Пилотный проект Е.Н.Ковтун Пилотный проект Федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки ВПО «Филология» XX Пленум.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Рекомендации по введению в вузах ФГОС ВПО III III поколения в области хореографического искусства и разработке основных образовательных программ АКАДЕМИЯ.
Advertisements

Родионова С.Е., к.ф.н., доц., Башкирский государственный университет Компетентностная модель бакалавра филологии и ее реализация вузами РФ.
Н.М. Розина Министерство образования и науки Российской Федерации О разработке нового поколения государственных образовательных стандартов и поэтапном.
Компетенции как результат обучения и их учебно- методическое обеспечение Н.С. Сергиева, д.ф.н.
Информационные технологии в автоматизации планировании учебного процесса вуза Проектирование компетентностно- ориентированных рабочих программ учебных.
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) © Г.Н. Варковецкая, канд. пед. наук, ИПО РАО, 2008.
Кыргызский технический университет им. И.Раззакова (КТУ им. И. Раззакова) О РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО.
Вузовские основные образовательные программы на основе ФГОС-3 по направлению подготовки «Филология» Е. Н. Ковтун д. ф. н., профессор, заместитель Председателя.
КОНЦЕПЦИЯ ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ» И В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О ВЫСШЕМ И ПОСЛЕВУЗОВСКОМ.
Принципы проектирования образовательных программ ДПО, предполагающих построение индивидуальных образовательных траекторий М. В. Пономарев, директор Центра.
ВУЗ И РАБОТОДАТЕЛЬ : ПРОБЛЕМЫ СОТРУДНИЧЕСТВА В ГУМАНИТАРНОЙ СФЕРЕ Е. Н. Ковтун д. ф. н., профессор, заместитель Председателя Совета по филологии УМО по.
Примерная основная образовательная программа «Прикладная филология» Пленум Совета по филологии 7-8 октября 2009 г., Великий Новгород Алексей Андреевич.
Федеральный государственный образовательный стандарт профессионального образования: основные положения С.А. Ефимова, к.п.н., директор ЦПО Самарской области.
Научно-методическое обеспечение обновления структуры и содержания подготовки педагогических кадров Начальник Учебно-методического управления МПГУ Екатерина.
1 Формирование основных образовательных программ по направлению «Менеджмент» Кабанова Татьяна Александровна кандидат хим. наук, доцент Государственный.
ФГОС III поколения ФГОС III поколения Основная образовательная программа.
Коммуникация как объект профессиональной деятельности филолога и составляющая подготовки бакалавра и магистра филологии А.А. Чувакин, д.ф.н., проф., зав.
МОДУЛЬНО-КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК ОСНОВА ПЕРЕХОДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ.
ФГОС ВПО КАК НОРМАТИВНАЯ ОСНОВА ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ.
О методическом обеспечении стандартов III поколения – ФГОС ВПО Гагулина Наталья Львовна начальник центра качества и НО УП.
Транксрипт:

Пилотный проект Е.Н.Ковтун Пилотный проект Федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки ВПО «Филология» XX Пленум Совета по филологии УМО по классическому университетскому образованию сентября 2007 г., г. Белгород

Раздел I. Общая характеристика Федеральных образовательных стандартов ВПО третьего поколения В разделе использованы материалы презентации «Об эволюции государственных стандартов в системе высшего профессионального образования в России» Исполнительного директора Ассоциации классических университетов России Е.В.Караваевой

Государственные образовательные стандарты введены в России в 1992 году федеральным законом «Об образовании» и предназначены для обеспечения: качества высшего профессионального образования; единства образовательного пространства Российской Федерации; объективной оценки деятельности образовательных учреждений, реализующих образовательные программы ВПО; признания и установления эквивалентности документов иностранных государств о высшем профессиональном образовании.

Динамика изменения академических свобод вузов Российской Федерации в формировании программ подготовки Типовые учебные планы СССР (1988 г.) Первое поколение ГОС ВПО ( гг.) Второе поколение ГОС ВПО (2000 г.) Проекты новых ФГОС ВПО (2007 г.) ~ 12 % (от объема основной образовательной программы) %20-40 %30-50 %

Внешние факторы, вызвавшие необходимость смены парадигмы стандартизации в российском образовании: 1)Вступление России в «Болонский процесс» с целью вхождения в общеевропейское образовательное пространство (2003 г.). Требования Болонского процесса: Единая СИСТЕМА УРОВНЕЙ и ступеней образования (бакалавр – магистр – доктор) Классификация национальных ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ и соотносимых с ними академических степеней и КВАЛИФИКАЦИЙ в соответствии с Европейск ой рамк ой квалификаций (ЕРК) Компетентностный подход и использование системы ECTS для создания учебных программ

2)Принятие Правительством Российской Федерации «Приоритетных направлений развития образовательной системы РФ» (2004 г.), в которых объявлен курс на: законодательное введение и укрепление двухуровневой системы образования (бакалавр, специалист или магистр), введение отдельного Перечня специальностей для непрерывной (моноуровневой реализации) кредитно-модульное построение образовательных программ

Летом 2006 г. Минобрнауки РФ представило на рассмотрение Правительства новые законодательные инициативы: Концепцию проекта Федерального закона «О внесении изменений в ФЗ «Об образовании» и в ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта) Законопроект «О внесении изменений в в ФЗ «Об образовании»и в ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (в части установления уровней высшего профессионального образования)

Последние события: 4 июля 2007 г. законопроект «О внесении изменений в в ФЗ «Об образовании» и в ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (в части установления уровней высшего профессионального образования) прошел второе чтение в Госдуме. 10 сентября 2007 г. Госдумой в первом чтении принят проект ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации (в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта)».

Реализация уровневого ВПО в Российской Федерации в рамках действующих законов лет специалист 530 специальностей ВПО Общее среднее (полное) образование Годы обучения 120 направлений подготовки ВПО 4 года бакалавр 2 года магистр 2 года магистр 1 год специалист 4 года бакалавр

Предлагаемая двухуровневая структура ВПО в соответствии с проектом нового закона Направления подготовки ВПО по перечню, утверждаемому Минобрнауки России Общее среднее (полное) образование Годы обучения Бакалавр 4 года Магистр 2 года Специалист Не менее 5 лет Специальности (моно) по перечню, утверждаемому Правительством РФ

1.ФГОС-3 разрабатывается по направлению подготовки в целом (направление подготовки рассматривается как совокупность образовательных программ различного уровня и типа, объединяемых на базе общности их фундаментальной части). 2. Макет ФГОС-3 не предусматривает деления на федеральный, национально-региональный и вузовский компоненты. 3. Требования к результатам освоения ООП подготовки бакалавров (магистров, специалистов) устанавливаются в форме компетенций (систематизация компетенций аналогична принятой в европейском проекте TUNING) Принципы формирования Федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения (макет ФГОС утвержден Коллегией Минобрнауки России в феврале 2007 г.)

ФГОС ВПО Общие вопросы, словарь терминов Характеристика направления подготовки Требование к результатам освоения ООП ( в виде КОМПЕТЕНЦИЙ) и к структуре ООП отдельно для: - бакалавров - магистров - специалистов Общие требования к условиям реализации ООП Структура ФГОС-3

КЛЮЧЕВАЯ ПРОБЛЕМА ФГОС ВПО – формирование требований к результатам освоения ООП в терминах компетенций ЗНАНИЯ В ОПРЕДЕЛЕННОЙ ОБЛАСТИ УМЕНИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ЗНАНИЙ ЛИЧНОСТНЫЕ, МОТИВАЦИОННО- ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА К О М П Е Т Е Н Ц И Я Компетенция – комплексная характеристика готовности выпускника применять знания, умения и личностные качества в стандартных и изменяющихся ситуациях профессиональной деятельности

4.Вместо требований к обязательному минимуму содержания ООП устанавливаются требования к их структуре. Циклово-модульная структура ООП ориентирована на результаты обучения и должна иметь четкую связь с компетенциями, которые формируются у обучающихся. 5. Трудоемкость ООП устанавливается в зачетных единицах (аналог кредитов в европейской системе ECTS). 6. В качестве обязательной технологии при проектировании ФГОС ВПО и ООП вводится требование формирования устойчивого и эффективного социального диалога высшей школы и сферы труда. Принципы формирования Федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения (продолжение)

Особенности ФГОС Направление подготовки Цели воспитания и обучения Разработка совместно с работодателями Ориентация на результаты обучения Компетентностный подход Трудоемкость ООП в зачетных единицах Базовая часть: Б – не более 50% М – не более 30% С – не менее 70%

Ближайшие задачи российской системы ВПО: Поэтапное формирование проектов ФГОС и Перечней направлений подготовки и специальностей для непрерывной реализации; Создание системы внутренних «эталонов» качества ООП, разработка примерных основных образовательных программ (силами УМО или образовательно-профессиональных ассоциаций); Совершенствование системы контроля качества ООП в условиях расширения академических свобод вузов (введение системы общественно- профессиональной аккредитации ООП вузов наряду с государственной); Утверждение Положения «О порядке разработки, реализации и оценки качества многоуровневых образовательных программ ВПО в вузах России»

Раздел II. Логика работ над проектом ФГОС-3 по направлению подготовки «Филология»

Задача 1. Анализ требований рынка к выпускникам факультетов филологического профиля вузов РФ, получение данных о трудоустройстве и карьере выпускников значительная «непрофильная» занятость вчерашних студентов; падение конкурса при поступлении на филологические факультеты

Задача 2. Обоснование необходимости и правомочности существования направления подготовки «Филология» в современной российской образовательной практике; Отграничение направления «Филология» от иных гуманитарных направлений на основе выделения его «содержательного ядра»

Задача 2. определение минимального набора теоретических дисциплин (профессиональных и «поддерживающих»), образующих «ядро» образования по каждому из направлений разработка гибких схем дополнения «ядра» различными прикладными, рыночно ориентированными компонентами (как в магистратуре, так частично и на уровне бакалавриата)

Образовательные траектории Отечественная филология Русский язык как иностранный Литературная критика и редактирование Теория и практика коммуникации другие БАКАЛАВРИАТ магистратура

Задача 3. Составление на основе «содержательного ядра» обобщенной профессиональной характеристики филолога с учетом современных требований рынка, уровня развития цивилизации и опыта российской и европейской систем образования

Задача 3. Филолог интерпретируется как специалист, подготовленный ко всем видам работ с различными типами текстов (включая и устные, и виртуальные) - точнее говоря, обученный созданию, интерпретации (анализ языковой и литературной информации), трансформации (корректура, редактирование, комментирование, систематизирование, обобщение, реферирование и аннотирование) и распространению (осуществление в разнообразных коммуникативных ситуациях устной и письменной коммуникации, как межличностной, так и массовой, в том числе межкультурной и межнациональной) различных типов текстов (устное выступление, обзор, аннотация, реферат, докладная записка, отчет и иные документы; официально-деловой, публицистический, рекламный текст и т. п.).

Задача 3. Создание обобщенных «портретов квалификаций» (профессий) филолог – это: «научный работник» «преподаватель» «референт» «редактор» «переводчик» «работник в сфере коммуникации» и т. д.

Задача 4. соотнесение квалификаций (профессий), существующих на современном рынке труда, с профессиональными ситуациями и задачами, ожидающими выпускников «должность» - «дело» описание спектра профессиональных ситуаций, в которых способен реализовываться выпускник (виды деятельности), и формирование списков задач, которые решает выпускник в данных профессиональных ситуациях (задачи деятельности)

Задача 4. составление компетентностной модели выпускника распределение компетенций по уровням ВПО (бакалавр – магистр по профессии – магистр с присвоением степени)

Задача 4. Пояснение: Признано целесообразным при разработке ФГОС–3 предусмотреть гибкую схему подготовки филологов по моделям 4+1 (бакалавриат и одногодичная магистратура) и 4+2 (бакалавриат и двухгодичная магистратура). Предполагается, что одногодичная магистратура будет иметь как правило более практикоориентированный характер, тогда как двухгодичная сохранит привычную научную и педагогическую направленность

Задача 5. разработка на основе «портретов квалификаций» структуры образовательных профилей в рамках направления подготовки «Филология» соотнесение с ними профилизаций в рамках бакалавриата Филология Отечественная филология Зарубежная филология

Задача 6. Соотнесение формируемых у обучающихся компетенций (как профессиональных, так и универсальных) с отдельными дисциплинами и группами (модулями) дисциплин образовательной программы. Распределение учебной нагрузки между циклами дисциплин образовательной программы; выражение учебной нагрузки в кредитных (зачетных) единицах; выработка требований к условиям реализации образовательных программ по отдельным профилям подготовки, в том числе создание системы оценочных средств, позволяющих отслеживать формирование компетенций

Раздел III.

ФГОС-3 по направлению ФИЛОЛОГИЯ Объект профессиональной деятельности: Вид профессиональной деятельности: художественная литература (отечественная и зарубежная) с учетом общих законов ее создания, а также закономерностей развития и бытования в различных странах и регионах; научно- исследовательская

Задача профессиональной деятельности бакалавр анализ и интерпретация на основе существующих научных концепций отдельных литературных явлений и процессов, художественных произведений и иных типов текстов с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов; устное, письменное и виртуальное (размещение в информационных сетях) представление материалов собственных исследований магистр (2 года) самостоятельное исследование основных закономерностей функционирования фольклора и литературы в синхроническом и диахроническом аспектах; изучение устной и письменной коммуникации с изложением аргументированных выводов; участие в работе научных коллективов, проводящих исследования по широкой филологической проблематике

Компетенции, необходимые для выполнения задачи: профессиональные: универсальные: знание литературы в ее историческом развитии и современном состоянии (КТК-3); понимание закономерностей литературного процесса, художественного значения литературного произведения в связи с общественно-литературной ситуацией и культурой эпохи (КТК-4); способность приобретать новые знания, используя современные образовательные и информационные технологии (ОНК-3); способность собирать, обрабатывать и интерпретировать с использованием современных информационных технологий данные, необходимые для формирования суждений по соответствующим социальным, научным и этическим проблемам (ОНК-4);

Компетенции, необходимые для выполнения задачи (дополнительные по отношению к компетенциям бакалавра): профессиональные: универсальные: знание современной научной и образовательной парадигмы в области филологии и представление о динамике развития избранной отрасли науки (УТК-1); свободное владение фундаментальными филологическими знаниями, необходимыми для решения научно-исследовательских и научно- производственных задач в области филологии (УТК-2); способность самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения (УНК-3); способность порождать новые идеи (креативность) (СК-1); 2 года

ФГОС-3 по направлению ФИЛОЛОГИЯ Объект профессиональной деятельности: Вид профессиональной деятельности: различные типы текстов – как письменных, так и устных, и виртуальных (включая гипертексты и мультимедиа); производственно- прикладная

Задача профессиональной деятельности бакалавр создание на основе стандартных методик и действующих нормативов различных типов текстов (устное выступление, обзор, аннотация, реферат, докладная записка, отчет и иные документы; официально-деловой, публицистический, рекламный текст и т. п.); ведение документации в учреждении или на предприятии; доработка и обработка (корректура, редактирование, комментирование, систематизирование, обобщение, реферирование) различных типов текстов; подготовка обзоров; магистр (1 год) квалифицированная интерпретация различных типов текстов, в том числе раскрытие их смысла и связей с породившей их эпохой, анализ языкового и литературного материала для обеспечения преподавания и популяризации филологических; квалифицированная трансформация различных типов текстов (изменение стиля, жанра, целевой принадлежности текста и т. п.), в том числе создание на базе трансформируемого текста новых текстов; продуцирование самостоятельных, обладающих смысловой, эстетической и практической ценностью словесных конструктов – деловой документации, рекламных, пропагандистских, публицистических и др. текстов, сценариев информационных кампаний и т. п.; планирование и осуществление публичных выступлений с применением навыков ораторского искусства

Компетенции, необходимые для выполнения задачи: профессиональные: универсальные: владение методами и приемами анализа и интерпретации различных типов и видов текстов (ТПК-6); владение методами и приемами обработки и трансформации различных типов и видов текстов (ТПК-7); владение методами и приемами создания разных типов и видов текстов (ТПК-8); способность собирать, обрабатывать и интерпретировать с использованием современных информационных технологий данные, необходимые для формирования суждений по соответствующим социальным, научным и этическим проблемам (ОНК-4); способность использовать навыки работы с информацией из различных источников для решения профессиональных и социальных задач (ИК-5),

Компетенции, необходимые для выполнения задачи (дополнительные по отношению к компетенциям бакалавра): профессиональные: способность использовать углубленные специализированные профессиональные теоретические и практические знания для самостоятельной научно- исследовательской и практической деятельности (ТПК-1); владение навыками творческого использования полученных знаний и умений в профессиональной сфере (ТПК-2); умение ставить и решать на основе имеющихся данных прикладные задачи, связанные с использованием языка и литературы в процессах образования, коммуникации и управления (ТПК-3); 1 год

Пилотный проект Е.Н.Ковтун Пилотный проект Федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки ВПО «Филология» Пленум Совета по филологии сентября 2007 г., г. Белгород