КРУГЛЫЙ СТОЛ «Разработка компетентностно- ориентированных программ дисциплин и педагогических измерительных средств Борисова Н.В., Кузов В.Б. Кафедра новых.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
2.1 Систематизация образовательных технологий. Имитационные интерактивные технологии как основа формирования компетенций выпускника вуза Борисова Н. В.,
Advertisements

Российский государственный университет туризма и сервиса ПОДХОД К РАЗРАБОТКЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ФГОС ВПО (для текущего контроля.
ПРОЕКТИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТНО- ОРИЕНТИРОВАННЫХ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ (ООП ВПО), РЕАЛИЗУЮЩИХ ФГОС ВПО НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЕ НАУЧНОЕ.
1.4 Основные понятия, закономерности компетентностного подхода и его связь с образовательными технологиями ( компетенции и результаты образования). Борисова.
Проектирование рабочих программ учебных дисциплин в компетентностном формате Свистунов А.А. Заместитель Председателя УМО по медицинскому и фармацевтическому.
Проектирование компонентов учебных модулей на основе компетентностного подхода Крылова Ольга Николаевна проректор по научно-методической работе; Богатенкова.
Новый формат рабочих программ дисциплин Л.Е. Егорова Пленум Совета УМО вузов России по образованию в области энергетики и электротехники, Москва
НОУ СПО Челябинский юридический колледж Эффективность деятельности преподавателя в системе управления качеством образования Орлова И.Г., председатель ПЦК.
Содержание и структура модуля «Технологии проектирования профессионально ориентированного обучения в медицинском вузе» Лопанова Елена Валентиновна, Омская.
«Взаимное обучение, сотворчество и соучастие как формы совершенствования творческих, исследовательских способностей учащихся» МОУ «Харанжинская СОШ»
«Формирование ключевых компетенций на уроках географии как условие повышения качества образования обучающихся» Яковлева М.Г. МБОУ «Зиминский лицей», учитель.
Инновационные методы обучения Ставрополь Три бомбы под систему образования компетентностный подход Этот подход может и сохранить культурно- исторические,
Разработка фонда контрольно- оценочных средств в условиях реализации ФГОС СПО.
Самостоятельная деятельность обучающихся - форма организации учебной, познавательной деятельности без непосредственного участия преподавателя, но по его.
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной.
Инновационные оценочные средства в условиях компетентностного подхода.
Пять основных понятий, содержащихся в ФГОС. Мы рассмотрим содержание следующих понятий: 1. Системно-деятельностный подход в образовании. 2. Урочная и.
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
Системно – деятельностный подход в реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.
МЕТОДОЛОГИЯ И СПОСОБЫ ОЦЕНКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА НА ОСНОВЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА ЛОПАНОВА Е.В., ГБОУ ВПО « ОМСКАЯ.
Транксрипт:

КРУГЛЫЙ СТОЛ «Разработка компетентностно- ориентированных программ дисциплин и педагогических измерительных средств Борисова Н.В., Кузов В.Б. Кафедра новых технологий Кафедра новых технологий активного обучения активного обучения НИТУ «МИСиС» ИЦ проблем качества подготовки специалистов специалистов МГ T У ГА 2010

Простота должна быть сконструирована. Но чтобы что-то сконструировать, нужно точно знать, с чем Вы имеете дело и что Вы хотите достичь Э. де БОНО ( перевод Борисовой Н.В.)

Три бомбы под систему образования компетентностный подход образовательные технологии Оценочные средства/ качество образования

1.Компетентностный подход – новая для российской системы образования парадигма мышления и поведения Задача - обновить на этой новой основе систему государственных образовательных стандартов, в частности ВПО. В условиях диктата содержания образования в терминах предметов и дисциплин в ущерб содержания образования в терминах умений, способности что-то делать и каким-то образом себя вести.

А ведь известно, что измеряют, то и делают Чаще всего измеряли и оценивают знания определенных дисциплин, предметов, областей знаний и значительно слабее – способы поведения, способы мышления, качества личности

Отсюда вывод Расхождение между задаваемыми системой образования целями реальными потребностями выпускников, работающих специалистов, работодателей и общества

Компетенции/компетентность как результат образования предполагает освоение и усвоение деятельности в условиях глобализации, размывании организационных и профессиональных границ. В то время как квалификация - предполагает (вслед за Байденко В.И. ) преобладание рамочной деятельности в устойчивых профессиональных полях и алгоритмах.

При этом многие авторы утверждают, что компетенции/компетентность не противоречит квалификации, а как бы поглощает ее, с чем авторы данной презентации абсолютно согласны

Рассматривается как возможность установления связи между знанием и ситуацией, как способность найти процедуру, подходящую для решения проблемы. Компетенция является характеристикой, которую можно извлечь из наблюдений за действием или из совершения этих действий.. Термин « компетенция »

Компетенции – интегральная характеристика обучающегося, т.е. динамичная совокупность знаний, умений, навыков, способностей и личностных качеств, которую студент обязан продемонстрировать после завершения части или всей образовательной программы.

ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА КОМПЕТЕНТНОСТНОЙ МОДЕЛИ ВЫПУСКНИКА Область профессиональной деятельности Виды и задачи профессиональной деятельности Объекты профессиональной деятельности Компетенции выпускника, формируемые К-О ООП по разным направления подготовки универсальныепрофессиональные СЛКОНКИКСЛК 1,2.. ОНК 1,2… ИК 1.2… ПСКn… Компетентностная модель (КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЙ ФАКТОР МОДЕЛИ СПЕЦИАЛИСТА) структурный состав компонентный состав

1. Общее положение 1.1.Концептуальное положение: миссия, цели, ценности 1.2. Компетентностная модель выпускника, задающая результаты ООП 2. Учебный план 2.1. Матрица соотнесения распределения компетенций по всем учебным дисциплинам и практикам учебного плана и по годам обучения 2.2. Учебный план, график учебного процесса, сводные данные по бюджету времени студента, перечень, объем и последовательность дисциплин 2.3. Обобщенный перечень основных образовательных технологий 3. Программы учебных дисциплин 3.1. Перечень компетенций, формируемых дисциплиной с указанием уровня их освоения 3.2. Матрица распределения компетенций по разделам и темам учебной дисциплины 3.3. Обобщенный перечень основных образовательных технологий, направленных на формирование компетенций 4. Программы практик 4.1. Перечень компетенций, формируемых данной практикой с указанием уровня их освоения и форм, процедур, технологий контроля и оценки их сформированности 5. Программы и требования к промежуточной и итоговой аттестации 5.1. Контрольные процедуры должны быть соотнесены с компетентностной моделью соответствующего периода обучения и дисциплины/практики 3.4. Перечень форм, процедур ( заданий), технологий контроля и оценки сформированности заявленных в дисциплине/модуле компетенций Новые структурные элементы К-О ООП

НАЗВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИИ/КОМПЕТЕНТНОСТИ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ДЕЙСТВИЙ КОМПЕТЕНЦИИ Компонентная детализация в дескрипторной схеме (основные действия, характеризующие компетенции/компетентности (к возможности их фиксации в требованиях к подготовленности выпускника ГОС ВПО третьего поколения)

Характеристика компетенций Наименован ие компетенции Определение компетенции Составляющие действий компетенций Образовательные процедуры, с помощью которых формируется компетенция 1. Компетенции социального взаимодействия Работать в команде Адекватная идентификация себя (самооценка), соотнесение личных и групповых ценностей/интерес ов, выполнение определенных ролей и ответственность за общий результат (определение авторов исследования). Поощряет атмосферу сотрудничества Способствует разрешению конфликтов Создаёт эффективные проектные команды Быстро налаживает контакт с людьми Внимательно и уважительно относится к коллегам Выслушивает и стремится понять других Нацелен на сотрудничество Адаптирует стиль взаимодействия в зависимости от особенностей собеседника Стремится быть полноправным членом команды Вносит ощутимый вклад в работу команды, Игровые процедуры: - блиц-игры; - разыгрывание ролей; - деловые игры; - игровое проектирование. Тренинговые процедуры: - тренинг стрессоустойчивости; - тренинг командообразования - тренинг коммуникативности -социально-психо- логический тренинг; - имитационный тренинг и т.д. Технологии активизации творческой деятельности: - « мозговая атака » ; и т.д.

2. Образовательные технологии (ОТ) – еще одна бомба, готовая взорваться при внедрении компетентностного подхода, даже если он сам будет принят на «ура» и войдет в плоть и кровь нашего образования.

«Скажите мне – я забуду, Покажите мне – я запомню, Вовлеките меня – я пойму» Китайская пословица

. Увеличение разнообразия используемых образовательных технологий – необходимое условие и одновременно следствие проектирования и, главное, реализации компетентностно - ориентированных ООП Компетенция Образовательная технология Мы говорим Подразумеваем

Образовательные технологии – это процесс и результат создания ( проектирования ) адекватной потребностям и возможностям личности и общества системы социализации, личностного и профессионального развития человека в образовательном учреждении, состоящий из специальным образом сконструированных под заданную цель методологических, дидактических, психологических, интеллектуальных, информационных и практических действий, операций, приемов, шагов участников образовательного процесса, гарантирующих достижение поставленных образовательных целей и свободу их сознательного выбора. ( Борисова Н. В.)

Цели Система действий Оценка достижения цели Обратная связь Структура технологии

Борисова Н. В., Кузов В. Б По уровню управления образовательным процессом Систематизация образовательных технологий по разным критериям по степени прогрессивности По наличию модели профессиональной деятельности 1 2 3

Традиционные образовательные технологии – технологии, ориентированные прежде всего на сообщение знаний и описание способов действий, передаваемых обучающимся в готовом виде и предназначенных для воспроизводящего усвоения. Предполагается, что педагог является единственным инициативно действующим лицом учебного процесса. К ним могут быть отнесены лекции, семинары, лабораторные работы репродуктивного типа и т.п.

Инновационные образовательные технологии – технологии, ориентирующие педагога на создание таких форм организации учебной деятельности, при которых акцент делается на вынужденную познавательную активность обучающегося (не может не делать) и на формирование системного мышления и способности генерировать идеи при решении творческих задач. К ним преимущественно относятся технологии активного деятельностного типа (игровые процедуры, дискуссии, выездные занятия, стажировки с исполнением должности, анализ конкретных ситуаций, нетрадиционные лекции, тренинги и т.п.)

Информационные образовательные технологии – комплекс методов, способов и средств, обеспечивающих работу с информацией и включающих в себя обработку, хранение, передачу и отображение информации и неразрывно связанных с применением вычислительной техники, коммуникативных сетей пр. В настоящее время под этим термином в основном понимается как самостоятельное использование компьютерной техники, так и насыщение ею учебного процесса.

Базируясь на принципах необходимого и достаточного разнообразия и преемственности как начальную норму соотношения ОТ (традиционные инновационные, информационные) определили в 33 % каждая. Данная норма фиксирует: -наличие типов ОТ как отражение теоретических и практических достижений в стране и мире; -необходимость реализовывать принцип разнообразия в учебной и педагогической деятельности; - требования общества и потребности личности

Уровни образовательной системы ШколаСПОВУЗ Типы образовательных технологий началь- ная непол- ная средняясредняя техни- ческое гумани- тарное техни- ческое гумани- тарное Традиционное Инновационное Информационное Соотношение типов образовательных технологий в зависимости от уровней образования

Разыгрывание ролей Имитационный тренинг Игровое проектирование Деловые игры ИМИТАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ИГРОВЫЕ ПРОЦЕДУРЫ НЕИГРОВЫЕ ПРОЦЕДУРЫ Анализ конкретных ситуаций НЕИМИТАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Письменные работы Дискуссии (с "мозговым штурмом" и без него) Стажировка без выполнения должностной роли Выездное занятие с дискуссией Стажировка с выполнением должностной роли ) (Критерии - наличие модели профессиональной деятельности Нетрадиционные формы лекций Программированное обучение 2

Основание классификации триада " методология - стратегия - тактика". 3

Методологическая образовательная технология - педагогическая теория, концепция, подход, выступающие в качестве интегральной модели, определяющей сущностные параметры образовательного процесса. Эти теории и концепции образования по-разному объясняют сущность образовательного процесса и, следовательно, различным образом предлагают его строить..

Программированное Личностно – деятельностное Проективное обучение Модульное Концентрированное Дифференцированное Развивающее обучение Активное Контекстное обучение Проблемное обучение Дистанционное обучение Компетентностный подход Игровое обучение Поэтапное формирование умственных действий

Стратегическая образовательная технология - организационный процесс, характеризующийся определенным типом деятельности его участников, функцией в образовательном процессе и ориентированный на достижение стратегических целей образования.

КОНТИНУУМ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ © Борисова Н.В., Кузов – 2008г информацияинформация деятельностьдеятельность лекциилекции дискуссиидискуссии исследованияисследования тренингитренинги игры игры АктивизациятворчестваАктивизациятворчества п р а кт и к а самообучениесамообучение 100 0

Тактическая образовательная технология - конкретная разновидность реализации организационного процесса в рамках одной стратегической технологии, направленная на достижение тактических целей образования и отличающаяся стилем, продолжительностью, типом коммуникации и др. параметры

КОНТИНУУМ ТАКТИЧЕСКИХ ЛЕКЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ © Борисова Н.В., Кузов – 2008 г информацияинформация деятельностьдеятельность ТрадиционнаялекцияТрадиционнаялекция ЛекциявизуализацияЛекциявизуализация ЛекциявдвоемЛекциявдвоем Лекцияпровокация Лекцияпровокация ЛекцияПресс-конференцияЛекцияПресс-конференция Лекцияблиц-играЛекцияблиц-игра ЛекциядискуссияЛекциядискуссия ПроблемнаялекцияПроблемнаялекция

КОНТИНУУМ ТАКТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ © Борисова Н.В., Кузов В.Б. – 2006 г информацияинформация деятельностьдеятельность КЕЙССТАДИКЕЙССТАДИ ИсследовательскаяработаИсследовательскаяработа ИгровоеПроектированиеИгровоеПроектирование ПисьменныезаданияПисьменныезадания

КОНТИНУУМ ТАКТИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ - ПРАКТИКА © Борисова Н.В., Кузов В.Б. – 2006 г информацияинформация деятельностьдеятельность ЛабораторныеработыЛабораторныеработы СтажировкаБезролиСтажировкаБезроли СтажировкасрольюСтажировкасролью УпражненияРазныхтиповУпражненияРазныхтипов Выездные занятияВыездные занятия

ЗНАНИЯ ЛЕКЦИИ ИНТЕРНЕТ САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ ПОИСК ИНФОРМАЦИИ СЕМИНАРЫ ДИСКУССИИ КРУГЛЫЕ СТОЛЫ

УМЕНИЯ Лабораторные работы практика Конкретные ситуации Курсовое проектирование Игровые процедуры Исследовательские процедуры

НАВЫКИ Игровое проектирование Игровые процедуры Дипломное проектирование Разыгрывание ролей Исследовательские процедуры Конкретные ситуации Упражнения разного типа

Что означает компетентностная ориентация? описание результатов образования на «языке» компетенций,отобранных из КМ ООП и конкретизированных по параметрам «знать уметь, владеть»; выбор адекватных компетенциям и/или их элементам образовательных технологий преимущественно деятельностного типа; использование оценочных средств, доказывающих овладения компетенциями или их элементами; Отражение направленности на формирование компетенций в содержании образования, в видах деятельности студента,образовательных технологиях и оценочных средствах

Существуют разнообразные подходы к измерению качества различных подсистем образовательной системы Проблема с нашей точки зрения в одном никак не удается найти то ключевое звено, потянув за которое, можно было бы реформировать или резко повысить качество всей системы

Педагогические тесты Задача I: тестирование на входе в обучение Задача I: тестирование на входе в обучение Задача II: тестирование в процессе обучения Задача II: тестирование в процессе обучения Задача III: тестирование на выходе из обучения Задача III: тестирование на выходе из обучения Формирующие тесты (обычно критериально- ориентированный подход) Диагностические тесты (специфический подход для выявления причин пробелов в знаниях) Входные тесты Итоговые тесты Претест готовности к обучению (обычно критериально- ориентирован- ный подход) Входной претест (обычно нормативно- ориентированн ый подход) Нормативно- ориентирован- ные тесты достижений Критериально- ориентирован- ные тесты достижений

Определения, уточняющие и поясняющие термин «учебное портфолио»: антология работ студента, предполагающая его непосредственное участие в их выборе, а также их анализ и самооценку; выставка учебных достижений студента по данному предмету (или нескольким предметам) за данный период обучения (четверть, полугодие, год); коллекция работ студента, всесторонне демонстрирующая не только его учебные результаты, но и усилия, приложенные к их достижению, а также очевидный прогресс в знаниях и умениях по сравнению с предыдущими результатами; систематический и специально организованный сбор доказательств, используемых преподавателем и студентами для мониторинга знаний, навыков и отношений обучаемых; способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений в определенный период его обучения; форма целенаправленной, систематической и непрерывной оценки и самооценки учебных результатов студента.

Педагогическая идея учебного портфолио как формы оценки предполагает: смещение акцента с того, что студент не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме и данному предмету; интеграцию количественной и качественной оценок; перенос педагогических акцентов с авторитарной оценки на самооценку.

Современные средства оценивания качества результатов обучения Кейс-измерители Кейс-измеритель: Совокупность ситуационных моделей профессиональной деятельности Кейс-измеритель: Совокупность ситуационных моделей профессиональной деятельности Электронный вид Текстовая форма Форма работы: самостоятельная в сотрудничестве с преподавателями Форма работы: самостоятельная в сотрудничестве с преподавателями Текущий контроль Итоговая аттестация Оценка педагога Статистически обоснованные критерии качества Оценка экспертов

Общая классификация современных оценочных средств и их использование в управлении качеством образования

1.Формулиров ание цели, задач изучения дисциплины 3.Выбор формируемых данной дисциплиной (модулем), практикой компетенций 4. Картирование дисциплинарных компетенций (ОК и ПК ) 7.Создание системы ОТ и оценочных средств по дисциплине/ модулю / практикам 6.Выбор ОТ, адекватных заявленным результатам образования по дисциплине /модулю/ практикам 5.. Составление матрицы соотнесения тем, разделов дисциплины/модуля / практики и КМ дисциплинарного уровня Подготовка текстов программ учебных дисциплин/модулей, практик с элементами методического обеспечения 2.Определение места Д/М/П с точки зрения видов, объектов, задач деятельности АЛГОРИТМ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

Важной становится триада : - компетенции как результат образования - образовательные технологии как способ их формирования -оценочные средства как инструмент доказательства достижения заявленных результатов образования

Спасибо за внимание! Борисова Наталья Владленовна, Кузόв Владимир Борисович ЖЕЛАЕМ ВАМ смелости и осторожности при работе с «бомбами»