевременно корригировать работу всех сторон. Управленческий Психологический Педагогический Коррекционно- педагогический Социально- педагогический Комплексный ПМПк и диагностики (мониторинг) Медицинский

Управляемая система (модульная) Модули Субъекты деятельности Задачи деятельности Управленческий ВТК, заведующая, старший воспитатель, специалисты. Создание единой основы интеграции, обеспечение стратегических линий развития. Анализ, планирование, организация, контроль и регулирование деятельности каждого модуля и системы в целом. Определение критериев эффективности, мониторинга деятельности системы. Педагогический Воспитатели групп, узкие специалисты, родители. Реализация содержания в рамках стандартов, требований коррекционных и развивающих программ. Обеспечение условий для всестороннего и безопасного развития детей. Организация различных видов деятельности и общения в контексте развития жизненных сил ребенка и формирования опыта творчества и эмоционально-ценностного отношения к окружающему. Комплексный ПМПк и диагностический Психолог,дефектолог, психиатр, логопед, вос- ли, старший воспи-ль. Диагностика состояния здоровья детей (психического и соматического), причины и степени задержек физического, функционально-психического и личностного развития Медицинский Психиатр, педиатр. Выявление степени соматических, невротических и психопатических расстройств. Разработка индивидуализированной лечебной и лечебно- коррекционной программы. Организация адекватной помощи детям, консультирование педагогов и родителей. Психологичес-кий Педагог-психолог, воспитатели. Выявление степени сформированность психических функций. Определение личностных особенностей, негативно влияющих на психическое здоровье, развитие, поведение и обучаемость. Прогнозирование развития и коррекции, составление соответствующей индивидуализированной программы. Психологическое консультирование и тренинг родителей и педагогов. Создание психологических, комфортных условий для ребенка. Социально- педагогический Педагог-психолог Профилактика нездоровых интересов и влечений. Обеспечение нуждающимся щадящего режима. Вовлечение родителей в работу с детьми. Коррекционно- педагогический Педагог-психолог, логопед, старший воспитатель. Раннее выявление трудностей в развитии, зоны успешности. Разработка планов и развития ребенка и реализация специальных программ по его коррекции и оптимизации. Подготовка документации для психолого- педагогического консилиума. Оказание необходимой помощи в учебной, игровой, творческой деятельности

Модуль комплексной ПМПк и диагностики. Направления деятельности модуля: - Клиническое (психиатр, педиатр); - Психологическое (психолог); - Педагогическое (воспитатели, узкие специалисты, дефектолог, логопед). В задачи модуля входят: - Создание и апробация банка методик для всестороннего изучения детей; - Определение состояния здоровья воспитанников; - Выявление уровня физического и психического развития, причин и степени задержек, нарушений и дисгармонии, а также недоразвитие физических и психических функций; - Разработка комплексного диагноза и прогноза; - Консультирование детей, родителей и воспитателей; - Обоснованный выбор коррекционно-развивающей программы с учетом психологических и личностных особенностей каждого ребенка. Разносторонняя диагностика позволяет наиболее плотно учитывать изменение характера и степени потребностей дошкольников во всех поддержки и этапах развития. Ее организует и возглавляет психолог. Первоначально каждый специалист по результатам комплексного обследования формулирует свое заключение. На следующем этапе совместными усилиями различных специалистов составляются итоговое экспертное заключение (на основе сравнительного анализа по всем разделам обследования). Им завершается всестороннее изучение ребенка. Сравнение полученных данных позволяет высветить со всех сторон особенности интеллектуального, речевого и в целом психического развития дошкольника, грамотно квалифицировать причинные связи между первичными и вторичными нарушениями. Важно выявить психофизиологические факторы, лежащие в основе, а также степень выраженности нарушения. Развернутое медико-психолого- педагогическое заключение представляет собой документ, содержащий концентрированную, основополагающую информацию для субъектов других модулей. Из него специалисты могут почерпнуть следующие сведения:

- Что конкретно в личности ребенка недоразвито и нарушено; - Каков характер задержки или нарушения психического развития; - Что подлежит коррекции или стимуляции и какими способами можно добиться успеха; - Какие коррекционно-обучающие и развивающие программы подходят к данному ребенку; - Какое воздействие (медицинское, психологическое, коррекционно-педагогическое и т.д.) является для него приоритетным. Заключение в каждом случае должно отвечать на конкретные вопросы, поставленные в исследовании, поэтому говорить о каких-то стандартах его написания просто невозможно. Однако, существует некоторая условная схема заключения, позволяющая выделить следующие аспекты; а) формулирование задачи обследования; б) краткая характеристика результатов по каждому направлению; в) интерпретация наиболее значимых данных, которые могут стать основой диагноза; г) составление заключения и предложений по коррекции или реабилитационной работе. Первая часть заключения базируется на анализе заявлений родителей и педагогов, либо на конкретном запросе какого-то специалиста. Вторая часть более объемна. В ней приводятся данные анамнеза, наблюдения за внешним видом и деятельностью ребенка, результаты объективного обследования (экспериментального изучения интеллектуального, речевого и в целом психического развития). Сформулированные выводы иллюстрируются данными обследования. Консультирование с анализом и интерпретацией выявленных проблем по запросу клиента проводят профильные специалисты. Медицинский модуль, в работе которого принимают участие врачи, имеет следующие направления деятельности: - Проведение психиатрического обследования детей, систематическое наблюдение за состоянием их здоровья и развития; - Организация лечебно-профилактической работы с ребенком по результатам диагностики, а также данным, полученным из анамнеза, бесед с воспитателями и родителями;

- Взаимодействие и партнерство с другими специалистами, решающими вопросы помощи дошкольнику. В задачи модуля входят: - Выявление степени соматических, психопатических расстройств; - Определение особенностей функционально-психических нарушений; - Разработка индивидуальных лечебных и лечебно-коррекционных программ; - Соответствующая помощь и консультирование родителей и воспитателей. Психиатр ведет наблюдение за детьми в процессе их разносторонней деятельности и общения, анализируя и фиксируя особенности и нарушения психических функций; совместно с психологом и воспитателем определяет характер отклонений психического развития. Педиатр постоянно следит за состоянием детей, способствует обеспечению нормальных санитарно-гигиенических условий их существования в детском саду и дома. Психологический модуль, включающий в себя соответствующих специалистов, придерживается следующих направлений деятельности: - Определение основных данных психодиагностики общего уровня интеллектуального, речевого и в целом психического развития детей; - Выявление нарушений психического развития или степени его отклонений; В задачи модуля входят: - Анализ степени сформированности психических функций; - Выявление особенностей интеллектуальной и речевой деятельности дошкольников с проблемами развития по ряду психологических критериев; - Изучение личностных свойств. Негативно влияющих на психическое здоровье, развитие, поведение, воспитанность, обучаемость (социометрический статус, уровень самооценки, мотивов и установок, фокус контроля и т.д.); - Определение на этой основе плана задач развития каждого воспитанника; - Прогнозирование интеллектуального и речевого развития детей; - Разработка комплекса мер психологической поддержки, коррекции и компенсации, включая психологический тренинг;

- Формирование у родителей и педагогов адекватного отношения к выявленным дисгармониям и нарушениям развития детей и установки на позитивное взаимодействие с психологами и педагогами; - Психологическое консультирование и тренинг педагогов и родителей; - Социально-психологическая диагностика развития групп (коллективов), определение уровня их сплоченности, референтности, организованности; - Оптимизация морально-психологического климата социума ребенка. В русле психологического модуля проводится разгрузка нуждающихся в ней воспитанников: кратковременные психокоррекционные паузы в которых используется живопись, музыка и т.п.; психогимнастика, психологические тренинги, направленные на развитие наблюдательности, внимания, восприятия, памяти, мышления и воображения и др. Социально-педагогический модуль, занимается реализацией коррекционно-развивающей программы развития детей, поддержки и помощи им в свободное от занятий время. Основываясь на результатах диагностик, специалисты модуля тесно взаимодействуют с родителями и педагогами. В задачи модуля входят: - Обеспечение самореализации детей в интересной для них социально-полезной (спортивной, театральной, художественной) деятельности; - Развитие разнообразных интересов, способностей, активного самоутверждения в неформальном социуме на нравственно здоровой основе; - Создание эмоционально благоприятной окружающей обстановке; - Приобщение детей к посильному труду; - Формирование у родителей психолого-педагогической компетентности посредством инструктивной и просветительской деятельности. Коррекционно-педагогический модуль также занимается работой, основанной на результатах медико-психологического обследования детей. В задачи модуля входит: - Создание условий и проведение учебно-воспитательных мероприятий по коррекции нарушений развития детей.

Педагог здесь либо руководит специализированной группой, либо работает с ней, становясь центральной фигурой психологической поддержки и помощи. К его обязанностям относятся планирование и проведение коррекционных занятий и воспитательных мероприятий с детьми. Педагог и, по возможности, родители должны стать самими субъектами развития детей, психологической поддержки и помощи им в различных сферах деятельности. Дефектолог постоянно проводит наблюдение и анализ деятельности и поведения с различными нарушениями развития по ряду критериев: - Степени воспитанности, обучаемости, понимания смысла заданий; - Отношение к учебе, педагогам и их помощи; - Уроню производительности игровых и учебных действий; - Аккуратности, дисциплинированности при выполнении заданий; - Уровню самооценки. Обобщая полученные результаты, дефектолог определяет приемы наиболее эффективной педагогической помощи и дает соответствующие рекомендации. В наиболее трудных случаях проводит индивидуальные и групповые занятия с воспитанниками. Логопед, основываясь на данных диагностики речевого и языкового развития детей в соответствии с возрастной нормой, проводит следующую работу: - Создает программу развития речемыслительной деятельности и коррекции ее нарушений; - Налаживает правильный речевой режим в группе; - Проводит фронтальные и индивидуальные занятия по коррекции нарушений устной и письменной речи; - Помогает планированию работы массажиста и других специалистов, участвующих в исправлении речевых расстройств; - Совместно с педагогами проводит фронтальные занятия по обогащению словарного запаса, развитию коммуникативных умений; - Ведет консультации и инструктажи.

Педагог-психолог совместно с педагогом определяет: Степень нарушения или задержки развития в тех или иных подструктурах или компонентах внутреннего мира ребенка, характер и его психики, сознания; - Меру корригирующего воздействия на личность и микросреду; - Повышает уровень психологической компетентности педагогов; - В наиболее трудных случаях ведет коррекционную работу (суицидальные тенденции, фрустрации и т.п.). Помощь детям на основе принципов компетентности и преемственности в работе специалистов МДОУ 13 «Буратино». Соотношение ее видов определяется в зависимости от особенностей развития ребенка, условий его обучения и воспитания. В настоящее время, когда возрастает количество детей с нарушениями физического и психического развития, комплекс параллельных служб в образовании следует рассматривать как форму профилактики различных отклонений и социальной защиты ребенка.

Служба сопровождения Служба сопровождения ребенка МДОУ 13 ЦПМСС «Лабиринт» Определение Программы обучения Диагностика (первичная, промежуточная, итоговая). Составление индивидуальных образовательных программ (по решению ПМПк) Раннее выявление детей с проблемами в развитии Комплексное Психолого-медико-педогогическое обследование (ПМПк) Определение дальнейшего образовательного маршрута Определение уровня развития ребенка Коррекционно- воспитательно- образовательный процесс Методическое обеспечение МДОУ 13 ЦПМСС «Лабиринт»

Координация действий всех специалистов детского сада по коррекции речи Диагностическая служба Служба по физ.воспитанию /Разрабатывает двигательные режимы, параметры по диагностике ЗПР, ОНР и т.д./ Психологическая служба Коррекционно- педагогическая служба Методическая служба Педсовет

Схема взаимодействия специалистов. Уч.- логопед + дефектолог Разрабатывают рекомендации по использованию игр с элементами психогимнастики, помогают в разработке игр на развитие коммуникативных умений и навыков. Уч.- логопед + дефектолог Муз. рук. Инструктор по физо. Психолог Дети Муз. рук. Физ. рук. Психолог Рук. ИЗО Физ. рук. Психолог Учитель-логопед, дефектолог Учитель-логопед, дефектолог Физ. рук. Психолог Муз. рук. Музыкальный ритмический слух и речевое дыхание (консультация) Речевка Закрепление звукопроизношения; игры на развитие внимания, памяти; развитие коммуникативных способностей. Формирует изобразительную технику, умения, навыки. Развивает наблюдательность, воображение, мелкую моторику. Подбор музыкальных произведений для музыкального сопровождения занятий. Оказывает помощь в формировании Мелодико-интонационной стороны речи Они помогают в разработке и рекомендации в применении упражнений по крупной и мелкой моторике Готовит совместные праздники и развлечения.

Совместная работа специалистов и педагогов по формированию у детей психологической готовности к обучению в школе. Развитие потребительской сферы Развитие произвольной сферы Развитие интеллектуальной сферы Развитие речевой сферы Общая осведомленность, кругозор Специальная готовность к школе Психические процессы и мыслительные операции Формирование элементарных математических представлений Речевое развитие Подготовка руки к письму (мелкая моторика) Воспитатели, инструктор физо, муз. рук., хореограф Психолог Логопед, дефектолог

Модель развития МДОУ 13 «Буратино» на период г.г. I этап гг. II этап гг. III этап гг. IV этап гг. V этап гг. «Ориентирование»«Сопровождение» «Определение» «Проектирование» «Становление» Статус методического центра: профилактики и коррекции речевых нарушений. Аналитико- диагностический Планово- прогностический Организационно- исполнительский Контрольно- регулировочный Стабилизационный

Реализация программы развития. Сроки и этапы Содержание деятельности Участники и ответственные Аналитико-диагностический Диагностика исходной ситуации (фиксация проблем). Поиск направлений и идей развития (идеальная модель ДОУ). Построение программы по переводу ДОУ в режиме развития. Организационная работа: определение основных подходов к планированию и реализации программы; систематизация и обобщение опыта деятельности; согласование программы с органами управления образования (МУОО). Планируемый результата: создание программных документов, обеспечение готовности субъектов по переводу ДОУ в режим развития. Определение ресурсов. Заведующая, ст.воспитатель, творческая группа педагогов Планово-прогностический Определение идеальной модели будущей системы и алгоритма по переводу ДОУ в желаемое состояние-выявление для этого наличных и дополнительных ресурсов. Разработка показателей мониторинга перевода ДОУ в режиме развития. Создание интегративной основы деятельности всех специалистов в рамках программ сопровождения. Планируемый результат: разработка, обсуждение, утверждение устава, концепции и программы развития. Обобщение опыта, анализ деятельности узких специалистов по проблеме интеграции (сопровождения). Перспективная и оперативная планирование работы, а также прогноз возможных затруднений, расчет ресурсов. Творческая группа педагогов Организационно-исполнительский Создание условий, обеспечивающих эффективность работы всех участников. Установление сотрудничества с заинтересованными организациями для научно-консультативной поддержки (ЦПМСС «Лабиринт»). Реализация программы. Вовлечение родителей, специалистов, педагогов ДОУ и детей в единую творческую деятельность. Планируемый результат: освоение модульной системы служб обеспечения и сопровождения образовательного процесса. Создание коррекционно-развивающей среды, систематическая проверка результативности, своевременная корректировка. Заведующая, ст.воспитатель, педагоги.

Контрольно-регулировочный Организация текущего и итогового контроля и регуляции программы на основании полученных данных (сбор, обработка и интерпретация показателей). Организация рефлексивной деятельности участников программы. Планируемый результат: оценка текущего и итогового состояния ДОУ, формулирования заключения о результатах реализации программы развития и о статусе ДОУ. Заведующая, ст. воспитатель Стабилизационный Распространение опыта, создание методических рекомендаций педагогам и сопроводительных документов для широкого освоения новшества. Перевод ДОУ в статусе методического центра по заявленной проблеме работы с детьми с нарушениями речи. Планируемый результат: изменение статуса ДОУ. Заведующая, ст. воспитатель, творческая группа.

Реализация I этапа программы развития (аналитико-диагностического) г.г. Содержание I этапа РезультатСроки 1. Диагностика исходной ситуации (фиксация проблем) В результате диагностики выявлены приоритетные направления: коррекционно-развивающая и социально-адаптационная работа с детьми. Создана служба сопровождения сопровождающих. Создан ВТК (временно- творческий коллектив) для решения актуальных вопросов и проблем. Сентябрь- октябрь Поиск направлений и идей развития (идеальная модель ДОУ) Разработаны: 1.Модель взаимодействия специалистов в комплексной помощи детям; 2.Модель взаимодействия модулей субъектов реализации концепции; 3.Модульная система деятельности специалистов МДОУ 13 для детей с нарушениями речи; 4.Управляемая система. На основе этих моделей создана модель развития МДОУ 13 «Буратино» на период гг. Ноябрь-декабрь 2006г. 3. Построение программы по переводу ДОУ в режим развития. Разработана программа развития МДОУ 13, детский сад «Буратино» переведен в режим развития. Создана служба ПМПк при ДОУ 13. Налажены связи с республиканской лабораторией «Ранняя помощь детям с отклонениями в развитии». Январь 2007г. 4. Организационная работа: определение основных подходов к планированию и реализации программы; систематизация и обобщение опыта деятельности; согласование программы с органами управления образования (МУОО) Педагоги работают по апробации программ и технологий коррекционно- развивающего обучения и воспитания. Переход части педагогов, имеющих высокую квалификацию и профессионализм на режим доверия и самоконтроля. Разработаны и внедрены в практику образовательные маршруты, индивидуальные программы развития детей. Представлен опыт работы: а)по раннему возрасту на республиканском семинаре «Ранняя коррекция»; б)выступили на научно-практической конференции г.Йошкар- Ола по теме «Сопровождение»; в)приняли участие в городской, республиканской «Ярмарке педагогических идей», «Лучшая технология» («Сказкотерапия»), разработали ряд проектов помощи детям с нарушением речи; г)идет апробация диагностических карт республиканского центра «Росток» (г.Йошкар-Ола); д)подготовили печатный материал на тему «Сопровождение» при МИО г.Йошкар-Олы. В течение 2007г. АпрельМай Январь- Сентябрь Апрель

Проблемы, возникшие при реализации I этапа программы: 1. Нехватка технических и дидактических средств обучения (отсутствие финансирования). 2. Слабая материально-техническая база учреждения. 3. Отсутствие научного руководителя в организации коррекционно- развивающей работы с детьми с нарушением речи. 5. Планируемый результат: создание программных документов, обеспечение готовности субъектов по переводу ДОУ в режим развития. Определение ресурсов. Ресурсное обеспечение: 1. кадровое. Подготовка педагогов в рамках курсов повышения квалификации; создание творческих групп по направлениям работы; 2. научно-методическое. Организация постоянно-действующих семинаров по использованию новых технологий, оснащение методическими пособиями и рекомендациями к программе. 3. материально-техническое. Обновление предметно-развивающей среды, приобретение технических и дидактических средств обучения. Диагностических пособий. 4.финансовое. Спонсорская и благотворительная помощь со стороны родителей. Созданы программные документы по направлениям работы специалистов ДОУ: программы «Детский мир», «Развитие эмоционально- волевой сферы детей». В течение года ИюльМарт

Аналитическая справка Аналитическая справка 1. Общая информация 2. Кадровое обеспечение. 3. Образовательный процесс. 4. Оздоровительная работа. 5. Общие санитарно-технические условия. 6. Работа с семьей. 7. Результаты нашей работы. 8. Выполнение годового плана. 9. Трудности и пути решения.