Герасимова Галина Николаевна, учитель начальных классов МОУ СОШ 30
Развитие памяти через систему развивающих упражнений на уроках математики как условие успешного обучения младших школьников.
4 Изучение математики в начальной школе направлено на достижение следующих целей: развитие образного и логического мышления, воображения, математической речи, формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач и продолжения образования; освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике как части общечеловеческой культуры; воспитание интереса к математике. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ
«Мышление ребенка во многом определяется его памятью... и развивается в непосредственной зависимости от памяти» «Мышление ребенка во многом определяется его памятью... и развивается в непосредственной зависимости от памяти» Л.С. Выготский
Как объять необъятное?
7 Актуальность снижается успеваемость; учащиеся теряют интерес к учёбе; информацион- ный стресс влияет на здоровье детей
Память - способность мозга сохранять информацию и воспроизводить её при необходимости спустя какое-то время.
Актуальность умения получать, сохранять и перерабатывать, а также воспроизводить информацию в процессе учебной деятельности; умения использовать информацию в нестандартной ситуации; формирования у учащихся учебной и информационной культуры. Успешность обучения зависит от
Цель работы: повышение качества обучения младших школьников через систему упражнений по развитию памяти на уроках математики.
провести входную и повторную диагностику памяти учащихся; провести коррекционную работу по развитию психических механизмов памяти учащихся; подобрать систему упражнений; выявить динамику развития психических механизмов памяти и их влияние на успешность обучения младших школьников. Задачи:
Объект исследования Предмет исследования процесс развития памяти детей младшего школьного возраста влияние памяти на качество и успешность обучения учащихся начальных классов
Гипотеза развитие памяти влияет на успешность обучения младших школьников младших школьников и осуществляется эффективнее, если используется система развивающих упражнений на разных этапах урока математики
наблюдение сравнение измерение анкетирование тестирование опросы беседы анализ и синтез Методы работы
По Л.В. Черемошкиной Природная память Культурная память
Нашу память можно сравнить с домом, где фундамент составляет природная память, а все остальные конструкции – культурная.
Математическая память - способность человека запоминать математические объекты, понятия, отношения, рассуждения, действия и воспроизводить их в необходимый момент.
Взаимодействие процессов памяти ВНИМАНИЕ ВОСПРИЯТИЕ ЗАПОМИНАНИЕ СОХРАНЕНИЕ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ
Расположение информации на доске, на плакате 28%33% 16%23%
Объём запоминаемой информации зависит от способа её получения Речевой 15% Зрительный 25% Оба одновременно 65%
Механизм функционирования памяти Потребность или интерес Мотивация Концентрация внимания Структурная организация запоминаемого Заранее подготовить материал, подходящий под возрастной интерес учащихся Привлечь внимание учащихся к решению проблемы Заинтересовать учащихся (например, проблемной ситуацией) Структурировать, сгруппировать материал по признакам
Система работы по развитию памяти младших школьников Входная диагностика Цель: определение уровня развития памяти, мотивации, тревожности учащихся Система упражнений по развитию памяти ПРИРОДНАЯ ПАМЯТЬ 1 БЛОК Приёмы и способы рационального запоминания и воспроизведения информации 2 БЛОК Специальные упражнения на развитие различных видов памяти 1 класс 2 класс УСЛОЖНЕНИЕ 3 класс 4 класс Выходная диагностика Цель: определение уровня развития памяти, мотивации, тревожности учащихся КУЛЬТУРНАЯ ПАМЯТЬ МОНИТОРИНГ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УСПЕШНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ
Входная диагностика 2006/2007 учебный год 1А класс Цель: определение уровня развития памяти, мотивации, тревожности учащихся
Уровень развития слуховой памяти (количество учащихся)
Уровень развития зрительной памяти (количество учащихся)
Уровень развития комбинированной памяти (количество учащихся)
Мотивация учащихся (в %)
Уровень тревожности учащихся (в %)
Система упражнений по развитию памяти 1 БЛОК Приёмы и способы рационального запоминания и воспроизведения информации
БЛОК Приёмы и способы рационального запоминания и воспроизведения информации
Упражнение «Рисунки из геометрических фигур»
Приём ассоциаций
Схема – алгоритм 1.Выделяю первое неполное делимое. 2. Определяю количество цифр в значении частного. 3. Подбираю первую цифру частного. 4. Нахожу остаток. Сравниваю остаток с делителем. 5. Выделяю второе неполное делимое.
Способы развития запоминания
Валеологические приёмы: - цветные таблицы, опорные схемы; - обеспечение двигательной активности учеников на уроке; - физминутки: для улучшения мозгового кровообращения, для снятия утомления с плечевого пояса и рук, для снятия утомления с туловища, общего действия, для мобилизации внимания, комплекс упражнений гимнастики для глаз.
«... понимающий природу памяти будет беспрестанно прибегать к повторениям, и не для того чтобы починить развалившееся, но для того чтобы укрепить здание и вывести на нем новый этаж». К. Д. Ушинский
классификации; группировки материала; поиска ассоциации; использования опорных пунктов; составления мнемических планов. Младшие школьники владеют приёмами:
Система упражнений по развитию памяти 2 БЛОК Специальные упражнения на развитие различных видов памяти 1 класс 2 класс УСЛОЖНЕНИЕ 3 класс 4 класс
БЛОК Специальные упражнения на развитие различных видов памяти 1 класс 2 класс УСЛОЖНЕНИЕ 3 класс 4 класс
«Найди числа» «Мнемический ряд» «Математические слова» «Квадрат с цифрами» «Что изменилось?» «Запомни двузначные числа» «Найди лишнюю цифру» «Часы и время» «Запомни картинки»
Развитие слуховой памяти Внимательно послушайте ряд чисел и запомните их: 18, 40, 27, 54, 11, 63, 71 Выписать только те числа, которые являются результатом таблицы умножения на 9.
:+-=+ Запомни знаки в таблице (для запоминания даётся 1 минута). Запиши по памяти.
Запомни цифры в таблице (для запоминания даётся 1 минута). Запиши по памяти.
Игра «Найди геометрические фигуры по памяти»
РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ
Выходная диагностика Цель: определение уровня развития памяти, мотивации, тревожности учащихся
Уровень развития слуховой памяти в сравнении за 4 года (количество учащихся)
Уровень развития зрительной памяти в сравнении за 4 года (количество учащихся)
Уровень развития комбинированной памяти в сравнении за 4 года (количество учащихся)
Мотивация учащихся (в %)
Уровень тревожности в сравнении за два года (в %)
Уровень утомляемости на уроке математики 4А класс 2009/2010 учебный год
МОНИТОРИНГ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Качество знаний по математике в сравнении за два года (в %)
Качество знаний на контрольных работах в сравнении за 2 года 3А и 4А классы (в %)
Качество знаний в сравнении за два года (в %)
Повышение качества обучения. Снятие учебных перегрузок и утомляемости. Создание психологической комфортности процесса обучения и «ситуации успеха». Повышение мотивации к изучению предмета. Сформированы начальные основы учебной и информационной культуры. Дети активнее участвуют в школьной жизни: 1.Участие в математической игре «Кенгуру». 2. Участие в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях.
«Память это вообще явление странное. Как трудно бывает что- нибудь запомнить и как легко забыть! Как трудно бывает что- нибудь запомнить и как легко забыть! Я бы всем советовал поработать над своей памятью». Д. Хармс Д. Хармс