Никуличева Наталия Викторовна зав. кафедрой дистанционного обучения Центра развития профессионального и личностного потенциала научно - педагогических.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Система дистанционного обучения в сфере довузовской подготовки в Челябинской области Челябинский государственный университет Мартынова Е.А., д.п.н., профессор.
Advertisements

Стратегия организации дистанционного обучения Министерство образования и науки РФ ФГАУ « Федеральный институт развития образования » Никуличева Наталия.
Проектирование программы внедрения ДОТ и электронного обучения в командах «базовая школа- малокомплектные школы» А.Ю. Муратов, зав. кафедрой информатики.
Тема: Роль методического кабинета в повышении методической компетентности преподавателей педагогического колледжа.
Подготовила учитель физики ВСШ 4 О.В. Казакова 2010 (отредактированное 2012)
Самостоятельное обучение с использованием мультимедиа в системе высшего образования.
Организация учебного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий в условиях сетевого взаимодействия. Доклад Ишковой Н.Н., учителя.
Переход ОУ на свободное программное обеспечение. Тренинг "Проектная деятельность в условиях обновления образовательных стандартов" Тренинг рассчитан как.
Дистанционное обучение: проблемы педагогического проектирования и организации учебного процесса М.А. Татаринова, к.п.н., заведующая лабораторией ДО ИСМО.
Иркутский государственный технический университет Центр технологий дистанционного обучения ДО в современном образовании Кирилл Сергеевич Лебедев Руководитель.
РАЗРАБОТКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ : РАЗДЕЛ « ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА СТУПЕНИ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО.
Тольяттинский государственный университет © 2009 МАСТЕРСКАЯОБЩЕСТВЕННЫХКОММУНИКАЦИЙ Директор МОК – Нюренберг Владимир Владимирович Адрес: ул. Белорусская.
Понимание, направления использования в системе высшего профессионального образования.
Д истанционное обучение в современном образовании Керимова Кристина Владимировна п едагог-организатор, педагог дополнительного образования первой категории.
Технология подготовки урока в современной информационной образовательной среде.
МЕТОДИЧЕСКОЕ СОВЕЩАНИЕ. Самостоятельная работа студентов форма организации обучения, сущность которой заключается в самостоятельной познавательной деятельности.
Организация дистанционного обучения ( ДО ) Санкт-Петербургский Государственный Архитектурно-Строительный Университет курс для преподавателей © Michael.
Методические аспекты организации дистанционного обучения детей – инвалидов. Бубнова А.В., учитель математики МОУ школа 5 им. Ю.А. Гарнаева ШМО
Что должен знать методист в области дистанционного обучения Никуличева Наталия Викторовна зав. кафедрой дистанционного обучения Министерство образования.
Аудиторная Внеаудиторная Разработала: Кузнецова В.В. Самостоятельная работа.
Транксрипт:

Никуличева Наталия Викторовна зав. кафедрой дистанционного обучения Центра развития профессионального и личностного потенциала научно - педагогических кадров Принципы и стратегия дистанционного обучения Никуличева Наталия Викторовна зав. кафедрой дистанционного обучения Центра развития профессионального и личностного потенциала научно - педагогических кадров

2 Если хотите иметь то, чего никогда не имели, нужно делать то, чего никогда не делали! Коко Шанель

Дидактические принципы обучения Сформулированы М. И. Скаткиным для советской школы, уточнены в годы перестройки для современной российской школы П. И. Пидкасистым Принцип развивающего и воспитывающего характера обучения Принцип научности содержания и методов учебного процесса Принцип систематичности и последовательности Принцип сознательности, творческой активности учащихся при руководящей роли учителя Принцип наглядности, единства конкретного и абстрактного Принцип доступности обучения Принцип связи обучения с жизнью, с практикой строительства демократического общества Принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов работы Принцип создания положительного эмоционального фона ( Скаткин ) 3

Принципы ДО 1. Принцип системности. 2. Принцип учёта специфики предметной области обучения и контингента обучаемых. 3. Принцип интерактивности. 4. Принцип гибкости, маневренности всего учебного процесса и учебно - методического обеспечения. 5. Принцип корпоративности, командного подхода к организации деятельности в сетях. 6. Принцип информационной и психологической безопасности. 4

Принцип системности Определяет всю организацию, включая проектирование обучения, создание системы средств обучения ( учебно - методическое обеспечение ) и заканчивая организацией самой познавательной деятельности. При использовании принципа системности на всех этапах создания, развития и использования данной системы, то такая система способна дать новое качество, которое не может дать ни один отдельно взятый её компонент. Связи взаимодействия, развития, управления, функционирования создают открытость системы, возможность её дальнейшего развития, совершенствования. 5

Принцип учёта специфики предметной области обучения и контингента обучаемых Курс по биологии не может быть построен по тем же правилам, что курс по иностранному языку. Курс для взрослого специалиста не может быть аналогичен по своей структуре организации курсу для студентов или школьников. 6

Принцип интерактивности Для дистанционной формы это принципиально важно. Контакт между преподавателем и учащимися, а также между учащимися д. б. систематическим. Интерактивность рассматривается с 2- х сторон : 1. Взаимодействие участников педагогического процесса. 2. Дидактическое свойство используемых средств обучения. Т. к. основной акцент в ДО делается на самостоятельную познавательную деятельность учащихся индивидуально или в малых группах сотрудничества, то предпочтение отдаётся таким средствам обучения и контроля, которые обладают обратной связью. 7

Принцип гибкости, маневренности всего учебного процесса и учебно - методического обеспечения Рекомендуется модульное построение содержания, где каждый модуль автономен, краток, открыт для развития в соответствии с потребностями и интересами обучаемых. Осуществляется дифференциация обучения в контексте личностно - ориентированного подхода. 8

Принцип корпоративности, командного подхода к организации деятельности в сетях « Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт » Слаженность командной работы зависит от умения преподавателя организовать малые группы сотрудничества, учитывая особенности психологической совместимости участников, их интересы, способность к толерантности, взаимоуважению, культуре общения. Многое зависит от организации учебного материала. Групповые и индивидуальные задания. Стиль общения педагога с группами, умение стимулировать совместную работу, чувство ответственности за результат. 9

Принцип информационной и психологической безопасности Интернет - демократическая среда, где каждый может разместить любую информацию. Учащиеся могут столкнуться с неграмотной, бесполезной, вредной информацией. Необходимо формировать критическое мышление. Преподавателю при рекомендации к поиску дополнительных источников необходимо чётко знать возможные трудности и опасности в информационном и психологическом плане. 10

Основные этапы стратегии внедрения ДО Этап I. Предварительные вопросы Вопросы, требующие положительного ответа перед началом работы над созданием дистанционного курса: 1. Способны ли педагоги самостоятельно разработать дистанционный курс, или им нужно пройти курс обучения? 2. Располагает ли учебное заведение техническими специалистами, способными программировать, создавать сайты, администрировать компьютерные сети? 3. Имеются ли в учебном заведении технические возможности для производства электронной учебной продукции и доставки её потенциальным слушателям? 4. Обладает ли учебное заведение какими-либо коммуникационными возможностями для поддержания контакта с дистанционными слушателями? 11

Группы для работы при внедрении ДО Создаются следующие группы: 1. Группа преподавателей, способных разработать дистанционный курс методически и провести его, а также методически разработать на основе дистанционного курса электронный учебник, обучающую программу. 2. Группа специалистов, способных представить в сети Интернет материалы курса в форме, доступной для слушателей, а также создать по методическим разработкам электронный учебник, обучающую программу. 3. Группа специалистов, способных производить электронную учебную продукцию и заниматься вопросами её доставок и установок. 4. Группа специалистов, готовых постоянно поддерживать связь между преподавателями и слушателями в ходе учебного процесса. 12

Этап II. Определение целевой группы учащихся ДО Уверенные пользователи ПК Неуверенные пользователи ПК Студенты младших курсов Студенты старших курсов Молодые специалисты Опытные специалисты Слушатели, обучающиеся на курсах повышения квалификации Слушатели, обучившиеся на курсах повышения квалификации (дистанционная поддержка) … 13

Этап III. Формулирование учебных целей Цели д.б. описаны для каждой учебной единицы, каждого учебного модуля и обязательно должны быть доведены до слушателей. 1. Обеспечить слушателя некоторой суммой знаний, в результате чего он сможет повторить или распознать материал. 2. Научить слушателя понимать суть процессов и явлений. 3. Сформировать у него умения, когда он начнёт рассуждать, давать оценки, анализировать и синтезировать. 4. Привить профессиональные навыки, которые характеризуют высшую степень готовности слушателя к профессиональной деятельности. Хорошо сформулированная учебная цель должна содержать легко контролируемый и видимый результат обучения, условия и критерий достижения этого результата. Например, "Используя методы веб- дизайна (условие), слушатели должны уметь (результат) представить конкретный материал в виде веб-сайта (критерий)". 14

Этап IV. Планирование ресурсов 1. Технические (кто будет предоставлять доступ к сети Интернет, на каких серверах будут храниться учебные материалы, где и на чём они будут создаваться, программное обеспечение и т.д.). 2. Информационные (хранение и доставка учебной информации, обмен и доступ к ресурсам, требования к объёмам памяти, скорости доступа в сеть, скорость обмена информацией и т.д.). 3. Кадровые (разработчики, дистанционные учителя, работники технической и информационной службы). 4. Финансовые затраты (приобретение оборудования, программного обеспечения, доступ к сети Интернет, оплата кадрам). 5. Временные затраты (сроки на разработку и внедрение курса, выполнение слушателями заданий). 15

Этап V. Составление структуры и рабочей программы курса Рабочая программа курса может состоять из модулей (наиболее удобная структура для ДО), которые можно изучать в разной последовательности, создавая индивидуальные траектории обучения. Модуль может состоять из учебных единиц, которые могут включать в себя: 1. Входной контроль (для определения начального уровня подготовки) 2. Теоретические материалы 3. Практические материалы 4. Самоконтроль (вопросы с ответами или комментариями для оценки своих успехов) 5. Мониторинг учебной деятельности (для проверки преподавателем) В рабочей программе курса ДО помимо модулей могут быть указаны: Используемые методы обучения Учебный график курса Учебные и методические материалы Необходимое оборудование Программное обеспечение Административная и техническая поддержка 16

Этап VI. Определение содержания и форм контроля знаний слушателей Любой контроль должен быть согласован с учебными целями модуля и его учебных единиц. Виды контроля в ДО: Тесты Отчёты, рефераты Веб-квесты Телеконференции Проектная деятельность Анкетирование Портфель слушателя Итоговый контроль В практике ДО часто применяются 4 вида вопросов, включаемых как в задания для самопроверки, так и в задания мониторинга: 1. Вопросы с выбором одного или нескольких ответов из списка (быстрый и экономичный способ тестирования знаний, основанных на запоминании, распознавании и различении) 2. Вопросы, требующие кратких ответов (например, определить ключевой термин, вычислить по формуле) 3. Вопросы, требующие развёрнутых письменных ответов (для проверки умений и навыков) 4. Ситуационные вопросы и задания, позволяющие оценить действия обучаемого в реальных жизненных ситуациях. Контроль знаний в ДО может выполняться в режиме on-line (в реальном времени, обозначенном преподавателем) и off-line (в любое время, удобное слушателю). 17

Этап VII. Разработка учебного материала Каждый учебный модуль может включать в себя следующие элементы: учебные цели; содержание; график самостоятельного изучения материала и выполнения заданий; список литературы; текст с рисунками, таблицами, графиками, фотографиями, мультимедийными вставками с анимацией и видео; практикумы с комментариями, подсказками и диалоговыми режимами; виртуальные (или с удалённым доступом) лаборатории и тренажёры; задания, развивающие умения и профессиональные навыки учащегося; задания для самоконтроля и проверки знаний преподавателем; дополнительные электронные учебные материалы (справочники, словари, программы и т.д.); глоссарии, указатели и т.п. 18

Этап VIII. Подготовка инструкций для слушателей Инструкция для слушателей курса ДО д.б. написана на дружественном языке и включать следующие сведения: главное в изучении курса; порядок изучения курса; место и роль курса в образовании слушателя; что ожидает слушателя в процессе изучения курса; режим работы слушателя над курсом; сроки выполнения заданий; адреса отправки контрольных заданий; формы контроля знаний, используемых в курсе; критерии успешного завершения работы над курсом; условия пересдачи материала в случае неуспешного освоения курса; адреса средств телекоммуникаций для связи с преподавателем. 19

Этап I Х. Оценка курса и коррекция учебных материалов Способы оценки курса: рецензирование учебных материалов коллегами-преподавателями или специалистами; обсуждение на заседании кафедры или семинаре. При оценке курса необходимо обращать внимание: правильность формулировки учебных целей модулей и учебных единиц; наличие ошибок в изложении учебных материалов; актуальность материалов, приводимых в качестве примеров; точность формулировок, адекватность принятым нормам, стандартам; современность практических заданий и упражнений; пояснения и ответы к упражнениям, задачам, тестам; чёткость, ясность, доступность излагаемого материала для слушателя; наличие наглядности (таблицы, графики, иллюстрации) в доступных формах; соответствие содержания и практической части курса учебным целям курса; телекоммуникационность курса (связь с преподавателем). 20

Этап Х. Тьюторская поддержка ДО м.б. организовано разными способами: Дистанционный учитель (ДУ) слушатель ДУ группа слушателей (находящаяся в одном учебном заведении, посёлке, городе, имеющая возможность собираться вместе для обучения у ДУ) Во втором случае для организации работы группы через сеть Интернет с ДУ целесообразно использовать тьютора (локального координатора). Таким образом, схема в идеале выглядит так: ДУ тьютор группа слушателей Обязанности тьютора заключаются в организации связи между ДУ и слушателями. 21

Этап Х I. Публикация курса на сайте Размещение курса на сайте – это совместная работа разработчика курса и web-мастера. 1. Для успешного усвоения курса слушателем желательно сохранить разбивку учебного курса на модули и учебные единицы. 2. Для удобства слушателя необходимо продумать систему рубрикаторов, меню, простой навигации по сайту, системы удобных гипертекстов и гипермедиа, немедленный доступ к любому элементу учебного материала. 3. Сайт курса должен содержать только материалы, относящиеся к теме обучения, привлекательный дизайн, уместное применение звуковых и анимационных эффектов. 4. Сайт курса д.б. технически ориентирован как на слушателей высоким уровнем техники и доступа в Интернет, так и на слушателей с менее хорошими техническими характеристиками (модемный Интернет). Для этого необходимы вариативные выполнения заданий, пользование источниками информации (вместо учебного фильма – электронная энциклопедия, вместо видеоконференции – стенограмма проведенной консультации и т.д.). 22

Этап Х II. Использование готовых материалов Использование в ДО уже имеющихся материалов (конспекты лекций, учебники, статьи), созданных для очного (заочного и др. форм обучения), можно в том случае, если: материал согласован с заявленными учебными целями курса ДО; содержание материала соответствует теме обучения; уровень изложения текста материала соответствует конкретной категории слушателей (не слишком академичен и не слишком элементарный); примеры и иллюстрации адекватны теоретическому материалу; изложенный материал может вовлечь слушателя в активную учебную работу; имеются необходимые элементы сопровождения. Многие готовые материалы (учебники, статьи, видеофильмы) в курсе ДО могут быть использованы разными способами: параллельно с основным учебным материалом (путём гиперссылки); для предварительной подготовки к восприятию основного учебного материала; как материал, поддерживающий основной учебный модуль. 23

Этап Х III. Организация взаимодействия со слушателями После полной подготовки курса необходимо установить связь со слушателями и обменяться адресами (сайт, электронная почта). После чего можно начинать дистанционное обучение. 24

Одновременно с этапами … Создание электронных учебников и организация их экспертизы Решение организационных финансовых и бухгалтерских вопросов ДО Участие во всероссийских и международных конференциях по ИТ и ДО Сотрудничество с исследовательскими институтами по тематике ДО Работа в статусе экспериментальной площадки по ДО Публикации в журналах по теме ДО «Открытое и дистанционное образование», «Народное образование», «Информатика и образование» и др. Участие в работе виртуальных сообществ (например,«Интернет-государство учителей» 25

Документационное обеспечение ДО в ОУ 1. Положение о дистанционном обучении (о проведении дистанционных курсов). 2. Административная документация (приказы, распоряжения, договора) о создании рабочей группы по внедрению дистанционного обучения, об определении дополнительных объёмов работы. 3. Должностные инструкции (дополнения) участников дистанционного обучения. 4. Рабочая программа каждого дистанционного курса. 5. Календарно-тематический и учебный план каждого дистанционного курса. 6. Расписание/план-график учебного процесса для студентов ДО. 7. Экономический механизм ДО. 8. План дистанционного занятия (образец), анализа и рефлексии. 9. Анкета для учащихся по завершению дистанционного курса. 26

Педагогические технологии ДО Обучение в малых группах сотрудничества Дискуссии Мозговая атака Ролевая, деловая игра (проблемной направленности) Ситуационный анализ (case-study) Метод проектов «Портфель ученика» - e-portfolio (рефлексия, личные веб- странички учащихся). 27

Средства общения в сети Интернет Электронная почта Дискуссионные группы (списки рассылки, группы новостей) Аудио- и видеоконференции ( NetMeeting, ProShare Intel, Internet Phone CU-SeeMe PowWow др. программы Чат Форум Электронная доска объявлений Визитная карточка учителя/ученика Портфель ученика Блоги Твиттер Вики-вики ICQ Гостевая книга 28

Качество ДО ( Полат Е. С.) Эффективность любого вида обучения на расстоянии зависит от четырех составляющих: эффективного взаимодействия преподавателя и обучаемого, несмотря на то, что они физически разделены расстоянием; используемых при этом педагогических технологий; эффективности разработанных методических материалов и способов их доставки; эффективности обратной связи. Другими словами, успешность и качество дистанционного обучения в большой мере зависят от эффективной организации и педагогического качества используемых материалов и педагогического руководства, мастерства педагогов, участвующих в этом процессе. 29

Эмоции … Нельзя к старой телеге приладить двигатель от ракеты… Либо стоит заниматься внедрением ДО профессионально, что получается долго, дорого, но качественно, «на века»! Либо не заниматься внедрением ДО на примитивном уровне, чтобы не понизить общий уровень обучения и не получить малограмотных выпускников! 30

Советы дистанционному слушателю для эффективного обучения на курсе : Записывайтесь на тот курс, где вы получите новую информацию, которую сможете применять в дальнейшей профессиональной деятельности. При обучении на курсе стоит организовать собственную учебу так, чтобы извлечь из обучения максимальную пользу. Следует рассчитывать своё рабочее время с учётом изучения нового материала курса и выполнение заданий равномерно в течение рабочей недели, чтобы избежать необходимости прорабатывать большие объёмы информации за короткий промежуток времени в связи с необходимостью срочно сдавать задания. Выполнение заданий не стоит откладывать на последний день до срока отправки, так как могут возникнуть по ходу выполнения вопросы, на которые дистанционный преподаватель не сможет сиюминутно дать ответы. Проще задать все вопросы заранее, чтобы выполнение заданий не превращалось в муки творчества по принципу « из ничего сделать что - то ». При необходимости стоит попросить у дистанционного преподавателя on-line консультации в режиме аудио или видеоконференции ( например, Skype) или в чате, форуме, ICQ. Сервисами коммуникаций в сети Интернет стоит овладеть заранее, если нет навыка работы в них. Они помогут оперативно решить все вопросы, а также в дальнейшем общаться с коллегами. Полноценный качественный процесс обучения дистанционно организовать возможно, необходимо только приложить к этому свои усилия. 31

Часто задаваемые вопросы : Нужно ли ДО ? При проведении курса ДО, конечно, встаёт вопрос целесообразности : нужно ли заменять живое общение дистанционным, если возможно очное обучение ? Безусловно, использование интернет - технологий и информационно - коммуникационных технологий в принципе должно разумно дополнять образовательный процесс, расширять возможности доступа сотрудника к ресурсам сети. Педагог при ДО : При любом обучении роль педагога была и есть главной в процессе обучения, которую не заменит ни один электронный учебник, сайт, дистанционный курс, даже если они будут составлены безупречно с точки зрения методики. Личность учителя остаётся важной при любой форме обучения. Эффективное ДО : При отсутствии возможности чисто очного обучения наиболее эффективным для взрослых будет курс в очно - дистанционной форме – с периодическими встречами и проведением семинарских занятий « вживую ». Что вынести на ДО ? В сети Интернет можно размещать теоретические материалы и задания курса, организовывать участие в различных олимпиадах, конкурсах и др. мероприятиях, профессионально общаться с коллегами из своей сферы. Кроме того, сеть Интернет наполнена большим количеством сервисов, которые удобно сочетать в процессе обучения – форумы, вики - вики, блоги, , skype ( и другие программы для видеоконференций ), списки рассылки и т. д. Всё это возможно использовать в дополнение к традиционным очным формам обучения, эффективно увеличивая общение преподавателя и слушателя. 32

Литература Педагогические технологии дистанционного обучения. Под редакцией Полат Е. С.; М.: Академия, Крук Б. И., Журавлёва О. Б., Соломина Е. Г. Стратегия проектирования дистанционного курса при обучении через сеть Internet // Открытое и дистанционное образование. 1 (17), 2005 Никуличева Н. В. Психологические проблемы при обучении взрослых на дистанционном курсе // Материалы Межведомственной научно - практической конференции « Психологическая помощь социально незащищенным лицам с использованием дистанционных технологий ( интернет - консультирование и дистанционное обучение ») – М., – С Никуличева Н. В. Проблемы готовности к использованию ИКТ в системе образования // Ученые записки. Вып.29. Ч.I - М.: ИИО РАО, – С Никуличева Н. В. Курс повышения квалификации преподавателя дистанционного обучения // Высшее образование в России. – М, – С

Никуличева Наталия Викторовна Личный сайт: Личный сайт: Телефон: Телефон: 8(499) доп. 680 Адрес: Адрес: г. Москва, ул. 3-я Кабельная, д.1, стр. 1, Федеральный институт развития образования, Центр развития профессионального и личностного потенциала научно-педагогических кадров, Кафедра дистанционного обучения, 1 этаж, кабинет