Тема «Общество». I. Определения понятия «общество» 1.В широком смысле – «Общество обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней, часть материального.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Повторительно-обобщающий урок по теме: «Общество» Цель: обобщить полученные знания, умения и навыки по теме «Общество».
Advertisements

Общество – обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, включающая в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.
Раздел «Общество» Материалы для подготовки к ЕГЭ учителя истории и обществознания МОУ СОШ 15 Рязановой В.В.
ГОТОВИМСЯ К ЕГЭ по обществознанию. ТЕМА «ОБЩЕСТВО». Интерактивное пособие.
НА ТЕМУ: ЧТО ТАКОЕ ОБЩЕСТВО Выполнил работу Бондарев Даниил 8 а.
Многовариантность общественного развития 1. Понятие и виды общественного развития Общественное изменение – переход общества и его подсистем из одного состояния.
План урока 1.Что такое общество 2.Основные сферы общества 3.Ступени развития общества.
Общество и человек. Взаимосвязь общества и природы. Сферы жизни общества. Типы обществ. Обществознание Подготовка к ГИА Занятие 1.
Общественный прогресс 10 класс. Направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному.
Домашнее задание: §2, повт. §1 © Ковалькова Н.Н 1. Общество как система 2. Социальные институты.
Общество. Общественные отношения. 1. Что такое общество? 2. Функции общества. 3. Общественные отношения. 4. Общество – открытая динамическая саморазвивающаяся.
Общество Науки, изучающие общество Психология Психология Социология Социология Экономика Экономика Демография Демография Этнография Этнография Антропология.
Общество Общество Общество – это сложная динамическая система, которая может существовать, постоянно изменяясь, но сохранять при этом основные черты и.
Требование к выпускнику, сдающему ЕГЭ по обществознанию – это знание разделов: Общество Духовная жизнь общества Человек Социальные отношения Познание Политика.
ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО 1. Общество как форма жизнедеятельности людей. 2. Взаимодействие общества и природы. 3. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь.
Презентация к уроку обществознания (8 класс) на тему: Презентация к уроку обществознания в 8 классе по теме "Что такое общество?"
Вопросы для повторения ? Приведите основные примеры типологии общества. ? Сравните традиционное и индустриальное общество. ? Чем постиндустриальное (информационное)
Позднякова Н.А Позднякова Н.А. ПЛАН: 1. Сущность понятия «Общество» в широком и узком смысле: 1.1. Понятие в широком смысле – как динамичная система;
План урока: 1.Опорные понятия и термины 2.Понятие общества 3.Страна, общество, государство 4.Общество – саморазвивающаяся, саморегулирующаяся, самодостаточная.
Типология обществ. Признаки: Общинно-государственная собственность на землю. Натуральное хозяйство. Большая зависимость от природы. Деспотийное государство,
Транксрипт:

Тема «Общество»

I. Определения понятия «общество» 1.В широком смысле – «Общество обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней, часть материального мира, представляющая из себя людей, формы их объединений и способы их взаимодействия (все человечество в целом)». 2.В более узком смысле – «Общество большая совокупность людей, общность объединяемая каким-либо социально значимым признаком (историческим – первобытное общество; этническим - французское общество и др.)». 3.В самом узком смысле – «Общество – группа людей, объединенных общими интересами и деятельностью (общество охотников). 1.В широком смысле – «Общество обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней, часть материального мира, представляющая из себя людей, формы их объединений и способы их взаимодействия (все человечество в целом)». 2.В более узком смысле – «Общество большая совокупность людей, общность объединяемая каким-либо социально значимым признаком (историческим – первобытное общество; этническим - французское общество и др.)». 3.В самом узком смысле – «Общество – группа людей, объединенных общими интересами и деятельностью (общество охотников).

II. Общество как система 1.Теория систем. Понятие системы используется во всех науках в значении совокупности упорядоченных и взаимодействующих элементов. Основное свойство системы несводимость целого к простой его сумме частей. Системы бывают: простые( состоят из неразложимых компонентов-элементов) и сложные (состоят из разложимых компонентов-элементов); статические (не развиваются)и динамические (находятся в постоянном развитии); открытые (допускают новые элементы) и закрытые ( не допускают новых элементов); биологические (живые) и механические. 1.Теория систем. Понятие системы используется во всех науках в значении совокупности упорядоченных и взаимодействующих элементов. Основное свойство системы несводимость целого к простой его сумме частей. Системы бывают: простые( состоят из неразложимых компонентов-элементов) и сложные (состоят из разложимых компонентов-элементов); статические (не развиваются)и динамические (находятся в постоянном развитии); открытые (допускают новые элементы) и закрытые ( не допускают новых элементов); биологические (живые) и механические.

II. Общество как система 2. Системные характеристики общества. Общество является сложной, динамической, открытой системой. Система –целое составленное из частей, элементов, совокупность. Если из системы убрать любой элемент она не будет функционировать, разрушится. Человек это тоже система. Человек состоит из пищеварительной системы, нервной системы, кровеносной системы. Динамическая(динамо –двиджение) система находится в движении, развивается, в ней что-то изменяется. Что-то умирает, появляется, изменяется. Общество тоже система т.е. состоит из элементов. Иногда эти элементы называются подсистемами. Подсистема общества это его элементы, то из чего общество состоит. Общество состоит из 4-х подсистем,из 4-х элементов. Эта экономическая, политическая, социальная, духовная. Каждый элемент системы делится на 2. Системные характеристики общества. Общество является сложной, динамической, открытой системой. Система –целое составленное из частей, элементов, совокупность. Если из системы убрать любой элемент она не будет функционировать, разрушится. Человек это тоже система. Человек состоит из пищеварительной системы, нервной системы, кровеносной системы. Динамическая(динамо –двиджение) система находится в движении, развивается, в ней что-то изменяется. Что-то умирает, появляется, изменяется. Общество тоже система т.е. состоит из элементов. Иногда эти элементы называются подсистемами. Подсистема общества это его элементы, то из чего общество состоит. Общество состоит из 4-х подсистем,из 4-х элементов. Эта экономическая, политическая, социальная, духовная. Каждый элемент системы делится на экон омич еская поли тичес кая социал ьная духовна я

II. Общество как система 3. Общество и природа. В широком смысле слова природа - весь мир во всей бесконечности его форм и проявлений. В узком смысле - природа естественный материальный мир, среда обитания человеческого общества (не само общество). То, что создается человеческим обществом получило название «второй природы» (= культуры). Природа, также как и общество, является динамической открытой, саморазвивающейся системой, но в ней действуют стихийные, бессознательные силы и объективные законы, в то время как в обществе действуют люди, одаренные сознанием и имеющие цели. Общество и природа тесно взаимосвязаны и влияют друг на друга. Общество не может существовать без природы. 3. Общество и природа. В широком смысле слова природа - весь мир во всей бесконечности его форм и проявлений. В узком смысле - природа естественный материальный мир, среда обитания человеческого общества (не само общество). То, что создается человеческим обществом получило название «второй природы» (= культуры). Природа, также как и общество, является динамической открытой, саморазвивающейся системой, но в ней действуют стихийные, бессознательные силы и объективные законы, в то время как в обществе действуют люди, одаренные сознанием и имеющие цели. Общество и природа тесно взаимосвязаны и влияют друг на друга. Общество не может существовать без природы.

III. Подсистемы общества 1.Сферы общественной жизни. Общество состоит из подсистем и элементов. Подсистемы общества – это сферы общественной жизни – области жизни общества, условно выделяемые на основе важнейших человеческих потребностей. Физические потребности – экономическая сфера; потребность в общении социальная сфера; потребность в порядке и безопасности – политико – правовая сфера ;потребность в самосовершенствовании – духовная сфера. 1.Сферы общественной жизни. Общество состоит из подсистем и элементов. Подсистемы общества – это сферы общественной жизни – области жизни общества, условно выделяемые на основе важнейших человеческих потребностей. Физические потребности – экономическая сфера; потребность в общении социальная сфера; потребность в порядке и безопасности – политико – правовая сфера ;потребность в самосовершенствовании – духовная сфера. ЭкономическаяСоциальнаяполитическая Духовная Сферы общественной жизни

III. Подсистемы общества 2. Иерархия и взаимосвязь сфер общественной жизни. Карл Маркс - определяющей для развития общества является экономическая сфера. Макс Вебер - определяющей для развития общества является духовная сфера ( прежде всего религия). Современные ученые – все сферы равноправны и находятся в тесной взаимосвязи. 2. Иерархия и взаимосвязь сфер общественной жизни. Карл Маркс - определяющей для развития общества является экономическая сфера. Макс Вебер - определяющей для развития общества является духовная сфера ( прежде всего религия). Современные ученые – все сферы равноправны и находятся в тесной взаимосвязи.

IV. Элементы общества Общество – это одно из самых сложных систем т.к. даже самый мелкий ее элемент – человек является биологической системой. Элементами общества являются : социальные общности, социальные группы, социальные организации и социальные институты. Элементы общества Люди Соц. Общности (группы) Соц. организации Соц. Институты.

IV. Элементы общества Социальная общность – это совокупность людей, объединенных каким – либо общими признаками. Выделяют мнимые общности(люди не контактируют, их выделяют исследователи – курильщики, пенсионеры); контактные общности - (толпа, аудитория, круг) и групповые. Социальная группа – это относительно устойчивая совокупность людей, объединенных общими интересами и деятельностью ( семья, компания, класс). Социальные группы обладают большой устойчивостью и стабильностью, сравнительно высокой степенью однородности и сплоченности. Социальная организация - имеет строгую структуру, иерархию, формализацию, сознательность и целенаправленную деятельность, разделение труда, кооперацию и управление. Социальный институт – см. слайд 11 Социальная общность – это совокупность людей, объединенных каким – либо общими признаками. Выделяют мнимые общности(люди не контактируют, их выделяют исследователи – курильщики, пенсионеры); контактные общности - (толпа, аудитория, круг) и групповые. Социальная группа – это относительно устойчивая совокупность людей, объединенных общими интересами и деятельностью ( семья, компания, класс). Социальные группы обладают большой устойчивостью и стабильностью, сравнительно высокой степенью однородности и сплоченности. Социальная организация - имеет строгую структуру, иерархию, формализацию, сознательность и целенаправленную деятельность, разделение труда, кооперацию и управление. Социальный институт – см. слайд 11

Взаимодействие элементов в обществе Один элемент общества (человек) в отношении другого совершает социальные действия – осмысленный, целенаправленный акт. По мотивам выделяют целе-рациональные и ценностно-рациональные социальные действия. Социальные действие, вызвавшее ответную реакцию называется социальным взаимодействием. Социальные взаимодействия могут носить единичный случайный характер. Если отношения носят устойчивый, повторяющийся и безличный характер они называются общественными отношениями(межнациональные, классовые, конфессиональные, международные ). Один элемент общества (человек) в отношении другого совершает социальные действия – осмысленный, целенаправленный акт. По мотивам выделяют целе-рациональные и ценностно-рациональные социальные действия. Социальные действие, вызвавшее ответную реакцию называется социальным взаимодействием. Социальные взаимодействия могут носить единичный случайный характер. Если отношения носят устойчивый, повторяющийся и безличный характер они называются общественными отношениями(межнациональные, классовые, конфессиональные, международные ). Виды социального взаимодействия Кооперация Конкуренция Конфликт

Общественные институты 1.Сущность понятия «институт». Общественный или социальный институт – это исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей; совокупность людей, учреждений, норм и ролей, посредством которых общество удовлетворяет важнейшие потребности. Не стоит путать с институтом как высшим учебным заведением. Термином «Институт» называются формы общественных образований (семья, государство, производство, школа) а не их конкретные примеры (семья Ивановых, школа 100, Российская Федерация – не будут социальными институтами). 1.Сущность понятия «институт». Общественный или социальный институт – это исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей; совокупность людей, учреждений, норм и ролей, посредством которых общество удовлетворяет важнейшие потребности. Не стоит путать с институтом как высшим учебным заведением. Термином «Институт» называются формы общественных образований (семья, государство, производство, школа) а не их конкретные примеры (семья Ивановых, школа 100, Российская Федерация – не будут социальными институтами).

Общественные институты 2. Виды институтов. В каждой сфере общественной жизни действует множество институтов. 2. Виды институтов. В каждой сфере общественной жизни действует множество институтов. СфераИнституты (главный институт) Экономическая Деньги, капитал, обмен, заводы, фабрики, банки, рынки, фирмы, собственность, производство Социальная Семья, брак, наследование, материнство, образование, общение, коммунальные службы, здравоохранение, социальное обеспечение, предприятия связи, предприятия досуга Политическая Власть, разделение властей, суд, армия, государство, парламент, правительство, политические партии ДуховнаяЦерковь, школа, наука, театр, музеи, образование, общественное мнение, СМИ, религия

Общественные институты Функции институтов. Главное назначение институтов удовлетворение потребностей, поэтому институты определяют через функции. Семья – репродуктивная Государство – управление Право – безопасность Наука - познание мира Образование – передача опыта и т.д. Чтобы доказать, что какое-то общественное образование является социальным институтом, нужно раскрыть его функции в обществе. Институты никто специально не создает, они создаются сами по мере развития общества. Процесс зарождения и становления социального института называется институционализация. Устаревшие институты могут прекратить свое существование (рабство, дуэли). Функции институтов. Главное назначение институтов удовлетворение потребностей, поэтому институты определяют через функции. Семья – репродуктивная Государство – управление Право – безопасность Наука - познание мира Образование – передача опыта и т.д. Чтобы доказать, что какое-то общественное образование является социальным институтом, нужно раскрыть его функции в обществе. Институты никто специально не создает, они создаются сами по мере развития общества. Процесс зарождения и становления социального института называется институционализация. Устаревшие институты могут прекратить свое существование (рабство, дуэли).

Понятие общественного прогресса I.Характеристики общественного развития В развитии общества выделяют основные факторы, способы и направления. А) факторы общественного развития подразделяются на внешние и внутренние. Внешним по отношению к обществу является природа. Ш.Монтескье в 18в. Создал географическую теорию истории, А.Чижевский связывал историю с космическими процессами, Л.Гумилев – с энергией солнца…)Внутренние факторы могут быть субъективными и объективными. Субъектами истории являются личности, социальные группы, народы государства. Главный субъективный фактор истории – великие личности. Объективные факторы – это закономерности, устойчивые причинно-следственные связи. Б) Способы общественного развития являются эволюция, реформа и революция. I.Характеристики общественного развития В развитии общества выделяют основные факторы, способы и направления. А) факторы общественного развития подразделяются на внешние и внутренние. Внешним по отношению к обществу является природа. Ш.Монтескье в 18в. Создал географическую теорию истории, А.Чижевский связывал историю с космическими процессами, Л.Гумилев – с энергией солнца…)Внутренние факторы могут быть субъективными и объективными. Субъектами истории являются личности, социальные группы, народы государства. Главный субъективный фактор истории – великие личности. Объективные факторы – это закономерности, устойчивые причинно-следственные связи. Б) Способы общественного развития являются эволюция, реформа и революция.

Понятие общественного прогресса В) Направлениями общественного развития являются: прогресс, регресс, стагнация. Прогресс (от. Лат.progress us – движение вперед, успех) – это направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от простого к более сложному, движение вперед к более совершенному. Регресс (от лат.regress us), это направление развития, для которого характерен переход от высшего к низшему, процесс деградации, понижение уровня организации, утраты способности к выполнению тех или иных функций. Стагнация – застой, стояние на месте. В) Направлениями общественного развития являются: прогресс, регресс, стагнация. Прогресс (от. Лат.progress us – движение вперед, успех) – это направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от простого к более сложному, движение вперед к более совершенному. Регресс (от лат.regress us), это направление развития, для которого характерен переход от высшего к низшему, процесс деградации, понижение уровня организации, утраты способности к выполнению тех или иных функций. Стагнация – застой, стояние на месте.

Понятие общественного прогресса 2. Противоречивость прогресса. Определить направление развития можно только выбрав критерий (определяющий признак). В одном и том же обществе, в одно и то же время может быть прогресс в одной сфере( в экономике) и регресс в другой сфере( в экологии). Совершенствование в одной сфере оборачивается потерями в другой сфере. Идея прогрессивного развития утвердилась в философии Просвещения. Философы выделяли разные критерии разума (Ж.А. Кондорсе), человеческое счастье (Д.Дидро),нравственность (И. кант), осознание свободы (Г. Гегель), общественная солидарность (А, Сен-Симон), Развитие производительных сил (К.Маркс) и др. 2. Противоречивость прогресса. Определить направление развития можно только выбрав критерий (определяющий признак). В одном и том же обществе, в одно и то же время может быть прогресс в одной сфере( в экономике) и регресс в другой сфере( в экологии). Совершенствование в одной сфере оборачивается потерями в другой сфере. Идея прогрессивного развития утвердилась в философии Просвещения. Философы выделяли разные критерии разума (Ж.А. Кондорсе), человеческое счастье (Д.Дидро),нравственность (И. кант), осознание свободы (Г. Гегель), общественная солидарность (А, Сен-Симон), Развитие производительных сил (К.Маркс) и др.

Понятие общественного прогресса В современных условиях понятие прогресса обогащается гуманистическими параметрами. Прогресс современного общества видится в развитии человека в его духовном и телесном измерении, в создании благоприятных условий для человека. В качестве гуманистических критериев выдвигаются такие как: детская и материнская смертность, состояние здоровья, уровень образования, развитие различных сфер культуры, чувство удовлетворенности жизнью, степень соблюдения прав человека, отношение к природе. Универсальным критерием прогресса сегодня считается средняя продолжительность жизни. В современных условиях понятие прогресса обогащается гуманистическими параметрами. Прогресс современного общества видится в развитии человека в его духовном и телесном измерении, в создании благоприятных условий для человека. В качестве гуманистических критериев выдвигаются такие как: детская и материнская смертность, состояние здоровья, уровень образования, развитие различных сфер культуры, чувство удовлетворенности жизнью, степень соблюдения прав человека, отношение к природе. Универсальным критерием прогресса сегодня считается средняя продолжительность жизни.

Многовариантность общественного развития Варианты общественного развития – это способы с помощью которых происходят общественные измерения. Эволюция – медленное, поступательное саморазвитие. Реформа – изменение в одной из сфер общественной жизни, проводимое сверху вниз. Реформы подразделяют: 1. по областям общественной жизни : экономические (денежные), социальные (пенсионная), политические (избирательная) и культурные (церковная). 2. по направленности: - на прогрессивные (АлександрII – отмена крепостного права, военная реформа, реформа гос. аппарата) и регрессивные = реакционные (контрреформы Александра III – жандармерия). Революция – это коренной переворот во всех сферах общественной жизни, начало нового этапа развития. По сфере в которой началась революция их делят на экономические(промышленная), социальная(1917), и культурные (научная). По времени протекания: краткосрочная(февральская), долгосрочная 9 Варианты общественного развития – это способы с помощью которых происходят общественные измерения. Эволюция – медленное, поступательное саморазвитие. Реформа – изменение в одной из сфер общественной жизни, проводимое сверху вниз. Реформы подразделяют: 1. по областям общественной жизни : экономические (денежные), социальные (пенсионная), политические (избирательная) и культурные (церковная). 2. по направленности: - на прогрессивные (АлександрII – отмена крепостного права, военная реформа, реформа гос. аппарата) и регрессивные = реакционные (контрреформы Александра III – жандармерия). Революция – это коренной переворот во всех сферах общественной жизни, начало нового этапа развития. По сфере в которой началась революция их делят на экономические(промышленная), социальная(1917), и культурные (научная). По времени протекания: краткосрочная(февральская), долгосрочная 9 Эволюция Реформа Революция Пути развития общества

Типы обществ Линии сравненияТрадиционное (доиндустриальное) ИндустриальноеПостиндустриальное (информационное) Время возникновения Переход от первобытности к цивилизации (IV тыс. до н.э.) Переход от средневековья к новому времени XVI век Переход к истории современности конец XX века Способ переходаНеолитическая революцияПромышленная революция НТР Основной фактор производства ЗемляКапиталЗнание Основной продукт производства пищаПромышленные изделия услуги Характерные черты производства Ручной трудШирокое применение машин, механизмов, технологий Автоматизация производства, компьютеризация общества Занятость населенияСельское хозяйство -75%Сельское хозяйство - 10% Промышленность – 85% Сельскоехозяйство – 3 % промышленность - 33% Услуги – 66%

Типы обществ Линии сравненияТрадиционное (доиндустриальное) ИндустриальноеПостиндустриальное (информационное) Доминирующая форма собственности ОбщиннаяЧастнаяАкционерная ТоварностьНатуральное хозяйствоМассовое производствоМелкосерийное производство Социальная структураСословия, классы, замкнутость социальных структур; низкая социальная мобильность Коллективизм Классовое деление, упрощение социальной структуры, подвижность и открытость социальных структур Индивидуализм Сохранение социальной дифференциации; рост численности среднего класса; профессиональная дифференциация, в зависимости от уровня знаний, квалификации Воздействие человека на природу Локальное, неконтролируемое идеал гармонии Глобальное, неконтролируемое эксплуатация Глобальное, контролируемое, решение экологических проблем

Типы обществ Линии сравненияТрадиционное (доиндустриальное) ИндустриальноеПостиндустриальное (информационное) Политическая жизньПреобладание монархических форм правления; Политические свободы отсутствуют; власть выше закона, для нее не нужны обоснования; сочетание самоуправляющихся общин и традиционных империй. Провозглашение политических свобод, равенство перед законом, демократические преобразования; власть не воспринимается как данность, от нее требуется обоснование право на лидерство Политический плюрализм, сильное гражданское общество; возникновение новой формы демократии – «демократии консенсуса», глобализация Духовная жизньГосподствует традиционные религиозные ценности; Однородный характер культуры; Преобладает устная передача информации; мало образованных людей. Утверждаются новые ценности прогресса, личного успеха, вера в науку; возникает массовая культура; подготовка специалистов Основа мировоззрения – информация; особая роль науки, образования; развитие индивидуализированного сознания; непрерывное образование

Угрозы XXI века (глобальные проблемы) 1.Сущность глобальных проблем(от лат. globusterrae – земной шар) Термин можно понимать в 2-х значениях: Охватывающие весь земной шар, требующие совместных усилий; Чрезвычайно важные, угрожающие гибелью человечества. 2.Причины глобальных проблем. Развитие взаимосвязи и взаимозависимости в современном мире, его целостность; Интенсивность преобразующей деятельности человека, общество потребления; Недостаточный уровень политического мышления, экологического сознания, общественной организации, отставание уровня нравственного развития от научно-технического. 1.Сущность глобальных проблем(от лат. globusterrae – земной шар) Термин можно понимать в 2-х значениях: Охватывающие весь земной шар, требующие совместных усилий; Чрезвычайно важные, угрожающие гибелью человечества. 2.Причины глобальных проблем. Развитие взаимосвязи и взаимозависимости в современном мире, его целостность; Интенсивность преобразующей деятельности человека, общество потребления; Недостаточный уровень политического мышления, экологического сознания, общественной организации, отставание уровня нравственного развития от научно-технического.

Угрозы XXI века (глобальные проблемы) 3. Виды глобальных проблем Общепланетарные- вытекают из отношений общества и природы= экологические проблемы (загрязнение окружающей среды, изменение климата, истощение ресурсов, нехватка продовольствия, освоение космоса и мирового океана, энергетическая. 3. Виды глобальных проблем Общепланетарные- вытекают из отношений общества и природы= экологические проблемы (загрязнение окружающей среды, изменение климата, истощение ресурсов, нехватка продовольствия, освоение космоса и мирового океана, энергетическая. Виды глобальных проблем общепланетарные общечеловеческие общемировые

Задания стр. 116 Раскройте на трех примерах различные значения понятия «Общество». (Определения общества: Общество как объединение людей в процессе совместной деятельности; Общество как исторический период; Общество как все человечество; Общество как человечество в его прошлом, настоящем и будущем. ) Раскройте на трех примерах различные значения понятия «Общество». (Определения общества: Общество как объединение людей в процессе совместной деятельности; Общество как исторический период; Общество как все человечество; Общество как человечество в его прошлом, настоящем и будущем. )

Литература Воронцов А.В., Соболева О.Б., Шевченко С.В. ЕГЭ по обществознанию 2011 пособие по подготовке