24.09.20121 Герасимова Галина Николаевна, учитель начальных классов МОУ СОШ 30.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Знакомься: твоя память. Память - способность мозга сохранять информацию и воспроизводить ее при необходимости спустя какое-то время.
Advertisements

Как развить свою память. Даниил Хармс: Память – это вообще явление странное, как трудно бывает что-нибудь запомнить и как легко забыть! А то и так бывает:
«Психологическое сопровождение введения ФГОС НОО как один из инструментов оценки достижения планируемых результатов освоения Основной образовательной программы.
Сопровождение введения ФГОС Диагностика готовности первоклассников к обучению в школе.
Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка или Обучение русскому языку средствами субъективизации.
Знакомься: твоя память. Память - способность мозга сохранять информацию и воспроизводить ее при необходимости спустя какое-то время.
Использование опор и алгоритмов при конструировании современного урока Учитель математики МОУ ООШ 7 Федорова Н.С.
Развитие интеллектуальной сферы учащихся в сельской школе.
Современный урок в коррекционной школе КГКСКОУ СКШИ 8 вида 11 Шишканова Снежана Егоровна.
Методы и средства обучения.
Обобщение педагогического опыта «Адаптационно-развивающее общение при обучении химии» Учитель химии МОУ «Песковатская»СОШ Щупкина Наталья Анатольевна.
Психологическое сопровождение ФГОС Приоритетным направлением федерального образовательного стандарта второго поколения является реализация развивающего.
Практические аспекты построения системной модели деятельности МОУ СОШ 84 по сохранению и укреплению здоровья. Роль и значение уроков ОБЖ при проведении.
Знакомься: твоя память. Память - способность мозга сохранять информацию и воспроизводить ее при необходимости спустя какое-то время.
Легко учить, интересно учиться!. Содержание всей линии учебников и программ соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования.
Интеллектуальное развитие младших школьников Цупренко Светлана Михайловна, учитель начальных классов МОУ «СОШ 51» г. Улан-Удэ.
«Психолого - педагогическое сопровождение введения ФГОС ООО»
Развитие логического мышления в процессе игровой деятельности младших школьников Выполнила C. И. Плюснина учитель начальных классов МКОУ СОШ с УИОП
Развитие логического мышления учащихся на уроках математики. Выполнила учитель начальных классов МОУ СОШ 29 Былинкина И.А.
ПРОГРАММА Мониторинг психофизиологического развития учащихся 1 класса Автор: О.А. Оксимец.
Транксрипт:

Герасимова Галина Николаевна, учитель начальных классов МОУ СОШ 30

Развитие памяти через систему развивающих упражнений на уроках математики как условие успешного обучения младших школьников.

4 Изучение математики в начальной школе направлено на достижение следующих целей: развитие образного и логического мышления, воображения, математической речи, формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач и продолжения образования; освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике как части общечеловеческой культуры; воспитание интереса к математике. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ

«Мышление ребенка во многом определяется его памятью... и развивается в непосредственной зависимости от памяти» «Мышление ребенка во многом определяется его памятью... и развивается в непосредственной зависимости от памяти» Л.С. Выготский

Как объять необъятное?

7 Актуальность снижается успеваемость; учащиеся теряют интерес к учёбе; информацион- ный стресс влияет на здоровье детей

Память - способность мозга сохранять информацию и воспроизводить её при необходимости спустя какое-то время.

Актуальность умения получать, сохранять и перерабатывать, а также воспроизводить информацию в процессе учебной деятельности; умения использовать информацию в нестандартной ситуации; формирования у учащихся учебной и информационной культуры. Успешность обучения зависит от

Цель работы: повышение качества обучения младших школьников через систему упражнений по развитию памяти на уроках математики.

провести входную и повторную диагностику памяти учащихся; провести коррекционную работу по развитию психических механизмов памяти учащихся; подобрать систему упражнений; выявить динамику развития психических механизмов памяти и их влияние на успешность обучения младших школьников. Задачи:

Объект исследования Предмет исследования процесс развития памяти детей младшего школьного возраста влияние памяти на качество и успешность обучения учащихся начальных классов

Гипотеза развитие памяти влияет на успешность обучения младших школьников младших школьников и осуществляется эффективнее, если используется система развивающих упражнений на разных этапах урока математики

наблюдение сравнение измерение анкетирование тестирование опросы беседы анализ и синтез Методы работы

По Л.В. Черемошкиной Природная память Культурная память

Нашу память можно сравнить с домом, где фундамент составляет природная память, а все остальные конструкции – культурная.

Математическая память - способность человека запоминать математические объекты, понятия, отношения, рассуждения, действия и воспроизводить их в необходимый момент.

Взаимодействие процессов памяти ВНИМАНИЕ ВОСПРИЯТИЕ ЗАПОМИНАНИЕ СОХРАНЕНИЕ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ

Расположение информации на доске, на плакате 28%33% 16%23%

Объём запоминаемой информации зависит от способа её получения Речевой 15% Зрительный 25% Оба одновременно 65%

Механизм функционирования памяти Потребность или интерес Мотивация Концентрация внимания Структурная организация запоминаемого Заранее подготовить материал, подходящий под возрастной интерес учащихся Привлечь внимание учащихся к решению проблемы Заинтересовать учащихся (например, проблемной ситуацией) Структурировать, сгруппировать материал по признакам

Система работы по развитию памяти младших школьников Входная диагностика Цель: определение уровня развития памяти, мотивации, тревожности учащихся Система упражнений по развитию памяти ПРИРОДНАЯ ПАМЯТЬ 1 БЛОК Приёмы и способы рационального запоминания и воспроизведения информации 2 БЛОК Специальные упражнения на развитие различных видов памяти 1 класс 2 класс УСЛОЖНЕНИЕ 3 класс 4 класс Выходная диагностика Цель: определение уровня развития памяти, мотивации, тревожности учащихся КУЛЬТУРНАЯ ПАМЯТЬ МОНИТОРИНГ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УСПЕШНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ

Входная диагностика 2006/2007 учебный год 1А класс Цель: определение уровня развития памяти, мотивации, тревожности учащихся

Уровень развития слуховой памяти (количество учащихся)

Уровень развития зрительной памяти (количество учащихся)

Уровень развития комбинированной памяти (количество учащихся)

Мотивация учащихся (в %)

Уровень тревожности учащихся (в %)

Система упражнений по развитию памяти 1 БЛОК Приёмы и способы рационального запоминания и воспроизведения информации

БЛОК Приёмы и способы рационального запоминания и воспроизведения информации

Упражнение «Рисунки из геометрических фигур»

Приём ассоциаций

Схема – алгоритм 1.Выделяю первое неполное делимое. 2. Определяю количество цифр в значении частного. 3. Подбираю первую цифру частного. 4. Нахожу остаток. Сравниваю остаток с делителем. 5. Выделяю второе неполное делимое.

Способы развития запоминания

Валеологические приёмы: - цветные таблицы, опорные схемы; - обеспечение двигательной активности учеников на уроке; - физминутки: для улучшения мозгового кровообращения, для снятия утомления с плечевого пояса и рук, для снятия утомления с туловища, общего действия, для мобилизации внимания, комплекс упражнений гимнастики для глаз.

«... понимающий природу памяти будет беспрестанно прибегать к повторениям, и не для того чтобы починить развалившееся, но для того чтобы укрепить здание и вывести на нем новый этаж». К. Д. Ушинский

классификации; группировки материала; поиска ассоциации; использования опорных пунктов; составления мнемических планов. Младшие школьники владеют приёмами:

Система упражнений по развитию памяти 2 БЛОК Специальные упражнения на развитие различных видов памяти 1 класс 2 класс УСЛОЖНЕНИЕ 3 класс 4 класс

БЛОК Специальные упражнения на развитие различных видов памяти 1 класс 2 класс УСЛОЖНЕНИЕ 3 класс 4 класс

«Найди числа» «Мнемический ряд» «Математические слова» «Квадрат с цифрами» «Что изменилось?» «Запомни двузначные числа» «Найди лишнюю цифру» «Часы и время» «Запомни картинки»

Развитие слуховой памяти Внимательно послушайте ряд чисел и запомните их: 18, 40, 27, 54, 11, 63, 71 Выписать только те числа, которые являются результатом таблицы умножения на 9.

:+-=+ Запомни знаки в таблице (для запоминания даётся 1 минута). Запиши по памяти.

Запомни цифры в таблице (для запоминания даётся 1 минута). Запиши по памяти.

Игра «Найди геометрические фигуры по памяти»

РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ

Выходная диагностика Цель: определение уровня развития памяти, мотивации, тревожности учащихся

Уровень развития слуховой памяти в сравнении за 4 года (количество учащихся)

Уровень развития зрительной памяти в сравнении за 4 года (количество учащихся)

Уровень развития комбинированной памяти в сравнении за 4 года (количество учащихся)

Мотивация учащихся (в %)

Уровень тревожности в сравнении за два года (в %)

Уровень утомляемости на уроке математики 4А класс 2009/2010 учебный год

МОНИТОРИНГ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Качество знаний по математике в сравнении за два года (в %)

Качество знаний на контрольных работах в сравнении за 2 года 3А и 4А классы (в %)

Качество знаний в сравнении за два года (в %)

Повышение качества обучения. Снятие учебных перегрузок и утомляемости. Создание психологической комфортности процесса обучения и «ситуации успеха». Повышение мотивации к изучению предмета. Сформированы начальные основы учебной и информационной культуры. Дети активнее участвуют в школьной жизни: 1.Участие в математической игре «Кенгуру». 2. Участие в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях.

«Память это вообще явление странное. Как трудно бывает что- нибудь запомнить и как легко забыть! Как трудно бывает что- нибудь запомнить и как легко забыть! Я бы всем советовал поработать над своей памятью». Д. Хармс Д. Хармс