Стадии развития личности по Эрику Эриксону Выполнили: Королева Татьяна, 114 Красноженова Татьяна, 114 Пузанова Марина, 114 Шулепова Ольга, 114 Санкт-Петербург.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Стадии развития по Эриксону и Фрейду. Примерный возраст По Эриксону -- Стадия развития (психосоциальный кризис): Соответствующая стадия по Фрейду – оральная.
Advertisements

Э РИК Э РИКСОН : ЭГО ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ. Б ИОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРК Эрик Эриксон родился в 1902 году в Германии. Учился в «гуманистической гимназии» в Германии.
1 Уровни развития личности по Эриксону Стадия Нормальная линия развития Аномальная линия развития Раннее младенч ество (до 1 года) Доверие к людям. Взаимная.
Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД России Кафедра философии Автор курса: доц., к.п.н. Светлана Михайловна Медведева.
Родительское собрание на тему: Наши ошибки в воспитании детей « Нет детей – есть люди, но с иным масштабом понятий, иными источниками опыта, иными стремлениями,
Структура личности Inimeseõpetus Julia Kjahrenova 1.
Готовность старшеклассников к личностному самоопределению.
Возрастные кризисы Подготовила студентка группы ЖУР-Д-Б-3 СЕРОУС ЕВГЕНИЯ.
СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ КОЛЕСНИЧЕНКО АНАСТАСИЯ 11-Б КЛАСС.
Современные теории личности «ВОСЕМЬ ВОЗРАСТОВ ЧЕЛОВЕКА» По ЭРИКУ ЭРИКСОНУ Кафедра Психологии и Педагогики СОГМА А.С.Татров.
«РОЛЬ САМООЦЕНКИ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ СОВРЕМЕННОГО СТАРШЕКЛАССНИКА»
Педагог-психолог Ибраева Ольга Игоревна. Взрослый мир и мир детства постоянно живут рядом. Два этих мира уникальны и непохожи. Разница между миром ребенка.
« Труд создал самого человека » - Ф. Энгельс. Мышление это высшая ступень человеческого познания, осознания таких сторон и свойств мира, которые не могут.
Социум для ребенка не антагонистичен. Личность развивается от рождения до смерти. Личность развивается через последовательные этапы жизни. Этапы жизни,
Заставляют действовать! Один из самых простых и быстрых способов удовлетворения потребностей подростков. Пивной алкоголизм – основная проблема страны!
Автор – Кригер Ю. Н.. 1. Права и о бязанности р одителей и д етей. 2. Воспитание о тветственности. 3. Е сли п одросток п опал в м илицию …
Как помочь ребенку в период подростковых изменений?
Создание условий для сохранения психологического здоровья школьников.
C:\Users\БукаБяка\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.IE5\W3CC6LBQ\MCj [1].wmf
5 класс – новый этап в жизни детей. 5-й класс - это: Изменение условий обучения (учителя- предметники и разные кабинеты вместо одного учителя и своего.
Транксрипт:

Стадии развития личности по Эрику Эриксону Выполнили: Королева Татьяна, 114 Красноженова Татьяна, 114 Пузанова Марина, 114 Шулепова Ольга, 114 Санкт-Петербург 2011

Восемь стадий психосоциального развития (Источник: Erikson, 1963a, р. 273.) СтадияВозрастПсихосоциальный кризисСильная сторона 1. Орально-сенсорная Рождение – 1 год Базальное доверие – базальное недоверие Надежда 2. Мышечно-анальная1 – 3 года Самостоятельность – стыд и сомнение Сила воли 3. Локомоторно- генитальная 3 – 6 летИнициативность – винаЦель 4. Латентная6 – 12 лет Трудолюбие – неполноценность Компетентность 5. Подростковая12 – 19 лет Самотождественность Я – ролевое смешение Верность 6. Ранняя зрелость20 – 25 летБлизость – изоляцияЛюбовь 7. Средняя зрелость26 – 64 годаПродуктивность – застойЗабота 8. Поздняя зрелость65 лет – смертьЦельность Я – отчаяниеМудрость

1. Младенчество: базальное доверие – базальное недоверие "Я полагаю, что матери формируют чувство доверия у своих детей благодаря такому обращению, которое по своей сути состоит из чуткой заботы об индивидуальных потребностях ребенка и отчетливого ощущения того, что она сама – тот человек, которому можно доверять, в том понимании слова "доверие", которое существует в данной культуре применительно к данному стилю жизни. Благодаря этому у ребенка закладывается основа для чувства "все хорошо"; для появления чувства тождества; для становления тем, кем он станет, согласно надеждам других" (Erikson, 1963a, р. 249).

Эриксон также подчеркивает: младенцы должны доверять не только внешнему миру, но также и миру внутреннему, они должны научиться доверять себе и в особенности должны приобрести способность к тому, чтобы их органы эффективно справлялись с биологическими побуждениями. Подобное поведение мы наблюдаем тогда, когда младенец может переносить отсутствие матери без чрезмерного страдания и тревоги по поводу "отделения" от нее.

Кризис "доверие – недоверие" Причины кризиса: Ненадежность, несостоятельность матери и отвергание ею ребенка. Возврат матери к занятиям, которые она оставила на время беременности Рождение следующего ребенка. Родители, чья система ценностей находится в противоречии с общепринятым в данной культуре стилем жизни.

Понять, чему не следует доверять, так же важно, как и понять, чему доверять необходимо. Положительное психосоциальное качество, приобретаемое в результате успешного разрешения конфликта "доверие- недоверие", Эриксон обозначает термином надежда.

2. Раннее детство: самостоятельность – стыд и сомнение Приобретение чувства базального доверия подготавливает почву для достижения определенной самостоятельности и самоконтроля, избегания чувств стыда, сомнения и унижения.

Согласно Эриксону, ребенок, взаимодействуя с родителями в процессе обучения туалетному поведению, обнаруживает, что родительский контроль бывает разным: с одной стороны, он может проявляться как форма заботы, с другой – как деструктивная форма обуздания и мера пресечения.

До наступления этой стадии дети почти полностью зависят от заботящихся о них людей. Однако, поскольку у них быстро развивается нервно-мышечная система, они гордятся своими только что обнаруженными локомоторными навыками и все хотят делать сами (например, умываться, одеваться и есть). Мы наблюдаем у них огромное желание исследовать предметы и манипулировать ими, а также установку по отношению к родителям: "Я сам" и "Я – то, что я могу".

Эриксон рассматривает переживание стыда у ребенка как нечто родственное гневу, направленному на самого себя, когда ребенку не разрешается развивать свою самостоятельность и самоконтроль. Причины появления стыда: родители нетерпеливо, раздраженно и настойчиво делают за детей что-то, что те могут сделать сами; родители ожидают, что дети сделают то, чего они еще сами сделать не в состоянии.

"Сила воли означает постоянное осуществление свободного выбора, так же как и самоограничения, невзирая на неизбежные переживания стыда, сомнений и раздражения из-за того, что кто-то вас контролирует. Источник доброжелательства коренится в рассудительности родителей, руководствующихся уважением к духу закона" (Erikson, 1968b, p. 288).

3. Возраст игры: инициативность – вина Стадия соответствует фаллической стадии психоанализа. Возраст: 4 – 6 лет – дошкольный возраст. Задача этапа: инициатива (предприимчивость) против чувства вины. Ценные качества, приобретаемые на этом этапе: направление и целеустремленность.

интерес к трудовым занятиям, активность, решение новых задач и приобретения новых навыков, дополнительная ответственность за себя, за младших детей и домашних животных. «Я то, что я буду»

Причины чувства вины - влияние родителей Родители, жестко ограничивающие свободу выбора, чрезмерно контролирующие и наказывающие детей, вызывают у них слишком сильное чувство вины. Результат: покинутость и собственная никчемность; дети пассивны, скованные; не целеустремленны, нерешительны; патологии.

4. Школьный возраст: трудолюбие - неполноценность. Стадия соответствует латентной фазе классического психоанализа. Возраст: 6 – 11 лет. Задача этапа: трудолюбие (умелость) против чувства неполноценности. Ценные качества, приобретаемые на этом этапе: система и компетентность.

Это годы начальной школы. Ребенок проявляет способность к дедукции, организованным играм, регламентированным занятиям. Интерес к тому, как вещи устроены, как их приспособить, освоить.

Термин «трудолюбие» отражает основную тему данного периода, дети в это время поглощены тем, что стремятся узнать, что из чего получается и как оно действует. Эго- идентичность ребенка теперь выражается так: «Я то, чему я научился».

Опасность этого периода состоит в появлении чувства неполноценности, или некомпетентности. Причины появления чувства неполноценности: Когда родители видят в трудовой деятельности ребенка одно баловство и пачкотню; Когда дети обнаруживают, что их пол, раса, религия или социально-экономическое положение определяют их личностную значимость и достоинство. Результат: дети могут утратить уверенность в своей способности эффективно функционировать в существующем мире.

5. Юность: эго - идентичность / ролевое смешение. (от 12 до 20 лет) «Юность это возраст окончательного установления доминирующей позитивной Эго. Именно тогда будущее, в обозримых пределах, становится частью сознательного плана жизни».

Осуществляется стихийный поиск новых ответов на важные вопросы: «Кто я? » «Куда я иду?» «Кем я хочу стать?» Задача подростка состоит в том, чтобы собрать воедино все имеющиеся к этому времени знания о самих себе (какие они сыновья или дочери, студенты, спортсмены, музыканты и т.д.) и создать единый образ себя (эго- идентичность), включающий осознание как прошлого, так и предполагаемого будущего. Восприятие себя молодым человеком должно подтверждаться опытом межличностного общения.

идеология Согласно Эриксону, идеология это неосознанный набор ценностей и посылок, отражающий религиозное, научное и политическое мышление той или иной культуры. Идеология предоставляет молодым людям упрощенные, но четкие ответы на главные вопросы, связанные с конфликтом идентичности.

Резкие социальные, политические и технологические изменения, неудовлетворенность общепринятыми социальными ценностями Эриксон рассматривает как фактор, который также может серьезно мешать развитию идентичности, способствуя возникновению чувства неопределенности, тревоги и разрыва связей с миром.

Подростки испытывают пронзительное чувство своей бесполезности, душевного разлада и бесцельности, иногда кидаются в сторону «негативной» идентичности, делинквентного (отклоняющегося) поведения. В случае негативного разрешения кризиса возникает «ролевое смешение», расплывчатость идентичности у индивидуума. Кризис идентичности, или ролевая спутанность, приводит к неспособности выбрать карьеру или продолжить образование, иногда к сомнениям в собственной половой идентичности.

Положительное качество, связанное с успешным выходом из кризиса периода юности, это верность, т.е. способность сделать свой выбор, найти свой путь в жизни и оставаться верным взятым на себя обязательствам, принять общественные устои и придерживаться их.

6. Молодость: достижение близости / изоляция. (от 20 до 25 лет) Эриксон использует термин интимность (достижение близости) как многоплановый, но главное при этом поддержание взаимности в отношениях, слияние с идентичностью другого человека без опасения потерять самого себя. Именно этот аспект интимности Эриксон рассматривает как необходимое условие прочного брака.

Главная опасность на этой психосоциальной стадии заключается в излишней поглощенности собой или в избегании межличностных отношений. Неспособность устанавливать спокойные и доверительные личные отношения ведет к чувству одиночества, социального вакуума и изоляци и.

Положительное качество, которое связано с нормальным выходом из кризиса «интимность / любовь изоляция», это любовь. Эриксон подчеркивает важность романтической, эротической, сексуальной составляющих, но рассматривает истинную любовь и близость шире как способность вверять себя другому человеку и оставаться верным этим отношениям, даже если они потребуют уступок или самоотречения, готовность разделить с ним все трудности. Этот тип любви проявляется в отношениях взаимной заботы, уважения и ответственности за другого человека.

7. Зрелость: продуктивность – инертность Седьмая стадия - от 26 до 64 лет Основная проблема выбор между продуктивностью и инертностью. Продуктивность - забота более старшего поколения о тех, кто придет им на смену. Если у взрослых людей способность к продуктивной деятельности преобладает над инертностью, то проявляется положительное качество данной стадии забота.

Те взрослые люди, кому не удается стать продуктивными, переходят в состояние поглощенности собой, когда основной предмет заботы их собственные, личные потребности и удобства. Эти люди не заботятся ни о ком и ни о чем, они лишь потворствуют своим желаниям. С утратой продуктивности прекращается функционирование личности как деятельного члена общества. Это явление «кризис старшего возраста» выражается в чувстве безнадежности, бессмысленности жизни.

8. Старость: целостность эго - отчаяние Последняя психосоциальная стадия от 65 лет до смерти. Практически во всех культурах этот период знаменует начало старости, когда человека одолевают многочисленные нужды. В это время фокус внимания человека сдвигается от забот о будущем к прошлому опыту. Эриксона интересовала эта внутренняя борьба, этот внутренний процесс переосмысления собственной жизни.

По убеждению Эриксона, для этой последней фазы жизни характерно суммирование, интеграция и оценка всех прошлых стадий развития Эго Чувство интеграции Эго основывается на способности человека оглядеть всю свою прошлую жизнь и твердо сказать себе: «Я доволен». Эриксон полагает, что только в старости приходит настоящая зрелость и полезное чувство «мудрости прожитых лет».

На противоположном полюсе находятся люди, относящиеся к своей жизни как к череде нереализованных возможностей и ошибок. Недостаток или отсутствие интеграции проявляется у этих людей в скрытом страхе смерти, ощущении постоянной неудачливости и озабоченности тем, что «может случиться». Эриксон выделяет два преобладающих типа настроения: сожаление о том, что жизнь нельзя прожить заново, и отрицание собственных недостатков и дефектов путем проецирования их на внешний мир.

Эриксон приходит к выводу о том, что пожилые люди должны участвовать в таких видах деятельности, как воспитание внуков, политика, оздоровительные физкультурные программы, если они хотят сохранить жизнеспособность в преддверии снижения физических и психических способностей. Коротко говоря, Эриксон настаивает на том, что если пожилые люди заинтересованы в сохранении целостности своего Я, то они должны гораздо больше делать, чем просто размышлять о прошлом.

Литература 1). 2).