«Обеспечение условий для опережающего профессионального обучения граждан, высвобождаемых из предприятий (организаций)» СЕМИНАР-КОНСУЛЬТАЦИЯ Министерство.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Региональные требования к качеству НиСПО посредством вариативной составляющей ОПОП Факультет повышения квалификации и переподготовки работников профессионального.
Advertisements

Роль представителей работодателей в организации подготовки кадров по программам опережающего обучения Гл.специалист НФПК Лыков М.М.
1 О взаимодействии Министерства образования и науки Российской Федерации, Министерства образования Республики Карелия и образовательных учреждений профессионального.
Концепция выполнения работ (услуг) «Организация и проведение апробации ФГОС общего образования второго поколения (начальная школа) и материалов, обеспечивающих.
Company LOGO 24) обеспечение функционирования системы внутреннего мониторинга качества образования в образовательном учреждении РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ЗАКОН.
Деятельность Центра развития профессионального образования и профориентации обучающихся АОУ ВО ДПО « ВИРО »
«Управление процессом введения ФГОС ДО в дошкольном учреждении в рамках реализации управленческого проекта»
О конкурсном отборе и требованиях к программам повышения квалификации инженерных кадров.
Формирование и развитие многофункциональных центров прикладных квалификаций (учебных центров профессиональной квалификации) О.Ф. Батрова к.п.н., ведущий.
Файзулина Ирина Эдуардовна, начальник отдела профессионального образования и науки управления образования и науки Тамбовской области Тамбов
Развитие системы профессионального образования Ростовской области Министерство общего и профессионального образования Ростовской области Отдел профессионального.
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ РАБОЧИХ КАДРОВ И ФОРМИРОВАНИЯ ПРИКЛАДНЫХ КВАЛИФИКАЦИЙ: КОМПЛЕКС МЕР Департамент государственной политики в сфере.
Вариативная составляющая основных профессиональных образовательных программ НПО/СПО в Самарской области Светлана Ефимова, директор ЦПО Самарской области,
О развитии электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ Сентябрь 2013.
О нормативных правовых основаниях разработки профессиональных стандартов в сфере образования и науки Москва, 2013 г.
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования - основа «Нашей новой школы» часть 4 Введение стандарта С.Н.Махновец, февраль-март.
Департамент образования администрации Владимирской области.
О создании базового центра профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификаций рабочих кадров (Совещание 19 марта 2013 г.)
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЛЕНИНГРАДСКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ.
СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В СПО КАК УСЛОВИЕ ОПТИМИЗАЦИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ Гудырева Людмила Николаевна, к.п.н., ГПОУ «КРАПТ»
Транксрипт:

«Обеспечение условий для опережающего профессионального обучения граждан, высвобождаемых из предприятий (организаций)» СЕМИНАР-КОНСУЛЬТАЦИЯ Министерство общего и профессионального образования Свердловской области РЕГИОНАЛЬНЫ РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Екатеринбург, 2009

Цель семинара-консультации информирование представителей учреждений начального и среднего профессионального образования Свердловской области об организации, содержании и роли ОУ в организации опережающего обучения граждан

Задачи: Представить требования к задачам, направлениям и содержанию деятельности УНПО и УСПО Свердловской области по опережающему обучению как элементу дополнительного обучения в ОУ. Рассмотреть особенности разработки модульных программ на основе функциональных карт для опережающего обучения Подготовить участников совещания к разработке заявок для участия в конкурсе

Ход семинара Регистрация участников семинара Роль, место и содержание дополнительного образования в системе непрерывного профессионального образования Опережающее обучение как элемент дополнительного образования: понятие и нормативные основания организации. Организация конкурса по опережающему обучению Представитель РРЦ РПО Обед Организация мониторинговой деятельности в территории Работа в группах участников ОУ по следующим вопросам: - Структура модульных программ профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации и требования к оформлению. - Определение содержания модульных программ на основе функциональных карт. Разработка вариантов модульных программ профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации. Представитель РРЦ РПО Индивидуальное консультирование. Представитель РРЦ РПО Руководитель ПРЦ РПО

Опережающее обучение (теория Л.В. Занкова) - эффективная организация обучения, направленная на активизацию, развитие мыслительной деятельности обучаемого, формирование способности самостоятельно добывать знания в сотрудничестве с другими обучаемыми, т. е. саморазвиваться.

Опережающее обучение по «прорывным» направлениям развития социально-экономического комплекса – образование, обеспечивающее кадровые условия реализации инновационных проектов, программ

Опережающее профессиональное обучение граждан, высвобождаемых из организаций, в целях обеспечения их занятости представляет собой обучение до наступления срока расторжения трудового договора между работником и работодателем с целью получения работником новой (смежной) профессии (специальности), либо повышения квалификации.

Опережающее профессиональное обучение граждан направлено на смягчение социальной напряженности на рынке труда, решая вопросы предотвращения массовых высвобождений при банкротстве или санации предприятий, сокращения периода возможной вынужденной безработицы, увеличения вероятности трудоустройства работников

Нормативно-правовые основания реализации программ опережающего обучения Закон Российской Федерации от года 36-ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации» Закон Российской Федерации от 21 июля 2005 г. 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» Порядок работы территориальных органов Минтруда России по вопросам занятости населения по содействию работодателям в опережающем профессиональном обучении граждан, высвобождаемых из организаций, в целях обеспечения их занятости (утвержден Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от года 18). Положение об организации профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных граждан и незанятого населения (утверждено постановлением Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13 января 2000 г. 3/1(с изменениями от 8 февраля 2001 г.) Письмо Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от г. 86 «Об особенностях реализации программ профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации в учреждениях начального профессионального образования Свердловской области» Письмо Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от г /194 «О разработке мероприятий по опережающему обучению»

Организационная модель управления организацией опережающего обучения Департамент службы занятости населения (2 варианта) Программа опережающего обучения на территории Свердловской области предусматривает затраты на услуги специализированной организации (регионального оператора) по размещению заказа на реализацию образовательных программ опережающего обучения.

Организация конкурса по опережающему обучению 1.Сайт Министерства экономики и труда Свердловской области 2.Закупки продукции для государственных нужд 3.Закупки продукции для государственных нужд с размещением информации по закупкам для муниципальных нужд 4.Поиск заказов, сайты по закупкам

При взаимодействии через Государственное учреждение центр занятости населения Работодателю необходимо представить следующие документы: "Информацию о массовом высвобождении работников" с указанием численности, сроков увольнения, необходимости в переобучении не менее чем за 3 месяца; "Сведения о высвобождаемых работниках" с указанием специальности после прохождения опережающего профессионального обучения не менее чем за 2 месяца; Заявление-обращение "О полной или частичной компенсации затрат на опережающее профессиональное обучение граждан, нуждающихся в соответствующем обучении, с указанием их численности, размера компенсации затрат";

При взаимодействии через Государственное учреждение центр занятости населения Работодателю необходимо представить следующие документы: типовая смета затрат на опережающее профессиональное обучение граждан, нуждающихся в опережающем профессиональном обучении, по каждой учебной программе; перечень рабочих мест на трудоустройство переобученных работников, на которые будут трудоустроены переобученные работники.

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области выступает заказчиком на услуги специализированной организации, отбираемой на конкурсной основе. Приказом министра общего и профессионального образования Свердловской области утверждается положение о специализированной организации (региональном операторе) по размещению заказа на реализацию опережающего обучения. По результатам конкурса со специализированной организацией, выигравшей конкурс, министерством образования заключается контракт (договор). Предметом договора является услуги регионального оператора по размещению заказа на оказание образовательных услуг по опережающему обучению. Одним из требований к конкурсной документации является наличие у потенциального участника размещения заказа прямых договоров с работодателями, предполагающими в случае заключения государственного контракта ответственность сторон по организации опережающего обучения.

Организация мониторинговой деятельности в территории Письмо 3 от г. и формы для заполнения (Excel) Письмо /664 от г. (приложение 1 – это форма 2 для заполнения (Excel) в выше названном письме)

Потребность в опережающем образовании С 25 января по 03 февраля 2009 года по вопросу опережающего обучения проведены переговоры с руководителями: администраций в 26 муниципальных образований Свердловской области 176 предприятий (организаций) разных форм собственности 5 территориальных отделений службы занятости

Выявлена потребность в опережающем обучении по следующим сферам экономической деятельности (чел.): - потребительский рынок транспорт строительство металлообработка машиностроение финансово-экономическая сфера информатика и вычислительные системы – 117 человек. - металлургия - 138; - легкая промышленность сельское хозяйство электроэнергетика – 14 Суммарная потребность в опережающем обучении заявлена для 8539 человек, из них по данным служб занятости – 3258 человек. Отсутствует информация по таким сферам, как здравоохранение, образование, социальная работа.

Наблюдается следующее соотношение потребности в опережающем обучении по видам программ: профессиональная подготовка – 5101 человек переподготовка – 1284 человек повышение квалификации – 2154 человек. Данное соотношение является следствием того, что высвобождается, в основном, 3 категории работающих: 1) управленческие работники с высшим финансово- экономическим, психологическим, гуманитарным образованием (небольшой процент с инженерно-техническим образованием), имеющие небольшой стаж работы либо предпенсионного возраста; 2) работники с низкими разрядами и квалификацией, имеющие небольшой стаж работы; 3) вспомогательный персонал, не имеющий квалификации. В зависимости от профиля профессии для первой категории востребована переподготовка подготовка смежным рабочим профессиям, для второй – повышение квалификации, а для третьей – профессиональная подготовка по новым профессиям.

Работодателями, службами занятости заявлена потребность в опережающем обучении по 213 программам профессиональной подготовки, переподготовки и повышении квалификации Наиболее востребованы программы по следующим профессиям: - повар – продавец сварщик (различные квалификации) – электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования – 373. Среди востребованным (объемы потребности свыше 100 человек) также заявлены профессии: водитель, оператор ПК, маляр, каменщик, арматурщик, бетонщик, официант, бармен, кондитер, слесарь-ремонтник, станочник (различные квалификации).

Тенденции развития потребностей в определенных видах образовательных программ опережающего обучения 1.Долевое соотношение потребности по видам образовательных программ опережающего обучения следующее: профессиональная подготовка/переподготовка/ повышение квалификации соответственно 4 /1 / 2 2.Возрастание потребности в программах переподготовки и повышения квалификации. 3. Сокращение сроков обучения за счет практикоориентированности программ, модульного подхода к структуре программы и учета индивидуального уровня готовности к освоению и имеющегося опыта. 4. Возрастание потребности в интегрированных программах, предполагающих освоение модулей, обеспечивающие овладение компетенциями, характерных для различных профессий и специальностей, и предполагающих индивидуальные образовательные маршруты.

Организация мониторинговой деятельности в территории Региональный оператор – РРЦ РПО Территориальные операторы: Алапаевский ПЛ Артемовский КТП Ирбитский политехникум Камышловский ГТТ Слободо-Туринский АЭТ Тавдинское ПУ Талицкий ПЛ Тугулымское ПУ Туринское ПУ

Об особенностях организации опережающего обучения с учетом приоритетов посткризисного развития экономики Свердловской области

Цель - разработать и внедрить эффективный механизм организации опережающего обучения высвобождающихся работников предприятий, позволяющий принимать превентивные меры по снижению негативных социально-экономических последствий возможного увольнения работников и предупреждению роста безработицы в регионе и развивать кадровый ресурс с учетом приоритетов посткризисного развития региональной экономики.

Задачи: сохранение кадровых ресурсов предприятий, снизивших объемы производства товаров и услуг; повышение конкурентоспособности на рынке труда работников, находящихся под риском увольнения; развитие территориальной трудовой мобильности населения усиление государственного регулирования отношений, складывающихся на региональном рынке труда в различных секторах экономики области; развитие кадрового ресурса системы начального и среднего профессионального образования в регионе; содействие развитию малого бизнеса и индивидуального предпринимательства; повышение вариативности предоставления образовательных услуг с учетом посткризисного развития экономики Свердловской области.

Планируемые результаты превышение к 2010 году доли граждан, обучившихся по программам опережающего обучения, по отношению к доле граждан, обучившихся в статусе безработных; увеличение к 2011 году в два раза численности работников предприятий, подготовленных за счет бюджетных средств к посткризисному инновационному развитию, модернизации и перевооружению производств; разработана и апробирована новая модель организации опережающего обучения, позволяющая повысить его эффективность, включающая в себя комплект нормативно-правового обеспечения, организационно- функциональную структуру управления, региональный мониторинг реализации программ опережающего обучения, региональный депозитарий программ дополнительного профессионального образования; создана система дополнительного профессионального образования как элемент системы непрерывного профессионального образования на основе кластерного подхода с учетом Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года.

Индикативные показатели достижения результатов: численность граждан, прошедших опережающее профессиональное обучение (по программам профессиональной переподготовки, повышения квалификации, профессиональной подготовки) – не менее человек в год; совокупная доля граждан, - сохранивших после опережающего обучения рабочие места на предприятиях; - трудоустроившихся на другие предприятия отрасли после опережающего обучения - занимающихся после опережающего обучения предпринимательской деятельностью и малым бизнесом должна составить не менее 90 процентов; численность педагогических работников, пришедших в систему профессионального образования после опережающего обучения – не менее 100 человек в год; численность педагогов начального и среднего профессионального образования, прошедших переподготовку и повышение квалификации по модульному обучению – не менее 300 человек в год; численность работников предприятий, повысивших квалификацию и освоивших новые компетенции, востребованные инновационным производством не менее 20 процентов от общего количества прошедших опережающее обучение.

Следующие принципы сетевой кооперации; ориентации на достижение конкретных результатов; непрерывного профессионального образования; модульного обучения, основанного на компетенциях; социального партнерства и равной ответственности субъектов системы опережающего обучения.

Система опережающего обучения включает в себя образовательные программы различной направленности: - обеспечивающих гарантированную занятость по существующим вакансиям на предприятиях региона; - обеспечивающих готовность человека к ведению индивидуальной предпринимательской деятельности; - учитывающих приоритеты посткризисного развития региональной экономики и потребности инновационных производств.

Основные конструкты системы опережающего обучения регламент деятельности субъектов опережающего обучения на основе нормативно-правовых актов федерального и областного уровня; система информационного обмена - мониторинг реализации программ опережающего обучения (как следствие, возможность оценки работодателями потребностей в опережающем обучении и полнота информации о структуре потребностей в опережающем обучении) и система эффективной передачи актуальной информации с использованием возможностей СМИ; наличие образовательного ресурса, адекватного социально- экономическим потребностям в опережающем обучении; механизмы взаимодействия работодателей и учреждений профессионального образования (договоры, согласованные планы действий, ответственные лица) региональный депозитарий программ дополнительного профессионального образования, обеспечивающий доступность образовательных услуг в системе опережающего обучения и непрерывного профессионального образования. механизм контроля деятельности субъектов системы опережающего обучения согласно их полномочий и ответственности.

Мониторинг реализации программ опережающего обучения - мониторинг потребности в опережающем обучении высвобождающихся работников предприятий в разрезе муниципальных образований, находящихся на территории Свердловской области по видам экономической деятельности, который осуществляется сетью областных образовательных учреждений ежемесячно на основе взаимодействия с предприятиями всех форм собственности (форма 1 и 2); - мониторинг результатов опережающего обучения высвобождающихся работников предприятий, который позволяет оценить удовлетворенность субъектов опережающего обучения качеством образовательных услуг, эффективность всей системы относительно заданных индикаторов.

Взаимодействие предприятия и образовательного учреждения ПредприятиеОбразовательное учреждение Определить количество работников, находящихся под угрозой увольнения Сбор и анализ информации о социально-экономическом состоянии территории Подготовить сведения о высвобождающихся работниках (для ОУ или ГУЦЗ) Вычленить предприятия, потенциально заинтересованные в опережающем обучении

Предприятие: Проанализировать потребности предприятия в опережающем обучении по следующим основаниям: возможность предоставления работы на прежнем рабочем месте при условии повышения квалификации возможность предоставления работы на другом рабочем месте предприятия при условии переподготовки или освоения новой профессии/смежной квалификации возможность использования трудового потенциала работника в посткризисный период согласно стратегическому плану развития предприятия (в том числе, перевооружение, модернизация, инновационное производство) возможность трудоустройства высвобождаемого работника в профессиональное образовательное учреждение или совмещение работы возможность трудоустройства вне предприятия возможность самозанятости (ведения индивидуальной предпринимательской деятельности) высвобождаемого работника

Образовательное учреждение: Проанализировать возможности образовательного учреждения по организации опережающего обучения работников предприятий территории: наличие дополнительных профессиональных образовательных программ всех видов (переподготовка, повышение квалификации) и программ профессиональной подготовки наличие программ различной направленности (для разных категорий заказчиков) качество учебно-программной документации, ее разработанность с учетом требований подхода, основанного на компетенциях готовность педагогических кадров для реализации дополнительных профессиональных образовательных программ готовность материально-технических ресурсов для реализации дополнительных профессиональных образовательных программ

Работа с порталом «Образование Урала» ПредприятиеОбразовательное учреждение Осуществить поиск и выбор учреждений профессионального образования для размещения заказа на опережающее обучение Информирование предприятий (организаций) о возможностях реализации программ для опережающего обучения

Взаимодействие предприятия и образовательного учреждения Провести переговоры с учреждением профессионального образования по организации опережающего обучения Подготовить заявку на опережающее обучение Рассмотрение и анализ заявок. Заключение соглашения о намерениях по организации опережающего обучения работников предприятия Содействие в подготовке пакета документов для участия в конкурсном отборе Подготовка заявки и пакета документов для участия в конкурсном отборе ПредприятиеОбразовательное учреждение

Взаимодействие предприятия и образовательного учреждения ПредприятиеОбразовательное учреждение Заключение договора об организации опережающего обучения работников предприятия. Разработка графика реализации программ опережающего обучения Контроль учебной дисциплины работников, направленных на опережающее обучение Реализация программ опережающего обучения Совместная организация итоговой аттестации (оценка освоенных компетенций и достигнутого уровня квалификации) Организация мониторинга потребностей предприятия в опережающем обучении Организация мониторинга потребностей организаций в опережающем обучении (в территории) Принятие решение по развитию социального партнерства по проблеме организации опережающего обучения и другим взаимовыгодным направлениям взаимодействия

Действия образовательного учреждения по обеспечению готовности к реализации опережающего обучения обеспечить готовность образовательного учреждения к реализации программ профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации, имеющихся в лицензии на образовательную деятельность; сформировать заказ на опережающее обучение работников предприятий (организаций) в территории с использованием маркетингового подхода; обеспечить участие образовательного учреждения в конкурсах на финансирование программ профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации из средств бюджетов разных уровней; организовать реализацию программ профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации опережающего обучения высвобождающихся работников предприятий (организаций) из разных источников дополнительного финансирования

Дополнительно: обеспечить готовность образовательного учреждения к лицензированию новых программ профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации; организовать реализацию программ курсовой подготовки (до 72 часов без прохождения лицензионной экспертизы) по результатам анализа предложений граждан и предприятий (организаций); обеспечить методическое сопровождение разработке программ профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации граждан на основе модульного подхода; обеспечить методическое сопровождение реализации программ профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации граждан, имеющих опыт обучения по профессиональным образовательным программам и профессиональной деятельности (разрешение проблем андр о гогики с целью минимизации «барьеров обучения»).

Дополнительно: рассмотреть возможность открытия на базе образовательных учреждений дополнительных площадок для центров профессиональной ориентации, относящихся к ведению территориальных центров занятости населения; войти в состав муниципальных антикризисных комиссий по решению вопроса опережающего обучения высвобождаемых работников предприятий (организаций); обеспечить рекламную деятельность об информировании возможностей образовательных учреждений в предоставлении образовательных услуг; обеспечить условия эффективного использования информационно-коммуникативных технологий для обмена информацией между ОУ, предприятиями, центрами занятости о потребностях в опережающем обучении

Дополнительно: подготовить предложения в региональную программу опережающего обучения высвобождающихся работников предприятий (организаций) в Свердловской области в части предоставления образовательных услуг

Региональный депозитарий программ дополнительного профессионального образования, обеспечивающий доступность образовательных услуг в системе опережающего обучения и непрерывного профессионального образования, формируется путем экспертизы качества образовательных профессиональных программ, предъявленных образовательными учреждениями всех форм собственности. «Держателем» регионального депозитария является Региональный ресурсный центр развития профессионального образования Свердловской области.

Депозитарий Региональный депозитарий учебно-методических ресурсов Стихийность развития рынка образовательных услуг в регионах не позволяет организаторам образования и пользователям (потребителям образовательных услуг) ориентироваться в имеющихся ресурсах, а создателям (реальным и потенциальным авторам ресурсов) прогнозировать развитие и модификацию своих образовательных ресурсов и проектировать новые. Следовательно, информационная образовательная среда предполагает наличие распределенного, реализованного в сетевой среде хранилища информационных образовательных ресурсов, или депозитария информационных образовательных ресурсов, для различных категорий пользователей независимо от места их расположения.

Депозитарий определение Лицо, которому передаются ценности для хранения без перехода к нему права собственности. (Новый экономический и юридический словарь/ А.Н. Азрилиян и др.-М., 2003) В международном праве - хранитель подлинного текста многостороннего международного договора и всех относящихся к нему документов (заявлений, оговорок и т.д.). (большой юридический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева, В.Е. Крутских.-М., 2002) Профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий депозитарную деятельность и являющийся юридическим лицом. (О рынке ценных бумаг: Федер. закон от ФЗ.-В ред. от Ст. 7) ФЗ

Депозитарий комментарий 1.1. В качестве депозитария выступают прежде всего банки, уполномоченные государством принимать денежные суммы в пользу казначейства или для собственных операций. (Энциклопедия предпринимателя / С.М. Синельников и др.-СПб., 1994)Энциклопедия предпринимателя 2.2. Депозитарием могут быть одно или несколько государств, международная организация или главное исполнительное должностное лицо такой организации. Так, Генеральный секретарь ООН осуществляет функции депозитария ряда многосторонних договоров, заключенных в рамках ООН. (Большой юридический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева, В.Е. Крутских.-М., 2002)Большой юридический словарь 3.3. Депозитарий обязан утвердить условия осуществления им депозитарной деятельности, являющиеся неотъемлемой составной частью заключенного депозитарного договора.

Депозитарий Самарский депозитарий –один из крупнейших библиотечных структур РФ. Входил в сеть национальных и региональных депозитариев, созданных в СССР в 1975 г. Рост публикаций – перенасыщение фондов библиотек (склады неиспользуемых изданий) Функции: -хранение и обеспечение доступа к книгам; -перераспределение дублетов через информационные списки; -центры доставки документов Самарская областная библиотека – Постановлением Совмина придан статус регионального депозитария.

Депозитарий Развитие научных исследований (их результаты остаются в распоряжении двух сторон: заказчика и исполнителя и недоступны широкому кругу пользователей) Задача: создание системы сбора и накапливания результатов научных разработок в сфере образования (депозитария) для последующего открытия свободного доступа к сформированным ресурсам. Депозитарий научных исследований – база данных, предназначенная для сбора, хранения и предоставления с целью использования основных результатов разработок, проводимых в сфере образования. Открытый депозитарий – доступный для всех работников сферы образования.

Депозитарий Пример: Депозитарий социальных программ, корпоративных социальных отчетов и моделей социального партнерства, созданный Ассоциацией менеджеров (см. сайт Это информационный ресурс, включающий в себя данные о ведущих российских компаниях и реализуемых ими социальных программах, моделях социального партнерства с органами власти и общественными организациями, а также корпоративные социальные отчеты. Депозитарий обеспечивает: - возможность получения описательной информации об общественно- значимых проектах ведущих компаний; -обмен профессиональным опытом о лучших практиках реализации компаниями социальной политики; - доступ к публичной информации. Структура депозитария: отрасль, предприятие, направление реализации и продвижения социальных программ российских компаний, развитие персонала и профессиональная подготовка, охрана здоровья и безопасные условия труда, природоохранительная деятельность и ресурсосбережение, развитие местного сообщества, добросовестная деловая практика, корпоративный социальный отчет.

Депозитарий Введение электронного депозитария (Москва) в системе повышения квалификации педагогов (где будут храниться элементы портфолио слушателей программ: электронные аналоги справок, свидетельств, творческие зачетные работы). Одной из проблем электронного депозитария является статус хранимых документов (привыкли доверять тем бумагам, которые имеют печати и соответствующие подписи ответственных лиц). Как подтверждать достоверность документов в электронном депозитарии? Новым механизмом электронного документооборота является электронная цифровая подпись (ЭЦП). Электронный документ, подписанный с помощью ЭЦП ответственного лица, в соответствии с действующим законодательством имеет официальный статус. Такой документ обязаны принимать к рассмотрению во всех государственных, региональных, муниципальных и иных структурах управления.

депозитарий должен включать в себя различные виды информационных ресурсов · библиографические описания информационных ресурсов библиотек образовательных учреждений; полнотекстовые электронные документы, включая мультимедийные документы (графические, аудио, видео); · специализированные базы электронных документов, прежде всего, материалы учебных электронных изданий, обучающие программы, программы тестирования знаний, базы научно-технической информации и т.п.; · статистические материалы, отражающие функционирование системы образования и др.

Депозитарий Актуальность создания регионального депозитария электронных образовательных ресурсов обусловлена участием педагогов в постепенном и постоянном накоплении электронных образовательных ресурсов. Региональный депозитарий электронных образовательных ресурсов – это инструмент регионального коллекционирования и использования ЭОР. Цель создания регионального депозитария электронных образовательных ресурсов состоит в обеспечении широкого доступа образовательной общественности к передовому опыту и его распространению на основе анализа мировых тенденций в области образовательной политики. Создание депозитария предполагает решение следующих задач: сбор информационных материалов, представляющих образовательную и научную ценность; подготовка аналитических материалов, способствующих прогрессивным преобразованиям в области образования и науки; распространение образовательной, научной и научно-популярной информации; систематизированный поиск информации, предоставление информации в наиболее удобной форме.

Депозитарий К современным требованиям к хранилищам цифровых образовательных ресурсов относятся: Доступность. Данный ресурс должен быть доступен широкому кругу преподавателей и учеников, должен быть удобен в использовании, обладать интуитивно понятной навигацией и интерфейсом. Избыточность. Депозитарий должен содержать работы в достаточном количестве, чтобы обеспечить пользователя всеми необходимыми материалами. Контекстный поиск. Банк работ кроме накопленной базы данных должен содержать в себе средства поиска информации, основанные на запросах пользователей. Редактирование данных. Средства авторизации. Депозитарий необходимо оснастить средствами редактирования данных, реализовать возможность добавлять новые данные, изменять существующие и удалять устаревшие ресурсы. Права на операции редактирования должны принадлежать администраторскому составу или техническому персоналу. Региональный депозитарий цифровых образовательных ресурсов представляет собой базу ресурсов, содержащую в себе практически весь накопленный передовой опыт работы педагогов региона, обобщает и систематизирует образовательные ресурсы, предоставляя их широкому кругу пользователей для использования в своей педагогической деятельности. Работы, составляющие большинство ресурсов регионального депозитария, разработаны самими преподавателями, что является наиболее ценной характеристикой данной коллекции.

Требования к депозитарию учебно-методических ресурсов Депозитарий учебно-методических ресурсов является основной технологической единицей инфраструктуры единой информационной образовательной среды. По сути, депозитарий - это хранилище данных (в нашем случае - информационных образовательных ресурсов) с определенным регламентом доступа. Информация обо всех предлагаемых в рамках информационно-образовательной среды ресурсах и учебных программах составляет своего рода каталог. В этом каталоге должно быть обеспечение возможности навигации (выбора ресурса) независимо от места расположения потенциального пользователя, учебного заведения или места подключения пользователя к Интернет. Технологии доступа к таким каталогам должны обеспечивать прозрачный поиск как по совокупности депозитариев, так и непосредственно в самих депозитариях с учетом различных используемых протоколов и форматов представления данных. При создании депозитария необходимо решить проблемы нормативно-правового обеспечения процедуры ведения отраслевого депозитария; вопросы авторских и имущественных прав на электронные издания, размещаемые в депозитарии; заключения соглашений с издательствами, имеющими права на ранее выпущенные учебные материалы и др.

Хранение документов Аннотация Карточка Электронный вариант программы

МОиН РФ Департамент государственной политики в образовании Минобрнауки России Рекомендации по формированию программ профессионально подготовки, переподготовки и повышения квалификации для опережающего обучения работников организаций, находящихся под риском увольнения или занятых неполное рабочее время и Минобрнауки России О функционировании общероссийского банка текстов и аннотаций программ опережающего профессионального обучения ИК-123/03

Депозитарий Степень участия ОУ НПО и СПО СО 14 ОУ – модульные ДОП 18 ОУ типовые ДОП Всего программ профессиональной подготовки – около 2600 От 2 до 68 программ в каждом ОУ По 233 профессиям

Особенности программ опережающего обучения Направленность программ на подготовку, переподготовку востребованных кадров для отдельных секторов экономики по заявкам предприятий и запросам служб занятости с учетом приоритетов посткризисного развития экономики с целью приобретения новых компетенций, способствующих эффективности деятельности и производительности труда на рабочем месте. Цель и содержание программы должны соответствовать требованиям работодателей и учитывать изменения требований к профессиональным компетенциям, связанным с развитием современных технологий профессиональной деятельности и особенности их реализации на предприятии конкретного региона

Виды образовательных программ: 1. Образовательные программы профессиональной подготовки предполагают освоение новых профессий по рабочим квалификациям. Объем часов образовательной программы профессиональной подготовки для опережающего обучения и уровень квалификации определяется Перечнем профессий профессиональной подготовки, утвержденный по согласованию с Министерством труда и социального развития Российской Федерации приказом Министерства образования Российской Федерации от года 3477 (от 160 до 1040 часов).

Виды образовательных программ: 2. Образовательные программы профессиональной переподготовки предполагают освоение новых видов профессиональной деятельности и/или смежных профессий/специальностей. Объем часов образовательной программы определяется в зависимости от вида программы Типовым положением об учреждении дополнительного профессионального образования (от 152 часов).

Виды образовательных программ: 3. Образовательные программы повышения квалификации предполагают освоение новых компетенций, востребованных на рабочем месте, повышение квалификационных разрядов. Объем часов образовательной программы определяется в зависимости от вида программы Типовым положением об учреждении дополнительного профессионального образования (от 72 до 500 часов).

Образовательные программы различной направленности: 1. Программы, ориентированные на повышение квалификации работников с низких разрядов на повышенные разряды. Такие программы востребованы на предприятиях, где под угрозой увольнения оказались работники с небольшим стажем работы, для которых предприятиями выбрана стратегия сохранения кадрового потенциала при вынужденном сокращении рабочей недели или продолжительности рабочего дня. Данная категория работников по окончании обучения может быть трудоустроена на этом же предприятии или предприятии этого же профиля.

Образовательные программы различной направленности: 2. Программы, ориентированные на получение смежных профессий, востребованных на предприятии, где высвобождается работник, или на предприятии этого же профиля производства. Программы также востребованы на предприятиях, на которых выбрана стратегия сохранения кадрового потенциала и повышения производительности труда на основе расширения функциональных обязанностей на одном рабочем месте. Данная категория работников по окончании обучения может быть трудоустроена как на своем предприятии, так и на предприятии этого же профиля.

Образовательные программы различной направленности: 3. Программы, ориентированные на получение профессии другой отрасли/сектора региональной экономики. Трудоустройство обучившихся по данным программам зависит от удовлетворенности нанимаемого работника условиями труда на предприятии.

Образовательные программы различной направленности: 4. Программы, ориентированные на обеспечение готовности человека к ведению индивидуальной предпринимательской деятельности. Это образовательные программы, предполагающие по ее окончанию организацию собственного дела в различных отраслях.

Образовательные программы различной направленности: 5. Программы, ориентированные на освоение новых компетенций (в рамках имеющейся квалификации), которые будут востребованы в перспективе в связи с модернизацией рабочих мест и перевооружением производств. Данные программы направлены на освоение современных производственных технологий, новых форм или методов организации труда, востребованных на инновационных производствах, а также предполагающие освоение новых компетенций в области информационных технологий, коммуникаций и языковой, экономической и правовой культуры.

Образовательные программы различной направленности: 6. Программы, ориентированные на развитие общих (ключевых) компетенций, которые в целом способствуют повышению социально- профессиональной адаптации работника(«Работа с профессиональной информацией», «Профессиональные коммуникации», «Решение профессиональных проблем», «Профессиональное саморазвитие и самообразование», «Трудоустройство»).

Образовательные программы различной направленности: 7. Программы, ориентированные на переподготовку преподавателей профессионального цикла и мастеров производственного обучения для учреждений НПО и СПО из числа специалистов.

8. Программы повышения квалификации и переподготовки кадров с присвоением квалификаций для потенциально новых сегментов рынка труда на основе технологического форсайта. Энергосбережение и энергоаудит Либерализация энергетической отрасли Перспективные технологии и оборудование возобновляемых источников энергии Защита информации в системах связи и управления Безопасность автоматизированных информационно-управляющих систем Программирование и компьютерный инжиниринг Нанокомпозиты и сверхтонкие покрытия Комплексное использование полиметаллического сырья Материаловедение и технологии наноматериалов и сверхтонких покрытий Компьютерное моделирование микро-электро-механических систем (механотроника) CAD/CAM/PDM-системы в конструкторской и технологической подготовке производства Расчет и конструирование прецезионных механизмов CALS-технологии в машиностроении Автоматизированные обрабатывающие комплексы Риск-менеджмент Правовые основы интеллектуальной собственности Образовательные программы различной направленности:

Проектирование высотных сооружений, включая большепролетные конструкции, многофункциональных комплексов, подземных сооружений Управление проектами в строительстве на базе современных информационных технологий Неразрушающие и автоматизированные методы определения качества Применение робототехники в техническом обследовании зданий и сооружений Современные физико-химическим методы водоподготовки и обработки сточных вод Автоматизированное проектирование инженерных систем зданий и сооружений Инструменты и методы изучения наноструктутр и нанообъектов Цифровая микроскопия Сертификация и экспертиза лекарственных, косметических средств, биологически активных добавок и медицинской техники Информационные системы и контроль качества в медицинской химии и биоинжиниринге Новые материалы и технологии в медицине, медицинской технике и стоматологии Перспективные конструкционные материалы и высокоэффективные технологии Инновационное предпринимательство Проектный анализ и проектное управление Инновационные и управленческие команды Бизнес-проектирование Психология личности и методы саморазвития

Структура программы задается как классическая либо как модульная Классическая: - Титульный лист - Аннотация - Пояснительная записка -Квалификационная (профессиональная) характеристика или раздел проф. стандарта -Примерный учебный план (модульный) -Тематические (модульные) планы дисциплин, практик -Содержание теоретического и практического обучения -Процедура итоговой аттестации -Список литературы по разделам модулям

Независимо от того, в какой технологии разработана учебная документация (традиционная или модульная) к образовательным программам опережающего обучения любой направленности устанавливаются следующие требования к содержанию и условиям реализации: -соответствие программ требованиям работодателя и определение результатов обучения на языке компетенций; -наличие в структуре программы учебно-тематического плана, содержания дисциплин (модулей), перечня рекомендуемой литературы по всем разделам и темам; -наличие методических разработок по обеспечению самостоятельной работы обучающихся, обоснованность времени, затрачиваемого на ее выполнение; - соблюдение требований к организации практической подготовки, уровень квалификации и производственного опыта педагогов; - соблюдение требований к материально-техническому обеспечению, действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам; - соблюдение требований к обеспечению доступа обучающихся к информационным ресурсам; - наличие оценочной документации в соответствии с результатами обучения по образовательной программе (на языке компетенций); - уровень квалификации и профессиональный опыт членов аттестационной комиссии.

МОДУЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Модульная образовательная программа -документ (комплект документов), отражающий содержание профессионального образования и состоящий из совокупности модулей, направленных на овладение определенными компетенциями, необходимыми для присвоения квалификации. Квалификация - подтверждённая в соответствии с установленными требованиями совокупность компетенций, необходимых для выполнения определённого круга профессиональных (должностных) обязанностей. Единицей квалификации при модульно-компетентностном подходе является компетенция, которая формируется в рамках изучения одного или нескольких модулей.

РАЗРАБОТКА МОДУЛЬНЫХ ПРОГРАММ Модульная программа должна включать: 1. пояснительную записку; 2. модульный учебно-тематический план; 3. содержание модульной программы (содержание модулей (дисциплин): - описание профессиональной компетенции; - руководство по модулю для педагога; - руководство для обучающегося по освоению модуля; - учебная спецификация (пакет документов по каждому модулю); 4. Система оценки: - руководство по оценке для педагога; - памятка по оценке и самооценке для обучающегося; - оценочная спецификация. 5.Перечень рекомендуемой литературы по всем модулям, дисциплинам, разделам, темам. 6.Аннотация программы. 7.Данные автора (авторов).

ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ (лицевая сторона) МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ … ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ «…» УТВЕРЖДАЮ Директор ГОУ СПО СО «__» ____________ 200__ г. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ МОДУЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации Профессия – ОПЕРАТОР СТАНКОВ С ПРОГРАММНЫМ УПРАВЛЕНИЕМ Квалификация 2-й -6-й разряды Код профессии город год

ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ (оборотная сторона) ОДОБРЕНА (____________________________) Согласовано: _____________________ «___»___________20 г. (работодатели, протокол) Дополнительная модульная профессиональная образовательная программа ОПЕРАТОР СТАНКОВ С ПРОГРАММНЫМ УПРАВЛЕНИЕМ / Сост. ФИО авторов, – город: ОУ, –36 с. Рецензенты: (рецензентов должно быть не менее двух и из другого образовательного учреждения или организации) Составлена в соответствии с _____________________ начального/среднего профессионального образования

Федерация задает форму аннотации Наименование программы ФИО автора, место работы, контактный телефон, факс, адрес электронной почты Название ОУ, правообладателя программы, контактная информация профессия, (специальность, направление) Уровень квалификации, получаемый по завершению обучения Уровень образования, которому соответствует программа Вид подготовки Срок обучения в часах Наименование и код субъекта РФ

УГТУ-УПИ Карточка программы Содержание программы Целевая аудитория слушателей Планируемая дата занятий Срок обучения Форма обучения Количество слушателей в группе min max Контактное лицо

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В пояснительной записке отражается цель и задачи подготовки выпускника, приводится описание структуры модульной программы, базирующееся на анализе трудовой деятельности (функциональная карта) и требованиях работодателя. В данном разделе могут быть отражены пояснения к каждому из модулей программы, определяются основные результаты, а также краткие методические указания по организации учебного процесса (из ФГОС)

Профессиональные стандарты авиастроительной отрасли Предлагаемые к рассмотрению проекты профессиональных стандартов были разработаны по решению Правления ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» в годах и в дальнейшем переработаны в соответствие с макетом НАРК РСПП. К разработке проектов профессиональных стандартов привлекались эксперты из числа руководителей и ведущих специалистов авиационных предприятий, профессора и преподаватели профильных дисциплин авиационных учебных заведений. Далее представлены проекты профессиональных стандартов по пяти профессиям: Прочностные расчеты авиационных конструкций (файл Adobe Acrobat, 233Kb)Прочностные расчеты авиационных конструкций Проектирование и конструирование авиационной техники (файл Adobe Acrobat, 213Kb)Проектирование и конструирование авиационной техники Проектирование и конструирование механических конструкций, систем и агрегатов (файл Adobe Acrobat, 176Kb)Проектирование и конструирование механических конструкций, систем и агрегатов Разработка комплексов бортового оборудования авиационных летательных аппаратов (файл Adobe Acrobat, 309Kb)Разработка комплексов бортового оборудования авиационных летательных аппаратов Послепродажное обслуживание авиационной техники (файл Adobe Acrobat, 270KbПослепродажное обслуживание авиационной техники

Профессиональные стандарты Индустрия информационных технологий одной из первых в стране включилась в процесс создания профессиональных стандартов, запустив этот проект летом 2006 года. Проект осуществлялся Ассоциацией предприятий компьютерных и информационных технологий (АП КИТ) при организационной поддержке Мининформсвязи РФ. Результатом стала разработка профессиональных стандартов по следующим профессиям: * Программист; * Системный архитектор; * Специалист по информационным системам; * Системный аналитик; * Специалист по системному администрированию; * Менеджер информационных технологий; * Менеджер по продажам решений и сложных технических систем; * Специалист по информационным ресурсам; * Администратор баз данных.

СОПРЯЖЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ Профессиональный стандарт Образовательный стандарт Модульная образовательная программа Вид экономической деятельности (область профессиональной деятельности) ______________________________ Код __________________ ____________ (указывается в соответствии с ОКВЭД) Виды трудовой деятельности (по ОКЗ) Область профессиональной деятельности выпускников включает: _______________________________ (указывается вид / виды экономической деятельности по ОКВЭД и вид / виды трудовой деятельности (занятия) по ОКЗ) Основная цель профессии (профиль компетенции) в Функциональной карте

СОПРЯЖЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ОКВЭД – « Общероссийский классификатор видов экономической деятельности » ОКЗ – « Общероссийский классификатор занятий » Экономическая деятельность – объединение ресурсов (оборудование, рабочая сила, технологии, сырье, материалы, энергия, информационные и финансовые ресурсы) в производственном процессе с целью производства продукции (оказания услуг), предназначенной для реализации. Вид трудовой (профессиональной) деятельности – составная часть области профессиональной деятельности, образованная целостным набором трудовых функций и необходимых для их выполнения компетенций

СОПРЯЖЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ Профессиональный стандартОбразовательный стандарт Модульная образовательная программа КАРТОЧКИ ВИДОВ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1.Вид трудовой деятельности _______________________________ Квалификационный уровень ________________________________ Обобщенное описание выполняемой трудовой деятельности (трудовые функции) _____________ __________________ Требования к профессиональному образованию и обучению работника _______________________________ 2. Вид трудовой деятельности ……………………………………………. Объекты профессиональной деятельности выпускников __________________________________ Основные виды профессиональной профессиональной деятельности выпускника по каждой из квалификаций ( согласно Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов) _________________ Нормативный срок, соответствующая квалификация освоения основной профессиональной образовательной программы _________________________ Возможности продолжения образования выпускника Основные функции (области компетенции) в Функциональной карте

СОПРЯЖЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ Квалификация: 1) готовность работника к качественному выполнению конкретных функций в рамках определенного вида трудовой деятельности; 2) официальное признание (в виде сертификата) освоения компетенций, соответствующих требованиям к выполнению трудовой деятельности в рамках конкретной профессии (требований профессионального стандарта). Квалификационный уровень – совокупность требований к компетенциям работников, дифференцируемых по параметрам сложности, нестандартности трудовых действий, ответственности и самостоятельности Трудовая функция – составная часть вида трудовой деятельности, представляющая собой интегрированный и относительно автономный набор трудовых действий, определяемых бизнес- процессом и предполагающий наличие необходимых компетенций для их выполнения.

СОПРЯЖЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ Профессиональный стандарт Образовательный стандарт Модульная образовательная программа ОПИСАНИЕ ЕДИНИЦ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА 1. Основные трудовые действия 2. Средства труда 3. Предметы труда 4. Другие характеристики квалификационного уровня: - ответственность; - самостоятельность; - ……………… (из НРК) 5. Необходимые знания 6. Необходимые умения Требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы (описание общих и профессиональных компетенций). Требования к структуре основной профессиональной образовательной программы (учебные циклы, требования к знаниям, умениям, практическому опыту, наименование дисциплин и их разделов, количество учебных часов) Требования к организации практики. Функциональные модули (модули обучения): -профессиональные; -базовые; -сквозные (в Функциональной карте) Спецификация модуля Содержание модуля Памятка по оценке освоения модуля для обучающегося

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ КАРТА ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ ПРОФЕССИИ ОСНОВНАЯ/ОБОБЩЕННАЯ ФУНКЦИЯ ОСНОВНАЯ/ОБОБЩЕННАЯ ФУНКЦИЯ СКВОЗНОЙ МОДУЛЬ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ МОДУЛЬ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ МОДУЛЬ СКОЗНОЙ МОДУЛЬ

Учебный (модульный) план В учебно- тематическом плане модульной программы раскрывается последовательность изучения модулей программы, показывается распределение учебных часов по модулям.

ОБЩИЙ ПАКЕТ ДОКУМЕНТОВ ПО КАЖДОМУ МОДУЛЮ 1.Содержание модулей (дисциплин): - описание профессиональной компетенции; - руководство по модулю для педагога; - руководство для обучающегося по освоению модуля; - учебная спецификация. 2. Система оценки: - руководство по оценке для педагога; - памятка по оценке и самооценке для обучающегося; - оценочная спецификация. Пакет документов разрабатывается по каждому модулю

Пакет заявки образовательного учреждения к конкурсу на финансирование программ опережающего обучения формируется образовательным учреждением самостоятельно в соответствии с объявленными требованиями. В пакет заявки для участия в конкурсе могут входить: - данные о наличии лицензии на образовательную деятельность и государственной аккредитации по образовательным программам дополнительного профессионального образования; - примерный список работников предприятия (предприятий), направляемых для обучения по программе опережающего обучения, заверенный подписью руководителя предприятия и печатью предприятия.